Для чего нужен куратор в колледже
Организация кураторской деятельности в колледже
ПОЛОЖЕНИЕ О КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СГПК
1. Общие положения и принципы кураторской деятельности
1.1. Кураторство – одна из форм воспитательной работы, выполняемой работниками в рамках их должностных обязанностей, предусмотренных индивидуальным планом.
1.2. Куратор в своей работе руководствуется Законом об образовании, Уставом СГПК, локальными нормативными документами администрации колледжа, настоящим Положением.
1.3. Куратор выполняет свои функции, руководствуясь принципами личностно-ориентированной образовательной среды, и действует на основе партнерских взаимоотношений со студентами, прилагая максимальные усилия для успешной академической и социальной деятельности обучающихся.
1.4. Назначение кураторов в учебных группах 1 и 2 курсов очной формы обучения является обязательным.
1.5. На отделении за организацию работы кураторов несёт ответственность заведующий отделением, осуществляя постоянный контроль и оказывая кураторам необходимую помощь.
1.6. Общее руководство работой кураторов в колледже осуществляет сотрудник, которому поручено выполнение работы по организации кураторской деятельности в институте (ежегодно назначается приказом директора колледжа).
1.8. В целях методической поддержки кураторов ежегодно организуется повышение квалификации кураторов в области современных образовательно-воспитательных технологий, психологии личности, социальной и возрастной педагогики и 6 психологии, обмен опытом работы кураторов (конкурсы, семинары, конференции, круглые столы).
2. Цель и задачи кураторской деятельности Целью кураторской деятельности является обеспечение условий для успешной академической и социальной деятельности студентов, их личностного роста и профессионального развития. Задачи:
2.1. Оказание помощи студентам в период адаптации в сузе.
2.2. Формирование у студентов необходимых профессиональных и общекультурных компетенций в рамках кураторской деятельности.
2.3. Участие в создании условий и оказание помощи студентам в сохранении физического и психического здоровья.
2.4. Помощь в самореализации личности студента, повышении интеллектуального, духовного и нравственного потенциала.
2.5. Привитие студентам ценностей и норм корпоративной культуры СГПК, патриотичного отношения студентов к стране и Сыктывкарскому гуманитарно-педагогическому колледж им. И.А. Куратова, толерантного отношения к представителям других национальностей.
2.6. Формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии.
2.7. Информирование и активное вовлечение студентов в различные направления внеучебной деятельности.
Права куратора
3.1. Куратор студенческой группы имеет право:
— посещать все виды учебных занятий группы;
— запрашивать информационные материалы и у преподавателей о состоянии учебы и дисциплины студентов группы для реализации возложенных на него задач;
— участвовать в обсуждении и решении вопросов, касающихся курируемой учебной группы или отдельного студента, на всех уровнях;
— рекомендовать кандидатуры студентов на должность старосты группы и в органы студенческого самоуправления;
— проводить анкетирование студентов в своих группах;
— участвовать в решении вопросов о назначении студентов на социальную стипендию, об оказании материальной помощи и предоставлении им общежития;
— вносить предложения по улучшению учебной, воспитательной, научно-исследовательской работы, укреплению здоровья студентов;
— самостоятельно выбирать формы и методы педагогической работы с группой, не противоречащие профессиональной этике, правовым актам РФ и настоящему Положению.
3.2. Кураторы академических групп 1 курса имеют право участвовать в конкурсе «Лучший куратор года» в соответствии с утвержденным директором Положением.
3.3. За достижение высоких результатов в кураторской деятельности, высокие показатели группы в учебной, научной и общественной работе куратор по представлению своего института может быть выдвинут в установленном в колледже порядке к различным формам поощрения.
4. Обязанности куратора Куратор обязан:
4.1. Содержать в порядке документацию по кураторской деятельности, в том числе составлять и представлять к утверждению план работы в начале каждого семестра, своевременно обновлять информацию о курируемой группе в папке рабочего места и представлять отчет по окончании каждого семестра.
4.2. Регулярно посещать собрания Совета кураторов.
4.3. Повышать уровень гуманитарных и педагогических знаний, посещать лекции и семинары, организуемые для кураторов колледжа.
4.4. Осуществлять мониторинг посещаемости и успеваемости студентов (текущей и рубежной).
4.5. Регулярно проводить часы куратора в соответствии с утвержденным планом работы (информировать студентов об основах жизнедеятельности в СГПК, знакомить студентов с учебным планом, Правилами внутреннего распорядка колледжа, положениями об экзаменах и зачетах, о рейтинговой системе оценки знаний, положением о платных образовательных услугах, правилами проживания в общежитии и т.д.). Консультировать студентов по вопросам учебной и внеучебной деятельности, а также по вопросам взаимодействия с различными структурами колледжа.
4.6. Консультировать студентов по вопросам многоуровневой подготовки, выбора личной образовательной траектории, возможностей получения второго образования.
4.7. Проводить работу по участию студентов в олимпиадах, научных конференциях, конкурсах, культурных и спортивных мероприятиях подразделения.
4.8. Содействовать привлечению студентов к научно-исследовательской работе.
4.9. Сотрудничать со специалистами в разных сферах (здравоохранение, культура, спорт и т.д.), способными оказать помощь в организации профилактической работы в группе.
4.10. Направлять усилия на создание сплоченного коллектива группы, вести работу по формированию актива группы, оказывать помощь активу студенческой группы в организационной работе.
4.11. Содействовать развитию различных форм студенческого самоуправления.
4.12. Регулярно посещать студенческое общежитие, оказывать посильную помощь в решении жилищно-бытовых проблем студентов.
4.13. Поддерживать связь с родителями студентов.
Организация кураторской деятельности в колледже
5.1. Выполнение работы по организации кураторской деятельности в колледже может быть поручено сотруднику учебного отдела колледжа.
5.2. В круг обязанностей сотрудника, координирующего кураторскую деятельность в колледже, входит:
— разработка комплекта документации кураторской деятельности для своего колледжа и согласование его с администрацией (план работы Совета кураторов, план корректирующих мероприятий, план взаимодействия с психологической службой СГПК, критерии оценки деятельности кураторов и др.);
— обеспечение кураторов методическими материалами и пакетом документов колледжского уровня;
— поддержание связи с отделениями через представителя по воспитательной работе, администрацией колледжа
— через ответственного за воспитательную работу колледжа, администрацией колледжа
— через Совет кураторов СГПК, а также с представителями студенческих организаций и руководителями творческих и спортивных коллективов;
— организация контроля за своевременным заполнением и обновлением информации в папке рабочего места куратора не реже 1 раза в семестр;
— оказание индивидуальной помощи и поддержки кураторам колледжа в продвижении инновационных подходов в кураторской деятельности;
— ходатайство перед руководством колледжа о поощрении куратора за хорошую работу в группе либо о вынесении взыскания куратору при невыполнении им своих обязанностей;
— организация социологических исследований в колледже на предмет качества работы кураторов академических группах;
— организация совместно с кураторами учебных групп внеучебных мероприятий со студентами;
— проведение Совета кураторов колледжа не реже 1 раза в месяц.
Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа (из опыта работы)
Дата публикации: 28.07.2015 2015-07-28
Статья просмотрена: 9101 раз
Библиографическое описание:
Панова, В. Н. Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа (из опыта работы) / В. Н. Панова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 601-604. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21370/ (дата обращения: 21.12.2021).
В статье представлен опыт работы куратора со студентами первого курса колледжа. Рассмотрены функциональные обязанности и направления работы куратора, направленные на ускорение адаптации студентов.
Ключевые слова: куратор, студент, колледж, девушки, коллектив.
Современное образование нацелено на решение таких задач, как создание условий для повышения конкурентоспособности личности, обеспечение профессиональной и социальной мобильности, формирование кадровой элиты общества, основанной на свободном развитии личности. Сегодняшнему обществу необходимы специалисты, способные не только сосуществовать с окружающим миром, но и реализовывать свой внутренний потенциал в нём. Эту задачу выполняет и наш колледж. Студенты колледжа учатся 3 года. И самым главным является первый год учёбы. Вчерашние школьники оказываются в новых условиях. И это не только резкая смена окружающей социальной и психологической среды, новая система обучения и методика преподавания, причем с совмещением с профессиональными предметами, но и взаимоотношения в студенческом коллективе и с преподавателями, новые жилищно-бытовые условия. Именно на 1 курсе у студентов формируется отношение к учёбе, к будущей профессии, предопределяются жизненные принципы, продолжается процесс самооценки, самореализации. Поэтому важно своевременно прийти первокурсникам на помощь, то есть помочь им в адаптации. Данный процесс у каждого студента проходит по-разному и его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий.
«Процесс адаптации личности характеризуется самоопределением ее в коллективе, обретением «своего лица», реализацией индивидуальных возможностей. Наблюдающееся во время этого периода внутреннее неприятие окружения, отчужденность от него являются показателями не адаптивности, которая может привести личность к психической дискомфортности, подавленности, тревожности и к их следствию — снижению познавательной и общественной активности студентов» [1, с.5].
Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в колледже. К чему же приходится привыкать нашему студенту?
1. К учебному процессу, который отличается от школьного. Поскольку наряду с общеобразовательными предметами появляются и спецдисциплины и практические занятия по профессии.
2. К новому коллективу. Приходится ломать прежние стереотипы, стиль поведения. Им необходимо самоутвердиться, не «потеряться на новом месте». Многим хочется начать жить «с чистого листа».
3. На протяжении 1-го курса каждый пытается осознать свое призвание к избранной профессии.
4. К новым условиям жизни: более 60 % студентов — иногородние, и будут жить в общежитии. А это значит, что без родительского ока сами будут самостоятельно организовывать учебу, налаживать быт и свободное время.
Помимо прочего, учебная группа студентов первого курса — это пока еще не сложившийся коллектив. Из этой массы — 30 человек — надо создать коллектив, сплоченный коллектив девушек, в котором будет интересно и легко учиться. Ведь все они приехали из разных городов и деревень, из разных школ города и области. Спокойный психологический климат в группе, отсутствие склок, доброжелательность друг к другу помогут нам участвовать в совместных мероприятиях, спортивных соревнованиях. А это поможет девушкам быстрее адаптироваться в новом учебном заведении и в новой среде.
В решении возникающих проблем у первокурсников и создании из них коллектива роль куратора огромна.
В современном мире слово «куратор» используется во многих областях деятельности. В образовании оно появилось в конце 18 века. В Википедии и во многих словарях — «куратор» (от лат. curator — попечитель)
1) лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы;
2) в некоторых учебных заведениях — преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов) [2].
Кураторство — незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов, которая позволяет решать многие задачи в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение. [3, с.1]
В одном из словарей, есть такое определение слова «куратор» — «нянь». Наверное, это так. В школе эту работу выполняет классный руководитель. В колледже — куратор. Он первый человек, которому передают студента после торжественной линейки 1 сентября. И если куратор найдет общий язык со студентками, проявит себя как личность, тогда следующие 2 года будут успешными, спокойными и интересными. Куратор группы в колледже — это призвание. Могу с уверенностью сказать, что, завоевать авторитет бывает нелегко. Для успешного совершенствования личности студента, куратору необходимо быть профессионалом своего дела, быть общительным, иметь позитивное отношение ко всему, быть интересным человеком, вникать в молодежные проблемы, хорошо одеваться и даже иметь хорошую прическу и макияж. У нас учатся только девушки, а внешний вид у них на первом месте. Стараюсь изначально не допускать сюсюканья, быть требовательной и справедливой.
Работать куратором в колледже сложно, так как студенты приходят уже сформировавшимися личностями и, куратор должен строить свою работу, часто ломая стереотипы и приспосабливая девушек под свои идеалы. Куратору надо многое знать о студентах. И особенности состояния здоровья, семейные и бытовые условия их жизни, особенности характера, наклонности к отдельным предметам, курению и так далее.
Процесс знакомства начинается за неделю до начала занятий. Я стараюсь изучить личные дела студентов и пытаюсь запомнить их лица по фотографии. Первая встреча с группой начинается со знакомства с колледжем и общежитием. Эта экскурсия по кабинетам и мастерским, столовой и библиотеке даёт возможность детям почувствовать себя комфортно в учебном заведении. В этот же день провожу долгую беседу и рассказываю студенткам о соблюдении режима, о выполнении требований педагогов, о внешнем виде, о правилах курения на территории колледжа. К сожалению, к этим вопросам приходится возвращаться очень часто. В течение года приходиться уделять много внимания и посещаемости занятий, и успеваемости студенток, и обучению правилам достойного поведения и общения, и информированию о проводимых в колледже мероприятиях, и посещению общежития.
На первом уроке после «Дня знаний» я обязательно провожу анкетирование. Эта анкета помогает мне узнать у студенток имена родителей, опекунов, их телефоны, уточнить наклонности девушек, их интересы, узнать, какие обязанности они выполняли в школе. Это поможет мне к концу сентября определиться с активом группы. Ведь хороший староста в группе — такая редкость! «Правая рука» куратора поможет обеспечить на первых порах контакт со сложными девушками.
В сентябре, обычно через неделю после начала учебного года, провожу классный час «Расскажи нам о себе», где каждая девушка должна выйти и рассказать о себе, своей семье, из какой она школы, чем увлекается, каковы её планы на будущее. Такая дружелюбная обстановка снимает напряжение и способствует развитию доверия в группе и быстрой адаптации первокурсников, налаживанию контакта.
Индивидуальные беседы со студентками, родителями (чаще по телефону) позволяют узнать девчонок лучше и помогают скоординировать индивидуальную работу с каждой из них.
Очень помогают сплотить группу и сделать из неё коллектив различные спортивные соревнования и спортивные праздники. Практически ежемесячно проводятся спортивные соревнования по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий. В октябре и апреле, проходят «Дни здоровья». Куратор должен так построить работу, чтобы участие в этих праздниках было 100 %. Необходимо составить списки участия девушек в многочисленных конкурсах, придумать форму, эмблему, нарисовать газету. Совместная работа объединяет девушек и помогает раскрыть таланты детей. А такие общественно — культурные мероприятия, как «Посвящение в студенты», «Алло, мы ищем таланты», «Конкурс инсценированной военной песни» предоставляет возможность студенткам выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует их способностям. Такие мероприятия обеспечивают естественное вхождение в коллектив, освобождают студенток от страхов, неуверенности, создают благоприятный психологический климат.
Много времени приходится уделять куратору, чтобы привить первокурснику положительное отношение к профессии. Некоторые девушки выбирают профессию парикмахера, даже не подозревая, какие трудности их ожидают. Боязнь держать ножницы, брезгливость, неумение поддержать беседу с клиентом — приводят к тому, что они начинают сомневаться в правильности сделанного выбора. Это вызывает потерю интереса к учебе, снижает успеваемость, появляются прогулы и желание уйти из колледжа. Куратор должен (и делает это!) информировать студентов, убеждать, уговаривать, объяснять, привлекать к участию в профессиональных конкурсах, чтобы поддержать желание учиться. Порой, удивляюсь своей выдержке и терпению. Часто приходится беседовать с одним человеком десятки раз. Но это стоит того! Для того и придумали должность куратора — помочь молодым людям в трудных жизненных ситуациях. Наградой куратору в конце 1 года обучения станет дружная группа — коллектив, где я понимаю их, а они не подведут меня.
1. Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе и вузе: сб. ст. — Барнаул, 1973.
2. Политическая наука: словарь-справочник. Авт. и сост.: Санжаревский И. И. Изд.6-е, испр. и доп. Тамбов. 2014.
Роль куратора в современных условиях среднего профессионального образования
Автор: Винограденко Инна Сергеевна
РОЛЬ КУРАТОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по воспитательной работе
Винограденко Инна Сергеевна
Актуальность и значимость воспитательной работы в среднем профессиональном образовании в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается.
Сегодня под воспитательной работой понимают чаще всего внеучебную работу, то есть мероприятия, направленные на организацию досуга студентов. Преподаватели сняли с себя ответственность за воспитание студентов, что называется, самоустранились. В то же время закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Следовательно, воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеучебной работе, но и, прежде всего, в учебном процессе. В то же время, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, поскольку, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение. Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль как активного участника собственного образования еще не до конца осознана.
Неслучайно роль преподавателя, преподавателя-куратора студенческой группы в процессе обучения и воспитания молодежи в настоящее время важна и значительна, как никогда. Выступая в роли наставника молодежи, куратор призван помогать студентам адаптироваться в вузе, знакомить ребят с традициями университета в учебной, научной, спортивной и общественной деятельности.
Значение слова Куратор по Ефремовой:
Куратор в Энциклопедическом словаре:
Значение слова Куратор по словарю Ушакова:
Значение слова Куратор по словарю Даля:
Куратор м. опекун, попечитель; член конкурса над несостоятельным должником. Кураторовь, ему прнадлеж щ. Кураторский, к куратору относящ. Кураторство ср. должность, звание это; опекунство, попечительство.
Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу. От того, насколько куратор сам по себе личность, насколько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень многое. Работа куратора сегодня должна быть направлена на решение приоритетной задачи воспитания в СПО – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента.
Основными направлениями работы куратора являются:
— изучение и анализ данных о студентах, определение уровня их вос- питания, способностей и личных особенностей;
— постановка учебно-воспитательной цели и задач по ее реализации;
— совместное коллективное обсуждение программы жизни студенческого коллектива, составление планов культурно-массовой и воспитательной работы в группе;
— выявление трудностей адаптационного периода, помощь в решении учебных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов;
— формирование актива студенческой группы и помощь активу в организационной работе;
— сплочение учебной группы, создание в ней атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки, взаимопомощи и сотрудничества, творческого отношения к учебе;
— вовлечение студентов во внеучебную деятельность группы, учебного заведения;
— установление контактов с родителями и привлечение их по возможности к воспитательной деятельности в группе
Периодическое независимое анкетирование студентов курируемых групп с последующим анализом «Эффективность работы куратора академической группы». В процессе анкетирования ставится задача выяснить уровень и качество взаимоотношений куратора со студентами, отношение студентов к проводимой куратором работе в академической группе и налаживанию неформальных взаимоотношений с отдельными студентами, степень вовлечения куратором студентов во внеучебную деятельность,
Очень важно обеспечить включенность каждого студента в деятельность, что достигается с помощью создания соответствующей обстановки. Во-первых, целесообразно изменить традиционно сложившуюся организацию пространства учебного взаимодействия, организовать так общение, чтобы каждый имел возможность высказаться, принять участие в групповой работе. Во-вторых, куратору необходимо демонстрировать и проявлять крайнее внимание к высказыванию каждого студента, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. Особенность кураторской деятельности заключается в том, что куратор одновременно является и субъектом деятельности, и ее объектом. Это позволяет ему ставить перед собой личные цели саморазвития и достигать их в процессе деятельности. Эти цели связаны с формированием педагогических и управленческих способностей.
Стиль педагогического общения — индивидуальный с приоритетом демократического. Но необходимо владеть всеми стилями педагогического общения, гибко меняя их в зависимости от ситуации. Главное правило куратора “не навреди”.
1. Л.В.Кудашева «Роль куратора в формировании студенческого коллектива» // СПО (приложение), 2012. №1. С.152-155.
2. Е.П.Милойчикова «Об аспектах работы куратора учебного заведения среднего профессионального образования» // СПО (приложение), 2012. №3. С.83-86.
3. Н.И.Чуева «Проблема становления субъективности первокурсника в процессе социально – профессиональной адаптации» // СПО (приложение), 2012. №2.- С.118-126.
4. Н.И.Петрова «Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация» // Психологический журнал. 2003. №3. – С.116-120.
5. Е.Соловцова «Адаптация при обучении профессии» // Народное образование. 2004. №9.- С.202-207.
6. И.А.Зимняя «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
7. Т.П.Царапина, Т.А.Ульрих, И.В.Никулина «Эффективная организация кураторской деятельности», Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2010.-147с.
8. С. И. Рябцева Авторская концепция воспитательной работы куратора техникума [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 178-180.
Куратор в ВУЗе: кто он и зачем?
Все мы привыкли, что в школе есть классный руководитель, который следит за всем, что только возможно: успеваемостью, поведением, мероприятиями. При любом удобном случае связывается с родителями и передает им всю информацию. И это помимо того, что есть родительские собрания, а так же полноценная возможность следить за успеваемостью ребенка посредством сети Интернет.
Кажется, что в университете этого не будет, начнется свободная жизнь без тотального контроля. Но вот, первого сентября, группу знакомят с непонятным человеком, именуемым куратор. Кто-то забывает его уже на следующий день, а некоторые вспоминают диктаторские школьные времена, когда все под контролем, и присутствие этого человека, мягко говоря, надоедает и даже раздражает.
Конечно же, возникает множество вопросов:
Кроме того, куратор помогает адаптироваться к условиям конкретного вуза, например, в элементарном: расположение корпусов, аудиторий, библиотек, кафедры, деканата и проч..
Так же немало усилий возложено на куратора со стороны деканата и кафедры. Часто случаются конфликты, в которых староста не в силах ни на что повлиять. Именно в этот момент помощь куратора будет необходима и на кафедре, и в деканате, так как он сотрудник вуза, то имеет больший авторитет, чем простой студент. А, следовательно, решение проблем, которые нередко случаются в стенах ВУЗа, можно найти именно с помощью куратора.
Хотелось бы отметить, что всех кураторов можно разделить на три группы:
Стоит отметить, что кураторы, о которых забывают на следующий же день, как правило, работают в ВУЗах и на специальностях, которые далеки от гуманитарных наук. Эти люди не обладают психологическим или педагогическим образованием, что мешает им наладить контакт с доверенной ему группой.
Более того, при наличии личных проблем у студента, связанных с состоянием здоровья или семейными ситуациями, которые могут повлиять на успеваемость в учебном процессе, следует сообщать куратору. Он обязательно даст совет о том, каким образом поступить в конкретной ситуации, чтобы не нанести большого ущерба процессу образования. Конечно же, такие факты можно сообщать лично, но все-таки не следует злоупотреблять просьбами о помощи.
Таким образом, наличие куратора у группы – это положительный момент, а вовсе не очередная попытка установления контроля.
Именно с помощью этого человека может быть решена любая спорная ситуация, произошедшая в стенах ВУЗа.
Записаться бесплатно
Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!