Для чего нужен логопед в доу
Организация логопедической работы в ДОУ по рекомендациям ФГОС
Логопед составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем указаны необходимые задачи и методы устранения речевых проблем. Это поможет повысить эффективность обучения.
Организация логопедической работы в ДОУ
Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:
Первый визит к логопеду
Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ.
Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:
Для чего нужен логопед в детском саду
Вот чем занимается логопед в детском саду:
Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни.
Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:
Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС
ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.
ФГОС направлен на осуществление принципов:
При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.
Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы
Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:
Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.
Важно! В игровой форме воспитатель вызывает интерес к буквам, укрепляет отношения в группе, расширяет кругозор, увеличивает словарный запас. Упражнения проходят с использованием дидактического материала, книг, игрушек.
Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ
Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.
Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.
Педагогическое кредо учителя-логопеда
Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.
Гимнастика для улучшения речевой функции
Расписание занятий логопеда в детском саду
Расписание занятий логопеда в детском саду можно узнать у администрации. Логопед должен работать по 20 часов в неделю всего 5 дней. График составляется с учетом времяпровождения детей.
Диагностика проблем происходит в сентябре и мае. На 1 ставку логопед за год может помочь не более 25 детям. Логопед может забирать детей для коррекции с любых занятий ДОУ (исключение – музыка и физкультура).
Актуальность своевременной диагностики нарушений речи у детей
Формирование речи ребенка происходит постепенно.
Важно! При обнаружении проблем следует дать согласие на логопедическое обследование в ДОУ. Ранняя диагностика и своевременная коррекция позволят избавить ребенка от психологических проблем. Они могут быть вызваны следствием непонимания сверстников, постоянных поправок родителей.
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС включает в себя материал, который способствует становлению процесса обучения. Она включает в себя разновидности подходов логопедической деятельности.
Виды логопедических занятий
Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений с детьми:
Все упражнения имеют свои цели:
Важно! Правильно организованные занятия дают большую вероятность на успех!
Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. При легких нарушениях логопедической системы назначают 3 раза в неделю по 15 минут. Перед логопедом стоит задача уделить внимание упражнениям, которые на групповых занятиях не получаются и не приносят нужного эффекта.
Во время занятий ученик должен научиться говорить определенный звук и закрепить это умение.
Важно! Материал, который изучают дети соответствует нормам и стандартам государственной образовательной педагогической программы.
Групповые занятия
Групповые занятия подразумевают занятия с детьми с одинаковой речевой проблемой. Занятия проходят в составе небольшой группы. Дошкольники могут практически испробовать изучение звуков в паре. Это может автоматизировать исследование проблем детей на фоне сравнения логопедом.
Фронтальные занятия
Во время проведения фронтальных занятий принимает участие вся группа учреждения. Фронтальные занятия по логопедии в старшей группе Коноваленко используются с дидактическим материалом. Задания рассчитаны на разный уровень подготовки детей.
Логопедическая карта обследования дошкольника
После осмотра логопед должен заполнить речевую карту по федеральной форме. В ее содержание включены данные о речи, слухе, дыхании, заикании, звукопроизношении, строении артикуляционного аппарата, моторике. Логопед делает заключение на основании изложенных проблем.
Данные детей с ОНР передаются в логопедическую карту обследования школьника. Учащиеся тоже должны проходить профессиональное обследование речи. Их оценивают еще и по чтению учебника.
Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ
Перед обследованием малыша родители должны подписать заявление на согласие об исследовании. После этой процедуры родитель будет проинформирован в полной мере о состоянии своего малыша. Эта информация не разглашается посторонним. Логопед в свою очередь обязан продумать план лечения при обнаружении проблем и дать рекомендации. Родитель должен обеспечить сопровождение малыша на занятия.
Занятия для развития мышления
Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка
После составления речевой карты продумывается план лечения. В нем указаны все процедуры, необходимые для устранения дефектов. Открыв его, можно увидеть всю информацию о заключении.
В нем описаны необходимые занятия:
Дошкольная логопедия это важный элемент в жизни будущего школьника. Она поможет поставить речь, научиться произносить звуки правильно. Это избавит будущего ученика от психологических проблем в школе.
Логопед в детском саду
Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен логопед в детском саду. А родителям детей, имеющих речевые нарушения, пришлось тесно соприкоснуться с наукой логопедией и познакомиться со специалистами этой области.
Какие же функции выполняет логопед в детском саду? Логопед в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого развития. Чаще всего это происходит в начале учебного года, используются специальные протоколы обследования, изучается медицинская карта ребенка, проводится опрос родителей, при необходимости логопед может направить ребенка на консультацию к лор – врачу, окулисту, неврологу, сурдологу, дефектологу.В идеальном варианте заключение о речевом развитии ребенка ставится коллегиально: логопедом, психологом и неврологом. А после этого логопед, учитывая особенности психики ребенка, тяжесть речевого деффекта, подбирает программу коррекции речи.
Программа коррекции речи осуществляется поэтапно, и в большинстве случаев,включает в себя :
— формирование правильного речевого дыхания,
— развитие фонетического восприятия,
— нормализация речевой моторики,
-коррекция нарушения звукопроизношения,
— преодоление нарушения и развитие лексико-грамматической стороны речи,
— развитие связанной речи.
Если ребенок успешно усваивает и выполняет программу коррекции речи, то в дальнейшем логопед обучает его элементам грамоты, подготавливает к обучению в общеобразовательной школе. Длительность коррекционной программы зависит от тяжести речевого нарушения, психологического и неврологического статуса ребенка, от профессионализма логопеда. Каждое занятие, которое проводит логопед в детском саду, представляет собой целый комплекс игр и упражнений, а также различных видов гимнастик и массажей для язычка детей. На занятиях логопед использует игрушки, картинки, музыкальные инструменты и много разнообразного дидактического подсобного материала. А самый главный атрибут занятий – это зеркало, перед которым выполняются большинство заданий. Есть у логопеда и логопедические инструменты – зонды для массажа и постановки звуков. Логопед в детском саду регулярно проводит не только фронтальные (занятия со всей группой, но и подгрупповые и индивидуальные занятия.
Какие же речевые нарушения исправляет логопед в детском саду?
1.Нарушение устной речи:
-дислалия (косноязычее) – нарушение звукопроизношения принормальном слухе и сохранненой иннервации речевого аппарата;
-дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата;
-ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата;
-заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
-брадилалия – патологически замедленный темп речи;
-алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Кроме проблем с устной речью, дети страдают нарушением письменной речи, которое корректируется уже в школе.
2.Нарушение средств общения:
-ФНР – фонетическое недоразвитие речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.Такие расстройства могут проявляться:
• в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
• в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т. д.
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т,чаще всего нарушаются:
-свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары, Ц;
-шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ;
-сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары);
-заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары).
Чаще всего детей с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.
Фонема — минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема имеет основной вариант — звук,находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
• трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
• при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
• невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления,характеризующие ФФНР:
1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т. е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка».
2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т. е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.
3. Смешение звуков, т. е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т. е. один звук, не в слоге или слове, но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.
-ОНР – общее недоразвитие речи. Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т. д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связная речь – умение рассказывать и пересказывать.
Для детей с ОНР характерно:
•более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;
• речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;
• экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
• речь детей с ОНР малопонятна.
Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.
И в завершении своей работы, хотелось бы сказать, что родители играют не менее важную роль в речевом развитии детей. Поэтому кроме занятий с ребенком логопед в детском саду проводит консультирование родителей, во время которого родителям объясняет дефект речи ребенка, обучает необходимым приемам и упражнениям для домашних занятий.
Спасибо за внимание!
Автоматизация звука[ Л] в игровых упражнениях Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой. К 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает.
Заботливым родителям о работе логопеда в детском саду в условиях логопункта ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ О РАБОТЕ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ САДУ Уважаемые родители! С детьми Вашей группы работает логопед Добрынина Эльвира.
Логопедические занятия для детей, их важность в развитии. Когда и почему нужно вести ребенка к логопеду.
Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов.
Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи
Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:
Совет
Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту.
Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:
В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда
Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз:
С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией.
Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога.
В каких случаях нужна консультация невролога
В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога.
Совет
Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.
Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения
Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:
В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2—3 занятий до нескольких месяцев.
Как проходят занятия и какие инструменты используются
Из чего состоит обычное логопедическое занятие:
Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.
Совет
Хорошо, если у ребенка будет личный набор зондов. Перед применением необходимо провести их стерилизацию.
Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры
Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2—3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15—20 минут. Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается.
Примерные занятия по изучению звуков:
Рекомендуется выполнять общую артикуляционную гимнастику. Упражнения делаются 10—15 минут перед зеркалом. Каждое задание выполняется 5 раз:
Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук.
Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться.
Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить в игровой форме каждый день утром и вечером. Ребенок должен быть в хорошем настроении.
Какие домашние задания дают логопеды
Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.
Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:
Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.
Консультация «Для чего нужны занятия с логопедом»
Логопед – это квалифицированный специалист, который занимается выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением. Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Логопед помогает понять родителям, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа, так же объясняет необходимость выполнения домашнего задания и закрепления достигнутого на занятиях дома.
Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка и поэтому не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту!
Своевременно оказанная помощь поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным и сэкономит ваши нервы.
У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов
речи. Поэтому, при первых признаках нарушений в речи вашего ребенка, необходимо
незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту – логопеду. Логопед не только «поставит» звуки и введет их в речь, но и будет заниматься развитием у ребенка внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения, мышления, обогащением словарного запаса, развитием общей и мелкой моторики.
Красивая правильная речь позволяет ребёнку достигнуть больших успехов в обществе и почувствовать себя счастливым. Так же, существует ошибочное мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Но это может быть лишь в том случае, если к 5-ти годам в речи ребенка остаются несформированными (или нарушенными) лишь 1-2 звука (чаще звуки [Р], [РЬ], [Л], реже [Ш], [Ж], [Ч], и все остальные стороны речи развиты в соответствии с возрастом. К сожалению, большинство речевых нарушений не поддается самостоятельному исправлению.
Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста и чем раньше будет выявлен дефект, тем легче его можно исправить. Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.
Индивидуальные занятия с логопедом обычно проходят 2 раза в неделю в логопедическом кабинете. Длительность логопедического занятия с ребенком зависит от возраста ребенка, его особенностей, составляет от 20 до 30 минут (в соответствии с требованиями САНПИНа)
Для чего нужны комнатные растения в детском саду? В детском саду ребенок проводит большую часть дня. Родителям и педагогам хочется чтобы там было уютно и комфортно. Комнатные растения вносят.
Для чего нужны настольные игры в детском саду? Развиваемся играя!. Вот такой девиз у меня на занятиях в кружке «Развивайка» Дети младшего дошкольного возраста с большим интересом собирают.
Консультация «Для чего нужны пальчиковые игры» Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмо-ванных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками.
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Для чего животным нужны хвосты?» Цель: обобщить и закрепить знания детей о том, какую роль играет хвост в жизни животного; упражнять в употреблении простых и сложных предложений;.
Конспект занятия с аппликацией «Для чего нужны машины» Программные задачи О: Рассказать о том, что машины – помощники людей, вспомнить некоторые виды транспорта; учить детей аккуратно вырезать.
Консультация для родителей «Для чего нужны чистоговорки? И зачем» в подготовительной группе Консультация для родителей «Для чего нужны чистоговорки? И зачем» Я отнесла больше к подготовительной группе,так как с ними логопед начинает.
Консультация для родителей дошкольников «Загадки. Для чего они нужны?» Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы:Что? Откуда?Зачем? Из чего сделано?;и показывают разные грани предмета:.
Для чего нужны лэпбуки? Лэпбук (lapbook) – это самодельная книжка или папка, которая внутри содержит множество кармашков, книжек-раскладушек, конвертиков, окошек,.