Для чего нужен рупор
Для чего нужны рупора в автозвуке
Откуда взялась Эстрада
Итак, до появления акустических систем дальнего поля ( «ЭСТРАДЫ ») выбор был однозначным: обычные громкоговорители — компонентные, коаксиальные или широкополосные, плюс сабовое звено или без него. Все прекрасно понимали, чего от них ждать — звука, похожего на то, что вы слышите дома на своей аудиосистеме/музыкальном центре. Также было понятно, что чем выше цена, тем качество звука будет лучше и точка.
С появлением «эстрадной » акустики стал возможен выбор, а с выбором пришла новая информация, к сожалению, не всегда правдивая, точнее не всегда полная, как со стороны производителей, так и со стороны блогеров. Одним проще произвести то, что не поддается осмыслению (не нужны инженерные гении и большие ресурсы), а вторым проще показать это на видео, так как есть объективный фактор — громкость. Ее просто передать и просто записать разницу. За звание быть максимально громким изначально и началась «гонка вооружений», а субъективные же факторы, такие как качество звука и передача микро и макродинамики через микрофон айфона, на который обычно ведутся съемки, передать невозможно, и объяснить гораздо сложнее – необходимо быть до определенной степени профессионалом и открыть пару книжек или статей. Но те, кто снимают обзоры на эстраду, включая нас, редко упоминают о разнице между «эстрадными » и «обычными » динамиками, направленными на «качество звука». При этом обсуждают и сравнивают в этом ключе, что вводит в заблуждение многих любителей автозвука.
Пример: В видео обзоре сравниваются два образца «ЭСТРАДЫ »: один громче, а второй качественней. Зритель принимает решение — мне не нужна громкость, а нужно качество, и покупает в интернет-магазине тот комплект, который считается более качественным по мнению какого-то блогера. Ставит их в автомобиль, включает музыку и плюется, обвиняя во лжи и продажности блогера, снявшего обзор. А человек всего лишь не владеет полной информацией о том, что такое эстрадные акустика и с чем их едят.
Полной информации я вам не обещаю (очень большой объем), но тезисно и простым языком дам понимание того, какие бывают громкоговорители и как их выбрать.
Начнем с простой классификации. На данный момент в автозвуке существует два «типа »:
«Обычные динамики»
«Обычные динамики», которые все мы привыкли видеть и слышать у себя дома, или те, которые ставятся на заводе-производителе в авто. Они подразделяются на компонентные, коаксиальные, широкополосные. Также бывают отдельные компоненты: мидбасы, среднечастотные динамики и твитеры.
Эстрада И есть второй вид – это динамики дальнего поля, так называемая «ЭСТРАДА ». Такой тип акустики мы привыкли видеть в огромных мониторах на открытых площадках, на концертах, стадионах и тд. Оттуда они, собственно говоря, и пришли.
Отличие первых от вторых принципиальное. Классика направлена на правильность звучания внутри салона, то есть их задача как можно точнее воспроизвести музыкальный материал в максимально возможном для конструкции диапазоне частот. Простыми словами, воспроизводить музыку так, как она задумана — с правильным отношением баса, середины и верхних частот. На профессиональном языке это называется тональным балансом. Еще проще — там где должно «бумкнуть » — «бумкнет », а там где должно «цыкнуть » — «цыкнет ». Для этого у динамиков на «качество » соответствующая конструкция диффузора, подвеса, центрирующей шайбы, соответствующий ход движущей части и конечно же материалы.
Эстрадные же динамики, это акустические системы дальнего поля с экстремально высоким уровнем громкости на среднем и высоком диапазонах частот. Это никакое не чудо техники. Это всего лишь компромисс в пользу громкости. Другими словами, этот вид акустики не способен выдать добротный, жирный и глубокий бас и мидбас просто потому, что их конструкция изначально рассчитывалась таким образом, чтобы выжать из них максимальную громкость именно на том диапазоне частот, который наиболее важен для нашего восприятия. При этом я все-таки замечу, что данных вид акустики не предназначены для игры в малом закрытом пространстве Рельефность музыки, даже на средних частотах, начинает появляться слушателю только тогда, когда он находится сзади от автомобиля при его открытых дверях. Простыми словами — разборчиво и по-настоящему красиво эти динамики играют на улице, для чего они изначально и создавались.
Видео
Как и где установить
Производители рекомендуют устанавливать прибор как можно выше, ближе к ушам слушателя. Но часто этот вариант неудобен и установка твитеров реализуется исходя из обстоятельств.
Чаще акустику прикрепляют к уголкам зеркал — это гармонично вписывается в интерьер автомобиля и не вызывает неудобства из-за расположения.
Также твитеры устанавливают на приборную панель — способ можно реализовать своими руками с применением двустороннего скотча.
Существуют подиумы под твитеры — выбирают либо штатный, который поставляется вместе с пищалкой, либо изготавливают самостоятельно.
Устанавливаются твитеры 2 способами: они направляются на слушателя или производят диагональную установку. Это когда устройство справа направляется в сторону левого сиденья, а левый твитер — в сторону правого.
Реализация зависит от индивидуальных предпочтений, дизайна салона автомобиля и массы других вариантов — можно попробовать установить по-разному и протестировать оба варианта. Лучше подиум для твитеров изготавливать самому — результат получается качественнее.
История
Примечание. Именно тогда инженер основывает компанию по производству рупорной акустики, которая и по сей день является мировым лидером. Компанию назвали Клипш, а динамики такого типа «клипшами».
Рупорная акустика Клипш
Магическое звучание рупорных систем
Примечание. Именно по этой причине рупорная акустика используется в большинстве своем для воспроизведения СЧ и ВЧ, но если подобрать себе колонки побольше, то и НЧ будут воспроизводится на самом высоком уровне.
Примечание. Интересно, что в последнее время довольно часто встречаются динамики, где только излучатели ВЧ выполнены в виде рупора. К примеру, те же АС серии Клипш Референц выполнены по данному образцу.
Самодельная рупорная акустика
В последнее время среди производителей рупорной акустики хотелось бы выделить отдельно итальянскую компанию Зингали. Инженеры этой фирмы создали оригинальный рупорный излучатель, который одновременно воспроизводит СЧ и ВЧ, а при этом еще и красиво выглядит.
Литература
Нормативно-техническая документация
Назначение
В большинстве случаев рупорная акустика предназначена для воспроизведения средних и высоких частот, позволяя улучшить уже имеющуюся акустику. Лучший эффект достигается при использовании с сабвуфером (усилителем), воспроизводящим НЧ.
Дополняя и меняя компоненты аудиосистемы можно добиться требуемого звучания в автомобиле и рупоры – отличное оборудование, чтобы повысить качество музыки в авто.
Одно из популярных мест для подключения рупоров – передняя часть автомобиля. Рупора устанавливаются фронтально на стенке корпуса. Внутри образуется волновод, имеющий отверстие наружу.
Чтобы правильно подключить рупора к магнитоле требуется использовать конденсатор. Рекомендуется также проводить настройку звука, чтобы правильно распределить звучание и достигнуть максимального эффекта погружения.
Плюсы и минусы рупорной акустики в авто
На самом деле рупорная акустика появилась еще в начале прошлого столетия, когда городские улицы украсили столбы с громоздкими громкоговорителями. Однако с появлением аудиосистем, похожих на современные магнитолы, про рупорную акустику стали забывать. Ведь этот вариант больше подходил для озвучки на больших пространствах, а не для индивидуального прослушивания музыки.
Все остальные любители музыки по-прежнему выбирали традиционные акустические системы, так как производители этой аппаратуры шли в ногу с прогрессом и постоянно удивляли своих клиентов разработкой новых носителей, использующих самые современные технологии для усиления и обработки звука.
Однако время шло, а звучание традиционных аудиосистем так и не смогло заменить «живую» музыку. Поэтому в настоящее время рупорная акустика переживает свое второе рождение, а популярность этих акустических систем постоянно возрастает.
Удивляться этому не стоит. Ведь рупора наделяют традиционные акустические системы целым рядом преимуществ, среди которых:
Есть у рупорных аудиосистем и недостатки, самым главным из которых считается цена. Ведь качественная рупорная акустика изготавливается из дорогостоящих материалов и по определению не может стоить дешево. Кроме того, рупорные аудиосистемы, способные на высочайшем уровне воспроизводить низкие частоты, бывают довольно громоздкими.
Поэтому в автомобилях чаще используются компактные модели для воспроизведения ВЧ в диапазоне от 2000 до 20000 Гц. Такие рупора называются твитерами и используются совместно со штатными автомобильными динамиками.
Подключение
Установить дополнительное оборудование и изготовить подиумы – половина дела. Требуется подключить установленные устройства. Как подключить рупора через штатную магнитолу или динамики?
Когда подключение происходит напрямую к магнитоле (без усилителя) – требуется использовать конденсатор, являющийся фильтром для определённых частот. Он позволяет увеличить срок службы динамиков, но возможности его ограничены. При покупке нового оборудования конденсатор идёт в комплекте, но если его нет – требуется подобрать и приобрести его самостоятельно. Подключаются рупора напрямую к выводам магнитолы, но на плюсе должен быть установлен конденсатор.
Подключить рупора к динамикам можно так же, как и обычные колонки. Плюс подключается к положительному проводу (через конденсатор), а минус – к отрицательному.
Подключить рупора к усилителю можно по принципу обычных колонок, и различий в подключении нет. Сам усилитель устанавливается по схемам, указанным в инструкции к оборудованию. В большинстве случаев, подключение осуществляется специальными проводами (межблочными) к магнитоле, а затем проводятся силовые провода (питание). После этого подключаются акустические провода к колонкам или сабвуферу, соблюдая полярность.
Ещё один вид подключения – через кроссовер. Это устройство для разделения сигнала по частотам. Изготовлено чаще всего в виде отдельного блока и отлично подходит для подключения многокомпонентной аудиосистемы.
При подключении требуется соблюдать все требования безопасности.
Правила при установке
Устанавливая дополнительные или новые динамики, требуется соблюдать ряд правил, которые помогут повысить качество звука и исключить возможность короткого замыкания:
Соблюдая вышеописанные правила можно достичь самого высокого качества звучания и обезопасить проводку от короткого замыкания.
Итог: установить рупоры в автомобиль можно самостоятельно. Но если есть сомнения в собственных силах или нет специальных знаний, необходимых при установке – рекомендуется обратиться в специализированные автомастерские, чтобы автовладелец был полностью уверен в правильности установки, а звучание соответствовало всем ожиданиям.
Как выбрать рупорный громкоговоритель?
Рупорные громкоговорители – это специально созданные устройства для усиления голоса.
Если вам необходимо приобрести такое устройство, но вы о нём практически ничего не знаете, то эта статья именно для вас!
Громкоговорители рупорного типа
Громкоговоритель рупорного типа – одна из важнейших составляющих, необходимых для передачи и излучения (воспроизведения) различных звуковых сигналов в системах речевого оповещения, громкой связи и сигнализации. Сам рупор выглядит как труба с переменным сечением, то есть имеет узкое горло и широкое устье.
По ГОСТу Р 53575-2009 рупорный громкоговоритель – это пассивное электрическое акустическое преобразовательное устройство, которое состоит из излучающей головки и обладает определенной конструкцией корпуса, а также пассивными электро устройствами, такими как фильтры, трансформаторы, регуляторы и пр., и которое необходимо для излучения разнообразных звуковых сигналов в окружающую его среду.
Виды рупоров и их преимущества
Выделяют 3 вида рупорных моделей громкоговорителей:
Первый из них предназначен только для установки в помещениях, т. к. такие модели не отличаются высокой прочностью. Второй вариант смело можно устанавливать на улице и на производствах с высоким уровнем запыленности. А устройства особого назначения созданы специально для использования в средах с наличием взрывоопасных или агрессивны веществ.
Преимущества:
Особенности
Главными особенностями рупорных громкоговорителей являются:
Последняя в зависимости от конкретной модели может составлять как 50 метров, так и 600 метров.
Такие приборы созданы для работы в разном диапазоне частот. Но в основном используются лишь для передачи объявлений, реже – для фонового музыкального сопровождения (широкополосные модели).
Сейчас на российском рынке можно увидеть большой выбор устройств, начиная от простых любительских мегафонов и заканчивая профессиональными многофункциональными устройствами. Производители постоянно совершенствуют свою продукцию, разрабатывая и внедряя новые технологии.
Сферы применения
Без рупорных громкоговорителей не обходится ни одно массовое мероприятие. Они незаменимы на спортивных стадионах и концертных площадках, в торговых центрах и складских помещениях, на площадях и вокзалах, парках и улицах, в цехах и на производствах с высоким уровнем шумов.
При этом рекомендуется устанавливать их на высоте 4-8 метров от уровня земли, в зависимости от мощности устройства. Местом установки могут стать столбы, вышки, опоры, фасады зданий и т. д. Некоторые врезные модели монтируются на стенах или потолках.
Рупоры прекрасно справляются с работой и в таких местах, где повышен уровень запыленности, загазованности или где содержатся взрывоопасные смеси. Как правило, корпуса таких устройств отличаются высокой прочностью и стойкостью к коррозии и изготавливаются из полиамида (ABS-пластика) или алюминия.
В некоторых случаях громкоговорители рупорного типа устанавливаются в виде своеобразных кластеров, которые специальным образом объединяют в группы. И благодаря этому радиус озвучиваемой территории значительно увеличивается.
Чаще всего такую систему организуют для оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) и извещения населения о ГО и ЧС. Ведь речевой метод донесения информационных сообщений до людей позволяет снизить уровень паники и избежать неадекватных реакций, в отличие от тех же сирен и ревунов. Это дает возможность быстро принять оперативные эвакуационные меры. Поэтому грамотно подобранный рупорный громкоговоритель – одна из важнейших частей оповещения.
Принцип действия
Рупорные громкоговорители излучают звуковые волны через пред рупорную камеру и рупор в отличие от устройств прямого излучения (т. е. тех, которые передают звуковые волны напрямую в окружающую среду).
Благодаря этому увеличился уровень выдаваемой акустической мощности и КПД самого рупора. Например, КПД рупорной модели может достигать 25%, а устройства прямого излучения – 0,1 до 5-8%.
Воспроизведение низких частот
Но помимо плюсов есть и существенный недостаток, а именно узкая полоса воспроизведения звука. Причем как в области низких частот, так и в высокочастотной области.
Чтобы хоть какой-то обойти этот недостаток и добиться того, чтобы рупорный громкоговоритель смог с наибольшей эффективностью работать на низких частотах от 50 Гц, нужно чтобы рупор обладал:
Конечно, это приведет к увеличению размера самого устройства, но зато качество звука будет отличным.
Существует 2 метода, по которым производятся рупорные громкоговорители:
Как показывает практика, производители берут в основу площади поперечного сечения второй метод, даже вопреки тому, что такие приборы гораздо более сложно и трудоемко изготавливать. Однако именно эти модели обладают наиболее маленькими габаритами.
Конструктивные особенности
Те модели рупорных громкоговорителей, которые сейчас представлены на рынке и обладающие небольшими габаритами, способны воспроизводить частоты от 400-500 Гц. А модели с минимальной частотой 200 Гц встречаются гораздо реже.
Поэтому для того, чтобы решить проблему с воспроизведением низких частот, производители стали делить длину самого рупора на несколько частей (как правило, на 3 секции), которые потом нагружаются друг на друга. Благодаря этому становится меньше физическая длина корпуса громкоговорителя, причем пропорционально количеству этих самых секций.
Такая конструктивная особенность имеет название «сложенный рупор».Зачастую используется в кинотеатрах для воспроизведения звука в частотном диапазоне от 50 до 300 Гц.
Воспроизведение высоких частот
В рупорных громкоговорителях излучение высоких частот ограничивается неравномерностью параметра частот самого излучателя, его линейными размерами и инерционностью его диафрагмы. Это ограничивает максимально возможное воспроизведение до 5-9 кГц.
Зачастую громкоговорители рупорного типа эксплуатируются как самостоятельное устройства для звуковых сигналов в частотном диапазоне от 4 до 21 кГц.
Но самыми часто используемыми устройствами являются мегафоны, которые воспроизводят речевые оповещения в частотном диапазоне от 25 Гц до 9-10 кГц. Именно они устанавливаются в системах СОУЭ.
Технические условия по ГОСТ
Согласно ГОСТ Р 53033-2008 все рупорные громкоговорители подразделяются на 4 вида по своему предназначению.
К первой относятся устройства с наиболее высокими техническими характеристиками. Они используются там, где необходим высокий уровень качества воспроизведения звуковых сигналов. Причем это могут быть как открытые уличные объекты, так и различные помещения.Уровень чувствительности в данном случае равен не менее 100 Децибелам.
А к четвертой относятся модели рупоров, которые созданы для работы в крайне шумных объектах, например, на производствах. Уровень чувствительности в этом случае равен не менее 103 Децибелам.
Номинальное входное напряжение для всех четырех групп составляет 30 и 120 Вольт, а погрешность – до 20 Децибел. А номинальная входная мощность: 3/6/12/25/50 или 100 Ватт.
Также по ГОСТу прибор должен быть способен проработать без перерывов не менее 5 тысяч часов.
Если Вы решились приобрести рупорный громкоговоритель, то помните о том, что сначала необходимо определиться с задачами, которые будут возложены на рупор. От этого и будет зависеть выбор конкретной модели и стоимость.
Как установить (подключить) рупор к машинной магнитоле своими руками и что такое твитеры в акустике
Аудиоаппаратура современности воспроизводит весь необходимый диапазон частот. Этот фактор достаточен, чтобы слушать музыку, но эффекта присутствия слушателя на концерте нет. Приобретение рупора в машину исправит упущенное и предоставит качественный звук. Рупорная акустика устроена просто — динамик небольшого размера подключается к рупору, что существенно увеличивает громкость звука. Но нужно обратить на ряд факторов особое внимание — правильный выбор твитера из подходящего материала, особенности установки и подключение устройств.
Что такое твитеры и зачем они нужны
Рупорный твиттер — это небольшого размера динамик, способный воспроизводить звук высокой частоты. Приспособление, позволяющее существенно модифицировать звучание музыки, создавая эффект присутствия слушателя в зале. Нужны в машине для создания высокого качества звука. Отдельно покупать чаще смысла не имеет, так как работает только вместе с простыми колонками в среднем диапазоне звучания.
Какие лучше выбрать
Шелковые твитеры, как считалось ранее, обеспечивали наиболее лучший результат звучания. Но производимая продукция ряда брендов на практике доказала, что качества можно добиться и без применения шелка. В первую очередь играет роль чувствительность сабвуфера, дающее хорошее качество звука.
Шелк — мягкая ткань и звука удара по тарелкам не передает в достаточной мере. Кроме мягкости, материал обладает еще и вязкостью, из-за чего возникает большое внутреннее трение. Послезвуковые ощущения сильно теряются от этого и сложно разобрать, как в музыкальной композиции ударяют по тарелкам из разных металлов. Худший вариант — музыка по своему звучанию напоминает больше шипение, в лучшем случае — нет послезвуковых эффектов удара по барабанам или тарелке.
Для повышения качества звука шелк пропитывают специальным составом. Есть и преимущества — шелк хорошо переносит сырость, температурные изменения и справляется с большими нагрузками.
Также выбор зависит от типа музыки, которую слушает водитель — мягкая и плавная музыка не потеряет качества, более агрессивный металл или рок будет звучать хуже.
Выбор магнитолы для автомобиля нужно производить согласно следующим параметрам: в нем должны быть несколько выходов для подключения фронтальных, тыловых и дополнительных каналов и саба. Это позволит создать эффект живого присутствия при прослушивании музыки. Особенно нужно обратить внимание на показатель выходной мощности — он должен быть не менее 50W.
Как и где установить
Производители рекомендуют устанавливать прибор как можно выше, ближе к ушам слушателя. Но часто этот вариант неудобен и установка твитеров реализуется исходя из обстоятельств.
Чаще акустику прикрепляют к уголкам зеркал — это гармонично вписывается в интерьер автомобиля и не вызывает неудобства из-за расположения.
Также твитеры устанавливают на приборную панель — способ можно реализовать своими руками с применением двустороннего скотча.
Существуют подиумы под твитеры — выбирают либо штатный, который поставляется вместе с пищалкой, либо изготавливают самостоятельно.
Устанавливаются твитеры 2 способами: они направляются на слушателя или производят диагональную установку. Это когда устройство справа направляется в сторону левого сиденья, а левый твитер — в сторону правого.
Реализация зависит от индивидуальных предпочтений, дизайна салона автомобиля и массы других вариантов — можно попробовать установить по-разному и протестировать оба варианта. Лучше подиум для твитеров изготавливать самому — результат получается качественнее.
Как подключить
Пищалка воспроизводит звук от 3000 до 20 000 герц частотой и один из главных элементов стереосистемы. Магнитола имеет больший спектр частот от 5 до 25 000 герц. Пищалка при подаче низкочастотного сигнала, на которое она не рассчитана, может перестать функционировать корректно или сломаться окончательно.
Для повышения долговечности и надежности работы пищалки убирают низкочастотные звуки и модифицируют таким образом, чтобы на нее доставлялся только нужный диапазон звуковых частот.
Самый простой вариант реализации идеи — установка через конденсатор. Он пропускает низкочастотные сигналы менее 2000 Гц и является своеобразным фильтром, но с ограниченными возможностями. Конденсатор в акустической системе чаще уже имеется и приобретать его не нужно.
Исключения составляют те случаи, когда автовладелец купил бывшую в использовании магнитолу без конденсатора. Выглядит конденсатор как небольшая коробочка, на которую идет подача сигнала, либо он смонтирован на проводе или встроен в сам твитер. Диапазон частот зависит от вида конденсатора и при покупке необходимо удостовериться, что приобретаете нужный.
Главное — правильно подключить твитер прямо к динамику, расположенному в двери. Сторону положительного заряда твитера подсоединить к плюсу динамика через конденсатор, а минус — к минусу. Подключение рупоров производится аналогичным образом. Другой вариант — использовать кроссоверы для твитеров.