Для чего нужен сервер в школе
Школьный сервер. Часть 1. Задачи школьного сервера.
Эта запись открывает цикл постов на тему создания школьного сервера. Сначала рассмотрим теоретический аспект необходимости сервера в школе вообще и задач, которые возлагаются на него. Сразу оговорюсь, что в каждом образовательном учреждении могут быть свои потребности, своя структура сети, свои специалисты. Я беру лишь конкретный пример того, как это реализовал я. Надеюсь, это поможет другим людям не делать тех ошибок, которые пришлось преодолеть мне.
Первое, что необходимо сделать, это определить, для чего нужен сервер. По определению,
Сервер (SERVER) – высокопроизводительный персональный компьютер, выполняющий определенные функции обслуживания вычислительной сети.
Конечно, в простых случаях роль сервера может выполнять и обычный пользовательский системный блок. Но если планируется большая нагрузка, то без специализированного компьютера не обойтись.
Конфигурация нашего сервера:
Чтобы определиться с функциями сервера, нужно обратиться к “не образовательной” области, посмотреть, чем занимается сервер там.
К основным функциям сервера относят:
Последние три пункта без комментариев, поскольку реализовывать их в школе необходимости нет.
Все остальные пункты, так или иначе, вполне могут быть востребованы в школе. Сделаю тут одно замечание. В частном случае создание единого информационного пространства включает в себя и почтовый сервер, и централизованное управление доступом к информации. И реализовываться это будет именно таким образом.
Как видно, практически все функции сервера, реализуемые в коммерческих организациях, востребованы и в школе.
Школьный сервер. Часть 2. Выбор дистрибутива и ПО
Итак, Вы точно решили что сервер вам необходим, у вас есть необходимые технические средства. Что делать дальше? Ведь серверных ОС достаточно много. Не говоря уже о ПО, которое потребуется для реализации той или иной функции сервера.
Выбор ПО будет зависеть от выбора ОС, поэтому, конечно, первым делом нужно определиться, что будет крутиться на сервере.
Выбор довольно большой. И сомнительно, что школа обладает специалистом по серверным ОС.
Как обычно, обратимся сначала к определению, что такое серверная операционная система.
Серверная операционная система — операционная система, предназначенная для управления программным обеспечением, которое в свою очередь обслуживает всех пользователей сети, как внутренней, так и внешней.
А почему нельзя использовать обычную, пользовательскую ОС в качестве серверной? Спросите вы, да потому что серверная ОС предоставляет специализированный функционал управления, так сказать более удобный, эффективный, разработанный специально для конкретных целей администрирования и управления и такого функционала просто нет в пользовательских операционных системах, которые, кстати, выступают клиентами этих серверных операционных систем.
Серверные операционные системы:
Все ОС используются организациями, совершенствуются и поддерживаются разработчиками.
Статистика на 2006 год:
Выбор С ОС (серверной операционной системы) основывается на нескольких позициях: потребности организации, средства, выделенные на реализацию сервера и личные предпочтения системного администратора.
Если ПК организации находятся под управлением ОС Windows, конечно, правильнее было бы выбрать в качестве С ОС Windows Server 2003 2008 2012 (нужное подчеркнуть). Но не стоит забывать про то, что цены на серверные ОС куда выше. [2]
В случае нашей школы, на большей части ПК установлены ОС семейства Debian (Ubuntu, Linux Mint, Росинка). Да и большая часть UNIX-систем бесплатна, что немаловажно для школы. Да и мой личный опыт ограничен этими дистрибутивами.
Таким образом, моим выбором стала Ubuntu Server 12.04 (На данный момент самая последняя LTS – версия ОС с долгосрочной поддержкой).
Конечно, можно еще вспомнить про проект Министерства образования, связанный с выпуском ОС Linux специально для школ. В качестве базы был выбран Alt Linux. Есть у них и реализация сервера, Информика 6.0 Школьный Сервер, который предоставляет следующие возможности:
Казалось бы, вот он, готовый вариант, бери и пользуйся. Но его использование было бы удобно, если бы в школе преобладал Alt Linux. Но, попробовав его, я столкнулся с рядом проблем, что вызвало негативное отношение к нему. Проект развивается, сейчас выпускается дистрибутивы седьмой платформы, и, возможно, дело идет на поправку. Но я иду путем, удобным мне.
Роль школьного веб-сервера в образовательном процессе современной школы
Роль школьного Веб-сервера в образовательном процессе современной школы
Школа 76 г. Ярославль
Комплексное использование информационных и коммуникационных технологий в учебно – воспитательном процессе современной школы порождает школьную информационную образовательную среду, виртуальным отражением которой является школьный сервер. Учитывая специфику этой образовательной среды и анализируя многочисленные зарубежные и отечественные образцы серверов образовательного назначения, представленные в Интернете, можно сформулировать следующие требования к содержательной части школьного сервера.
Школьный сервер является образовательным ресурсом специального назначения, состоящего из двух частей: внутренней, обращенной к школьному сообществу (учащиеся, учителя, родители), и внешней, представляющей школу в мировом информационном пространстве. Школьный сервер, с одной стороны, должен замыкать собой внутреннюю школьную информационно – образовательную и управленческую среду, т. е, на нем должна находиться базы данных, содержащих основную нормативно – справочную и оперативную информацию об участниках образовательного – процесса школы; внутренняя статистика для учителей и администрации; информация для родителей, учащихся и учителей индивидуального и (или) конфиденциального характера, доступа к которой определяется уровнем пользователя и паролем; информация о внутреннем распорядке школы, текущих событиях, текущих и итоговых результатах внутришкольного контроля и др. Эта среда создается на базе школьной локальной сети, построенной на основе технологии Интранет. С другой стороны, школьный сервер представляет весь коллектив детей и учителей в мировом информационном пространстве, демонстрирует и рекламирует особенности школы как образовательного учреждения (образовательные программы, особенности обучения, направления специализации, правила приема), а также представляет результаты деятельности коллектива, достойные пополнить национальную образовательную среду новыми информационными ресурсами образовательного назначения. В этой части могут быть представлены методические разработки учителей; работы детей, выполненные на соответствующем уровне, которые могут представлять интерес для обучения; образцы детского творчества, достойные подражания.
Кроме того, учитывая педагогические возможности коммуникаций в современном образовании и воспитании, целесообразно также предусмотреть коммуникационный блок, организующий как модерируемое сетевое общение учителей и учащихся, посвященное решению педагогических проблем, дидактических задач и обобщению опыта, так и свободное общение. Встраивая школьный сервер в общее информационное пространство, полезно представить на нем результаты поисковой деятельности учителей и учащихся, оформленные в виде электронных каталогов образовательных ресурсов учебного и методического назначения. Небходимо также разместить на сайте ссылки на сетевые образовательные ресурсы, содержащие учебно – методические материалы, наличие которых, а также регистрация самого сайта в соответствующих сетевых базах данных ресурсов обеспечивает создание распределенного ресурса образовательного назначения. Кроме того, проектируя сайт, следует заранее представлять, как именно он будет поддерживаться и обновляться. Первая, внутренняя часть сайта требует постоянного оперативного обновления за счет текущих новостей и событий, которое следует проводить не реже раза в неделю, тогда как внешняя часть может обновляться один – два раза в год. На основе исследования и обобщения структур сайтов образовательного назначения, можно выделить также специфический набор требований, диктуемых уровнем развития компьютерных технологий.
1. Прежде всего, это единство стиля, дизайна, прозрачность интерфейса и удобство навигации. Архитектура расположения информации должна быть представлена либо картой сайта, либо другой информационной страницей, но так, чтобы можно было окинуть взглядом все содержание на одном экране. Стиль сайта должен быть единым, объекты навигации, обеспечивающие одни и те же функции, должны совпадать (кнопки перехода на следующий раздел, кнопки «домой» и др.). Страницы сайта должны быть подобны друг другу и напоминать друг о друге.
2. Следующее требование – представлять реальный экран, знать, каким пространством располагает пользователь. Значительное количество учащихся и других пользователей располагают старыми мониторами с низкой (800х600) разрешающей способностью. Это ограничивает используемые ресурсы и накладывает ограничение на представленную информацию, поскольку надо следить, чтобы экран не был перегружен, но, в то же время, не следует оставлять на экране «пустот», которые могут возникнуть в результате неэффективного использования технологии фреймов.
3. Доступность сайта разными броузерами и на разной скорости соединения.
Это означает, что наличие мультимедиа – эффектов и большого количества графики существенно замедляет процесс передачи информации и длительное ожидание может привести к потере интереса ее получения, либо к разрыву соединения, что еще вероятнее. Для обхода такой ситуации следует оптимизировать графику и пользоваться мультимедиа – эффектами только в тех случаях, когда этого требует содержание передаваемой информации. Следует также выдерживать соотношение между графикой и текстом: много текста делает сайт «тяжелым», графику необходимо дозировать, выдерживая ассоциативную связь с текстом и соответствующий порядок их взаимного расположения. Кроме того, учитывая различные способы представления текстовой информации, полезно выполнить страницы сайта в разных кодировках.
На основании анализа задач образовательного процесса и учитывая технгические и технологические требования, рассмотренные выше, сформулируем основные подходы к практической реализации школьного Веб-сервера.
· Веб-сервер представляет собой виртуальное отражение реального образовательного пространства школы и содержит внутреннюю, закрытую информацию для пользователей, имеющих пароль доступа к определенной информации в соответствии со своей категорией (администрация, учителя, учащиеся, родители);
· Содержание образовательных ресурсов, выставленных насервеер, должно удовлетворять дидактическим требованиям, предъявляемым к электронным образовательным ресурсам;
· Все компоненты сайта выполняются в едином стиле и дизайне, с общим интерфейсом;
· В состав внешней части сервера в качестве основных компонентов входят: информационный блок, блок справочного материала, блок учебно-методических материалов, блок интерактивного взаимодействия и обратной связи, блок результатов творческой реализации учащихся;
· Структура сервера открыта для расширения и добавления новых компонентов;
· Сервер обновляется с заданной периодичностью;
· Программное обеспечение сайта обеспечивается стандартными средствами Интернет, такими, как html, dynamic html, JavaScript, php, SQL и др.
С чего начать организацию сети из компов в школе?
В школе, в классе информатике, хочу объединить все компьютеры в сеть.
Чтобы:
1. Можно было устанавливать программы из одного источника (сервера, репозитария), чтобы не скачивать из внешней сети постоянно одну и туже информацию для всех компьютеров.
2. Чтобы все установочные программы хранились на одном компьютере.
3. Чтобы можно было с основного комьютера (ноута) управлять всеми компьютерами. Настраивать. Видеть, что делает ученик, ограничивать доступы или действия.
4. Настроить систему безопасности, чтобы не лазили на ненужные сайты (это целая проблема сейчас в школах)
5. Чтобы у каждого ученика был свой рабочий стол или папка, которую только владелец мог просматривать.
6. Чтобы можно было подключиться из дома к нужному (или основному) компьютеру и скачать или добавить нужный файл.
7. Чтобы учителя не устанавливали левое ПО. И возможно было удаленно решать их проблемы. Вроде можно как-то завести в один домен, чтобы учетные записи хранились на одном компе.
8. Чтобы можно было связаться с нужным учителем через компьютер, если он не дома и не в школе.
На данный момент, хочу разобраться как это все настроить, чтобы хотя бы в одном классе работало. Что для этого нужно знать, какой софт и что порекомендуете прочитать.
Большинство компьютеров с Windows. Есть Mac Os и совсем мало Linux. Поэтому взять установить на все компы Linux, не прокатит. Большинство учителей, еле освоили Windows на базовом уровне.
Было бы здорово увидеть некий пошаговый план, что нужно сделать и что должно в итоге получиться. Соответственно, что нужно прочитать на каждом этапе, чтобы самостоятельно все реализовать.
Начать лучше с поиска средств, поскольку удовольствие не из дешёвых, два Windows Server и минимум Windows Pro на компьютер каждого пользователя (Windows Home в домен не включить). Затем поднимать домен, вводить в него все компьютеры под Windows, заводить учётки и раздавать права. Поднимать WSUS. Ставить шлюз, прокси со связкой к AD, определять список разрешённых адресов. Поднимать файловый сервер на одном из Windows Server или на *NIX (Samba), привязывать к домену, создавать папки и распределять права.
Что такое Школьный Сервер
Школьный Сервер — это простой в установке и удобный в работе серверный дистрибутив, предназначенный для использования в образовательных учреждениях и дающий возможность решать обычные задачи, не опасаясь вирусов и не затрачивая время на поиск нужных программ в сети Интернет и на полках магазинов.
Школьный Сервер представляет из себя современный комплекс программного обеспечения для создания информационного пространства общеобразовательного учреждения. В дистрибутив включены компоненты, автоматизирующие его повседневную деятельность.
Объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle
ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, а также для организации дистанционных курсов и поддержки очного обучения.
является управляемой web-средой для организации взаимодействия участников учебного процесса.
Школьный Сервер легко развёртывается и интегрируется в существующие сети. Этот дистрибутив выгодно отличается:
Улучшенной программой установки,
ориентированной на автоматическое определение и настройку оборудования. В большинстве случаев для успешной установки пользователю достаточно нажимать кнопку «Далее», разрешение технических вопросов можно оставить программе установки.
Оригинальной системой настройки (Центр управления системой),
основанной на платформе alterator. С её помощью и опытные, и неподготовленные пользователи могут легко решать типичные задачи по настройке и администрированию системы. При этом администрирование осуществляется через web-интерфейс, а значит всё, что нужно для настройки, — это web-браузер.
Школьный Сервер может предоставлять самые разные службы. Всё необходимое программное обеспечение уже включено в дистрибутив:
Требования
Аппаратные требования дистрибутива: