Для чего нужен статистический учет

Статистический учет

Смотреть что такое «Статистический учет» в других словарях:

ГОСТ 7.81-2001: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Статистический учет выпуска непериодических, периодических и продолжающихся изданий. Основные положения — Терминология ГОСТ 7.81 2001: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Статистический учет выпуска непериодических, периодических и продолжающихся изданий. Основные положения оригинал документа: 3.1 авторский лист:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Официальный статистический учет — 1) официальный статистический учет деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и… … Официальная терминология

Учет Статистический — учет, заключающийся в организации сбора, анализа, накопления информации, выявления тенденций, в прогнозировании развития процессов, ситуаций. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Статистический официальный учет пожаров — ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям, осуществляемый органами управления, подразделениями ГПС в соответствии с Инструкцией о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в… … Словарь черезвычайных ситуаций

Статистический (или вероятностный) подход к изучению экономики — [probabilistic appro­ach in economics] учет вероятностного характера экономической системы (см. Вероятностная система) и, следовательно, принципиальной, неизбежной неполноты информации, используемой при принятии экономических решений. Это… … Экономико-математический словарь

УЧЕТ, СТАТИСТИЧЕСКИЙ — учет, основанный на методах статистики, предусматривающий создание системы сбора, анализа, накопления информации, выявления тенденций, позволяющих делать выводы о развитии общества, предприятия, явления … Большой бухгалтерский словарь

УЧЕТ, СТАТИСТИЧЕСКИЙ — учет, основанный на методах статистики, предусматривающий создание системы сбора, анализа, накопления информации, выявления тенденций, позволяющих делать выводы о развитии общества, предприятия, явления … Большой экономический словарь

УЧЕТ — (РЕГИСТРАЦИЯ) НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (англ. taxpayer registration) – единый порядок сбора, обработки и формирования сведений о налогоплательщиках. Эти сведения включают осн. характеристики налогоплательщика, составленные с учетом его учредительных… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Источник

Область применения данных статистического учета

Статистический учетпо праву считается главнойинформационной системой, характеризующей социально-экономические процессы и явления любой страны, и предназначен для использования при проведении комплексного анализа, принятии решений и выработке государственной политики во многих областях знаний.

Национальный учет является одними из наиболее совершенных и распространенных в мировой практике балансовых методов взаимосвязанной статистической характеристики развития общества и результатов деятельности предприятий и населения.

При переходе на международную методологию учета значительно расширяются возможности анализа и отражения ситуации во многих сферах деятельности, в частности, углубляются знания о следующих явлениях.

1) Наблюдение за изменением состояния экономики дает возможность следить за динамикой таких основных экономических потоков, как производство, потребление ДХ и органов государственного управления, накопление, экспорт, импорт, заработная плата, прибыль, налоги, кредитование, заимствование и т.д., причем потоки товаров и услуг учитываются как в текущих, так и постоянных ценах.

Обеспечивается информация о ряде основных балансирующих статей и соотношений, определение и вычисление которых возможно только в рамках структуры национального учета (например, о превышении доходов над расходами или дефиците бюджета, о доле доходов, которая сберегается или инвестируется отдельными секторами экономики, о внешнеторговом обороте и т.д.). При этом выводится оценка и дается толкование динамики месячных индексов промышленного производства, потребительских цен и цен производителей.

2) Макроэкономический и мезоэкономический анализ. Данные учетов используются для изучения причинных механизмов, действующих в экономике страны и регионов, в оценке параметров функционирования, взаимосвязей между различными экономическими переменными путем применения эконометрических методов к временным рядам данных, составляемым в рамках структуры экономики, как в текущих, так и постоянных ценах.

Виды используемых моделей для исследований могут различаться в зависимости от уровня и школы экономической мысли соответствующего исследователя, а также от целей анализа. Статистический учет является достаточно гибкой системой, чтобы удовлетворять требования разных экономических теорий и моделей при единственном условии: что они не противоречат основным понятиям производства, потребления, дохода и т.п., которые лежат в основе СНС.

Достижения в области вычислительной техники позволяют осуществлять социально-экономический анализ крупных моделей с помощью микро-ЭВМ. Для этого разработано множество пакетов эконометрических программ.

3) Выработка социально-экономической политики и принятие соответствующих решений. Социально—экономическая политика государства на краткосрочную перспективу формируется на основе оценки последних тенденций и текущего состояния социальной сферы и экономики страны, а также мнения относительно вероятных изменений в будущем. Краткосрочные прогнозы, как правило, составляются с использованием вышеупомянутых экономических моделей.

В средне- или долгосрочной перспективе социально-экономическая политика должна формулироваться с учетом общей государственной стратегии, которая может требовать количественного выражения в форме плана большинства элементов, составляющих средне- или долгосрочный индикативный план, который представляет собой показатели потоков учетов, в связи, с чем подготовка такого плана без данных показателей вряд ли представляется возможной. Как для планирования, так и для прогнозирования во многих случаях совершенно необходима добротная социально-экономическая модель, точно отражающая функционирование общества за прошлые периоды.

Выработка социально-экономической политики и принятие соответствующих решений имеет место на всех уровнях государственного управления (макро-, мезо- и микро-), а также в рамках государственных и частных корпораций.

4) Международные сопоставления. Статистический учет является системой, которая используется для предоставления в международные или наднациональные организации данных национальных счетов, соответствующих стандартам, принятым на международном уровне понятиям, определениям и классификациям. Полученные таким образом данные широко применяются для проведения международных сопоставлений объемов таких основных агрегатов, как ВВП или ВВД на душу населения, а также для сопоставления структурных статистических показателей, таких, как отношение величины инвестиций, налогов или государственных расходов, например, к ВВП:

Для чего нужен статистический учет. Смотреть фото Для чего нужен статистический учет. Смотреть картинку Для чего нужен статистический учет. Картинка про Для чего нужен статистический учет. Фото Для чего нужен статистический учет

Для чего нужен статистический учет. Смотреть фото Для чего нужен статистический учет. Смотреть картинку Для чего нужен статистический учет. Картинка про Для чего нужен статистический учет. Фото Для чего нужен статистический учет;

Для чего нужен статистический учет. Смотреть фото Для чего нужен статистический учет. Смотреть картинку Для чего нужен статистический учет. Картинка про Для чего нужен статистический учет. Фото Для чего нужен статистический учет.

Такие общие сопоставления используются экономистами, аналитиками и журналистами для оценки эффективности функционирования органов власти и управления, экономики предприятий и домашних хозяйств. Они могут влиять на общественное и политическое мнение по поводу относительной успешности государственных программ. Базы данных статистического учета используются также в целях социально-экономического анализа, при котором осуществляется объединение временных рядов и структурных данных, что обеспечивает более широкий диапазон наблюдений для оценки функционирования взаимосвязей.

Уровни ВВП либо ВНДна душу населения используются также международными организациями для определения показателей интенсивности и определения наличия прав граждан на получение займов, помощи или иных средств и для определения условий, на которых такие займы, помощь или средства предоставляются.

Если задача состоит в сопоставлении объемов товаров и услуг, производимых или потребляемых в расчете на душу населения, то данные национальных валют должны пересчитываться в общую валюту посредством паритетов покупательной способности, а не обменных курсов. Хорошо известно, что в целом ни рыночные, ни фиксированные обменные курсы не отражают относительной внутренней покупательной способности разных валют.

Пересчитанные по обменным курсам данные нельзя истолковать как показатели относительных объемов соответствующих товаров и услуг.

Хотя международные организации и используют статистический учет, чтобы обеспечить возможность сбора международно-сопоставимых показателей национальных счетов, она была создана не для этих целей. Статистический учет стал стандартной (или всеобщей) системой, используемой с незначительными изменениями или вообще без изменений большинством стран мира для собственных национальных задач. Национальные статистические органы и государственные ведомства сами серьезно заинтересованы в том, чтобы национальный учет удовлетворял их собственные потребности в области анализа и политики и по этой причине принимают активное участие в развитии всей системы учета стран мира.

Гибкость внедрения и использования данных статистического учета при анализе.

А) Статистический учет наделен обобщенными характеристиками, позволяющими отдельным странам, независимо от их структуры, институционных механизмов или уровня развития выбирать из Системы те ее части, которые считаются наиболее актуальными и целесообразными для внедрения с точки зрения их собственных потребностей и возможностей.Статистический учет предусматривает гибкое внедрение, в связи с чем наблюдения, счета и таблицы, классификации и разбивка по секторам, представленные в настоящем издании, не рассматриваются как нечто неизменное.

В некоторых случаях необходимость гибкого подхода специально оговариваются в дополнительных методиках. Например: предлагаются два альтернативных метода разбивки сектора ДХ на подсектора по основному источнику их дохода или на основе социально-экономических критериев или типа местности, где располагаются ДХ, либо даже проведения дополнительного дезагрегирования сектора ДХ путем одновременного использования двух и более критериев в иерархическом порядке.

Вспомогательные системы учета предназначены для таких особых целей, как контроль за состоянием здоровья населения или за состоянием окружающей среды. Кроме того, эти формы учета можно использовать для изучения новых методологий и для разработки новых методов учета, которые после их полного освоения и принятия могут со временем стать частью основной национального учета, подобно тому, например, как в СНС был интегрирован анализ формулы «затраты-выпуск» (метод, разработанный В. В. Леонтьевым).

5. Статистический учет как основа для координации всех видов учетов выполняет функцию, выступая основой для координации социально-экономической статистики в двух различных отношениях:

во-первых, в качестве аналитической основы, которая обеспечивает согласованность определений и классификаций, используемых в разных, но смежных областях статистики;

во-вторых, в качестве основы учета, которая обеспечивает численную согласованность данных, полученных из таких различных источников, как опросы предприятий, обследования ДХ, статистика внешней торговли товарами, декларации по НДС и прочие административные источники.

6. Согласование различных статистических систем.Между статистическим учетом и смежными статистическими системами необходима максимальная согласованность в том, что касается основных понятий, определений и классификаций. Статистический учет всегда занимал центральное место в социально-экономической статистике, поскольку данные из таких более специализированных систем, как платежный баланс или статистика трудовых ресурсов, обычно приходится использовать в сочетании с данными национальных счетов.

Согласованность между различными системами повышает пригодность всех соответствующих данных для комплексного анализа. Это стало одной из движущих сил пересмотра национального счетоводства на предмет совместимости. Международная Организация Труда (МОТ) также пересмотрела стандарты по статистике труда, в которых понятие занятости определяется в соответствии с принятой в СНС границей сферы производства, касающейся разграничения между организованным и неорганизованным секторами экономики.

Источник

Кому и зачем нужна статистическая отчетность

Аргументированно общаться с налоговиками и побеждать в суде, выбирать надежных контрагентов в том числе помогает статистическая информация. Но среднеотраслевые зарплаты и уровни рентабельности, предельные значения выручки и показатели налоговой нагрузки не появляются ниоткуда. Для их расчета нужны исходные данные, которые предоставляют сами фирмы и предприниматели. С 2008 года многим предстоит это делать согласно новому порядку, о котором мы беседуем со специалистом Петростата, Лидией Михайловной Федоровой, заместителем руководителя Территориального органа.

Досье «Спутника Главбуха»:
Лидия Михайловна Федорова
Родилась: в 1954 году.
Образование: высшее, в 1976 году окончила Ленинградский финансово-экономический институт.
Карьера: с 1976 года в Петростате;
с 2002 года — заместитель руководителя Петростата.

— Лидия Михайловна, расскажите, пожалуйста, что нового появилось в законодательстве по статотчетности?

— 17 декабря 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ». Он регламентирует работу органов статистического учета; устанавливает обязательное применение официальной статистической методологии и принципы, формы и методы осуществления статучета; определяет порядок представления первичной статистической информации и закрепляет гарантии предоставляющим ее лицам.

Кроме того, 1 января 2008 года начал действовать Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ) о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ. Ряд его норм напрямую касается статотчетности. В частности, определены новые критерии отнесения фирм и предпринимателей к той или иной категории хозяйствующих субъектов.

В ближайшее время мы ожидаем принятие постановления Правительства РФ, регламентирующего порядок проведения выборочных статнаблюдений за деятельностью малого и среднего предпринимательства.

— То есть статус малых предприятий изменился?

— Пересмотрено само понятие «малый бизнес». Многие организации, которые ранее относились к крупным и средним, теперь перешли в категорию малых. Изменились критерии. Например, ликвидированы разграничения по численности персонала для разных видов деятельности. Все малые предприятия отныне имеют один порог — не более 100 работников. Если же в фирме работают менее 15 сотрудников, она является микропредприятием.

Обращаю внимание тех, кто с нового года получил право называться малым, на следующее обстоятельство. Отчетный год организация завершает в статусе, который она имела в 2007 году. Следовательно, годовую статотчетность надо предоставлять, как для средних и крупных предприятий, — в полном объеме.

— И как будет происходить перемещение организаций из одной категории в другую?

— Законом № 209-ФЗ установлено, что категория организации может измениться только когда значения критериев превысили (стали ниже) установленный уровень и держатся на новой отметке в течение двух лет подряд. Это очень важный момент, позволяющий соблюдать принцип стабильности при проведении статнаблюдений, что в свою очередь исключает необоснованные «взлеты» и «падения» показателей, характеризующих состояние и развитие как отдельных секторов, так и экономики региона в целом.

— Всем надо готовиться к новшествам?

— Нет. В основном перемены затронут фирмы, которые по старому закону имели до 100 сотрудников. Это оптовая и розничная торговля, общепит, услуги населению и т.п. Все они переходят из категории крупных в малые. Что касается действительно крупных и средних предприятий, то для них статформы и периодичность их заполнения не изменились.

— Небольшие фирмы ждут послабления?

— Да, и существенные. Среди малого бизнеса большинство — микропредприятия, которые теперь будут отчитываться на выборочной основе только по итогам за год (ранее — ежеквартально). Фирмам с численностью более 15 человек предстоит это делать ежеквартально. Для всех малых предприятий будет действовать измененная форма № ПМ, число показателей в которой сокращено. Поскольку большая группа организаций торговли и общепита перешла из категории крупных в малые, а новая форма № ПМ не имеет соответствующих показателей оборота, для этих фирм дополнительно введены новые формы № ПМ-торг и № 3-ТОРГ (ПМ). Сбор сведений по ним также осуществляется на выборочной основе.

— А как быть предпринимателям?

— До недавнего времени наблюдение за деятельностью индивидуальных предпринимателей проводилось очень фрагментарно: транспорт, торговля, немного промышленность. Теперь независимо от вида деятельности для всех введена единая форма статотчетности № 1-ИП, которую надо будет представлять ежегодно до 1 марта, начиная с итогов за 2007 год. Наблюдение будет проводиться на выборочной основе. При этом ранее действовавшие наблюдения сохраняются.

— Откуда организации и предприниматели могут узнать об обязанности предоставить статотчетность?

— По мере формирования списков хозяйствующих субъектов, подлежащих обследованию, необходимые сведения будут размещаться на нашем сайте www.gostat.spb.ru. Районные отделы статистики Петростата будут доводить эту информацию до предприятий, расположенных на подведомственной территории (см. координаты в январском номере журнала «Спутник Главбуха» за 2008 год на с. 45-46).

— Как попадают в эти списки?

— Те, кому предстоит заполнять статотчетность, определяются методом расслоенного случайного отбора с применением специальных программных средств. Так как объекты наблюдения различны, для каждого обследования формируется отдельная выборка.

— Организация или предприниматель берут нужную форму, заполняют ее и в установленный срок сдают в Петростат?

— Да. Ничего сложного в этом нет. Процедура предоставления статинформации подробно описана в положении, утвержденном постановлением Госкомстата России от 15 июля 2002 г. № 154. Его текст есть в любой справочно-правовой системе. Бланки форм и необходимые разъяснения по их заполнению можно получить в районом отделе статистики по месту нахождения. Электронные версии форм размещены на сайте Росстата www.gks.ru в разделе «Формы федерального государственного статистического наблюдения».

— Что происходит с полученными данными?

— Сведения, полученные в результате выборочных наблюдений, проходят первичную обработку и затем с помощью специальных программных средств распространяются на базовую совокупность малых предприятий. При этом все необходимые досчеты, в том числе и на ненаблюдаемую экономику (те, кто не попал в выборку в отчетном периоде), эксперты Петростата проводят согласно методологии Росстата. В результате формируются сводные итоги, позволяющие дать характеристику социально-экономического положения региона и России в целом. Поэтому очень важно, чтобы выбранные организации представили в органы статистики требуемые формы. Ведь достоверные итоги и реальные прогнозы формируются лишь в том случае, если информация получена от определенного круга хозяйствующих субъектов с конкретным набором показателей, правильно сформированных предприятием.

— Грозит ли ответственность за непредставление статотчетности?

— Да, статья 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает для нарушителей штраф в размере от 3000 до 5000 руб. Кроме того, организация возмещает территориальным органам Росстата ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности, представлением искаженных данных или нарушением сроков сдачи отчетности (ст. 3 Закона РФ от 13 мая 1992 г. № 2761-1).

— Закон № 209-ФЗ предусматривает с 2010 года проведение сплошных статистических наблюдений. Как это будет организовано?

— Назрела острая необходимость в проведении Всероссийской экономической переписи, без которой невозможно получить многие данные об экономике региона и РФ. Но это очень сложное мероприятие: только по Петербургу и Ленобласти в Статистическом регистре Росстата учтено более 450 000 юридических лиц и около 100 000 предпринимателей. И хотя реально действует лишь половина, цифра внушительная. Время его проведения будет зависеть от того, когда Минфин выделит необходимые средства.

Новые критерии отнесения к малому и среднему бизнесу

— суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25% (кроме активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
— доля участия, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
— средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных для каждой категории субъектов:
для малых предприятий — до 100 человек включительно;
для средних предприятий — от 101 до 250 человек включительно;
— выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость ОС и НМА) за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса.

Источник

Статистический учет и отчетность​

Статистический учет — это система сбора и обобщения информации о массовых явлениях, фактах или процессах с целью контроля и управления ими. Ведут статистический учет трудовых ресурсов, производства и распределения продукции, товарооборота по товарным группам и других массовых общественных явлений. Каждое массовое общественное явление статистика изучает как совокупность качественно однородных объектов (единиц), отличающихся друг от друга варьированием некоторых признаков.

Каждый вид учета выполняет свою роль в контроле и управлении хозяйственной деятельностью, а совокупность их охватывает всю хозяйственную деятельность предприятия. Своевременное получение учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия позволяет руководителям принимать соответствующие меры по воздействию на ход производственного процесса. Учет служит основой для отчетности предприятий.

Отчетность представляет собой совокупность показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации и для экономического анализа в самой организации. Отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Поэтому отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), рекомендованным статистическими и финансовыми органами. Единая система показателей отчетности организации позволяет сводить ее по отдельным отраслям, экономическим районам и по всему хозяйству в целом.

Отчетность организации классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных, объему содержащихся сведений и назначению.

По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности в стоимостном выражении. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации за отчетный период как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется по данным оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, неделю, декаду, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, внутригодовую бухгалтерскую отчетность — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.

По степени обобщения данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основе первичных отчетов.

По объему содержащихся в отчетах сведений различают частную и общую отчетность. Частная отчетность включает информацию о работе предприятия на одном каком-то участке сто деятельности. Общая отчетность служит средством информирования внешних пользователей о характере деятельности, доходности и имущественном положении организации.

Составление внутренней отчетности вызывается потребностью самого хозяйства. Бухгалтерская и статистическая отчетность в обязательном порядке в установленные сроки должна предоставляться соответствующим государственным организациям. Основные формы статистической отчетности характеризуют сведения:

Статистическая отчетность составляется применительно к отраслевой специфике народного хозяйства в зависимости от потребности в информации с годовой, квартальной или месячной периодичностью.

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках. Наиболее полный материал о работе предприятия сосредоточивается в годовом отчете. В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие элементы:

Внешняя бухгалтерская отчетность в соответствии с международной практикой обязательно подлежит опубликованию, поэтому ее еще называют публичной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *