Для чего нужен тральщик

ТРА́ЛЬЩИК

Том 32. Москва, 2016, стр. 334

Скопировать библиографическую ссылку:

ТРА́ЛЬЩИК, бое­вой ко­рабль, пред­на­зна­чен­ный для по­ис­ка и унич­то­же­ния мор. мин и про­вод­ки ко­раб­лей (су­дов) за мин­ны­ми тра­ла­ми че­рез ми­но­опас­ные рай­оны, а так­же обес­пе­че­ния вы­сад­ки мор. де­сан­тов. От­но­сит­ся к клас­су мин­но-траль­ных ко­раб­лей. Т. ос­на­ще­ны ап­па­ра­ту­рой по­ис­ка и унич­то­же­ния мин, ко­ра­бель­ны­ми тра­ла­ми, дис­тан­ци­он­но уп­рав­ляе­мы­ми ис­ка­те­ля­ми-унич­то­жи­те­ля­ми мин. Ско­рость до 20 уз (37 км/ч), ав­то­ном­ность 7–15 сут, даль­ность пла­ва­ния до 1700 миль (3,2 тыс. км). Впер­вые при­ме­не­ны рос. фло­том в рус.-япон. вой­не 1904–05 при обо­ро­не Порт-Ар­ту­ра. Как су­да спец. по­строй­ки на­ча­ли соз­да­вать­ся в Рос­сии с 1909. В за­ви­си­мо­сти от во­до­из­ме­ще­ния, воо­ру­же­ния, мо­ре­ход­но­сти, ав­то­ном­но­сти раз­ли­ча­ют Т.: эс­кад­рен­ные (строи­лись до 2-й ми­ро­вой вой­ны) – для дей­ст­вий со­вме­ст­но с эс­кад­ра­ми бое­вых ко­раб­лей в уда­лён­ных мор. рай­онах; мор­ские – для са­мо­сто­ят. дей­ст­вий в уда­лён­ных рай­онах; ба­зо­вые – для дей­ст­вий в при­бреж­ных рай­онах; рей­до­вые – для дей­ст­вий в бух­тах, га­ва­нях, на рей­дах; реч­ные – для дей­ст­вий на ре­ках и озё­рах; ка­те­ра-Т. – для борь­бы с ми­на­ми на внутр. рей­дах. Функ­ции Т. в отд. слу­ча­ях вы­пол­ня­ют вер­то­лёты-Т. В во­ен. вре­мя для тра­ле­ния мин мо­гут при­вле­кать­ся спец. обо­ру­до­ван­ные про­мы­сло­вые су­да, ос­на­щён­ные сред­ст­ва­ми по­ис­ка и унич­то­же­ния мин.

Источник

Тральщик

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения. Являются основной составляющей минно-тральных сил.

По водоизмещению, мореходности и вооружению делятся на морские тральщики (водоизмещение 660—1300 тонн), базовые (водоизмещение до 600 тонн), рейдовые (водоизмещение до 250 тонн) и речные (до 100 тонн) тральщики.

По принципу действия делятся на собственно тральщики (англ. minesweepers ) и тральщики-искатели мин (англ. minehunters ).

Основным вооружением собственно тральщиков являются различные типы тралов:

В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

К 2000 году во флотах мира имелись 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолетов-тральщиков (22÷24 машины). [1] [2]

В качестве тральщиков может использоваться и авиатехника. Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бомбардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Сходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС Германии Юнкерс Ю 52. В настоящее время вертолёты ВМС США MH-53E активно используются в качестве минных тральщиков.

Источник

Корабли-тральщики

Какие же корабли ведут «тихую» войну против неприятельских мин? Пока мы только знаем их общее название — тральщики. Но это название объединяет разные корабли, различающиеся и по виду, и по величине, и до «боевому назначению.

Тральщики не могут выбирать погоду для своей работы, им не дают для этого времени. Почти всегда находятся они в море, часто в непогоду. Поэтому они должны отличаться хорошими мореходными качествами. Тральщик — это корабль с мелкой осадкой, он должен проходить над минами. Ему не нужны большие размеры. Наоборот, чем этот корабль меньше, тем легче им управлять, тем труднее противнику поразить его своим артиллерийским огнем. Поэтому тральщик должен быть по возможности малым кораблем.

Но этому кораблю приходится тащить за собой всю тяжесть снаряженных тралов с затраленными минами и выдерживать заданную скорость хода, не уменьшать ее. Значит, тральщику необходимы мощные машины.

Какие же корабли относятся к классу тральщиков? Прежде всего корабли-проводники больших кораблей флота во время выполнения ими боевых операций. Их называют эскадренными тральщиками. Так же, как и охраняемые ими большие корабли, они не боятся непогоды и не особенно отстают по своей скорости. И в то же время их водоизмещение не больше 400–500 тонн. Эти небольшие суда вооружены скорострельными пушками, автоматическими зенитными орудиями и пулеметами. По своим боевым качествам, водоизмещению, скорости эти корабли очень схожи с небольшими миноносцами. Поэтому часто такие миноносцы, устаревшие, уже не пригодные для своего основного назначения, превращаются в эскадренные тральщики.

Бывает, что тральщикам приходится искать минные заграждения, обследовать фарватер или тралить в районах, отдаленных от своих баз. В таких случаях этим кораблям нужно быть настороже, противник может обнаружить их и уничтожить. Надо быстро сделать свое дело и так же быстро уходить, особенно, если на горизонте появился неприятельский корабль. Такие операции выполняет еще одна категория кораблей-саперов, их называют «быстроходными тральщиками». Но хоть они и называются быстроходными, их скорость все же меньше, чем у эскадренных тральщиков.

Но вот перед тральщиками поставлена задача — надо очистить от мин район близко от своих берегов, вытралить обнаруженные мины или провести корабли сквозь минное заграждение. Тут уж не нужна большая скорость: во время «работы» все равно нельзя итти на быстром ходу, а после выполнения операции уходить на базу недалеко, можно и на небольшой скорости. Поэтому для этой цели применяются тихоходные тральщики, их еще называют базовыми. Такие корабли уж не приходится специально строить. Во время войны базовыми тральщиками служат мелкие торговые корабли водоизмещением от 150 до 400 тонн. Их скорость не больше 12 узлов, а вооружение, хоть и слабое, все же рассчитано на столкновение с такими же малыми судами противника и даже на бой с одиночными самолетами.

Против самих тральщиков также ставятся минные заграждения на небольшой глубине. Чтобы вытралить такое заграждение, нужен тральщик с очень малой осадкой, почти скользящий по воде. Такие тральщики существуют — это моторные катера, работающие с особым «катерным» подсекающим тралом.

Теперь мы познакомились с основными кораблями — участниками минной войны на море, с кораблями-тральщиками. Как же эти корабли сражаются, как они одолевают своего противника — мину?

Читайте также

АВИАНЕСУЩИЕ КОРАБЛИ

АВИАНЕСУЩИЕ КОРАБЛИ Создание в СССР авианесущих кораблей началось почти на 50 лет позже, чем в иностранных флотах. До начала 1960-х годов все предложения об их строительстве, невзирая на мировой опыт, неизменно отвергались военно- политическим руководством страны или

Корабли на колесах

Корабли на колесах Говорят, однажды на наш автозавод приехала японская делегация. Ее члены внимательно осмотрели новый вездеход высотой с двухэтажный дом, с огромными колесами и мощнейшим мотором. «Зачем нужна такая машина?» – поинтересовались гости. «Она преодолеет

Корабли-миноносцы

Глава VI Корабли в бою

Глава VI Корабли в бою Подвиг «Славы» Летом 1915 года немцы наступали вдоль побережья Балтики по территории нынешней Латвии, подошли к начальным, южным излучинам Рижского залива и… остановились. До сих пор их балтийский флот, свободно получавший крупные силы из Северного

Корабли-десантники

Корабли-десантники Пока пушки и ракеты «обрабатывают» берег, зенитные Пулеметы судов Поддержки стерегут небо на тот случай, если появятся самолеты противника.До сих пор корабли первого броска задерживались в море. Теперь они на полном ходу идут на берег – именно на

Корабли-тральщики

Корабли-тральщики Какие же корабли ведут «тихую» войну против неприятельских мин? Пока мы только знаем их общее название — тральщики. Но это название объединяет разные корабли, различающиеся и по виду, и по величине, и до «боевому назначению.Тральщики не могут выбирать

Эскадренные тральщики

Эскадренные тральщики Опыт русско-японской войны 1904-1905 гг. показал, что помимо заблаговременного уничтожения мин в районах гаваней и портов, обеспечиваемого «портовыми судами», необходима также защита от мин сил флага на переходах за пределами указанных районов. Решение

Моторные катера-тральщики (вторая серия, № 10-18)

Моторные катера-тральщики (вторая серия, № 10-18) Завод-строитель Богническая верфь в Або (Финляндия)Год сдачи 1918Число кораблей в серии, ед 9Водоизмещение, т: полное 29Главные размерения, м:длина наибольшая 23ширина наибольшая 4,2осадка при Dn 1,4Главная энергетическая

Малые тральщики по проектам 253, М-253 и 253Л

Малые тральщики по проектам 253, М-253 и 253Л Пр. 253 и М-253 Пр. 253Л I серии Пр. 253Л II серии Проектант ЦКБ-51 Н. Г. Лощинский КБ Балтийского завода С. А. Базилевский Главный конструктор Главный наблюдаю­щий ВМФ А. Т. Ильичев А. Т. Ильичев А. Т. Ильичев Заводы-строители — N°

Базовые тральщики по проектам 254. 254К, 254iy1 и 254Л

Базовые тральщики по проектам 264 и 264А

Базовые тральщики по проектам 264 и 264А Пр. 264 Пр. 264А Проектант ЦКБ-363 ЦКБ-363 Главный конструктор А. Г. Соколов А. Г. Соколов Главный наблюдающий ВМФ В. Г. Кузьмин ВТ. Кузьмин Завод-строитсль № 363 № 363 Годы постройки 1951 — 1957 1958 1962 Число кораблей в серии,

Рейдовые тральщики по проектам 265, 265К, 265А и 265И

Рейдовые тральщики по проектам 265, 265К, 265А и 265И Пр. 265 Пр. 265К Пр. 265А Пр. 265И Проектант ЦК Б-50 и СКБ-341 ЦКБ-363 ЦКБ-363 ЦКБ-363 Главный конструктор Н.Г.Лощинский, В.И. Блинов В.И.Блинов В.И.Блинов В.И.Блинов Главный наблю­дающий ВМФ В

Источник

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

Актуальны ли для современного ВМФ тральщики: перспективы в Российской армии

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщикТральщик. В привычном нам понимании, основанном обычно на материалах о Второй Мировой войне, это небольшой и неказистый такой кораблик. Пара пушечек отгонять бакланов, пулеметы, небольшой ход и тралы. Но только глупец недооценит или с презрением будет отзываться о пользе этих кораблей. Война давно закончилась, но только не для этих кораблей. Сколько лет после войны тральщики чистили Балтику, сколько мин было обезврежено в Черном море – это была сверхпроблема. Которую решили не линкоры и авианосцы, а эти неказистые труженики моря. Зачастую – за счет своих экипажей, ибо человечество придумало множество смертоносных вещей и набросало их в море. Тральщики, хоть их и называют теперь кораблями противоминной обороны, актуальны совершенно так же, как и 100 лет назад, так как мины тоже не потеряли своей актуальности. Более того, мину стали «умнее» и опаснее. Об этом стоит поговорить отдельно, они того стоят. Но у нас речь пойдет не о минах последнего поколения. А о кораблях, которые должны с ними бороться.

Где? На ум приходят четыре региона, где это может стать весьма актуально: Персидский залив, Балтика, Черное море и сирийское побережье. Причем, грамотно вываленные в Заливе три-четыре десятка мин смогут очень красиво парализовать мировую торговлю нефтью и вызвать некрасивые последствия.

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

Тральщик актуален и полезен.

А что у нас? У нас все очень своеобразно. Как обычно, впрочем. В августе флоту был передан заводом «Северная верфь» очередной корабль проекта 12700 «Александрит» – «Георгий Курбатов».

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

Очередной – это звучит красиво и уверенно. Это четвертый корабль проекта 12700. Вообще «Курбатов» был заложен первым, но из-за пожара постройка была очень сильно «сдвинута вправо». Если быть совсем точным – пожар запросто мог уничтожить корабль на стапеле. Этого не произошло, к огромному счастью, «Курбатова» отстояли и достроили.

Тральщики проекта 12700 – это так называемые БТЩ, базовые тральщики. Задачи этих кораблей с одной стороны, просты до безобразия: БТЩ в первую очередь должен находить и ликвидировать мины в прибрежной зоне. И наоборот, осуществлять постановку мин там, где это будет необходимо.

Кстати, с БТЩ проекта 12700 была связана очень странная история, о которой много тогда говорили специалисты. Это случилось не так давно, в 2017 году. Тогда главком ВМФ Владимир Королев (бывший уже главком) взял и перевел первый корабль проекта 12700 «Александр Обухов» и все следующие за ним корабли в МТЩ, морские тральщики.

МТЩ – это корабль несколько иного плана. Его основная задача – сопровождение корабельных группировок и обеспечение их противоминной безопасности на всем протяжении похода и выполнения задач.

Это корабли большего водоизмещения, чем БТЩ, соответственно, у них больше габариты и выше мореходность. «Александриты» совершенно не годятся для походов в дальнюю океанскую зону. Для этого у них нет ни мореходности, ни автономности.

Потом тральщикам вернули прежний статус БТЩ. Вообще сама по себе авантюра адмирала Королева была не от хорошей жизни. Просто, как всегда у нас, не продуманно поступил бывший Главком ВМФ. От того, что БТЩ превращается на бумаге в МТЩ, на деле так не выходит. И «тришкин кафтан» получается. Королеву деваться было некуда, пусть на бумаге, но с МТЩ надо было что-то делать.

Однако, если с «Александритами» у нас все более-менее, то есть, корабли пошли в серию и за ближнюю зону можно будет не опасаться, то вот с МТЩ все обстоит куда печальнее.

Морской тральщик – необходимый инструмент в корабельной группировке. Наши зачастую очень активные, но не очень понимающие господа поклонники каких-то там походов на другой край земли и там демонстрации российского флага или того хуже, эскадренных боев на просторах Мирового океана, они не понимают, что авианосец – не панацея от всех бед. Требуются корабли сопровождения, которые не дадут утопить это дорогостоящее корыто.

У нас на три флота десять морских тральщиков. Шесть в составе Черноморского флота, два в составе Северного флота и два на Тихом океане.

Причем, противоминных кораблей, способных вывести атомную подводную лодку в оперативную зону океана или моря по сути всего два: это морские тральщики проекта 12660 «Рубин» «Владимир Гуманенко» и «Железняков», принадлежностью СФ и ТОФ соответственно.

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

Эти корабли, построенные довольно давно (1994 и 1988 год) – первые советские МТЩ, способные уничтожать глубоководные мины-торпеды «Captor», гидроакустические буи противолодочной системы оповещения «Colas» и другие подводные объекты противника на глубине до 1000 метров.

И именно эти тральщики способны вывести атомную подводную лодку на оперативный простор, обеспечив ей защиту от мин и торпед. Мина, выставленная на пути выхода АПЛ в Мотовский залив, например – это большая проблема.

«Рубины» в состоянии выполнить задачу по проводке АПЛ в океан, несмотря на свой возраст. Оборудование на них вполне современное, способное бороться с минами последних поколений. Акустическими, магнитными, электромагнитными, автоматическими.

«Железняков» и (особенно) «Гуманенко» оснащены вполне прилично. Они выполняют задачи по поиску мин с помощью гидроакустической станции, искателей-уничтожителей с дистанционным управлением, акустических и электромагнитных тралов. Для уничтожения мин различных принципов действия используются акустический и электромагнитный тралы, самонаводящиеся противоминные снаряды-торпеды, торпеда, получающая целеуказание от корабля. Применяется и традиционный контактный трал.

И вот только эти два корабля могут справится с такими важными задачами. Остальные морские тральщики в составе флотов – еще более древние корабли проекта 226 «Аквамарин» и его различных модификаций. То есть, построенные в интервале от 1960 до 1980 годов. Абсолютно неспособные работать против современных мин.

Исключение может составить «Вице-адмирал Захарьин» проекта 266.8, построенный в начале двухтысячных, имеющий относительно современные средства поиска.

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

С этим кораблем получилась вообще грустная история. Дело в том, что тральщики проекта 226МЭ (модернизированный, экспортный) охотно покупались другими странами. Но после начала 90-х уровень оснащения кораблей перестал устраивать заказчиков, и от этого тральщика отказался Вьетнам. Корабль дооборудовали и отправили служить на Черное море. Теперь это самый современный тральщик в составе ЧФ. Далекий от совершенства, но за неимением лучшего…

Вообще имеем худшее. Минно-тральные сил российского флота сегодня – это примерно на одном уровне по эффективности с авианесущими силами.

О морских тральщиках сказали, вернемся к базовым тральщикам. Если рассмотреть состав ВМС РФ сегодня, львиная доля БТЩ – это корабли проекта 1265 «Яхонт».

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

Этих тральщиков в СССР было построено 81 корабль. И они служат даже сегодня, если это можно назвать службой. Основное средство поиска на «Яхонтах» был КИУ-1, искатель-уничтожитель. Да, в 70-е годы это был вполне современный комплекс. Через 50 лет – сами понимаете, музейный экспонат, как и его носители.

Количество «Яхонтов» не могло компенсировать качества. Хотя с количеством тоже все более чем печально, но хотя бы есть свет в конце тоннеля в виде «Александритов».

Условно. Условный свет в конце безусловного тоннеля. Потому что «Александритов» если и закажут, то не столько, сколько нужно флоту.

Флот заявил о необходимости иметь в составе около 20 тральщиков. Вполне приемлемая цифра, учитывая, что тральщик – не фрегат, с ним проблем не должно быть.

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

Но экономическая ситуация в стране несколько пошатнулась, и заказ был уменьшен наполовину. И вместо 20 кораблей в гособоронзаказе осталось 10. Потом, правда, добавили еще 2 корабля.

Хватит этого количества, чтобы покрыть потребности флотов? Каждый сам может ответить себе на этот вопрос. Принимая во внимание, что «Яхонты» являются тральщиками только на бумаге.

Кстати, есть смысл, тем, кому это интересно, ознакомиться с результатами учений «Open Spirit», в которых раньше принимали участие наши корабли. Противоминные учения НАТО прповодятся на Балтике ежегодно, благо, материала хватает и количество обезвреженных мин Второй Мировой войны считается десятками.

Наши корабли перестали принимать участие в учениях. Может, по политическим мотивам, а может, потому, что ничего не могли показать кораблям НАТО, оснащенных по полной программе.

Теперь вся надежда на «Александриты». 12 кораблей – это не бог весть какая цифра, но это все-таки лучше, чем мамонты «Яхонты», которые ничего не могут.

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

Проект 12700 – современный проект. Корпус из стеклопластика, прочный, долговечный и не боящийся морской воды. И не магнитный, что для тральщика более чем жизненно. Технология не новейшая, но труженики Средне-Невского судостроительного завода настолько хорошо овладели ею, что могут строить корпуса кораблей до 80 метров длиной из стеклопластика.

Единственное, что опасно для таких корпусов – огонь. Так случилось с «Александром Курбатовым». Начался пожар, который мог высокой температурой деформировать корпус, который потом выправить просто не было бы возможности. Монолитный корпус пришлось бы просто утилизировать.

Корпус спасли, но постройка корабля затянулась на четыре года. Ничего, можно и подождать. Корабль того стоит.

Помимо пластикового корпуса, из того же материала сделаны и надстройки. Конечно, на корабле достаточно металла, который может формировать физические поля, на которые реагируют современные мины. Потому на тральщиках присутствует и классическая аппаратура размагничивания.

Минимизирована и акустическая активность корабля. Двигатели и все, что может издавать шум большой громкости, установлено на резиновые демпфирующие подушки.

Естественно, работали и над снижением электромагнитного излучения и электростатических полей. То есть, всего диапазона излучений, способных активировать взрыватели современных мин.

В дополнение к защите – хороший комплекс нападения на мины. Стационарные и буксируемые гидроакустические станции, искатели-уничтожители последних поколений, подводные поисковые аппараты. Аппараты как управляемые, так и подводные дроны, способные действовать самостоятельно.

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

К огромному сожалению, основные средства борьбы с минами почти ВСЕ были закуплены во Франции, которая сегодня является лидером по производству противоминного вооружения и средств поиска.

Первые корабли серии имели на себе:

Плюс в комплекте должен был быть и противоминный телеуправляемый катер типа «Inspector-MK2». Вышла неувязка и катер не поместился на корабле, оказавшись чуть больше, чем требовалось согласно техзаданию.

На замену французской машине был срочно разработан катер «Сканда», способный действовать без экипажа, на дистанционном управлении.

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

Слава богу, хоть гидроакустическое оборудование и тралы отечественные. Но есть над чем задуматься, потому что очень сомнительно, что французы и дальше будут поставлять на такое оборудование для тральщиков.

Есть и вопросы к оставшимся «Яхонтам». Учитывая, сколько их еще осталось (более 20). Почему эти корабли, котрые, кстати, отличались от собратьев исключительно удобным размещением экипажа, представляющие собой сегодня музейную ценность (не в таких количествах) не взять и не модернизировать?

Почему древний и бесполезный КИУ-1 не заменить на новейший самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель мин СТИУ-3 «Маевка»?

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

Комплекс разработан, испытан, готов к работе. Он отечественный, что очень немаловажно в наше время.

Возникает вопрос, почему бы командованию флота не произвести такую модернизацию, причем, не только «Яхонтов», но и «Аквамаринов»? Кому помешают на флоте корабли с новейшим вооружением?

«Маевку» разработали специалисты АО ГНПП «Регион» из корпорации Тактического Ракетного вооружения. Это разработчики противолодочного «Пакет-НК», «Шквала» и многих других полезных вещей.

«Маевка» может искать и уничтожать мины на глубине до 300 метров. Горизонтальная скорость аппарата 6 узлов, вертикальная – 1 узел. Длина – 3 метра, ширина – 1,6 метра, высота – 0,84 метра. Масса – 740 килограммов. Масса заряда для уничтожения мин – 100 килограммов. Толщина перерезаемого стального троса – до 12 миллиметров.

У аппарата своя гидроакустическая станция, «Маевка» может выходить в атаку на мину по указаниям корабельной информационной системы, транслируя действия на борт корабля при помощи видеокамеры.

12 «Александритов» – это, конечно, шажок вперед по пути возрождения флота, но нужны реальные шаги. Увы, но нам в первую очередь необходимо создавать не авианосцы, а корабли, которые должны будут их защищать.

Для чего нужен тральщик. Смотреть фото Для чего нужен тральщик. Смотреть картинку Для чего нужен тральщик. Картинка про Для чего нужен тральщик. Фото Для чего нужен тральщик

Или, как вариант, выводить подводные ракетоносцы на ударные позиции в океане. Авианосец с такой работой не справится. Нужен трудяга-тральщик. Очень нужен.

Автор: Роман Скоморохов
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Источник

«Для защиты каждой базы ВМФ»: на что способны новейшие минные тральщики России

В выходные в Балтийске прошла торжественная церемония поднятия Андреевского флага на базовом тральщике проекта 12700 «Иван Антонов», сообщает Минобороны России. Приказом командующего ВМФ Владимира Королёва этот корабль противоминной обороны (ПМО) был зачислен в состав Военно-морского флота.

«Серийный корабль ПМО «Иван Антонов» отличается по целому ряду характеристик от головного корабля этого проекта «Александр Обухов», на котором в ходе эксплуатации была произведена апробация и проверка ряда узлов и систем», — говорится на сайте Минобороны.

Военное ведомство отмечает, что минно-тральные силы ВМФ будут развиваться за счёт серийного строительства кораблей проекта 12700. В долгосрочных планах Минобороны России — строительство 40 минных тральщиков, причём каждый новый корабль будет совершеннее предыдущего.

Проект 12700, известный под шифром «Александрит», является продуктом научной мысли Центрального морского конструкторского бюро (ЦМКБ) «Алмаз». Серийное производство корабля развёрнуто на СНСЗ в Санкт-Петербурге.

В общей сложности Минобороны планирует получить около 40 тральщиков в ближнесрочной перспективе. До 2027 года запланировано построить десять кораблей. В настоящее время в составе флота, помимо «Ивана Антонова», находится только один корабль — «Александр Обухов», введённый в строй в декабре 2016 года. В процессе строительства — четыре тральщика проекта 12700 («Георгий Курбатов», «Владимир Емельянов», «Яков Баляев», «Пётр Ильичёв»). В 2019 году будет заложен ещё один корабль — «Анатолий Шлемов».

«Минные тральщики по-прежнему играют огромную роль в обеспечении безопасности военно-морских баз и проводки кораблей через минные заграждения. Как правило, они действуют в ближней морской зоне и в устьях крупных рек. Главная задача тральщиков — обследование морского пространства и подрыв найденных мин», — пояснил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

«Стеклянный» корабль

Минобороны называет корабли проекта 12700 тральщиками нового поколения. Главное отличие «Александрита» от предшественников заключается в широком использовании полимерных композитных материалов. В частности, у новейшего российского корабля самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика. Его длина составляет 61 м, ширина — 10 м.

Корпуса и другие крупногабаритные конструкции тральщика изготавливаются из композитов с применением технологии вакуумной инфузии, считающейся наиболее эффективной на сегодняшний день. Композитные материалы легче металлов и превосходят их по физико-механическим свойствам. Основные их преимущества заключаются в повышенной прочности, живучести и увеличенном сроке эксплуатации.

Разработкой корпуса для корабля проекта 12700 из монолитного стеклопластика занимались специалисты СНСЗ, сотрудники ЦНИИ имени академика Крылова и ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей».

Последние годы СНСЗ наращивает производственные мощности композитных изделий. Так, 20 апреля 2017 года состоялась торжественная церемония открытия второй очереди цеха стеклопластикового судостроения с встроенным четырёхэтажным административно-бытовым корпусом.

Дмитрий Корнев отметил, что широкое использование композитных материалов при строительстве корабля ПМО является необходимой мерой в условиях современного театра военных действий.

По его словам, стеклопластиковый корпус позволяет оберегать «Александрит» от опасности поражения морской миной.

«Со времён Второй мировой войны очень часто используются магнитные мины. Они до сих пор остаются, пожалуй, самыми эффективными, несмотря на существование технологии «размагничивания» корпуса корабля. Она предполагает обработку специальными веществами, но во время плавания корпус всё равно электризуется. Изготовление корпуса из композитов полностью снимает эту проблему», — сказал Корнев.

Как отметил эксперт, появление «Александрита» — это ответ Минобороны на изменение формы противоминной борьбы из-за появления многоканальных взрывателей комбинированного типа. В связи с этим, как полагает Корнев, исчезла острая необходимость в сплошном способе траления, который применялся ранее.

Незаменимые помощники

Тральщик проекта 12700 представляет собой достаточно небольшое судно водоизмещением 890 т. Дальность плавания «Александрита» составляет 1,5 тыс. морских миль (2,7 тыс. км), полная скорость хода — 16,5 узла (30 км/ч), автономность — десять суток, экипаж — до 44 человек.

На корабле размещены зондирующая аппаратура, радиолокационное и радиоэлектронное оборудование, различные виды тралов, минно-торпедное вооружение, зенитный комплекс ближнего действия 9К38 «Игла», 30-миллиметровая шестиствольная автоматическая пушка АК-306 и 14,5-миллиметровая морская тумбовая пулемётная установка (на базе пулемёта Владимирова).

Кроме того, на вооружении «Александрита» находятся многофункциональные безэкипажные катера. До введения санкций Россия закупала французские беспилотники ЕСА Inspector Mk 2. В 2016 году для проекта 12700 начались испытания российского аналога под названием «Искатель». Впервые этот катер был представлен летом 2017 года на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.

«Искатель» не уступает по тактико-техническим характеристикам Inspector Mk 2. Водоизмещение российского аппарата составляет 5,4 т, длина — 8,4 м, ширина — 3 м, высота — 3,4 м, скорость полного хода — 25 узлов (46 км/ч), автономность — семь суток, масса полезной нагрузки — 500—600 кг.

«Безэкипажные катера — незаменимые помощники современного тральщика. Они позволяют расширить площадь обследуемой акватории. Также их можно отправить выполнять задачу в наиболее опасные участки и таким образом минимизировать риск для экипажа тральщика», — пояснил Корнев.

Собеседник RT уверен, что появление «Александрита» повысит возможности минно-тральных сил ВМФ. В первую очередь, как считает Корнев, новейшие корабли ПМО имеет смысл задействовать для обеспечения безопасности военно-морских баз.

«На защиту каждой базы ВМФ необходимо выделить один — два «Александрита». Я думаю, что это будет первоочередной задачей Минобороны. Таким образом, России понадобится около десятка этих кораблей. Именно столько должно поступить в состав флота до 2027 года. Затем можно строить их и для обороны наиболее важных пунктов базирования ВМФ», — резюмировал Корнев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *