Для чего нужен тяжеловоз
Породы лошадей тяжеловозов — описание, название, фото
Тяжеловозы – рабочие лошади, отличающиеся силой и массивным телосложением. В статье приведено описание пород, особенности выращивания, содержания и разведения коней. Рассмотрена также история происхождения, общая характеристика и назначение этих животных.
История происхождения тяжелоупряжных лошадей
Лошадь тяжеловоз появилась еще в Средние века. В те времена рыцари нуждались в мощных конях, способных выдерживать их тяжелое снаряжение и металлические доспехи. Тогда-то в Германии и была выведена порода, именуемая «дестриэ».
В весе предки современных тяжеловозов достигали 1 т, а в росте – 200 см. Тяжелоупряжные лошади обладали не только внушительными габаритами, но и большей выносливостью по сравнению с другими породами коней.
Но по причине значительной массы собственного тела они не выдерживали длительные походы и за сутки преодолевали не более 30 км, а также не отличались резвостью. Основным условием их выживаемости был своевременный отдых, поскольку тяжелые нагрузки могли стать причиной остановки сердца.
Основными отличиями предков современных тяжеловозов считались их стоячие уши, которые никогда не опускались.
Заводчики в течение многих лет активно работали над улучшением породы, желая сформировать не только мощного, но и максимально выносливого коня.
Их работа увенчалась успехом в 17 веке, когда в Англии официально была зарегистрирована суффолькская порода. Жеребец отличался массивным телосложением, выносливостью и доброжелательностью.
В России выведением тяжеловозов селекционеры активно занялись на рубеже XIX и XX веков. Первые тяжелоупряжные жеребцы появились при скрещивании русских упряжных коней с бельгийскими арденами.
Общее описание и характеристика породы
Тяжеловозы считаются одними из самых сильных лошадей в мире. Селекционерами выведено много пород. У всех из них имеются общие признаки в экстерьере.
Описание внешнего вида тяжеловозов:
Рост тяжелоупряжных коней – 140-200 см, масса тела – 600-1000 кг. Большинство пород тяжеловозов не предназначено для быстрой езды. Кони могут бежать галопом, шагом и рысью.
Характерные особенности этих животных:
Назначение породы тяжеловозов
Доброжелательные и сильные лошади широко используются на пахотных работах, в конных походах. Они транспортируют грузы, переходя вброд реки и перемещаясь по бездорожью без особых усилий.
Дружелюбный характер позволяет использовать животных и для обучения верховой езде взрослых и детей. Кони подходят для неспешных прогулок, участия в различных спортивных и развлекательных мероприятиях.
Породы лошадей тяжеловозов
Насчитывается около 40 тяжелоупряжных пород лошадей. Среди них специалисты выделяют несколько коренных пород, которые использовались для выведения других тяжеловозов.
Популяция тяжелоупряжных коней после ВОВ резко сократилась, а поскольку со временем они стали менее востребованы в сельском хозяйстве некоторые виды находились под угрозой исчезновения.
Сохранить большинство пород тяжеловозов удалось только благодаря коневодам-энтузиастам.
Австралийская
Австралийские тяжеловозы были выведены путем скрещивания суффолков с другими европейскими тяжелоупряжными конями.
Характерные особенности внешности:
Австралийских тяжеловесов разводят преимущественно на родине, где их активно используют для участия в спортивных соревнованиях, а также для перевозки бревен во время лесозаготовки.
Арденская
Арденские лошади, как и суффолки, считаются одними из старейших тяжелоупряжных пород. Их родиной является Бельгия.
Выглядят эти тяжеловесы следующим образом:
Несмотря на скромные габариты по сравнению с другими тяжеловесами, ардены выделяются значительной выносливостью. Размеров взрослой особи жеребенок достигает к 2-м годам. С этого же возраста конь готов к полноценным нагрузкам.
Ардены отличаются плодовитостью, высокой работоспособностью. Повозку с грузом они способны непрерывно везти в течение нескольких часов.
Бельгийская
Бельгийскую породу лошадей тяжеловозов также именуют брабансонами. Ее считают одним из родоначальников всех современных тяжелоупряжных коней.
Основные отличия внешности бельгийских коней:
Битюг
Битюги были выведены в 18 веке на территории Воронежской губернии. Селекцией занимались крестьяне, которые нуждались в выносливом коне, способном выполнять тяжелые работы.
Достоверно о происхождении этой породы неизвестно, но предположительно инициатором по их разведению был Петр Первый, который привез из Европы бельгийских и клейдесдатских коней.
Путем скрещивания европейских лошадей с русскими тяжеловозами и были получены битюги. Они были выносливы и неприхотливы в содержании, поэтому и были популярны в России.
Характерные особенности внешности этих тяжеловозов:
Во второй половине 19 века перестали заниматься разведением битюгов и сейчас порода считается вымершей.
Бретонская
От других пород бретонских лошадей тяжеловесов отличает резвость. Ее родина – Франция, провинция Бретань. До середины прошлого столетия французы использовали коней только в качестве транспортных и тягловых, а в настоящее время для работ в виноградниках и на полях.
Существует несколько типов бретонцев, такие как:
Вне зависимости от типа эта порода тяжеловозов отличалась следующими характерными особенностями во внешности:
Бретонцы достаточно быстро набирают вес. По этой причине на родине их разводят также с целью получения мяса.
Булонская
Булонская порода считается самой известной на своей родине во Франции, где разведением и улучшением ее активно занимаются заводчики с 17 века и по сей день.
Лошади отличаются выносливостью, поэтому их часто используют на фермах для выполнения тяжелой работы.
Жеребята быстро развиваются и после достижения 1,5 лет получают такие же нагрузки, как и взрослые особи.
Среди других тяжеловозов булонские лошади выделяются грациозностью.
Выглядят они следующим образом:
Владимирская
Эту тяжеловозную породу лошадей вывели в СССР путем скрещивания европейских коней с местными кобылами. Разделяют владимирских коней на 2 типа – Юрьев-Польских и Гаврилов-Посадских.
Первые ниже ростом, корпус и шея у них короче, а костяк мощнее. Второй тип владимирских коней выглядит изящнее несмотря на высокий рост.
Строение тела владимирских тяжеловозов вне зависимости от типа породы:
Изначально эти тяжелоупряжные резвые лошади использовались преимущественно для транспортировки крупногабаритных грузов, но позднее стали участвовать в различных мероприятиях.
Ирландская
Ирландский тяжеловоз – универсальная порода, использующаяся для работы в поводу, на тяге и участия в мероприятиях. Лошади были получены при скрещивании чистокровных верховых жеребцов с местными лошадьми.
Описание внешнего вида животных:
Итальянская
Итальянские тягловые лошади родом из области Феррари. Внешне они схожи с бретонскими, которые использовались для их выведения.
Основные отличия итальянских тяжеловозов:
В связи со снижением спроса на тягловых коней в Италии их стали выращивать ради получения мяса. Изредка лошади на родине используются на небольших фермах для выполнения сельскохозяйственных работ.
Клейдесдаль
Клейдесдаль – порода тягловых лошадей, выведенная шотландскими селекционерами. Значительную часть популяции во время войны истребили, что вынудило причислить породу к исчезающим видам.
Ее удалось сохранить благодаря заводчикам-энтузиастам. На данный момент клейдесдали представляют историческую ценность для шотландцев.
Описание внешности этой породы тяжеловозов:
Лошадей тяжеловозов породы клейдесдаль используют не только в сельскохозяйственных нуждах, но и в качестве барабанных коней британской кавалерии.
Контойская
Контойские лошади являются близкими родственниками арденов, но уступают им в размерах.
Выглядят эти тяжеловозы следующим образом;
Контойских тяжеловозов разводят во Франш-Конте, где используют для работы в горах и лесах.
Литовская
Литовские тяжеловозы появились в результате скрещивания местных лошадей с арденами и русскими тягловыми жеребцами.
Характерные особенности внешности литовских тягачей:
Внешне литовские лошади уступают другим тяжеловозам, но по характеру столь же покладисты и дружелюбны. К тому же они также отличаются крепким иммунитетом, плодовитостью, неприхотливостью в уходе и выносливостью.
Муракоз
Муракозы появились в Венгрии при скрещивании норикийских лошадей с арденскими.
Внешний вид представителей этой породы тяжеловозов:
Эти тяжеловозы считаются одними из самых сильных лошадей несмотря на небольшие габариты. Во время войны они были задействованы в армии, а позднее стали использоваться только для сельскохозяйственных нужд.
Новоалександровская
Родиной новоалександровской породы является Украина, где лошади были получены путем скрещивания европейских тяжеловозов с тяжелоупряжными бельгийцами.
Они бывают разнообразных мастей, а внешне от других пород отличаются преимущественно габаритами.
Параметры новоалександровских тяжеловозов:
Новоалександровские кобылы дают большое количество молока, отличаются выносливостью и плодовитостью. Их используют для улучшения других пород тяжеловозов.
Норикийская
Норикийские, или пинцгауские тяжеловозные лошади появились в горах Австрии в Средние века.
Описание внешности норикийских тяжеловозов:
Жеребцы менее выносливы по сравнению с другими тяжелоупряжными конями. Их используют для езды верхом и легкой работы.
Норикийские тяжеловозы считаются национальным символом Австрии. Жеребцов с идеальным экстерьером демонстрируют на крупных выставках, используют в туристических экскурсиях.
Нормандская
Нормандский коб является легкой тягловой лошадью. Порода не занесена в племенную книгу. Лошадей разводят преимущественно на конезаводах Нормандии.
Внешний вид коренастых нормандских тяжеловозов:
Першерон
Першероны появились в начале 19 века во Франции при скрещивании арабских скакунов с местными тяжелоупряжными конями.
Существуют следующие типы этих тяжеловозов:
Основной мастью этих тяжеловозов во Франции признана серая в яблоках. Среди представителей породы также встречаются чалые, вороные и рыжие кони. Основным отличием першеронов считается густая и длинная грива.
Пойтевин
Пойтевины появились в результате скрещивания европейских тяжеловозов с древней лесной лошадью.
Основные отличия внешности пойтевинов:
В отличие от других тяжеловозных пород лошадей пойтевины не отличаются высокой работоспособностью. Их скрещивают с ослами с целью получения рослых мулов и не используют для перевозки грузов.
Русская
Русские тяжеловозы считаются потомками першеронов и арденов. Они выносливее лошадей владимирской и советской породы, а также неприхотливее к условиям содержания.
Характеристика русских тяжелоупряжных коней:
Тяжеловозы этой породы широко используются в России в конном туризме и полевых работах. В течение нескольких часов жеребцы способны держать наездника в седле не проявляя норов. Кобылы дают много молока, из которого изготавливают кумыс.
Северо-шведская
Северо-шведская порода является потомком местной рабочей лошади. Выглядит тяжеловоз следующим образом:
На родине этот грузовой конь используется для перевозки срубленных деревьев. Он достаточно вынослив и способен работать по 8 часов в сутки.
К тому же лошади отличается крепким иммунитетом, неприхотливостью в уходе. Для работы в лесах используют коней, достигших трех лет.
Советская
Советские тяжеловозы считаются самыми сильными лошадьми, выведенными в России. Селекционеры получили их путем скрещивания отечественных упряжных коней с битюгами и некоторыми европейскими породами. Официально эта порода были зарегистрирована в середине прошлого века.
Экстерьер советских тяжелоупряжных лошадей:
Советский тягач готов к сельскохозяйственным работам после достижения 2,5 лет. Кобылы этой породы отличаются высокой молочностью.
У представителей породы часто встречается косолапость. Этот дефект не влияет на рабочие качества животного, но становится причиной выбраковки при разведении.
Суффолк
Суффолки одна из первых пород тяжеловозов, зарегистрированных официально. Их основоположником считается жеребец по кличке Криспс.
Современные суффолки, как и их прародитель, имеют следующие характерные внешние особенности:
Современные суффолки применяются не только для работы на полях, но и в конном туризме. Их также активно используют для выведения новых пород, предназначенных для троеборья.
Торик
Торик, или торийская лошадь выведена в Эстонии. Внешние особенности, отличающие эту породу от других тяжеловозов:
Преимуществами торийской породы считается выносливость, нетребовательность к пище и высокая плодовитость. От 100 кобыл на заводах Эстонии получают по 85 жеребят.
Для репродукции животные используются вплоть до достижения 30 лет в то время, как другие тяжеловозы старше 20 лет не способны производить потомство.
Трэйт ду норд
Трэйт ду норд, или северный арден – редкая порода лошадей, выведенная во Франции. Вырастают лошади до 170 см в высоту, а весят 0,8-1 т. Окрас у коней чаще всего однотонный бурый, серый или коричневый.
Строение тела тяжеловозов:
Северные ардены отлично подходят для транспортировки крупногабаритных грузов на короткие расстояния. Их используют для перевозки бревен по сложному грунту.
Шайр – британская порода тяжеловозов. Эти кони являются не только одними из самых сильных лошадей, но и высоких на планете.
Основные отличия во внешности этой породы тяжеловозов:
Лошади используются для буксировки барж, работы в лесу и в качестве верховых.
Шведский арден
Шведский арден является более выносливой, легкой и подвижной версией арденской породы тяжеловозов. Они отлично подходят для тяжелой работы в суровом климате Швеции.
Строение тела шведских арденов:
Шлезвигская
Шлезвигская порода появилась в 19 веке при скрещивании ютландских тяжеловозов с чистокровными верховыми и йоркширскими лошадьми.
Характерные особенности внешнего вида этих тяжеловозов:
Эта грузовая лошадь распространена только на своей родине в Германии. Там тяжеловоза используют в лесном хозяйстве и на фермах для перевозки повозок.
Для получения более габаритных и выносливых коней шлезвигских тяжеловозов скрещивают с ютландскими.
Южно-германская
Южно-германских тяжеловозов вывели на территории Баварии. Селекционеры приливали кровь европейских тяжелоупряжных коней к австрийским норикенам с целью создания крепких и выносливых лошадей.
Представители этой тяжеловозной породы лошадей имеют следующие особенности во внешности:
Ютландская
Ютландские, или датские тяжеловозы относятся к низкорослым. Среди других тяжелоупряжных пород они выделяются благодаря следующим внешним особенностям:
На родине лошади почитаются за свою тяговую мощь, но менее популярны по сравнению с другими тяжеловозами.
Самые сильные тяжеловозы в истории
Самыми сильными лошадьми в истории долгое время считались пара шайров, которые в 1893 году в США сумели сдвинуть с места сани с грузом весом 42 т.
Их рекорд удалось побить жеребцу по кличке Вулкан в 1924 году. В одиночку этот тяжеловоз породы шайр сдвинул груз весом 47 т. Достижение коня было внесено в книгу рекордов Гиннеса.
В России отличился советский тяжелоупряжный жеребец Форс, который в 60-е годы прошлого столетия протянул на 35 м прицеп весом 23 т.
Выращивание тяжеловозных пород
Тяжелоупряжные лошади не нуждаются в создании особых условий, поскольку менее прихотливы по сравнению с верховыми скакунами.
При этом тяжеловозам потребуется обеспечить тщательный уход, включающий в себя правильное кормление, гигиеническую обработку зубов и ушей, расчесывание гривы, чистку копыт.
Периодически коней нужно купать. Летом мыть тяжеловозов можно в водоемах, а в холодное время в отапливаемом помещении.
Содержание лошадей
Лошади тяжеловозы нуждаются в просторной конюшне. Каждому коню потребуется отвести не менее 4 м2 площади.
Помещение должно быть отапливаемым, достаточно освещенным и проветриваемым, с деревянным или бетонным полом.
Регулярно следует очищать конюшню от навоза. Тяжеловозов необходимо периодически выпускать на прогулку в загоне.
Разведение тяжеловозов
До разведения допускаются тяжеловозы с отличным экстерьером и хорошими результатами на силовых испытаниях. Разводить тяжелоупряжных коней проще, чем верховых, поскольку они более плодовиты.
Кобылы рожают по одному жеребенку, но способны при этом производить потомство уже с трех лет.
Рабочие тяжеловозы, участвующие в разведении, нуждаются в регулярных физических нагрузках. Взрослый конь должен работать по 6-8 часов в сутки ежедневно.
Болезни и лечение лошадей
Характерных заболеваний для тяжелоупряжных коней специалисты не выделяют. Чаще всего у тяжеловозов диагностируют следующие болезни:
Заболевание | Симптомы | Лечение |
Гниение стрелки копыта | Хромота, появления гнойных выделений | Проводят хирургическое вмешательство, а также прикладывают к месту поражения мазевые компрессы |
Миоглобинурия | Затрудненное дыхание, мышечная дрожь, шаткая походка, повышенная потливость | Ветеринар назначает медикаментозное лечение в зависимости от симптомов. Чаще всего рекомендуют введение подкожных или внутривенных инъекций |
Глистные инвазии | Потускнение шерстяного покрова, расстройство ЖКТ, слабость | Следует провести забор кала и показать коня ветеринарному врачу, который назначит лечение исходя из результатов анализов |
Кормление лошадей тяжеловозов
Тяжеловозов следует кормить 3-4 раза в сутки. Объем порций рассчитывается индивидуально исходя из породы и нагрузки лошади.
Зимой коней рекомендуется кормить заготовленным сеном или комбинированными кормами, а летом свежей зеленью. В рацион взрослого животного также нужно включить:
Взрослые тяжеловозы потребляют большое количество жидкости. В конюшне следует установить поилки с чистой водой комнатной температуры.
Грузовые тяжеловозные лошади крупных пород
Самыми крупными и сильными представителями семейства лошадиных пород являются тяжеловозы. В настоящее время в мире насчитывается до 250 пород лошадей. Примерно 40 из них классифицируются как тяжеловозы. Во все времена эти прекрасно сложенные, мощные и добродушные великаны с толстой шеей, мускулистым телом и ногами вызывали у большинства людей нескрываемое восхищение.
История лошадей-тяжеловесов
Свою историю лошади-тяжеловозы начали ещё в Средние века. Тогда кони были единственным средством передвижения, поэтому активно использовались средневековыми рыцарями. Обычным лошадям было очень тяжело перевозить таких воинов, одетых в железные латы и с громоздкими щитами и мечами в руках. Поэтому и созрела очевидная необходимость в создании пород лошадей, способных не только перевозить массивные грузы, но и преодолевать множество препятствий, передвигаясь галопом.
По описаниям средневековых летописцев, лошади вырастали до двух метров и имели массу до одной тонны, и, естественно, не могли быстро передвигаться и прыгать.
Галерея: грузовые тяжеловозные лошади (25 фото)
Экстерьер породы
Тяжеловозы практически не используются ни в одной дисциплине конного спорта, так как из-за коренастой конституции тела они не наделены от природы гибкостью и легкими движениями. Однако существует множество характеристик, которые привлекают понимающих и любящих лошадей людей:
Качество экстерьера у таких лошадей остаётся на втором месте вслед за силовыми показателями. В России, как и в большинстве других стран, их разводят преимущественно для выполнения сельскохозяйственных работ и только потом — для участия в зрелищных специализированных соревнованиях. Находится и много любителей спокойной верховой езды, для которых эта порода просто незаменима.
Зарубежные породы тяжеловесов
Порода лошадей тяжеловозов пользуется огромной популярностью во многих мировых странах. В настоящее время многие коннозаводческие хозяйства Европы и США могут похвастаться уникальными породами тяжеловозов:
Отечественные тяжеловозы
К широко распространённым и известным, выведенным в России (ранее в Советском Союзе), относят породы русских, советских и владимирских тяжеловозов. Все они выводились путём проведения селекционных работ на основе тяжеловозов из Европы. Российские зоотехники основной упор сделали на выведение породы, которая стала максимально приспособленной к местным условиям, выносливой, неприхотливой и обладающей тягловой силой.
Большое внимание было уделено созданию доброго нрава у животного, ведь человеку очень трудно справиться с такой крупной лошадью с упрямым и непослушным характером. Для этих целей недоверчивых и злобных жеребят не допускали к племенному использованию и сразу отбраковывали.
Битюг
Это одна из древних русских тяжеловозных лошадей, однако порода не дожила до наших дней. В те времена она использовалась крестьянами на частном подворье и в сельском хозяйстве как тягач. По сравнению с другими породами битюги были не очень высокого роста (160 см), но могли возить большого веса грузы.
Потомками их являются русские тяжеловозы, именно в экстерьере этой породы просматриваются черты битюга.
Владимирский тяжеловоз
Началом существования этого вида считается 1935 год. Родоначальниками были лошади тяжелоупряжных европейских тяжеловозов. Представители породы имеют хорошие показатели силовых качеств. Они неприхотливы в содержании и уходе. Кони в меру массивны, при этом движения их пластичны.
Описание:
Отличительная черта владимирского тяжеловоза — его широкий, с высоким выносом шаг. Прекрасно смотрятся эти лошади в составе повозки-тройки.
Советский тяжеловоз
Эта порода получилась скрещиванием местных лошадей упряжного типа с бельгийскими брабансонами. Имеют спокойный характер. Неприхотливость в уходе и содержании является положительным качеством лошадей.
Краткая характеристика:
Русский тяжеловоз
Для производства работ на частном подворье лучше всего подходит русский тяжеловоз. Эти сильные и некрупные животные со спокойным и уравновешенным нравом выполняют наиболее тяжёлую работу. Прекрасно справляются с перевозкой грузов по пересечённой местности. Добродушный и покладистый характер позволяет легко управляться с ними даже детям.
Выведение породы началось более века назад на основе бельгийских арденов. Официально была зарегистрирована в 1952 году. Порода получила самое большое распространение по всей территории России.
Краткое описание:
Испытание
Современные представители тяжелоупряжных лошадей сохранили почти все характеристики своих предков. В настоящее время цель их использования нисколько не изменилась, как и несколько веков назад, основное применение — перевозка тяжёлых грузов.
Верным решением для испытания силовых качеств тяжеловозов стала организация различных соревнований, которые приобрели особую популярность ещё во времена Советского Союза. Идея таких турниров была принята и за рубежом.
Сначала на таких мероприятиях проверялись и сравнивались силовые качества, скорость и выносливость при тяге различных грузов. Со временем были добавлены новые конкурсы по экстерьеру и поведению лошадей при взаимодействии с человеком.
Разведение и использование
Для разведения этих гигантских коней не требуется строить шикарные «королевские конюшни», они неприхотливы в содержании и непривередливы в еде.
Использование лучших представителей, которые хорошо показывают свои тяговые качества на испытаниях, достигает положительного результата в селекции. Широко применяется и метод отбраковки полукровок, чтобы сохранить наилучшие показатели той или иной породы при проведении скрещивания.
Конечно, многие фермеры сейчас предпочитают использовать при проведении полевых работ сельскохозяйственную технику. Но, сколько бы скептики ни пророчили, полностью исключить помощь тяжеловозов пока не удаётся, особенно в частном подворье и на животноводческих фермах.
Каждая порода тяжеловозов по-своему уникальна и неповторима. К сожалению, становится этих гигантских помощников всё меньше. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед селекционерами, становится сохранение генофонда. Хотя и работы по улучшению существующих пород не прекращаются во многих странах мира.