Для чего нужен жизненный опыт
Итоговое сочинение: Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
Литеровед предлагает вашему вниманию итоговые сочинения на тему «Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?», в которых раскрываются разные аспекты проблемы.
Вариант 1
Жизненный опыт – это накопленные поколениями знания и умения, выводы. Ошибки, допущенные нашими предками, и сделанные на их основе выводы – это тоже опыт. Говорят, что учиться лучше на чужих ошибках. Незачем еще раз изобретать колесо, если это уже сделано до нас. Используя имеющийся багаж знаний, нужно двигаться вперед. Этому способствует опыт, передаваемый из поколения в поколение. Он является основой, фундаментом, на нем строится новое знание. Примерами могут служить ситуации, описанные в художественных произведениях.
Наглядным примером преемственности поколений является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Братья Кирсановы вступили во взрослую жизнь, имея перед глазами жизненный опыт своих родителей. Павел Петрович продолжил семейную династию и стал военным. Николай Петрович женился и стал помещиком. Он в своем хозяйстве пробует применять нововведения, но в основе все же использует опыт предыдущих поколений. Эти же понятия о жизни он передал своему сыну. Кирсановы соблюдают семейные традиции, дорожат дворянской честью. Аркадий выбрал в жены девушку, похожую на мать. Отдав дань модным веяниям в студенческие годы, он будет жить помещиком в имении. Он так же, как отец, любит литературу, природу, музыку. Так же он будет заниматься хозяйственными делами, воспитывать детей. Тургенев подчеркивает незыблемость этого порядка вещей, противопоставляя Кирсановым нигилиста Базарова. Жизненный опыт объединяет поколения, сохраняя то лучшее, что смогли понять предки. Благодаря такой преемственности живет народная культура, мировоззрение, человеческие ценности, семейные традиции, память о предках. Связь между поколениями не должна прерываться, чтобы люди помнили о своих корнях, не повторяли ошибок и двигались вперед по пути развития.
Роман-эпопея М.А. Шолохова рассказывает историю жизни казацкой семьи Мелеховых. Пантелей Прокофьевич, глава семейства, заботится о сохранении традиций, нравственной основы жизни. Он всю жизнь жил своим трудом. У них было большое хозяйство. Они пахали землю, косили сено, ловили рыбу. Мужчины обязательно ходили на военную службу. Женщины смотрели за домом, воспитывали детей. Свой опыт Пантелей Прокофьевич пытается передать детям. Он хочет, чтобы они поняли, что земля и семья – главное в жизни. Только все рушится. Сын Григорий бросает законную жену и уходит с любовницей. Сноха Дарья, проводив мужа на службу, изменяет ему с другими казаками. Пантелей Прокофьевич всеми силами пытается склеить семью. Роман начинается с разговора отца и сына, в нем П.П. объясняет ему, что с соседями нужно жить дружно, что на чужих жен нельзя заглядываться. Не приведет это к добру. В том, что отец прав, Григорий в дальнейшем убедился. Брошенная им жена погибла, пытаясь избавиться от беременности. Дарья утопилась, когда поняла, что заразилась нехорошей болезнью. Горе и боль принесли семье необдуманные поступки. В конце произведения Григорий возвращается в родной дом, где его ждет маленький сын. Он понимает всю тщетность своих метаний. Если бы он сразу прислушался к советам отца, поддержал его стремления, то многих ошибок ему удалось бы избежать. Проживая жизнь, человек сохраняет знания предков и накапливает собственный опыт, на этом держится мир.
Подводя итог, можно сказать, что жизненный опыт поколений помогает избежать трагических ошибок и принимать правильные решения. Благодаря знаниям предков, передаваемым от поколения к поколению, сохраняется родовая память, семейные традиции. Опыт предыдущих поколений лежит в основе достижений ныне живущих.
Вариант 2
Жизненный опыт включает в себя знания, умения, достижения, а также ошибки и промахи. Возможно, что ошибки по своей значимости не уступают достижениям. Они дают возможность последующим поколениям понять, как не нужно делать. Память о значительных событиях люди хранят и передают своим детям. Одним из таких событий является война. Она дает страшный, жестокий опыт, являясь одновременно нравственной опорой. Память о ней, передающаяся из поколения в поколение, помогает людям понять, что нужно беречь мир. Война не должна повториться. Эту мысль доказывают примеры из художественной литературы.
Ключевой фразой в произведении А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» являются слова « Ненавижу войну!». Их часто повторяла мама главного героя, подростка Пети. Война закончилась, но свидетели тех лет, еще жили в одном доме с Петей Перовым. Однажды он разговорился с соседкой, живущей на первом этаже, Надеждой Емельяновной. Он знал, что в годы войны у нее погибла дочь, красавица Таня Ткачук. В нее были влюблены все мальчики их класса. Они писали ей письма, которые мать до сих пор бережно хранила. Надежда Емельяновна попросила Петю разыскать одноклассников дочери. Так Петя познакомился с классным руководителем Тани и ее одноклассников Екатериной Ильиничной. Оказалось, что все они тоже погибли на войне. Автор показывает, как душа подростка отзывается на чужую боль. Он повзрослел за несколько дней. Мемориальная доска, которую он установил в своем доме, — это поступок зрелого человека. Он хорошо усвоил жизненный опыт предыдущего поколения. Теперь он так же, как его мама, ненавидел войну, которая лишила жизни будущих академиков, музыкантов и просто хороших парней и девушек. Война не должна повториться, матери не должны хоронить своих детей. Об этом говорит рассказ Алексина.
Ю. Яковлев считал, что нет на свете ничего страшнее забвения, потому что оно лишает людей нравственной опоры, которая необходима для продолжения жизни. Об этом он много говорит в своих произведениях. Главная героиня рассказа «Девочка с Васильевского острова» Валя Зайцева дружит с Таней Савичевой, умершей в блокадном Ленинграде. У них много общего. Таня когда-то жила в Валином доме, в соседней квартире. Взрослые удивлялись этой странной дружбе, а Валя чувствовала неразрывную связь с девочкой, которая жила еще до ее рождения. Вале сейчас столько лет, сколько было Тане, когда она умирала в блокадном городе. Автор подчеркивает связь поколений, которая осуществляется благодаря маленькой девочке. Дневник своей ровесницы Валя читала с содроганием сердца. Она понимала, что с каждой новой страницей в Тане остается все меньше жизни. Девочка из блокадного Ленинграда рассказывала тем, кто будет жить после нее, страшную историю смерти своей семьи. Девочка Валя, родившаяся в мирное время, каждой частичкой души ощущала эту боль. Этот трагический опыт нужен, чтобы не угасала память о том, что такое фашизм. Яковлев считал, что память о войне нужна подрастающему поколению «ради строительства человека в себе». Человек должен уметь чувствовать и понимать боль других людей, чтобы сохранилась жизнь на земле. И эту память нужно передавать из поколения в поколение, чтобы не повторилась война.
Подводя итог, можно сказать, что никто не застрахован от ошибок, но они не должны повторяться. Негативный опыт – это тоже опыт. Задача людей – рассказывать об этом своим детям. Война – это самая страшная ошибка на свете, о которой нельзя забывать. Память об этом трагическом опыте не должна исчезнуть вместе с поколением, пережившим Великую Отечественную войну.
Дополнительные аргументы
При написании сочинений по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» можно воспользоваться дополнительными аргументами, которые размещены в разделе «Банк аргументов».
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Жизненный опыт. Что это такое и нужен ли он нам?
Жизненный опыт. Что это такое и нужен ли он нам?
Как часто в процессе спора с людьми я натыкалась на объяснение их собственной правоты наличием у них за плечами богатого жизненного опыта. Долгое время мною этот самый жизненный опыт воспринимался как нечто обязательное, что и мне жизненно необходимо для успешного существования в повседневной реальности. Дошло до того, что познание мира я спутала с накоплением жизненного опыта!
А ведь действительно, зачем нужен жизненный опыт? Так ли он необходим в повседневной жизни? На первый взгляд вопрос очень глупый, но чем дальше, тем больше я убеждаюсь в том, что и здесь тоже кроется некий подвох. Всем нам известно изречение о том, что человек сам кузнец своего счастья. А значит и несчастья! Хотя последнего так не хочется, но почему-то никак не получается избежать.
Вот мы говорим: живем, получаем опыт. А что стоит опыт, в котором не сделаны выводы? Опыт не трансформированый в ситуацию, которая бы приносила радость и счастье. Опыт опыту рознь. Допустим, возьмем какие-нибудь лабораторные исследования. Если проведут один единственный опыт, не сделают выводов, не повторят опыт при определённых изменениях. То какой же это опыт? Это получается недоведенная до конца исследовательская работа, наверное… Или как? Каков смысл проведения половины опыта? Просто ошибка? Неисправленная, оставленная, брошенная на полпути?
Допустим, человек прожил какое-то время в браке и развелся в середине жизни. Можно ли это считать опытом?
Или вот воспитание детей. Если ты родил ребенка, то ты приобрел опыт рождения детей. А когда ребенок вырос, приобрел ли ты опыт воспитания ребёнка? Ведь кто-то его действительно приобретает, а кто-то нет. И по каким результатом можно сделать вывод, что человек приобрел опыт воспитания детей? Ведь бывает так, что старался воспитывал, а результат не радует… Причем ни родителя, ни ребёнка. Не будем брать в расчет случаи, когда ребёнок пошел своим путем, а родитель прибывает в неоправданных ожиданиях… Или всё таки человеку только кажется, что он старался, бился, воспитывал? Или от воспитания ничего не зависит? И от примеров, которые подают родители детям, тоже?
Почему мы нутром чуем, каким людям с каким опытом можно доверять, а кто для нас никогда и ни при каких условиях не станет авторитетом?
А ведь некоторые так и жаждут им быть. Авторитетом то есть. А если их не признают экспертом в какой либо области, почему всячески пытаются навязать своё мнение, свою точку зрения, свою «правильность» и свой «опыт»?
Чтобы не признаваться самому себе, что то был не опыт, что вместо опыта вышел неоконченный эксперимент? Или просто не отличают одно от другого?
Вот так потом выходит, что «все мужики козлы», «все женщины меркантильны» и прочее «все»… А в ком причина во «всех», или в горе-экспериментаторе? Который не знает: какие вопросы перед собой поставить, как всё до ума довести, чтобы не бросить на полдороге, не сбежать из лаборатории в бессилии…. Ведь от этого и результаты и выводы будут зависеть.
Так же обстоят дела и с принятыми нами в прошлом решениями. Стоит нам однажды сделать выбор в пользу того или иного варианта, как мы всю оставшуюся жизнь жалеем и изводим себя мыслями о том, что было бы, выбери мы другой вариант. Подобный опыт ставит нас в тупик во время очередной такой ситуации. В результате мы просто тянем время, пока не остаётся никакого выбора. Но это просто ужасно! Всё дело в том, что какой бы путь мы не выбрали, он будет для нас верным…
Как всё-таки понять, приобрели мы полезный опыт или нет, если при этом повторяем свои ошибки?
И как определить (прочувствовать), стоит ли слушать советы человека, считающего себя опытным? Действительно ли он такой?
Нужен ли человеку негативный жизненный опыт и зачем?
Человек ежедневно сталкивается с успехами и неудачами, испытывает позитивные и негативные эмоции, принимает множество решений и пожинает плоды своей деятельности. Все прожитое складывается в жизненный опыт.
Многие привыкли считать, что негативный опыт не приносит в жизнь ничего хорошего, кроме боли, раздражения, обиды и злости. Однако психологи утверждают, что значение такого опыта очень недооценено.
Информация лучше усваивается на практике
В естественном темпе своего развития ребенок каждый день узнает новую информацию и усваивает ее путем проживания на физическом уровне. Не просто так младенцы склонны к тому, чтобы трогать, нюхать и пробовать на вкус окружающие предметы, которые находятся в их зоне досягаемости. Они учатся тому, как существовать в этом мире, как вести себя с его обитателями. Далеко не всегда взаимодействие с различными предметами приносит ребенку радость и дарит приятные ощущения.
Если малыш укусит банан, то поймет, что он вкусный и съедобный, а если укусит собственный палец – сразу почувствует боль и осознает, что себя кусать не стоит. Через боль ребенок понимает, что именно грозит ему опасностью. Например, когда родители говорят, что нельзя трогать раскаленную плиту, малыш не принимает это на веру. Слова оказывают меньшее влияние, чем ощущения от ожога на пальце, которым он все-таки дотронулся до плиты. Проживание негативного опыта способствует принятию информации.
Ошибки помогают выстроить правильный путь
Невозможно совершать поступки, которые дадут исключительно положительный результат. Никто не рождается всезнающим с готовой пошаговой инструкцией к существованию в голове. Нельзя просто взять и «загрузить» всю важную информацию в мозг, как файл на флешку, нажатием одной кнопки. Совершая ошибки, человек усваивает на практике, какие действия принесут ему пользу, а какие станут горьким жизненным уроком.
Ученый, проводя эксперимент, пробует различные способы, использует множество разных образцов и материалов, учитывает все неверные шаги и исключает их, чтобы добиться результата своего эксперимента. Так же и человек в повседневной жизни принимает во внимание все свои ошибки и старается не допустить их снова, реализовывать свои планы и достигать целей правильным путем.
Узнайте как правильно медитировать перед сном и как это развивает осознанность.
Негативный опыт делает человека более выносливым
Когда человек сталкивается с печальными событиями и проживает их, он становится обладателем ценнейших знаний о том, как справиться с болью и отчаянием. Негативный опыт укрепляет внутренний стержень, «закаляет» разум и расширяет спектр эмоций, которые личность может выдержать. Небольшие неудачи не ломают людей, которые перенесли множество крупных провалов. Для того, кто вылечился то рака, обычная простуда будет казаться просто мелочью по сравнению с тем, что ему пришлось пережить.
Негативные факторы влияют на личность человека гораздо сильнее, чем позитивные, ведь, чтобы с ними справиться, нужно приложить усилия. Копилка жизненного опыта сильной личности наполнена не только беззаботными радостными событиями, но и тяжелыми горькими переживаниями.
Знания лучше усваиваются с помощью негативных эмоций
Исследования американских психологов, проводивших эксперимент на студентах, показали, что при подкреплении поступающей информации отрицательными эмоциями мозг лучше усваивает данные и откладывает их в долговременную память. Этим объясняется тот факт, что люди долго помнят свои неудачи, хранят воспоминания о людях, которые их обидели или разозлили, могут детально пересказать события, вызывавшие у них боль, обиду или злость.
Негативный жизненный опыт будет помогать человеку развиваться и расти, если он извлечет урок из каждой неудачи. Жизнь не может быть только легкой и приятной или тяжкой и тоскливой. Каждое событие оставляет след в жизни человека, и негативный жизненный опыт обладает значимостью и имеет важность на ряду с позитивным.
Для чего нужен жизненный опыт
Всем нам известно изречение о том, что человек сам кузнец своего счастья. А значит и несчастья!
Хотя последнего так не хочется, но почему-то никак не получается избежать.
Утверждение некоторых просветлённых личностей о том, что нужно жить здесь и сейчас, в текущий момент давно будоражили мой разум, но было не совсем понятно как возможна такая жизнь.
А теперь обратите внимания на свой разум.
Как он устроен. Львиную долю свободного времени наш мозг занят воспоминаниями о прошлом, остальная часть занята мечтами.
Прошлое уже прошло, нет нужды вспоминать о нём, снова сожалеть, скорбеть. Именно это наше прошлое принято считать жизненным опытом. Но зачем нужен такой жизненный опыт?
Чем больше прожито лет, тем больше различных ситуаций мы проживаем.
Снова попадая в ту или иную ситуацию, мы реагируем, исходя из прошлого опыта, порой даже не задумываясь – практически машинально и… упускаем свой шанс!
Таким образом, люди, дожившие до преклонного возраста, вообще не существуют в настоящем! Все их мысли направлены лишь в прошлое – к воспоминаниям.
Но каждое мгновение жизни эта развилка с множеством отворотов. Каждую секунду нас ждёт множество нереализованных возможностей, множество вариантов.
Но мы всего этого не видим, так как наш жизненный опыт (а порой и не только наш, но и успешно навязанный чей-то чужой, в процессе нашего воспитания) заставляет нас реагировать исходя из прошлых ситуаций.
Но этот опыт был в прошлом! В это мгновение уже всё изменилось. Реагировать на него подобным образом значит топтаться по кругу, снова и снова повторять всё те же ошибки. Это всё, а также материализация мыслеформ снова и снова возвращают нас в иллюзорный мир.
Мир несуществующего прошлого. Однако все мы живём в этом мире, снова и снова переживая события, когда-то имевшие место быть. Ничего удивительного, что жизнь наша сера и однообразна. А вы попробуйте погонять много раз плёнку на кассете, она вся со временем изотрётся и станет напоминать серостью своих кадров жизнь…
Так же обстоят дела и с принятыми нами в прошлом решениями. Стоит нам однажды сделать выбор в пользу того или иного варианта, как мы всю оставшуюся жизнь жалеем и изводимся себя мыслями, о том, что было бы, выбери мы другой вариант. Подобный опыт ставит нас в тупик во время очередной такой ситуации.
В результате мы просто тянем время, пока не остаётся никакого выбора. Но это просто ужасно! Всё дело в том, что какой бы путь мы не выбрали, он будет для нас верным…
И ни в коем случае не судить о нём исходя из прошлого опыта. Ведь каждое мгновение это шанс, шанс почувствовать на вкус настоящую жизнь, жизнь без прошлого и будущего, жизнь вне времени…
Определяя для себя смысл жизни, человек устанавливает ценностные ориентиры, ради которых он живет. Ценностными ориентирами могут служить долг, семья, профессия, служение Богу и многое другое.
К определению смысла жизни существует три пути:
1. Переживание красоты мира;
3. Личные жизненные установки человека.
Смысл – это строго индивидуальное для человека понятие, его нельзя передать, одолжить или навязать.
Никто не может диктовать другому, в чем состоит смысл его жизни, ни родитель ребенку, ни начальник своему подчиненному.
Смысл необходимо отыскать, пропустить через сознание, распознать. В этом процессе человек руководствуется исключительно личным опытом и системой личных ценностей. Смысл еще необходимо прочувствовать и постичь с точки зрения его значимости и привлекательности. Если хорошо поразмышлять, то смысл – это свобода, так как его нельзя навязать приказом.
Поиск смысла жизни связан с наблюдением и созерцанием. Это помогает найти то, что уже существовало, но не было осмыслено человеком, или не представляло ранее для него ценности. Созерцание заставляет человека постигать красоту и совершенство мира и создавать в себе ценности переживания.
Понимание необходимости действий, осознание того, что именно от тебя зависит в данный момент возможность реализации поставленной задачи – это ценности созидания и творчества.
В страданиях и тяжелых жизненных ситуациях человек пытается отыскать ответ на вопросы: «Зачем?» и «Ради чего?». Человек пытается уберечь ценности своих жизненных установок и свое достоинство от ударов судьбы. Эти вопросы помогают понять смысл дальнейшей жизни. Другими словами, смысл – это то, что привлекает человека и требует от него конкретных действий. Каждый пережитый момент наполняет смысл новым пониманием.
Каждый день на нас наседают множество идей, рожденных другими людьми. Идеи о том, какое будущее ждет все человечество. Мысли о том, как нам обустроить Россию. Размышления о роли каждого человека в обществе и т.д.
Каждый день, каждый час, каждую минуту с экранов, страниц и динамиков мы воспринимаем чужие идеи. Некоторые из них мы отвергаем сразу, некоторые примеряем и оставляем на потом, но встречаются мысли, которые почти сразу мы делаем своими. Они обосновываются в нас, укореняются и прирастают так, что через некоторое время нам кажется, что мы всегда так думали.
Но откуда ты знаешь, что твои мысли именно твои?
Все наши мысли, идеи и слова о себе, подчеркнуты где-то, от кого-то и когда-то. Если идея не пришла из пустоты, из интуиции, из ниоткуда, без всякой причины и следствия, то, скорее всего, она выдумана, надумана на основе услышанного, увиденного или прочитанного.
Пытаться получить ответ на вопрос: «Кто Я?» читая книги, слушая радио и людей, или смотря телевизор, бесполезно и бессмысленно, и, даже более того, вредно и глупо. Почему?
Ответ на вопрос: «Кто Я и зачем Я живу?» нельзя найти. Его можно только получить из источника интуиции или вспомнить, что практически одно и тоже. Почему одно и то же?
Интуиция открывает вам доступ к истине, которая всегда есть в вас, но обычным, умственным методам познания она недоступна. Не может Ум охватить всю грандиозность приходящих к Вам интуитивных ответов. Ведь эти ответы в новинку для него, а новинок Ум не любит, поэтому отвергает.
Кто ты есть и в чем смысл твоей жизни ты знал еще до своего рождения. Ведь именно эта идея «Я буду вот кем, и смысл моей жизни будет вот в чем!» была именно той силой, которая сделала тебя Живым!
Ты вспомнишь то, ради чего когда-то выбрал быть живым именно в этом теле, в это время, в этой стране, от этих родителей. И когда ты вспомнишь, ты почувствуешь, что ошибки здесь нет. Это знание именно то, что ты хотел вспомнить!
У каждого человека есть определённые задатки, благодаря которым и складывается его дальнейшая жизнь. Это неподвластные никому условия, которые служат отправной точкой нашей жизни:
Время, когда рождается человек (год, эпоха)
Место, в котором он появился (город, страна, климат и т.д.)
Кем он родился (пол, раса, физические данные и т.д.)
Обстоятельства, при которых он появился (благополучие семьи, политическая обстановка в стране, религиозная принадлежность и т.д.)
На мой взгляд, именно эти факторы и служат ключом к разгадке своего предназначения. Дальше всё зависит только от нас самих.
Кстати, в настоящее время научный прогресс достиг такого уровня, что многие изначальные предпосылки можно изменить. Например, поменять пол или цвет кожи. Если человек это делает, значит он отвергает своё природное естество.
Но если он родился в то время, когда это возможно, значит ему предоставлен более широкий выбор своего жизненного пути. И, не исключено, что для того, чтобы выполнить своё предназначение, он должен воспользоваться этой возможностью.
Но не стоит забывать, что только он сам может придать смысл своей жизни и понять, что для этого нужно делать.
Также мне хотелось бы отметить, что не всегда удаётся сразу определить своё предназначение.
Иногда необходимо попробовать что-то, чтобы увидеть, что это не то! А иногда можно заниматься чем-то долгое время, но однажды понять, что это перестало быть важным и интересным! Нужно помнить, что мы всегда можем изменить свою цель или вовсе отказаться от неё, мы можем поставить перед собой несколько задач или жить ради обмена веществ в организме. Каждый человек сам определяет смысл и ценность своей жизни!
Никто не может прожить Вашу жизнь вместо Вас, поэтому только Вы сами можете решать, каким человеком Вы будете, и что Вы оставите в мире после себя.