Для чего нужна экология 3 класс
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 3. Что такое экология. Природа в опасности!
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
Окружающая среда – это всё то, что окружает любое живое существо и с чем оно связано.
Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.
Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом.
Экология; окружающая среда; эколог; природа; экологические связи; морская корова; странствующий голубь; Красная книга; заповедник; национальный парк.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.
Любое живое существо, в том числе и человек, множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает: с неживой природой, с другими организмами, с тем, что создано руками людей.
Экология изучает эти невидимые нити – экологические связи. Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой.
Сейчас наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и всё общество будет жить в согласии и содружестве с природой.
Возможно вы задумывались: а будет ли природе хуже, если я поймаю всего одну бабочку, сорву несколько цветков или собирая спелые сочные яблоки, сломаю пару веток?
Да, природе будет хуже! Каждая пойманная бабочка, каждый сорванный цветок, каждая сломанная попусту ветка – это маленькая рана, нанесённая природе. Если люди будут наносить такие раны, что же станет с природой?! А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для жизни человека. Но для этого приходится уничтожать леса. Много деревьев вырубают ради получения древесины. Поэтому с каждым годом на нашей планете остается всё меньше лесов. Всё больше загрязняются воздух и вода. Они необходимы для существования всех живых организмов. Огромные трубы заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Дым скапливается в облаках. Ветер переносит облака на территории городов и жилых домов. Происходит загрязнение воздуха, что ведёт к разным заболеваниям у людей, а также могут проходить в этих районах кислотные дожди.
Из-за того, что человек наносит такие раны природе, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют.
В лиственных лесах Северной Америки жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их называли странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. В итоге, на Земле не осталось ни одной такой птицы.
Люди поняли, что необходимо охранять природу. Многие заводы и фабрики переоборудованы и меньше засоряют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и животных. Сведениях о редких растениях и животных внесены в особые Красные книги. В большинстве стран есть особо охраняемые природные территории – заповедники – национальные парки. Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом. Заповедники обычно закрыты для туристов, тогда как в национальном парке проводят экскурсии для всех любителей природы.
Разбор типового тренировочного задания
Правильный вариант ответа:
Как правильно вести себя на природе
Как нельзя поступать
Разбор типового тренировочного задания
2. Текст вопроса: Выберите действия человека, которые не являются природоохранными:
Урок экологии «Планета в опасности» (3-й класс)
Класс: 3
Цели: Познакомить учащихся с последствиями воздействия человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность, речь учащихся, чувство бережного отношения к окружающему миру; учить работать в группах, парах.
Клипы о природе, мультфильм «Валли», музыкальное сопровождение, стихи, кроссворды, тесты, знаки, схемы, черный ящик «Спасите планету», выставка поделок из бросового материала.
1. Вводная часть.
Звучит музыка, появляется изображение Земли. (Приложение № 1)
Земля – наш дом родной!
Учитель: Да! Наш дом планета Земля!
Мы знаем достаточно много о планетах Солнечной системы, чтобы сравнивать Землю с замороженным Марсом, мертвой Луной, кипящей Венерой.
Что же делает нашу Землю такой прекрасной среди планет Солнечной системы?
Учитель: Молодцы! Жизнь невозможна без солнца, воды, почвы, воздуха (таблица на доске).
Как назвать одним словом солнце, воду, почву, воздух?
Дети: Солнце, вода, почва, воздух – неживая природа.
А еще вода, почва, воздух – окружающая среда.
Учитель: А что такое окружающая среда?
Учитель: Окружающая среда – это совокупность неживой и живой природы.
Учитель: Назовите, что относится к царству живой природы?
Клип о природе «Как прекрасен этот мир». (Приложение № 3)
Так давайте скажем.
Здравствуй, свежий воздух!
Здравствуйте, моря и реки.
Здравствуйте, растения и животные.
Здравствуй, природа!
Если бы человек каждый день здоровался не только с людьми, а со всем живым, был бы внимательным окружающему миру…
Природа переживает немало потрясений.
Часто звучат слова:
Стук в дверь: «В районе нашего города было обнаружено НЛО. Вам просили передать черный ящик».
Клип «Послание из будущего». (Приложение № 4)
Учитель: Ребята, как вы думаете, нужна ли Земле помощь? Почему?
Что является источником загрязнения?
Пластиковый стакан за 100 лет.
Телефонную карту за 1000 лет
Стеклянную бутылку за 4000 лет.
Природа с этим уже не может справляться самостоятельно.
В переводе с греческого языка «экос» – дом, «логос» – учение, учение дома. Общий для всех дом – нашу Землю. На Земле живут разные существа. Это люди, животные, растения. А еще человека окружает воздух, вода, почва. Человек взаимодействует со всем, что его окружает.
Учитель: Что же делается для охраны окружающей среды? Что могут сделать люди и даже вы маленькие дети? (Общие ответы)
(Наклеивают знаки, и один ученик защищает у доски)
Скоро Новый год. В этом году трудно найти настоящую елку. Во многих городах Кемеровской области запрещена массовая вырубка елок. Только одна из десяти доходит до покупателя. Остальные гибнут в подсобках магазинов.
Выставка работ из бросового материала.
Учитель: Посмотрите на нашу выставку.
Бумага не мусор, положим в мешок
Пусть людям послужит она новый срок.
Учитель: Из макулатуры получат новые книги и тетради.
Учитель: Все это перегниет и превратится в хорошую землю.
Мы растим в этих стаканах рассаду!
Игрушки для детского делаем сада.
Учитель: В природе нет мусора, нет отходов. Давайте учится, друзья, у природы. Человек существо разумное и пользуется всем, чем богата Земля. Но он не должен вредить ей, ведь тем самым он вредит себе. Мы уже знаем, что такое цепь питания. У нас на доске цепь загрязнения. А давайте подумаем, что такое цепь загрязнения?
Учитель: Как же обезопасить себя? Какие правила экологической безопасности вы знаете?
Стой, человек! Не губи ты природу.
Ты видишь, в опасности наша земля.
Беднеет тайга, загрязняются реки,
Без рыбы остались озера, моря.
Людская беспечность, зло и жестокость
Большую приносят беду.
Должны мы все вместе сберечь планету.
Услышать животных мольбу.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодках роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил веселый дождь.
Учитель: Дома вы поработаете с тестом и закрепите полученные знания на уроке.
Конспект урока окружающего мира в 3 классе Что такое экология
Что такое экология
Цель: способствовать формированию первоначального представления детей об экологии и её роли в жизни людей.
-сформировать понятие об экологии, окружающей среде, об экологических связях;
— формировать представление обучающихся об экологических проблемах, развивать у детей навыки по поиску самостоятельного решения проблемы (экологической)
-способствовать бережному отношению к природе;
— развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД : умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе; проявление активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
-Посмотрите на фотографии, какие чувства они у вас вызывают?
(Слайд с изображением планеты Земля)
2.Формулирование темы и цели урока.
-Ребята, а без чего невозможна жизнь, существование на Земле?
( вода, воздух, солнечное тепло, почва)
-Посмотрите, пожалуйста, видеоролик и подумайте, что еще необходимо всему живому.
-Так что еще необходимо всему живому?
-Ребята, почему надо беречь Землю?
— В последнее время мы всё чаще говорим и замечаем, что наша планета серьёзно заболела, и случилось это как вы подумаете, по чьей вине?
— И теперь болезнь природы угрожает жизни самого человека.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(сегодня на уроке мы с вами выясним, какая наука занимается охраной природы )
Тема сегодняшнего урока Что такое экология
-А какую цель поставим перед собой?
( выясним, как человек должен вести себя в природе и, как помочь нашей планете стать такой же прекрасной, какой она была ранее )
3. Изучение нового материала.
— Ребята, давайте заглянем в учебник стр.26, 3 абзац, найдем, как образовалось слово «экология»
( В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – учение, наука», поэтому можно сказать, что экология – это наука о доме )
-А какой же дом изучает наука экология?
( общий для всех дом, нашу планету – Земля )
— Да, ребята, экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планету Земля.
— За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие.
— В наше время, это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Кто нарушает равновесие?
( Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.)
— Предлагаю проверить правильность, что необходимо равновесие на следующем примере.
— В одном хозяйстве почему-то плохо стали доиться коровы: мало молока они стали давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Как вы думаете, почему? Что нужно корове, чтобы она давала много жирного молока?
(Нужно много клевера, самого полезного, сытного корма для скота, а его, видимо, недостаточно.)
— Клевером в этом хозяйстве засеяли огромное поле, почему же он не уродился? Кто из вас сможет объяснить?
(Чтобы клевер уродился, его цветки должны опылять шмели, а шмели пропали с поля.)
— Почему исчезли шмели?
(Свои гнёзда шмели устраивают в земле, а мыши расплодились в большом количестве и разорили шмелиные гнезда.)
— В чем мы еще раз убедились на примере этой ситуации?
(В природе все взаимосвязано. Если разорвать хотя бы одно звено цепочки, разрушится вся цепь.)
— Какие связи в природе были нарушены?
(животные↔растения и природа↔человек)
-Ребята, а сейчас вы поработаете в группах (дети заранее рассажены по группам)
-Назовите правила работы в группах.
-Сегодня мы будем оценивать каждое выполненное вами задание. Если вы справились с данным заданием, то прикрепите зеленый листочек к карточке оценки работы группы, если возникли трудности при выполнении задания, то желтый, если не справились – красный.
После проверки работы команды оценивают себя, прикрепив листочек определенного цвета
— Выслушав все сказанное, попробуйте заполнить схему, изображающую данные связи. (работают в группах с иллюстрациями «человек», «клевер», «шмель», «корова»)
( Шмель-клевер-корова-человек ), далее вывешиваем на доску для проверки.
— Оцените работу своей группы.
— Предлагаю вам обсудить меры по исправлению этой ситуации. (работают в группах) Время 1 мин
— Каковы же будут ваши предложения?
(Представитель одной из групп озвучивает меры, предложенные его командой. Далее идет обсуждение и дополнение сказанного представителями других групп. На основе этого делается общий вывод.)
( Надо звать на помощь кошек или сов. Они переловят мышей. Шмели в своих гнездах выведут потомство: будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появятся его семена. На следующий год клевер уродится – его накосят и накормят им коров. И будет у людей вдоволь вкусного, жирного молока.)
— Оцените свою работу .
-Мы уже с вами знаем, что любое живое существо (в том числе и человек) множеством невидимых нитей, экологических связей, связано со всем тем, что его окружает. А вот как называется все, что окружает, мы найдем определение в учебнике на стр.26, 2 абзац.
— Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли.
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали.
-Великанами мы стали.
-Сейчас наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.
(человек, ученый, который занимается защитой окружающей среды)
4.Первичная проверка понимания.
-Сейчас мы с вами поиграем в экологическую викторину «Что произошло с природой?» и побудем с вами немного экологами.
Каждая группа по очереди будет выбирать номер и говорить, что произошло с природой. А остальные (и члены выбирающей группы) работают с материалами на столах. Вам надо будет найти подходящее фото и прикрепить к нужной подписи.
( на слайде будут номера заданий, которые можно выбирать)
После выполнения каждого задания команда оценивает свою работу, прикрепив листочек определенного цвета.
-Ребята, что произошло с природой?
( Загрязнение природы отходами )
-Что произошло с природой?
-А что вы видите на этих фотографиях?
-Ребята, а какая проблема перед нами на этих фото?
-Ребята, что же вы видите на этих фотографиях?
— Какая проблема перед нами на этих фото?
-Как назвать одним словом все эти ситуации, которые мы сейчас рассмотрели?
(проблемы, экологические проблемы)
— Экологические проблемы – важнейшие проблемы на Земле.
-Давайте проверим, все ли фото вы правильно прикрепили.
Оцените работу своей группы.
-Ребята, что же надо делать, чтобы сохранить планету чистой, сохранить жизнь?
(Мы должны разумно хозяйствовать на Земле, потому что каждому из нас приятно видеть красивое дерево, купаться в прозрачной воде, дышать свежим воздухом. Чистота начинается с нас самих.)
— Ребята, я знаю, что и в вашем городе Серпухове и районе проводится работа по защите природы: на улицах города у остановок расположены цветные контейнеры для раздельного сбора мусора, на водоканале города установлены современные фильтры для очистки воды, а в районе есть один из самых больших заповедников, Приокско-террасный заповедник, где ведет работа по восстановлению популяции зубров.
— Ребята, давайте еще раз посмотрим на снимки, которые мы увидела в начале урока.
-Вы хотите жить на такой планете?
– Какое значение для всех живых организмов нашей планеты имеет экология?
-Давайте посмотрим, как вы оценили работу своей группы.
-Ребята, в завершении нашего урока, скажите, пожалуйста, поменялось или поменяется ваше отношение к окружающей среде, к нашей природе? И как оно поменяется? Может у вас появились какие-то идеи, чтобы помочь нашей планете.
-Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю вам познакомиться с экологической обстановкой в вашем крае, какие проблемы экологии присутствуют и какие бы пути их решения вы предложили.
Сделать памятку с экологическими правилами (поведение в лесу, около водоемов и т.п.)
Все, все на свете нам нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед, и кто делает яд:
Плохие дела у кошки без мышки.
У мышки без кошки не лучше делишки.
И если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!
ДОПОЛНИТЕЛЬНО (если останется время):
Предложить детям по 5 картинок как правильно вести себя на природе и 5 картинок как лучше не поступать и дать задание (если будет время) распределить на две группы
Распределите картинки на две группы как правильно вести себя на природе и как лучше не поступать.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Окружающий мир
3 класс
Что такое экология
Цель: способствовать формированию первоначального представления детей об экологии и её роли в жизни людей.
Задачи:
-сформировать понятие об экологии, окружающей среде, об экологических связях;
— формировать представление обучающихся об экологических проблемах, развивать у детей навыки по поиску самостоятельного решения проблемы (экологической)
-способствовать бережному отношению к природе;
— развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД: умение провести самооценку, организоватьвзаимопомощь в группе; проявлениеактивности в выборе решения; установление личностного смысла знания.