Для чего нужна экология в школе

Польза изучения экологии в школе

Мы живем в мире, где порой не хватает равновесия и где люди живут не в гармонии с природой. Это может погубить все человечество, именно поэтому необходимо предпринимать что-то, и первое что нужно сделать, это поменять отношение людей к природе и к внешнему миру, в общем. Экология как наука изучает взаимосвязи в природе. Речь о связях между экосистемами. Причем, речь не, только об изучении влияния человека на природу, а также о том, как отдельные компоненты природы влияют друг на друга.

Экология как предмет очень важна. Важно, чтобы с младших лет дети понимали взаимосвязь между человеком и природой, а также то, как может природа поменяться под воздействием человека. В нашем веке, когда все говорят о том, что экология мира подорвана, необходимо знать, что делать, для того, чтобы не усугубить и даже исправить данное положение, если такое представляется возможным.

В настоящее время, экологию больше изучают в рамках изучения биологии, но не помешало, бы изучить эту науку как отдельный предмет. Современный мир нуждается в защите и такую защиту могут дать знания. Кто-то по знанию, а кто-то по незнанию неблагоприятно влияет на природу. И при таком раскладе, остается лишь надеется на то, что знания позволят исправить данное положение. Воспитание начинается в детском саду и продолжается на уровне школы. В младших классах первые знания об экологии дети познают во время изучения предмета «природоведение».

Поэтому даже не нужно задумываться по поводу того, есть ли польза от изучения экологии в школе или же нет, потому что польза, несомненно, есть. Родители тоже должны стремиться к тому, чтобы их дети понимали, почему так важно соблюдать экологические принципы существования и не вмешиваться в естественные природные механизмы. Конечно же, можно регулировать некоторые процессы в природе, но это можно сделать, только если обладать особыми знаниями. При таком раскладе только удастся внести свой вклад в сохранение экологии тем, чтобы никак не мешать естественным процессам, которые происходят в природе. Человек должен исправить свои ошибки для того, чтобы добиться равновесия в природе, речь о равновесии, которую он сам же разрушил.

Чистый мир начинается с чистоты в своем доме и http://www.expresservice.ru/ поможет добиться этой чистоты. Клининговая компания это то, что помогает наводить чистоту в любом месте.

Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

Источник

Экологическое воспитание школьников

Для чего нужна экология в школе. Смотреть фото Для чего нужна экология в школе. Смотреть картинку Для чего нужна экология в школе. Картинка про Для чего нужна экология в школе. Фото Для чего нужна экология в школе

В статье описаны формы и методы внеклассной деятельности обучающихся по экологии или интеграции предметов естественно-научного цикла с экологией. Практическая значимость настоящей статьи состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях.

Чеботникова Светлана Валерьевна
учитель химии
МОУ «ООШ № 6» г.Топки Кемеровской области

Экологическое воспитание школьников

Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

Экология нередко понимается как «макроэкология», т.е. широкий междисциплинарный комплекс, который объединяет общую и прикладную экологию.

Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника такой макроэкологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации нашего района.

А можно такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии.

В данной работе решаются следующие задачи:

В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

В настоящее время опубликовано некоторое количество учебной и справочной литературы по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Но необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время. Для этого и используются «интерактивные формы образования и воспитания». Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, а также использовать данные разработки в дальнейшей работе.

Формы и методы экологического воспитания.

«Ток-шоу» несут основную экологическую информацию, а «спектакли» их дополняют. В «ток-шоу» участники игры разделяются на экспертов и «зал». Эксперты – это, как правило, старшеклассники (10-11 класс), проявляющие особый интерес к экологии, которые под руководством учителя специально готовятся к игре и наиболее основательно изучают литературу по обсуждаемому вопросу. Каждый эксперт должен быть убежден в правильности отстаиваемой им точке зрения.

Участие зала более или менее импровизировано, хотя нужно сделать так, чтобы зал тоже готовился к дискуссии. Для этого полезно за несколько дней до проведения экологического вечера вывесить список вопросов, которые будут осуждаться. Школьники из зала не только задают вопросы экспертам, но сами берут слово, дополняют их ответы. В разных по содержанию ток-шоу соотношение ролей экспертов и зала может быть различным. Так, в одном ток-шоу может быть велика роль зала, а другом эксперты и зал будут играть одинаковую роль.

Успех ток-шоу определяется участием опытного ведущего (эколога), который помогает правильно адресовать вопрос, задает дополнительные вопросы экспертам и залу, что помогает активизировать всех участников игры, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает ее результаты. В конечном счете эрудиция ведущего и будет главным фактором успеха организованного ток-шоу. В этой роли может выступить учитель или хорошо подготовленный старшеклассник.

Важную роль в организации ток-шоу играют участники зала, задающие интересные и содержательные вопросы. В некоторых случаях учителю стоит подстраховать дискуссию, особенно на ее первом этапе, и заготовить по несколько вопросов из зала каждому эксперту.

В дальнейшем, когда дискуссия оживится, вопросы и выступления пойдут спонтанно. Нужно быть готовым и к тому, что на какой-то вопрос эксперт не сможет ответить, тогда ему на выручку должен придти ведущий.

Ток-шоу нужно приблизить по форме организации к подобным диспутам на телевидении. Ведущий перемещается по залу (с микрофоном, если зал большой), эксперты располагаются лицом к залу на специальной площадке (сцене) за столом или удобно расставленных креслах. Перед каждым экспертом ставится табличка-визитка, написанная крупными буквами.

Экологический спектакль по форме более свободен. И учителю, и учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при исполнении какой-либо роли. В этом случае успех спектакля во многом определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той или иной роли.

Если ток-шоу проходят в серьезной обстановке, то в экологических спектаклях присутствует немало юмора. При хорошей постановке спектакля и исполнении ролей зал должен периодически смеяться.

Дети любят соревноваться, и поэтому любое экологическое мероприятие целесообразно завершать экспресс-викториной. Формы определения победителя могут быть различными.

2. Экологическая тропа – форма экологического воспитания.
Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы. Такой формой организации экологического образования и воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний и умений школьников.

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.

Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования. Если она правильно организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

Организация экологической тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из различных предметов, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. В конечном итоге у детей вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Работа по оборудованию тропы проводится в следующей последовательности: первый этап – подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников руководителя – учителя. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого ученика в предстоящем деле.

Следующий этап – открытие тропы. Это мероприятие можно провести в виде вечера, превратить в школьный праздник.

Создание учебной экологической тропы способствует повышению научного уровня школьного образования и экологического воспитания. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны со знаниями, полученными на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной экологической тропе во внеурочное время учащиеся усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.

Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.

Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой.

Такая проектная деятельность может быть использована в кружковой работе. Основные цели программы кружка – привитие школьникам любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки.

Ребята, посещающие занятия кружка, получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального природопользования.

В программу кружка входят теоретические занятия и практическая работа – выполнение исследовательских проектов.

Итогом проведенной работы становится участие в муниципальных и областных научно-исследовательских конференциях.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Источник

Экологическое просвещение в школах: как устроено и кто за него отвечает

Для чего нужна экология в школе. Смотреть фото Для чего нужна экология в школе. Смотреть картинку Для чего нужна экология в школе. Картинка про Для чего нужна экология в школе. Фото Для чего нужна экология в школе

Кто регулирует экологическое просвещение?

Понятие экологического образования и просвещения в России закреплено в нескольких официальных документах. В «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования» есть пункт о формировании основ экологической культуры у школьников.

Экологическая культура, развитие экологического образования и воспитания прописаны в распоряжении Правительства от 2012 года «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года». Экологическое просвещение декларируется и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ. Им должны заниматься, помимо образовательных учреждений, также СМИ, местное самоуправление и учреждения культуры.

Все эти нормы носят скорее рекомендательный характер, поэтому в российских школах не сложилась устойчивая практика экологического образования. Ожидается, что экологическая культура у школьников формируется через смежные с экологией предметы или внеклассную деятельность.

Как на самом деле выглядит экопросвещение в школах

Сейчас школы могут вводить курс экологии по своему усмотрению, так как по тому же образовательному стандарту экология – интегрированный предмет, то есть, не обязательный, а дополнительный. В России нет единой государственной политики в этой сфере. Впрочем, и общественный запрос на экологическое образование пока остается на довольно низком уровне.

Для чего нужна экология в школе. Смотреть фото Для чего нужна экология в школе. Смотреть картинку Для чего нужна экология в школе. Картинка про Для чего нужна экология в школе. Фото Для чего нужна экология в школе

Зачастую основы экопросвещения фрагментарно даются на предметах вроде биологии, географии или окружающего мира. Экологическим проблемам может уделяться пара глав в учебнике или вовсе несколько абзацев, поэтому учитель отводит на эту тему один-два урока. За это время у детей не успевает сформироваться системное и целостное представление о том, как человек влияет на природу.

Что изменилось за последний год?

На экологическое образование в школах сильно повлияла пандемия. Когда школьники ушли на удаленный формат обучения, отменились все экопросветительские мероприятия, а экоуроки отошли на второй план.

Сегодня экологическое просвещение школьников зависит во многом от инициативы отдельных учителей и директоров. Если в школе появляется предмет «экология», то он будет лишь дисциплиной по выбору. Но чтобы появилась такая возможность, учитель должен проявить личное желание и приложить усилия.

Это подтверждает Мария Можаева, учитель биологии «Хорошевской» школы в Москве. По ее словам, экопросвещение в школе зачастую является дополнительной нагрузкой, поэтому за него берутся лишь учителя-энтузиасты.

«Я считаю, что нужен отдельный курс по экологии, хоть он так или иначе встроен в биологию, географию и химию. Но если экологию вернут обратно, я буду только счастлива. Однако есть сложность в том, как это правильно осуществить, так как дети перегружены», – говорит педагог.

В самой школе экологическое воспитание проводят как на смежных уроках, так и через проектно-исследовательскую деятельность, например, изучение загрязнения окружающей среды около школы. Учителя организовывают экскурсии в зоопарк и ботанические сады. Они также вместе с учениками ездят на Белое море и на Кавказ. В здании школы стоят контейнеры для раздельного сбора отходов, а каждый год школьники собирают пожертвования на охрану редких видов животных во время рождественской ярмарки.

Роль НКО в экопросвещении

Большую роль в экообразовании среди школьников играют некоммерческие организации. Чтобы облегчить для учителей подготовку к урокам по экопросвещению, движение «ЭКА» в 2014 году запустило проект «Экокласс». Его задача в том, чтобы дать педагогам уже готовые методические материалы: тесты, конкурсы, квесты, видеоролики, плакаты и презентации. Всю информацию учителя получаются бесплатно, имеется разбивка по разным возрастам и темам. Сейчас на портале более 35 интерактивных уроков, которыми воспользовались 90 тыс. учителей по всей России.

«Учителя благодарят нас за уроки, так как им удается выполнить требования государственного стандарта, который предписывает необходимость формировать экологическую культуру. Стандарт есть, но дальше учителя ничем не снабжают и никак не готовят. Наши уроки решают эту задачу», — рассказывает Татьяна Честина, председатель правления движения «ЭКА».

По ее словам, сейчас важно готовить учителей и методики преподавания не только по смежным с экологией предметам, но также распространять экологическое просвещение на другие дисциплины. Необходимо выработать систему образования для устойчивого развития, а не относится к экологии только как к части биологии.

Это может стать альтернативой обязательному предмету по экологии. Такой подход применяют в некоторых странах Европы. Он формирует у школьников экологическую ответственность и метанавык экологического мышления, который помогает понять, что в мире все взаимосвязано, и позволяет воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы.

Как не запугать, а заинтересовать детей

Свои экоуроки предлагают другие некоммерческие организации, например, правовой экологический центр «Беллона», который занимается экопросвещением в школах Санкт-Петербурга. Чаще всего к организаторам обращаются сами учителя. Благодаря волонтерам удается охватить значительное количество школ.

«Беллона» проводит уроки общей экологической направленности на русском и английском языках, например, про пищевые отходы или экологизацию праздников. Также есть уроки о местных проблемах — экология Финского залива и Ладожского озера. В 2018 году «Беллона» впервые организовала Всероссийский экологический конкурс просветительских проектов «ЭкоПросвет». Участники присылают на конкурс свои разработки как отдельных экоуроков, так и программ, рассчитанных на несколько лет.

«С 2018 года мы начали вести систематическую работу со школами: разрабатывать циклы уроков на целое полугодие или на год, готовить волонтеров. Уроки мы составляем сами. Для начальных классов урок представляет собой сказку, для старших классов — более серьезный формат. Важный принцип проведения уроков — не запугать детей, а заинтересовывать», — рассказывает координатор проекта по экопросвещению «Беллоны» Екатерина Блокова.

Экологическим образованием занимается множество других экологических организаций. Так, «Гринпис» предоставляет учителям сценарии занятий, мультфильмы, игры, плакаты, памятки и раскраски по теме предотвращения лесных пожаров. Экокультуру прививает Русское географическое общество, волонтеры которого проводят уроки в школах и на мероприятиях. К просвещению также подключаются национальные парки и заповедники, городские парки и библиотеки.

Федеральный проект по экопросвещению

Разговоры о возвращении экологии в качестве обязательного предмета в школы идут не первый год. В 2018 году депутаты комитета Госдумы по экологии и окружающей среде уже обсуждали внесение изменений в закон об образовании. Общественная рабочая группа при Минприроды выступила за обязательное введение дисциплины по экологии и отдельного ЕГЭ.

Для чего нужна экология в школе. Смотреть фото Для чего нужна экология в школе. Смотреть картинку Для чего нужна экология в школе. Картинка про Для чего нужна экология в школе. Фото Для чего нужна экология в школе

Летом 2020 года вице-премьер Виктория Абрамченко рассказала, что в нацпроекте «Экология» появится новый федеральный проект по экологическому просвещению. Позже это подтвердил и глава Минприроды Александр Козлов. Пока до конца неясно, как именно он будет выглядеть. Остается открытым вопрос о том, кто будет отвечать за федеральный проект.

«Если за него будет отвечать только Минприроды, то он окажется неэффективным, — говорит Татьяна Честина из движения «ЭКА». — Проект должен быть межведомственным. За школы отвечает Минпросвещения, за ВУЗы — Минобрнауки. Если говорить про экопросвещение взрослых, то должно подключаться Министерство цифрового развития, которое отвечает за массовые коммуникации и СМИ. Эффект будет зависеть от того, как будет налажено межведомственное взаимодействие. Оно пока, к сожалению, отсутствует».

Само движение «ЭКА» предложило свои рекомендации по тому, как сформировать государственную систему непрерывного экологического образования. Например, туда входят обязательный курс по основам устойчивого развития для студентов всех специальностей в средне специальных и высших учебных заведениях, обучение детей в контакте с природой, начиная с детского сада, и другое.

Источник

Экологическое просвещение школьников: чего не дает система образования и какие есть альтернативы

Дети чутко относятся к окружающему миру и находятся в тесной взаимосвязи с ним, особенно в раннем возрасте. Взрослея, ребенок теряет эту связь, приобретая привычки общества потребления. Поэтому важно сформировать у ребенка понимание окружающего мира и необходимости заботиться о нем. Особенно эффективно это делать в школах. В России среднее образование пока опаздывает с ответами на глобальные вызовы. Решающую роль сегодня играет экопросвещение, свободное от рамок и бюрократии, которые тормозят переход системы образования на путь устойчивого развития.

Школьное образование не успевает за глобальными вызовами

Для чего нужна экология в школе. Смотреть фото Для чего нужна экология в школе. Смотреть картинку Для чего нужна экология в школе. Картинка про Для чего нужна экология в школе. Фото Для чего нужна экология в школе

В России массовое экологическое образование школьников только начинает формироваться. Официально экологическое образование регулируется Законом «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает стандарты, в некоторых из которых утверждается, что экологические образование должно осуществляться на всех уровнях образования. Но на практике дела обстоят совсем иначе. Предмет «Экология» преподается лишь в некоторых из школ и при этом носит необязательный характер. Большинство школьников изучают экологию в рамках других предметов: окружающего мира или естествознания в начальной школе и естественно-научных дисциплин — биологии, географии, химии — в средней. Всероссийская олимпиада школьников по экологии проводится один раз в год. К ней ученики готовятся в большей мере самостоятельно.

Образовательные программы критикуют за сильное разделение на предметы — это мешает ученикам проследить связи между ними. А в контексте глобальных проблем важно формировать системное мышление. С этим справляется экопросвещение, которое не только знакомит детей с природными процессами и экологическими проблемами, но и учит видеть взаимосвязи между элементами и подходить к решению проблемы с разных сторон.

Учителя-энтузиасты и эксперты НКО закладывают фундамент экопросвещения

Пока система образования отстает от мировых тенденций, на помощь приходят инициативные учителя, которые добровольно передают знания и навыки в области экологии своим ученикам на уроках, классных часах и в экологических кружках. Большую роль в экопросвещении играют некоммерческие организации, которые разрабатывают материалы для проведения дополнительных занятий по экологии в школах.

Для чего нужна экология в школе. Смотреть фото Для чего нужна экология в школе. Смотреть картинку Для чего нужна экология в школе. Картинка про Для чего нужна экология в школе. Фото Для чего нужна экология в школе

По словам координатора проекта «Экокласс» Эльвиры Зинатуллиной, ценность экопросвещения заключается именно в энтузиазме учителей, когда уроки проводятся благодаря их искреннему желанию дать знания, а не по требованиям школьной программы:

«Мы не идем по пути обязательного образования, здесь важнее инициатива. Если учителю самому интересна экология, то он сможет транслировать это и школе, и детям. Многие учителя понимают, что ситуация обостряется, и сами активно включаются в решение экологических проблем. Но на подготовку уроков у них не так много времени. Благодаря «Экоклассу» они могут использовать готовые материалы и вести интересные занятия».

Формат экоуроков выделяется из школьной программы, это делает их уникальными и интересными:

«Уроки всегда находят отклик среди школьников — занятия построены так, что дети постоянно находятся в диалоге, всегда вовлечены в процесс обучения. Школьники погружаются в проектную деятельность: в группах обсуждают важные вопросы, самостоятельно принимают решения, затем эти решения презентуют и аргументируют. То есть урок обучает не только основам экопросвещения, но вырабатывает многие полезные навыки».

Greenpeace России также не остались в стороне. Их экоуроки рассказывают школьникам о профилактике пожаров на природных территориях. В пакет методических материалов для педагогов входят сценарии занятий, мультфильмы, подвижные, настольные и ролевые игры, а также памятки, плакаты и раскраски.

Проекты НКО по экопросвещению — пример взаимодействия специалистов из разных областей: от экологов и методистов до дизайнеров и операторов. Их всех объединяет общая цель — передать знания учителям, волонтерам, родителям, которые в свою очередь передадут эти знания подрастающему поколению.

Что дальше?

Проведение экологических мероприятий для школьников — лишь первый шаг на пути к формированию общественного экосознания. Следующий этап — создание необходимой инфраструктуры для экологизации школ.

« Следующий шагреальные изменения в школах, когда устанавливаются баки для раздельного сбора отходов, школа отказывается от одноразовых стаканчиков рядом с кулерами и заменяет их на кружкишкольники носят с собой многоразовые кружки или хранят обычные кружки в классах . Это сбор макулатуры, создание школьных лесных питомников для выращивания саженцев деревьев и другие акции и мероприятия. Переход от уроков к реальным действиям очень важенмы передаем школе и учителям слово и инициативу, чтобы они могли преобразовать пространство школы и сделать ее « зеленой » . Если школа живет по « зеленым » принципамребенок это видит и начинает тут же применять на практике знания, полученные на экоуроках » , — комментирует Эльвира Зинатуллина.

« Зеленые » школы — кирпичик в планировании « зеленых » городов. Школы включены в общегородскую инфраструктуру, а значит, экологизация учебных заведений может подтолкнуть город к более глобальным изменениям.

Для чего нужна экология в школе. Смотреть фото Для чего нужна экология в школе. Смотреть картинку Для чего нужна экология в школе. Картинка про Для чего нужна экология в школе. Фото Для чего нужна экология в школе

Кроме инфраструктуры, трансформируется и общество. Ученики становятся связующим звеном между экопросветителями и другими людьми, в первую очередь, семьей. Они переносят « зеленые » инициативы в дом, обсуждают их с родителями. Затем этот образ жизни транслируется за пределы школы и дома и становится неотъемлемой частью повседневности.

Экопросвещение школьников выходит далеко за пределы классов и имеет двойной эффект. С одной стороны, меняется мышление детей, а следовательно, их поведение. Вслед за этим меняется и общество. А под запросы общества трансформируется и созданная человеком среда. Экопросвещение школьников влияет на изменения в зданиях и на территориях школ — а учащиеся и сотрудники школ адаптируются под эти изменения, приобретая новые экопривычки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *