Для чего нужна физиология врачу
Физиотерапия – способ лечения и профилактики различных заболеваний путем воздействия на организм человека факторами природного или искусственного происхождения. Метод физиотерапии часто назначается в периоды реабилитации после перенесенных болезней и прекрасно сочетается с традиционными медикаментозными схемами лечения. При отсутствии противопоказаний применение физиотерапевтических методик существенно ускоряет процесс выздоровления и облегчает состояние пациента.
Достоинства методики
Преимуществ у такого способа лечения несколько:
При подборе методов лечения специалист может разработать индивидуальную схему с учетом особенностей организма пациента и скорректировать ее при отсутствии видимого клинического эффекта.
Для чего нужна физиотерапия
Используя свой опыт и знания в области медицины, врач может назначить физиотерапию для профилактики и лечения патологий практически любых систем организма. Среди них:
Кроме вышеперечисленных патологий, физиотерапия назначается и при ряде других заболеваний.
Виды физиотерапевтического воздействия
Специалист подбирает лечение в зависимости от общего состояния пациента, тяжести заболевания, возраста и других особенностей. Существует множество методов физиотерапии искусственного и естественного происхождения. Среди них особенной популярностью пользуются:
В области медицины физиотерапия выступает в качестве вспомогательного метода для выздоровления при различных заболеваниях. Перед назначением лечебного курса врач обязательно учитывает противопоказания, которые имеются у конкретного пациента.
Показания к процедурам
Назначить физиотерапию врач может практически при любых заболеваниях, если у пациента нет противопоказаний. Различные методы лечения могут быть направлены на устранение боли, расслабление, запуск процессов восстановления или нормализации работы систем организма, усиление эффекта от приема лекарственных препаратов.
Основными показаниями считаются:
Основными плюсами физиотерапевтического лечения можно считать небольшое количество противопоказаний, природное воздействие на организм человека и возможность справиться с рядом заболеваний без лекарственного или хирургического вмешательства. Выздоровление наступает в несколько раз быстрее, что отмечается не только врачами, но и пациентами.
Для достижения видимого эффекта необходимо пройти полный курс процедур, который порекомендует лечащий врач. В разных случаях потребуется от 5–6 до 20 посещений.
Противопоказания
Основным противопоказанием к проведению физиотерапии являются острые воспалительные процессы в организме и обострения хронических патологий. Лечение такими методами следует начинать в фазе восстановления или после устранения резких обострений заболевания.
Существует еще ряд состояний, при которых нельзя использовать методы физиотерапии. Среди них – некоторые кожные заболевания, гнойные или инфекционные патологии, период беременности, экзема, заболевания крови, онкология, туберкулез в активной форме, лихорадка, общее тяжелое состояние пациента.
Учитывая противопоказания, специалист подбирает методы лечения под конкретного пациента. В процессе воздействия физических факторов в редких случаях может возникнуть местная или общая реакция организма в виде кожных раздражений, учащения пульса, нарушения сна. В этом случае врач обязательно скорректирует назначенную терапевтическую схему или уменьшит интенсивность воздействия.
Правила проведения физиотерапевтического лечения и подготовка пациента
Физиотерапия проводится через полчаса-час после приема пищи. Посещать процедуру натощак не рекомендуется.
О правилах поведения пациенту сообщает специалист перед началом лечения. Нужно:
При проведении лазерной терапии, УФО нельзя снимать защитные очки до завершения процедуры.
Физиолог – врач или учёный? Значение целостного подхода к лечению
Физиолог – так называется человек, который занимается физиологией. Это слово напоминает множество других медицинских профессий, однако в поликлиниках вы не найдете специалиста данного профиля. Почему? Дело в том, что эта дисциплина стояла у истоков современной медицины, стала базой для нее. Впрочем, значение физиологии для современного общества не исчезло. По мнению известного ученого А. М. Уголева, поиск решений лечения ряда опасных заболеваний невозможен без этой дисциплины. Сегодня мы расскажем, как появилась эта наука, подробно рассмотрим профессию физиолога, скажем о значении целостного подхода к лечению. Именно такой подход лежит в основе работы компании “Парафарм”. Давайте попробуем разобраться, кто такой физиолог – врач или ученый.
Что собой представляет физиология?
Человека с давних пор интересовало, как устроен окружающий мир. Наблюдая за растениями, животными и людьми, он формировал и накапливал знания. Итак, что собой представляет физиология как наука? Слово «физиология» греческого происхождения и состоит из двух слов: physis – природа и logos – учение. Говоря простым языком, это наука о природе организма или растения. Если смотреть глубже, то очевидно, что перед нами совокупность знаний, которые объясняют жизнедеятельность организмов. Неудивительно, что физиолога называют философом биологии, поскольку он старается проникнуть в сущность жизни.
Физиология – синтетическая отрасль знаний, которая находится на стыке многих наук. По сути, она стала базой для современной медицины, биологии, биохимии. Поскольку эта дисциплина занимается важнейшими медицинскими проблемами современности ее можно назвать одной из главных наук.
Существует две ветви этой науки – физиология растений, а также физиология животных и человека. Вторая из них включает разделы, которые изучают жизнедеятельность систем: пищеварительной, нервной, сердечно-сосудистой и т.д.
Нужно сказать и о том, что собой представляет физиология сегодня. В ходе своего развития эта дисциплина стала выполнять прикладные задачи, вследствие чего появились специализации: физиология труда, космическая физиология, авиационная физиология, экологическая физиология, физиология спорта и другие. К примеру, экологическая изучает жизнедеятельность организмов в различных климато-географических условиях.
История физиологии
В древности сбором знаний о мире и человеке занимались философы, маги, знахари, но с наступлением Средневековья произошло возвышение церкви. В итоге из-за догматизма развитие научного познания почти прекратилось. История физиологии развивалась совсем непросто. Религия наложила запрет на вскрытие умерших. Невозможность изучить тело изнутри мешала пониманию физиологических процессов, поэтому гипотезы строились вслепую. Врачи того времени ставили диагнозы лишь на основании внешнего вида больного, анализов и своей интуиции.
Феодалы не способствовали просвещению, хотя и поддерживали отдельных ученых. Поэтому лишь с уменьшением влияния аристократии в 17 веке произошло зарождение физиологической науки. В развитие данной дисциплины внесли вклад такие исследователи: А. Везалий, И. Фабриций, М. Сервет, У. Гарвей. В 18-19 вв. благодаря развитию физики и химии был сделан прорыв в изучении человека. В частности, Ч. Белл и Ф. Мажанди установили, что центростремительные и центробежные нервные волокна существуют раздельно. Первый из них также высказал идею о существовании нервного кольца, связывающего мозг и мышцы.
Немаловажно, что значительный вклад в историю физиологии внесли российские исследователи. Такие ученые, как И. П. Павлов, И. М. Сеченов, Ф.В. Овсянников, А. Я. Данилевский, А. Ф. Самойлов, – это фигуры мирового уровня. Становлению российской научной медицины способствовал физиолог, врач-терапевт С.П. Боткин. Важнейшей вехой в развитии отечественной физиологии стало в создание в 1798 году Медико-хирургической (Военно-медицинской) академии в Санкт-Петербурге.
Чем занимается физиолог
Итак, пора сказать, чем занимается физиолог в современных реалиях. Специалисты, получившие образование по данной специальности, востребованы, прежде всего, наукой. Они могут вести фундаментальные исследования человека, животных, растений с помощью различных методов.
В медицине физиологи также могут трудиться, но дополнительно приобретают более узкую специализацию. К примеру, могут работать с людьми, страдающими психическими заболеваниями или заняться лечением расстройств сердечно-сосудистой системы. Проводят в медицинских учреждениях разработку и апробацию новых методов лечения. Образование физиолога нужно и в фармацевтической промышленности – для изучения реакций животных на новые препараты.
Необходимо назвать и другие сферы, где востребованы физиологи: это армия, флот, космос, спортивная медицина. Также физиолог может работать в качестве врача в экспедициях, заниматься преподавательской деятельностью.
Где учатся на физиолога?
Наверняка молодежи будет интересно узнать, где учатся на физиолога.В настоящее время получить эту специальность можно в нескольких вузах страны. Пожалуй, лучших специалистов данного профиля выпускает Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова в Санкт-Петербурге. Кстати, одним из ее выпускников является известный путешественник и тележурналист Ю. Сенкевич. Как известно, он принимал участие в экспедициях в качестве врача, готовился к полету в космос. Также высококлассных специалистов по данной специальности готовят в МГУ имени Ломоносова, КФУ (Казань), НГУ (Новосибирск).
Физиолог и врач:
что общего между профессиями?
Наверняка, у многих возник вопрос, что общего между профессиями врача и физиолога. Казалось бы, физиология исследует организм человека, пытаясь разобраться в важнейших процессах, но в поликлиниках мы не встретим врача со специальностью «физиолог». Человека, который посвятил жизнь изучению процессов жизнедеятельности, скорее ждет научная стезя, чем медицинская. Почему? Причин такой ситуации много.
Пожалуй, ближе всего к профессии физиолога терапевт или врач общей практики. Он занимается выяснением причинно-следственной связи в развитии заболевания, а поэтому должен рассматривать организм в целом. До 30-х годов прошлого века в СССР, как и за рубежом, почти все медики были врачами общей практики(семейные врачи). Не было разделения на узкие специализации, докторам приходилось касаться обширного круга вопросов. Эти врачи принимали всех, не делая предпочтений по полу, возрасту и патологии. Специалисты узкого профиля работали только в крупных городах и были не всем доступны.
Для постановки диагноза от семейного врача требовалось глубокое знание физиологии и анатомии. В 20 веке медицинская наука пошла по пути разделения знаний и лечения органов. Классический подход к терапии, который практиковали семейные врачи, был почти забыт. Современному медику трудно получить целостную картину протекания болезни. Между тем, все больше ученых заявляют, что важно учитывать характер пациента, условия его жизни, психологический настрой.
В последние годы многие поняли значение целостного подхода к лечению. В США этот процесс начался уже давно. Так в 1966 году Комитет по вопросам образования в области семейной медицины опубликовал доклад, в котором призвал правительство вернуть специальность «семейная практика».
Будущее физиологии –
рассматривать человека в целом
По мнению известного ученого А. М. Уголева физиология как наука находится в кризисе. Впрочем, этот вывод можно распространить и на всю медицину. Доказательством этому служит не только статистика заболеваемости. Косвенное свидетельство заключается в недоверии к медикам, которое мы видим повсеместно. А все потому, что доктора прекратили рассматривать человека в целом.
Ситуация, когда врач на пациента тратит несколько минут, а затем на основании беглого осмотра и результатов анализов назначает лечение, не может радовать. Тем более что лечением, как правило, является медикаментозная терапия.
А.М. Уголев был уверен, что современный подход к диагностике и лечению ошибочен. Процессы и заболевания стали рассматривать по отдельности, появились такие направления как физиология пищеварения или физиология кровообращения. В итоге была потеряна целостная картина организма. К сожалению, механическое сложение знаний не позволяет охарактеризовать организм как гармонично работающую систему. Кроме того, следует признать, что современная медицина снимает симптомы заболевания, но не пытается лечить его причину.
К примеру, людям с высоким давлением назначают препараты, снижающие его. Вроде бы все логично и правильно. Но задумывался ли кто-то, а почему давление все время повышается? Его сбивают, а оно повышается. Что это значит? Ведь за регуляцию артериального давления отвечает как раз головной мозг. То есть он сам отдает команду организму повысить его. А зачем? Мозг питается кислородом и глюкозой через кровь. Значит, усиливая кровообращение, мозг просто старается потребить недостающие ему вещества. Именно поэтому он каждый раз отдает команду телу поджать сосуды — примерно так же, как дачник достает струей воды отдаленные участки земли, сжимая шланг.
Тут и встает вопрос, не будет ли разумным не сажать человека до конца жизни на потребление сильнодействующих таблеток, а заглянуть в причину явления и в данном случае дать требуемое мозгом питание. Постепенно проблема с высоким давлением будет решена, и у гипертоников не станет разрушается организм в результате регулярного применения препаратов против высокого давления, поскольку от этого ухудшается питание всех остальных органов. Кстати, конкретно в этом случае мы посоветовали бы разработку нашей компании для питания мозга — «Мемо-Вит», который улучшает обмен веществ, снижает холестерин, укрепляет стенки сосудов и нормализует артериальное давление за счет питания мозга.
По мнению А.М. Уголева, понять существо жизни можно только объединив факты, которые добывают все биологические науки. А это под силу сделать только при классическом подходе к медицине. Поэтому в будущем физиологи и врачи снова начнут рассматривать человека в целом. Уже сегодня многим ясно, что лечить отдельный орган или болезнь не имеет смысла.
Развитие узких специализаций завело медицину в тупик, из-за чего не удается продвинуться в решении проблемы долголетия, лечении системных болезней. До сих пор недостаточно изучена работа головного мозга. Все это может измениться, если смотреть на человека как на единую, гармонично работающую систему.
Новому поколению предстоит заново переосмыслить наследие замечательного физиолога и терапевта С.П. Боткина. Ученый был уверен, что для выявления патологического процесса, нужно ставить диагностику не только болезни, но и диагностику больного. Естественно, что и лечить нужно не болезни, а пациента.
Профилактика –
главное условие здоровья
Заслуживают внимания и работы известного клинициста-терапевта 19 века М.Я. Мудрова, который настаивал, что нужно «лечить не болезнь, а больного». Кстати, именно такой подход в прошлом и поднял авторитет русской медицины на небывалую высоту. Этот врач одним из первых заявил о том, что профилактика – главное условие здоровья.
М. Я. Мудров часто говорил о важности изучения условий жизни больного, о непосредственной связи душевного состояния и физического. Выдающийся доктор не раз говорил, что доброе слово часто врачует не хуже лекарства. Поэтому нужен индивидуальный подход к пациенту, важно выяснять, как он живет, о чем думает. А этот метод напрямую связан с профилактической медициной, которая стремится предотвратить заболевание. Но почему-то современные последователи Гиппократа уделяют профилактике мало внимания, хотя она составляет главное условие здоровья.
Понимание того, что рассматривать человека нужно как целостную систему есть далеко не у всех врачей и фармацевтов. Отметим, что именно эта философия является главной для компании «Парафарм». Мы не производим экстракты растений, поскольку стремимся донести до покупателя всю пользу лекарственных трав. Один из наших принципов – постоянно учиться у природы, которая не закладывала в травы ничего лишнего.
Медицинская физиология для медицинских вузов
В противоположность сегодняшним программам предлагается давно принятая в западных вузах парадигма медицинской физиологии, согласно которой студентам-медикам необходимо овладеть основными общепринятыми концепциями медицинской физиологии, т.е. уметь свободно оперировать теми базовыми представлениями о функционировании организма, которые приняты и служат теоретическим инструментом деятельности врача в мировом медицинском сообществе. Обсуждаются принципы формирования программ по медицинской физиологии, приводятся конкретные примеры.
1. В чем состоит в настоящее время социальный заказ на преподавание физиологии в медицинских вузах?
2. В какой мере существующее преподавание физиологии удовлетворяет или не удовлетворяет этому заказу?
3. Каковы пути изменения преподавания физиологии с целью наиболее полного удовлетворения этого заказа?
Эти вопросы в равной мере затрагивают все 3 основные стороны преподавания физиологии:
1) содержание программы и требования к компетенциям специалиста;
2) методику проведения ПЗ
Данная работа посвящена первому пункту, и лишь в конце статьи мы приведем примеры проведения ПЗ и контроля, так как эти аспекты неразрывно связаны с формированием правильных компетенций врача, отнюдь не сводящихся к простому знанию материала программы.
Социальный заказ на преподавание физиологии в медицинских вузах
Этот социальный заказ был четко сформулирован еще С.П. Боткиным: «Научить студентов умению применять естествознание у постели больного». О ведущей роли физиологии в формировании такого умения говорили ведущие зарубежные и отечественные ученые [1]. Иными словами, цель преподавания физиологии в медицинских вузах заключается в формировании у студентов теоретических знаний и навыков, необходимых для будущего врача (не физиолога, биофизика и т.п., а именно врача). По нашему мнению, эти знания и навыки представляют собой: 1) основные; 2) общепринятые; 3) концепции; 4) медицинской физиологии. Каждое из этих 4 определений нам представляется важным, и мы рассмотрим их по отдельности.
Медицинская физиология
К сожалению, в России дело пока обстоит совершенно иным образом. Такой дисциплины, как медицинская физиология, не существует вообще (на момент написания статьи нам было известно только одно учебное пособие, в названии которого фигурирует словосочетание «Медицинская физиология» [10]), и до сих пор на ряде учебников и учебных пособий стоят грифы типа «. может быть использовано студентами биологических и медицинских факультетов университетов», «для студентов вузов, обучающихся по медицинским и биологическим специальностям», что противоречит современному состоянию науки, общепринятой мировой практике и требованиям социального заказа на преподавание физиологии в медицинских вузах.
Функциональная диагностика может быть частью медицинской физиологии, так как она представляет собой описание методов получения информации, необходимой для суждения о нарушении тех или иных функций, однако само это суждение может быть основано только на знании законов медицинской физиологии. Например, функциональная диагностика системы внешнего дыхания может предоставить данные о повышении сопротивления дыхательных путей, но ни в коей мере не заменить ни биомеханику дыхания, ни аэродинамику дыхания, ни вытекающую из этих разделов концепцию динамической обструкции дыхательных путей.
Молекулярная физиология
В то же время иногда есть тенденция к сокращению классической органной физиологии в пользу физиологии молекулярной. Эту тенденцию мы считаем крайне опасной: приехавший по вызову к больному со стенокардией врач должен прежде всего быстро поставить диагноз, в частности с использованием векторной теории ЭКГ, и при необходимости в кратчайший срок доставить больного в соответствующее отделение, а знание нескольких десятков калиевых каналов и молекулярного строения их ворот, разумеется, весьма приветствуется, но в данной и многих других ситуациях все же занимает не 1-е место.
Академическая физиология
Бесспорно, лишать преподавание физиологии его классических, фундаментальных корней означает резко обеднять мышление, сводить его к самому грубому прагматизму и в конце концов отказываться от воспитания будущего интеллигента, коим, безусловно, обязан быть (и был во все времена) врач. Однако сводить медицинскую физиологию к классической академической науке еще более опасно, так как врач с высокой общей эрудицией и медицинской безграмотностью все же опаснее, чем не очень интеллигентный профессионал своего дела. Здесь надо не только четко распределять весьма ограниченное время между академическими и медицинско-прикладными концепциями, но и тщательно выбирать первые.
Безусловно, концепции гомеостаза, рефлекторной теории, адаптации, эволюции и биологического смысла не могут не входить в арсенал современного врача, так как формируют его теоретическое мышление. Однако явно устаревшие и имеющие исключительно историческое значение (хотя порой и очень интересные) положения приходится за недостатком времени исключать. Надо четко понимать, что представления о центральном облегчении и центральной окклюзии имели значение только для построения Шеррингтоном своей концепции законов нервной ткани; что понятия «гомеометрическая» и «гетерометрическая» регуляция были нужны только Старлингу для дискуссии с Анрепом и другими физиологами, указывающими на иные (кроме механизма Франка) способы изменения силы сердечных сокращений; что представления о парадоксальных и ультрапарадоксальных состояниях клеток коры головного мозга сослужили колоссальную службу в развитии концепции высшей нервной деятельности (ВНД), но в настоящее время, как и представления о «животных духах», не должны преподноситься как базовые мозговые механизмы (что, как и в случае «животных духов», не умаляет ценности концепции в целом). Концепции
Общепринятые концепции
Основные концепции
Примеры
В качестве примеров традиционного и предлагаемого подходов к преподаванию физиологии рассмотрим тему «Физиологические свойства сердечной мышцы».
Традиционный подход
Практикум по физиологии в большинстве случаев сводится к воспроизведению или наблюдению классических экспериментов и конспектированию хода работы, результатов и выводов. На данном занятии студентам предлагается воспроизвести такие эксперименты, как «Исследование рефрактерного периода сердца с помощью вызова экстрасистолы» (Работа № 1), «Анализ проводящей системы сердца (опыт Станниуса)» (Работа № 2) и пр. (см., например, [13]) (рис. 1. А-Б). Эти работы (в реальном или виртуальном виде) сводятся к обездвиживанию лягушки, обнажению ее сердца, налаживанию записи его сокращений на кимографе, воспроизведению соответствующего эксперимента, записи заранее ожидаемых результатов («Отметьте экстрасистолу и компенсаторную паузу»), «формулировке» выводов, уже сделанных около века назад и заранее содержащихся в практикумах («Объясните происхождение и значение компенсаторной паузы»). Цель такого рода практикума мы обсудим ниже, но здесь считаем важным прокомментировать приведенные в качестве примеров практические работы, так как некоторые присущие им недостатки носят общий характер и касаются многих работ из классических практикумов.
Работа № 1. При таком (повсеместно принятом) подходе студентам навязывается мысль о том, что желудочковая экстрасистола всегда сопровождается компенсаторной паузой, что не соответствует истине и, что гораздо опаснее, подменяет творческое свободное оперирование физиологическими понятиями, зазубриванием ложной в данном случае закономерности: желудочковые экстрасистолы действительно часто сопровождаются компенсаторной паузой, но бывают и интерполированными (см. ниже), и умение студента творчески разобраться в причинах возникновения тех и других уже на II курсе гораздо ценнее механического запоминания. (Отметим, что уже само наличие понятий «экстрасистола» и «компенсаторная пауза» в программах по физиологии снимает возражения типа «физиология не должна затрагивать клинические вопросы» или «физиология не должна затрагивать вопросы патофизиологии».)
Работа № 2. Часто приводимое в практикумах объяснение опыта Станниуса содержит целый комплекс недоразумений. Пример: «В проводящей системе сердца лягушки различают несколько отделов, обладающих разной степенью автоматизма:
1) узел Ремака, расположенный между венозным синусом и предсердиями, который обладает наибольшей степенью автоматии и является водителем ритма сердца;
2) узел Биддера, расположенный в межпредсердной перегородке на границе с желудочком, от которого в стенку желудочка идут волокна Пуркинье;
3) узлы Догеля, расположенные ниже предыдущего узла» [14].
При этом: 1) указанные узлы относятся к внутрисердечной проводящей системе, а не к проводящей системе сердца; 2) сам Станниус был адептом нейрогенной теории автоматии, поэтому делал выводы о происхождении автоматии в указанных нервных узлах и о градиенте автоматии между ними. Таким образом, при объяснении студентам сути этого эксперимента надо либо сознательно исказить историю, либо умолчать об основных идеях Станниуса, оставив только градиент автоматии, без разъяснений.
Как видим, традиционный подход направлен на усвоение самых общих (для студентов любых биологических, медицинских, ветеринарных, спортивных и других вузов) концепций классической физиологии, а практические работы в значительной степени основаны на воспроизведении (реальном или виртуальном) экспериментов вековой давности, преимущественно на лягушках, часто с неверной или неполной (на настоящее время) интерпретацией.
Подход с позиций медицинской физиологии
1. К занятию подготавливается комплект электрокардиограмм (ЭКГ) с характерными нарушениями ритма и проводимости, специально подобранных для анализа всех разбираемых электрических свойств сердечной мышцы. Примеры таких ЭКГ приведены на рис. 2.
а) какие несоответствия нормальной ЭКГ есть на кривой;
б) как нарушена нормальная последовательность возбуждения камер сердца;
в) как это можно объяснить с позиций знаний о физиологических свойствах сердца.
Здесь мы достаточно подробно опишем ожидаемый от студентов (далее Ст.) анализ, комментарии преподавателя (далее Пр.) и возможное развитие темы на примере одного случая (первых двух кривых). Затем более кратко опишем остальные приведенные кривые и те физиологические выводы, которые можно сделать из их анализа. Вариант подробного анализа и дискуссии (рис. 2, кривые 1, 2)
Ст.: На кривой 1 в цикле № 3 имеется зубец P, но нет комплекса QRS. Следовательно, возбуждение не прошло через АВ-узел. Это объясняется особенностями затрудненного проведения в АВ-узле, в результате которого какие-то импульсы из предсердий могут через него не проходить. На кривой 2 видно удлинение интервала PQ за счет сегмента PQ. Это свидетельствует о сниженной скорости проведения возбуждения через АВ-узел, что тоже объясняется упомянутыми особенностями.
Ст.: Наверное, может при резко повышенном тонусе блуждающих нервов. Они ведь оказывают отрицательный дромотропный эффект, т.е. как раз снижают скорость и лабильность проведения в АВ-узле. Только может ли быть настолько выражен тонус блуждающих нервов у человека, чтобы вызвать АВ-блокаду, тем более II степени? Пр.: Может, и вы имеете шанс столкнуться с этим в вашей будущей деятельности у высокотренированных спортсменов. А почему, как вы думаете?
(И т.д. Это лишь одна ветка беседы, возможная, разумеется, если студенты уже знакомы с регуляцией деятельности сердца.)
Краткий анализ других вариантов
Кривая 3 представляет собой полную АВ-блокаду. При ее анализе отрабатываются такие понятия, как: а) истинные и латентные пейсмекеры; б) градиент ав-томатии; в) одно из условий соподчинения пейсмекеров (электрическая связь между ними). Кривые 4 и 5 представляют собой ритмы из АВ-соединения: замещающий 4 и ускоренный 5. При их анализе снова отрабатываются понятия истинных и латентных пейсмекеров и градиента автоматии, однако его роль подчеркивается особенно ярко: видно, что ведущую функцию пейсмекера определяет не его локализация, а только наибольшая собственная частота. Кроме того, обобщение кривых 3, 4 и 5 показывает все причины, по которым может вступить в действие латентный пейсмекер: а) электрическое разобщение; б) снижение частоты разрядов истинного пейсмекера; в) повышение частоты разрядов латентного пейсмекера. На кривой 6 видно внезапное появление идиовентрикулярного (желудочкового) ритма. Эта кривая позволяет отработать понятие пейсмекеров I, II и III порядков и еще раз подчеркнуть различия в их собственной частоте. Кривые 7 и 8 представляют собой классическую (с компенсаторной паузой) и интерполированную (вставленную) желудочковые экстрасистолы.
На их примере отрабатывается представление о рефрактерном периоде миокарда. Этот пример дополнительно ценен тем, что в большинстве пособий по физиологии утверждается, что желудочковая экстрасистола всегда сопровождается компенсаторной паузой; это положение часто бездумно зазубривают, даже не связывая с рефрактерным периодом. Анализ интерполированных экстрасистол, при которых экстрасистолический потенциал действия успевает закончиться до поступления очередного нормального импульса из синусного узла, разрушает это неверное представление, дает возможность творчески оперировать понятием «рефрактерный период» и делает мышление менее ригидным. Кривые 9 и 10 демонстрируют 2 разновидности предсердных экстрасистол: общепринятую в пособиях по физиологии (при которой возбуждение входит в синусный узел, деполяризует его и вызывает сдвиг по фазе сердечного ритма) и с типичной компенсаторной паузой (при которой очередной нормальный импульс из синусного узла наталкивается на рефрактерный период экстрасистолического предсердного сокращения). Этот пример также разрушает часто встречаемое в пособиях по физиологии положение о том, что предсердные экстрасистолы не сопровождаются компенсаторными паузами, заставляет творчески подходить к каждому случаю с привлечением физиологических концепций.
Преимущества
На наш взгляд, данный способ проведения занятия обладает по меньшей мере следующими преимуществами перед традиционным.
1. Студент погружается в среду реальных медицинских проблем, что: а) имеет резко мотивирующее значение (по сравнению с обезглавливанием лягушки); б) сразу дает представление о важности физиологии для будущей врачебной деятельности; в) с первых же курсов готовит к этой деятельности.
2. Студент оперирует знаниями, а не зазубривает их, при этом механическое запоминание заменяется формированием мышления (да и само запоминание облегчается, так как память человека, как известно, носит смысловой характер).
3. Работа студента носит прежде всего самостоятельный характер (но при этом, что чрезвычайно важно, под руководством преподавателя, направляющего эту работу, обобщающего материал, задающего новые направления и пр., что существенно эффективнее самостоятельной работы с учебником). Это та самая «студентоцентрированность», которая с самого начала считалась одним из главных достоинств PBL (а затем TBL и других инновационных высокоэффективных методик).
5. ПЗ приобретают истинно практический смысл, в отличие от разбора материала, т.е. обычно микролекций (в лучшем случае интерактивных), вред которых, на наш взгляд, перевешивает пользу, так как студент привыкает к тому, что ему «все дают», тогда как он должен искать и «брать» сам,особенно на ранних курсах, когда вчерашние школьники только учатся учиться.
Заключение
2. Гайтон А.К. Медицинская физиология : пер. с англ. М. : Логосфера, 2008. 1296 с.
3. Boron W.F., Boulpaep E.L. Medical Physiology. Philadelphia : Elsevier Science, 2003. 1319 p.
4. Ganong W.F. Review of Medical Physiology. New York : McGraw-Hill Companies, 2001. 870 p.
5. Halsey C.R., Kibble J. Medical Physiology: the Big Picture. McGraw-Hill Professional, 2008. 512 p.
6. Johnson L.R., Byrne J.H. Essential Medical Physiology. 3rd ed. Academic Press, 2003. 1008 p.
7. Khurana I. Textbook of Medical Physiology. 2nd ed. Elsevier India, 2005. 1000 p.
8. Raff H., Levitzky M.G. Medical Physiology: a Systems Approach. New York : McGraw-Hill, 2011.
9. Rhoades R.A., Tanner G.A. Medical Physiology. Philadelphia : Lippincott Williams and Wilkins, 2003. 781 p.
10. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. 3-е изд. М. : Практика, 2016. 496 с.
11. Гилман Г., Хардман, Лимберд Л. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману : пер. с англ. М. : Практика, 2006.
12. Фаучи Э., Браунвальд Ю., Иссельбахер К. и др. (ред.). Внутренние болезни по Тинсли Р. Харрисону : пер. с англ. М. : Практика, 2002.
13. Будылина С.М., Смирнов В.М. (ред.). Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. М. : Academia, 2005. 332 с.
14. Шибкова Д.З. Практикум по физиологии человека и животных : учебное пособие. 4-е изд., испр. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 244 с.
15. Barrows H., Tamblyn R. Problem-Based Learning: an Approach to Medical Education. New York : Springer, 1980.
16. Maudsley G. Do we all mean the same thing by «problem-based learning»? A review of the concepts and a formulation of the ground rules // Acad. Med. 1999. Vol. 74. P. 178-185.
17. Алипов Н.Н., Соколов А.В., Сергеева О.В. Контроль знаний в медицинских вузах: проблемы и пути решения // Мед. образование и проф. развитие. 2013. № 4. С. 55-63.
1. Vagin Yu.E. Physiology-the theoretical basis of medicine. Sechenovskiy vestnik [Sechenov bulletin]. 2013; 4 (14): 18-24. (in Russian)
3. Boron W.F., Boulpaep E.L. Medical physiology. Philadelphia: Elsevier Science, 2003: 1319 p.
4. Ganong W.F. Review of medical physiology. New York: McGraw-Hill Companies, 2001: 870 p.
5. Halsey C.R., Kibble J. Medical physiology: the big picture. McGraw-Hill Professional, 2008: 512 p.
6. Johnson L.R., Byrne J.H. Essential medical physiology. 3rd ed. Academic Press, 2003: 1008 p.
7. Khurana I. Textbook of medical physiology. 2nd ed. Elsevier India, 2005: 1000 p.
8. Raff H., Levitzky M.G. Medical physiology: a systems approach. New York: McGraw-Hill, 2011.
9. Rhoades R.A., Tanner G.A. Medical physiology. Philadelphia: Lippincott Williams and Wilkins, 2003: 781 p.
10. Alipov N.N. Basics of medical physiology. 3rd ed. Moscow: Practika, 2016: 496 p. (in Russian)
11. Gilman G., Khardman D., Limberd L. Clinical pharmacology by Goodman and Gilman. Moscow: Practika, 2006. (in Russian)
12. Fauchi E., Braunval’d Yu., Issel’bakher K., et al. (eds). Internal medicine by Tinsley R. Harrison. Moscow: Practika, 2002. (in Russian)
13. Budyldina S.M., Smirnov V.M. (eds). A guide to practical exercises on normal physiology. Moscow: Academia, 2005: 332 p. (in Russian)
14. Shibkova D.Z. Workshop on human and animal physiology: Textbook. 4th ed., corrected. Chel’yabinsk: Izd-vo Chel. gos. ped. un-ta, 2015: 244 p. (in Russian)
15. Barrows H., Tamblyn R. Problem-based learning: an approach to medical education. New York: Springer, 1980.
16. Maudsley G. Do we all mean the same thing by «problem-based learning’»? A review of the concepts and a formulation of the ground rules. Acad Med. 1999; 74: 178-85.