Для чего нужна хакама
Традиция ношения и виды Хакам
Основоположник Айкидо Морихей Уэсиба ввел правило носить хакамы с первых дней тренировок. В то время, привычная нам форма – кимоно, была лишь традиционной нижней одеждой. В наши дни хакаму достойны носить только те, кто достиг определенной ступени.
Традиция ношения хакамы с первой тренировки нарушилась после окончания Второй мировой войны. Айкидо стало более доступным для широкой публики, но большинство учеников не могли позволить себе покупку хакамы. С этого момента требование носить хакаму, как только вступил на татами упразднилось.
Особенности ношения
Хакама не должна развязываться во время тренировок. Складывать после занятий ее нужно строго по инструкции. Одевать Хакаму следует только в раздевалке и ни в коем случае, не в зале – это правила хорошего тона. Если, вдруг, Хакама слачайно развязалась, ученик обязан вернуться в раздевалку, чтобы перевязать ее. Поправляют одежду не торопясь, с достоинством. Философия такова, что человек, заслуживший ношение Хакамы, достоин уважения и обязан соответствовать этому статусу.
Виды хакама:
1. Современная хакама называется Кура-бакама (鞍袴), в переводе я японского – седло. Это 2 широких штанины, которые надеваются от пояса до щиколоток. Такую одежду носили только самураи
2. Татцукэ-бакама (裁着袴) – хакама, которая использовалась для битв. Ее особенность в том, что она должна плотно прилегать к голени, что позволяет не запутаться и легко передвигаться даже бегом.
3. Андон-бакама (行灯袴) – Хакама без штанин, которая легко надевается поверх кимоно
Почему «продвинутые» носят хакама Часть I
Поделиться с друзьями:
Почему «продвинутые» носят хакама Часть I
Данная статья является моей экзаменационной теоретической работой в Дайто-рю Айки Дзю-дзюцу, уровень — Сёдан. Мои изыскания в этом труде направлены на освещение такого атрибута тренировочной одежды, как хакама. Я постараюсь отделить вымыслы от фактов, чтобы прояснить истинное значение этого одеяния. Открыть понимание символизма их повседневного ношения и практического применения для продвинутых уровней.
История появления
Хакама — это традиционная японская часть одежды поверх кимоно, которую носили представители высших классов. Учёные датируют появление хакама периодом Хэйан (794 — 1185), когда придворные женщины носили «брюки» похожие на современные хакама. Позже, люди стали надевать каригину и суикан — так называемые брюки-юбки. А в период Камакура (1185 — 1332), мужчины наездники из класса воинов стали уже применять простые хакама.
С тех пор как хакама стали распространяться в высшем сообществе, появилось большое количество их стилей, цветов и разнообразие тканей, из которых они изготавливались. Даже количество складок, в зависимости от типа, значительно варьировалось. Позже эти брюки получили своё распространения среди воинов низших классов, в виде момохики — длинных «брюк», которые завязывались на конце, в нижней части голени. Обычному населению, равно как учёным и даже купцам, также было позволено носить хакама. Люди, которые преимущественно работали в поле, надевали более узкие формы нобакама.
По мере того, как западная культура проникала в Японию, хакама становились всё более официальной или праздничной одеждой (например, для свадьбы). В качестве повседневного одеяния, они применялись уже только синтоистскими священниками и практикующими боевые искусства.
Показатель ранга
В большинстве Кобу-до (традиционные боевые искусства, созданные в период феодальной Японии между 1192 и 1867 годами), таких как Иайдо, Кюдо и Нагината-до, хакама носились учениками любого уровня с первых дней практики, что сохранилось и в наши дни.
Учитывая тот факт в перечисленных видах не носят брюки от обычного доги, было бы немыслимо придти в додзё без хакама. Многочисленные свидетельства уважаемых шиханов говорят о том, что до Второй Мирововй войны их ношение было обязательным для всех учеников Дайто-рю и Айкидо (эти две группы не так сильно отличались в то время).
Тем не менее, из-за суровости послевоенных лет, некоторые Школы решили снять финансовое бремя с учеников в первые годы тренировок. В противном случае им пришлось бы добывать хакама и выкладывать за них деньги, которых едва хватало на существование. Со временем это стало традицией, а в последствие установилось в качестве обязательного правила, согласно которому хакама можно было надевать только после достижения уровня сёдан (1-й дан).
Начало Пути
По мере того, как шло время, ассоциация хакама с рангом стало очевидным. Система рангов (дан) была внедрена сравнительно недавно (1883) основателем Дзюдо — Дзигоро Кано (1860 — 1938). Ранговая шкала успешно была апробирована другими видами, такими как Дайто-рю, Айкидо, Иайдо и пр. Разумно предположить, что понятие «хакама» как уровень ранга, стало существовать именно в этот период. Это подробно освещено в хрониках Айкидо, в которых тесно переплетаются связи между Морихэем Уэсибой , Такумой Хиса и Такедой Токимунэ. В Додзё Такумакай правила ношения брюк были схожими с правилами в других группах. Правда, я не смог найти этому фактических подтверждений.
Вне зависимости от исторических предпосылок, которые сформировали правила ношения хакама, практикующие Дайто-рю Айки-дзюцу испытывают определённые ощущения, надевая эту часть тренировочной одежды. Хакама подчёркивали статус высшего класса самураев, поэтому вопрос тренировки с или без них практикующими начального уровня рассматривался всерьёз. Что же касается уровня сёдан (1-й дан), то в данном понятии кроется более глубокий смысл, чем может показаться. Сёдан означает, что практикующий ещё далёк от «недосягаемого конца» и в сущности — это степень означает начало «Пути».
Также считается, что адепт достигший уровня сёдан в Дайто-рю только теперь по-настоящему начинает практику. Присяга, которая подписывается при достижении этого уровня, носит такой же смысл. Ношение хакама, интегрированное в систему Айки, можно считать экстериоризированным и в то же время, на уровне юданся («продвинутый уровень»), подчёркивает ответственность и сопричастность к Школе.
Форма и цвет
Для очевидного практического применения, в большинстве случаев в боевых искусствах используют уманори — так называемые хакама наездника, которые имеют две раздельные штанины. Однако в некоторых Школах Ко-рю (традиционные Школы) предпочитают нобокама, вероятно, из-за практических преимуществ, предоставляемых зауженным штанинами. Единственное исключение касается некоторых школах Кюдо, где женщины носят нераздельные штанины андон бакама (брюки-фонарь).
Нет определенной формы, которая рекомендуется в справочнике Такумакай. Однако, уманори наиболее широко используется в нашей Школе, как и во многих других Ко-рю. Тем не менее, руководство Такумакай указывает на то, уровень сёдан и выше должен носить синие хакама, а сихан (эксперт), кёдзю даири (инструкторы) и сибу-чё (руководители филиалов) — обязаны носить чёрные. Данная система имеет упрощёна по отношению к форме и цвету, в сравнении с другими Школами Ко-рю.
В Тода-ха Боку-рю стиль хакама-уманори является нормальным, но приемлемые цвета там — синий, чёрный и белый. В некоторых других Школах Ко-рю, в т.ч. Синбукан Сэнсэя Курода, любые цвета приемлемы. Ссылаясь на предвоенные годы тренировок Морихэя Уэсибы у сэнсэя Накаяма Хакудо в Кобукан Додзё, видно, что там было допустимо ношение белых брюк.
Накаяма Хакудо — основатель стиля Мусо Синдэн-рю говорил, что ношение белых хакама позволить выявить нечистоплотных студентов, поскольку по ним это очень заметно. Тем не менее, история показывает, что самым распространённым цветом был синий, даже не чёрный. Краска индиго и ткань аидзомэ использовались для окрашивания многих традиционных одежд, в том числе и хакама. Чёрные цвета стоили дорого и получили своё распространение лишь с введением синтетических красителей и тканей.
Значение цветов и складок
Я не смог найти конкретного значения цветов хакама в справочнике Такумакай. Возможно, смысл кроется в самом объекте. В основном своём значении они служат связующим звеном между практикующими, будь то иностранцы или японцы, и традиционной японской культурой. Обычаи и ритуалы, связанные с хакама, имеют особое значение.
Надевание хакама перед практикой — это настрой и даже медитация. Правильно их надевая, можно избежать расхлябанности в одежде, после практических действий в Дайто-рю. Проявление заботы о тренировочной одежде и результаты практики адепта, могут многое сказать о его состоянии сознания. Каждый уважающий себя будока обязан проявлять великую заботу в представлении себя, что в также представляет лицо учителя и Школы.
Благодаря дворянскому происхождению хакама несут в себе достоинство и ответственность. Как только вы их надеваете, движения уже не должны быть прежними. Это называется хаками сабаки. Покрой и форма брюк стимулирует особый поток движения, который можно назвать течением ки (поток энергии). Иногда я слышал, как инструктора говорили практикующим, что если у них развязываются хакама после выполнения техники, то их движения были не правильными, не настоящими.
Многие стили боевых искусств вкладывают особые понятия в значения складок на хакама, отражающие моральную ценность и этические принципы воина.
Суть моральных ценностей японского воина
Эта система ценностей пропитала японский класс воинов после прихода принципов конфуцианства. В частности Ву-чан (пять констант), которые символизируют пять добродетелей, составляющих основу общества:
Позже знаменитый японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584-1645) перенял эти ценности и описал их в своей книге «Пяти колец» (Го Рин но Сё), перечислив их в качестве:
Эти значения были широко приняты самураями в эпоху Токугава (1600-1868) и до реставрации Мэйдзи. Однако такая система мысли снизилась вместе с исчезновением класса воинов. Перед лицом растущего влияния Запада и его культуры, возрождение этих значений наблюдалось в эпоху Мэйдзи, главным образом благодаря книге японского ученого Нитобе Инадзо: «Бусидо — душа Японии». В этой книге, впервые для западной аудитории, были описаны вышеперечисленные понятия, с тех пор как эти ценности возродились вновь, через практику боевых искусств и так называемые гендай-будо.
© Автор: Гильом Эрард — 4-й Дан в Айкидо (Айкикай), 2-й Дан Дайто-рю Айки дзюд-зюцу (Такумакай)
© Перевод: Валерий Карибьян — автор книг « Банк Цитат », « Боевые искусства: Заметки о Пути » наставник Школы Сёриндзи Кэмпо
Часть 1. Что такое хакама?
Хакама — традиционные японские широкие штаны со складками. Долгое время хакама служили элементом одежды самураев, имели разную длину в зависимости от социального положения (малые хакама – кобакама и удлиненные нагабакама, штанины которых стелились по полу).
Хакама имеют по четыре «завязки» (химо): две более длинных химо — на передней части хакама, две химо покороче — на задней части. Задняя часть хакама имеет жёсткую трапециевидную вставку (коси-ита), на внутренней стороне нижнего края которой располагается хакама-домэ (язычок-«рыбка» из дерева или пластика). Хакама-домэ вставляется за слой пояса (оби) и помогает удерживать хакама в нужном положении.
У Хакама 7 сформированных складок: две находятся на задней части и пять складок — на передней стороне (три справа, две слева), которые расположены ассиметрично.
Существуют несколько версий символических значений складок хакама. По одной из версий, каждая складка представляет одну из семи добродетелей бусидо: дзин (гуманность/милосердие/доброжелательность), ги (честность/праведливость), рэй (вежливость/этикет), ти (мудрость), син/макото (искренность/честность), тю/тюги (верность/преданность), ко (почитание старших благочестие).
В некоторых трактовках ти и ко заменяются на юки (храбрость/доблесть/мужество) и мэйё (честь/достоинство/репутация).
Согласно другой версии – передние складки должны напоминать о пяти конфуцианских отношениях: между начальником и подчиненным, между отцом и сыном, между мужем и женой, между старшим и младшим братьями и верности между друзьями, а также пять достоинств (человечность, справедливость, мудрость, умеренность и верность).
Хотя хакама раньше являлась обязательной частью одежды самурая, в наши дни, помимо додзе, хакама, как правило, надевают лишь по наиболее официальным случаям, во время традиционных церемоний, например, тя но ю, свадьбы, похорон и др.
Чаще всего хакама используется в качестве одной из частей формы, используемой в традиционных боевых искусствах: кендо, иайдо, дзёдо, айкидо, кобудо, дзюдо и др.
Хакама бывают из смешанной ткани, синтетическими, хлопковыми, шелковыми, шерстяными. Наиболее популярны первые три варианта. Шелковый вариант чаще используется как парадно-церемониальный вариант, часто шьётся из твёрдого шелка в полоску, обычно чёрной с белой или чёрной и тёмно-синей и носится с монцуки (верхней «рубахой» с фамильными гербами) и дзюбан (нижняя тонкая «рубаха»).
Рекомендованные цвета хакама для занятий дисциплинами в рамках ZNKR: синяя
— для занятий кендо, черная — для иайдо.
В маркировках размеров хакама обычно используется японская система «Кудзира-сяку», которую применяют, в основном, при производстве традиционной одежды. 1 Кудзира-сяку равен 3,79 см. Например, 26 размер хакама составляет 26×3,79 см = 98,54 см. Для занятий иайдо и кендо, нижний край хакама должен закрывать косточку на щиколотке. Носится хакама ассиметрично — задний край подола хакама должен находиться на высоте верхней границы щиколотки, передний край — опускаться чуть ниже и касаться больших пальцев ног. Также при выборе длины хакама стоит учитывать типа вашего телосложения (включая положение бедер и длину ног). Правильная длина хакама измеряется от нижней точки передней лямки (которая располагается на бедренной кости) до нижнего края хакама в центре.
Размеры хакама разных производителей могут отличаться, но обычно эти различия незначительны, поэтому предварительно можно ориентироваться на таблицу ниже.
Самой популярной считается хакама из смесовой ткани, в которой сочетаются волокна натуральных и синтетических тканей. За счёт этого, хакама из смесовой ткани лучше держит складки, быстрее сохнет и более износоустойчива.
Хлопковые хакама более комфортны и часто выглядят лучше, они более «традиционные», но за ними труднее ухаживать, их следует особенно аккуратно складывать после каждой тренировки, чтобы они сохраняли свой внешний вид. Они тяжелее и медленнее сохнут.
За тетроновыми хакама гораздо проще ухаживать: их можно не гладить после каждой стирки, достаточно аккуратно развешивать с сохранением складок. Тетрон можно стирать в стиральной машине. Хлопковые хакама необходимо бережно стирать, желательно вручную или в машине на режиме бережной стирки/ стирки шерсти холодной водой.
Хакама не должна быть мятой, поэтому особое внимание следует уделять тому, чтобы складки были четкими и хорошо выраженными, поэтому после ее тренировок ее следует аккуратно складывать, а после стирки — проглаживать (обязательно через дополнительную ткань, т. к. синтетика может начать давать «блеск» ткани).
Если стирать хакама вручную, то надо разложить хакама по всей длине ванны, залить холодной водой, а затем руками прижимать ко дну ванной, дополнительно протереть загрязненные места и прополоскать. Затем аккуратно развесить, не выжимая и дать воде стечь, чтобы при сушке сохранились складки.
При условии правильного подбора и эксплуатации, хакама может прослужить Вам не один год.
Хакама
Семь складок символизируют семь добродетелей будо.
Облачение в хакама символизирует традициям, передаваемым из поколения в поколение боевых искусств, во время занятий которыми необходимо стремиться к совершенствованию в себе этих семи традиционных добродетелей.
Для занятий в Айкидо требуется своебразная тренировочная одежда.
Это: Кэйкоги, оби и Хакама
В этом разделе нашего сайта, речь будет
идти о тренировочной одежде Айкидо и значениях её. Хотя можно возразить, неужели так важна значение тренировочной формы для занятий по Айкидо.
Об этом узнаете ниже, прочитав воспоминания мастера Айкидо, одного из ути-дэси
Морихея Уэсибы, Мицуги Саотомэ, взятой из его книги «Принципы Айкидо».
Хакама заставляет нас задуматься о природе истинного бусидо.
Облачение в хакама символизирует традиции, передаваемые нам из поколения в поколение.
Я посетил множество додзё в разных странах. Во многих местах, где хакама надевают только юданся, они потеряли свою скромность. Они относятся к хакама, как призу за видимые достижения, как символу своего превосходства.
Подобное отношение делает церемонию поклона О-Сенсэю, которым мы начинаем и заканчиваем каждое занятие, издевательством над его памятью и искусством.
Я очень хорошо помню день, когда я забыл свою хакама. Я уже приготовился вступить на татами, будучи одетым лишь в доги, когда О-Сенсэй остановил меня.
— Где твоя хакама?- спросил он строго.
— С чего это ты решил, что можешь получать инструкции от своего учителя, будучи одетым в нижнее белье? У тебя есть чувство приличия? Ты очевидно,потерял чувство должного отношения и этикета, необходимых тому,кто стремится занятиям будо. Иди, сядь с краю и наблюдай за занятиями!
Мой поступок подтолкнул О-Сенсэя к лекции о значении хакама, которую он провел для своих ути деси после занятий.
Он рассказал нам, что хакама была традиционным одеянием занимающихся кобудо, и спросил, знает ли кто-нибудь из нас, почему в хакама семь складок.
Мы находим эти качества в уважаемых самураях прошлого. Хакама заставляет нас задуматься о природе истинного бусидо.
Облачение в хакама символизирует традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Айкидо – порождение японского духа бусидо, и в наших занятиях мы должны стремиться к совершенствованию семи традиционных добродетелей.
Я полагаю, что облачение в хакама и знание её значения помогают ученикам сохранять дух О-Сенсэя и сохранять живым его видение.
Если мы позволим себе упустить важность значения хакама,то, возможно, мы так же позволим кануть в вечность фундаменту духа Айкидо.
С другой стороны, если мы верны пожеланиям О-Сенсэя относительно нашей тренировочной одежды, наш дух, возможно будет более верным мечте, которой он посвятил свою жизнь.
Из книги М.Саотомэ «Принципы Айкидо», Хакама, Кэйкоги, Оби: что к чему
Вспоминая время когда я впервые начал заниматься Айкидо, я помню как вошёл в додзё, увидел несколько человек в чёрных поясах, и сразу возник вопрос,»что это за чёрные юбки на них надеты?»
И уже давно я заметил что даже некоторые обладатели ДАН-ов ничего не знают, или знают очень мало о хакаме, поэтому здесь я попытаюсь вкратце ответить на вопросы, что такое хакама, что
она значит, как её правильно складывать, и как правильно одевать, что бы она не выглядела как чёрная тряпка или набедренная повязка.
Что такое Хакама?
Хакама это широкие штаны, которую носят айкидоки, являющаяся частью традиционной самурайской одежды. Доги, в основном используемая в Айкидо, изначально являлась нижним бельём, и потому ношение хакамы является частью традиции для большинства школ Айкидо.
Изначально хакама предназначалась для защиты ног всадника от веток, кустарника и т.п. Например, ковбоями на Диком Западе для этого использовалась кожа, но в Японии достать кожу было сложно и дорого, поэтому с той же целью использовались хакамы из плотной ткани. После того как класс самураев был упразднён, и большей частью они превратились в пеших воинов, им всё же удалось оставить за собой право ношения хакамы, поскольку это отличало их от простолюдинов, а в битве давало преимущество так как скрывало движения ног.
Всего существовало четыре вида хакамы:
В Айкидо, хакаму носят только чёрные пояса (женщины могут носить хакаму уже с 3 кю, а то и с первого дня занятий, в связи с тем что, что доги изначально являлось нижним бельём).
Что означает хакама
У хакамы 7 складок (5 спереди и 2 сзади), и как большинство вещей в Японии, каждая имеет своё значение:
Значение данное Морихеем Уэсибой | Довольно распространенная трактовка |
Дзин (доброжелательность) | Юкки (храбрость, доблесть, мужество) |
Ги (честность,справедливость) | Дзин (гуманное милосердие доброжелательность) |
Рэй (вежливость,этикет) | Ги (честность,справедливость) |
Ти (мудрость) | Рэй (вежливость,этикет) |
Син (искренность) | Макото (искренность,честность) |
Тю (верность, преданность) | Тюги (верность,преданность) |
Ко (почитание старших или благочестие) | Мэйё (честь, достоинство,репутация) |
Перечисленные качества символизирует собой традиции выношенные самураями. Эти качества являются тем, к чему все мы должны постоянно
стремиться.
Как подобрать верный размер хакаму
Традиции ношения Хакамы
Большое спасибо, что Вы выбрали товары нашего магазина!
История хакамы
Значение складок хакамы
Складки на хакамы имеют символическое значение, так как они представляют собой добродетели будо. О’Сэнсей рассказал, что семь складок на хакамы символизируют семь добродетелей будо:
— ги (честь или справедливость);
— рэй (вежливость и этикет),
— ко (соблюдение долга);
Он сказал, что хакама побуждают всех изучающих айкидо к размышлению о природе истинного будо, и что ношение хакамы символизирует традиции, которые передавались нам от поколения к поколению. Важно, чтобы в нашей практике айкидо мы стремились к совершенствованию этих семи традиционных добродетелей.
Традиция ношения хакамы
Традиция ношения хакамы на тренировках изменилась после Второй мировой войны. В первые послевоенные годы японцы испытывали острую нехватку одежды, и, так как айкидо стало открытым для обычных людей, у многих учеников не было хакамы, или они не могли позволить их себе. Тогда политика Хомбу Додзё поменялась таким образом, чтобы соответствовать социальным условиям, и новым ученикам (муданся) не требовалось носить хакаму, пока они не достигали уровня Сёдан. Женщинам, которые традиционно более творчески подходят к одежде, разрешили носить хакаму после первой аттестации. Такой политики Хомбу Додзё придерживается и сегодня. Традиции в других додзё и организациях айкидо, тем не менее, отличаются друг от друга. В целом, в наши дни на тренировках айкидо носят хакаму только черного или синего цвета, так как более светлые оттенки могли бы быстро выцвести при практике сувари-ваза.
Культура ношения хакама
Важно носить хакаму правильно и с достоинством. Хакама не должна с легкостью развязываться во время тренировки, а после тренировки ее следует надлежащим образом сложить для хранения. Хороший тон – надевать хакаму в раздевалке, а не рядом с татами перед началом занятия. Если во время тренировки хакама развязывается, ученику придется возвращаться в раздевалку, чтобы поправить завязки. Важно поправлять их спокойно и с достоинством. У человека, который одет надлежащим образом и выглядит соответственно, больше уверенности в своем айкидо, и он заслуживает общественного уважения.
Хакама – дорогой предмет одежды, но всегда лучше вложить деньги в хакамы хорошего качества, чем в хакамы более дешевые. Хорошая хакама может прослужить достаточно долго и все еще сохранять форму. Традиционный поставщик хакам в Хомбу Додзё – компания IWATA. Для определения длины хакамы чаще всего основываются на росте человека. Между мужскими и женскими хакамами нет разницы в крое, но, так как мужчины обычно носят пояс ниже, чем женщины, длина хакам для мужчины и женщины одного и того же роста будет различной.
Хакама в айкидо
В силу характера занятий (в особенности, что касается укеми) в айкидо требуется хакамы более прочные, чем необходимы для кендо, иайдо или кюдо, где падения и перекаты присутствуют в довольно небольшом количестве. Хакама для занятий по айкидо должна быть удобной, позволяющей совершать быстрые и широкие движения во время выполнения укеми, а также должна надежно держаться в течение всей тренировки, несмотря на рывки и захваты. Следует выбирать качественно сделанную и хорошо сидящую одежду, которая будет удобной и прослужит долго. Будучи уверенными в своей экипировке, Вы можете позволить себе сконцентрироваться на процессе обучения.
Желаем Вам удачных тренировок и новых высот на пути постижения энергии Ки.