Для чего нужна информационная грамотность
Информационная грамотность в XXI веке
Как правильно погуглить и не утонуть в море информации? Простые алгоритмы работы — надёжный «спасательный круг».
Кажется, в Интернете есть всё, даже если это не было создано в цифровую эпоху. Целые библиотеки оцифровывают свои хранилища, фильмофонды освоили Youtube. Если у тебя есть доступ к Сети, ты можешь «набрести» даже на такие специфические вещи, как журнал «Крокодил» за 1940 год или дневники какого-нибудь малоизвестного барона. Но вот когда нужно найти что-то конкретное, вдруг понимаешь, что компьютер с сетью — не готовое решение проблем.
Компьютерная грамотность обозначает умение использовать компьютерные технологии для решения самых разных задач, а информационная — предполагает умение работать с информацией вообще: в Интернете, в библиотеках, в периодике. Таким образом, хоть эти понятия и оказываются рядом во многих популярных статьях, они могут даже не пересекаться.
Если говорить о международном определении, информационная грамотность — это способность человека осознать потребность в информации, умение эффективно её искать, анализировать и использовать.
Фонды библиотеки Карлоса де Монсивайса, Мехико. Источник изображения: wiki
Читайте также :
Сейчас, в XXI веке, поток информации в жизни среднестатистического обывателя без его особого желания увеличивается с каждым днём. Умение работать с этим потоком особенно важно, даже если ты никогда в жизни не хотел написать исследовательскую статью и не бываешь в библиотеке.
Информационная грамотность — одна из компетенций, развитие которой предполагают современные школьные стандарты. Но формируется она не на уроках информатики, а в процессе всего обучения, когда преподаватели дают задания по своим предметам.
Получив тему очередного доклада, школьник обычно оказывается один на один с интернет-поисковиком, который выдаёт по запросу тысячи страниц с самой разной информацией. И перед юным интернет-пользователем встаёт закономерный вопрос: с чего начать?
Серверы Wikimedia Foudation. Источник изображения: wiki
Алгоритм поиска информации
Этот алгоритм, разработанный сертифицированым учителем Google Кэти Шрок, будет полезен не только школьникам, но и всем, перед кем стоит задача поиска информации по незнакомой теме:
По мере развития информационной грамотности часть пунктов начинает выполняться автоматически, но если перед вами стоит задача сложного поиска, полезно всё разложить по полочкам именно таким образом.
Читайте также :
Так, Google формирует результаты поиска на основе ваших предыдущих запросов и посещённых страниц. Чтобы обойти это и получить результаты, которые соответствовали бы актуальности информации, а не вашим привычным интересам, нужно в инструментах поиска выбрать «все результаты» и отметить «точное соответствие».
Критический подход к информации
Один из самых полезных навыков в онлайн-поиске — умение критически оценивать информацию. О важности этого умения должен знать каждый, кто хоть раз пытался найти в Интернете сведения, от которых напрямую зависели важные решения: медицинские, правовые и т.д.. Вот пять вопросов, на которые необходимо ответить при чтении любой статьи:
Читайте также :
У любого контента в Интернете — текста, изображений или видео — есть автор. С помощью лицензии Creative Commons, которую авторы размещают вместе с произведением, они могут обозначить, как именно разрешается использовать продукт: можно ли использовать его в коммерческих целях, можно ли вносить изменения или использовать для создания другого продукта.
Google и Flickr позволяют сразу искать произведения с определённой лицензией, для этого нужно лишь выбрать ещё один фильтр в инструментах поиска.
Разложить по полочкам
При большом количестве подходящих по теме интернет-источников возникает вопрос: как структурировать всю найденную информацию? В этом помогут специальные инструменты, которые позволяют сохранять открытые вкладки и цитаты из текстов так, чтобы вы всегда могли вернуться к результатам своих поисков.
Среди таких инструментов One Tab — расширение для браузеров Chrome и Firefox, его можно установить бесплатно. One Tab сохраняет открытые вкладки на одну страницу, которой можно делиться с другими пользователями.
Большой популярностью пользуется Evernote — облачный сервис для хранения записей, который среди других функций предоставляет возможность сохранять интернет-страницы и возвращаться к ним позже.
При использовании интернет-источников в учебных и научных работах встаёт вопрос о том, как правильно оформлять ссылки и указывать их в списке литературы. По правилам, которые регулируются ГОСТ 7.82 — 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов», вы должны указать основное и параллельное заглавие, то, что это именно электронный ресурс, сведения об авторах и ответственных, вид ресурса, сведения о дате и месте публикации, режим доступа (ссылку на страницу). Выглядеть всё должно так:
Подробнее об оформлении цитат из Интернета можно прочитать в этой статье.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»
Информационная грамотность – что это такое?
В наши дни при стремительном росте количества информации, школьные пособия по любому предмету уже не могут вместить в себе все имеющиеся сведения. Более того, информация быстро устаревает. Нельзя рассчитывать на то, что приобретенные знания будут актуальны в течение многих десятилетий. Станут «багажом на всю жизнь». Традиционные курсы «Основы ББЗ» уже не соответствуют современным требованиям.
Даже если технический прогресс еще не дошел до вашей библиотеки – не надо ждать, сидеть, сложа руки, действуйте! Овладевайте новыми технологиями («Развитие критического мышления», «Развитие информационной грамотности»)! Помогите ученику совершенствоваться в обилии поступающей информации, а учителю – реализовать свой творческий потенциал!
Информационная грамотность – важнейший навык современного человека. Сегодня важно не столько научить ученика зазубрить определенный объем информации, сколько научить его самостоятельно приобретать новые знания, используя все многообразие информационных ресурсов. Умение оперативно находить информацию, оценивать ее использование в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека.
«Развитие информационной грамотности у учащихся школьной библиотеки» – вот лозунг нашего времени!
Цель которого – обучить детей работе с информацией современными подходами и развития у них навыка информационной грамотности (ИГ)
При этом не имеется ввиду обучение работы с компьютером. Осваивать ИГ можно и не имея новых технических средств.
Информационная грамотность – это умение оперировать любой информацией, и изучение нового предмета на любом материале: от традиционных – книг, журналов, картотек – до самых необыкновенных технических новинок.
Хотя, конечно, компьютерная грамотность – весьма желательное и в современном мире нужное, но не жестко необходимое условие развития ИГ.
Чем же отличается «информационная грамотность» от «информационной культуры»?
В отечественной литературе термин «информационная культура» впервые появился в 70 – ых годах ушедшего века. Постепенно, с развитием информационных технологий и введение курса информатики в школе, толкование этого понятия все более расширялось и… запутывалось. Кто – то подразумевал под этим компьютерную грамотность, кто – то информатику, а кто – то сводил все к умению работать со словарями, справочниками и каталогами.
Все – таки «информационная культура» – это система знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Понятие «информационная культура» складывается из многих составляющих, в числе которых и ИГ, и ББЗ, и умение работать с текстами, и компьютерная грамотность. Без которой невозможно развитие информационной культуры личности в современном мире.
Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию в каком бы виде она ни была представлена.
Обществознание
Введение
Это наше второе занятие об информации и информационной грамотности. Ведь каждый из нас повсюду окружен потоком информации. Когда вы гуляете, общаетесь, смотрите кино, то ваш мозг обрабатывает огромное количество информации. Бывали ли у вас случаи, когда вы зашли в интернет для того, чтобы найти информацию по истории, но все время потратили на просмотр статей про машины, певиц или аниме. И эти ссылки по темам бесконечны.
Не всегда эта информация бывает для нас полезной.
Сегодня грамотному человеку недостаточно уметь читать, считать и писать. Он должен уметь найти, отобрать, осмыслить и критически оценить ту информацию, которую он получает отовсюду.
Для того чтобы понять, что такое информационная грамотность, нам с вами нужно ответить на эти вопросы:
Что такое информация?
Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое — получаем информацию.
Информация – это сведения об окружающем мире.
Какие сведения мы получаем?
Кто и как распространяет информацию?
Откуда вы получаете информацию?
Вы получаете информацию от родителей, телевидения, радио, книг, школы, Интернета, телефона, почты и т.д.
Любая совместная деятельность людей (работа, игра, учеба, спорт) невозможна без обмена информацией. Ведь мы не только получаем информацию, но и сами можем ее транслировать. Например, когда сами рассказываем друзьям новости или пишем сочинение; это уже наша информация, которую мы передаем. Когда вы выставляете фотографии в инстаграм, вы тоже передаете информацию. Это называется графическая информация или иллюстрация.
Но большую часть информации мы получаем через медиа.
К медиа относятся “средства массовой информации”, а также интернет ресурсы.
Что такое СМИ?
Средство массовой информации (СМИ) – это средство коммуникации, которое доносит словесную, визуальную или звуковую информацию до массового потребителя на постоянной основе.
СМИ собирают, обрабатывают (анализируют) информацию и затем передают (транслируют) ее своей аудитории.
СМИ бывают:
▶ Печатные: книги, газеты, журналы
▶ Электронные: телевидение, интернет
▶ Радио: радиовещание
Новые медиа – это новый вариант средств массовой информации, которые постоянно доступны на цифровых устройствах, и в которых есть активное участие пользователей в создании и распространении контента.
Почему важно уметь работать с информацией?
Сейчас, в XXI веке, поток информации в жизни обычного человека без его особого желания увеличивается с каждым днём. Умение работать с этим потоком особенно важно, даже если ты никогда в жизни не хотел стать ученым, а просто учишься в школе.
Если, не раздумывая, читать все, что предлагает интернет, или мгновенно делиться в социальных сетях новостями, картинками или сообщениями, то можно не успеть осмыслить информацию.Чтобы качественно проанализировать информацию, нужно время, надо сесть и осмыслить ее, при необходимости задать себе некоторые вопросы, постараться найти на них ответы. Но времени на это нет, потому что все время занято сбором информации.
Когда человек умеет качественно осмысливать информацию, находить быстро нужную ему информацию, понимать, кто и зачем передает эту информацию, то человека можно назвать информационно грамотным.
У большинства из вас имеются любимые фильмы и телевизионные программы, компьютерные игры, журналы и т.д. Но когда перед вами встает задача выделить главную и второстепенную, истинную и ложную информацию, то здесь могут возникнуть трудности. Для того, чтобы уметь разбираться с информацией из медиа нужно овладеть медиаграмотностью.
Медиаграмотность
Медиаграмотность— это такие навыки и умения, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах, жанрах и формах медиа.
Мы медиаграмотны, если:
Посмотрите на две картинки:
Рис 1. Солнечная система, состоящая из 8 планет (без Плутона)
Рис 2. Строение Солнечной системы, в которой 9 планет
Между картинками есть одно очень важное различие: на правой картинке Солнечная система не включает Плутон.
А теперь представьте себе, что вы готовите реферат по теме «Солнечная система» и столкнулись с противоречащей информацией. Какую картинку вы возьмете к себе в реферат? Как проверить, какой сайт дает недостоверную информацию?
Достоверность информации
Достоверность информации показывает качество информации, её общую точность и полноту. Информация является достоверной, когда в ней нет искажённых или ложных данных.
На достоверность информации влияет то, кто и как собрал эту информацию. Например, данные могли исказиться, если неправильно были услышаны или записаны. Иногда недостоверность информации возникает из-за того, что данные умышленно были подготовлены как ложные. Например, рассказчик может приукрасить описание виденной им ситуации, или очевидец может умолчать о некоторых важных подробностях.
Факты и мнения
Свойство достоверности информации имеет очень важное значение, особенно тогда, когда эти данные используются для принятия решений.
Пример: Представьте, что вы решили перейти на новый тариф для оплаты мобильного телефона.
В магазине вам рассказали, что новый тариф Х самый экономный, так как в нем самая низкая оплата за звонки. Кроме того, продавец рассказывал вам, что сам пользуется этим тарифом уже полгода и очень доволен. Вы приняли решение и перешли на новый тариф, но уже на следующий день все деньги на вашем счету закончились. Как потом оказалось, продавец умолчал про то, что в этом тарифе очень дорогая оплата смс сообщений, а вы любите переписываться с друзьями с помощью смс.
В данном примере информация, которую вам дал продавец, была неполная (он умолчал о цене за смс сообщения), и ее недостоверность была намеренной (ради выгоды при продаже тарифа). Кроме этого в описании нового тарифа продавец использовал свое личное мнение об его использовании.
Факт (лат. Factum — свершившееся) — знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена.
Мнение всегда выражает чью-то собственную позицию, эмоциональное отношение, призыв к определенным действиям.
В отличие от него, факт не дает никакой оценки и ни к чему не призывает. Фактом называются сведения, уже проверенные на достоверность. Информация, не проверенная или которую невозможно проверить, фактом не является.
Большинство фактов невозможно проверить самостоятельно, поэтому мы во многом просто доверяем источнику информации. Задумывались ли вы, каким образом можно его проверить? Ведь популярность источника ещё не гарантирует достоверность информации, которую он передает.
Например, видеоблоггер, у которого в подписчиках на Youtube канале двести тысяч человек, может рассказать про извержение вулкана Эльбрус на Кавказе. Возможно, ему даже кто-то поверит и сделает перепост и начнет рассказывать свои друзьям, но при этом информация останется ложной.
Для того, чтобы не попадаться на подобные уловки и оценивать информацию правильно, нужно развивать критический анализ. Например:
Когда вы читаете любую статью из Интернета, ответьте себе на пять вопросов:
Подведем итоги темы:
1. Относитесь критично к любой информации в Интернете.
2. Красиво сделанный сайт ещё не означает, что в нем вся информация верная
3. Если вы что-то узнали в Интернете, то найдите источник информации и узнайте, кто ее автор. Спросите себя: что вам хотят доказать и во что заставить поверить?
4. Подумайте, единственная ли это возможная точка зрения. Какие мнения или идеи отсутствуют на сайте?
5. Будьте осторожны, используя факты, которые вы еще не проверили.
Основные аспекты информационной грамотности
Педагогические науки
Похожие материалы
Век информационной культуры сегодня требует от современного человека новых знаний, умений и навыков об информационной среде. Информационно-технический потенциал современного общества характеризуется:
Одной из важных составляющих общей культуры личности является информационная грамотность личности. Информационной грамотностью является набор знаний, умений и навыков учащегося, позволяющий ему синтезировать и обмениваться любой информацией. В процессе обучения учащийся должен научиться самостоятельно, интерпретировать полученную им информацию, которую необходимо формировать до начала систематического обучения. Ее можно расценивать как часть общей культуры личности в целом. Информационная грамотность современного человека определяется:
Информационная грамотность в обучении является его основой, так как выражает основную концепцию ФГОС НОО. От современного учителя уже на первой ступени обучения требуется применение всего информационного потенциала, способствующего формированию информационной грамотности.
В процессе формирования информационной грамотности учеников необходимо учитывать учебно-методический комплекс, который постоянно и планомерно будет ставить каждого ученика в такую ситуацию, в которой ему необходимо работать с обработкой информации. Учитель самостоятельно определяет тему обучения каждой недели, как составной части учебно-воспитательного процесса.
Компонентами информационной грамотности являются:
Широкое использование телекоммуникаций в жизнедеятельности современного человека появился термин «информационная грамотность». Он отражает совместное взаимодействие отдельно взятой личности и окружающими его информационными пространствами. В связи с этим, основной задачей формирования информационной грамотности учащихся достигается с помощью активного включения учащихся в информационную деятельность, подразумевающую поиск, хранение и обработку полученной информации.
Всеобщая информатизация общества оказывает решающее воздействие на все основные сферы жизнедеятельности современного человека, меняет условия его жизни и стереотипы поведения. Также необходимым является создание ситуации информационного поиска, в процессе которой будет формироваться положительный опыт информационной деятельности.
Формирование информационной грамотности опирается на соблюдение таких принципов, как: принцип интегративности и принцип непрерывности. Первый принцип основан на построении единой стратегии в формировании информационно грамотной личности. Второй принцип предусматривает использование всех звеньев системы образования в совокупности друг с другом с целью формирования информационно грамотной личности.
Современный урок сложно представить без использования компьютерных технологий. Учитель самостоятельно выбирает в какой части урока использовать элементы мультимедиа. Это позволяет включать учащихся в активную деятельность, которая способствует главным задачам в формировании информационной грамотности учащихся в процессе учебной деятельности.
В процессе формирования информационной грамотности учащегося основным условием является приобретение умении определять полезность информации в ее огромном потоке. Очевидным является утверждение, что наибольшими образовательными возможностями в решении данной проблемы в настоящее время является дисциплина «Информатика», который, только вводится в начальной школе. В процессе обучения данного предмета, учащиеся смогут уже на начальном этапе обучения, получать информацию об окружающем мире, как о специально организованном информационном пространстве.
Заметим, что актуальные проблемы формирования информационной грамотности учащихся сталкиваются с рядом противоречий: недостаток теоретических и практических основ процесса формирования информационной грамотности учащихся; скудные возможности образовательного пространства. К сожалению, традиционная система передачи знаний учащимся не в полной мере удовлетворяет потребностям современного общества. В связи с этим, педагоги в большей мере ориентируются на, самостоятельного, всесторонне развитого и критически мыслящего ученика неординарно подходящего к решению возникающих перед ним задач.
В соответствии с ФГОС НОО, одной из целей образования является гармоничное развитие личности ученика, которое невозможно без применения компьютерных технологий. Для достижения данной цели необходимым является решение ряда образовательных задач, таких как: овладение представлениями об информационных процессах; формирование аналитического мышления; овладение понятиями обучения и самообучения; формирование норм социального поведения; овладение основами компьютерных технологий.
Процесс обучения должен строиться не только на передаче знаний, умений и навыков, но и на развитии информационной грамотности учащихся.
Данный процесс основан на нескольких аспектах: социальном, воспитательном, познавательном и развивающем.
Социальный аспект, в процессе обучения информационной грамотности учащегося заключается в овладении навыками передачи и транслирования полученной информации, развитием коммуникативных способностей. Воспитательный аспект, в процессе обучения информационной грамотности учащегося нацелен на развитие смысловой культуры учащихся. Познавательный аспект, в процессе обучения информационной грамотности учащихся рассматривается как основной компонент образования. Развивающий аспект, в процессе обучения информационной грамотности учащихся стремится к осмысленному восприятию полученной информации. Все они, так или иначе, взаимосвязаны между собой.
На данный момент перед современным человеком встает проблема приобретения знаний в области способов и методов обработки полученной информации. Преподавание дисциплины «Информатика» на всех уровнях образования позволит сформировать три группы умений, рассмотрим каждую.
Процесс формирования информационной грамотности учащихся основан на теоретическом мышлении, оно оказывает большое влияние в формировании словесно-логического мышления. В процессе формирования информационной грамотности у учащихся невольно формируется осознанность и критичность мышления. Для этого учитель использует проблемные ситуации, в ходе которых учащиеся находят пути решения, доказывают свою точку зрения. Это способствует эффективному усвоению учебного материала при изучении любой дисциплины, что является положительным для последующего обучения и возможности проявлять себя в разных сферах деятельности.
Изучение информационной грамотности позволяет учащимся решить следующие задачи:
Все это позволяет организовать единую информационно-образовательную среду, способствующую развитию информационной грамотности учителей и учащихся, становлению их как полноправных участников образовательного процесса. Полученные в процессе обучения информационной грамотности учащихся знания, помогают учащимся получать информацию из окружающего мира, анализировать ее, что в большей степени отражает связь между информационной грамотностью учащегося и развитием его интеллектуальных способностей.
Организацию обучения информационной грамотности учащихся необходимо производить с учетом обеспечения необходимой компьютерной техникой, электронных ресурсов для полноценного и качественного обучения. Также необходимо помнить о постоянном обновлении учебных материалов и беспрепятственного доступа к мультимедиа материалам.
По окончании школьного курса обучения информационной грамотности учащиеся должны иметь представление о предмете, уметь производить адекватный анализ и синтез полученной информации, усвоить знания о сменных носителях информации, иметь представление о вредоносных программах и уметь производить их очистку и регулярное обновление антивирусных баз.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.