Для чего нужна историческая периодизация
Периодизация истории – всемирные источники, проблемы историографии (10 класс)
Периодизация всемирной истории необходима для лучшего понимания исторических процессов. Существует несколько разновидностей исторической периодизации, однако во всем мире принято пользоваться ее классическим вариантом. В нем выделены такие основные периоды истории как доисторический, античный, средневековый, новое время и новейшее время.
Периодизация всеобщей истории
Периодизация является весьма эффективным способом упорядочения материала и его анализа, благодаря которому можно гораздо лучше понять основные механизмы исторических процессов, происходящих как во всем мире, так и в отдельном социуме.
Периодизация общей истории невозможна без установления хронологических рамок общественного развития. Для этого используют факторы, оказавшие большое влияние на все ведущие страны мира.
С помощью периодизации можно найти ответы н многие вопросы, она придает стройность и обоснованность теории, структурирует и, самое главное, дает ей измерительную шкалу.
Благодаря материальным и нематериальным источникам периодизации истории ученым удалось разработать множество вариантов разделения истории на периоды. В VI в. до н.э. древнегреческий мыслитель Пифагор предложил так называемую теорию круга, согласно которой развитие жизни как человека, так и цивилизации, идет по одной колее, проходя зарождение, расцвет и гибель.
Основные периоды истории
Классическая периодизация историографии включает в себя следующие этапы становления общества:
Рис. 2. Древняя Греция.
Благодаря Великим географическим открытиям, совершенным в средние века, человечество получило возможность по-новому взглянуть на окружающий мир, существенно расширить свои возможности. Новые страны и континенты стимулировали развитие торговли, общественно-экономических связей, производства, науки.
Рис. 3. Вторая мировая война.
Что мы узнали?
При изучении темы «Периодизация истории» по программе истории за 10 класс мы узнали кратко о проблемах периодизации истории. Мы выяснили, что во всем мире принято пользоваться классической периодизацией. Также мы рассмотрели основные периоды истории и их характерные черты.
Периодизация истории
Вы будете перенаправлены на Автор24
Периодизация истории: сущность понятия
Для того чтобы объяснить, что означает это понятие мы рассмотрим теоретические и практические основания для разделения истории человеческой цивилизации на различные этапы.
Итак, сам термин «периодизация истории» имеет два значения.
Подходы к периодизации истории
Попытки периодизации истории делались ещё во времена античности. Так, древнегреческий автор Гесиод в созданной им в к. VIII – нач. VII в. до н. э. поэме «Труды и дни» века в развитии человечества. Такими веками были: золотой, серебряный, век героев и железный. Считается, что именно Гесиод создал понятие «золотого века» как некой утраченной вершины развития человечества. После золотого века наступают более суровые для людей времена.
Похожая схема позже применялась римскими писателями Овидием в его «Метаморфозах» и Лукрецием в его трактате «О природе вещей». Так, Лукреций выделял четыре этапа человеческой истории, а именно золотой, серебряный, бронзовый и железный.
Готовые работы на аналогичную тему
Отметим, что Юлиан Африканский рассчитал библейскую и политическую хронологию мира. Согласно его выводам мир был создан в 5531 году до рождества Христа и продолжал существовать в течении шести тысячелетий.
В XII веке в трудах Р. ван Дёйтца и И. Флорского появляются периодизации состоящие из трех мировых эпох соответствующим трем ипостасям «божественной троицы»: до рождения Христа, время Христа и третий период, названный временем «святого духа», связанного с появлением монашества. Так, итальянский монах-мистик Иоахим Флорский полагал, что с третьим периодом связано установление царствия Божиего на земле в 1260 году. Этот вывод он сделал, основываясь на стихах из откровения Иоанна Богослова, в которых говорилось о «тысяче двухсот шестидесяти днях». Идеи Иоахима Флорского были осуждены католической церковью и признаны ересью.
Согласно другой периодизации, называемой светской, возникшей в средневековье, прошлое и настоящее человеческой истории было связано с четырьмя монархиями, Римская империя при этом была последней из них. Основой этого представления, разработанного в IV веке нашей эры Евсевием Кесарийским и Иеронимом Стридонским, стала библейская «Книга пророка Даниила». Последовательная смена монархий отражала божественный замысел.
Согласно их идее Римская империя была последним государством, после чего наступил конец истории. Однако, в XI—XII вв. немецкие историки обосновали теорию «переноса монархии». получившую широкое распространение на средневековом Западе. По этой концепции, после гибели Римской империи Бог передал власть римских императоров вначале Карлу Великому (и государству франков), а затем и Германской империи.
В эпоху Возрождения появилась знакомая нам трехчленная схема деления:
Гуманистами было предложено такое видение истории, согласно которому важнейшей вехой, отделявшей древнюю историю от новой, являлось утверждение христианства и падение Западной Римской империи в 476 году.
Разделение исторического прошлого на большие эпохи способствовало развитию исторического сознания в европейском обществе, в котором проходил процесс секуляризации, уменьшения влияния христианской церкви на сознание людей и политику правителей Европы. В результате прошлое, настоящее и будущее стало различаться как разные по своему значению периоды, но при этом связанные в единый исторический процесс.
С XVIII века в работах историков эпохи Просвещения подразделение всемирной истории на древность, средние века и новое время стало господствующим. Позднее этот способ был закреплен с поправками уже в работах профессиональных историков XIX—XX вв.
При этом стоит сказать, что данная схема деления всемирной истории довольно условна. Границы каждой из эпох нечетки и о них постоянно ведутся споры и дискуссии. Кроме того, в основу данной периодизации положена европейская история, и её события не могут быть ориентиром для описания прошлого таких стран как Китай или Индия.
Начиная с середины XIX века стали набирать популярность экономические теории, в соответствии с которыми стали разрабатывать периодизацию всемирной истории.
Труды К. Маркса и Ф. Энгельса послужили основой для утверждения в марксистской литературе в ХХ веке схемы пяти общественно-экономических формаций, следовавших друг за другом.
Такими формациями были:
Коммунистическая формация объявлялась вершиной развития человеческой цивилизации, при которой будет полностью отсутствовать эксплуатация человека человеком.
После Второй мировой войны в сферах исторической науки, где разрабатывались вопросы социальной и экономической теории были предложены теории индустриализации и модернизации. Данные теории были распространены на весь исторический процесс в целом, что привело к появлению новых типов периодизации человеческой истории.
Всемирная история стала рассматриваться как смена разных типов общества — доиндустриального (аграрного, традиционного), индустриального (модернизированного), постиндустриального (информационного). Отметим здесь работы О. Шпенглера, Ф. Броделя и других специалистов. Также в работах современных исследователей достаточно большое внимание уделяется постиндустриальному этапу истории.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ
Полезное
Смотреть что такое «ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ» в других словарях:
Периодизация истории — Периодизация истории особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в… … Википедия
Периодизация истории — С конца XIX в. в Японии принято разделять историю страны на крупные временные периоды дзидай. Палеолит, или древний каменный век (40 000–13 000 лет до нашей эры). Период Дзёмон, японский неолит (13 тыс. лет до н.э. III в. до н.э.). Назван так по… … Вся Япония
Периодизация истории цивилизации в России — Существуют различные точки зрения но поводу того, сколько было цивилизаций в том ареале, который именуется Россией. Одни историки считают, что с IX в. (образование древнерусского государства) по настоящее время существует одна цивилизация, в… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ — – выделение в истории развития данной науки периодов, этапов, др. временных промежутков, отличающихся качественными характеристиками состояния конфликтологии. В основу периодизации положен содержательный анализ конфликтологических идей и теорий,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
периодизация — и, ж. périodisation f. Деление на периоды. Периодизация истории народов СССР. БАС 1. В 60 70 х годах ХХ в. многих историков нашей страны привлекали проблемы периодизации истории. Очень часто дискуссии по этому вопросу имели абстрактный и излишне… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
периодизация — ПЕРИОДИЗАЦИЯ, и, ж Результат изучения каких л. явлений, чаще всего относящихся к общественной жизни, представляющий собой последовательность временных отрезков, отличающихся общими признаками. Периодизация истории культуры России … Толковый словарь русских существительных
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ — ПЕРИОДИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ. Основные проблемы связаны с хронологическими и регионально языковыми особенностями формирования патристики. Хотя римский мир на закате своего существования столь же мало соответствовал абстрактной норме… … Философская энциклопедия
ПЕРИОДИЗАЦИЯ — ПЕРИОДИЗАЦИЯ, и, жен. Деление на периоды (в 1 знач.). П. русской истории. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПЕРИОДИЗАЦИЯ — (PERIODIZATION) В рамках большинства концепций исторического изменения последовательность событий делится на определенные периоды. Например, периодизация, свойственная марксистским теориям истории, основывается на изменениях в господствующем… … Социологический словарь
Для чего нужна историческая периодизация
Понятие всемирной истории. История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.
Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).
Вспомогательные исторические дисциплины.
Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом.
К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края.
К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
Предмет исторической науки — особенности экономической, социальной, политической, культурной и других сфер жизни конкретного общества в прошлом, совокупность отношений в обществе в их развитии.
Объект исторической науки — историческая действительность, процесс, события, явления и фрагменты исторического развития, его действующие лица, вся совокупность условий, характеризующих жизнь общества и влияют на него, т.е. все, на что направлено познавательную функцию исторической науки. объект исторического познания очень близок к источниковой базы, но не тождественен ей. доминантным объектом исторической науки является сам субъект исторического процесса, то есть его движок, создатель, а в этой роли выступают люди и результаты их деятельности.
Периодизация всемирной истории: варианты и содержание
1) древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов – божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже.
2) древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. при этом вектор истории практически отсутствует. такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека,
3) русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).
4) американский ученый Уолт Ростоу разработал теорию стадий экономического роста. тогда он выделил пять стадий экономического роста:
5) Антропологическая периодизация — периодизация этапов эволюции физического типа людей (архантропы, неандертальцы, кроманьонцы)
6) Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда.
7) в российских учебниках по Всемирной (всеобщей) истории принята следующая периодизация:
Это конспект по теме «». Выберите дальнейшие действия:
Тема 11 Периодизация истории
По словам знаменитого английского мыслителя XX в. Альберта Тойнби, «история существует там и только там, где есть время». Действительно, в ходе времени происходит смена состояний человеческих обществ, а через эту смену в свою очередь проявляется содержание истории. Чтобы разобраться в этом бесконечном потоке времени и событий, их надо как-то упорядочить.
Проблема критериев периодизации. Одним из способов осмыслить историю является ее периодизация. Периодизация — это условное деление истории на отдельные хронологические периоды, которые отличаются друг от друга какими-то особенностями. Для того, чтобы выявить эти особенности, ученые разрабатывают систему критериев, на основе которых они и выделяют периоды. Такими общими критериями чаще всего выбирают культуру, религию и формы ее организации, экономику, производительные силы или иногда даже как часть производительных сил — природные условия.
Среди ученых до сих пор нет согласия в вопросе о том, какие из критериев поставить на первое место. Более того, недостаточно выделить и расставить критерии, нужно еще договориться о том, что понимать, например, под словом «культура», поскольку этот термин имеет очень много определений.
Периодизации в первую очередь подлежит общая, или гражданская, история, причем в ее разных масштабах, начиная от глобальной, всемирной и заканчивая локальной, местной. Внутри периоды делятся на подпериоды, которым дается определенное название. На периоды могут быть поделены и отдельные области общественной жизни, например, развитие экономики, науки, развитие техники, искусства. История искусств — это отдельная история, подлежащая своей периодизации, не связанной напрямую, например, с экономической историей. Выработать общенаучную периодизацию всемирной истории — задача, пожалуй, невыполнимая. В разные эпохи, в разных исторических условиях философы исходили из характерных для своего времени представлений о мире, о времени, о ходе истории, о судьбах человечества.
Образы времени и эпох прошлого. В Древней Греции была обоснована циклическая концепция развития или иначе — теория круговорота. Один из учеников Платона объяснял это так: движение времени соединяет конец с началом и это происходит бесконечное число раз. К такому выводу древнегреческие историки пришли, наблюдая круговое движение небесных тел. Определяемая движением небесных тел сменяемость времен года и соответственно сельскохозяйственных циклов вполне согласовалась с этой теорией в представлениях обывателей того времени.
С возникновением и распространением христианства появилось представление о линейности времени от сотворения Господом Богом мира до страшного суда и конца света. Концепцию линейного времени в конце I – начале V в. обосновал Блаженный Августин — один из отцов церкви, заложивший основы христианского вероучения. Средневековые ученые выделили особую частицу времени, которую назвали сакральным временем, то есть священным. Это время земной жизни и деятельности Христа и его учеников. Оно, с одной стороны, принадлежит к божественному, но поскольку жизнь Христа протекала на Земле, то она причастна к земному времени. Богослужения или литургии, в которых символически постоянно воспроизводилась жизнь Христа, тоже становились частью сакрального времени. Такие представления господствовали в Средние века во всем христианском мире, в том числе и на Руси. А распоряжалась этим сакральным временем исключительно Церковь.
В эпоху Возрождения с подъемом наук и опытного знания появились новые представления о времени. Натурфилософы — философы, изучавшие явления природы, — выдвинули концепцию объективного и абсолютного времени. Главное свойство такого времени знаменитый астроном Джордано Бруно определил как бесконечную длительность. Абсолютность времени в понимании натурфилософов означала, что оно не зависит от движения, а существует само по себе. Эту теорию впоследствии развил английский ученый Исаак Ньютон.
Такое представление о времени легло в основу восприятия времени современным человеком. Окончательно оно оформилось в XIX в., получив выражение в идее непрерывности общественного развития. На этих меняющихся воззрениях на время и его природу строилась и периодизация исторического процесса.
В Средние века очень распространенной была периодизация по возрастам мира. Согласно этой концепции возраст мира соответствовал человеческому возрасту: детству, юности, зрелости, старости. Мир, как и человек, дряхлеет и движется к своему концу. В этой теории начало и конец человеческой истории согласуется с библейской концепцией начала и конца мира. Так смотрели на мир монахи, составлявшие в монастырях хроники, которые они, как правило, начинали от Адама, независимо от того писали ли они историю франков или венгров. С этой периодизацией мировой истории прекрасно согласовалась другая периодизация по империям или монархам, династиям. В период заката Западно-римской империи философы, пытаясь осмыслить мировую историю, дали ее первую универсальную периодизацию, выделив четыре периода в истории Империи: ассиро-вавилонскую державу, мидо-персидскую, греко-македонскую и римскую, причем как последнюю, завершающую. В Средние века христианские философы придумали теорию трансляции империи. Согласно ей Римская империя не погибла, она уже как христианская империя должна была переходить от народа к народу, от государства к государству.
Некоторые монархи, например, Карл Великий пытались воплотить эту идею в жизнь, создав свои монархии, которые они возводили к римской. Теория «Москва — Третий Рим» также восходит к этой идее трансляции империи и к этой периодизации мировой истории.
Но более практично периодизация истории привязывалась к правлению какого-либо царства или династии, а в центр внимания попадал какой-либо монарх. Состояние общества при таком подходе не учитывалось, и в этом как раз и состоит важное отличие понимания истории учеными сегодня и тогдашними людьми.
Возрождение открыло новую страницу в периодизации истории и приблизило ее к нашему времени. Ученые-гуманисты, открывшие для себя и для мира греко-римскую античность, придумали термин Средние века, точнее Средний век. Этот Средний век отделял время гуманистов от Античности, а критерием для такого отделения сделали чистую латынь, на которой говорил Цезарь, писал Цицерон. Средний век с этой точки зрения был временем кухонной латыни, т. е. временем варварства и упадка культуры.
В XVII в. всемирная история была поделена на Античность, Средние века и Новое время. Эта периодизация прижилась в науке, и она принята до сих пор, хотя конечно с некоторыми изменениями, поскольку и время тоже не остановилось.
Современные представления об исторических периодах. В современной исторической науке периодизация всемирной истории выглядит так: Античность, Средние века, Новое и Новейшее время. Нередко после Средних веков особым периодом выделяют Возрождение. Но признание такой периодизации не означает, что все споры о ней закончены. Среди ученых нет согласия о границах этих периодов. Границу между Античностью и Средневековьем условно определяют падением Западной Римской империи в 476 г., а вот по поводу разграничения Средних веков и Нового времени мнения ученых сильно расходятся. Новое время начинают иногда в XIII в., когда поднимаются города и торговля, иногда во время Великих географических открытий, то есть с конца XV в., а иногда первыми буржуазными революциями, то есть с середины XVII в. В последнее десятилетие в науке ввели понятие «раннее Новое время» для обозначения переходного исторического периода между Средневековьем и Новым временем, и хронологические рамки этого периода определяют XVI– концом XVIII в.
Причины этих разногласий между учеными кроются в разном понимании ими содержания исторического процесса и, соответственно, выделением разных критериев развития исторического процесса. В современной науке под Античностью чаще всего понимается время, когда господствовал рабовладельческий строй, Средние века отождествляются с господством феодальных отношений, а Новое время — с господством капиталистических отношений. Но как понимать феодализм? Как политический строй, как особый экономический строй или как систему особых межличностных связей? Тут общего понимания у историков нет.
В XIX в. в общественных науках были разработаны и получили широкое распространение два подхода к истории, что отразилось на ее периодизации. Это формационный подход и цивилизационный подход. Первый был разработан выдающимся экономистом Карлом Марксом. Под формацией он понимал деление исторического процесса на крупные периоды на основе господствовавших внутри них отношений собственности и отношений производства. Кому принадлежало главное богатство, — допустим, земля при феодализме? Кто непосредственно трудился на этой земле? И как распределялись результаты труда между собственниками земли и работником на этой земле? Основное внимание при таком подходе сосредоточено на экономике. Маркс различал пять формаций или способов производства: первобытнообщинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая из них пережила период становления, расцвета и упадка. Исчерпав свои возможности, она уступала дорогу следующей.
Цивилизационный подход основан на территориальном разграничении человеческих обществ, которые сохраняют свое особое лицо на протяжении всего периода существования. Цивилизации обычно понимаются как замкнутые общества, которые характеризуются общими чертами, такими как природные условия, быт, нравы, религия, культура, историческая судьба. Цивилизации, хотя и представляют собой некоторую замкнутую целостность, чаще всего связаны между собою во времени и в пространстве.
В XX в. особенно в последнее его десятилетие понятие цивилизация и основанная на этом понятии периодизация получили особенно большое значение в исследованиях философов, историков, социологов и в т. ч. в нашей стране.
Формационный подход к истории строится на признании непрерывного поступательного хода развития истории. Однако в настоящем виде она не дает ответа на вопрос: какая же формация следует за коммунистической? И тогда проблема непрерывности развития ставится под вопрос.
Цивилизационный подход дает простор для различных циклических теорий развития, одни из которых признают, а другие отрицают поступательность исторического развития. В современной науке помимо деления истории на античную, средневековую и т. д. есть и другие подходы. Так, широко распространено выделение традиционных и модернизированных обществ. Под первыми понимается период исторического развития, когда господствовала аграрная экономика, основанная на ручном труде мелких работников. Это время включает в себя и античную древность и Средневековье. Социальная структура в этих обществах неподвижна, она представляется сословными группами. Такие общественные группы, которые на юридической основе пользуются определенными правами или выполняют определенные обязанности и занимают четко определенное место в обществе и переход из одного сословия в другой крайне затруднен.
Эпоха модерна и постмодерна. Проблема периодизации затрагивает и современность: ее делят на эпохи модерна и постмодерна или индустриального и постиндустриального обществ. Хронологические рамки между ними приходятся на десятилетия, которые последовали за окончанием Второй мировой войны. Эпоха модерна в общих чертах соответствует традиционным хронологическим рамкам Новой истории, то есть конец XVIII– начало XX в. и соответствует, названию модернизированное общество. С хозяйственной точки зрения она отмечена двумя промышленными революциями и превращением аграрного общества в индустриальное. В этот период была создана крупная промышленность, массовое потребление. С социальной точки зрения для эпохи модерна характерно новое деление общества преимущественно на основе экономических интересов. Социальная структура такого общества подвижна, довольно легко можно перейти из одного социального слоя в другой, причем исходя из собственных талантов и опираясь на собственные способности в отличие от, допустим, феодальной эпохи.
И, наконец, эпоха постмодерна. Она характеризуется в первую очередь результатами научно-технической революции, т. н. третьей революции. В результате этой революции резко возрастает роль потребительского сектора экономики. И индустрия, основанная на производстве машин и станков, отходит на задний план. Сейчас есть машины, при помощи которых одной кнопкой можно управлять целым производством с пульта, который удален от самого этого производства. Поэтому производство больших станков и машин отходит на задний план не по только сути, а даже в менталитете людей. Первое место занимает потребительский сектор. И интересно то, что массовое производство и потребление в этом обществе перерастают рамки национальной экономики и происходит та самая глобализация, вызывающая широкий общественный протест.
Развиваются высокие технологии, окончательно складывается общество потребителей. С социальной точки зрения это общество отличается широчайшими возможностями коммуникаций. Культурная жизнь постмодерна определяют средства массовой информации и поп-культура. Человечество получило необычайно широкий доступ к информации. В общественном движении особое место сейчас занимает защита природы и антивоенные выступления — это, пожалуй, наиболее яркие явления в общественной жизни.