Для чего нужна кукла девочке
Статьи
ПОЧЕМУ ДЕТЯМ ВАЖНО ИГРАТЬ В КУКЛЫ?
Куклы существуют столько, сколько существует человек. Дети, вне зависимости от пола, любят играть с куклой, ухаживать за ней, как за младенцем, заменять ею товарища для игр. Однако эти игрушки созданы не только для развлечения и игры: кукла имеет особые функции в развитии психики ребенка.
Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ подготовил статью о особой роли куклы в развитии ребенка.
Одна из таких функций – воспитание человеческих чувств. Кукла – это образ человека в детской игре. Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает им куклу. С ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать или осуждать. Часто в игре с куклой ребёнок проецирует на неё какие-то внутренние переживания и проигрывает их в различных ситуациях.
Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых: они также купают куклу, как купают их самих, также одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков. Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, происходящие в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.
В этом зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок примеряет на себя образ куклы, исполняет её роль.
Игра с куклой также удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. То, как малыш будет играть с куклой, также зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство.
Кукла задаёт образ человека, формирует у ребенка понятие о добре и зле, хорошем и плохом. Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё не проработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать вовсю, так как ребёнок сам может определять настроение кукле. Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже влияет на психику ребёнка.
Внешний вид куклы
Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. Это очень важно для его дальнейшего психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию, играя с такими непропорциональными куклами, как Барби. Потому что девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и, вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала.
Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, тоже имеют значение. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие рождают негативное отношение.
Выражение лица, общий вид, элементы одежды куклы несут в себе определённые человеческие качества, соответственно, определяют способ игры и роль куклы. Так, куклы с добрыми или нейтральными чертами лица почти всегда предполагают их роль как спасителей, героев, добрых фей; а игрушки с негативными выражениями – это зачастую какой-нибудь негодяй, злодей. Ребёнок приписывает хорошей характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям — негативных. Такие куклы как бы требуют от ребёнка определённого способа взаимодействия с ними.
Игра с куклами становится своеобразной школой социальных отношений, поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то игрушка будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.
Большинство взрослых уверены, что игра в куклы подходит только для девочек. Однако и мальчики в 2-3 года охотно играют в куклы: они укладывают их спать, возят в коляске, носят на руках. Взрослых это обычно удивляет и сильно шокирует.
Как говорилось ранее, это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Но по решению взрослых у мальчика отбирается простая кукла, а вместо нее даются различные технические игрушки или какой-нибудь монстрик, а в лучшем случае солдатик. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не учится правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта.
Поэтому важно, чтобы хотя бы в этом возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим игру именно в куклы для девочек, ведь существуют разные виды кукол. Подрастая, малыш сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.
Куклы разные важны
Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно и активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, так как у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека, что является залогом будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.
К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом, в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы.
К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребёнка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, ему можно давать играть с всевозможными человекоподобными куклами, такими как Барби, различные монстрики и тому подобное.
Неправильный подбор
Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки или несоответствии её возрасту ребёнка. Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения?
Родителям необходимо учитывать все особенности кукол, приобретаемых для малыша, чтобы личность ребенка развивалась наиболее гармонично.
Неожиданные признания психологов: зачем девочкам покупать куклы
Игрушек может быть много, а любимая кукла — одна. По мнению детских психологов, они играют важную роль в психологическом и эмоциональном развитии девочек. Куклы как бы становятся их отражением, ведь с ними проходит все детство. Все, что видит девочка вокруг себя, реализует в сюжетно-ролевых играх. Во время такого досуга маленькие принцессы моделируют ситуации, проживают эмоции, воспроизводят действия окружающих их людей, развивают творческие способности, фантазию и воображение.
Кукла и воображение
Чтобы кукла превратилась в живого персонажа, ребенку нужно придумать для нее историю жизни. Причем следует продумать каждую деталь — где она живет, где работает, с кем дружит. Кукла посещает магазины, салоны красоты и кафе, катается на машинах и лошадях, выходит замуж, заводит детей. Придумывая различные сценарии, дети активно развивают воображение и фантазию. Чтобы игра была интересной, советуем купить куклы с аксессуарами. Отличное решение — функциональные пупсы Игролэнд, которые умеют издавать звуки и пить из бутылочки. Девочка сможет менять пупсу подгузники и садить его на горшок.
ИГРОЛЕНД Пупс в ванночке с аксессуарами, PP, PVC, упак. 24х15х14см, 2 дизайна
Развитие речи, психики и мелкой моторики. Чему еще учит девочек (и мальчиков) игра с куклами
Человеку несведущему это может показаться просто забавой без особого смысла, но практикующие родители знают, какое огромное значение имеет игра в куклы для развития ребенка. Ведь именно кукла была одной из самых первых игрушек, созданных в древности. И до сих пор все девочки мира не против получить новую куклу на день рождения. В этой статье рассказываем, почему для них это так важно.
Чему учит кукла и как она помогает ребенку?
Кукла – это не что иное, как маленькая модель человека, а потому, играя с ней, соотнося себя с похожим существом, которому можно подарить свой голос и чувства, ребенок получает важный опыт понимания своей природы, потребностей, желаний. Кукла учит таким базовым вещам, как эмпатия, умение общаться, забота и ответственность. Она развивает моторику и воображение. Но давайте по порядку.
Навыки общения и социализация
Не всегда у ребенка есть возможность общения с другим детьми, но, если в его распоряжении имеется кукла, он уже не одинок. Любимый пупсик – первый друг малыша, с которым можно разделить свои радости и горести, поговорить и поиграть, когда старшие заняты. С куклой ребенок отрабатывает умение вступать в диалог, озвучивать свои мысли, спорить и договариваться. А когда в игру вступают несколько участников, все они еще глубже погружаются в сложный мир диалогов и отношений, которые строятся на простых сюжетно-ролевых действиях.
В непосредственной связке с развитием навыков общения идет и становление речи ребенка. Проговаривая различные диалоги и отыгрывая сценки, он учится в максимально безопасной и комфортной для него обстановке использовать новые слова, обороты речи, строить предложения и правильно употреблять те или иные устойчивые фразы, свойственные его родному языку (или даже нескольким языкам).
Обучение базовым навыкам
Почти все малыши инсценируют в игре с куклами то, что происходит в их реальной жизни: кормление, переодевание, укладывание спать, приучение к туалету и другим правилам гигиены. Игра с куклой помогает ребенку закрепить новые навыки, проникнуться их важностью и необходимостью.
Очень часто именно ролевые игры становятся ключом к принятию каких-то важных бытовых навыков, которые нужно освоить плавно и без насилия. Предложите малышу вместе поиграть в чистку зубов его любимой кукле или поучить ее есть самостоятельно, и вы увидите, что в следующий раз ваш ребенок и сам проще отнесется к делу, которое прежде могло вызывать волну отрицания.
Воображение
Полная эмоций и страстей драматическая игра помогает развивать воображение ребенка, ведь вместе со своей куклой он становится одновременно и актером, и режиссером множества невероятных историй, проживает те сценарии, которые не всегда возможны в реальной жизни. Искать пиратские клады, летать, примерять на себя разные профессии и придумывать самые невероятные локации – все это невозможно без применения фантазии, а кукла становится отличным пусковым механизмом.
Эмоциональное и психическое развитие
Заботясь о кукле, дети учатся заботиться и о настоящих людях. Когда малыш кормит с ложечки своего пупса, переодевает его, баюкает и катает в коляске, он не просто играет, но развивает в себе такие важные качества, как эмпатия, сочувствие, готовность быть рядом, умение любить и оказывать помощь. Если вы хотите, чтобы из вашего ребенка вырос внимательный и отзывчивый человек, обязательно поддерживайте его игры с куклами.
Психологическая помощь
Играя с куклами, ребенок не просто инсценирует разные события, он по-настоящему проживает их, зачастую сам себе оказывая грамотную психологическую помощь. В игре с любимой куклой маленький человек позволяет себе легко выпустить и высказать тяжелые эмоции, которые имеют на него слишком большое давление.
Так, например, во время адаптации к садику или после переезда на новое место взрослые часто видят в игре ребенка мотивы последних событий реальной жизни. Знайте: это не просто копирование, но настоящая психотерапия для младших членов семьи. Кстати, мы и сами можем помочь нашим детям в трудной ситуации, предложив им проиграть ее с куклами. Очень часто это позволяет увидеть такие проблемы, о которых взрослые могли даже не подозревать.
Мелкая моторика
Одеть и раздеть куклу – легкая задача для взрослого, но серьезный вызов для маленького ребенка. Тем не менее очень многие дети с раннего возраста любят переодевать кукол в разную одежду. И, надо признать, это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Главное, чтобы наряды были не слишком сложными, а ребенок мог справиться хотя бы с частью пуговок, рукавов и штанин, не испытав при этом чувства неудовлетворенности от малодоступной игровой функции.
По возрасту или по ощущениям: как выбирать куклу?
На первый взгляд ответ кажется очевидным: выбирать надо ту, которая нравится ребенку. Но у психологов есть своя точка зрения на этот счет, к которой полезно прислушаться.
Малышам до трех лет рекомендуется покупать мягких, максимально приятных по тактильным ощущениям кукол – вязаных, тряпичных, мягконабивных. Считается, что чем проще кукла, чем меньше у нее деталей, тем легче ребенку наделять ее теми чертами, которые важны для него, соотносить с собой и своим миром. К тому же такой куклой ребенок точно не поранится и не сможет ее сломать. А еще с ней очень уютно засыпать и просто обниматься.
Детям дошкольного возраста детали уже важны. Для них имеет значение, во что одета кукла, как выглядят ее лицо, волосы и тело, что она может или не может делать (сгибаются ли конечности, можно ли ее переодевать, купать, расчесывать). В этом возрасте также становится очень важным игровое пространство для куклы, то есть дом, куда ее можно поселить.
Начиная с младшего школьного возраста детям становятся интересны куклы, изображающие не только малышей, но и взрослых. Если прежде девочка могла прохладно относиться к кукле Барби, то теперь настает время, когда у нее вызывают интерес все атрибуты взрослой жизни – от одежды до функциональных возможностей куклы, которая постепенно плавно приобщает к таким серьезным вопросам, как выбор профессии, отношения с противоположным полом и возможность создания своей семьи.
А сколько кукол у ваших детей?
О пользе коллекционирования и увлечения куклами
Здравствуйте, дорогие друзья!
Итак, почему куклы?
Для меня, в первую очередь, — это эстетическое удовольствие от созерцания куклы и, конечно же, от общения с ней. В моей коллекции есть куклы для любования. Живут они исключительно в витрине, чтобы защитить от пыли многослойные сложные костюмы.
А есть куклы для общения, с ними можно выстраивать интересные сценки, переодевать их, менять причёски, фотографировать — это неиссякаемый источник радости. Поменяешь куколке платье, поправишь локон или просто повернёшь голову в другом направлении — и вот, случается маленькое чудо, кукла, как будто оживает и меняет выражение лица).
Во-вторых, мир кукол бесконечно разнообразен и прекрасен, путешествовать по нему и изучать его можно очень долго. Приоритеты в хобби со временем меняются, свежая волна обновляет интерес к куклам. Каждая новая кукла привозит свою историю, вызывает особенные эмоции, побуждает собирать о ней информацию, узнавать что-то новое. Итак, это постоянное движение вперёд.
Конечно, иногда возникает усталость от хобби. Это сигнал о том, что пришло время тишины, надо остановиться и сделать паузу, своего рода отпуск). Зато, после «отпуска» появляются новые силы и новое вдохновение).
А какие плюсы видите вы в увлечении куклами и коллекционировании?
Ямогу: Авторские куклы БЖД из полиуретана и фарфора
Зачем детям нужны куклы и пупсы
История из жизни. Молодой папа рассказывает коллегам по работе, что его маленькая дочка совсем не играет «во всякие там куколки», у нее только машинки. Проходит несколько месяцев и отец с удивление говорит, что увидел как его малышка закутывает машинку в полотенце и качает на руках.
Зачем девочкам и мальчикам куклы?
Для любого ребенка, девочки или мальчика, кукла — это отражение окружающего мира. Забавляясь с такой игрушкой, дети изучают название частей тела человека, действий, которые выполняют люди. Процесс одевания и раздевания куклы позволяет запомнить малышу последовательность действий, понять назначение предметов гардероба, а, значит, подготавливает к самостоятельному одеванию.
Кукла может представляться в воображении ребенка взрослым или совсем еще маленьким человеком. Играя с игрушкой, девочка или мальчик заставляют ее делать то, что приходится делать ежедневно или реализуют свои мечты. Например, девчушка мечтает о собаке. Тогда спутницей ее любимой куклы всегда будет плюшевый щенок. Мальчик, играющий с куклой, олицетворяет себя со взрослым мужчиной. Он может строить для нее дом, катать ее на автомобиле.
Игра в «дочки — матери» помогает девочке через подражание поведению мамы, бабушки, тети, воспитательницы научиться заботе о младенцах. Со временем девочка станет осознавать свою будущую роль матери. Помогут в такой игре аксессуары к куклам – бутылочки, колясочки, кроватки и одежки. Кукла для девочки это еще и образ взрослой женщины. Свою игрушечную даму девочка наряжает в разные платья, украшает бусами, наносит макияж и делает прическу.
Кукла – возможность моделировать взрослую жизнь, например, работать врачом, продавцом или учителем, отдыхать, воспитывать детей.
Отдельная категория кукол – сказочные персонажи и герои мультфильмов. Владея такой игрушкой, ребенок может повторять сценки из любимого литературного произведения или фильма, что положительно влияет на развитие памяти и речи.
Для любого малыша очень важно играть, моделировать жизнь. Родители не должны этому мешать, навязывая свои игрушки и игры. Достаточно только наблюдать и контролировать. Еще одно условие – время от времени присоединяться к своему чаду, играть по его правилам и ненавязчиво учить доброму, умному и красивому.