Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Что такое модульная сетка и для чего она нужна дизайнерам

Дизайнер — не свободный художник, который рисует с чистого листа. Обычно он начинает работу с создания сетки.

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Что это такое?

Модульная сетка — основа для дизайн-макета. Она состоит из простых геометрических фигур — модулей одинакового размера, расположенных в определённой последовательности. Это значит, что всё пространство макета сначала разбивают на равные ячейки, а затем размещают объекты так, чтобы размер любого изображения или текста на макете был кратным размеру модуля.

Такая система упрощает работу дизайнеров: помогает сделать макет пропорциональным, понятным, гармоничным и не потратить при этом много времени.

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

А как это выглядит?

Например, вот так. Справа вы видите сетку, в центре — надписи, наложенные на эту сетку, а справа — готовый дизайн.

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Что-то непонятное. Неужели без такой сетки нельзя, например, сделать сайт?

Можно, конечно, но не так удобно. Как определить расстояние между двумя соседними блоками на сайте? Где будут располагаться баннер, заголовки, основной текст? Сколько должно быть пустого пространства? Если решать это «на глазок», дизайн, скорее всего, получится небрежным: у элементов будут разные размеры и отступы. Такой интерфейс не просто менее красив, но и неудобен: чтобы пользователь мог быстро найти всё, что ему нужно, важна предсказуемость расположения элементов.

Сетка помогает привести макет к единообразию. В ней заданы высота и ширина минимального блока — модуля. Размер любых изображений, текстов или разделов должен быть кратным этому числу. Благодаря этому все элементы на сайте расположены гармонично, понятны пользователю и приятны глазу.

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Сетки используют только в веб-дизайне?

Не только. Их вообще-то придумали в газетном деле, ещё в прошлом веке. Раньше художники-оформители с нуля работали над газетами, но на это уходило много времени. А сетка позволила всё делать по шаблону, гораздо проще и быстрее.

Современные печатные газеты, журналы, каталоги непременно свёрстаны по сетке. Это зачастую актуально и для дизайна этикеток, листовок, упаковки — для всего, где есть иерархия текстовых блоков и изображений. Иногда модульная сетка входит в фирменный стиль компании: на листовках, баннерах, рекламных материалах элементы располагаются одинаково, и это работает на узнаваемость бренда.

Даже многие логотипы создают по модульным сеткам. Скажем, вот так:

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Ого! Любой логотип можно сделать по модульной сетке?

Нет, не любой. По модульной сетке, состоящей из сходных элементов, можно создавать только простые лаконичные логотипы. Более сложные детализированные картинки строятся по произвольной сетке — без повторения размеров элементов. А иногда и вовсе никакой сетки не используется. Посмотрите на логотип ниже — слово «рынок» было написано от руки тушью. Естественно, ни в какую сетку оно не вписывается.

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Значит, модульная сетка — не универсальный инструмент?

Это очень популярный инструмент, но, конечно, не универсальный. Бывает, что сетка не нужна вовсе. Особенно это касается творческих задач: например, разработки логотипов или иллюстраций. А случается, что сетка нужна, но не модульная.

Например, в дизайне полиграфии и сайтов иногда используют колоночные сетки — в них задана ширина колонок и отступов между ними, но высота блоков может быть произвольной. Есть ещё иерархическая сетка — она подразумевает размещение элементов без жёсткой структуры исходя из визуальной привлекательности макета. Так что у дизайнеров уйма вариантов организации работы. Но модульные сетки экономят время и силы: достаточно один раз подобрать оптимальные размеры модуля, а затем просто заполнять контентом получившиеся ячейки.

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

А как делают модульные сетки?

Зависит от того, что за дизайн нужен: сетки для сайта и для логотипа, естественно, будут совсем разными. Когда речь идёт об оформлении текста — например, в рекламной листовке, журнале или на сайте, сетки обычно составляют из прямоугольников или квадратов. Так элементы дизайна будут легко укладываться на прямоугольный монитор или на печатную страницу.

Размеры модулей тоже различны. Страницу журнала легко можно разделить на 12 колонок, а вот в мобильной версии сайта такие мелкие модули вряд ли понадобятся.

С логотипами ситуация другая: в качестве модуля могут брать любую простую фигуру: квадрат, многоугольник, овал или треугольник. Когда дизайнер продумывает логотип или набрасывает эскизы от руки, он уже примерно понимает, на основе каких фигур можно нарисовать знак.

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Дизайнеры чертят сетки сами с нуля?

Сетки для логотипов неизбежно нужно делать вручную, потому что они сложные. Если же речь о сетке для печати или для веб-дизайна, в Google можно найти много онлайн-генераторов: они выдают расчерченные колонки и клеточки по заданным размерам. Но и вручную делать сетки технически совсем не сложно — например, в Photoshop, Illustrator, InDesign, Figma или других редакторах. Основная работа состоит в том, чтобы придумать оптимальные размеры и число модулей для реализации конкретной идеи.

Источник

Модульные сетки: 7 вопросов, которые помогут разобраться в этой теме раз и навсегда

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Арт-директор, UX/UI-дизайнер в Contented

Модульные сетки – один из главных инструментов дизайнера. Этот материал для тех, кто хочет самостоятельно разобраться в типах модульных сеток, выбрать оптимальный инструмент для работы с ними и узнать новые тренды в этом направлении.

Что такое модульные сетки

Модульная сетка – это система расстояний и отступов, которые делят страницу на модули. Модульная сетка определяет, где и как будут располагаться элементы вашего дизайна: текст, изображения, кнопки и так далее.

Зачем нужна модульная сетка?

Из истории вопроса

Профессия
«UX/UI-дизайнер
с нуля до PRO»

Создавайте пользовательский опыт мирового уровня

Модульными сетками люди начали пользоваться задолго до изобретения интернета. Попытки подкрепить интуитивное чувство пропорции строгими математическими расчётами характерны для всех культур и времён.

Сетки на основе золотого сечения использовались архитекторами и художниками, а после изобретения типографской машины Гуттенберга перекочевали и в сферу книгопечатания.

Например, первая типографская секция за авторством итальянского математика Луки Пачоли и Леонардо да Винчи, была составлена ими для трактата «О божественной пропорции» на основе модулей.

Модульные сетки использовались и для застройки целых городов. Например, всем известная курортная Анапа, которая была почти разрушена после великой отечественной войны, отстраивалась заново согласно строгой ортогональной сетке.

Настоящий расцвет модульных систем настал в пятидесятых-шестидесятых годах, когда их начали активно использовать для журналов и газет. Это носило не только эстетический, но и практический характер – благодаря сеткам материалы можно было стандартизировать, сэкономить место на странице и сократить время на оформление (всё это, впрочем, работает и сейчас для веб-дизайна).

В пятидесятых годах Йозеф Мюллер-Брокман и Карл Герстпер активно работали над сетками для печатных материалов, благодаря чему вывели швейцарский дизайн в авангард визуальных искусств и начали новое направление в полиграфии. Этот стиль отличает предельно строгая эстетика и системность в использовании визуальных элементов.

Какие бывают сетки

На данный момент существует множество видов сеток, мы рассмотрим основные.

Колончатая сетка, как видно из названия, делит страницу на несколько колонок. Чем больше на странице колонок – тем выше её гибкость, и это надо понимать при разработке дизайна с большим количеством элементов.

Колончато-горизонтальная сетка почти не отличается от предыдущей, но в ней присутствуют и горизонтальные линии.

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Модуль – это то, что образуется на пересечении вертикальных и горизонтальных линий. Модуль служит отправной точкой для всех габаритов в вашем макете. Если вы, к примеру, выбираете размер изображения для макета, он должен быть кратен модулю. На пересечении межколоночных расстояний образуется микромодуль, и это наименьшая неделимая величина в вашем макете.

Существует и так называемая «шрифтовая» сетка. Это явление перекочевало в веб из графического дизайна и полиграфии. Шрифтовая сетка состоит из горизонтальных линий – строк (как в школьной тетради). Она пригодится, когда вы работаете с текстом и ищете оптимальный межстрочный интервал.

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтовКрасным цветом отмечен модуль, а зеленым — микромодуль

Модульные сетки используются везде

Модульные сетки – это инструмент не только для digital, но и для работы с любым визуальным материалом. При помощи сетки вы можете выстроить композицию фотокадра, журнальной страницы или букв в логотипе.

Модульная сетка помогает соблюдать правило третей при композиции кадра в кино.

Что касается айдентики, логотип Twitter также строится на основе модулей, однако, они не обычной квадратной формы, а круглые. На основе модулей выполнен и логотип Apple. Редизайн логотипа немецкого концерна Braun также сделан на основе сетки.

Как рассчитать сетку?

Высчитывать сетку самостоятельно на данный момент не имеет никакого смысла. В сети вы найдёте множество калькуляторов сеток, например:

В такие инструменты, как Sketch и Figma сетки уже встроены в редактор. Также есть специальные плагины для графических редакторов. Например, плагины для Adobe Photoshop и Adobe Illustrator.

Пользуетесь ли вы уже встроенными сетками или рассчитываете отдельно – не так важно, в конце концов, это просто инструмент для вашей работы.

Система сеток – это часть дизайн-системы продукта

Дизайн-система – это сборник правил, ограничений и принципов, реализованных в дизайне и коде.Дизайн-система поможет сделать из приложения готовое кросс-платформенное решение или сайт, не потеряв узнаваемости и не заняв много времени на рутинную работу по выверению элементов.

Однако, дизайн-системами могут пользоваться не только владельцы продуктов или медиа, но и агентства с множеством клиентов. Например, французское дизайн-агентство Area 17 опубликовали большой гайд, где поделились собственноручно разработанной дизайн-системой.

Area17 жёстко следуют принципу 5×5 px – строят все макеты на основе микромодуля шириной в 5 px. Как ни странно, это помогает работать с макетами каждый раз по-разному, сохраняя собственный стиль.

Московская студия Charmer, специализирующаяся на дизайне медиа-пространств (за их авторством – сайты Афиши, Медузы и Ведомостей), также следуют этому принципу. Это помогает разрабатывать дизайн для постоянно обновляемых площадок с множеством материалов.

Обновившийся в прошлом году «Рамблер» не только изменился внешне, но и приобрёл внятную дизайн систему, которой продуктовая команда сервиса поделилась со всеми желающими. Эта система тоже построена по принципу 5×5 px.

Компания Mail.Ru использует свою дизайн-систему Paradigm, которая также строится на основе «чётного модуля».

Тренды в модульных системах

Сломанная сетка

На сегодняшний день — это один из наиболее популярных подходов к созданию сайта.

Пример использования сломанной сетки на сайте www.dada-data.net

Диагональные сетки

Вслед за трендом на сломанную сетку появился тренд направлять «горизонталь» по диагонали. Это по-прежнему выглядит свежо и отмечается многими порталами как один из главных трендов 2018 года. Посмотрите, как изменение угла всего на десять градусов меняет визуальное восприятие страницы:

Пример использования диагональной сетки на сайте stripe.com

Разделённый экран

Далеко не новый, но всё ещё актуальный тренд базируется на разделении экрана и основного изображения на две зоны. Здесь можно посмотреть, как разделённый экран работает не только с изображением, но и скроллом на странице.

Пример работы с разделенным экраном на сайте www.jaunedechrome.com

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Далеко не всё сказанное надо заучивать наизусть, но важно понимать глобальный принцип сетки – системы, вокруг которой выстраиваются все элементы вашего дизайна. Гибкость, соразмерность, гармоничность – всё это легко привнести в свой дизайн, научившись правильно работать с модульными сетками.

UX/UI-дизайнер с нуля до PRO

Научитесь создавать пользовательские интерфейсы
с нуля за 15 месяцев

Источник

Что такое модульные сетки и зачем они нужны вам, если вы запускаете свое медиа

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Как сделать материалы, которые вы публикуете, удобными для восприятия? Один из главных дизайн-инструментов для достижения этой цели — сетки. Рассказываем, как они появились, каково их значение и какими они бывают.

Что это вообще такое?

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Модульная сетка — это система организации объектов в пространстве, основанная на рядах и колонках определенного, строго заданного размера. В ячейках можно располагать единицы контента: текстовые блоки, заголовки, врезки и изображения.

Сетки можно встретить не только в информационном дизайне, но и в архитектуре, в интерьерах и в градостроительстве. Во всех этих областях сетки строятся по схожим принципам, связанным со стремлением привнести в расчерчиваемое пространство порядок и гармонию.

Обратите внимание на один из эскизов развития Манхэттена 1807 года, который подчиняется строгой сетке улиц, проходящих с запада на восток и с севера на юг

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Изначально сетка применялась в газетном деле в целях повышения эффективности. Макетные листы позволяли снизить издержки на содержание штатных типографов, стандартизируя вид страниц и экономя время самих «художников-оформителей». Вскоре на смену макетным листам пришли более гибкие модульные сетки.

Следуя новым веянием, в начале 1960-х художник-оформитель Питер Палаццо обновил дизайн газеты New York Herald Tribune. В 1966-м художественный редактор Джанет Коллинз ввела новую верстку в лондонской Times. Оба этих преобразования показали работникам индустрии, что единый стиль оформления повышает качество взаимодействия читателей с изданием. Газетчики и редакции журналов быстро поняли необходимость сеток и начали применять их в своей практике.

Как и во времена газет, в digital-эпоху правильно примененные сетки помогают удерживать внимание читателя, повышают качество восприятия текста и вообще улучшают опыт его взаимодействия с материалом. Сегодня в дизайне медиа сетка придает информации упорядоченность и согласованность. Она ответственна за структурирование содержимого отдельных статей и издания в целом.

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

«Структурируя при помощи модульной сетки плоскости и пространство, дизайнер получает возможность организовать тексты, фотографии и графические изображения по принципам объективности и функциональности. Логично организованный дизайн поддерживает достоверность информации и располагает к ней читателя».

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Какими бывают сетки?

Существует множество видов и конфигураций сеток: от примитивных «клеточек», как в школьной тетради, до сложносочиненных структур с разными расстояниями между горизонталями и вертикалями.

Мы собрали наиболее распространенные и ставшие уже «классическими» образцы, знакомство с которыми поможет лучше понять модульное проектирование.

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Простейшая сетка, которая легла в основу модульной системы, состояла из квадратов и была похожа на обычную разграфленную таблицу. Она начала использоваться уже в конце первой четверти ХХ века. Дизайнеры-типографы из Цюриха и Базеля усовершенствовали ее в послевоенные годы, что совпало со скачком интереса к Гельветике и подобным ей шрифтам, породив школу «швейцарской типографики».

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Первым опытом применения сетки в книжном деле была разработанная Максом Биллом система для книги «Die Neue Architektur». В этой книге, вышедшей в 1940 году, Альфред Рот применил деление страницы на девять горизонтальных модулей. Они позволили свободно располагать иллюстрации и размещать на них текст на трех языках. Несколькими годами ранее, опираясь на идеи «новой типографики» Баухауса, Билл использовал шестимодульную сетку в своем знаменитом плакате «Negerkunst», созданном для выставки южноафриканской наскальной живописи в 1931 году.

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

12-колоночная сетка Вилли Флекхауза

В 1959 году дизайнер Вилли Флекхауз создал свой вариант сетки, приспособленной для страниц большого формата. Изначально созданная по заказу журнала Twen, она в последующие годы не раз применялась Флекхаузом при макетировании других изданий.

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Многослойная сетка Карла Герстнера

Примером радикального усложнения может служить сетка Карла Герстнера, разработанная для журнала Capital. Аллен Херлберт описывает ее так: «Фактически она представляет собой шестиколонник с наложенным на него четырехколонником. Эта сетка также дает возможность выбрать шесть, четыре, три или две колонки, но в придачу предусматривает еще и возможность оригинального пятиколонного макета. Такая сетка требует тщательного изучения, и художнику-оформителю придется немало потрудиться, прежде чем он сможет свободно и творчески ею пользоваться».

Есть ли какие-то альтернативы сеткам?

Сетки — лишь один из методов, которые графический дизайнер может применять при разработке макетов. Он основывается на более ранних техниках размещения информации, которыми тоже не следует пренебрегать, тем более что именно благодаря им возникли модульные системы.

Современные технологии дают дизайнерам много возможностей: в начале 1990-х, на заре Интернета, сайты верстались c помощью HTML-таблицы, и при этом дизайнеры могли использовать сетки, а могли игнорировать их. Кроме того, с помощью кода HTML можно было сделать так, чтобы текст на странице обтекал картинку (за это отвечает свойство стиля float). Однако это не всегда хорошо выглядело: свойством легко пользоваться, но без сеток результат выглядел непрофессионально, потому что у дизайнера не было внутренней структуры, которая позволяет ему упорядочить информацию.

С распространением мобильных устройств многие приемы пришлось пересмотреть. Дизайнеры поняли, что сложная верстка плохо смотрится на экране смартфона, а броские баннеры с анимацией могут раздражать пользователя, который не может рассмотреть их в маленьком масштабе. Кроме того, от некоторых элементов пришлось отказаться из-за медленной скорости загрузки. Для создания адаптивных веб-сайтов, которые легко отображаются не только на компьютерах, но и на планшетах и смартфонах, многие стали использовать колоночные сетки (они используются и в Setka Editor). По-прежнему есть дизайнеры, которые не используют этот метод. Они считают, что сетки сильно ограничивают возможности, но мы советуем все равно разобраться в сетках — лучше понимать правила, прежде чем нарушать их.

Чтобы грамотно пользоваться сетками, старайтесь узнавать больше о теории и практике графического дизайна, а также анализировать сетки, которые используют ваши любимые медиа. Такое упражнение поможет лучше понять современный веб-дизайн, распознавать полезные приемы и копить интересные референсы. Все это инвестиции в будущее, которые позволят вашему изданию выглядеть лучше и привлекать новую аудиторию.

Источник

Модульная сетка макета с нуля: анализ, расчет и построение

Краткая предыстория

Привет, Хабр. Я читаю тебя без малого 10 лет, но ни разу не писал статей. Сначала сказать было нечего, потом — некогда. Но сегодня звёзды сошлись и подвернулась подходящая тема. Модульная сетка.

Казалось бы, набросать сетку — дело пяти минут. Всё разжёвано до нас, и бутстрапы есть на любой вкус, и «Аннушка уже пролила своё масло. ». Но на практике у дизайнеров частенько возникают вопросы. Многих вводят в ступор даже небольшие отступления от привычных 12-колоночных сеток, потому что им не до конца понятны принципы построения.

Когда-то эту тему хорошо раскрывал цикл статей Алексея Черенкевича, но тексты пропали из открытого доступа. И хотя их ещё можно найти в архивах, сами тексты за прошедшие годы несколько устарели.

Словом, в очередной раз отвечая на вопрос по модульной сетке и не найдя ни одной подходящей ссылки, решил как-то обобщить в заметке всё, что размазывалось по десяткам комментариев на разных сайтах.

Как работает сетка

Любой макет содержит элементы. И порой их очень много. Между элементами возникают оптические связи и притяжения, которые подчиняются теории близости и, в частности, правилу внешнего и внутреннего.

Сетка помогает соблюдать это правило, не вычисляя каждое расстояние и размер в отдельности. Вы закладываете ключевые закономерности один раз, при построении сетки, а затем просто придерживаетесь их.

В отличие от колоночной, модульная сетка задает вертикальный ритм и основные пропорции элементов, поддерживая их во всем макете. Это удобная, гибкая и довольно простая система. При условии, что вы достаточно вникли в ее принципы.

Чем определяется структура сетки

Модульная сетка строится в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Грубо говоря, это комбинация колонок и рядов с разлиновкой макета на строки.

Последнее интуитивно понятно всем пожилым аксакалам, которым доводилось с помощью карандаша и линейки сотнями чертить горизонтальные линии на листах для рефератов. Впрочем, не удивлюсь, если студенты делают это до сих пор.

Итак, если вам нужно построить сетку с нуля, вы будете отталкиваться от двух вещей. Во-первых, от контента, который нужно разместить в макете: текстов, иллюстраций, таблиц, перечней, медиафайлов. Во-вторых, от пропорций и площади носителя: бумажного листа, экрана, холста или чего-то более экзотического.

Если контент простой и неизменный, и известен вам заранее, то проще всего будет отталкиваться именно от него. Если же контент сложный и непредсказуемый (например, user-generated — пользовательский), то сетка в большей степени будет определяться форматом носителя и общими принципами типографики и композиции.

Начало построения. Вертикальный ритм

Когда речь идёт о сайтах или печатной продукции, дизайн во многом зависит от типографики и свойств текста. Поэтому построение сетки удобно начинать с вертикального ритма.

В первую очередь вам нужно нащупать два взаимосвязанных ключевых параметра: базовую высоту строки и базовый размер шрифта. Проще говоря (хи-хи), базовые интерлиньяж и кегль. И вот эта простенькая задача постоянно вводит людей в ступор. «Как мне узнать нужную высоту строки?», «А какой шрифт брать?», «А сколько строк нужно делать для буклета? А для визитки?» и т.п.

Вариант «А». Подход «от строки»

Если у вашего носителя фиксированный размер и вам уже известен весь ключевой контент, то интерлиньяж можно прикинуть заранее.

Для этого нужно представить, что каждый элемент дизайна, включая отступы, занимает по высоте некоторое количество абстрактных строк. Потом сложить все строки вместе и разделить на них высоту макета. А затем каждую абстрактную строку разбить на N реальных строк, соответствующих нужному интерлиньяжу — так, чтобы в них адекватно поместился заданный текст.

Допустим, вам нужно сверстать на листе А4 список лучших работников месяца. Их у вас трое. Для каждого сотрудника вы делаете блок-карточку: слева фото, справа текст. Фотография крупнее, поэтому высота карточки равна ее высоте. Кроме того, на листе нужно разместить шапку с заголовком, а внизу — блок контактной информации [профсоюза гениев].

Вы анализируете задачу и мысленно прикидываете относительные высоты всех элементов. Вы предполагаете, скажем, что будущая шапка по высоте займет примерно половину высоты фотографии. А в подвале окажется много всего, и он получится где-то равным фотографиям по высоте. Плюс-минус лопата. Вы пересчитаете это снова, если понадобится.

Если теперь принять высоту шапки за одну «строку», получится, что весь ваш контент занимает 9 абстрактных «строк». Если вам трудно абстрагироваться от интерлиньяжа, назовите эти «строки» рядами или горизонтальными блоками. Предположим, вы еще захотите добавить по 1/2 строки воздуха перед верхним и нижним краями листа. Итого, ваш макет нужно делить на 10 строк:

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

В результате вы делите ваш носитель (лист A4) по высоте на 10 «строк». Получаются блоки высотой около 3 сантиметров. Очевидно, что это слишком крупная разлиновка, чтобы верстать по ней тексты, контактную информацию и прочие мелочи.

Вы смотрите на свои текстовки и понимаете, что возле каждой фотографии у вас получается описание где-то на 10—12 строчек текста. То есть, каждый блок нужно разделить еще на 5—6 частей. Предположим, вы перестраховываетесь и берете большее значение, чтобы по одной строчке ушло на отступы. Бинго. Теперь ваш макет представляет собой 10 блоков по 6 строк в каждой. То есть 60 строк. С учетом высоты листа (

300 мм), каждая строка получилась высотой

5мм. Всё, можно прототипировать прототип, а затем дизайнить дизайн.

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

А как же быть с размером шрифта? О, теперь всё очень просто! По всё той же логике «правила внешнего и внутреннего», интерлиньяж должен составлять примерно 150—200% от высоты кегля. То есть размер вашего шрифта будет в 1,5—2 раза меньше высоты строки. А это от 2,5 до 3,3мм. Этот размер несложно подобрать в пунктах или даже просто на глаз.

Подчеркну, что не обязательно вымерять тысячные доли с калькулятором. У вас есть глазомер и чувство пропорции — их должно быть достаточно. И даже если они пока не развиты, спустя сотню-другую макетов вы сможете попадать в сетку пальцем с точностью до 1-2 пикселей, даже при скрытых направляющих и отключенной привязке. И не забывайте, что человеческий глаз воспринимает размеры и расстояния с поправками на физиологию. Поэтому и сама сетка — не догма, а лишь грубое подспорье в расчетах. Последнее слово всегда за оптической компенсацией. К этой теме вернёмся ниже.

Ещё момент. Бывает так, что после всех расчетов выясняется, что шрифт слишком крупный или интерлиньяж слишком мелкий. В этом случае вы либо делаете перерасчет сетки, либо просто используете пропорциональные значения. Как правило, компромиссный вариант — это половинный или полуторный интерлиньяж.

Вариант «Б». Подход «от кегля»

Далеко не всегда у вас будет предсказуемый контент и фиксированный холст. В веб-дизайне вы куда чаще работаете с тотальной неопределенностью.

Иногда это похоже на художественную лепку из соплей. Высота вашего макета условно бесконечная, ширина — плавающая, основной контент пользовательский, встраиваемые виджеты предоставлены артелью «Пупкин и сыновья», а реальные тексты страниц заказчик собирается показать вам где-то примерно за день до запуска сайта. Но это не точно.

В таких условиях, очевидно, нет смысла пытаться определять количество строк. Зато можно танцевать от обратного: от размера шрифта (кегля). И это даже проще.

Всё, что вам нужно, это выбрать для проекта базовый кегль, который будет достаточно крупным, чтобы хорошо читаться, и при этом достаточно компактным, чтобы в строку основных текстовых блоков помещались 7—8 слов. Строго говоря, для русского языка достаточно и 5—6 слов, потому что в среднем у нас, конечно, длиннее и тверже. Но это ориентир, а не догма. Опираться нужно на конкретный макет, конкретный шрифт плюс собственное зрение и опыт.

В общем случае, ваш базовый кегль для десктопных версий сайта окажется в диапазоне от 14 до 22 пикселей. Причем тенденция идёт в сторону укрупнения.

Для педантов отмечу: таки да, для кегля уже изобретены относительные единицы измерения, и это прекрасно. Но если мы углубимся в это здесь, то старость наступит незаметно, и первую сетку наш юный читатель достроит примерно к тому моменту, когда в полной мере прочувствует бесперспективность своих отчислений в пенсионный фонд. Поэтому и здесь, и далее по тексту «px» — простые квадратные пиксели. Без учёта ретин, без учета адаптивностей, а также «без колонок, без усилка и без защиты от дурака, которого ты здесь валяешь».

Сразу ответ на частый вопрос: «базовый» не означает «самый мелкий». В любом макете почти всегда будут и менее заметные надписи: сноски, примечания, подстрочники и т.п. Здесь же речь идет о том шрифте, которым вы будете набирать основную массу текста. Вспомните любой текстовый редактор. Вы открываете новый файл и начинаете печатать каким-то «просто шрифтом», лишенным какого-либо специального форматирования — это и есть базовый шрифт, basefont. Если вам нужно сделать надпись помельче, никто не запрещает использовать мелкий кегль, это нормально.

Итак, определились с базовым шрифтом. Что дальше? А дальше — интерлиньяж. По уже упомянутым традициям современной типографики он составит 150—200% от кегля. А иногда и более.

(Подчеркну: речь о современных реалиях. Просьба не попрекать Брингхерстом и другими классиками книжной типографики — они, безусловно, взорвали свой танцпол, но с тех пор мир немного изменился. Те 120—180% всё-таки рассчитывались для книг, да ещё и в латинице).

Таким образом, ваш базовый интерлиньяж почти всегда окажется где-то в диапазоне от 22 до 40 пикселей.

По личному опыту, для простых коммерческих сайтов довольно удобен базовый интерлиньяж 15px. (Подразумевается 30px, но на уровне верстки удобнее сразу работать с половинчатым, т.к. он дает хорошие отступы в 15px и 45px. Важно понять, что в контексте модульной сетки 15 и 30 суть одно и то же — вы просто работаете либо с половинным значением «тридцатки», либо с целым значением «пятнашки»). Хотя при всей любви к классическим модульным сеткам, не отрицаю плюсы той же трендовой 4-пиксельной сетки для UI-дизайна. Сетки разные нужны, сетки разные важны. Это инструмент, а не религия.

Результат по вертикали

Теперь, когда у нас есть базовый интерлиньяж, мы можем разлинеить макет и следовать, наконец-то, вертикальному ритму. Это значит, что каждый элемент дизайна будет занимать по высоте некоторое число строк. С ритмом становится удобно и легко работать. Не нужно вычислять точные значения в пикселях. Вы меряете всё строками. Заголовок первого уровня — 4 строки, иллюстрация — 8 строк, аватар — 3 строки, кнопка — 3 строки, меню — 5 строк, отступ — 1 строка и т.п. (Надеюсь, вы понимаете, что это фигуральный пример, а не рецепт успеха).

К слову, жесткий ритм особенно удобен для верстки с CSS-препроцессорами. Верстальщику достаточно заменить одну переменную с базовым интерлиньяжем, чтобы весь сайт пропорционально уменьшился или увеличился. Это не означает, что на этом его работа закончится, но избавит от тонны рутинных операций по адаптации каждого компонента дизайна в отдельности.

Колонки и межколоночный интервал

От чего зависит число колонок

В первую очередь, от контента. Здесь всё проще, чем с высотой. Если речь идёт о печатной продукции, вы в подавляющем большинстве случаев можете предположить число колонок еще на стадии первых черновиков.

Например, если вы верстаете блок про времена года, вашим магическим числом наверняка будет 4. Вы можете сгруппировать их в один ряд или в два. При этом число колонок получится кратным либо двум, либо четырем. То есть есть смысл опираться на числа 2, 4, 6, 8, 12 или 16.

Усложним. Предположим, под блоком с временами года у вас идёт блок с тремя рекламными объявлениями. Очевидно, для этой части макета удобнее было бы число колонок, кратное трем: 3, 6, 12… Но сетка в 3 колонки явно неудачна для времен года. Поэтому нужно искать для них какой-то общий знаменатель. Предыдущий абзац подсказывает, что вам нужна сетка на 6 или 12 колонок.

*Еще пример. Вам нужно сверстать типовой блок-визитку, состоящий из логотипа/аватара (слева) и контактной информации (справа). Сколько нужно колонок? Давайте прикинем.

Если мы хотим сделать равновесную композицию, то можно обойтись даже двумя колонками. В этом случае выравнивание лого будет центральным, а текст придется размещать на глаз. А можно предположить, что текст по ширине занимает места примерно вдвое больше, чем логотип, и соответственно сделать блок в три колонки. А можно пойти еще дальше и заложить в сетку еще и отступы. Допустим, слева и справа будет поля по 1 колонке, логотип займет 2 колонки, текст 4, плюс 1 колонка отступа между лого и текстом — итого 8 колонок.*

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

Вот таким нехитрым образом вы рассуждаете, продумывая сетку. Если контента много, а глаз не намётан, можно с первого раза пролететь и по мере проработки деталей макета понять, что сетка не годится. Это нормально. Ничего страшного.

Когда речь идёт об отдельно взятом макете, подогнать дизайн под новую сетку нетрудно. Если же проект большой и предполагает изобилие страниц или макетов с единой канвой (сайт, брошюра, книга и т.д.), лучше заложить в сетку некоторый запас прочности и хорошенько протестировать ее со случайным контентом из разных страниц. Запас прочности, как правило, достигается кратным увеличением числа колонок: например, вам сейчас нужно только 3, а вы закладываете 6 или 9.

Отмечу один нюанс. Если вы делаете нечто с выраженной центральной композицией и активно используете горизонтальное выравнивание по центру, выгоднее сделать число колонок нечетным. Это позволит равномернее распределять отступы и контент. Совет касается и внутреннего дробления колонок. В примере выше, если у вас было 3 колонки и вам понадобилось их детализировать, при центральной композиции вы разобьете каждую колонку еще на 3, а вот при симметричной — на 2 или 4. В итоге, в первом случае колонок станет 9, а во втором — 6 или 12.

Почему все любят 12-колоночные сетки

Тут всё просто. Число 12 делится на: 12, 6, 4, 3, 2, 1. Поэтому сетка получается гибкой и позволяет органично верстать блоки почти любого количества или ширины. Более того, отбрасывая по краям макета 1 или 2 колонки в качестве полей, вы получаете в центре блок, который делится ещё и на 10, 5 или 8.

Из личного опыта добавлю, что очень удобно рисовать адаптивные макеты, отталкиваясь от ширины в 1200 пикселей, особенно без межколоночных интервалов. Вы получаете 12 колонок с приятной шириной ровно в 100 пикселей и постоянно оргазмируете от круглых чисел в процессе работы. И когда вам нужно поместить на макет плашку кнопки, вы не тянете границы прямоугольника туда-сюда, а мгновенно и не задумываясь вбиваете размер: 300 на 60 и кликаете на макет. К слову, полезно приучить себя позиционировать элементы не мышкой и стрелками, а вбиванием цифры отступов по иксу и игреку — макеты станут опрятнее.

Если контент не подразумевает верстку встык, бывает удобно сделать 24 колонки и работать с ними так же, как с межколоночным интервалом, просто отступая при необходимости полную колонку в 50px. Это создает вокруг контента достаточно воздуха, и макет смотрится дорого. Если же требуется интервал помельче, берется ровно половина колонки, то есть 25px. Все расчеты на лету, числа удобные.

Межколоночное расстояние (gutter)

Зачем и когда нужно делать отступы между колонками?

Мы не всегда делаем мозаику. Чаще всего контент не верстается встык — между двумя блоками должно быть какое-то расстояние, чтобы они не слиплись и не перекрыли друг друга.

Кроме того, для снятия нагрузки с глаза зрителя бывает нужен воздух, белое пространство. Когда в макете мало места и много информации (в газете, например), увеличение межколоночного интервала становится практически единственным способом хоть как-то размежевать текстово-графическую кашу.

В большинстве случаев, межколоночный интервал значительно меньше ширины колонки. Его размер тоже определяется особенностями контента. Если вы верстаете интерфейс, где много классических элементов управления, узкое межколоночное расстояние служит удобным разделителем. Например, между поисковой строкой и кнопкой, или между чекбоксом и его лейблом. (Хотя в целом здесь есть смысл подумать о «квадратной» сетке: 4px или иной, вообще без всяких колонок, и для этого тоже есть причины). Если же вы верстаете страницу с крупными текстовыми блоками, организованными всего в 2—3 колонки, то межколоночное расстояние имеет смысл сделать большим, чтобы дать контенту максимум воздуха.

Как уже говорилось выше, из личного опыта, очень многие вещи можно сверстать с нулевым межколоночным расстоянием при большом числе колонок. В этом случае за отступ принимается ширина целой колонки и все маргиналии получаются крупными, характерными для «благородной» типографики.

Только пусть вас не подкупает приятное слово «благородный» — в коммерческом сегменте такой дизайн не всегда хорош. В целом, чем активнее и агрессивнее схема продаж, чем голоднее и злее маркетологи заказчика, тем плотнее будет верстка и тем меньше там останется воздуха. Предельный (или, скорее, запредельный) случай — газеты бесплатных объявлений а ля «Из рук в руки», где занятая площадь напрямую определяет заработок. Разумеется, там не нужны эстетические изыски с гигантскими полями. С тем же успехом можно просто залезть в карман учредителю и позаимствовать оттуда пару сотен долларов до следующей зимы. Разницы никакой, а согласовывать меньше.

Модуль

Собственно, вот таким непростым путём мы с вами добрались до определяющего понятия «модуль», в честь которого и названа модульная сетка. Обычно с него начинают, но судя по вопросам дизайнеров, такой подход не работает. Так что же это вообще такое и зачем оно нужно?

Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Смотреть картинку Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Картинка про Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов. Фото Для чего нужна модульная сетка при создании сайтов

По сути, это просто пропорция. Ширина модуля равна ширине колонки, а высота — нескольким строкам. Скольким именно? Зависит от вашего дизайна и от эффекта, которого вы хотите добиться.

*Несколько лет назад мне довелось делать сайт, посвященный пилонам — шестам для танцев. Естественно, модуль там был сильно вытянут по вертикали. Я использовал соотношение ширины и высоты почти 1:3. Во-первых, потому что подавляющее большинство иллюстраций было портретной ориентации и тоже вытянуто. Во-вторых, потому что сам продукт и весь стиль предполагал некоторую долю фаллической символики. Модуль определяется и контентом, и композицией, и стилем.

Если вы делаете нечто «стабильное», то наоборот: есть смысл подумать о модуле, чуть вытянутом по горизонтали. Если же вы верстаете огромную длинную таблицу, которая служит основным контентом в макете, то очевидно, что за модуль нужно принимать одну или две базовых строки этой самой таблицы. Словом, думайте.*

В принципе, никто не мешает вам строить и более сложные сетки. В них, например, могут чередоваться модули разной высоты. Главное, чтобы в этом была какая-то логика и закономерность, сохраняющая вертикальный ритм.

Допустим, вы делаете портал. У вас есть меню высотой в 3 строки, затем следует баннер главной новости высотой в 9 строк, затем ряд каких-то цифр (курсов валют, погоды и др) в 3 строки, затем ряд из нескольких новостей второго плана на 9 строк. То есть весь контент чередуется: 3-9-3-9-3-9-3… На практике этот прием редко оправдан, он не очень-то гибок. Но стоит держать в голове, что ритм может быть сложным.

Сетка в сетке

Да, бывает и такое. Когда проект сложный и многокомпонентный, вы можете использовать несколько вложенных сеток. Простейший пример: общая раскладка макета (layout) использует гигантские колонки с крупным текстом, а внутри одной из них лежит форма калькулятора с кучей элементов управления, сверстанных по квадратной сетке в 4px. В этом нет ничего особенно криминального.

Более того, когда речь идёт о сайтах, часть вашего контента может быть вообще посторонней и встраиваемой: плееры, онлайн-карты, виджеты, платежные фреймы и т.д. Миллион вариантов. У этих элементов будут свои внутренние сетки, которые вы не контролируете. И это тоже нормально.

Что вы можете сделать, так это соблюсти правило внутреннего и внешнего для контейнеров, содержащих эти блоки. Конкретнее, дать вокруг достаточно воздуха (в том числе и по вертикали), чтобы они не лепились к остальному контенту, выглядели обособленно и не перетягивали посторонние элементы в свою визуальную зону. Все расстояния и пропорции в вашем макете относительны, поэтому, грубо говоря, вы можете сбалансировать чужой контент «снаружи» почти с тем же успехом, как если бы меняли размеры его содержимого «внутри».

Оптическая компенсация

Дизайнерам-перфекционистам бывает трудно понять этот момент. Сетка — это просто методология для упрощения расчетов. Это не символ веры, не закон мироздания, и не панацея. Более того, математические пропорции по чисто физиологическим причинам не являются идеальными для человеческого восприятия. Сетка не учитывает возникновение оптических иллюзий и искажений.

Поэтому, если ваш глаз сообщает вам, что какой-то элемент нужно сдвинуть на пару пикселей правее направляющей сетки, вы можете сделать это. (Не факт, что верстальщик заметит и сохранит ваш оптический костыль, но всё же).

Отдельный важный момент: элементы в сетке выравниваются по визуальной массе, а не по габаритным границам. Это значит, что (в идеале) круг, выровненный по левому полю, почти всегда окажется на несколько пикселей левее квадрата, который выровнен по тому же полю. А мелкий подстрочник под крупным заголовком почти всегда нужно смещать вправо, потому что оптически левый край первой буквы заголовка окажется правее, чем «по расчетам». Это частности оптической компенсации.

Таких тонкостей довольно много. Но важно понимать, что в случае с веб-дизайном вы почти никогда не получите идеальную картинку. Веб-верстка зачастую формализована, она опирается на формульные зависимости фреймворков, чтобы гибко адаптироваться под разные устройства и платформы. И адекватно масштабировать ваше 3-пиксельное смещение заголовка с учетом всех особенностей сглаживания, антиалиасинга и прочих ругательных слов практически невозможно. Это нужно воспринимать философски.

Резюме

Пожалуй, изя всё. Текст и без того объемный, особые выводы не нужны: тут либо вникать, либо нет. В любом случае, спасибо за ваше внимание и интерес к основам дизайна и типографики. Успехов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *