Для чего нужна наука для детей
Зачем нужна наука?
В данном классном часе мы узнаем о науке и об великих ученых и их открытий.Значение науки в жизни человека.
Просмотр содержимого документа
«Зачем нужна наука?»
Учитель начальных классов
Цель: показать роль науки в жизни человека.
1.Воспитание уважение к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни;
2.Развитие осознанного отношения к учёбе;
3.Развитие устной речи детей, умения анализировать, делать выводы, обобщать.
Оборудование: ИКТ(видео фрагменты), конспект.
С раннего детства нам твердят «Учись, учись, иначе не будет в жизни успеха».
Неужели знания и правда, нам так необходимы? Какова же их роль в нашей жизни?
Без знаний все люди сошли бы с ума,
Жить не смогли бы совсем.
Всего в своей жизни добиться сумеет!
Ведь, чтобы кем-то значимым стать,
Надо немало, друзья мои, знать!
Каких учёных вы знаете?
Хорошо, а сейчас давайте посмотрим с вами видео про топ-10 самых известных ученых мира. Смотрите внимательно, в этом видео рассказывается о их самых великих достижениях. Это очень интересно! Каждый из них внёс огромный вклад в наше будущее!
Без знаний и мышления человек становится не человеком, а существом. Знания делают человека выше, светлее, мудрее. В истории существуют примеры того, как люди, обладающие глубокими и всесторонними знаниями, достигали больших высот.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм, который четко даёт понять тесную связь человека с наукой, и как она для нас важна. После просмотра давайте сделаем выводы.
О какой науке идёт речь в мультфильме?
Действительно ли нужна ботаника?
Что бы произошло, если бы не существовало этой науки?
Наука хлеба не просит, а сама хлеб дает.
Чем больше науки, тем умнее руки.
Без муки нет науки.
Нужен не только ученый, но и смышленый.
Где наука служит для мира, там цветет и пустыня.
Без наук, как без рук.
Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.
Наука дает крылья уму.
Наука даром не дается — наука трудом берется.
Наука и труд дивные всходы дают.
Труд и наука — брат и сестра.
Уснет наука — тьма проснется.
Наука — свет, неграмотность — тьма.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Наукой врагов побеждают.
Молодцы ребята! Вы были очень внимательны, ребята чтобы хорошо учиться и достичь таких же высок в сфере науки, вы должны в первую очередь уметь организовать свою учёбу.
Нужно выработать такие качества в себе, как усидчивость на уроках, внимание, постоянно развивать свою память, больше читать.
Конспект НОД «Я бы в ученые пошел, пусть меня научат» старший дошкольный возраст.
«Я бы в ученые пошел, пусть меня научат»
старший дошкольный возраст.
Цель: обогащать познавательный опыт.
1.Познакомить детей с Днем науки.
2.Дать понятие определения: наука, ученый.
1.Развивать интерес к познанию.
2.Формировать интерес к научному сообществу.
3. Формировать познавательные компетенции.
1.Воспитывать интерес к профессии ученого.
Словесные: беседа, художественное слово: М. Погарский ; уточнение, вопросы, беседа, рассказ воспитателя, логические рассуждения.
Наглядные: рассматривание слайдов, фото иллюстраций «Великие умы России», карточки большие и маленькие к игре «Кто, что делает? », карточки « Разговор о том, как мы живем », картинки к игре «Я-ученый», шапочка магистра.
Практические: игра (словесная, дидактическая, ролевая), элементы ТРИЗ, метод сотрудничества, исследования и анализа, моделирование схемы эксперимента.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций в книгах познавательного содержания, энциклопедиях, дидактическая игра «Кому, что нужно?», подвижная игра «Живая неделя».
Оборудование: фото иллюстрации, слайды «Великие умы России», карточки большие и маленькие к игре «Кто, что делает? », карточки « Разговор о том, как мы живем », картинки к игре «Я-ученый», шапочка магистра. Для эксперимента тарелочки, яблоки, фольга, лимон. Для схемы, фломастер, ватман, кружочки коричневого цвета, изображение яблока и лимона.
Содержание игровой образовательной ситуации.
— Станьте, дети, станьте в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Добрый день, добрый час!
Очень рада видеть вас.
— Я рада видеть…педагог называет имена детей.
У каждого человека есть свое имя, есть название у каждого предмета и явления. Есть названия и у дней недели. Давайте вспомним.
Ситуативная беседа «Разговор о том, как мы живем».
— Мы убедились с вами, что есть дни, которые имеют свои имена. Кроме дней недели бывают такие: День смеха, День матери, День Победы, День России, День защитника Отечества, День знаний…(дети называют), мы с вами устраиваем разные дни – добрых дел, хорошего настроения, мыльных пузырей.
В тот день говорят об ученых, о том, что они сделали, о важности их открытий для нас с вами, для страны и для всего человечества в целом.
Наука – это деятельность человека, это познание чего-то нового.
Человек, который занимается наукой, он все изучает, занимается разными исследованиями, наблюдениями.
— Какие профессии вы знаете?
водитель – водит автомобиль, автобус;
воспитатель – воспитывает детей;
парикмахер – стрижет и делает разные прически;
продавец – продает продукты и разные товары.
«Великие умы России». Педагог знакомит детей с учеными (работа со слайдами): М. Ломоносов, С. Ковалевская, К. Циолковский, Д. Менделеев, Л. Потагин.
Рассказ воспитателя «В мире науки».
Ученый много знает, может многое объяснить, потому что постоянно занимается, много читает, много наблюдает.
Наука о числах – это математика, а занимаются нею – математики;
наука, которая изучает движение – физика, ученые…физики; наука, которая изучает живые организмы – биология, а ученые…биологи.
Есть науки, которые изучают и получают знания о громе и скорости ветра, о грибах, о Вселенной, о вулканах, об украшениях, здоровье, транспорте, питании, умении правильно разговаривать.
Ученые работают в лабораториях, проводят исследования, опыты, составляют библиотеки, составляют книги энциклопедии, и обо всем можно прочитать.
Педагог приглашает детей в лабораторию. Надевает на голову шляпу ученого (шляпа магистра), обращается к детям.
— Что мы можем сказать о нашем наблюдении, каков результат?- побудить детей сделать вывод.
— Ребята, дома вы можете продолжить эксперимент. Попросите кого-нибудь из взрослых разрезать яблоко и положите яблоко в холодильник. Результат своего исследования запишите схемой, подумайте, как можно обозначить холодильник в схеме (обсуждение).
Именно ученые определили, что на севере – холодно, на юге всегда тепло. Солнце – это огромная звезда и все живые существа получают энергию от солнца. Дельфины – животные, а пингвины – птицы (физкультминутка «Пингвины»).
Воспитатель предлагает детям дидактическую ролевую игру «Я – ученый». Ребенок надевает на себя шапочку магистра, берет картинку и говорит, чем занимается, например: «Я – ученый, я занимаюсь звездами». По необходимости педагог дополняет ответ ребенка: «Дима, ты – ученый астроном».
— Об ученных можно сказать, что это люди большого ума и великого таланта. Именно они помогают нам познавать окружающий мир, мир природы, мир веществ, мир предметов, мир явлений.
— Что мы можем сказать об ученых, они какие? (внимательные, терпеливые, трудолюбивые, ответственные, мудрые, образованные).
— Благодарю вас за сотрудничество. Вы теперь знаете, кто такой ученый (уточнение, ответы детей), что такое наука (уточнение, ответы детей).
Список используемых источников.
1.Большая энциклопедия для дошкольника. Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», издание на русском языке, 1999.
2.Уокер Дж. Мир вокруг нас от А до Я/Пер. с англ. С.Э. Шафрановского. –М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2006.
«Мы — потомки тех, кто миллионы лет заботился о сородичах». Зачем детям нон-фикшн и как говорить с ними о науке
Пока родители с детьми много времени проводят дома, можно не только посмотреть все сериальные новинки, но и разобраться в антропологии. Пару месяцев назад в издательстве «Альпина.Дети» вышла книга «Происхождение человека», которую написали детский поэт Маша Рупасова и известный ученый-антрополог Станислав Дробышевский. Они рассказали, почему детям стоит читать не только художественную литературу и как заинтересовать их наукой.
Достаточно ли современному ребёнку знаний по биологии, которые дает школа?
Станислав: В школах рассказывают только самую проверенную информацию, основу. Но программа не отражает современного состояния науки, это потом очень заметно на студентах. В вузе они выясняют, что есть ещё много всего интересного.
Так, когда речь идет о мутациях, можно привести столько классных примеров, но в учебнике по биологии речь пойдет про жёлтый и зелёный горох. Это потому, что программа создавалась, когда большая часть населения жила в деревнях. Она основана на том, что ребёнок мог увидеть, просто выходя за ворота школы. Современные школьники живут уже совсем в другом мире.
А когда у вас появился интерес к науке?
Станислав: Когда мне было около пяти лет, у меня была книга «Палеонтология в картинках». Я её читал, перерисовывал и уже тогда знал, что стану палеонтологом, буду изучать динозавров. Школа на этот процесс, конечно, минимально повлияла — в старших классах я знал больше, чем учительница по биологии. Мои родители, преподаватели всегда вовремя и очень ненавязчиво подкладывали мне книги. Так я узнавал, читал и в итоге пришёл к тому, чем занимаюсь сейчас.
С мотивированными детьми все понятно: нравится им астрономия — они будут проглатывать все книги о космосе. А если ребёнок сам по себе не интересуется наукой, что тогда?
Маша: Мне сложно представить ребёнка, который не интересуется наукой, поскольку «ребёнок» и «исследователь» — это синонимы. Он может не интересоваться учебниками, унылыми лекциями и неподвижным сидением за столом — это да. Но кто откажется сделать слайм или насыпать «Ментос» в бутылку кока-колы, чтобы получился фонтан? Кто откажется положить в уксус яйцо и посмотреть, что с ним станет через сутки?
Наука должна быть прикладной, тогда будет весело и ребёнку, и родителю. Это важно помнить, чтобы домашние занятия наукой не превращались в экзамен
Я своему ребёнку время от времени даю задание: что-то скучно, найди нам на YouTube какой-нибудь эксперимент, сгоняй в магазин за ингредиентами, давай, руководи, покажи, что и как делать. Только объясни мне, что там за реакция происходит, а то мне некогда вникать.
Станислав: Вполне возможно, если ребёнок не интересуется наукой, она ему просто не нужна. Может, ему интереснее рисовать, или играть на скрипке, или изучать устройство машины. Есть разные виды деятельности. Если одна не приходится по душе, обязательно найдётся другая — главное, чтобы она была позитивной. А насильно заставлять не нужно, иначе разовьётся аллергия. Другой вопрос в том, что ребёнок может быть не заинтересован, потому что ему никто эту науку интересно не показывал.
В каком возрасте стоит начинать говорить с детьми о науке?
Маша: Для меня это сложный вопрос, поскольку я не понимаю, как можно о науке не говорить. Для нас с мужем это одна из самых потрясающих тем на свете, и мы дома постоянно обсуждаем, кто что узнал. Мне кажется, сначала надо искать, какая область науки интересна лично вам. Чем вы хотите с ребёнком поделиться? Что вас завораживает — звёзды, работа живой клетки, математика, возникновение жизни? О чём ваши дети должны узнать именно от вас? А там уже и инструменты найдутся, благо сейчас огромный выбор музеев, книг, фильмов, роликов, мультиков и курсов.
Станислав: Науке все возрасты покорны: от рождения и до старости. Чем младше ребёнок, тем лучше он воспринимает информацию. У него лучше работают мозги, нет дурацких стереотипов.
Детей не нужно переубеждать так, как взрослых, которые уже были подвержены пропаганде
Обстановку можно выбрать для этого любую. Конечно, теоретически для этого есть детский сад и школа, хотя в реальности это далеко не всегда так. Например, есть учителя биологии, которые не верят в дарвинизм, физики, рассказывающие о плоской Земле.
Для детей важно что-то потрогать руками. Когда вновь станет можно, сходите в Биологический музей Тимирязева или в Дарвиновский музей, который поддержал нашу книгу, — там часть экспозиции интерактивная: можно погладить шерсть медведя, понажимать кнопки, чтобы услышать звуки птиц. Чем больше органов чувств мы задействуем, тем лучше. Запишите ребенка в кружок, поищите лекции популяризаторов науки, но одновременно можно показать познавательные мультфильмы, полистать книги с картинками.
А если говорить про книги, то почему нон-фикшн не менее важен, чем художественная литература?
Маша: Я своему ребёнку читаю и то и то, хотя многих родителей нон-фикшн, спрятанный внутри некоего сюжета, раздражает. Взрослый замечает торчащие уши всех этих научных фактов, которые автор пытается скормить ребёнку. Это воспринимается как нечестность: уж лучше сесть да прямо почитать энциклопедию.
Но большинству детей нужна история. Если она есть, то появится и первичный интерес к теме. А мне как родителю хочется показать ребёнку, как захватывающе интересно всё, что нас окружает: человек, океан, ископаемые, животные, техника, почва, да все что угодно. И вот исходя из этой своей философии я и действую, выбирая для сына чтение.
Ребёнок обожает динозавров, что ему показать? Вот 9 сайтов, которые он оценит
Мне кажется, главный бонус нон-фикшна — это развитие любопытства у детей и взрослых. Мы самый любознательный и беспокойный вид на Земле, нам вечно мало того, что мы уже знаем. Нам надо ещё и ещё. А представьте, как здорово, когда семья в едином порыве вникает в какую-то научную тему — или когда каждый рассказывает о чем-то, что недавно вычитал в книге или в статье! Это правда объединяет.
Станислав: Художественная литература, безусловно, нужна, но, каким бы грамотным ни был автор, он не придумает реальность. А что-то круче, чем описание реальности, придумать сложно. Возьмите, к примеру, художественную книгу об индейцах и документальное описание их жизни. Второе будет куда более увлекательно! Равно как и книги фантастов уступают тому, что делают учёные в реальной жизни. Поэтому художественная литература нужна для развития мышления и воображения, но реальность описывать тоже нужно.
Понятно, что дети не будут читать документальные очерки, отчёты, научные журналы, но с этим отлично справляется нон-фикшн, популяризирующий науку. Он помогает в формировании научного мировоззрения и привычки думать в любой ситуации, способной уберечь детей в будущем от многих глупостей.
Как лучше всего читать с детьми нон-фикшн?
Маша: Мне, безусловно, больше всего нравится вариант, когда ребёнок читает сам, прерываясь только для того, чтобы сходить с тележкой в библиотеку за новой партией книг. Я была такой. А наш сын другой, его приоритеты — это игра и общение, он человек действия и взаимодействия. Поэтому мы читаем вместе. Я ему, он мне. Он читает с удовольствием — но ему нужен слушатель. Так что стратегия чтения зависит от характера ребёнка.
Станислав: Важно, чтобы дети видели, что и родители сами читают. Они ведь знаете какие обезьянки: если родитель читает — будут читать, если родитель лежит на диване и смотрит телевизор — будут делать так же.
Говорить «читай, читай, читай» бесполезно, если не читать самостоятельно. Книга, внезапно оказавшаяся раскрытой на видном для ребёнка месте, не останется незамеченной
А как появилась идея вашей книги?
Маша: Я пыталась найти такую книгу для собственного ребёнка и поразилась тому, насколько скуден выбор детских изданий об эволюции! А об эволюции человека я так ничего и не нашла — зато в разделе познавательной литературы мне попалось огромное количество книг, предлагающих креационистский взгляд на происхождение людей.
Я проверила Amazon — гигантский североамериканский магазин, где есть практически всё — и нашла пять детских книг об эволюции человека. Пять книг — на 500 миллионов населения Северной Америки! Тогда я решила писать сама. К тому моменту я прослушала, кажется, все лекции Станислава об антропологии, которые только были на YouTube, и влюбилась в его манеру рассказывать.
Станислав: Я не первый год занимаюсь популяризацией науки, и мне постоянно говорили: «Все здорово, но хочется еще для детей, чтобы было весело и с картинками». Я отвечал, что для детей не умею писать, преподаю в вузе, да и в школе младше шестого класса не преподавал. А для маленьких у меня получается нудно и скучно.
У меня все попытки заканчиваются тем, что выходит если не учебник, то точно что-то монументальное и толстое. И тут неожиданно пришло письмо от Маши, которая сама предложила написать книжку, где мне требовалось только проверить достоверность фактов. Так получилась совершенно замечательная и уникальная книга, которую я сам бы точно не написал.
Как вы выбирали материал, как его обрабатывали, чтобы он стал понятен детям?
Маша: Я опиралась на лекции Станислава, даты уточняла у него самого или на «Антропогенезе». Все знают, что давным-давно были динозавры и людей ещё не было, а потом они откуда-то взялись. При этом не у всех есть понимание хронологии: сколько времени существовала Земля к моменту появления динозавров, сколько они жили, когда появились первые млекопитающие, когда — предки приматов. И как это все между собой соотносится. Вот об этой временной шкале я и хотела рассказать в первую очередь.
Дети знают динозавров лучше вас! Пройдите тест и докажите обратное (или нет)
Человеческий мозг — мозг животного среднего размера — не в силах представить миллиард или миллион лет, поэтому мои герои в книжке придумывают всякие способы временную шкалу визуализировать. Дети рисуют схемы, делают пирог, где каждый слой соответствует определенному геологическому периоду.
Какие самые важные вопросы, идеи вы хотели донести до читателей?
Маша: Я хотела рассказать о том, как прекрасен человек, о том, что каждый из нас — результат непредставимо сложного отбора, длившегося миллионы лет. Я хотела, чтобы дети знали, что отбор шел не только на самых сильных и хитрых. Мы — потомки тех, кто миллионы лет заботился о своих сородичах. Мы — потомки добрых, любопытных, творческих предков, для которых было важно взаимодействовать друг с другом, держаться друг за друга, помогать друг другу. И это не моя идеальная фантазия о человеке, а научный факт.
Прототипами героев стали ваши собственные дети. Они уже читали книгу?
Маша: Моему сыну книжка понравилась — конечно, из-за YouTube, а не из-за научных фактов, которые мы туда упаковали. Но я надеюсь, что основная информация у него в голове отложилась. Он человек подготовленный, мама последний год только и говорила что о научных открытиях в области антропологии.
Станислав: Моей дочери — хотя она немного старше целевой аудитории книги, ей 11 лет — понравилось. Она сказала нечто похожее на известное «Автор, жги ещё».
На обложке: Shutterstock (korkeng), Wikimedia Commons (Ирина Ефремова, Svklimkin)
Как увлечь ребёнка наукой и почему это важно – рассказывают учёные
Алексей Иванченко на Astana Science Festival / Фото Informburo.kz
Как привить детям интерес к новым знаниям и заинтересовать наукой – разбираемся вместе с детским психологом и популяризаторами науки.
Зачем приобщать детей к науке?
Менталитет, ценности и условия жизни постоянно меняются. Новые правила игры требуют новых знаний и подходов к обучению. Интернет сделал информацию доступной и повысил скорость её распространения, и это работает не только во благо – доступной и «вирусной» становится и ложная информация. Чтобы принимать верные решения в жизни и не попадаться на уловки мошенников, нам постоянно приходится разбираться, где миф, а где правда. И учиться этому нужно с детства.
Важно формировать критическое мышление: нужно учить детей сомневаться и искать доказательства. Популяризация науки позволяет это сделать. Алмас Ордабаев уверен, что формирование научного мышления с детства позволит выработать критическое мышление и развить сознательность, а благодаря этому воспитать достойных членов общества.
Мышление и разные склады ума у детей: как определить и развивать?
В психологии встречаются разные классификации мышления. Согласно одной из распространённых классификаций типы мышления развиваются у ребёнка последовательно в разном возрасте.
Существует 4 типа мышления:
Наглядно-действенное – (дети с рождения) это мышление реализуется по принципу «Увидел → Сделал → Запомнил».
Наглядно-образное – (к 4 годам) с развитием этого типа мышления ребёнок начинает выходить за пределы собственного опыта: анализирует, высказывает мнение, рассуждает.
Словесно-логическое – (к 6 годам) ребёнок активно использует факты, предполагает, обобщает.
Абстрактно-логическое – (к 7 годам и позднее) ребёнок учится выделять существенные свойства предмета и опускать несущественные, мыслить абстракциями – категориями, которых нет в природе. К таким категориям относятся цвет, кривизна, красота.
В младшем дошкольном возрасте обычно трудно определить склад ума у ребёнка, это возможно, когда у него появляется разная занятость. Психологи выделяют такие склады ума:
Гуманитарный – хорошо даётся изучение языков, быстро развивается хорошая связная речь
Математический – ребёнок мыслит логически чётко, хорошо видит причинно-следственные связи, выявляет закономерности
Пространственный – ребёнок хорошо воспринимает образы, визуализирует объекты по их описанию
Телесно-кинестетический – развитое владение своим телом, ребёнок учится в движении и манипулирует предметами, у него хорошо развито чувство времени
Музыкальный – чувствует ритм, использует разные интонации, хорошо воспринимает информацию на слух.
Определить склад ума можно, только попробовав занять ребёнка разными видами деятельности и посмотреть, что ему или ей больше нравится и что получается лучше всего.
Показать пример: как вести себя родителям?
Родители воспитывают детей и знакомят с тем, как устроен окружающий мир, они – пример для подражания. Если родители хотят заинтересовать ребёнка наукой и показать, что учиться чему-то новому – здорово, важно самим быть вовлечёнными в процесс.
Ведь если считать, что наука сложная и неинтересная, то вряд ли можно убедить детей в обратном.
Сейчас есть много бытовых опытов, которые можно провести вместе с ребёнком. Выбор опытов зависит от возраста ребёнка. Можно показать и рассказать о круговороте воды: подержать крышку над закипающей водой и посмотреть, как испаряется вода и как она собирается в капельки и падает с крышки. Объясните, что такой же процесс происходит, когда испаряется вода из водоёмов, а потом идёт дождь. С детьми можно выращивать кристаллы, делать радужный лёд, поместить яйцо в уксус и показать, как растворится скорлупа».
Алексей Иванченко занимается научными опытами, предназначенными для того, чтобы заинтересовать ребёнка наукой. Он считает, что родителям предстоит большая и долгая системная работа:
«С детьми важно разговаривать, и разговаривать тем языком, который они понимают. Дети любознательны, это потом (в школе. – Прим. ред.) у них отбивают любознательность. Дети задают вопросы, и на них важно отвечать. Это не должно быть скучное или заумное объяснение, можно поступиться достоверностью ради простоты и понятности. Объясняйте так, чтобы у ребёнка появились новые вопросы – так, вопрос за вопросом, ребёнок втянется».
Помогают увлечь детей научно-популярные лекции и шоу с экспериментами, куда можно прийти вместе. Такие мероприятия не унижают родителей в глазах детей, не показывают их идиотами, которые ничего не понимают. Когда ребёнок понимает, что родитель – такой же человек и может чего-то не знать, то это правда сближает. Вы как будто спускаете себя с пьедестала родителя – вас теперь можно потрогать.
Алмас Ордабаев также утверждает, что главное – не лениться объяснять логику и причинно-следственные связи, а также и самому интересоваться наукой. Ведь если вы не находите на это время, то и ребёнок будет уверен, что наука не стоит того, есть куда более важные дела:
«В обычных бытовых вещах и процессах скрывается увлекательная наука. Взрослый сам увлечётся, если попробует разобраться, как что-то работает. А это очень заразительное состояние, даже никак дополнительно детей увлекать не придётся. Можно замесить вместе тесто и объяснить: вот мы добавляем дрожжи, которые питаются сахаром, размножаются и выделяют углекислый газ, который делает тесто воздушным и пористым. Покажите, как размножаются бактерии, если не мыть руки и не чистить зубы, – это ещё и лучший способ прививать полезные привычки. Важно формировать у ребёнка научное мышление».
Почему увлечь ребёнка наукой может быть сложно?
Наука – это способ узнавать о мире посредством исследований, это длительный процесс. Современные дети любят быстро получать результат: это стоит учесть родителям, когда они будут что-то объяснять или показывать. Наталия Закирьянова уверена, что насильно интерес к науке не привить. Окружающие взрослые должны быть сами искренне увлечены познанием, чтобы заинтересовать ребёнка:
«На консультации ко мне нередко приходят родители, которые задаются вопросом «Почему мой ребёнок не хочет читать?». В ходе разговора становится понятно, что сами родители все вечера проводят, сидя в смартфонах. Я говорю: у читающих родителей – читающие дети. С наукой то же самое: у любознательных и увлечённых родителей – такие же любознательные и увлечённые дети. Поэтому важно делать всё вместе с ребёнком: проводить опыты, наблюдать за миром, посещать научные фестивали и выставки. Главное – вместе».
Родителям стоит помнить, что дети – не маленькие взрослые. Их психика и мышление развиваются постепенно, в определённое время, это важно учитывать. Бывают родители, которые хвастаются энциклопедическими знаниями ребёнка, а он при этом не умеет завязывать шнурки или пользоваться столовыми приборами. Всё делается в своё время, а интерес к науке не прививается насильно с помощью заучивания.
Дети стремятся узнать мир и разобраться в нём. Если на их вопросы не отвечать, то они потеряют интерес и перестанут их задавать. В такой ситуации вернуть интерес будет непросто, а наша система образования интересу к науке тоже обычно не способствует. Сложности возникают по многим причинам: учителя заняты отчётами, учебники непонятные, между предметами отсутствуют связи. На физике рассказывали про атомы как самую маленькую частицу, а в следующем году об этом говорят на химии. Ребёнок теряется: это всё те же самые атомы или другие?
Учёба в школе редко воспринимается как что-то увлекательное и интересное. Родители могут сравнивать её со своей работой, объясняя ребёнку, что учиться – его обязанность. А обязанности обычно не бывают интересными. Отношение к учёбе может быть другим, если вовлекать в получение знаний игрой, ведь все любят играть. Методики геймификации обучения разрабатываются, но внедряются пока не так широко. Чаще мы сталкиваемся с переписыванием конспекта из учебника и заучиванием информации, а этим трудно увлечь ребёнка.
Другая проблема в том, что у нас часто говорят о геймификации как о каком-то волшебном средстве. Если вы возьмёте непонятный предмет и просто добавите игровые уровни и награды, интереснее от этого не станет. Непонятное не может быть увлекательным. В физике, химии и биологии много сложных процессов и явлений, и многие из них мы не можем продемонстрировать наглядно.
Как использовать принципы популяризации науки?
Популяризация упрощает научные сведения и процессы, и это неизбежно, ведь нужно объяснить, как что-то работает, людям, которые наукой не занимаются. Но именно эта простота и понятность позволяют привлечь людей и заинтересовать их. Возможностей приобщиться к науке в Казахстане становится всё больше во многом благодаря интернету, поэтому важнее заинтересовать ребёнка. Ведь при желании можно найти в интернете интересный научно-популярный контент: смотреть лекции и опыты, проходить интерактивные курсы, участвовать в международных олимпиадах.
Когда вы разобрались в каком-то вопросе и теперь объясняете его ребёнку, вы в какой-то мере тоже становитесь популяризатором. Упрощайте объяснение и отказывайтесь от нюансов до того момента, пока вы не меняете главную суть процесса. Дальше упрощать уже нельзя – получится миф.
Например, ребёнок спрашивает, действительно ли конфеты помогают работе мозга. В таком виде это утверждение не совсем правда: мозгу нужны не конфеты, а глюкоза. Расскажите об этом, не упрощая до конфет: для жизни и работы мозга нам нужна энергия, которую мы получаем из глюкозы. Когда мы едим, наша пища разбирается на составные части, и одной из таких частей может быть глюкоза. Получить нужную нам глюкозу можно из круп или макарон, фруктов, а ещё шоколада и конфет тоже. Но в шоколаде и конфетах есть не только глюкоза, но и много всего другого, и не всё из этого полезно и нужно нашему организму в таком количестве. Поэтому есть шоколад и конфеты можно, но не очень много, а мозгу и телу даст энергию хороший и вкусный обед.
Что читать и смотреть о науке родителям и детям?
Родителям и детям постарше можно читать научно-популярные книги популяризаторов науки. Например:
Эти книги написаны простым и понятным языком, базовых знаний из школьной программы будет достаточно, чтобы со всем разобраться.