Для чего нужна профессиограмма

Управление своей образовательной и карьерной траекторией

Данная статья посвящена построению персональной образовательной и карьерной траектории, традиционным подходам и современным цифровым решениям в этой области. Сразу предупрежу, что статья написана скорее в академическом стиле; технические подробности планируются к публикации чуть позже.

Обозначу основные термины и определения статьи. Профессиографией является технология изучения требований профессиии по личностым качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным способностям и задаткам, качествам в деловой сфере, знаниям, умениям и состоянию физического здоровья человека.

Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к работнику. Существуют различные подходы к разработке профессиограммы, что позволяет создать классификацию с характеристикой содержательных аспектов. Составление и анализ профессиограммы требует тесного сотрудничества представителей каждой сферы труда с экспертом-психологом. И это большая проблема как кадровых служб, так и учащихся и работников, которые в реальной жизни часто вынуждены решать вопросы выбора образования и профориентации без возможности использования существующих методик и наработок.

Зачем нужна профессиограмма

Eсли будет разработана устойчивая система подбора кадров по их личностным, правовым и некоторым другим характеристикам, то это поможет уже на первом этапе решить такую важную проблему, как качество исполнения своих профессиональных обязанностей, соответствие и способность справляться с возложенными задачами. В случае профессиональной непригодности человек подвергается значительным психологическим перегрузкам, что приводит к неудовлетворенности своей деятельностью, безразличию к работе, что может послужить причиной для перехода в другие структуры или изменения профиля работы. А это потеря времени, денег и нервов.

Подходы к составлению профессиограммы

Комплексная профессиограмма, где учитывается широкий круг характеристик труда в целом. Указывается цель, характер и условия труда; характеристика профессии, область применения профессиональных знаний, воздействия на работника, польза для работника.

Аналитическая профессиограмма. Данный подход подразделяется на два блока. В первом блоке описываются объективные характеристики профдеятельности, которые не зависят от определенного человека и вырабатываются в общественном опыте. Второй блок включает в себя сочетание психологической деятельности человека и его качеств с объективной деятельностью, но не совпадающих с ней. Если говорить другими словами, то аналитическая профессиограмма отличает формально заданную структуру профдеятельности и психологическую составляющую труда, а также психологические особенности самого сотрудника.

Психологически ориентированная профессиограмма включает в себя: внешнюю картину труда, трудовое поведение (рабочий день, затраченное время на то или иное трудовую деятельность, рабочее место и др.) и внутреннею картину труда (то как реагирует личность, ее особенности – способности, опыт, навыки, характер, а также психические состояния – интеллектуальные, эмоциональные процессы – внимание, память, воля и др.).

«Модульный подход» в профессиографировании. Структура модуля: объективные характеристики типового элемента, психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом.

Также существует еще один подход, основанный на выделении профессиональных задач, его называют задачно-личностным модульным подходом. В этом случае «модуль профессии» понимается как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». Таким образом в состав модуля входит объединение конкретной задачи труда и связанных с ней предметов, условий, действий и результатов с определенным набором психологических качеств.

Типы профессиограмм

(в зависимости от поставленных задач)

Разделы, которые должна включать в себя каждая профессиограмма:

Общая информация (историческая справка, общественная значимость и пр.)

Содержание труда. Психологические характеристики (предмет труда, профессиональные обязанности и цель труда, средства труда, характер труда, организация труда, функции труда, контакты, ответственность в труде, условия труда, факторы психофизиологической напряженности).

Требования профессии (к индивидуальным способностям и особенностям, к личностным способностям и качествам, к состоянию здоровья, к допрофессиональному и профессиональному образованию).

На ранних стадиях разработки логика поиска персональной траектории основывалась только на сопоставлении данных hh.ru и профессионально-важных качеств, а также данных об образовании пользователя.

Как оказалось, этого категорически недостаточно для качественного построения профессиограммы и, как следствие, индивидуальной образовательной траектории.

После примерно полугода работы была сделана технология построения траектории, которая удовлетворила более 70% пользователей и примерно 80% экспертов в отдельных профессиональных областях. Для построения в режиме реального времени оптимизированной под пользователя образовательной траектории «движок» задействует около 15000 записей справочных таблиц. При этом, к сожалению, прошлось поначалу формировать в полуручном режиме большое количество таблиц соответствия профессионально-значимых качеств, профессий, образовательных программ и курсов, личностных качеств и пр. На более поздних этапах развития идеи задача свелась к оптимизационной и решалась при помощи библиотек scikit learn и других ML-библиотек python.

Отдельной задачей оптимизации профилей пользователей является выбор адекватных метрик для оптимизации. Неожиданно хорошо себя зарекомендовали метрики, которые используются в методике кластеризации методом опорных векторов SVM.

При этом изначальная логика соответствует общему академическому подходу:

Текущий профиль пользователя

Формирование последовательности шагов, обеспечивающих достижение цели.

Приведу общую схему итерационного прохождения траектории:

Для чего нужна профессиограмма. Смотреть фото Для чего нужна профессиограмма. Смотреть картинку Для чего нужна профессиограмма. Картинка про Для чего нужна профессиограмма. Фото Для чего нужна профессиограммаОбщая схема сопровождения пользователя

В результате проделанной работы пришел к следующим выводам:

Технология построения образовательной траектории может быть реализована, но это сложный и трудоемкий путь. Несколько человеко-лет профильных специалистов.

Бесполезно строить образовательную траектории в отрыве от огромного количества образовательных стандартов, профилей образовательных программ и пр. Гармонизация этого «зоопарка» требует немало ручного труда.

Образовательная траектория нужна если не всем, то многим. Помощь в осознанном принятии решения в области образования реально экономит годы жизни.

Источник

Профессиограмма и ее назначение

Рассмотренные ПВК составляют перечень основных требований профессии и специальности к юристу. Важно, чтобы психофизиологические и личностные качества человека, выбирающего профессию юриста, максимально приблизились к этим требованиям. Степень развитости отдельных профессионально важных свойств разнится по юридическим специальностям и зависит от конкретного вида деятельности.

По параметрам ПВК строится профессиограмма юриста.

Профессиограмма описывает особенности и структуру профессиональной деятельности и основные требования к физиологическим и психологическим характеристикам специалиста; во-вторых, представляет разработанную научно-обоснованную систему норм и требований профессии к конкретным видам деятельности, а также к индивидуальным личностным свойствам специалиста, позволяющим выполнять эффективно требования профессии, которая вместе с тем создает условия, необходимые для развития личности самого специалиста.

До последнего времени профессиограммы чаще всего разрабатывались в крупных промышленных организациях для массовых профессий, но в последнее время их составлением активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. К тому же формирование профессиограммы становится актуальным в связи с требованиями ФГОС ВПО последнего поколения.

Основными отличиями профессиограммы от должностной инструкции являются отсутствие декларативности, т.е. разделов, содержащих сведения о правах и ответственности работника, наличие описания условий труда на рабочем месте, большой объем требований к работнику. В теории и практике управления персоналом профессиограмма наряду с тарифно-квалификационными справочниками характеризуется как документ, способствующий лучшему подбору работников особо важных профессий.

Профессиограмма позволяет человеку понять 1) суть выбранной профессии, 2) чем он будет конкретно заниматься как специалист в данной области, 3) каковы условия труда, 4) какой уровень подготовки должен быть, 5) возможности трудоустройства по данной профессии, 6) размер заработка и материально-финансового обеспечения и степень комфортности жизни, 7) возможности карьерного роста, 8) общественный престиж выбранной профессии, 9) отрицательные стороны профессии, её трудности и возможные ошибки, риски и экстремально-стрессовые ситуации, 10) влияние профессии на семейную жизнь.

Помощь в выборе профессии может оказать научно-обоснованная программа профессиональной ориентации молодежи.

Главными характеристиками понятия «профессиограмма» являются ее тип и содержание. В соответствии с типологией профессий Е.А. Климова[91] по предмету труда выделяет пять типов профессиограмм. В частности:

услуги, правовая защита, продажи и коммерция;

эксплуатация технических устройств;

картами, схемами, звуковыми сигналами;

уход за растениями и животными, профилактика и их лечение;

«Человек –

Профессия юриста относится к типу «Человек – человек», поскольку связана с деятельностью, где требуются знания и учения по осуществлению деятельности, связанной с разнообразными задачами по предоставлению услуг в сфере правового обеспечения и защиты прав граждан. Нельзя не уточнить, что работа в сфере юридических практик не может быть обеспечена без такого типа профессиограммы как «человек – знак».

Содержание профессиограммы характеризует суть данной профессии, конкретные виды работ сотрудника, условия труда, требования, предъявляемые к уровню подготовки работников, способности, необходимые для успешного овладения профессией, условия трудоустройства обладателя данной профессии, возможную заработную плату, возможности для карьерного роста и др. В качестве наиболее общего подхода к содержанию профессиограммы можно привести следующий пример:

3) класс профессии – характер труда, степень сложности и квалификации;

6) требования к индивидуальным особенностям специалиста – восприятие, мышление, внимание, память; эмоционально-волевые качества; деловые качества;

9) пути получения профессии – типы учебных заведений; формы подготовки; продолжительность обучения; условия поступления; уровень полученной квалификации;

10) Перспективы карьерного роста.

Попробуем составить юридическую профессиограмму, используя приведенные выше ее общие признаки (см. табл. 5.4)..

Источник

Профессиограмме. Её назначение и содержание

Подбор средств и разработка методики ППФП определяются рядом факторов, в основе которых лежат организационные, физические и психи­ческие особенности трудовой деятельности. Совокупность таких факторов для специалистов конкретного профиля представлена в профессиограмме. Таким образом, назначение профессиограммы состоит в описании профес­сии в целях ППФП.

При составлении профессиограммы применяется, как правило, ком­плекс методов: изучение тарифно-квалификационных справочников, инструкций по технологам производственных процессов и материалов по эрго­номике, визуальные наблюдения на рабочем месте, хронометраж, анализ причин травматизма и заболеваемости, анкетный и личный опрос предста­вителей данной профессии, выявление профессионально важных физиче­ских и психических качеств с помощью специальной аппаратуры и тестов и др. Если профессиограмма отсутствует, то отдельные её компоненты вполне могут быть получены самостоятельно с использованием простей­ших методов исследования.

Содержание профессиограммы включает описание следующих фак­торов, от которых зависит направление ППФП:

условий и режима труда;

Основными формами труда являются физический и умственный труд. Такое разделение носит условный характер, однако, оправдано, по­скольку позволяет более целенаправленно подбирать средства ППФП. Ус­ловия и режим труда дают представление о комфортности трудовой дея­тельности, вредных воздействиях, продолжительности рабочего времени и ритме работы. Характер труда служит ведущим фактором, на котором строится методика ППФП. Под характером труда понимаются особенности моторных действий во время работы, нагрузка на отдельные органы и сис­темы человека, эмоциональное состояние и т. п. Динамика работоспособ­ности является интегральным показателем, содержащим информацию о том, как меняется производительность труда и развивается утомление за определенные периоды времени.

Формы труда при различных видах трудовой деятельности

Умственный и физический труд как основные формы труда редко представлены в «чистом» виде. Чаще имеет место смешанный труд с пре­обладанием того или другого. При этом соотношение умственного и физи­ческого труда даже в рамках одной профессии может меняться в зависимо­сти от выполняемой функции, занимаемой должности, времени года. На­пример, представители многих инженерных профессий во время проект­ных работ, при монтаже и наладке заняты преимущественно умственным трудом, а при технологических осмотрах цехов, полевых испытаниях обо­рудования, ремонте испытывают значительные физические нагрузки.

Сами по себе формы труда также различаются по степени тяжести. С учетом преобладания умственного или физического труда и его тяжести разработана классификация профессий, в которой все виды трудовой дея­тельности разделены на четыре группы. Данная классификация находит применение при подборе средств ППФП.

Первая группа профессий включает однообразные, монотонные операции с небольшими физическими усилиями и малой подвижностью. Это в основном работа на поточно-конвейерных линиях, в области контро­ля автоматизированных процессов и обслуживания электронной техники.

Вторая группа профессий сочетает элементы умственного и физи­ческого труда. Работа сопровождается разнообразными движениями при умеренных физических усилиях. Многие трудовые операции выполняются стоя и в движении. К этой группе относится труд большинства инженерно- технических работников, специалистов сельского хозяйства, медицинских работников, в частности, хирургов, преподавателей физической культуры и т. д. Данная группа профессий имеет особое значение, так как, во- первых, значительной части выпускников вузов предстоит заниматься именно умственным трудом с элементами физического, и, во-вторых, ре­шение задач ППФП в каждом конкретном случае из-за разнообразия тру­довой деятельности представляет определенную трудность.

Третья группа профессий объединяет работы, связанные преиму­щественно с физическим трудом, отличающимся большими физическими усилиями и высокой подвижностью. К этой группе относится большинство рабочих специальностей: строительные рабочие, основная масса сельско­хозяйственных рабочих и механизаторов, горнорабочие и др.

Четвертая группа профессий предполагает умственный или пре­имущественно умственный труд. Такие профессии требуют, как правило, большого психического напряжения при отсутствии или незначительной величине физических усилий и малой подвижности. Работа выполняется в положении сидя. Умственным трудом занимаются работники науки, педа­гоги, отдельные категории инженерно-технических работников (экономи­сты, проектировщики, программисты), руководители предприятий и орга­низаций и т. д.

Условия и режим труда при различных видах трудовой

Условия труда характеризуются перечисленными далее особенно­стями трудовой деятельности.

Микроклиматические условия’, работа в помещении, на открытом воздухе, под землей, под водой, на ограниченной опоре, на высоте, в замк­нутом пространстве; работа в специальной одежде, респираторе, скафанд­ре; температура, влажность, подвижность воздуха (ветер, сквозняки), ат­мосферное давление, освещённость.

Преимущественные рабочие позы: сидя, стоя, присев, со сменой положения; свободная поза (допускающая любые перемещения тела), вы­

нужденная, ограниченная (стесненная), неудобная, напряженная.

Зоны рабочего места: оптимальная зона (обеспечивающая сво­бодную рабочую позу), зона досягаемости.

Вредные воздействия: высокие и низкие значения температуры, недостаточная освещенность, вибрация, шум, запыленность, загазован­ность воздуха вредными химическими веществами, тепловые, электромаг­нитные и радиоактивные излучения, инфекции, постоянные вестибулярные раздражения.

По каждому из перечисленных условий дается качественная и, по возможности, количественная оценка (площадь помещения, скорость вет­ра, частота и амплитуда вибраций, концентрация вредных веществ в срав­нении с предельно допустимыми нормами и пр.), а также указывается про­должительность работы в данных условиях в течение рабочего дня.

Режим труда затрагивает следующие показатели трудовой деятель­ности: работа в дневное время, сменная работа (в две, три смены), продол­жительность рабочего дня и рабочей недели, строгая регламентация дли­тельности труда и отдыха или свободный график.

Условия и режим труда у представителей разных профессий значи­тельно отличаются. Например, трудовая деятельность специалистов хими­ческих предприятий нередко проходит в замкнутой рабочей зоне, при зага­зованности, преимущественно сидя. Весьма своеобразны условия работы инженеров атомных электростанций, металлургических производств, ра­ботников агропромышленного комплекса и ряда других профессий.

Характер труда при различных видах трудовой деятельности

Характер труда составляют перечисленные далее особенности тру­довой деятельности.

Приём, хранение и переработка информации: преобладающие виды сигналов (оптические, звуковые, тактильные или осязательные и др.), ощущения и восприятия (различных цветов, громкости и высоты звука, положения тела и отдельных его частей в пространстве), пороги ощуще­ний; свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключе­ние, распределение); наблюдения (исследующие, регулирующие, контро­лирующие); запоминание (непроизвольное, произвольное), наиболее зна­чимые виды памяти (образная, словесно-логическая, эмоциональная, дви­гательная, кратковременная, оперативная); виды мышления (практическое, образное, теоретическое).

Принятие решений: виды задач, требующие принятия решения (простые, сложные, нерискованные, рискованные, вероятностные), страте­гия выбора варианта решения (алгоритмическая, эвристическая), ситуация

принятия решения (нормальная, экстремальная).

Двигательные действия: наиболее важные моторные акты (про­стые и сложные двигательные реакции, воздействия на орудия труда, ис­пользование ходьбы, бега, лазания в качестве вспомогательных элементов работы); стабильность двигательных действий; звенья тела, преимущест­венно участвующие в двигательных действиях (пальцы, кисть, вся рука, обе руки, ноги, туловище); количество и длительность двигательных дей­ствий, характер движений (мелкие, крупные), структура движений (цикли­ческие, ациклические, смешанные), тип движений (ударные, нажимные, толкающие, подъемные, графические); пространственные, временные, пространственно-временные, силовые параметры движений (траектория, амплитуда, темп, ритм, скорость, величина мышечных усилий), требования к дифференцированию параметров движений с заданной точностью; ос­новные физические качества, необходимые для выполнения двигательных действий.

Нагрузка на отдельные органы и функциональные системы: ор­ганы и системы, испытывающие при работе наибольшую нагрузку; основ­ные группы мышц, вовлеченные в работу, режим работы мышц.

Эмоциональное состояние: возбуждение, напряжение, стресс, (связан с временным снижением внимания, памяти, ухудшением коорди­нации).

Психологические трудности: наличие риска, опасностей в рабо­те; экстремальные ситуации, требующие выдержки и самообладания; фи­зические и психические перенапряжения, сопровождаемые проявлением настойчивости и упорства.

Тяжесть работы: нагрузка адекватна физическим и психическим возможностям человека (показатели функционирования систем организма к концу работы не снижаются или снижаются незначительно, производи­тельность труда высокая, травматизм отсутствует, профессиональные за­болевания не отмечаются); нагрузка вызывает значительное утомление (физические показатели заметно меняются, производительность труда па­дает, встречаются случаи травматизма, заболеваемость с временной нетру­доспособностью превышает средний уровень); нагрузка превышает воз­можности человека (возникают предпатологические и патологические со­стояния, имеют место ошибки в работе и аварии, приводящие к травмам, с течением времени развиваются хронические и профессиональные заболе­вания).

Изучение характера труда при различных видах трудовой деятельно­сти имеет свою специфику. В частности, для представителей умственного труда более существенны данные о приеме, хранении и переработке ин­формации, принятии решений, эмоциональном состоянии. Для представи­телей физического и смешанного труда важны сведения о двигательных

действиях, нагрузке на отдельные органы и функциональные системы, о психологических трудностях. Совокупным показателем, характеризующим все профессии, служит тяжесть работы.

Динамика работоспособности при различных видах трудовой деятельности

О динамике работоспособности можно судить по изменению физи­ческого и психического состояния человека, а также эффективности тру­довой деятельности на протяжении рабочего дня, недели, года.

На протяжении рабочего дня фиксируются: скорость врабатывания и успешность трудовых операций в начале работы; степень утомления в те­чение дня (небольшая, средняя, большая), форма утомления (физическое, умственное, смешанное), вид утомления (локальное утомление отдельных групп мышц, анализаторов, общее утомление); наступление утомления и снижение эффективности труда по часам работы; скорость восстановления в перерывах и после работы; состояние перед началом работы на следую­щий день (хорошее, среднее, недостаточное восстановление).

На протяжении рабочей недели фиксируются: степень, форма и вид утомления; день недели, на который падает наибольшее утомление и сни­жение эффективности труда; восстановление за выходные дни (полное, неполное).

На протяжении года фиксируются: степень, форма и вид утомления; месяц, на который падает наибольшее утомление и снижение эффективно­сти труда; восстановление за время отдыха (отпуска).

Об утомлении во время работы свидетельствуют субъективные и объективные признаки. Одним из субъективных признаков является ощущение усталости, хотя оно ие всегда соответствует наступлению утом­ления как по времени, так и по степени его проявления. К внешним объек­тивным признакам утомления относятся изменение окраски кожи, частоты дыхания, потливость и др. Например, при физическом труде средней сте­пени утомления соответствует покраснение кожи, сильная потливость го­ловы и туловища, учащение дыхание и периодическое дыхание ртом, не­уверенные движения и усиленные колебания туловища при ходьбе, неточ­ность и ошибки при выполнении трудовых операций, жалобы на сердце­биение и одышку. При умственном труде средней степени утомления со­ответствует рассеянное внимание и частые отвлечения, смеиа поз, поворо­ты головы, облокачиваиие, поддержание головы руками, неуверенные и замедленные движения, слабый интерес к новому материалу, отсутствие вопросов. Объективными признаками утомления служат также изменение ЧСС, артериального давления и т.п.

С целью определения эффективности труда отмечается величина вы­

работки, время, затрачиваемое на отдельные операции, качество работы.

Динамика работоспособности позволяет уточнить место тех или иных средств ППФП в режиме труда и отдыха.

Методы оценки профессионально-важных физических и психических качеств

Профессиограмма дает общее представление об особенностях трудо­вой деятельности, в частности, о профессионально-важных физических и психических качествах. Однако у каждого человека изначально свой уро­вень развития таких качеств, что накладывает отпечаток на содержание и объем применяемых средств ППФП. Из этого вытекает, что оценка про­фессионально-важных физических качеств является одной из задач при разработке методики ППФП.

Для оценки необходимых в работе физических качеств и связанного с ними состояния функциональных систем организма могут быть исполь­зованы описанные ранее методы. Наибольшее применение находят проба с приседаниями и расчётом индекса Руфье, Гарвардский степ-тест, проба Штанге, проба Ромберга, тест Купера, определение высоты прыжка по способу Абалакова, подтягивание на перекладине и поднимание туловища из положения лежа на спине, кистевая динамометрия, измерение точности воспроизведения усилия, «эстафетный» тест. Кроме перечисленных, боль­шое значение для определения профессиональных возможностей человека имеют дополнительные методы оценки способности к сохранению равно­весия, от которой зависит проявление ловкости, методы оценки свойств внимания и методы оценки отдельных волевых качеств.

Для оценки устойчивости внимания применяется тот же тест, но выполняемый несколько раз, причем каждый раз с новым вариантом чи­сел. Используется также обратный счет. Двигательные задержки (даже ес­

ли они компенсируются последующим увеличением темпа), «беганье» гла­зами по квадрату указывают на снижение устойчивости внимания.

Оценка переключения внимания осуществляется в процессе сле­дующего задания. Необходимо дважды пройти по рейкам перевернутых гимнастических скамеек, поставленных одна за другой, и вслух произво­дить умножение на 6 чисел от 1 до 10 при прохождении в одну сторону и на 7 — в обратную. Поворот делается на полу. Под каждый счет из одной руки в другую перебрасывается баскетбольный мяч. Расстояние между кистями вытянутых рук 1 м. Измеряется время выполнения задания. За ка­ждую ошибку в умножении или за потерю равновесия прибавляется 1 с. Если результат составляет менее 13 с, то переключение внимания отлич­ное, 13-15-хорошее, 16-18-удовлетворительное.

Содержание профессионально-прикладной физической подготовки специалистов определенного профиля

Особенности трудовой деятельности и подбор средств ППФП могут быть рассмотрены на примере такой распространенной инженерной про­фессии, как инженер-электрик. Подготовка инженеров-электриков осу­ществляется по ряду специальностей, в том числе связанных с монтажом и эксплуатацией систем электроснабжения. В результате комплексных ис­следований, проведенных в технических и других вузах, в частности, Санкт-Петербургском государственном аграрном университете, получены данные, позволившие составить профессиограмму для специалистов вы­бранного профиля. Она содержит краткое описание формы, условий, ре­жима, характера труда и динамики работоспособности.

По форме труд инженера-электрика, специализирующегося на мон­

таже и эксплуатации систем электроснабжения, относится к смешанному труду с преобладанием умственного.

Динамика работоспособности при односменном режиме работы вы­ражается в довольно длительном периоде врабатывания (около 2 ч), сред­ней степени умственного утомления в течение дня, средней и большой степени общего физического утомления, снижении показателей труда к 4- 5 ч работы. Отдых на 5-й час работы пассивный, восстановление неполное. В первую половину недели работоспособность меняется мало, во вторую постепенно снижается.

Требованиям ППФП специалистов данного профиля отвечают ряд прикладных физических упражнений и элементов разных видов спорта.

Упражнения для развития общей выносливости: длительный бег, пе­редвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля. Упражнения выполняются равномерным методом от 30 мин до 2 ч при ЧСС 130-150 уд/мин.

Упражнения для развития статической силовой выносливости ос­новных мышечных групп и динамической силовой выносливости мышц туловища и верхних конечностей: приседы и полу-приседы на правой и ле­вой ноге, равновесия на одной ноге, на колене, с наклонами; мост на пра­вой и левой руке, ноге, на предплечьях; стойки на лопатках, груди, пред­плечьях, голове, руках; вис углом; поднимание туловища лежа на бедрах на гимнастическом коне лицом вниз; отжимание на брусьях; лазание по канату с помощью и без помощи ног; упражнения со скакалкой и гантеля­ми (жим, разведение рук, тяга стоя, лежа и в наклоне), выполняемые с отя­гощением 30 % от максимального; борьба в стойке и партере.

Упражнения для развития ловкости с акцентированным воздействи­ем на вестибулярный аппарат: жонглирование двумя мячами, стоя на на­бивных мячах; кувырки в сочетании с прыжками и поворотами вокруг вер­тикальной оси; приставные шаги с наклонами и поворотами налево и на­право; ходьба и бег с дополнительными движениями на повышенной опоре (скамейке, столбиках); ведение баскетбольного мяча поочередно правой и левой рукой, со сменой направления движения, с закрытыми глазами.

Упражнения для развития быстроты: бег со стартом из различных положений по звуковому и световому сигналу; бег с рывками и остановка­ми по сигналам разных цветов; ловля и передача мяча на месте и в движе­нии, 2-3 мячей одновременно; броски теннисного мяча в стенку и ловля его пальцами рук; игра в баскетбол, волейбол, футбол, теннис по обычным и упрощенным правилам. Упражнения с мячом способствуют также со­вершенствованию объема, устойчивости и других свойств внимания.

В качестве прикладных видов спорта могут выступать гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры. Эти виды спорта обес­печивают не только развитие необходимых прикладных физических ка­честв, но и освоение прикладных умений и навыков, в частности, навыка быстрой ходьбы с минимальными затратами энергии при передвижении на большие расстояния.

Естественные силы природы и гигиенические факторы помогают противостоять таким имеющимся неблагоприятным воздействиям внеш­ней среды, как резкие перепады температуры. В этом отношении эффекти­вен так называемый метод интерменирующих температур: занятие физиче­скими упражнениями начинается в зале при температуре 20-22°С с повы­шенной интенсивностью, затем быстро переносится на открытый воздух и проводится при температуре 5-10°С и ниже с небольшой интенсивностью. Возможно несколько переходов.

Приведенные средства ППФП следует использовать при подготовке к трудовой деятельности. Вместе с тем, специально подобранные физиче­ские упражнения должны быть включены непосредственно в режим труда и отдыха для ускорения процесса врабатывания, поддержания высокой ра­ботоспособности в середине рабочего дня и во второй половине недели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *