Для чего нужна сценическая речь детям

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над «раскрепощением» ребёнка, невозможно обойтись без
специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность
голоса.

Различные упражнения и игры должны помочь детям сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию), научить
точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чём говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.

Каждое занятие по речи делится на несколько этапов: разогревающий массаж; дыхание; артикуляция; масочный звук; посыл; логика речи.

Постукивание (1— 1,5 минуты). Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью.
Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з-з-з».

Дыхание. Правильное дыхание должно быть беззвучным, внешне незаметным, длинным. Для установки правильного дыхания нужно встать
прямо, расправить плечи, положить руки себе на рёбра и попытаться раздвинуть рёбрами собственные руки. Трудность этого упражнения в том, что человек обычно дышит грудью, а здесь надо опустить воздух на уровень диафрагмы. Замечательный педагог по сценической речи Е. Ласкавая, показывая, как, правильно набирать дыхание, кладёт ребят на пол и предлагает им потолкать животом пол.

После того как правильное дыхание установлено, можно переходить к следующим упражнениям на дыхание: беззвучные упражнения; упражнения
с одним звуком; упражнения с одним словом; упражнения с одной или несколькими фразами.

«Свечка» Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем ручки» (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на
ладошку.

«Разброс» (из упражнений М. Гансовской). На вдохе прыжком широко расставляются ноги и в разные стороны раскидываются руки. На счет 4, 8 и 12 выдыхается воздух и занимается исходное положение.

«Снайпер» То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.

«Упрямая свечка» То же, что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.

«Комарик» Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з-з-з-з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Егорки» В завершение этой части занятия обычно дают такую чистоговорку: «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка. » и т.д. Перед началом счёта Егорок подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученики смогли продвинуться по сравнению с прошлым разом.

Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.

Занятия по артикуляции состоят из двух частей: артикуляционной гимнастики и «чистоговорения». Артикуляционная гимнастика направлена на то, чтобы разогреть мышцы, отвечающие за чистоту произнесения звуков. Это, прежде всего мышцы нижней челюсти, мышцы языка. Очень важно, чтобы положение языка точно соответствовало его положению при произнесении того или иного звука. На втором этапе начинают произносить звуки, слова, фразы. Упражнения выполняются в следующем порядке: упражнения на мимику; упражнения на подвижность языка; «треугольник»; парные гласные; соединение гласной и согласной; труднопроизносимые сочетания согласных.

— сжать губы в трубочку и раздвинуть в улыбку;

— «трубочкой» попытаться достать до носа, а потом опустить к подбородку;

— круговые движения «трубочкой» в одну сторону, потом в другую;

— почесать зубами верхнюю губу, потом резко поднять её вверх;

— почесать зубами нижнюю губу, потом резко опустить её вниз.

а) на счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперёд, как пятачок у поросёнка; на счёт «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в) пятачок делает круговые движения в одну сторону, потом в другую.

По окончании упражнения детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

«Хомячок» Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось всё лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и мимически изображают друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы» Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать
нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает
добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить её. Проделать то же самое с нижней губой. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»).

Упражнения для языка:

«Уколы» Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.

«Змея» Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.

«Чаша» Широко открыв рот, выдвигаем вперед язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

«Львенок и варенье» Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и заканчивая пальцами стоп.

«Треугольник» С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем
порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

«Соединение гласной и согласной» В этом упражнении важно чёткое и одновременно быстрое произнесение однотипных слогов. Сначала кодной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба-ба-ба-ба-бо-бо-бо-бо-бу-бу-бу-бу-бэ-бэ-бэ-бэ-бы-бы-бы-бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.

В сценической речи используются именно ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание в них обращается не на скорость произнесения, а на чистоту проговаривания. Вот некоторые упражнения с чистоговорками.

Масочный звук и посыл — один из важнейших разделов сценической речи. Именно они делают речь громкой, членораздельной и логически связанной. Основой масочного звука является дыхание. Все начальные упражнения производятся на нонсерном звуке «м». Нужно попросить ребят помычать так, чтобы дрожали ноздри, а губам было бы щекотно. При этом звук должен направляться в затылок.

Логика речи Часто бывает непонятно, что говорят юные актёры на сцене не, потому что говорят они тихо и невнятно, а потому что они сами не понимают, что говорят, т.е. не были расставлены логические акценты. От детей невероятно сложно бывает добиться точного логического ударения. Мало того, логическое ударение должно быть ещё и эмоционально окрашено. Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих её смысл и выразительность. Например, предложив выученную скороговорку, произносить её, выделяя разные слова: «Гравёр Гаврила выгравировал гравюру», «Гравёр Гаврила выгравировал гравюру» и т.д. Когда дети поймут, что такое логическое ударение, работая над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля, надо обращать внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их.

1. Пригласить на чай.

2. Прогнать из дома.

3. Обслужить в ресторане.

Партнёр в ответ на это должен соответственно:

1. Отказаться от чая.

2. Согласиться на чай.

3. Охарактеризовать качество чая.

Интересно делать такие этюды на логическое ударение на материале, который ставится.

Игры со скороговорками могут быть предложены в разных варианта:

3 «Змейка с воротцами »— дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребёнок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он это сделает хорошо, воротикиоткрываются, и игра продолжается, в противном случае ребёнок повторяет скороговорку;

Разученные скороговорки, особенно диалогические, можно использовать в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Испугались медвежонка ёж с ежихой и ежонком.

Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

От топота копыт пыль по полю летит.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Диалогические скороговорки

— Расскажите про покупки.

— Про какие про покупки?

— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь!».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Fischer Fritz fschte frische Fische, frische Fische fischte Fischer Fritz. / Рыбак Фриц удит свежую рыбу, свежую рыбу удит рыбак Фриц.

Backer Bertram backt breite brauneBrote, breite braune Brote backt Backer Bertram. / Пекарь Бертрам выпекает большие поджаристые хлебы,

большие поджаристые хлебы выпекает пекарь Бертрам.

Kleinkindkleidchen kleidet klein Kind. / Платьице для малышей украшает маленького ребенка.

Пословицы

Пословицы выражают народную мудрость. И от детей нужно требовать не просто ее произнести, а выразить ее смысл. Говорить ее надо, всегда к кому-то обращаясь! Каждому ребенку дать несколько пословиц. В ходе опроса пословицы легко запоминаются всеми и
приобретают воспитательное значение.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Будь первым в сотне и не последним в тысяче.

На бога надейся, да сам не плошай.

Кein Rauch ohne Feuer. / Нет дыма без огня.

Sage mir, wer dein Freund ist, und ich sage dir, wer du bist. / Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

Erst besinnen, dann beg i nnen. / Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Ohne Fleiss kein Preis. / Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Einer fur alle, alle fur einen. / Один за всех, все за одного.

Den Freund erkennt man in der Not. / Друзья познаются в беде.

Lugen haben kurze Beine. / У лжи короткие ноги.

Ubung macht den Meister. / Навык мастера ставит.

После каждого упражнения на разогрев необходимо сбросить напряжение. Для этого необходимо резко бросить руки вниз. Тело, которое руки потянули за собой, согнулось в пояснице. Повисите так секунд пять, потрясите кистями, выпрямитесь, подёргайте ступнями ног. Теперь можно продолжать упражнения.

Расслабление и напряжение мышц Есть достаточно много различных упражнений на расслабление и напряжение мышц. Задача у всех одна: научить мышцы подчиняться желанию человека.

«Поднятие тяжести» Предложить детям «поднять» воображаемую гирю или штангу, затем «бросить» её.

«Ветер» Дует сильный ветер (музыка). Дети как деревья машут ветками-руками. Ветер-музыка стихает. Дети опускают расслабленные руки.

«Надуй шарик» Дети подносят ладони ко рту, изображая не надутый шарик. Затем медленно надувают его, руки показывают размеры
шарика. Надули большой шарик, напрягли руки, как бы обхватывая его. Шарик лопнул. Руки упали вдоль туловища.

«Пляж» (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ложатся на пол. Надо постараться «растечься» по полу так, чтобы на «песке» остался
отпечаток твоего тела. Потом, по команде руководителя, подставляем солнцу правый бок, левый бок, правую ногу, левую ногу, правую руку, левую руку, спину и опять живот. Причём все части тела подставляются так, чтобы голова не отрывалась от пола.

«Марионетки» Руки подняты вверх, по хлопку освобождаются мышцы кистей, локтей, плеч, головы, поясницы, ног, а потом в обратном порядке все «ниточками» поднимается наверх. Упражнение хорошо тем, что создаётся иллюзия освобождения мышц некоторыми фиктивныминиточками, что позволяет «зажатым» ребятам отвлечься от своего внутреннего «не могу».

«Качели» Ноги расставлены как можно шире. Носки смотрят на зал, торс прямой, вес тела переносится с одной ноги на другую. В отличии от похожего физкультурного упражнения, здесь нет опоры руками на колени.

«Море волнуется» Участники разбиваются попарно, садятся на пол и упираются в ступни друг друга. После этого они берутся за руки и начинают качаться вперёд-назад. Один партнёр тянет на себя (в идеале он должен лечь на спину), а другой пригибается к коленям. Потом второй тянет, а первый пригибается. Когда они в достаточной степени освоили эту часть,можно начинать вращение. Также, держась за руки, партнёры пытаются описать торсом круг.

Работа с воображаемыми предметами, элементы пантомимы

Эти упражнения способствуют развитию пластичности движений актёров. Очень часто это бывает необходимо в спектаклях. Собственно говоря, на пластичности и построены все сценические удары, падения.

«Тумбочка» Положить руку на воображаемую тумбочку. Снять руку. Проделать это с другой стороны. После отработки упражнение усложнить. Например, положил руку на тумбочку, а тумбочка начала расти или уменьшаться. Положил руку и промахнулся. Положил руку, а тумбочка отъехала. Подтянул её к себе, сам под неё подстроился. И т.д.

«Зонтик» Взять в руку зонтик. Открыть его, закрыть. Переложить в другую руку. Опереться на зонтик, походить с ним. После освоения упражнения его можно усложнить. Например, походить с зонтиком после того, как подвернул ногу. Опёрся о зонтик, а он сломался. Раскрыл зонтик, а его вырывает из рук ветер и т.д.

«Верёвочки» Участникам к определённым местам «привязывают верёвочки», и руководитель дёргает за них. Движение тела начинается от того места, к которому «привязана верёвочка». Ниже приведён список мест, куда обычно привязываются «верёвочки».

— правое и левое плечо;

— правый и левый локоть;

— живот (область пупка);

— правое и левое колено.

ЖЕСТЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребёнка участвовало всё тело. Жест не должен быть самоцелью; он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Жест может быть оправдан на сцене лишь в том случае, когда он вызывается внутренней потребностью, выражает определённые чувства по отношению к окружающим. Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. В этюдах дети могут проявлять индивидуальность, в выборе жестов и мимики. Педагог может рассказывать, вызывая нужные эмоции, подсказывать, но как можно меньше показывать, чтобы не выработать штампы, лишённые внутреннего импульса, эмоциональной окраски.

УХОДИ Согнуть руку перед грудью, кисть повёрнута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя».

СОГЛАСИЕ Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).

НЕСОГЛАСИЕ Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).

ПРОСЬБА Рука вытянута вперёд с повёрнутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперёд.

ПЛАЧ Закрыть лицо руками, наклонить голову вперёд вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.

ЛАСКА Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.

КЛИЧ Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подаётся в сторону посылаемого «звука».

ПРИВЕТСТВИЕ Правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону.

ПРОЩАНИЕ Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперёд; плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.

ПРИГЛАШЕНИЕ Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой.

НЕ ЗНАЮ Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

Жестом можно также передать восхищение и удивление, он может быть отстраняющим и повелевающим. С его помощью можно предложить детям охарактеризовать предмет по размеру и форме.

Это, пожалуй, самая важная составляющая поведения актёра на сцене. Актёрское мастерство объединяет все элементы подготовки актёра (речь и движение) в единый комплекс, делающий действо понятным. Мастерство актёра можно разделить на составляющие: внимание, общение, актёрское воображение, актёрская выразительность, умение держать паузу, органичность в мизансцене, этюды. Для каждой из составляющих есть свои упражнения. Некоторые из этих составляющих необходимо развивать у ребёнка-актёра.

Внимание Понятие внимание можно разделить на две части: внесценическое и сценическое внимание. Под внесценическим вниманием мы понимаем способность подмечать характерные чёрточки в окружающей нас жизни, переработки их и затем воплощение как черты образа на сцене. Развить внесценическое внимание помогают такие упражнения.

«Зоопарк» То же, что и упражнение «Мой любимец», но теперь зверь дикий и сидит в клетке. Очень важно не только передать его внешнее поведение, но и понять «человеческие» мотивы этого поведения.

«Цирк» На дом участникам даётся задание придумать цирковой номер. Можно в одиночку, можно объединившись со сверстниками. Номер должен быть интересным и шуточным. Если таких номеров окажется достаточно много, то из них может получиться довольно симпатичный спектакль.

Под сценическим вниманием мы понимаем умение подмечать малейшие изменения в атмосфере спектакля, в состоянии партнеров, улавливать настроение зала и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами. Развивается такое внимание с помощью следующих упражнений.

«Расклад предметов» Руководитель собирает у участников по одному предмету ( часы, брелки, заколки и т.д. и т.п.). Затем участники делятся на две команды, одна раскладывает на столе предметы, потом подходит другая команда и пытается запомнить расположение предметов и отходит, после чего первая команда вновь меняет расположение предметов и садится на свои места, а вторая пытается восстановить первоначальное распределение предметов. Потом команды меняются ролями.

«Тень» Ребёнок ходит по комнате, за ним другой, повторяя его движения и стараясь уловить их ритм, останавливается, когда останавливается первый, начинает вместе с первым движения и т.д. Затем дети меняются ролями.

«Проводник» Создать в комнате препятствия из стульев, столов и т.п. «Проводник» ведёт группу через препятствия. Остальные идут гуськом за «проводником» и повторяют его движения.

«Мешаем читать» Один из участников садится перед кругом участников и начинает что-то читать. Остальные задают ему самые разные вопросы. Конечно, вопросы должны быть достаточно тактичными, но это уже зависит от уровня воспитанности и интеллигентности коллектива.

Водящий должен быстро и достаточно точно отвечать на эти вопросы. После одной-двух минут такого «перекрёстного допроса» книга закрывается, и водящего просят пересказать прочитанное.

Серия «хлопки» (из упражнения А. Федорова). Эта серия состоит из семи упражнений, выстраиваемых по принципу нарастания сложности. В начале каждого упражнения руководитель задаёт темп, в котором будет проходить упражнение.

Упражнение №1 Участники встают в круг и передают друг другу хлопки по часовой стрелке. После первого круга любой из участников может поменять направление движения хлопков на противоположное. Передавая хлопок, участник поворачивается лицом к тому, кому передаёт хлопок.

Упражнение №2 Участники разбиваются на четные и нечетные номера и начинают передавать хлопки через одного, то есть четные четным, а нечетные нечетным. Передача ведётся по часовой стрелке.

Упражнение № 4 То же что и в упражнении № 2 и 3, но теперь направление движения хлопков произвольно и у четных и у нечетных.

Упражнение №5 Хлопки передаются кому угодно из круга. Передающий должен хлопком максимально точно определить, кому он передаёт хлопок. Принимающий должен поймать хлопок и передать его дальше. То есть принимающий делает два хлопка: первым он ловит посланный ему хлопок, а вторым передаёт этот хлопок дальше.

Упражнение №6 То же, что и упражнение № 5, но участники свободно передвигаются в пределах круга.

Упражнение №7 В любом из предыдущих вариантов (а можно попробовать и во всех) хлопок передаётся без хлопка, а одним только взглядом.

В приведённых выше упражнениях участники достаточно часто должны перестроиться в какой-то порядок (встать в круг, сесть в линию, сесть или встать в полукруг, в шахматном порядке и т.д.). Все эти перестроения участники должны производить по счёту в заданном руководителем темпе. Например, встать в круг на счёт «пять».

Общение не менее важно, чем внимание. Под общением мы понимаем взаимодействие партнёров на сцене, умение их слушать, слышатьдруг друга и адекватно реагировать на партнёров. Для выработки навыков сценического общения используются следующие этюды.

«Новичок в классе» Выбирается «Новичок», и каждый из участников определяет свою линию поведения с ним. Затем начинается «урок», и каждый старается выразить выбранную им линию через общение с «новичком». Руководитель в данном упражнении играет роль учителя. Эту роль (особенно на первых порах) лучше никому не отдавать, так как она противоестественна для учеников.

«Очередь в школьной столовой за булочкой» Каждый из участников выбирает себе какое-то действие в очереди: кто-то завязывает шнурок, кто-то лезет без очереди, кто-то обсуждает с соседом прошедшую контрольную, кто-то готовится к следующему уроку, на всех покрикивает продавщица и т.д. Особенность этого этюда в том, что всем некогда (перемена всего десять минут). Во втором варианте можно поменять предлагаемые условия: очередь за молоком в каникулы. И сравните насколько иной будет атмосфера общения.

«Шкатулка» Участники стоят в кругу лицом к центру, руководитель в центре круга. Участники передают друг другу предмет, а руководитель диктует, какой предмет очередной участник принимает: шкатулка, жаба, драгоценное ожерелье, змея и т.д. Вариант этого упражнения: руководитель стоит с палочкой в центре круга и по своему желанию перебрасывает палочку тому или другому участнику. Пока палочка летит, руководитель говорит, что она сейчас обозначает.

Органичность в мизансцене Чтобы зритель поверил в происходящее на сцене, актёр должен быть органичен. То есть его поведение должно быть совершенно естественно для человека его склада в данных предлагаемых обстоятельствах. Ребята должны нормально ходить, сидеть, говорить, не надо ничего изображать, наигрывать. Проводя упражнения на органичность поведения в мизансцене, как можно чаще нужно напоминать детям, что они должны вести себя так, как ведут себя в жизни.

«Половицы» Упражнение делается в два этапа. Сначала все участники, стоя должны пересчитать половицы на небольшом участке пола, а затем один участник считает половицы, остальные сидят и пристально за ним наблюдают.

«Уборка» Участники разбиваются по парам, каждая из которых выполняет какую-то часть уборки (подметает, вытирает пыль, протирает пол и т.д.), параллельно обсуждая собственные проблемы. Сначала нужно помочь ребятам выбрать тему разговора, а потом пускай придумывают сами.

«Гадалка» Участники садятся вокруг стола, а один из них берёт карты и начинает «гадать». Делать это он должен настолько убедительно, чтобы все поверили в то, что он гадать умеет.

«Игра» Двое участников садятся на полу и начинают играть. Остальные им неактивно мешают, то есть ходят вокруг, занимаются своим делом, передвигают играющих с места на место и т.д. Очень важно, чтобы в этом упражнении ребята сами нашли финал: то ли играющие ушли, то ли сорвались мешающие.

«Беспредметное действие» С воображаемыми предметами пришить пуговицу, поджарить яичницу, собрать чемодан и т.д. Особенно внимательно надо следить за тем, чтобы у актёров всё время оставалось ощущение формы, объёма, веса воображаемого предмета.

«Свяжи этюд» Даются три ничем не связанных между собой предмета, например, чемодан, иголка, лампочка. Надо на них построить этюд. Причём эти же три слова являются единственными, которые можно произносить.

«Новый финал» Участники разбиваются на несколько групп. Каждая берёт какой-то один очень известный сюжет и пробуется сделать другой финал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *