Для чего нужна цифровая грамотность
Что такое цифровая грамотность и зачем она нужна
Тамара Бэллис
Об авторе
Основатель и тренер шахматной школы «Фианкетто», чемпионка Мирнинского района по шахматам, многократный призер командных республиканских и районных соревнований, победитель и призер личных первенств по быстрым шахматам.
Понятие цифровой грамотности включает в себя массу важных навыков, без которых невозможно обходиться современному человеку в 21 веке. Цифровая грамотность — это умение пользоваться цифровыми устройствами, понимание современных технологий и их безопасное и эффективное использование, навыки корректной работы с информацией и даже соблюдение определенных мер безопасности в цифровой среде.
С первого взгляда может показаться, что цифровая грамотность сводиться к компьютерной. Однако она подразумевает более глубокое понимание технологий и базовых принципов работы гаджетов, блогов, социальный сетей, электронной почты и так далее. Кроме того, цифровая грамотность охватывает такие темы, как безопасность в интернере, цифровая тень, кибербуллинг и цифровая этика. Например, какой информацией можно делиться в социальных сетях, а какой нельзя, как не стать жертвой мошенников, как предотвратить плагиат и многое другое. Согласитесь, эти знания необходимы детям для использования информации с чётким пониманием её сути и цели.
Детям нужно объяснять принципы работы в интернете. Они должны ориентироваться в онлайн-пространстве, а также критически оценивать и анализировать информацию, которую они находят, ведь не все сведения из интернета правдивы. Будет полезным помогать детям осваивать программы и приложения. На конкретных примерах разъяснять, что делают эти программы и как их безопасно использовать с наибольшей пользой. Как видете мало уметь пользоваться компьютером, нужно еще и не потеряться в бесконечном потоке предоставляемой информации. Для этого и нужна цифровая грамотность — обезопасить цифровое детство и взросление детей и обеспечить им комфортное цифровое пространство, в котором они могут гармонично расти и развиваться.
Именно поэтому наряду с шахматами, наша школа рекомендует посещать уроки по цифровой грамотности с 6-7 лет. Пусть ваш ребенок занимается хотя бы раз в неделю и узнает что-то новое о современных технологиях. Будьте уверены, что занятия принесут ему только пользу.
Цифровая грамотность – главный навык человека
Построение инновационной экономики начинается с того, умеет ли каждый отдельный гражданин работать с цифровыми технологиями. Глава из книги «Цифровая трансформация Китая».
Ма Хуатэн «Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики». – М.: «Альпина Паблишер», 2019.
Успех цифровизации китайской экономики за считаные годы вывел страну в лидеры по множеству показателей. Стремительное развитие цифровых технологий не только в бизнесе, но и в государственном управлении Китая подготовило почву для множества глубоких исследований. Китайский предприниматель-миллиардер Ма Хуатэн анализирует, как именно цифровая трансформация влияет на экономические и социальные аспекты жизни людей, включая борьбу с бедностью и общий рост благосостояния.
Повышение цифровой грамотности
Впервые понятие «цифровая грамотность» было предложено в 1997 году ученым Полом Гилстером. Он считал, что цифровая грамотность включает в себя способность получать, понимать и объединять цифровую информацию. В частности, он имел в виду такие навыки, как поиск по сети, чтение гипертекста, оценка цифровой информации, ее объединение. Тем самым он четко отделил цифровую грамотность от обычной – умения писать и читать печатную продукцию.
На практике понимание цифровой грамотности постоянно расширяется, совершенствуется под новые требования реальности. Сегодня цифровой грамотностью можно считать умение оперировать цифровыми ресурсами в условиях появления новых технологий, начиная от получения, понимания и объединения до оценки информации и обмена ею, словом, то, что дает людям способность участвовать в социальных процессах. Цифровая грамотность включает в себя способность получать цифровые ресурсы и отдавать их.
Цифровая грамотность – главный навык в реалиях XXI века
Повышение цифровой грамотности – как отдельного человека, так и населения целой страны – имеет огромное значение. Что касается уровня цифровой грамотности индивидуума, он влияет на способность человека адаптироваться под требования времени, на то, сможет ли он в условиях колоссальных объемов информации находить нужные данные, передавать их, пользоваться возможностями, которые дают цифровые мультимедиа. Что же касается всей страны, то общий уровень цифровой грамотности населения в целом складывается из уровней информационного образования каждого отдельного гражданина. И это, в свою очередь, влияет на культурный уровень народа, вплоть до того, сможет ли он в эпоху цифровой экономики помочь стране выйти на передовые позиции в сфере инноваций.
Все больше стран и организаций уделяют огромное внимание роли и значению цифровой грамотности. Среди навыков XXI века, предложенных американской организацией «Партнерство по поддержке навыков XXI века», цифровая грамотность рассматривается как первое и главное качество, которое необходимо развивать. В развитых странах также активно разрабатываются меры по повышению уровня цифровой грамотности.
В США сформирована многосубъектная, диверсифицированная, многомерная система обучения. Правительство разработало специальную политику для повышения цифровой грамотности населения, финансировало создание необходимой инфраструктуры как фундамента обучения основам работы с цифровыми технологиями. Работники сферы образования, отвечающие за подготовку обучающих программ, провели ряд научных системных исследований и разработали комплекс продуманных стандартов, которые реализуются средствами диверсифицированной учебной системы. Социальные организации играют не менее важную роль в этом процессе: с одной стороны, они вносят предложения по разработке политики, с другой – дают независимых педагогов, активно заполняя пробелы, которые не могут заполнить правительство и система образования.
Как и в США, в Европе также сформировалась система, развитие которой ведется на трех уровнях: правительство, образовательные учреждения и общественность. Правительство в основном играет роль руководителя и разработчика системы цифровой грамотности. Программы образования в образовательных учреждениях не предусматривают создание отдельных учебных курсов по цифровой грамотности, а встраивают их в курсы по другим дисциплинам. Что же касается общественности, ее ответственность за образование, в отличие от того, как это реализовано в США, возлагается не на экспертные и исследовательские институты, а на библиотеки и библиотечные ассоциации. Так в Европе сформировалась своя уникальная и эффективная модель.
Японская модель показала отличную результативность, так как построена на практическом опыте населения, а не на пассивном обучении. Постоянно обмениваясь цифровыми ресурсами, люди самостоятельно повышают свой уровень цифровой грамотности.
Повышение уровня образования трудящихся
Цифровая эпоха предъявляет высокие требования к уровню цифровой грамотности, необходимой для многих профессий. Растущее разнообразие форм организации труда влечет за собой рост применения компьютеров или мобильного оборудования. А если работа выполняется в формате онлайн, то от претендента на вакансию или работника, желающего расти по карьерной лестнице, требуется по меньшей мере базовый уровень навыков работы с цифровыми технологиями. От специалистов более высокого уровня нанимающие компании требуют более обширных знаний компьютера и интернета. Это необходимое условие выполнения ими своих профессиональных обязанностей и повышения трудовой эффективности.
С теми же требованиями подходят и к работникам физического труда. Даже если наниматель относится к производителям или компаниям розничной торговли товарами повседневного спроса, он все равно ведет сбор и анализ данных о продажах, чтобы не отставать от рынка и сохранить свои конкурентные позиции. А для сбора и обработки нужных ему цифровых ресурсов, которые бы позволили получить информацию и сделать заключения, требуется определенный уровень владения цифровыми технологиями. Вот почему в новой эпохе повышение цифровой грамотности необходимо как офисным служащим, так и работникам физического труда.
Сокращение цифрового разрыва
Цифровой разрыв в основном включает в себя два аспекта: первый – в плане цифрового оборудования и цифровой инфраструктуры и второй – в сфере цифровой грамотности. Поэтому сократить разрыв помогут как ускорение строительства цифровой инфраструктуры, так и повышение уровня цифровой грамотности. Будь-то цифровое поколение или цифровые иммигранты, всем им необходимо умение обращаться с новыми технологиями, мультимедийными и цифровыми ресурсами. Так цифровой разрыв превращается в цифровые возможности.
Освобождение сетевого пространства
В эпоху взрывообразного роста объемов информации все большую ценность цифровая грамотность приобретает в прикладной сфере социальных средств коммуникации. Способность свободно выражать свое мнение в социальных сетях, умение дифференцировать громадные объемы информации – эти навыки зависят от того, насколько хорошо человек умеет пользоваться цифровыми технологиями. Они влияют на поведение пользователя в социальных медиа, определяют его самоидентификацию и то, насколько успешным он сможет стать в цифровую эпоху.
Развитие креативности в цифровых мультимедиа – отличный способ повысить навыки работы с цифровыми технологиями. Это может помочь человеку идти в ногу со временем: наладить коммуникации с другими людьми через социальные сети, передавать точную информацию и распознавать недостоверную, сохраняя чистоту интернет-пространства. Facebook, Google и прочие социальные медиа принимают активные меры по борьбе с недостоверными новостями. Так, Facebook планирует сделать новую кнопку «Пожаловаться» и с помощью обновленного функционала внутренних алгоритмов бороться с распространением фейковых новостей. Помимо того, что делают государство и бизнес, чтобы предотвращать распространение недостоверной информации, серьезную помощь в этом оказывает и повышение уровня цифровой грамотности населения.
Статья по информатике на тему «Цифровая грамотность как необходимость»
Цифровая грамотность как необходимость
Digital literacy as a necessity
Аннотация. В статье рассмотрена необходимость цифровой грамотности. Цифровая грамотность – важный жизненный навык, влияющий на все области современной жизни и профессиональной деятельности. Она служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков.
Ключевые слова: ц ифровая грамотность, Интернет, мышление, информация, текстовая информация, визуальная информация.
Annotation. The article considers the need for digital literacy. Digital literacy is an important life skill that affects all areas of modern life and professional activity. It serves as a catalyst for development, because it promotes self-education and the acquisition of other important life skills of a citizen of the information society, a consumer of electronic services. Digital literacy is a framework concept that unites important groups of skills.
Keywords: digital literacy, Internet, thinking, information, text information, visual information.
Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью. Если традиционная грамотность: чтение, счет письмо – это твоя способность сообщать какую-то информацию миру и воспринимать информацию, ту которую мир сообщает тебе, это может быть мама, соседи, начальник, государство т.е. всевозможные структуры иконтрагенты, с которыми человек имеет дело во всех возможных форматах.
Человек грамотный – он виден, видит то, что вокруг, его слышат и он сам слышан. По мере того, как в обществе меняются те средства, при помощи которых мы общаемся, коммуницируем т.е. были ручки, был пергамент, а сейчас появились компьютеры, то меняются те средства коммуникации, которые нам нужны в этом обществе, меняется формат. Появился Интернет, появились социальные сети, и нам потребовались какие – то новые навыки. И значит, когда обновляется среда, в которой мы живем – социально- технологическая, то нам нужно обновлять нашу грамотность. Каковы особенности нашего нынешнего мира? Информации много, она на нас «сыпется» с разных сторон, ее легко найти любому, при этом информацию может создавать любой человек, и нет фильтров, которые гарантировали бы ее качество и достоверность т.е. нам приходиться ориентироваться в очень большом количестве информации, которую мы должны оценивать. Каждый может ее создавать, каждый может ее видеть и каждый может быть автором и читателем.
Цифровая грамотность: составляющие
Получается, что все выше перечисленные особенности можно сгруппировать в три блока:
1. Связан с мышлением. Когда мы ищем информацию, оцениваем ее адекватность и достоверность, при этом применяем мышление, которое идет на сужение объема информации, ее фильтрацию, отсеяв все лишнее,а другой стороны, нам нужна некоторая креативность, чтобы широко искать то, что возможно сразу не приходит в голову т.е. это одновременно и критическое мышление и креативное.
2. Нам нужна грамотность, которая совмещает способность ориентироваться и в тексте, и в изображениях,и сообщить информацию теми и другими средствами т.е. и последовательно, и одновременно, когда много всего у тебя и ты способен выделить главное. Тут очень важная связка не только с картинками, но и с информацией, которая подается в виде цифр. Грамотность в области работы с данными, грамотность в области статистики, когда способны читать диаграммы, таблицы и т.д.Вот эта грамотность работы с данными сродни визуальной грамотности.
3. Человек должен владеть инструментами, которые для этого сейчас используются. Когда ребенок, к примеру в школе получает задание требующие поиска чего-то в Интернете, а не запоминание просто фактов, такая релевантизация школьного опыта будет делать школу для ребенка более интересной.
Цифровая грамотность – это способность использовать тевозможности, которые открывает современное общество со всеми этими технологиями и при этом защищать свои интересы в тех случаях, когда напримернавязывается какая-то реклама.
Цифровая грамотность – это такой комплекс блоков, который связан с жизнью в цифровой среде, ведь меняется мышление человека, меняется психологические процессы, и грамотность приобретает новое звучание.
Список использованной литературы:
1. Гайсина, С. В. Цифровая грамотность и цифровая образовательная среда школы. Методические рекомендации, 2018. — С. 5. 1.
2. Сулейманов М.Д. Цифровая грамотность : учебник / Сулейманов М.Д., Бардыго Н.С.. — Москва : Креативная экономика, 2019. — 324 c.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Цифровая грамотность
Описание
Цифровая грамотность включает в себя умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную и полезную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных, знание о системах родительского контроля и умение ими пользоваться. Также пользователи должны понимать, что в интернете не стоит выкладывать лишнюю информацию о себе и своих персональных данных, чтобы не стать жертвой мошенников и злоумышленников.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ведет работу по оценке текущего состояния и перспектив изменения уровня цифровой грамотности населения Российской Федерации.
Инициирование
План деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на период 2013-2018 годов, утвержденный приказом Минкомсвязи России № 242 от 9 сентября 2013 года.
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 226 «Об утверждении критериев медиаграмотности и методики оценки уровня медиаграмотности населения».
Повышение конкурентоспособности российской медиаотрасли и уровня освоения гражданами современных средств массовой коммуникации.
Задачи
С 2013 года Минкомсвязь России:
внедряет курсы основ цифровой грамотности в учебные программы ведущих российских вузов;
готовит материалы, рассказывающие об основах цифровой грамотности; разрабатывает краткий курс цифровой грамотности;
проводит информационные кампании в СМИ с целью разъяснения подходов к источникам информации;
привлекает к продвижению цифровой грамотности региональные власти;
проводит замеры уровня цифровой грамотности.
В рамках программы по развитию цифровой грамотности также проводится обучение основам «родительского контроля», в рамках которого у родителей развиваются навыки проведения курса личной безопасности детей по их действиям в социальных сетях и сети интернет. Граждане обучаются основам безопасности, связанным с сохранением как личной, так и конфиденциальной информации. Пожилые люди — основам защиты от мошенничества в сети интернет.
Текущий статус
Уровень цифровой грамотности населения Российской Федерации в 2018 году составил 58 %. К 2024 году этот показатель должен быть доведен до 75 %.
Почему нам не нужен ещё один новый предмет: как учить цифровой грамотности в школе
Скорее всего, вам часто кажется, что бесконечные рекомендации по повышению цифровой грамотности не имеют к вам отношения. Тем более когда говорят ещё и о детях. Но за этим громоздким словосочетанием скрывается тысяча мелких ежедневных навыков, которыми мы не все хорошо владеем. Разбираемся, что же такое цифровая грамотность и как, собственно, учить ей детей.
Что это вообще такое
2010-е годы стали прорывными с точки зрения развития технологий. Ещё в середине нулевых мы только осваивали личные кабинеты на сайтах банков, а сейчас любая онлайн-оплата — это рядовая история. Интернет добавил к нашей обычной жизни ещё и онлайновую, где, казалось бы, работают те же правила, что и офлайне. Но не всегда. Именно они объединяются в пресловутую цифровую грамотность, а проще говоря, умение жить и работать в сети.
Что именно считать столпами цифровой грамотности? Тут есть разные подходы. Например, авторы отчёта Евросоюза «Модель цифровых компетенций для граждан» перечисляют пять областей и 21 компетенцию, которые необходимы всем гражданам.
Такую классификацию применяют в 21 стране Евросоюза, включая Францию и Великобританию. Есть и другие. Например, в российском классификаторе НАФИ к основным областям добавлена медиаграмотность — оценка восприятия людьми того, что делают сетевые медиа.
Снова кажется, что это не имеет к вам отношения? Обратимся к статистике: почти четверть россиян проводит платежи через открытый вай-фай. Никогда так не делали? 45% тех, кто ищет в сети какую-либо информацию или новости, не задумывается о том, чтобы сравнить несколько источников и проверить достоверность или ложность найденного.
42% не пытаются даже понять, какую позицию занимает их собеседник в интернете. Действительно — зачем? А больше половины россиян считают, что забота о персональных данных — это не их дело. И, логично, не учат этому детей, потому что это не заложено в системе ценностей как важное и нужное знание. При этом без него двигаться дальше почти невозможно, тем более если нам предстоит вскоре оказаться в мире тотальной цифры.
Не учат этому и в школе. В России нет специальных уроков цифровой грамотности. Такие занятия иногда проводят в рамках федеральных проектов, по инициативе руководства отдельных школ, учителей или крупных IT-компаний. Мы поговорили с педагогами, которые всё-таки учат детей цифровой грамотности, и узнали, что, на их взгляд, нужно рассказывать школьникам о новых технологиях.
Чему учить?
Алла Волкова, преподаватель информатики из Липецка, победитель конкурса «Учитель года России» 2015 года:
Я больше склоняюсь к слову «грамотность» как к понятию, которое касается чтения и письма. Поэтому считаю, что цифровая грамотность — это умение использовать цифровые технологии. В почти автоматическом режиме, когда человек не задумывается, как это делать. У него это заложено точно так же, как умение читать и писать, которому учат в начальной школе, и дальше он с ним просто живёт. И речь идёт не только об общении в соцсетях.
Основные навыки — это создание своего контента, поиск и обмен информацией, работа в интернете, грамотное использование цифровых ресурсов; это решение жизненных задач средствами информационных технологий. У каждого эти задачи могут быть разными, но если ты владеешь навыками работы в текстовом редакторе, то без труда, я думаю, освоишь и другие программные продукты, потому что навыки похожи.
Что делать родителям?
Александр Степанов, учитель информатики и робототехники высшей категории, победитель конкурса Департамента образования Москвы «Просто о сложном» 2016 года:
Цифровая грамотность — это навыки, позволяющие себя безопасно ощущать в цифровом мире. Современный человек должен понимать: всё, что попадает в сеть, никуда не денется, поэтому надо следить за своими профилями, понимать, что там следует публиковать, а что нет. Знать, как совершать безопасные платежи через сеть.
Проще говоря, делать всё, что делали предыдущие поколения, но с учётом цифровой действительности. Лучше всего, когда дети узнают что-то на собственном опыте. Поэтому важно моделировать на уроках жизненные ситуации и разбирать с ними каждый элемент. Например: вы опубликовали снимок с отдыха и написали, что вернётесь не скоро. К чему может привести такая ситуация?
Как учить?
Сейчас многие говорят о том, что стоит ввести цифровую грамотность как отдельный предмет в школьную программу. Но я считаю, что его как раз быть не должно. Это навык, который дети должны уметь использовать. Например, поиск в интернете физического закона — это навык цифровой? Цифровой. Но он используется для решения конкретной задачи.
На уроках информатики есть масса вариантов, как и когда этому учиться. Это и единые уроки по безопасности в интернете, и по безопасности персональных данных. В прошлом году у нас был шикарный проект — «Урок цифры». Я приглашала на уроки людей из IT-компаний нашего города, представителей провайдеров. Они не учили детей, а делились с ними опытом и знаниями: что такое хакерская атака, как правильно подключиться к интернету и так далее. Дети понимали, что это не просто навязанные теоретические знания, а люди-практики, поэтому интерес был намного выше.
Я часто использую материалы сайта Kaspersky Safe Kids, где есть рекомендации по грамотному использованию интернета и антивирусной защиты. Есть учебные материалы известного среди информатиков сайта Константина Юрьевича Полякова — это вообще клад для учителей. На нём идёт речь не только о решении задач информационных, но и тех, что связаны с цифровой грамотностью. Самые грамотные в цифровом плане, конечно, старшеклассники. Но не только они.
Грамотнее в целом те дети, чьи родители понимают, что современного ребёнка оградить от компьютера и смартфона нельзя
К сожалению, до сих пор существуют родители, которые не подпускают к компьютеру ребёнка, например, до 7-го класса. Но чем раньше у них появляется осознание, что это просто инструмент, которым пользуются все, тем легче научить этому ребёнка. В гимназии мы приняли решение, что учить детей работать в социальных сетях нужно не путём запретов, а с помощью создания для него правильного контента.
У каждого класса есть своя группа, где существуют определённые правила размещения постов, и мы учим детей структурировать, подбирать, распространять информацию правильно. Модераторами каждой группы выступают классные руководители. Дети воспринимают социальные сети как правильный инструмент, а не только для поиска негатива, хотя такое раньше тоже было.
Кому учить?
Я считаю, что основы [цифровой грамотности] должны закладывать уже учителя начальных классов. Дальше всё-таки основную нагрузку на себя должны брать учителя информатики: у них выше осознанность и опыт грамотных решений. Если у кого-то из детей что-то не получается, они должны направить их в нужное русло.
А вот применять все полученные навыки должны учителя всех предметов. При этом, конечно, никто не говорит, что каждый урок все преподаватели должны говорить: «Вот сейчас мы с вами будем учиться искать информацию в интернете».
Практика показывает, что уровень цифровой грамотности у педагогов, если брать всю Россию, а не отдельно взятые города — например, Москву, — не очень высокий. Поэтому стоит ли преподавать цифровую грамотность как отдельный предмет — большой вопрос. А вот формировать навыки цифровой грамотности в рамках разных предметов, я думаю, вполне возможно.
Учителя, как и все люди, активно используют те возможности, которые даёт современная цифровая среда. Мы точно так же делаем публикации в социальных сетях, совершаем онлайн-покупки или смотрим фильмы в интернете. Я знаю многих коллег, которые ведут блоги, и у них десятки тысяч подписчиков.
Мне кажется, что большинство учителей уже готовы рассказать своим ученикам про цифровые навыки. И начинать прививать нужные компетенции следует с начальной школы. У многих учеников к этому моменту уже есть смартфоны, и если их не просвещать, то могут возникнуть ситуации, когда им будет грозить уже реальная опасность, а не только виртуальная.
Делать это можно на ОБЖ: говорить, например, о цифровой гигиене, а на уроках информатики обучать необходимым компетенциям для работы с цифровыми инструментами. Я не думаю, что для этого следует вводить отдельный предмет. Достаточно уделить этому внимание в рамках уже существующих уроков.