Для чего нужна вспышка
Накамерные вспышки. Теория
Зачем фотоаппарату нужна вспышка? Когда и как ей надо пользоваться? Что значат все эти характеристики и какие из них необходимы? Зачем некоторые фотографы ставят на вспышки фильтры и софтбокы и вообще периодически носят их в руках вместо того, что бы установить на фотоаппарат? И почему многие не рекомендуют использовать встроенную вспышку на камере, а фотографии, всё-таки сделанные с её использованием обычно выглядят мягко говоря странно (если это не кадры с кошками)?
В течении двух статей я попробую ответить на эти и некоторые другие вопросы. В данной части я затрону основные характеристики и особенности конструкции внешних вспышек, важные вне зависимости от производителя и модели.
Достоинством фотовспышек по сравнению с источниками постоянного света является большая энергоэффективность, благодаря возможности кратковременной работы только при открытом затворе. Кроме того, фотовспышка позволяет получать резкие фотографии быстродвижущихся объектов за счёт очень короткого времени свечения.
Но это преимущество накладывает и свои ограничения на процесс съёмки. Вспышки дают чрезвычайно короткий импульс (1/1000 – 1/50000 секунды), намного более короткий, чем среднее время срабатывания затвора. Если обычно для изменения экспозиции кадра вы могли менять чувствительность, диафрагму или выдержку, то с добавлением вспышки изменение времени экспонирования больше не имеет значения – почти весь (или весь, если кроме вспышки нет других источников) свет приходит в очень короткий промежуток времени.
Накамерные вспышки большинства производителей имеют много общего между собой. Это и в целом похожий внешний вид, и по большему счету не сильно отличающийся функционал.
Давайте рассмотрим основные части вспышки на примере Godox V860C-II.
В самом основании находится крепеж вспышки к горячему башмаку камеры.
Чуть выше – экран и куча кнопок для настройки вспышки. Справа прячется отсек для четырёх пальчиковых батареек.
Верхняя поворотная часть вспышки с лампой – это основное отличие накамерных вспышек от встраиваемых и их главное преимущество. Поворотная голова позволяет направлять луч света не только непосредственно вперед, тем самым убивая все тени на фотографии и делая картинку плоской, но и наверх, в стороны и даже назад, позволяя свету отражаться и рассеиваться, полностью преображать получаемое изображение.
Левый снимок сделан со вспышкой в лоб. Свет на правой фотографии отражён от стены.
Вспышки других производителей будут выглядеть иначе: набор и расположение кнопок обязательно окажется другим, угол вращения поворотной головы по горизонтали будет отличаться в зависимости от класса устройства, да и интерфейс далеко не у всех получается одинаково простым и удобным. Главное то, что накамерная вспышка всегда ей и остаётся, а модель и производитель зависят от задач, вашего бюджета и вкуса.
Давайте теперь рассмотрим основные характеристики накамерных вспышек.
Пожалуй, единственная характеристика вспышки, которая будет важна независимо от того, что вы собираетесь с ней делать – это мощность максимального импульса. Её принято называть ведущем числом и измеряется оно, как ни странно, в числах. Например, у вышеупомянутой вспышки от Godox это число равно 58. Что это значит? По-хорошему эта цифра показывает расстояние в метрах, на котором мы сможем получить правильно проэкспонированный от света одной только вспышки объект при ISO 100 и диафрагме объектива равной еденице. У некоторых производителей ISO может равняться 200, но, в целом, это маркетинговые хитрости. Чем больше ведущее число вспышки – тем больше её мощность. Чаще всего значения в районе 50 более чем достаточно.
Естественно, вам далеко не всегда понадобится максимальная мощность вспышки.
Часто хватит и половины, а иногда и минимального импульса. В интерфейсах разных вспышек сила импульса показывается дробями, где 1/1 соответствует максимуму, а 1/128 – минимуму. Между этими крайними значениями полно промежуточных. Определять, какое именно нужно в данной конкретной ситуации вам нужно самим. Если, конечно ваша вспышка полностью мануальна и лишена автоматики.
Thriugh the lens – «сквозь линзу/объектив» – способ измерения экспозиции непосредственно через съёмочный объектив фотоаппарата. Замечательная технология, позволяющая вашим камерам автоматически определять необходимые параметры для получения правильно проэкспонированного кадра. Но при использовании вспышки необходимо учитывать и свет, испускаемый ей непосредственно в момент съёмки. Для этого прямо перед снимком вспышка даёт очень слабый импульс. Он позволяет камере оценить количество света от всех источников, включая вспышку и правильно подобрать настройки с её учётом.
Проще говоря, вспышка с поддержкой TTL позволяет вашей камере снимать без необходимости вручную выбирать мощность, а полностью мануальная вспышка – нет (автоматический режим камеры вам никто не заблокирует, но настройки она будет подбирать некорректные).
Основным преимуществом неавтоматических вспышек является цена. Да, конечно, возможность настройки мощности без вашего участия бывает полезной в жанрах, где все очень быстро меняется и у вас нет времени на изменение ещё одного параметра. Но это не всегда критично. Наоборот, вдумчивый подход и ручные настройки при неторопливой предметной съёмке, когда вспышка стоит не на камере, могут обеспечить лучший результат чем автоматика.
Чёрная полоса на этом снимке взялась от того, что он был сделан со вспышкой на выдержке 1/320 секунды. Почему?
На этой гифке видно, как работает затвор большинства современных камер. Если на относительно длинных выдержках (до 1/250 секунды) есть момент, когда затвор полностью открыт, то при сокращении времени экспонирования он уже никогда не открывается полностью. Как я писал выше, импульс вспышки очень короткий. Если на длинных выдержках вспышка синхронизируется с моментом полного открытия затвора, то на коротких неизбежно остаётся неосвещённая вспышкой часть кадра – она просто выключается до того, как затвор пройдёт весь цикл.
Это ограничение можно обойти, если вспышка поддерживает высокоскоростную синхронизацию – HSS. В таком случае вместо одного импульса излучается серия менее мощных, позволяющих получить полностью экспонированный кадр на выдержках вплоть до 1/4000 – 1/8000 секунды. Эта функция позволяет снимать на открытой диафрагме при большом количестве света, а так эффективней замораживать движения.
Иногда во время съёмки у вас может возникнуть необходимость снять вспышку с камеры и добиться её срабатывания на удалении. Или просто добавить к уже установленной на фотоаппарат вспышке ещё одну где то поблизости.
Самые старые и бюджетные модели поддерживают срабатывание только в режиме световой ловушки. В этом случае датчик на вспышке улавливает световой импульс от другой вспышки. Никакой возможности дистанционно управлять мощностью да и о высокоскоростной синхронизации можно забыть, зато в этом режиме вспышки от разных производителей не конфликтуют между собой и замечательно синхронизируются.
Синхронизация по оптическому каналу в целом похожа на предыдущий пункт, но уже подразумевает дистанционное управление параметрами вспышки. Но работает этот режим уже в пределах одной системы, об универсальности можно забыть.
Большим недостатком предыдущих видов синхронизации является ограниченная дальность и необходимость нахождения устройств в пределах прямой видимости. Радио синхронизация решает эту проблему. Последнее время у многих производителей начали появляться вспышки со встроенными радиомодулями. Это заметно упрощает жизнь. Если подобрать нужное оборудование, то вспышкой можно управлять прямо с камеры, даже если последняя находится на расстоянии ста метров от вас!
На этой гифке показан экран Yongnuo 660 и его различные режимы синхронизации. TX – режим ведущей вспышки, позволяющий управлять остальными источниками света в группе; RX – ведомой с синхронизацией по радиоканалу; S1 и S2 – световая ловушка.
Вспышка, оснащённая подсветкой автофокуса будет светить специальной сеткой во время фокусировки в тёмных условиях. Наводиться на резкость с этой функцией на порядок проще и нет, вы не увидите этой сетки на кадре – она заблаговременно отключается.
Почти все вспышки имеют возможность контролировать степень рассеяность света. Если при съёмке на широкоугольный объектив вам нужен максимально рассеянный свет, что бы покрыть весь кадр, то для телеобъектива нужен сконцентрированный пучок, позволяющий осветить даже далеко находящийся объект. Этот параметр на камерах измеряется в миллиметрах и соответствует фокусным расстояниям объективов. Обычно вспышки зуммируются от 17 до 105 мм. Более продвинутые модели автоматически подстраиваются под установленный объектив, а простые требуют ручной настройки этого параметра.
Наличие призмы для съёмки на широком угле.
Часто для съёмки на широких объективах порядка 14 мм нужно вручную вытащить призму.
В этой статье я постарался расписать основные параметры накамерных вспышек, характерные для любой модели любого производителя. Надеюсь, она поможет разобраться с теорией, а уже в следующей части покажу примеры использования этих источников света. Не бойтесь экспериментировать и до новых встреч!
Фотовспышки. Что есть что и зачем оно мне. (Часть 1)
Часто после обновления штатного стекла на зеркальной камере начинающий фотограф сталкивается с необходимостью приобретения внешней фотовспышки. Если при выборе объектива все более менее ясно, посмотрели байонет, фокусное расстояние,светосилу, минимальное расстояние фокусировки и в добрый путь. То производители вспышек постарались на славу здесь и ведущее число и «горячие башмаки», TTL, и прочие страшные слова, как в этом не запутаться и что означает каждая характеристика попробую рассказать в данной статье. Которую разобью на две части. Основные характеристики фотовспышек можно разделить на пять категорий:
1) Система крепления или «горячий башмак»
2) Ведущее число или мощность
3) Режимы управления
4) Конструктивные особенности
5) Специальные возможности
До горячего башмака был холодный, он физически полностью схож с горячим, только на нем отсутствовали электрические контакты в том числе и синхроконтакт. Расположен горячий башмак в верхней части камеры, представляет собой металлические салазки с центральным контактом по середине, производители так же добавляют дополнительные контакты благодаря которым камера может обмениваться информацией со вспышкой.
Компания Minolta в свое время разработала горячий башмак совершенно другого типа
Зачем нужна внешняя вспышка?
В некоторых условиях съемки вспышка часто намного важней самого фотоаппарата и объектива. Какой бы не был суперсветосильный объектив, или какие бы супер высокие значения ISO не позволяла использовать камера, часто хорошего фото без вспышки просто не реально добиться.
Зачем нужна внешняя вспышка?
Я чаще всего работаю с системой Nikon, потому примеры здесь я буду приводить исключительно для камер\вспышек Nikon, но в общем случае все то же самое относится и к другим системам.
Практически все современные камеры со сменной оптикой обладают встроенной вспышкой, такую вспышку часто называют ‘вспышкой-лягушкой‘, чаще просто ‘встроенной‘. Все современные камеры со сменной оптикой могут использовать дополнительную вспышку, такую вспышку обычно называют ‘внешней‘, реже ‘системой‘.
Внешняя вспышка устанавливается в специальный разъем, который называют ‘башмак‘ или ‘горячий башмак‘. Обычно при покупке камеры башмак для внешней вспышки закрыт специальной пластмасской-заглушкой. Башмак имеет специальные контакты, с помощью которого происходит ‘общение’ камеры и системной вспышки. При установке внешней вспышки на камеру она фиксируется специальным фиксатором.
Вот так можно снимать с внешней вспышкой используя отражение света вспышки от стен и потолка. Картинка из инструкции к SB-910
Общий принцип работы встроенной и внешней вспышки одинаковый, но существуют огромные отличия в мелочах. Про автоматический режим работы вспышки, который часто называют TTL, можно почитать здесь. С внешней вспышкой можно делать такие штуки, которые недоступны при использовании встроенной вспышки:
Вот так можно снимать со светорассеивателем для создания мягкого света. Картинка из инструкции к SB-910
Можно использовать ряд очень полезных дополнительных вещей. Обычно это тонкие настройки со сложностями для понимания:
Обычная карточка светорассеиватель на внешней вспышки – пример использования. Картинка из инструкции к SB-910
Недостатки внешней вспышки:
Личный опыт
Лично я не представляю свою работу фотографом без внешней вспышки. Когда я начинал фотографировать, из профессиональной техники у меня была только моя вспышка SB-900, все остальное было любительское и я очень рад, что потратил деньги именно на хорошую внешнюю вспышку. Для меня во внешней вспышке очень важна возможность отражения света от потолка, огромная мощность, быстрая перезарядка, дополнительная подсветка фокусировки, и конечно же, система дистанционного управления. Обычно пишут только про преимущество внешней вспышки в плане отражения света, но преимуществ внешней вспышки перед встроенной имеется очень и очень много, часть описаны в данной статье. На деле разницу между встроенной и внешней вспышкой можно понять только при непосредственном использовании первой и второй. Кстати, в инструкции ко вспышке можно найти всю нужную информацию по настройке и съемке, например, черно-белые картинки для этой статьи я как раз взял из инструкции к моей Nikon SB-910. Также, я не рекомендую при выборе вспышки уделять много внимания мощности вспышки.
Из личного опыта еще добавлю, что к работе внешней вспышки нужно привыкнуть, с ее помощью не сразу можно будет получить шедевральные фотографии. Если качество фотографий со встроенной вспышкой устраивает, то пока еще рано покупать внешнюю вспышку. Кстати, внешние вспышки бывают очень разные по своему функционалу и чтобы выбрать правильный вариант, тоже, нужно потрудиться. Мои рекомендации по выбору внешней вспышки для современных камер Nikon найдет здесь. Если все же сложно понять, нужна ли Вам внешняя вспышка, советую взять ее у своих знакомых, либо найти человека, у которого можно одолжить вспышку на пару дней.
Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Для подбора разнообразной фототехники я рекомендую E-Katalog и Aliexpress.
Система креативного освещения из нескольких внешних вспышек под управлением внешней вспышки на камере. Картинка из инструкции к SB-910
Выводы
Кто-то в моем блоге написал, что сначала нужно определиться со светом, или хотя бы со внешней вспышкой, а потом уже выбирать камеру и объективы – это довольно неплохой подход для серьезной работы. Внешняя вспышка – это очень полезный инструмент для фотографа. Но если нет сильной нужды во внешней вспышке, например, для любительской съемки, то можно обойтись и встроенной вспышкой.
Гид для фотографа:
как выбрать фотовспышку?
Качество снимка на 80% зависит от освещения. Чтобы рассеять темноту, перенаправить световой поток или добавить в кадр оригинальные художественные эффекты, понадобится вспышка. Рассказываем, как выбрать её по ключевым характеристикам.
Виды вспышек
Любительские вспышки — простой конструкции и скромных размеров — до 10–12 см в высоту, массой до 500 граммов. Обычно они используются в автоматическом режиме, а яркость, степень зума и продолжительность импульса регулируются только при работе в сложных условиях — в полной темноте, на большом расстоянии от объекта и при яркой фоновой засветке. Лучшие фотовспышки для профессионалов можно корректировать по другим параметрам — углу рассеивания света, яркости, выдержке и задержке включения — об этом мы поговорим дальше. Высокая мощность таких фотовспышек дарит красивое рассеянное освещение в больших студиях.
Способ установки
Самые популярные модели — компактные накамерные вспышки. Устанавливаются в стандартное крепление сверху фотоаппарата. «Горячий башмак» с контактами питания и линиями передачи цифровых сигналов позволяет управлять ими в меню камеры и работать без дополнительного питания. С «холодным» креплением без каких-либо контактов придётся пользоваться батарейками и панелью управления на корпусе устройства.
Можно выбрать внешнюю вспышку фотоаппарата с гнездом для установки на штатив. Подойдёт для студии или тщательно подготовленной сцены на выезде, где фотограф заранее выставляет освещение, выбирая идеальное место для каждого осветительного прибора. Может работать от встроенного аккумулятора или розетки. Особенности — высокая мощность и удобная синхронизация с другими вспышками, прожекторами и прочими лампами.
Конструкция
ТОП фотовспышек — классические прожекторные модели, которые формируют узкий, но очень мощный поток света. Помогают выделить основной объект съёмки, добавить акценты в виде светлых участков и теней, а также компенсировать яркую фоновую засветку кадра. Большой популярностью пользуются кольцевые вспышки для макросъёмки. Их устанавливают на объектив или поверх камеры. Они создают мягкое рассеянное освещение, необходимое для съёмки на расстоянии 5–50 сантиметров.
Реже встречаются Т-образные молотковые вспышки, которые крепят к камере сбоку. Они создают яркое освещение без бликов и эффекта красных глаз, поэтому используются в репортажной съёмке.
Ведущее число
Если не знаете, как выбрать вспышку для фотоаппарата, тогда начните с этой характеристики — она напрямую зависит от мощности и яркости лампы. Ведущее число показывает, на каком расстоянии в метрах удастся сделать качественный снимок при светочувствительности ISO 100 и диафрагме F/1.0. Чем выше ведущее число, тем дальше вы можете стоять от объекта при работе со вспышкой. У любительских вспышек ведущее число редко превышает 40 метров, а у профессиональных до 100 метров.
Длительность вспышки
Соответствует выдержке фотоаппарата, то есть времени открытия затвора. Большинство моделей включаются на короткий промежуток времени — от 1/8000 до 1/20 секунды. Некоторые вспышки работают несколько секунд подряд, засвечивая фон или другую часть кадра. Чем дольше работает вспышка, тем больше света захватывает матрица камеры, и тем выше яркость итогового кадра.
Зуммирование
Этот параметр соответствует фокусному расстоянию фотоаппарата, то есть углу обзора. Зуммирование даёт широкий рассеянный поток света для охвата панорамы или узкий направленный луч для выделения конкретного объекта. Зум регулируется вручную или автоматически — в последнем случае вспышку нужно подключить к камере.
Продолжительность включения
Есть три варианта — импульсный, постоянный и комбинированный свет. Импульсные вспышки делают красивые статичные фотографии. Они включаются на доли секунды, необходимые для снимка. Преимущества — очень высокая мощность, низкий нагрев и долгая работа без подзарядки — до 500 кадров на одном наборе батареек или аккумуляторов. Для записи видео используется постоянный свет — включается на время записи ролика. Фотографы тоже его используют — освещение помогает им увидеть сцену такой, какой она будет после спуска затвора.
Комбинированные вспышки могут работать в двух режимах — импульсном и постоянном. Их часто покупают для фотосессий на выезде, когда оператору приходится приспосабливаться к окружающим условиям на ходу — при съёмке дома у клиента, под открытым небом, в ресторане, в свадебном павильоне и так далее.
Цветовая температура
Этой характеристике уделяют особое внимание при выборе импульсных вспышек и постоянного света. Она позволяет понять, какой оттенок будет доминировать в кадре. При температуре до 3000 кельвин — тёплый жёлтый свет, 3000–3600 К — нейтральный белый, 4000 К и более — холодный голубой. Первый чаще используют в портретной съёмке, второй — в репортажной, а третий — при фотосессиях под ярким дневным солнцем.
Хотя эти ограничения условны — экспериментируя с цветовой температурой, можно получить оригинальные художественные эффекты.
Синхронизация
В обзор лучших фотовспышек входят модели, поддерживающие спуск по первой и второй шторке — свет подаётся сразу после открытия затвора или непосредственно перед его закрытием. При синхронизации по первой шторке предметы в кадре застывают и кажутся статичными. При длинной выдержке кажется, будто они движутся в обратном направлении. Синхронизация по второй шторке создаёт ощущение динамики, но слегка размывает контуры подвижных объектов.
Панель управления
В недорогих вспышках используются механические регуляторы. Можно регулировать мощность, зум и продолжительность импульса. Электронные панели управления с экранами позволяют выбирать способ синхронизации, подходящую систему замера экспозиции и задержку включения. У топовых моделей — сенсорные панели.
Источник питания
Рейтинг фотовспышек обычно возглавляют модели с аккумуляторами с 50–500 циклами подзарядки. Ими можно пользоваться в автономном режиме в помещении и на выезде. Есть вспышки, которые работают на батарейках. Но нужно больше денег на запасные источники питания, чтобы работать почти без ограничений по времени. Студийные приборы работают от розеток, но превосходят все остальные устройства по мощности, яркости и ведущему числу.
Работа в группах
Если интересуетесь, как выбрать фотовспышку для студии для профессиональной съёмки на выезде, обратите внимание на её синхронизацию с другими вспышками, лампами и светодиодными панелями. Важно, сколько групп осветительных приборов можно использовать одновременно и сколько устройств может быть в каждой из них. Такие вспышки делятся на ведущие или ведомые. В первом случае она даёт сигнал остальным приборам, а во втором — подчиняется командам извне.
Бренды
Бренды Canon, Fujifilm, Nikon и Sony выпускают оригинальные вспышки для своих фотокамер. Также среди известных брендов — Yongnuo, Nissin, Meike и Godox.
Мы рекомендуем выбирать устройства одного бренда. В таком случае камера сможет подавать питание и отправлять команды через контакты «горячего башмака» — крепления для света, если он есть. В остальных случаях нужно уточнять совместимость или использовать вспышку как отдельное устройство с собственным источником питания и панелью управления.
Стоимость бюджетных любительских вспышек стартует от 8–10 тысяч рублей. Модели среднего класса обходятся в 15–25 тысяч рублей. При покупке профессиональной вспышки нужно ориентироваться на сумму от 35–40 тысяч рублей. Топовые модели с уникальными характеристиками могут обходиться и в 70–100 тысяч рублей.
На что еще обратить внимание?
Поворотная головка позволяет регулировать направление света. Опустив лампу вниз, можно избавиться от эффекта красных глаз. Подняв вверх, вы получите равномерное мягкое освещение сцены, снизив контрастность и скрыв нежелательные мелкие детали.
Дистанционное управление облегчит настройку вспышки. Некоторые модели комплектуются специальными пультами, другие могут подключаться к смартфонам по Bluetooth или Wi-Fi. Пульты и мобильные приложения дублируют функции на панели управления. Стоимость таких решений приблизительно одинакова. Что именно выбрать — зависит от ваших предпочтений.
Синхронизация с фотоаппаратом. Для синхронизации с фотоаппаратом и другими вспышками могут использоваться разные средства. Радиомодули обходятся дороже, но они безупречно срабатывают на расстоянии до 20–25 метров. Инфракрасные лампы стоят дешевле, но между ними не должно быть препятствий. Провода — самый доступный вариант. Но они подходят скорее для студийной, чем для выездной фотосессии, поскольку путаются под ногами и ограничивают свободу движений.
Охлаждение. Пассивная система охлаждения с радиатором рассчитана на недолгое прерывистое включение лампы. Если вы часто пользуетесь вспышкой и постоянным светом, понадобится вентилятор (активное охлаждение).
Тестовый импульс помогает запустить вспышку, чтобы оценить композицию сцены без спуска затвора. Если камера умеет самостоятельно наводить резкость, ей может понадобиться подсветка автофокуса, которая позволяет заранее навести резкость, чтобы мгновенно сделать удачный кадр.
Режимы экспозамера (оценки яркости окружающего освещения). Наиболее популярен автоматический TTL, использующий электронику камеры для получения максимальной чёткости снимка. Вы также можете выставлять экспозицию вручную, чтобы самостоятельно регулировать яркость итогового кадра.
Время перезарядки показывает промежуток между импульсами, позволяющий накопить ток для следующего запуска и охладить лампу. Любительские вспышки могут давать импульс каждые 3–8 секунд, профессиональные — каждые 0,5–2 секунды. Это время можно сократить, уменьшив мощность лампы в настройках.
Дополнительное оборудование. Вспышки могут дополнительно комплектоваться: диффузором для расширения пучка света, концентратором для сужения, отражателем для перенаправления потока и рассеивателем для создания мягкого освещения.
Масса и размеры. При выборе вспышки нельзя забывать о массе и габаритах устройства. Уточните, выдерживает ли такую нагрузку крепление камеры или штатив. Вспышки отличаются по размерам — единого стандарта для них нет. Но все устройства можно условно разделить на три группы — миниатюрные высотой до 7 сантиметров, обычные высотой до 15 см и более крупные сверхмощные.