Для чего нужна звукопись

Звукопись

Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:

В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.

В целях звукописи может использоваться:

а) повтор звука: «Ворон каркнул на сосну,/ Тронул сонную струну» (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: «Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: «Ветер веет и вьётся украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжёлыми складками/Шелков зелёных» (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился» (И. Крылов).

Приёмы звукописи могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными.

См. также

Для чего нужна звукопись. Смотреть фото Для чего нужна звукопись. Смотреть картинку Для чего нужна звукопись. Картинка про Для чего нужна звукопись. Фото Для чего нужна звукопись

Полезное

Смотреть что такое «Звукопись» в других словарях:

звукопись — звукопись … Орфографический словарь-справочник

Звукопись — см. Фоника. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

ЗВУКОПИСЬ — ЗВУКОПИСЬ, звукописи, мн. нет, жен. (лит.). То же, что эвфония во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЗВУКОПИСЬ — ЗВУКОПИСЬ, и, жен. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

звукопись — сущ., кол во синонимов: 2 • звукозапись (5) • повтор (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Звукопись — ЗВУКОПИСЬ по Потебне ономапоэтичность речи. (’ Ονομα имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла,… … Словарь литературных терминов

звукопись — система звуковых повторов, ориентированная на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т.д. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

звукопись — и; ж. 1. Художественное воплощение в музыке звуков окружающего мира. 2. Совокупность приёмов (аллитерация и т. п.), способствующих усилению звуковой выразительности стиха. * * * звукопись в стихосложении то же, что система звуковых повторов, в… … Энциклопедический словарь

Звукопись — в экспрессионизме соответствующая его эстетике форма организации стихотворной речи, частная фоническая составляющая экспрессионистской поэтики. Принципы и признаки экспрессионистской звукописи складывались по мере расхождения со стиховой… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Звукопись — использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п. О З. имели представление ещё теоретики древнеиндийской поэтики, связывавшие с преобладанием … Большая советская энциклопедия

Источник

Звукопись Лекция 6

Звукопись (инструментовка, эвфония) — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, известная строка из творчества Бальмонта при описании природы:

…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
— К. Д. Бальмонт

Большим мастером и приверженцем использования аллитерации был К. Бальмонт

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.

Языковеды особо отмечают инструментовку стиха Пушкина:
«Роняет лес багряный свой убор. »
Интересно, что в этой фразе мы видим букву «р», стоящую в начале, в конце и точно посередине строки.

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга.
(«Бородино», М. Лермонтов)

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.

Ассонанс звука «у» использован, чтобы изобразить гул городской улицы.

А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом.

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
(Повторение гласных «о» и «е»)

3.Диссонанс и липограмма

Диссонанс и липограмма — приёмы звукописи, которые встречаются в современной русской литературе ещё реже.
Липограммой называется художественный приём, суть которого в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта. Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Примеры её использования можно найти в стихотворении «Свобода»:
Теплой осени дыханье, Помавание дубов,
Тихое листов шептанье, Восклицанье голосов…
Этот стих состоит из четырёх строф по шесть строк в каждой, и ни в одной из них нет слова, содержащего букву «р».
Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства. Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина. Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга – горе дола.
Рифма строчек достигнута автором за счёт созвучия слов «дула» и «дола».

Анафора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах,
Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов: Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля.
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля.
Она бежит, бежит

5. Эпифора
Эпифора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору:

«Шумели, сверкали
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали».

На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.

6. Повтор сродных звуков и слов может быть организован в тексте и несколько по-другому принципу:
— кольцо – повтор в начале и в конце слов, фраз, полустиший, стихов и т.п.
— стык – когда конец слова, фразы, полустишия созвучен с началом следующего слова, фразы, полустишия.

Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)

Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)

8. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
. Часто этот приём используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева и многих других авторов.
Рассмотрим несколько примеров:

За счёт использования этого приёма автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.

Вот как каламбур выглядит у А.С. Пушкина:

Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)

Каламбур в исполнении Д.Д. Минаева

Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Д. Минаев)

А ещё из каламбурной рифмы вспоминается детское:

Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?

2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «МукА и мУка»:

Всё перемелется?
Будет мукОй?
Нет,
Лучше
мУкой!

Существуют и другие приёмы звукописи, но перечисленные выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приёмов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Источник

Исследовательская работа «Звукопись как особый художественный прием поэтической речи»

Министерство Образования и науки УР

Управление образования Администрации МО «Сарапульский район»

МБОУ Шевыряловская основная общеобразовательная школа

Звукопись как особый художественный приём поэтической речи

Исследовательская работа по литературе

Сидорова Марина Михайловна,

МБОУ Шевыряловской ООШ

Мамонова Юлия Сергеевна,

МБОУ Шевыряловской ООШ

Юсупова Алла Анатольевна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Шевыряловской ООШ

С. Шевырялово, Удмуртская Республика,

1. Виды звукописи и её функции………………………………………….4

2.Использование звукописи в стихах удмуртского поэта Флора Васильева………………………….……………………………………….…….13

Тема нашей исследовательской работы: «Звукопись как особый художественный приём поэтической речи». Мы встречаемся с этим удивительным приемом при чтении лирических произведений. Звукопись помогает услышать шум леса, пение птиц, шорох травы и многое другое.

Цель работы – найти использование звукописи в творчестве поэтов для усиления фонетической выразительности речи.

Изучить виды звукописи и ее функции;

Найти приемы звукописи в произведениях русских поэтов;

Анализировать стихотворения Флора Васильева.

Объект исследования – произведения русских поэтов и стихотворения Флора Васильева.

Предмет исследования – звукопись как особый художественный приём поэтической речи.

Методы: анализ произведений.

Актуальность. Мы с детства слышим поэтическую речь. Короткие четверостишья мы учим наизусть с детского сада. Но с возрастом начинаешь понимать, чтобы почувствовать поэзию по-настоящему, нужно не просто читать, а вчитываться, вслушиваться, т.е. разбираться в ярких образах, созданных поэтом. Для этого необходимо быть внимательным к поэтическому слову. Для поэзии, особого вида искусства, который сродни музыке, важно и само звучание, фонетический облик слова. Мы заинтересовался звукописью, как художественным приёмом, во-первых, потому что он помогает по-особому «услышать» поэтические строки, «увидеть» художественные образы, созданные в стихах; во-вторых, потому что именно о звукописи при изучении произведений в школе говорят не много.

Нам стало интересно, какие существуют виды звукописи, какие поэты обращались к этому приёму и для чего. Нам захотелось найти примеры звукописи в произведениях русских поэтов. На уроках литературного краеведения мы изучали творчество Флора Васильева. Вторую главу своей работы нам захотелось посвятить роли звукописи в стихах удмуртского поэта. Этому мы и посвятили свою работу.

1. Виды звукописи и её функции

Ч елн т омленья, ч елн тр евог

В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то есть писать (изображать) звуками. Исходя из приведённых выше определений, можно попытаться дать более общее определение этого литературоведческого термина. Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)

В русском народном стихе аллитерация занимает заметное место. Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:

.. Тр убы тр убят в Нове гр аде, ст оять ст язи в Пу т ивле.

Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.

Вот что писал об аллитерации В.В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» (с. 495): Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе — строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань. “. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вве р ху р ычат ге р манские мото р ы:

— Мы фю р е р а поко рр ные р абы,

Мы п р ев р ащаем го рр ода в г рр обы,

Мы — сме р ть. Тебя уже не будет ско рр о.

«Пулковский меридиан» В. Инбер

И леса синие верх у шки —

Забил заряд я в п у шку т у го

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

А вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

Брож у ли я вдоль у лиц ш у мных,

Вхож у ль во многол ю дный храм,

Сиж у ль меж ю ношей без у мных,

Я преда ю сь своим мечтам.

Здесь ассонанс использован для того, чтобы изобразить гул городской улицы.

Вы, щенки! За мной ступайте!

Да смотрите ж, не болтайте,

Без раздумья, без отсрочки

Даже к финским скалам бурым

Гро зой снесенные мосты,
Гро ба с размытого кладбища.

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Создаётся эффект грусти, плача.

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:

Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:

Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.

Для чего нужна звукопись. Смотреть фото Для чего нужна звукопись. Смотреть картинку Для чего нужна звукопись. Картинка про Для чего нужна звукопись. Фото Для чего нужна звукопись

Своеобразный вид «разливной» лексической анафоры применил К. Симонов в стихотворении военных лет «Жди меня». Асимметрично расположенные, эти анафорические повторы «Жди. жди. жди. » производят сильнейшее действие. На 36 строках стихотворения слово «жди» повторяется 11 раз:

Жди меня, и я вернусь.

Всем, кто вместе ждет.

За все, за все тебя благодарю я,

за тайные мучения страстей,

за горечь слез, отраву поцелуя,

Все строчки в данном стихотворении начинаются с предлога «за». От этого стихотворение стало звучать как восклицание, как будто герой на вершине благодарности.

А вот строчки, где все слова начинаются с буквы «З.»

З адремали з везды з олотые,

З адрожало з еркало з атона…

Стихотворение успокаивает, кажется, что наступило утро, всё просыпается и радуется свету.

Почти все слова заканчиваются на слог «ли». С этим звуковым сочетанием стих стал более ритмичен, более твёрд. Я считаю, что именного этого хотел добиться автор.

И хруст песка, и храп коня

Морозом выпитые лужи

Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.

Каковы основные функции звукописи?

Однако художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье «Как делать стихи?» он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова». Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.

Звукопись может играть композиционную роль : сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ. Например:

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой легка.

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

2. Использование звукописи в стихах удмуртского поэта Флора Васильева

Флор Иванович Васильев родился в 19 февраля 1934 года в северной удмуртской деревне Бердыши. Отец поэта, учитель Иван Алексеевич, со своей семьей жил в квартире школьного дома. Обладая хорошей памятью, Флор уже в 6-7 лет декламировал стихи русских и удмуртских поэтов. Когда отец ушел на фронт, Флор остался старшим в семье. В 1953 году Флор Васильев поступил на факультет удмуртского языка и литературы Глазовского педагогического института.

Флор Васильев! Как много чувств и мыслей для читателей и почитателей его творчества слилось в этом имени: неповторимый, истинно национальный поэтический талант, высокость и широта души, обаяние самой личности.

Поэтическое творчество Флора Васильева такое же светлое, каким был и он сам. Оно находится в поле зрения современных исследователей национальной поэзии. Критики и раньше живо откликались на выход каждого его поэтического сборника – оригинального или переводного. Литературоведы единодушны в оценке его дарования: тончайший лирик, пронзительно- прозорливый философ, мудрый хранитель – в Слове, через Слово – самобытности, самоценности своего народа.

Его стихи не разовые, рыночные, его творчество – это вечная, высокая поэзия о родине и земле, о природе и тишине, о матери и добре, о любви и человеческой порядочности.

Флор Васильев в своих стихах показывает нам себя. Обычные для людей ситуации в его произведениях так оживают, что душа празднует от красоты и точности поэта слова, от мудрости поэта.

Пусть над плечами пар!

Вберут душевный жар

Как мастер стиха, Флор Васильев очень умело пользуется приемом «звукопись». Каждое его стихотворение пронизано звуками, которые помогают услышать, почувствовать отношения между людьми, умение слышать и слушать природу, жить в согласии с ее законами. Проанализировав стихотворения Флора Васильева, мы выделили некоторые приемы звукописи.

Березка, в поле замерзая,
Верхушкой клонится к земле,
Бушует непогода злая,
Пугает бедную во мгле…

Аллитерации звуков «з», «р», «ш», «г» помогает почувствовать холод, завывание сильного ветра.

Березку хлещет ветер колкий,
Мороз ее кидает в дрожь,

Звуки «к», «р» предает ощущение колкости, пробирает дрожь.

И девушку пугает вьюга,
И, как березку, долу гнет.

Ассонанс, «у», «а» передают завывание вьюги

Капелью звонкою в окно
Весна настойчиво стучала

Что поздней ночью вихревой
Зима бушует до рассвета,
И раздается в трубах вой
Назойливая песня ветра.

От нежных губ моей подруги
Пахнуло на меня теплом.

Звукопись, по моему мнению, создана для того, чтобы сильнее повлиять на читателя, заставить человека почувствовать художественное произведение и задуматься над ним.

В русской литературе основные приёмы звукописи часто использовались различными поэтами и простым народом, чтобы, по выражению Александра Блока, «приводить в гармонию слова и звуки». Нас поразило многообразие приёмов звукописи, используемых в русской поэзии, и сила воздействия их на читателей и слушателей. Внимание к звуковому оформлению поэтической речи помогает гармонично воспринять художественные поэтические образы и проникнуть в творческий мир поэта.

Библиография

«Стихия» — сайт классической русской и советской поэзии, оттуда взяты почти все стихи, приведённые в тексте реферата.

Флор Васильев. Светлая осень. Стихи. Пер. с удмуртского. М., «Современник», 1975

Холшевников В. Г. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – Л., 1972.

Березка, в поле замерзая,
Верхушкой клонится к земле,
Бушует непогода злая,
Пугает бедную во мгле…

Березку хлещет ветер колкий,
Мороз ее кидает в дрожь,
Растет с березкой рядом елка,
Ту—и морозом не проймешь!

И девушку пугает вьюга,
И, как березку, долу гнет.
Заботы ждет она от друга,
И, может быть, напрасно ждет.

Капелью звонкою в окно
Весна настойчиво стучала
И с воробьями за одно
Чирикала, ей горя мало,

Что поздней ночью вихревой
Зима бушует до рассвета,

И раздается в трубах вой
Назойливая песня ветра.

Но солнце поглядит с небес,
И вновь весна заколобродит,
Она всё чаще в МТС
И в нашу кузницу заходит.

Бредет мороз, людей пугая,
Насвистывает ветер злей.
Луна замерзла, но такая
Сияет нам еще светлей.

И мы не думаем о Юге,
Нам хорошо и тут вдвоем.
От нежных губ моей подруги
Пахнуло на меня теплом.

Примеры звукописи в русской поэзии

«. Ч уть слы ш но, бе сш умно

Звукоподражание шелесту, шороху

В етер в еет и в ьется украдками

Меж в етвей, над в одой наклоненных,

Ш е в еля тяжелыми складками

Противопоставление фонетически контрастных звуков «в» и «ш»

Натуралистическое звукоподражание (кваканье лягушек)

То мелкой др обью в др уг по р още р ассыпался

Натуралистическое звукоподражание (трель соловья)

Ма з у р ка р а з далась. Бывало

В о гр омной з але все др ожало,

Па рк ет тр ещал под к аблуком,

Образец фонетической стилистики: сравнение старинных и современных автору балов

Вве р ху р ычат ге р манские мото р ы:

— Мы фю р е р а поко рр ные р абы,

Мы п р ев р ащаем го рр ода в г рр обы,

Мы — сме р ть. Тебя уже не будет ско рр о.

Аллитерацией передан звук моторов

Трое суток было слышно,

как в дороге скучной, долгой

Аллитерацией передан стук колес

Одеты темные поляны

Не подходишь — и не надо,

Русская народная частушка

Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

. Сени но вые, кле но вые, реш ёт чатые.

И вы соко и дал еко на родиму сторону.

Русская народная песня

Брож у ли я вдоль у лиц ш у мных,

Вхож у ль во многол ю дный храм,

Сиж у ль меж ю ношей без у мных,

Я преда ю сь своим мечтам.

Ассонанс, построенный на гулком «у»

Ч у ть у тро осветило п у шки

И леса синие верх у шки —

Франц у зы т у т как т у т.

Забил заряд я в п у шку т у го

И д у мал: у гощ у я др у га.

. Вот з а трещ а ли б а р а б а ны —

И отступили б а сурм а ны.

Тогд а счит а ть мы ст а ли р а ны,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *