Для чего нужно информационное общество
ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.
Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
Информация же является продуктом деятельности современного человека.
Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.
Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
Безопасность информационного общества, информации.
Защита интеллектуальной собственности.
Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
все большее влияние на общество средств массовой информации;
информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;
существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.
существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
Экономика и структура труда в информационном обществе
Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и про
мышленного) производства на оказание услуг, включая информационные.
· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);
· профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам);
· потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательной информации);
Реальный анализ изменений в структуре занятости населения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационному обществу
в конце ХХ века, приводит к следующим результатам:
· продолжает уменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленным трудом;
· увеличивается доля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельности в этой сфере;
· быстро растет число управленческих и технических рабочих мест;
· уменьшается доля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростом на верхнем и нижнем уровнях квалификации;
· доля занятий, которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкого уровня.
Различия по этим показателям в разных развитых странах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационных технологий несомненно.
Информационный кризис — явление, которое стало заметным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь ве
лик, что недоступен обработке в приемлемое время.
Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозмож но без полноты информации.
Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году — уже каждые 5 лет; конца этому про цессу ускорения пока не видно.
Приведем несколько примеров проявлений информацион ного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут у
спевать в них ориентироваться, что порождает дуб лирование работ и иные неприятные последствия.
Часто оказывается проще заново сконструировать некото рое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.
Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политическо го анализа, но без информации они бесполезны.
В результате наступает информационный кризис, прояв ляющийся в следующим:
• информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке инфор мации;
• возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая за трудняет восприятие полезной для потребителя информа ции;
• возникают экономические, политические и другие барье ры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).
Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедре ние современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический ха рактер (информация стоит денег), и юридический (информа ция имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комп лексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.
Сегодня человечество ежедневно производит гигантское количество информации и все глубже погружается в этот информационный океан. Приспосабливаясь к новым условиям, большинство государств стремительно движутся к обществу нового типа: информационному обществу.
Современное устройство мира пребывает в переходном состоянии. Но бурное развитие коммуникационных и компьютерных технологий приобрело повсеместный характер, происходит планетарная информационная революция, глобальное преобразование мирового сообщества.
Технологии, знания, информация – три кита нового общества
Венцом этих преобразований станет общество знаний, в нем государственные границы превратятся в условность. Мир покроет всеобщее информационное поле, поменяется структура мировой экономики, которая все больше будет соответствовать названию «киберэкономика», ключевую роль в ней будут играть основные ресурсы информационного общества — знания и передовые технологии.
Информационные ресурсы вытесняют с рынка традиционные ресурсы. Информация стала реальным продуктом купли-продажи. Коммуникационные и компьютерные технологии влияют на все области жизни общества: политику, экономику, финансовую систему, культуру, науку. И это влияние стремительно растет.
Становление информационного общества происходит одновременно с радикальными изменениями в сознании людей. Причем эта трансформация касается как массового сознания, так и индивидуального. Чтобы комфортно и полноценно существовать в новом социуме, чтобы быть конкурентоспособным и добиваться успеха, современный человек должен уверенно ориентироваться в информационных потоках, уметь быстро и эффективно приобретать знания и осваивать появляющиеся технологии.
Информационное общество — это глобальное и многогранное явление, которое сулит человечеству невероятные возможности и совершенно новый уровень развития. Однако появилось оно не в одночасье, а в результате многовекового развития человеческой цивилизации и череды технических и информационных революций.
Цивилизационные этапы развития
Человеческое общество прошло три крупных этапа своего развития, каждый из которых характеризуется способом взаимодействия людей с природой и производственными отношениями.
Это, однако, дело не ближайших лет. Многие государства, Россия в их числе, находятся в переходном состоянии от еще не исчерпавшей себя индустриальной модели к постиндустриальному обществу. Но данный процесс неизбежен, ведь он вызван очередной революцией области техники и коммуникаций. На своем эволюционном пути человечество прошло через несколько таких революций, и каждый раз они радикально изменяли мир, среду обитания и сознание людей.
Информационные революции
Становление информационного общества было бы невозможно без вереницы революционных преобразований в сфере обработки, хранения и передачи информации. Во все времена знания обладали ценностью, а их владельцы получали преимущество над необразованными или плохо осведомленными конкурентами. Выделяют четыре информационные революции:
Качественно новая формация общества
Капитал является фундаментальным ресурсом индустриального общества, все экономические отношения определяются на основе использования и владения капиталом. В постиндустриальной реальности акценты меняются: самыми ценными ресурсами становятся знания, средства коммуникации и средства производства знаний (наука), а также отлично образованная и приспособленная к новым реалиям рабочая сила, то есть носители знаний.
Информационное общество – это общество совершенно нового отношения к рабочей силе, к человеку. В индустриальной модели зачастую он был всего лишь придатком к орудию производства, машине. Личное, разностороннее развитие считалось необязательными потребительскими издержками. На постиндустриальном этапе общественного развития обучение и многогранное совершенствование человека становятся выгодными инвестициями. Знания помогают производить новые знания. Чем большим интеллектуальным капиталом владеет работник, тем он ценнее для общего производства.
В индустриальном материальном обществе объем товаров пропорционален объему используемых для его производства ресурсов. В постиндустриальном обществе товаром выступают информация и знания, они нематериальны, для их производства нужны порой внушительное количество интеллектуальных и информационных ресурсов, но зато с помощью современных технологий этот товар можно в любом количестве копировать практически без затрат.
Экономика постиндустриального информационного общества обладает такими характерными чертами, как:
Определения
Специалисты не смогли до конца договориться о точной и единой трактовке информационного общества, однако в его универсальных чертах и характеристиках они сходятся. Суммируя основные подходы, можно вывести обобщенное определение.
Информационное общество – это глобальное и свободное общество, в котором теряют значение национальные территории и политические границы, они не мешают всемирному обмену информацией, стираются межкультурные преграды. Это общество знаний и информации, в котором знания становятся основным и непременным атрибутом благополучия всего социума в целом и каждого гражданина в отдельности. Всем без исключения предоставлен полный доступ к этим знаниям. Большая часть трудоспособного населения занята в сфере создания, переработки и хранения знаний и информации.
Информационные общества: основные типы
Различают два типа информационного общества:
Информатизация
Стратегия информационного общества во многом строится на всеобщей информатизации всех сфер жизни. Современная цивилизация генерирует колоссальные потоки информации, которые необходимо собирать, обрабатывать, анализировать, хранить. Это невозможно сделать без внедрения компьютерных и сетевых технологий, а также без квалифицированных специалистов. Информатизация и компьютеризация значительно облегчают жизнь, помогают сэкономить время, силы, деньги.
Информатизация общества – процесс комплексный, он затрагивает экономическую, научно-техническую и социальную сферы, его целью является создание таких условий, при которых любой человек, организация, орган государственной власти или общественная организация имели полный доступ информационным ресурсам и могли без препятствий удовлетворять свои потребности в знаниях и необходимой информации.
Проблемы
Однако на данном этапе развития информационное общество – это не только благо и прогресс для человеческой цивилизации. Его становление сопровождается рядом проблем, которые еще предстоит решать. К ним относятся:
Российское информационное общество
Россия пока заметно отстает от мировых лидеров в области информационных технологий, оставаясь во многом индустриальным обществом. Однако российские власти прекрасно осознают эту проблему и стараются преодолеть отставание. Так, в 2002 году была принята программ «Электронная Россия», способствующая информатизации регионов. В 2007 году были подключены к интернету российские школы. В мае 2017 года президент России подписал долгосрочный указ «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 года». Проводится масштабная информатизация в госсекторе, образовании, медицине, финансовом секторе.
Интересные факты
Несколько интересных фактов, красноречиво говорящих о том, как изменился мир в постиндустриальную эпоху и какую роль коммуникационные технологии играют в наши дни:
До начала 19 века человечество удваивало накопленные знания примерно за 50 лет, в период с 1800 по 1950 гг. человеческие знания удваивались в среднем за 10 лет, с 1950 по 1970 гг. — за 5 лет, сейчас этот срок сократился до 2-3 лет.
Плюсы и минусы информационного общества
Вышеуказанным именуется скопление людей, внушительная часть которого занимается исключительно созданием, сохранением, тщательной обработкой, а также внедрением в жизнь информации, как правило, наиболее нужной частью из неё — знаний. Учёные твердят, что в современнейшем мире, который с головой окунулся в пугающую эпоху компьютеризации, в ближайшем будущем возникнет заветный доступ к проверенным ресурсам, которые станут палочкой-выручалочкой в каких-либо обыденных вещах. Это даст высочайший уровень автоматической обработки информации во всех сферах, нужных человеку для высококачественной и лёгкой жизнедеятельности.
В далёком будущем, основополагающей силой, которая сподвигнет нас в путь развития, станет вселенское производство именно напичканного массой познаний, а не привычного материального продукта. Последний в корне изменится, получив ещё большее количество рекламных, дизайнерских и другого рода инноваций.
Если сравнивать с индустриальным человечеством, всё рождение которого направлено исключительно на создание и принятие продукции, то в первом главными продуктами потребления и усвоения являются ум и знания, что позволяет ускорить процесс запоминания и повышает уровень умственного обрабатывания услышанного и увиденного. В такой среде на вес золота такие человеческие качества и таланты, как творческая сторона, а также умственные способности.
Отныне в нём важнейшей и технологической базой являются всевозможные работающие системы, созданные на основе компьютерного оборудования и сетей, а также различных устройств, приборов и связи.
Положительные качества
Основными признаками этого вида общества можно назвать:
Отрицательные черты
Среди наиболее опасных сторон общества, располагающего львиной долей информации, следующие:
Выводы
Присутствие информационного общества на нашей планете имеет как положительные стороны, так и очень отрицательные, которые могут принести множество проблем в жизни людей и государств. Процесс эволюции и совершенствования необратим, поскольку люди быстро привыкают ко всем новшествам, к тому же они уже стали зависимыми от средств массовой информации, интернет-ресурсов, социальных сетей и других вещей, которые обогащают разум человека определённым количеством различного рода информации.
Сложно сказать, полезно ли такое специфическое, но уже привычное общество для рядовых людей или нет. С одной стороны, человек может получать развитие и новые знания из подобного рода источников, но с другой стороны, она может ему очень сильно навредить. В любом случае, назад дороги нет и остаётся лишь повиноваться пришедшему веку информационных технологий, который диктует свои правила.
Что называется информационным обществом
Что такое информационное общество
Информационное общество — это новый исторический период развития общества, в котором информация и знания становятся главным продуктом производства, а создание, хранение, переработка и передача информации — одной из важнейших деятельностей в экономической, политической и культурной сферах.
Современный мир в настоящее время переживает очередную информационную революцию, которая отражается в формировании и активном развитии глобальных информационных сетей по всему миру. Этот период характеризуется необычайным увеличением объема информации, которая становится одним из важнейших факторов, определяющих развитие технологий и общества в целом.
Небывалый рост скорости и объема передаваемой информации, новые методы ее поиска и хранения, уникальные возможности производства, новые виды деятельности в сети — все это привело к возникновению информационного общества.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Эта эпоха обусловлена переходом от индустриального общества к постиндустриальному, который также называется информатизацией.
Зарождение понятия
Впервые о теории «информационного общества» заговорили еще в середине 90-х гг. после появления кибернетики. Его изучением занимались американские ученые К. Шеннон, Н. Виннер, Д. Нейман, английский криптограф А. Тбюринг и советские математики школы А. Н. Колмогорова.
Однако сам термин был предложен японским теоретиком К. Коямой только в 1961. Основываясь на трудах теоретика, японцы в 1972 году приняли программу «План информационного общества; национальная цель к 2000 году».
Впоследствии термин стал популярен и в западных странах и активно применялся в работах известных европейских ученых, изучающих феномен информационного общества.
В процессе своего становления термин «информационное общество» обрел большую популярность и стал активно использоваться не только в профессиональной речи специалистов, работающих с информацией, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых.
В этот период специалистам пришлось столкнуться с рядом проблем, сопутствующих активному развитию информационных процессов. К ним относятся:
Характерные признаки
Как и любому явлению в мире, информационному обществу присущи не только положительные признаки, но и черты, которые негативно влияют на социум.
К положительным признакам относится:
К негативным тенденциям информационного общества причисляют:
Структура информационного общества
Структуру информационного общества можно рассматривать с социальной и институциональной точки зрения.
Социальная структура
Институциональная структура
Она состоит из шести элементов:
Представители информационного общества
К представителям информационного общества, как правило, причисляют всех современных людей, обладающих высоким уровнем образования и занимающихся интеллектуальным трудом.
Деятельность работников в этой сфере связна с обработкой и анализом поступающей информации и получением новой.
К ним можно отнести:
Их разработки влияют на прогресс информационных технологий и процессов. Такой труд требует высокие умственные навыки и специальное образование. Информационные работники генерируют идеи, новые подходы и методы к изучению и использованию информации, формируют рынок сбыта для информационных продуктов.
Их профессиональная деятельность высоко ценится на современном рынке труда. Самые популярные и прибыльные профессии сегодня связаны с информационными процессами, поэтому конкуренция в этой сфере довольно серьезна как между специалистами, так и между работодателями. Крупные компании постоянно находятся в поиске талантливых и креативных профессионалов.
Роль информационного общества в развитии человечества
С развитием цивилизации роль информации в жизни человека становится все существеннее. Наступление постиндустриальной эпохи способствовало возрастанию влияния информации на общество во всех сферах деятельности. Под ее воздействием люди меняют свой образ жизни и мировоззрение, расширяют круг возможностей и способностей, познают не только мир, но и самих себя.
Информационная эра до неузнаваемости изменила привычный уклад жизни. Виртуальное пространство активно вносит свои корректировки в реальную жизнь людей, которую сегодня невозможно представить вне информационных технологий.
При этом многие эксперты в сфере информации придают процессам информатизации негативный оттенок, который проявляется в унификации человечества, потери личной индивидуальности и ослаблении духовных ценностей.
Содержание роли информационного общества все еще не имеет единой характеристики и процессы, происходящие в этой сфере, сложно предсказать. Поэтому исследования на эту тему сегодня особенно актуальны и популярны.
Информационное общество: плюсы и минусы
Интерес к проблемам информационного общества достаточно стабилен уже в течение последних 15 лет. 22 июля 2000 г. лидерами стран Большой Восьмерки была принята Акинавская Хартия глобального информационного общества, в которой отмечено, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества в XXI веке. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества…
В декабре 2003 г. впервые в истории человечества лидеры 150 стран мира собрались в Женеве на Всемирный саммит по информационному обществу для обсуждения глобальной задачи нового тысячелетия – построения информационного общества. Были приняты два документа, подписанных в том числе и Россией, – «Декларация принципов» и «План действий». В «Декларации принципов», в частности, заявлено об общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие человечества информационное общество. В таком обществе каждый человек имеет возможность создавать информацию и знания, пользоваться и обмениваться ими с тем, чтобы обеспечить отдельным лицам, общинам и народам условия для максимально полной реализации своего потенциала. Это должно содействовать их устойчивому развитию и повышению качества жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, при соблюдении в полном объеме принципов Всеобщей декларации прав человека.
Очевидно, что технологии познания истины и поиска информации за последние годы серьезно изменились. Сегодня одним из наиболее мощных инструментов, созданных обществом, являются современные информационно-коммуникационные технологии. В соответствии с материалами Всемирного саммита по информационному обществу, их использование дает преимущество во всех сферах жизни.
Основные аспекты информационного общества
В специально посвященном этим проблемам разделе «Плана действий» отмечаются следующие аспекты, которые можно спроецировать на библиотечную практику.
Первый – электронное государственное управление, направленное на обеспечение прозрачности государственных учреждений и демократических процессов, повышение их эффективности и укрепление связи с гражданами. Библиотеки участвуют в данных процессах, предоставляя печатные и виртуальные материалы о деятельности властных органов, общественных организаций, обслуживая публичные центры правовой информации.
Второй аспект – электронная коммерческая деятельность как мощный стимулятор оживления экономики и повышения доступности товаров и услуг вне зависимости от места проживания. Библиотеки уже участвуют в данном направлении, обслуживая удаленных пользователей путем электронной доставки документов.
Третий аспект – электронное обучение, которое обеспечивает повсеместную доступность образования вне зависимости от места проживания, а порой и материальной обеспеченности обучаемого.
Четвертый аспект – электронное здравоохранение как комплекс мер, содействующих распространению медицинских знаний, всемирный мониторинг отслеживания инфекционных заболеваний.
Пятый аспект – электронная занятость – использование электронного надомничества, содействие всеобщей занятости населения, рациональное распределение трудовых ресурсов.
В настоящее время все более распространяется осознание того, что право на информацию – одно из естественных, фундаментальных прав личности. В статье 19 Всеобщей декларации прав человека утверждено право каждого человека на свободу убеждений, их свободное выражение, что предполагает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию. Если в прошлых столетиях проблемы науки интересовали лишь узкий слой причастных к ней интеллектуалов, а отношение к технике было сугубо прикладным, то наше время выдвинуло оба эти явления в центр общественного внимания.
Стратегия развития информационного общества и нормативное регулирование
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации утверждена Распоряжением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212. В общих положениях стратегии указано следующее: «Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества».
Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, отнесены:
В списке основных задач «Стратегии развития информационного общества» почему-то не нашла отражения не менее важная задача – правовая защита информации в системе информационных отношений. Существующий пробел при установлении правовых режимов доступа к информации приводит к негативным явлениям – от противоправных действий по разжиганию межнациональной розни до преступлений, связанных с нарушением авторских прав.
Одним из примеров такого плана является проблема незаконного распространения авторской продукции. По сообщениям масс-медиа, количество используемых в России пиратских компьютерных игровых программ доходит до 91%. Наибольшее количество информационных правонарушений относится к сфере гражданско-правовых отношений, связанных с защитой авторских прав. В правовом понимании авторские права – это авторская информация, особым образом защищаемая законом. На сегодняшний день подавляющее большинство лиц, нарушающих авторские права, не привлекаются к ответственности. Существуют определенные сложности в выявлении «места утечки информации», установлении субъекта-правонарушителя, а также в определении размера убытков, причиненных автору. Пиратский рынок будет существовать, пока есть спрос на продукцию, которая продается гораздо дешевле лицензионных копий и пока отсутствует четкий механизм привлечения к ответственности нарушителей авторских прав.
Возвращаясь к «Стратегии развития информационного общества», отметим, что в результате реализации основных направлений и мероприятий к 2015 году должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:
Преимущества информационных технологий и достижения «Электронной России» на сегодняшний день бесспорны. Человек, который не пользуется «благами» информационного общества, отстает, находится «за бортом», отдаляется от развивающегося быстрыми темпами информационного общества.
Сегодня труд большинства людей связан с компьютерами, так как их использование позволяет гораздо более оперативно решать текущие задачи. Современной тенденцией является вытеснение печатной книги электронной. По мнению Владимира Семеновича Балабанова, ректора Российской академии предпринимательства – это минус: «молодые люди перестали получать информацию из бумажных носителей. Все стремятся к компьютеру, в результате отвыкают от логического мышления, потому что способны только принимать информацию». Такое мнение не лишено, на наш взгляд, достаточного критического потенциала.
Так, наличие огромного количества информации, например в Интернете, есть одновременно и плюс, и минус.
Во-первых, сегодня во всемирной паутине можно найти большое количество книг, которые можно скачать бесплатно вместо приобретения их в книжном магазине. Информация одна и та же, разница только в том, что одна книга – на бумаге, другая – электронная. Вопрос о наличии или отсутствии логического мышления в данном случае вообще не возникает. То, что можно, вместо похода в библиотеку или магазин, скачать необходимую книгу, находясь у себя дома, – это, конечно же, плюс.
В чем же минус?
В Интернете информация может быть выложена кем угодно. Причем достоверность такой информации далеко не всегда составляет 100%. Ведь кто-то, размещая, например, на форуме, свои предположения, основанные на субъективном умозаключении, может выдавать их за единственно верные.
Чтобы обернуть этот минус в плюс, нужно просто уметь фильтровать информацию, полученную посредством всемирной паутины, с недоверием и критикой относиться к информации, размещенной на общих форумах, и свободно пользоваться информацией, размещенной на официальных сайтах, например, государственных структур.
Часто встречаешь в Интернете обсуждения на самые различные темы правового, экономического, политического характера. Чтобы принять активное участие в таких обсуждениях логическое мышление просто необходимо.
Наталья Владимировна Тихомирова, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) заключает: «Современные студенты активно пользуются электронными и информационно-коммуникационными технологиями. Сегодня важна скорость передачи и усвоения знаний. А это невозможно без технологий электронного обучения».
Совершенно немыслима жизнь, например, практикующего юриста, без использования информационных правовых систем (Гарант, Консультатнт, Кодекс и др.), давно и прочно вошедших в деятельность специалистов различных отраслей. По меньшей мере, нелепо выглядит сельский судья, который вынужден откладывать процесс в связи с тем, что он не смог найти необходимой нормы в груде напечатанных законов, а проверить утверждения стороны он не может, так как не успел обновить свой кодекс с учетом недавно внесенных поправок. Здесь, конечно, есть и другая проблема, психологического характера. Для того чтобы вписаться в современное информационное общество, кому-то необходимо сломать сложившиеся стереотипы, кому-то – избавиться от фобий перед компьютерами, кому-то, возможно, изменить систему ценностей, а кому-то – просто стать гибче, чтобы адаптироваться к современным условиям жизни.
Андрей Коротков, первый заместитель министра РФ по связи и информатизации, выявил следующие минусы «Электронной России»:
Во-первых, «информация имеет лишь некоторые общие свойства со «знанием». Процесс обработки информации совсем не означает ее разумное использование. И мы пока еще далеки от разумного использования информации, мы далеки от «общества знаний»».
Во-вторых, «когда мы дойдем до уровня, при котором все процессы в обществе смогут функционировать с помощью «цифровой системы», мы станем другим обществом. И поскольку мы говорим о процессах создания электронного государства или электронного бизнеса, существуют законные опасения о неполной вовлеченности, о цифровом неравенстве. Если электронное государственное управление взаимодействует с гражданами в электронном виде, и при этом часть общества не подготовлена к этому технически или не имеет доступа к технологиям, мы являемся государственной властью только для этой части общества».
В заключение хотелось бы отдельно отметить проблему здоровья человека в эпоху «информационного общества». Вне всякого сомнения, длительная работа за компьютером, сидячий образ жизни, дефицит сна не самым лучшим образом сказываются на здоровье человека XXI века. И это – минус информационного общества. В каком бы ритме нам не приходилось жить, не нужно забывать о прогулках на свежем воздухе, полноценном здоровом сне и т.д. Прогресс не должен наносить вреда здоровью человека.