Для чего нужно изложение

Что такое изложение? И как научиться его писать?

Для чего нужно изложение. Смотреть фото Для чего нужно изложение. Смотреть картинку Для чего нужно изложение. Картинка про Для чего нужно изложение. Фото Для чего нужно изложение

Добрый день, мои многоуважаемые читатели. В начальной школе много заданий направлено на развитие речи, выработку навыков передавать услышанное, сохраняя стилистику. Потому во 2 классе дети начинают потихоньку тренироваться творчески излагать.

Для того чтобы делать это правильно и красиво, нужно понимать, что такое изложение и как его писать.

Что значит излагать и как это должно быть?

Начнём с того, что по своей сути изложение — это пересказ. Такой вид творческого задания по русскому языку и литературе применяется педагогами не только в начальных классах, но и в старшей школе, чтобы проконтролировать знания учеников. Если кратко, то смысл его – прочитать или услышать, проанализировать прочитанное или услышанное и изложить собственными словами, сохранив основную мысль.

Для чего нужно изложение. Смотреть фото Для чего нужно изложение. Смотреть картинку Для чего нужно изложение. Картинка про Для чего нужно изложение. Фото Для чего нужно изложение

Зачем нужно уметь излагать? Ну, во-первых это отменная тренировка памяти. Во-вторых, умение пересказывать формирует правописание и стилистику, учит излагать не только правильно по смыслу, но делать это красноречиво и гладко.

Обычно учителя для изложений подбирают художественные произведения, но могут встречаться и тексты потруднее, например, из научно-публицистических трудов. Если кто-то уверен, что первоначальный тест для дальнейшего пересказа должен быть обязательно зачитан самостоятельно или заслушан от преподавателя, то это немножко не так. Изложения пишут и по драматическим звукозаписям, и по диафильмам, даже по кино и спектаклям. Так что это действительно творческая работа.

Чтобы не путать изложение с сочинением, важно ребёнку объяснить различие в понятиях «излагать» и «сочинять».

Так, излагаем мы то, что слышим, видим, понимаем и запомнили. Потому в изложении важно сосредоточиться на последовательности и деталях. Сочинять можно только своё, передавая своим мысли и чувства на определённую тему. Тут нет мнения другого автора, доказываются собственные суждения.

Считается, что изложение менее трудоёмко и сложно, так как ничего не надо придумывать, всё дано готовое. Но это ошибочно. Многим детям трудно воспроизводить чужой язык и стилистку, потому в таких случаях они стремятся запомнить дословно, без понимания смысла, что не есть правильно.

Для чего нужно изложение. Смотреть фото Для чего нужно изложение. Смотреть картинку Для чего нужно изложение. Картинка про Для чего нужно изложение. Фото Для чего нужно изложение

У изложения есть требования, которые к нему предъявляет школьная проверка знаний. Помимо того, что там не должно быть ни орфографических ошибок, ни пунктуационных, дети должны уметь:

Немало, правда? Хорошая тренировка памяти и оттачивания навыков!

Это общие требования в школе ко всем пересказам, независимо от того, какой вид изложения задан, а их, этих видов, несколько.

Как можно пересказывать?

В 1 классе ученики пользуются одним видом изложений – устным. При этом они умеют пересказывать близко к тексту или передавать краткое содержание, от имени автора или от собственного лица.

Для чего нужно изложение. Смотреть фото Для чего нужно изложение. Смотреть картинку Для чего нужно изложение. Картинка про Для чего нужно изложение. Фото Для чего нужно изложение

Письменную форму учащиеся начинают практиковать на уроках русского языка во 2 классе, для чего им подбираются небольшие по объёму тесты, по 30-45 слов.

В 3 классе вводятся новые элементы, и дети уже знакомятся с основными видами изложения «по полной программе».

Для чего нужно изложение. Смотреть фото Для чего нужно изложение. Смотреть картинку Для чего нужно изложение. Картинка про Для чего нужно изложение. Фото Для чего нужно изложение

По речи, которую нужно использовать в работе, изложения тоже делятся на несколько видов.

С видами изложений и требованиями мы определились. Что уж тут, проще простого! А вот как бы так научиться, чтобы послушал, сел перед чистым листом, и речь так и полилась каллиграфическим почерком в нужном направлении, с деталями да фактами?

Учимся писать изложение

Для чего нужно изложение. Смотреть фото Для чего нужно изложение. Смотреть картинку Для чего нужно изложение. Картинка про Для чего нужно изложение. Фото Для чего нужно изложение

В школе есть целая методика, как писать изложения. Сводится она к тому, что учитель два, а в начальной школе даже три раза зачитывает текст для пересказа. Делает он это сначала медленно, с остановками в нужных местах, на которые нужно обратить особое внимание. Во второй раз текст прочитывается уже более бегло.

Пока учитель читает, дети могут отметить важную информацию на черновике, а затем составляют план и уже по плану пишут свою творческую работу. А теперь на каждом пункте остановимся поподробнее.

Вот так вроде всё просто, а на практике иногда бывает не очень. Но не стоит отчаиваться, вы же знаете, что «терпение и труд…». Так что тренируйтесь дома, и к моменту написания выпускного экзамена ваш ребёнок будет красноречиво излагать произведения любой сложности!

На этом с вами прощаюсь в ожидании советов, как можно быстро научить ребёнка писать изложения.

Подписывайтесь на новости блога, чтобы всегда быть в курсе школьных событий и вступайте в нашу группу «ВКонтакте» )

Источник

Библиотека

Изложения: что это такое и как получить «пять»

«И зачем нужны изложения?» — часто этот вопрос задают не только дети, но и взрослые. Зачем нужны изложения, как получать по ним пятёрки и каким должно быть идеальное изложение, читайте в этой статье.

Для чего нужно изложение. Смотреть фото Для чего нужно изложение. Смотреть картинку Для чего нужно изложение. Картинка про Для чего нужно изложение. Фото Для чего нужно изложение

Изложение, оно же письменный пересказ — это эффективное упражнение, необходимое, чтобы научить ребёнка воспринимать, а затем воспроизводить в памяти и излагать информацию. Писать изложения дети начинают в младшей школе, во втором-третьем классе. Изложение входит в программу обязательного экзамена (ОГЭ), который сдают выпускники девятого класса. Не всем они даются легко. Почему так и что делать, разберёмся вместе.

Что такое изложение?

Изложение — это лаконичный письменный пересказ услышанного. Педагог читает детям текст несколько раз (три раза в младших классах, два раза в старших). Ребёнок составляет план пересказа и пишет максимально схожий текст, сохраняя логические связи и стилистику. В некоторых школах могут использоваться аудиозаписи или отрывки подкастов, но чаще всего для изложения подбирают отрывки из художественных произведений, чем старше ученики, тем сложнее текст.

Какие навыки тренируют изложения?

Изложение — это творческое задание, как и сочинение, и если с сочинением всё понятно, то вопрос «Зачем нужны изложения?» не самый редкий.

Вот какие навыки изложения помогают совершенствоваться ученику:

Запоминание текста на слух.

Быстрое определение основной мысли и главных героев текста.

Определение стилистики текста.

Внимание к деталям.

Умение излагать текст согласно плану.

Умение рассуждать связно и логично.

Очень важно, чтобы ребёнок не путал изложения и сочинения. В сочинении ребёнок может делиться собственными мыслями и выводами, в изложении же необходимо как можно точнее пересказать исходный текст, если учителем не поставлена иная задача. Изложение призвано научить ребенка быстро воспринимать текст на слух и уметь его воспроизвести не растеряв деталей, однако и тут есть своя специфика.

Какие бывают виды изложений?

Изложения бывают разные, и в зависимости от типа изложения меняются подходы к выполнению задания. Вот какие изложения есть в школьной программе.

Сжатое. Такой вид изложения учит детей конспектировать, выделять основное, отличать значимые детали от тех, что можно опустить и сразу выделять основную мысль автора. Совет: самое главное — выделить и записать основную мысль и все приведённые автором аргументы. Тут вам нужны рассуждения, а прилагательные особой роли не играют.

Повествовательное. Ученику следует просто пересказать текст, не потеряв логические связи. Совет: всё внимание на глаголы, они важны, потому что ими передаются действия. Правила обособления запятыми причастных и деепричастных оборотов пригодятся старшим школьникам.

Описательное изложение. Призвано научить грамотному употреблению эпитетов и положительно влияет на культуру речи. В пересказе основной упор делается на описание человека, явления или животного. Достаточно сложное задание, поскольку в рассуждении легче опираться на логические связи, а авторский стиль может быть непростым. Совет: особенное внимание обратите на прилагательные, которые использует автор, и повторите правило расстановки запятых между однородными членами предложения.

Изложение-рассуждение. Самый сложный вид изложения, поскольку требуется не только пересказать текст, но и дополнить его своими рассуждениями, аргументами и выводами. Совет: главное — сохранить логику в рассуждениях и привести убедительные аргументы.

Как правильно писать изложение?

Писать изложения легче всего, придерживаясь определённого алгоритма, надеяться на память хорошо, но работать по плану и легче, и результат будет лучше.

Краткий план изложения. Пока учитель читает первый раз, слушайте внимательно и попутно составляйте план услышанного. Короткие заметки, идущие в хронологическом порядке, помогут не упустить важные детали.

Детали. Когда учитель начнёт читать текст второй раз, сосредоточьтесь на деталях, терминах, именах, датах. У вас уже есть общий план, теперь пришло время дополнить его подробностями. Постарайтесь ощутить авторский стиль, чтобы точнее его передать.

Конспект. Краткий конспект у вас уже есть. Пока текст свеж в памяти, дополните его всем, чем считаете нужным, пересмотрите написанное и внесите правки.

Черновик. Если у вас достаточно времени, то сначала напишите изложение в черновике, так вы сможете заранее его оценить, исправить ошибки и найти недочёты.

Проверка. Обязательно перепроверьте готовую работу и вычитайте её, так вы гарантированно получите хорошую оценку.

Самые распространённые ошибки в изложениях

Чтобы написать изложение на «пять», нужно избежать ошибок. Чаще всего в письменных пересказах допускают:

ошибки в изложении материала;

Чтобы избежать грамматических ошибок, можно воспользоваться приёмом «замена», то есть заменить сложные слова на те, в написании которых ученик уверен. В изложениях такой приём уместен и не вызовет снижения оценки.

Пунктуационных ошибок можно избежать, упрощая структуру предложения, длинные ряды синонимов можно обобщить, а сложное описание заменить простым. К примеру, вместо «Пышные бордовые и алые розы приветствовали наливающийся красным кумачом рассвет, который заставил нас восхищенно замереть, задрав головы к небу» можно написать «Рассвет вызвал у нас восхищение». Помните, что суть изложения в пересказе текста, а не в точном его цитировании.

Ошибок в изложении материала и логических недочётов поможет избежать хорошо составленный план, внимательность и финальная проверка изложения.

Речевые ошибки бывают механическими, случайными описками. От таких поможет избавиться типографский приём, когда текст проверяют, читая снизу вверх, так вы не отвлечётесь на смысл слов и сможете найти недочёты быстрее. От нормативных речевых ошибок вас спасёт богатый словарный запас и знание правил русского языка.

Полезные советы для тех, кто хочет получить «5» за изложение

Не надейтесь на память, обязательно делайте пометки. Даже у победителей мировых чемпионатов по запоминанию бывают осечки.

Младшие школьники, как правило, ещё не умеют быстро писать, поэтому им лучше во время первого чтения текста педагогом сосредоточиться и слушать. А делать пометки уже во время второго и третьего прочтения.

Слушая, сосредоточься и представляй описанное, визуальные образы помогут тебе не потерять детали и настроение текста.

Короткие предложения — ваш друг. Лучше коротко и грамотно, чем цветисто и с тройкой за пунктуацию. Обязательно используйте прилагательные, они делают текст эстетичнее.

Постарайся записать как можно точнее первые предложения абзацев. Во-первых, они раскрывают тему последующего текста, во-вторых, так у тебя в тексте будет несколько точных цитат.

Есть сомнения — меняй текст. Изложение — это не диктант, стопроцентной точности не требуется. Заменяй сложные слова синонимами, а предложения, в которых не знаешь, как расставить запятые, более простыми.

Запоминание и воспроизведение текста — это навык. Его можно развить не только с помощью изложений. Младшим школьникам, чтобы развить память и улучшить оценки, пригодится образовательная платформа iSmart. Интересные задания, соответствующие школьной программе, помогут ребёнку увереннее чувствовать себя в школе и легко справляться не только с изложениями, но и с остальными заданиями. При этом заниматься часами не обязательно, достаточно всего 15-30 минут в день, чтобы через месяц изложения перестали быть проблемой.

Источник

Не только пересказ: 9 навыков, которым учит изложение

Для чего нужно изложение. Смотреть фото Для чего нужно изложение. Смотреть картинку Для чего нужно изложение. Картинка про Для чего нужно изложение. Фото Для чего нужно изложение

Школьники, родители да и многие учителя недолюбливают формат «изложение». Наш блогер, автор учебников по русскому языку Екатерина Бунеева, уверена, что это упражнение очень важно для школьников. И многому их может научить.

Изложение — это письменный пересказ текста. Этот письменный пересказ, как и устный, бывает подробный, сжатый и выборочный. Раньше всегда начинали с подробного (в начальных классах и дальше), затем писали выборочное (классе в 6-м примерно), а в 7–8-м — учились сжатому изложению как самому трудному.

Сейчас в школах полная неразбериха и вообще непонятно, если ли система работы над изложением от класса к классу или нет. А ведь польза от этого упражнения огромная! Да, я не оговорилась: изложение — это не контрольная работа «на оценку», а просто РЕЧЕВОЕ УПРАЖНЕНИЕ в ряду других (письмо по памяти, свободный диктант, сочинение). Чему же это упражнение учит?

1. Грамотно читать и понимать текст

Чтобы письменно пересказать текст, его надо сначала прочитать и понять, то есть извлечь всю информацию: и ту, что лежит на поверхности, и ту, что спрятана «между строк», и главную мысль автора. Значит, первый этап подготовки к изложению — это изучающее чтение текста. Полезное занятие? Вне сомнения: не умеешь читать — не поймёшь текст — не перескажешь.

2. Выделять ключевые слова

Чтобы глубже понять и лучше запомнить содержание текста (а развивать память тоже полезно, кто бы спорил), надо выделить в каждом абзаце ключевые слова, определить тему текста. Если ключевые слова выделены верно, тему сформулировать легко.

3. Формулировать микротемы

Чтобы последовательно передать содержание текста, нужно сформулировать микротему («маленькую тему») каждого абзаца. Это трудно, но если научиться, не страшна никакая письменная работа.

4. Составлять план

Если последовательно записать микротемы абзацев, получится план текста. План и ключевые слова — это и опора для изложения, и одновременно приёмы понимания текста. Двойная польза!

5. Правильно говорить

Чтобы письменно пересказать текст, надо сначала пересказать его устно, опираясь на план и ключевые слова каждого абзаца. Развивается связная устная речь, ребёнок учится логическим переходам от одного абзаца к другому. Если к изложению готовимся в классе, обязательно работаем в парах: один слушает, другой пересказывает и наоборот.

6. Работать на черновике

Для чего нужно изложение. Смотреть фото Для чего нужно изложение. Смотреть картинку Для чего нужно изложение. Картинка про Для чего нужно изложение. Фото Для чего нужно изложение

7 простых шагов, которые научат вас писать сочинения

7. Развивать механизмы речи

Работая над изложением, ребёнок учится выражать мысли «своими словами», то есть у него развивается один из важнейших механизмов речи — механизм эквивалентных замен. При этом перед глазами — образец авторской литературной речи, с которой сравниваешь свои формулировки и понимаешь, что одну и ту же мысль можно выразить разными способами, стараешься выбрать наиболее удачный вариант. Следование образцам на этапе ученичества чрезвычайно полезно. Да, это трудно — письменно пересказывать текст, но кто сказал, что создавать хорошие тексты легко?

8. Редактировать

Если правильно готовиться к изложению в классе (этап подготовки никак нельзя переносить на дом, это бессмысленно, даже вредно и не даёт результата) ученик привыкает к тому, что несколько раз переписать свой текст, исправляя ошибки, чтобы довести его до ума, — это нормально.

9. Воспринимать информацию на слух

Сначала учим писать изложение прочитанного текста, а примерно с 6 класса — чередуем изложение прочитанного и изложение прослушанного текста. Постепенно, классу к 8-му приходим к изложению только «на слух». Уметь читать и понимать текст, воспринимать информацию на слух, понимать, структурировать её и передавать подробно, сжато или выборочно — чрезвычайно востребованные умения и для учёбы, и для множества профессий.

Подскажите, если я что-то пропустила. И да здравствует изложение! Спасибо.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock / Dikushin Dmitry

Источник

Что такое изложение и как его писать?

Что такое изложение?

Чтобы правильно писать изложения, для начала, нужно разобраться, что это вообще такое.

Чем старше ученик, тем сложнее и объемнее становятся тексты, с каждым годом к работе предъявляется все большее количество требований. Как правило, в качестве текстов выбираются отрывки из художественных произведений. В старшей школе, текстом для изложения может служить научно-публицистический труд.

Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.

Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?

Какие существуют виды изложения?

Как правильно писать изложение?

Теперь, когда мы разобрались, что же такое изложение, пора понять, как правильно его писать. Несмотря на то, что у многих детей возникают сложности с их написанием, задача это не слишком сложная, самое главное – практика и правильный порядок действий. Объясните ребенку, что ему не нужно волноваться или бояться, что он не справится с задачей. Если он будет спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, он обязательно получится желанную «5» и похвалу от учителя.

Порядок написания изложения:

4 совета, которые помогут получить за изложение «5»:

Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости. Желаем успехов в учебе, получайте с BrainApps только пятерки!

Источник

7 причин, почему изложения не только не бессмысленны, но и полезны

Для чего нужно изложение. Смотреть фото Для чего нужно изложение. Смотреть картинку Для чего нужно изложение. Картинка про Для чего нужно изложение. Фото Для чего нужно изложение

В школе сегодня уделяют много внимания сочинению. Оно и понятно: этот формат ждет детей на экзаменах. А про изложение многие забывают. Наш блогер, автор учебников по русскому языку Екатерина Бунеева, рассказывает, чему учит это упражнение.

Изложение — письменный пересказ текста. Он, как и устный, бывает подробный, сжатый и выборочный. В школе всегда начинали с подробного (в начальных классах и дальше), затем писали выборочное (классе в 6-м примерно), а в 7-8-м учились сжатому изложению как самому трудному.

Сейчас полная неразбериха и вообще непонятно, есть ли система работы над изложением от класса к классу или нет. А ведь польза от этого упражнения огромная! Да, я не оговорилась: изложение — это не контрольная работа «на оценку», а просто речевое упражнение наряду с другими (письмо по памяти, свободный диктант, сочинение). В чем же эта польза?

1. Учит вдумчиво читать

Чтобы письменно пересказать текст, его надо сначала прочитать и понять всю информацию: и ту, что лежит на поверхности, и ту, что спрятана «между строк», и главную мысль автора. Значит, первый этап подготовки к изложению — это изучающее чтение текста: не умеешь читать — не поймёшь текст, не поймёшь — не перескажешь.

2. Выделять главное

Чтобы глубже понять и лучше запомнить содержание текста (а развивать память тоже полезно), надо выделить в каждом абзаце ключевые слова, определить тему текста. Если ключевые слова выделены верно, тему сформулировать легко.

3. Видеть микротему

Чтобы последовательно передать содержание текста, нужно сформулировать микротему («маленькую тему») каждого абзаца. Это трудно, но если научиться, не страшна никакая письменная работа.

4. Составлять план

Если последовательно записать названия микротем, получится план текста. План и ключевые слова — это и опора для изложения, и одновременно приёмы понимания текста. Двойная польза!

5. Развивать устную речь

Чтобы письменно пересказать текст, надо сначала пересказать его устно, опираясь на план и ключевые слова каждого абзаца. Развивается связная устная речь, ребёнок учится логическим переходам от одного абзаца к другому. Полезно работать в парах: один слушает, другой пересказывает и наоборот.

6. Работать в черновике

Чтобы хорошо написать изложение, нужен черновик. Работая на черновике, ребёнок постигает культуру создания текста и понимает, что ни один текст не создаётся «с колёс», нужна тщательная работа, исправления, самопроверка и только потом — окончательный вариант на чистовике.

7. Выражать свою мысль

Работая над изложением, ребёнок учится передавать содержание «своими словами», но у него перед глазами — образец литературной речи, с которым нужно сравнить свои формулировки и увидеть, что одну и ту же мысль можно выразить разными способами. Следование образцам на этапе ученичества чрезвычайно полезно.

В соответствии с методикой развития речи сначала учим писать изложение прочитанного текста, а примерно с 6 класса — чередуем изложение прочитанного и изложение прослушанного текста. Постепенно, классу к 8-му, приходим к изложению только «на слух». Уметь читать и понимать текст, воспринимать информацию на слух, понимать, структурировать её и передавать подробно, сжато или выборочно — чрезвычайно востребованные умения и для учёбы, и для множества профессий.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *