Для чего нужно изучать культуру родного края
Значение краеведения в формировании личности обучающегося
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования определяют в качестве цели и требований к результатам образования формирующуюся личность, освоение ею универсальных учебных действий, накопление базовых компетенций, необходимых для адаптации в социуме.
Результатом школьного образования должен стать не всепланетарный, космополитический индивид, а национально ориентированная личность, духовно связанная с прошлыми и современным поколениями, с базовыми ценностями и традициями нашей родины.
Эти задачи определены и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [3], ориентирующей нас, педагогов, на формирование базовых национальных ценностей, гражданско-патриотического сознания у подрастающего поколения, на становление будущего гражданина и патриота России.
В краеведении заложен значительный воспитательный потенциал, который будет способствовать формированию гражданско-патриотических качеств личности. Границы краеведения, как правило, совпадают с границами исторических субъектов Российской Федерации.
Согласно Примерной программы по предмету «История» в 5-9-х классах, изучение региональной истории предлагается во взаимосвязи с отечественной историей, что «способствует многоуровневому рассмотрению истории, включающему историю России, историю региона, города, села, семьи» [5, с. 9-10]. Возможно также изучение региональной истории как самостоятельного курса синхронно-параллельно с курсом отечественной истории в 6—9-х классах. Этот курс рекомендуется вводить за счет части учебного плана и ООП образовательной организации школы, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая актуальные задачи воспитания и интересы самих обучающихся.
В личностной характеристике выпускника основной школы отмечается, что он любит «свой край и свое Отечество», уважает «свой народ, его культуру и духовные традиции». Этому также способствует и краеведение, которое имеет огромное значение для развития личности обучающегося, формирования его гражданско-патриотических качеств.
Познание истории родного края способствует складыванию региональной идентичности, то есть осознания принадлежности к родной местности, к поколениям земляков, их историческому и культурному наследию, а региональная идентичность, в свою очередь, является основой для формирования гражданской идентичности, то есть осознания себя гражданином России, принадлежности к Российскому государству.
Изучение истории своего края, вовлечение обучающихся в историческое прошлое региона, их знакомство с культурным и духовным наследием предшествующих поколений способствует формированию различных граней личности, происходит духовно-нравственное воспитание обучающихся. Содержание краеведческого материала приобщают юных граждан к тем ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, без которых невозможно представить нашу страну: справедливость, личная и национальная свобода, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность родному дому, своей малой родине и своему Отечеству, забота о единстве нации и государства, чувства собственного достоинства и других. Изучение истории родного края позволяют учителю на основе краеведческого материала показать ученикам значение этих ценностей для наших предков и важность их сохранения в наше время.
Существует достаточно много краеведческих тем, формирующих общеправовую культуру обучающегося: деятельность региональных государственных органов, местного самоуправления, судебных структур и их взаимодействие с различными социальными группами населения; деятельность партийных, общественных организаций; проведение избирательных кампаний и участие в них беловчан и кузбассовцев в разные эпохи; возникновение и развитие местной и региональной символики; изучение прав и обязанностей школьников и многие другие темы. Изучение истории края в таком ракурсе поможет школьнику усвоить важные установки: совместная жизнь людей, малых и больших социумов невозможна без законов и правовых норм, ответственности и обязанности со стороны отдельной личности, что свидетельствует о политико-правовом воспитании обучающихся.
Краеведению принадлежит особая роль и в патриотическом воспитании. Уже в самом краеведческом материале – занимательных фактах и исторических событиях города, области, в деятельности известных кузбассовцев, которые обустраивали и прославляли выдающимися ратными, трудовыми и духовными подвигами Кузбасскую землю, в памятниках старины – от Томской писаницы до рукотворных реликвий в школьном музее – заложен колоссальный воспитательный потенциал.
Сегодня учитель – организатор учебного занятия, координатор образовательного процесса, наставник, помощник, формирующий благоприятное диалоговое и деятельностное пространство в классе. Первостепенная педагогическая задача его заключается в том, чтобы учить учиться, то есть прививать ребятам навыки самостоятельной постановки цели и задач, формировать умения организовывать и планировать процесс поиска информации, осуществлять контроль за своими действиями, оценивать свою деятельность.
Ведущие представители отечественной психологии А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и другие отмечали, что человеческая жизнь — это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей». Человек учится для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать [1; 4]. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий, то есть в основе учения и обучения должны быть различные способы деятельности, которые могут формироваться на основе деятельностного похода, в условиях широкого применения современных образовательных технологий.
Основу современного учебного процесса составляет технология проблемного обучения, где обучающийся становится субъектом, овладевает новыми способами действия, приобретает новые знания. Для возникновения проблемной ситуации учитель использует разные приемы. Например, учитель раскрывает разные точки зрения на один и тот же вопрос из истории Кузбасса, предлагая классу рассмотреть явление с разных позиций (закрытие шахт, перенос памятников и др.), или побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из конкретной исторической ситуации, ставит задачи с недостаточными, ошибочными данными.
Важные учебные задачи могут быть решены с помощью игровых технологий. По мнению методистов [9], игра в жизни школьника кроме развлекательной выполняет другие важнейшие функции:
При изучении истории России и нашего края есть аспекты, при изучении которых может быть использован метод «погружения» в конкретную историческую среду и применения игровых технологий: «Основание Кузнецкого острога при Михаиле Федоровиче Романове», «Этническая карта Кузбасской земли», «Одежда, быт и нравы коренных жителей Кузбасса», «Кузбасс в начале XX века» и другие.
Требованием современности стало использование информационно-коммуникационных технологий на уроках. Умелое использование ИКТ помогает оптимизировать процесс обучения, расширить документальную базу изучения краеведческого материала с привлечением интернет-ресурсов. Так, обращение к экономическим и социальным проблемам города Белово и Кемеровсой области, памятникам Беловской и Кузбасской архитектуры, прикладного искусства и другим аспектам истории края с использованием компьютерной презентации позволяет максимально сконцентрировать внимание обучающихся на ключевых характеристиках изучаемого материала. Интернет-ресурсы незаменимы для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме. Однако, информационно-коммуникационная технология является лишь одним из средств обучения.
В изучении истории родного края важное место отводится методу проектов, суть которого – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам и умение практически применять полученные знания, а также развитие мышления обучающихся. При выполнении проекта, на каждом этапе решаются конкретные учебные задачи: поиск и обоснование проблемы, планированием действий по разрешению проблемы, поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Затем – подготовка конкретного «продукта», результата, готового к использованию на уроке, в школе или в реальной жизни. Завершает работу над проектом – представление готового «продукта» в виде презентации, защиты самого проекта.
Метод проектов активизирует развитие самостоятельной деятельности обучающихся, что немаловажно при изучении родного края. Особенностью является то, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа обучающиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты, готовые к внедрению: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, веб страницы, сайта, альманаха, выставка работ, организация музейного уголка и другие. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и на групповую самостоятельную деятельность учащихся. Итогом проектной деятельности обучающихся становится защита проекта.
Так, на уроках истории, посвященным юбилею Кемеровской области, города Белово обучающиеся гимназии выполняли проекты «Кузбасс в годы Великой Отечественной войны», «Семь чудес Кузбасса», «Любимые места родного города», «Парки города Белово», «История одной улицы», «Электронный календарь памятных дат города Белово», «Подвиги моих прадедов» и другие, «продуктами» которых стали презентации, альманах «Они сражались за Родину…», веб страница памятных дат города Белово.
Важный фактор стимулирования познавательной активности обучающихся, формирования любви и уважения к родной земле – внеурочная работа по краеведению. Наиболее оптимальные формы для включения обучающихся во внеурочную деятельность – исследовательский проект, экскурсии, заочные путешествия, создание и просмотр кинофильмов, тематические вечера и др. Включение ребят в различные виды внеурочной деятельности обогащает их личный опыт, способствует развитию интереса к разным видам деятельности и желания активно участвовать в них, сотрудничать друг с другом. В организации и проведении внеурочных мероприятий принимают участие не только педагоги и школьники, но и родители (шьют костюмы, собирают информацию, изучают документы), а также представители других учреждений и организаций (школ города, Дворца творчества детей и молодежи города Белово, МВЦ «Вернисаж»).
Таким образом, значение краеведения для формирования личности обучающегося трудно переоценить. Русский писатель Л.М.Леонов отмечал, что «большой патриотизм начинается с любви к малому – к месту, где ты живешь».
Литература
2. Колесникова, М.Е. Региональная история и историческое краеведение: соотношение понятий и опыт теоретической интерпретации /М.Е. Колесникова // Региональная история, локальная история, историческое краеведение: объект, предмет, методы изучения: сборник статей /сост., ред.: A.Е.Загребин, О.М.Мельникова. – Ижевск: Удмуртский университет, 2012. – С. 23-30.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание /А.Л.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
4. Леонтьев А.II. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975.
6. Репина Л.П. Историческая паука па рубеже XX—XXI вв.: социальные теории и историографическая практика / Л. Н. Репина. – М.: Круп., 2011.
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
8. Шмаков С.Л. Игры учащихся – феномен культуры / С.А.Шмаков. – М.: Новая школа, 2004.
9. Шмидт С.О. Краеведение и региональная история в современной России / С.О.Шмидт // Методология региональных исторических исследований: материалы международного семинара, 19-20 июня 2000 г. – СПб., 2000. – С. 11–15.
Роль изучения истории и культуры родного края в социализации ребёнка
Рубрика: Педагогика социальной работы
Дата публикации: 04.10.2016
Статья просмотрена: 2141 раз
Библиографическое описание:
Иванова, Н. И. Роль изучения истории и культуры родного края в социализации ребёнка / Н. И. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1305/ (дата обращения: 27.12.2021).
Программа воспитательной работы по краеведению, которая предоставляет возможность познакомить детей в соответствии с их возрастными психологическими особенностями с культурой и историей своего района.
Знание связи между прошлым, настоящим и будущим, понимание происходящих вокруг позитивных перемен, установление влияния деятельности человека на изменения в окружающей среде способствуют формированию традиционных ценностей, позитивному отношению к миру вокруг.
Стержнем программы является знакомство с родным краем. Оно позволяет ребёнку осознанно включаться в процесс самовоспитания. При разработке принципов формирования конкретных знаний учитывается, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам.
Необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств. Поэтому необходимо отбирать эмоционально близкие ребёнку явления и факты. Процесс познания социальной действительности должен находить отражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность. Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, о взаимоотношениях людей, их отношении друг к другу, к событиям и фактам. Программа даёт материал для проведения разнообразных праздников, развлечений, викторин, опытов и экспериментов — всего того, чем наполнена жизнь в школе.
Скорость и глубина познания очень индивидуальны и лишь частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребёнком социального опыта, от пола ребёнка, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер.
Наша цель — дать им первоначальное представление, вызвать интерес к познанию мира вокруг. Рассказы должны быть просты и понятны, без научных терминов, но научно достоверны. Беседовать с ребёнком нужно тогда, когда ему хочется поговорить на данную тему, никогда не принуждать ребёнка к разговору. Стараться пробудить в ребёнке интерес к теме разговора. Не всегда нужно спешить с ответом на вопрос ребёнка, можно предложить ребёнку самому поискать ответ в книге, через наблюдения, опыты. Подвести ребёнка к правильному заключению, дать ему возможность пережить состояние первооткрывателя. Очень важно поддерживать в ребёнке уверенность в том, что он обязательно сам додумается, решит трудную задачу.
Цели работы с детьми по программе «Знакомство с культурой и историей родного края»:
– сформировать у детей систему элементарных представлений о культуре и истории района;
– воспитывать положительное отношение и интерес к культурно-историческим ценностям района, его жителям;
– подвести детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, краю, городу, району и ощущению себя частью большого человеческого сообщества;
– развивать социальную активность детей, желание в меру своих возможностей участвовать в событиях окружающей социальной действительности, вызвать стремление к ее позитивному преобразованию.
Образовательные задачисостоят в формировании представлений воспитанников об образе жизни человека с древнейших времен и до современности. Особенностью этого процесса является региональная направленность знаний, сообщаемых детям о социальной действительности.
Воспитательные задачи предполагают воспитание интереса к событиям общественной жизни, уважения к культурно-историческим ценностям района, воспитание в духе толерантности, выработку у детей элементарных навыков взаимодействия с окружающими людьми.
Развивающие задачизаключаются в том, что освоение материала программы способствует развитию таких психических процессов, как воображение, мышление, память, воля, формированию эмоциональной и мотивационной сферы воспитанника. Ребенок открывает свой внутренний мир — мир своих желаний, устремлений, ощущает потребность в общении, самооценке и оценке поступков других людей.
Программа состоит из четырёх разделов:
Каждый раздел программы включает три обязательных компонента.
Информационныйблок представляет собой определенный объем знаний детей об окружающей действительности. Он обеспечивается познавательным материалом, отражающим региональный аспект образования. С этой целью подобраны статьи, сборники об истории района. Данные источники предлагаются детям в адаптированном варианте: в форме пересказа, экскурсий.
Аналитическийкомпонент содержания побуждает воспитанников выражать свое собственное мнение и отношение к предмету разговора либо вербально, либо иным способом (например: мимикой, движениями). Он состоит из серии заданий с возможными вариантами ответов, способствующих развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы (версии названия районов Солнцево и Переделкино, рассуждения о происхождении человека).
Практический компонент содержания программы позволяет реализовать представления в разных видах детской деятельности, где требуются умения осуществлять выбор, корректировать свои действия, договариваться со сверстниками, уступать, проявлять терпимость и терпение (работа с картами-схемами, выполнение рисунков, сочинений-миниатюр о районе, о сверстниках).
Формы работы с детьми.
Работа по программе предусматривает следующие формы организации педагогического процесса:
– циклы интегрированных образовательных мероприятий по истории района;
– включение материала программы в содержание других образовательных мероприятий;
– совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, игры);
– свободная деятельность детей (изобразительная, игровая, трудовая).
Содержание программы реализуется и в досугах, развлечениях, играх, праздниках. Праздничные мероприятия планируются в каждом разделе программы и являются своеобразным итогом работы по той или иной теме. Каждый раздел программы решает помимо общей и свой комплекс задач:
– расширять представления детей о районе и городе; знакомить с местоположением района и города на географической карте России, сообщать элементарные сведения об истории района и его особенностях;
– воспитывать эмоционально-ценностное отношение к малой Родине, чувство сопричастности к происходящим в ней событиям.
– расширять представления о природных достопримечательностях района;
– воспитывать понимание необходимости перемен в жизни, готовности к деятельности в изменяющихся условиях, стремление к преобразованиям;
– воспитывать желание беречь и сохранять природу.
– формировать представления об архитектурных достопримечательностях и парковых ансамблях солнцевского района;
– воспитывать уважение к людям, создавшим эту красоту;
– вызвать желание следовать их примеру, стремление к позитивной, общественно-полезной деятельности.
– формировать представления о писателях, прославивших Переделкино;
– воспитывать уважение к людям;
– вызвать желание следовать их примеру, стремление к позитивной, общественно-полезной деятельности.
Педагогические методы и приемы реализации задач программы.
Чтение и рассказывание детям литературных произведений о своем районе, городе, его жителях, их образе жизни и происходящих изменениях, занятиях горожан в прошлом и настоящем; знакомство с произведениями устного народного творчества в адаптированном для детей пересказе (достоверность, доступность, занимательность, яркость рассказов о родном крае).
Организация наблюдений, прогулок, экскурсий. Организация экскурсий в музеи способствует соприкосновению детей со стариной и старинными вещами. Эти предметы вызывают удивление у детей. Доступными и увлекательными для детей становятся экспонаты Государственного выставочного зала «Солнцево». Очень важны прогулки и наблюдения детей, так как такие наблюдения расширяют кругозор, воспитывают интерес к окружающему.
Предложение детям подумать, поразмышлять по поводу события или поступка. Воспитатель сообщает детям различные версии событий: рассказывает несколько историй о названиях нашего района, реки, улиц и предлагает детям порассуждать, сравнить, какая из предложенных версий наиболее достоверна, интересна, почему одно название сохранилось, а другое оказалось забытым.
Фантазирование на темы, связанные с нашим районом, городом, его жителями в прошлом, настоящем и будущем. Дети сочиняют рассказы о людях и событиях прошлого, выражают отношение к ним.
Организация выставок и мини-музеев в групповых пространствах школы.Тематика выставок и мини-музеев предполагает краеведческую направленность. Это могут быть выставки детских работ и рисунков, фотографий.
Ожидаемые результаты работы с детьми по программе:
По первому разделу:
– знать, что Солнцево и Переделкино — районы Москвы, расположенные на юго-западе города;
– знать прежнее название районов, некоторые сведения из их истории;
– уметь ориентироваться на схеме-карте;
– знать стихи, легенды, сказания о районах;
– понимать связь между прошлым, настоящим и будущим, принимать происходящие вокруг позитивные перемены.
По второму разделу:
– знать растительный и животный мир районов, о реке Сетунь;
– устанавливать связи между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде.
По третьему и четвёртому разделам:
– знать, что окружающие предметы созданы трудом человека;
– ориентироваться в достопримечательностях района;
– устанавливать связи между деятельностью по благоустройству района и улучшением условий жизни людей.
Работа, направленная на приобщение детей к социальной действительности многогранна и объёмна. Эта работа охватывает всю жизнедеятельность ребёнка в образовательной организации и дома, так как жизнь среди людей, овладение её нормами, правилами, законами, присвоение их — это и есть социализация.
Похожие статьи
Ознакомление с родным городом как средство патриотического.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным.
Программа элективного курса по историческому краеведению.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, к родной речи — задача
Между тем, каждое село — это неиссякаемый источник культурных и исторических традиций
Сергиевский район. Древность и средневековье. Археологические очерки, под ред. Васильева.
Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование. »
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста.
Культурно—историческая экскурсия как средство достижения.
Основные термины (генерируются автоматически): культурно—историческая экскурсия, внеурочная деятельность, экскурсия, личностный
Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»
Образовательная деятельность включает в себя сведения, как об историческом прошлом, так и о современном культурном облике города Волжского.
родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.
Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей.
родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.
Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного. ребенок, социальная действительность, дошкольное образование, трудовая.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста.
‒ наличием социального заказа современного общества на формирование у детей ценностного отношения к историческому
народной культуры, понимание ценностей, традиций и обычаев, через историю родной страны, города и знаменитых личностей.
Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру.
Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.
Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
родной край, ребенок, детский сад, образовательная деятельность, Старый Оскол, дошкольный возраст.
Становление краеведения в России как элемента педагогического.
Программа элективного курса по историческому краеведению. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, к родной
Мой край | Статья в журнале «Школьная педагогика». Особое внимание уделяется знакомству детей с историко-культурным наследием своего края.
Похожие статьи
Ознакомление с родным городом как средство патриотического.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным.
Программа элективного курса по историческому краеведению.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, к родной речи — задача
Между тем, каждое село — это неиссякаемый источник культурных и исторических традиций
Сергиевский район. Древность и средневековье. Археологические очерки, под ред. Васильева.
Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование. »
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста.
Культурно—историческая экскурсия как средство достижения.
Основные термины (генерируются автоматически): культурно—историческая экскурсия, внеурочная деятельность, экскурсия, личностный
Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»
Образовательная деятельность включает в себя сведения, как об историческом прошлом, так и о современном культурном облике города Волжского.
родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.
Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей.
родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.
Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного. ребенок, социальная действительность, дошкольное образование, трудовая.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста.
‒ наличием социального заказа современного общества на формирование у детей ценностного отношения к историческому
народной культуры, понимание ценностей, традиций и обычаев, через историю родной страны, города и знаменитых личностей.
Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру.
Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.
Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
родной край, ребенок, детский сад, образовательная деятельность, Старый Оскол, дошкольный возраст.
Становление краеведения в России как элемента педагогического.
Программа элективного курса по историческому краеведению. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, к родной
Мой край | Статья в журнале «Школьная педагогика». Особое внимание уделяется знакомству детей с историко-культурным наследием своего края.