Для чего нужно казачество
Кто такие казаки, каковы их права и полномочия?
Многие люди задают вопрос – кто такие казаки и по какому праву они участвуют в разгоне митингов и патрулировании улиц? Рассмотрим основные правовые нормы, регулирующие деятельность так называемых казаков, рассмотрим, какие права и обязанности есть у казаков при исполнении ими своих должностных функций, и как грамотно дать отпор в случае нарушения ваших прав.
Чтобы понять абсурдность нынешнего казачества, стоит вспомнить историю. Термин «казаки» был принят на Руси для обозначения самостоятельного и самоуправляемого вооруженного населения на различных территориях. Самая крупная группа казаков образовалась в бассейне реки Дон. Это была группа свободных и независимых людей, не подчинившихся контролю русских князей, несмотря на то что крепостное право было обычным явлением.
История казачества
К началу XIX века казаки выделились в отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы, участвовали во множествах войн и даже служили в личном конвое царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от уплаты налогов и так далее.
Многовековая казачья служба Российской империи закончилась революцией 1917 года и отречения императора Николая II. После революции казаки разделились: часть, как и раньше, осталась верна царю и Отечеству, а другая часть поддержала советскую власть. Но та самая советская власть, несмотря на поддержку большого количества казаков, всё же стало прибегать к политике расказачивания.
За время существования советской власти казачество было практически истреблено как сословие, остались только идейные люди, которые помнят и чтят традиции своих предков.
В начале 90-х годов началось возрождение казачества, но новое казачество приняло совершенно иные формы и смысл. Во-первых, далеко не все люди, являющиеся по происхождению казаками, приняли участие в возрождении казачества и, наоборот, люди, решившие возрождать казачьи традиции, никакого отношения к историческому казачеству не имели.
В 90-х годах у казачества не было абсолютно никакого правового обоснования, это были кружки по интересам. Ряженые казаки не имели никаких прав и полномочий, но с большим рвением цепляли себе погоны полковников и генералов, присваивали себе кучу орденов, которые сами придумывали и сами изготавливали.
Современное казачество
Чтобы хоть как-то урегулировать данный вопрос, в 1995 году был создан Государственный реестр казачьих обществ. Данный реестр им также не давал никаких полномочий, но их хотя бы посчитали и официально признали их существование.
В 2005 году российская власть обеспечила принятие федерального закона № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». В законе содержится понятие о Государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, как информационном ресурсе, содержащем сведения о казачьих обществах.
Законом предусмотрено, что российское казачество оказывает содействие государству в выполнении целого ряда функций, среди которых перечисляются содействие в воинском учете, военно-патриотической подготовке призывников, участие в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в охране общественного порядка, охране государственной границы Российской Федерации и обеспечении экологической и пожарной безопасности.
Таким образом, законодательство допускает возможность участия казаков в выполнении целого ряда функций органов государственной власти. По сути своей любое казачье общество – это некоммерческая организация с довольно сложным правовым статусом. У них, вроде как, и есть какие-то цели и полномочия, но все они выражены в оказании содействия государству, то есть сами они никаких действий предпринимать не вправе.
Сейчас казаки привлекаются к государственной службе довольно часто. Отдельные казачьи формирования активно участвуют в подавлении выступлений оппозиции. Естественно, что такая деятельность казаков осуществляется ими исключительно при поддержке государства, но здесь руководство страны допустило определенную ошибку.
Участие казаков в охране и разгоне политических мероприятий вызывает множество вопросов. Например, в 2018 году доблестные московские казаки, что само по себе абсурд, разгоняли людей, пришедших на митинг, с помощью кулаков, дубинок и нагаек, причём, по словам очевидцев, агрессия казаков была гораздо сильнее, чем сотрудников полиции и Росгвардии.
Согласно тексту федерального закона № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», деятельность казачества также может финансироваться за счет государственного бюджета. Деятельность казаков в разных регионах определяется разными соглашения между казаками и муниципалитетам.
Например, на территории Краснодарского края деятельность кубанского войскового казачьего общества регулируется законом Краснодарского края № 539 от 5 ноября 2002 года. Несмотря на то что во многих регионах казачьи дружины привлекаются к охране общественного порядка и патрулированию улиц, никаких полномочий на задержание нарушителей или проверку документов у казаков нет.
Максимум, что они могут сделать, – это сообщить в полицию о нарушении. Если же казаки патрулируют улицы вместе с сотрудниками полиции, то в этом случае они являются исключительно руками сотрудника полиции и выполняют функции «принеси-подай».
В данный момент всё так, но инициативные казаки сейчас пытаются всеми возможными путями увеличить количество своих полномочий. Например, в начале 2020 года атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда вошел в состав рабочей группы по внесению изменений в Конституцию Российской Федерации и не просто присутствовал при разработке поправок, а предложил создать в регионах казачью милицию. Мотивировал он это предложение тем, что главная опора правоохранительных органов сейчас это казаки, которым небезразлична судьба своего города, хутора и станицы. К его большому сожалению, пока данное предложение поддержки не нашло, но ходят слухи о проведении подобного эксперимента на территории Краснодарского края.
В настоящее время, по имеющимся сведениям, общая численность казачьих обществ составляет более 700 000 человек. Президент неоднократно говорил о том, что он очень доволен деятельностью казаков и считает, что зачастую казаки выполняют функцию охраны общественного порядка гораздо лучше полиции.
Отсюда у меня возникает вопрос к вам: считаете ли вы необходимым создание казачьей милиции и считаете ли вы необходимым государственное содержание и развитие казачества в Российской Федерации?
Зачем современной России казаки?
Впервые слово «казак» прозвучало 7 веков назад, и с тех пор его значение претерпело серьёзные изменения. Для современных россиян казаки — нечто абстрактное.
Вольный народ или общественные деятели, стражи порядка или даже участники политического процесса — роль казаков на сегодняшний день неясна. О том, насколько нужны казаки современному российскому обществу, diletant.media выяснял у экспертов. На вопросы отвечали Ярослав Нилов, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутат от фракции ЛДПР, и Анна Каретникова, член Общественной наблюдательной комиссии Москвы.
Нужно ли в России казачество?
Ярослав Нилов: Это общественное явление, и его надо поддерживать. Другое дело, что очень часто я встречаюсь с такой ситуацией, когда непонятные люди, не имеющие никакого отношения к казачеству, становятся какими-нибудь генералами казачьих войск. Но поддерживать, реализовывать и использовать потенциал казачества однозначно нужно. Ведь это ядро идейных, свободолюбивых людей, которые понимают, что они хотят. Они являются неким цементом для тех ценностей, которые сейчас пытаются расшатать.
Анна Каретникова: Я не вижу в этом особого смысла, сейчас это мне представляется бутафорией.
Кубанские казаки. Источник: yuga.ru
Какую важную общественную роль казаки могли бы на себя взять?
Ярослав Нилов: Охрана порядка, безопасность граждан, отстаивание государственных интересов, защита прав граждан.
Анна Каретникова: В истории казаки выполняли функцию защиты границ в определённых для этого местах. Сейчас я не представляю себе в век современных технологий и вооружения, как казаки могут охранять границы. Все остальные опции, которые они на себя принимают, должны выполнять, как мне кажется, другие общественные или государственные службы и организации.
Сейчас казачество — политизированная структура или больше общественное объединение?
Ярослав Нилов: Я думаю, что казачество — общественная структура, которую пытаются всеми силами политизировать. Это проявляется и в отношении государственных структур к казачеству, и в финансовом воздействии, и в вопросах предоставления мест в Государственной Думе, трансляции на проправительственных каналах деятельности этих организаций.
Анна Каретникова: К сожалению, это общественно-политическая организация, потому что политическая составляющая, компонент традиционализма там, конечно, есть, а с другой стороны, поскольку они не являются государственными, это и общественное объединение. Это даже не структура, это какие-то отдельные островки. Это бутафорский элемент, который вживляется государством в наше общество под видом продолжения традиций.
Чем принципиально отличаются функции казачества от полиции или, например, народных дружин?
Ярослав Нилов: Чем принципиально отличаются функции казачества от полиции или народных дружин? Полиция — это государственный орган, который наделён определёнными полномочиями и который действует в соответствии с законом о полиции. Но казачество в этом случае больше общественная структура, я бы даже сказал, общественно-идеологическая структура. Вот их основное отличие.
Анна Каретникова: В какой-то степени казачество похоже на полицию и народные дружины, если им будут передаваться полномочия по поддержанию общественного порядка. Но это, на мой взгляд, скорее негативное проявление. Что такое дружины — я понимаю, что такое полиция — я понимаю, а почему именно казаки? Почему не русские богатыри с мечами должны охранять порядок, гоняться за пьяницами? Вот это я понять не могу.
В 17-м веке казачество сыграло большую роль в формировании антигосударственных движений. Есть ли такая опасность сейчас?
Анна Каретникова: Нет, поверьте, если кто-то поднимется, то это точно будут не казаки. Они ни к какой оппозиции сейчас не имеют отношения. Для этого надо быть очень мощной структурой, и, во-вторых, — не созданной самой властью. А то в какую оппозицию тогда уходить?
Зачем государству нужны казаки
Вопрос о возрождении казачества в современной России остаётся до сих пор спорным. Когда-то казаками называлась этно-социальная общность юга России. Скорее речь шла о сословии, чем об этносе. В России казаки не были единственным сословием. Но почему-то возрождению именно этого сословия уделяется сегодня особенное внимание. Притом что пока в РФ сохраняется бессословное общество.
В современной России многие казаков не жалуют. Их называют ряжеными, да и мало кто понимает, почему эти люди носят особую одежду и пользуются особыми правами. По какой-то неведомой причине государство поддерживает возрождение казачества со всеми традициями и атрибутами.
В декабре 2020 г. члены комиссии по научно-исследовательской работе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества провели даже заседание по вопросам развития политики в отношении казачества.
Заседание было посвящено вопросам реализации стратегии государственной политики в отношении казачества до 2030 года. Стратегия была утверждена указом Владимира Путина в августе 2020 года.
На встрече комиссии утвердили проект единой концепции преподавания в образовательных учреждениях истории российского казачества. Разработка концепции опиралась на научный подход и достоверные исторические источники с учетом потребностей организаций, в которых идет преподавание истории казачества.
Отметим, что проекта единой концепции преподавания истории российского дворянства или купечества, или духовенства, или крестьянства не существует. Такая концепция выглядела бы странно. Но почему-то всё, что касается казаков, никого не удивляет.
На встрече запланировали проведение 13 научных исследований направленных на изучение истории казачества и 7 всероссийских научно-практических конференций. Также комиссия приняла решение создать «Ассоциацию образовательных организаций высшего образования, реализующих казачий компонент».
Первый заместитель атамана Всероссийского казачьего общества Игорь Казарезов заявил, что учреждение ассоциации коренным образом изменит существующую в настоящий момент ситуацию в сфере подготовки кадров для российского казачества. Но тут же возникает вопрос: а зачем и кому нужно казачество, кроме самих казаков, чтобы уделять этому вопросу столько внимания на государственном уровне? В России нет, например, единой концепции преподавания истории страны. А история казачества оказывается на каком-то особом положении.
То же самое можно сказать о памятниках казакам. Вокруг этой темы было немало дискуссий, поскольку юг России стал не просто рассадником антисоветчины, но и местом увековечивания государственных преступников.
Сейчас идут разговоры о том, что в Ростовской области собираются установить памятник «расказаченным» казакам. Памятник казакам «Славься, Сулин казачий!» в честь местных казаков, «пострадавших от расказачивания», планирует установить руководство города Красный Сулин в Ростовской области. Об этом 10 января сообщила пресс-служба администрации региона.
Отмечается, что памятник задумывался как собирательный образ казаков, на котором особо будет выделяться их роль как защитников Дона и границ России. Тем не менее, в администрации подчеркивают, что памятник будет олицетворять казаков в том числе и как жертв «расказачивания» в советские годы.
Автор монумента, скульптор Зураб Мачитадзе, уже подготовил макет памятника. На нем изображены казаки разных возрастов в форме времен Первой мировой войны на фоне Георгиевского креста с изображением православного храма.
Однако тема «расказачивания» на территории Ростовской области нередко идеологически оформляется в современной казачьей среде как тема «геноцида казачества» и очень часто соседствует с попытками реабилитации казачьих коллаборационистов, служивших нацистской Германии в годы Великой Отечественной войны.
Так, в станице Еланской на севере области предприниматель Владимир Мелихов в 2007 году установил мемориал «Донские казаки в борьбе с большевиками», в центре которого была поставлена фигура нацистского пособника генерала Петра Краснова. Несмотря на многочисленные протесты против этого мемориала и уголовные дела, заведенные на Владимира Мелихова, статуя до сих пор стоит на донской земле.
Вспомним, кстати, что к увековечиванию Краснова не так давно призывал телеведущий Дмитрий Киселёв, забывший о словах белого генерала «Да поможет господь немецкому оружию и Гитлеру!» Словом, создаётся впечатление, что чиновники делают какую-то ставку на казачество. Иначе невозможно понять, почему государство закрывает глаза на все художества «ряженых» и при этом поддерживает какие-то концепции преподавания истории казачества. На этот и подобные вопросы никто не даёт взвешенного ответа.
Зачем власти нужны казаки?
Российская власть не оставляет попыток включить каким-то образом казачьи сообщества в существующую систему власти. Президент подписал указы, которые наделяют «реестровые казачьи войска» гербами и знаменами, а самих казаков утвержденной формой, званиями, а также специальными удостоверениями, похожими, как говорят, на военный билет. При этом сами казаки уже не смогут присваивать себе звания. Генералов — атаманов казачьих войск (коих в России аж десять) назначает президент. А старшие офицерские звания казакам присваивает представитель президента в федеральном округе. Вроде бы следует радоваться, что государство пытается навести порядок в своих отношениях с теми, кто считает себя наследниками сословия, служившего опорой Российской империи и подвергшегося страшным репрессиям при советской власти. И вот теперь вместо зверского советского «расказачивания» проводится цивилизованное «оказачивание».
Главная проблема, которую с начала 90-х пытается решить российское государство в отношениях с казаками — встроить сообщество, желающее быть сословием, в современное демократическое (хотя бы по форме) государство.
Это противоречие очевидно проявляется в российском законодательстве, которое указывает, что «казачье общество — добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы». То есть, с одной стороны, речь идет о неких некоммерческих добровольных объединениях. А с другой — члены этого сообщества принимают на себя обязательства по несению «государственной и иной службы». Между тем в царской России, с которой в данном случае пытаются брать пример, никакой «иной» службы, кроме военной, у казаков, в общем, не было. Именно в военной службе, в постоянном походе был смысл жизни казака.
Странно, что замглавы Администрации президента оказался не в курсе, что 15 казачьих частей и соединений существовали в российской армии последние лет десять. И совсем недавно 13 из них были расформированы. По одной причине — представителей так называемого «реестрового казачества» там не было вовсе. Были ликвидированы, в частности, мотострелковый сибирский казачий полк 85-й мотострелковой дивизии в Новороссийске, казачьи части 122-й мотострелковой дивизии в Борзе (Читинская область), 128-я пулеметно-артиллерийская дивизия (Еврейская автономная область). По словам начальника Генерального штаба Николая Макарова, в реестрах Всевеликого войска донского — около 30 тысяч парней призывного возраста. А в армию пошло всего пятьсот человек. Неназванный источник в Минобороны сообщил «Интерфаксу», что общее укомплектование казачьих частей выходцами из казачьих обществ «составляло чуть более 2%, а в целом ряде подразделений вообще не служило ни одного казака».
Казачье «сообщество» напрочь не желает выполнять свою главную функцию, а именно — служить в Вооруженных силах (чем, по правде говоря, ничем не отличается от остального российского народа). Все разговоры об особой породе людей, которые с молоком матери впитывают традиции защиты Отечества — пустое сотрясение воздуха.
Другая история – «иная служба». Наши казачьи «сообщества» проявляют явный интерес к заключению договоров с местной властью по охране общественного порядка или охране заповедников. Практика отечественной правоохранительной деятельности подсказывает, что речь идет об элементарном крышевании. Таким образом, то ли надеясь пополнить ряды Вооруженных сил, то ли желая получить в свое распоряжение лояльную силу на случай беспорядков, российская власть готова наделить некую социальную группу атрибутами и функциями «силовой структуры». Со всеми вытекающими из этого последствиями. Вспомним, как всего лишь освобождение «сообществ» афганцев от налогов тут же выдвинуло их в центр криминальной активности. Государственное оказачивание может обернуться тем же.
Зачем в современной России нужны казаки?
Выступление ансамбля казачьей песни «Криница» на фестивале казачьей культуры «Александровская крепость» в Краснодарском крае.
Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело»
Казак в душе
Все потомственные казаки сегодня, разумеется, имеют какую-то профессию, которой они зарабатывают на жизнь. Анатолий, например, стал кузнецом. Более 40 лет он превращает куски металла в изящные розы, надежные подковы и казачьи сабли. Он обучает кузнечному ремеслу подростков в этнографическом комплексе «Атамань» (200 км от Краснодара), а сегодня делится умением на фестивале казачьей культуры, организованном фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело», в Усть-Лабинске (около 50 км от Краснодара), также бывшей казачьей станице.
Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело»
Гостям Анатолий предлагает не только почувствовать себя казаком, но и отведать свой фирменный кофе по-кузнечному, сваренный на настоящем горне и разлитый по чашкам на наковальне. Про себя кузнец говорит «казасюра», то есть «казак до мозга костей».
Как стать казаком?
Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело»
Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело»
К приходу большевиков к власти они отнеслись по-разному. Многие высшие чины перешли на сторону Белого движения, но было много и тех, кто приняли идеи большевиков о социальном равенстве и пошли за ними.
Из-за этого вплоть до распада СССР о своем казачьем происхождении было не принято говорить. Сегодня же казаками называют около 70 тысяч человек по данным переписи 2010 года: больше всего в Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях, при этом у многих коренных жителей были предки-казаки.
Большая часть современных казачьих движений занимается поддержанием правопорядка. Казачьи организации заключают контракты на охрану предприятий, привлекаются на общественные мероприятия, помогают патрулировать улицы и аэропорты полицейским. Другие общества сосредоточены на восстановлении казачьей культуры.
Желание из тысячи узлов
Искусны были в пении и танцах.
Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело»
Сегодня на Кубани у детей и взрослых есть возможность приобщиться к культуре предков и через традиционное рукоделие.
Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело»
Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело»
Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело»