Для чего нужно правосудие

Правосудие — это реализация главной функции судебной власти

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В правовом государстве есть три независимые ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Последняя призвана защищать права и интересы граждан, когда другие средства исчерпаны. А правосудие – это деятельность, в ходе которой суд (это что?) разрешает конфликтную ситуацию.

Для чего нужно правосудие. Смотреть фото Для чего нужно правосудие. Смотреть картинку Для чего нужно правосудие. Картинка про Для чего нужно правосудие. Фото Для чего нужно правосудие

Но из-за недостатков системы и судейских ошибок результат не всегда получается справедливым. В этой статье вы узнаете, что такое правосудие, и какие проблемы делают этот институт несовершенным.

Правосудие — это.

На вопрос о том, что такое правосудие, учёные-юристы (А.С.Безнасюк, И.В.Губенок, И.Г.Казаков) дают разные ответы.

Но общепринятой в России считается узкая трактовка, закреплённая в Конституции (что это?). Статья 118 Основного закона гласит, что правосудие в РФ осуществляется только судом. То есть, в круг лиц не попадают даже правоохранительные органы (это что такое?).

В узком смысле правосудие – это деятельность суда по разрешению споров. Гражданских, уголовных, административных и любых других юридических дел. Судья вызывает участников процесса в суд, проводит опросы, исследует доказательства, разрешает ходатайства, принимает решения. Все эти действия и называются правосудием.

Более сложна в понимании широкая трактовка.

Согласно ей правосудие – это применение права для справедливого разрешения конфликта. Причём необязательно в рамках судебного учреждения.

Тогда в круг субъектов (что это?) попадают правоохранительные и правоприменительные органы:

Также в осуществлении правосудия (в широком смысле) принимают участие адвокаты, примирители. Все субъекты преследуют одну цель – добиться справедливости с помощью права.

Для чего нужно правосудие. Смотреть фото Для чего нужно правосудие. Смотреть картинку Для чего нужно правосудие. Картинка про Для чего нужно правосудие. Фото Для чего нужно правосудие

Но не стоит путать правосудие и самосуд гражданина. В последнем случае человек хоть и хочет восстановить справедливость, но действует вразрез с законом. Так, он не вправе избивать врага из мести, ведь согласно УК РФ умышленное нанесение телесных повреждений – это преступление.

Принципы правосудия

Принципы правосудия – это фундаментальные правила, которым в идеале должна соответствовать деятельность судов. Они закреплены в Конституции РФ и некоторых законах.

Ниже перечислены основные принципы.

Для чего нужно правосудие. Смотреть фото Для чего нужно правосудие. Смотреть картинку Для чего нужно правосудие. Картинка про Для чего нужно правосудие. Фото Для чего нужно правосудие

Существуют отраслевые принципы, которые имеют силу только в отдельных видах судопроизводства. Например, при разбирательстве уголовных дел действует презумпция невиновности. Пока вина подозреваемого не отражена в судебном решении, лицо считается невиновным.

Проблемы российского правосудия

В советские времена по делам о политических преступлениях иногда нарушался принцип осуществления правосудия только судом. Хотя последний и был закреплён в Конституции СССР 1936 года. Граждан осуждали несудебные органы: «особые совещания» и «тройки». Дела так и не доходили до суда.

Сегодня претензии юристов в основном сводятся к обвинительному уклону в уголовном правосудии. В 2018 году в РФ было вынесено только 0,24% оправдательных приговора. Получение статуса «подозреваемый» – это практически 100% гарантия перейти в статус «виновный».

Другая проблема – высокая нагрузка на судей и работников аппарата (малое количество кадров). Во многих судебных учреждениях сотрудники вынуждены рассматривать ежедневно огромное количество споров, задерживаться на рабочем месте, трудиться в выходные.

Для чего нужно правосудие. Смотреть фото Для чего нужно правосудие. Смотреть картинку Для чего нужно правосудие. Картинка про Для чего нужно правосудие. Фото Для чего нужно правосудие

Времени на подробное изучение материалов дела, подбор законодательной базы и оценку доказательств не хватает, что ведёт к судебным ошибкам. Также ввиду высокой нагрузки сотрудники аппарата не успевают обрабатывать письма и ходатайства граждан, что приводит к многочисленным жалобам.

Другими недостатками российского правосудия учёные называют коррупцию (что это?) и зависимость судов от органов исполнительной власти.

То есть, основная масса проблем возникает из-за неграмотной организации и субъективного фактора. Хотя законодательная база выглядит стройной и логичной.

Выводы

Если говорить совсем уж простым языком, то правосудие – это разрешение спора в суде. Правом вершить его в России обладают только судьи. А другие лица (правоохранительные и правоприменительные органы, адвокаты) лишь оказывают содействие.

С позиции философии правосудие подразумевает стремление добиться справедливости законным путём. Хотя на практике у «правой» стороны не всегда получается отстоять нарушенные права.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Правосудие подразумевает непредвзятое судебное разбирательство по существу дела. Сегодня такого понятия, как «Правосудие» — не существует. Потому что подход на судебных заседаниях всегда является предвзятым.

Тут можно привести в пример и коррумпированность судебных структур, и не скрываемое различие во взглядах судей к слою общества, к которому относится ответчик.

К сожалению в нашей культуре суды больше ассоциируются с некой уголовщиной, их боятся и всячески стараются обходить ситуации, которые чреваты судебными тяжбами.

А вот зря, если вас кто-то оскорбляет, например начальник, и делает это при свидетелях, то можно обратиться в суд и получить моральную компенсацию, ведь никто не имеет право вас унижать. Но у нас народ терпеливый, вот и царствуют начальники, как рабовладельцы над холопами.

Источник

Правосудие

Правосу́дие (юстиция) — вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть.

Для чего нужно правосудие. Смотреть фото Для чего нужно правосудие. Смотреть картинку Для чего нужно правосудие. Картинка про Для чего нужно правосудие. Фото Для чего нужно правосудие

Для чего нужно правосудие. Смотреть фото Для чего нужно правосудие. Смотреть картинку Для чего нужно правосудие. Картинка про Для чего нужно правосудие. Фото Для чего нужно правосудие

Содержание

Широкое и узкое понимание правосудия

Наиболее широкое понимание правосудия философско-феноменологическое, где осуществление правосудия представляют в виде исполняемого ритуала (акта, действа), направленного на приобретение законной силы случая применения права при разрешении каких-либо споров. Вынесенное решение само может приобрести силу закона, равную применённой правовой норме (судебный прецедент).

Однако, например, Конституция России [4] указывает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (при этом, определения того, что такое «правосудие», она не содержит). Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» [5] в части первой ст. 4 также подчёркивает:

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Поэтому в содержание понятия «правосудие» в законодательстве часто включается только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел. Это понимание правосудия в узком смысле.

Правосудие в России

Признаки

Система демократических принципов реализации правосудия

Принципы правосудия — общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

Проблемы российского правосудия

Правосудие в СССР

Российское правосудие возникло не на пустом месте. Его традиции и подходы коренятся в той самой системе, которая была создана советской властью. Но советское правосудие как таковое начиналось с чистого листа. Большевики полностью уничтожили судебную систему Российской империи вместе с ее кадрами.

Правосудие в первые годы советской власти

Основатель советского государства В.И.Ульянов-Ленин писал:

«Диктатура есть власть. не связанная никакими законами. »

Правосудие в сталинский период

Воспоминания очевидцев

Невинно осужденных я видел много: на пересыльном пункте во Владивостоке, в Магадане и других местах. Большинство этих несчастных считали себя обреченными. Против своей воли они были вынуждены подписать протоколы допросов, где говорилось об их несуществующих преступлениях, и клеветать на других невинных людей. Товарищи искренне и тяжело переживали эту трагедию. В разговорах между собой они не скрывали своей подавленности и откровенно рассказывали о своем вынужденном поведении на следствии. Почти все, кто ставил подпись под протоколами допроса, шли на это после того, как перенесли физические и нравственные муки и больше вынести не могли; многие из них после безрезультатно пытались отречься от своих показаний, которые давали в надежде, что все разъяснится, когда дело дойдет до суда. Какой суд их ждал, это я знал по своему опыту, а ведь большинство не дождалось и такого суда — их приговаривали заочно «особые суды», «тройки»… И все-таки эти несчастные продолжали писать заявления, годами не получая ответа, они хотели исправить против воли сделанное ими зло и верили, что партия коммунистов искоренит преступников, прикрывающихся ее именем, что народная, подлинно коммунистическая советская правда восторжествует.

Источник

Судебная власть и правосудие

Понятие и признаки судебной власти

Согласно толковому словарю русского языка В. Даля, власть – это «право, сила, воля над чем-либо, свобода действия и распоряжения, начальствование, управление». В словаре С. Ожегова власть определяется как «право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле».

Понятие государственной власти более узкое и предполагает особого субъекта этой власти, обладающего властными полномочиями, – государство в лице его органов и должностных лиц. В демократическом государстве власть принадлежит народу и осуществляется им непосредственно (в первую очередь путем выборов и референдума), а также опосредованно – через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).

Сам термин «судебная власть» указывает на то, что осуществляется она специально уполномоченным на то органом государственной власти – судом.

Что же такое суд? «Большой юридический словарь» под этим термином понимает «орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке». Помимо судов как органов государства существуют организации, не осуществляющие государственной, в том числе судебной, власти. Речь идет о третейских судах, являющихся альтернативой обычному порядку разрешения споров в государственном суде. Данные организации не являются судами в том смысле, который используется в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе». Они не входят в судебную систему России.

Для того чтобы дать определение понятия судебной власти, необходимо выделить ее признаки, т.е. основные свойства, черты судебной власти, которые отличают ее от законодательной и исполнительной ветвей государственной власти.

Статья 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» устанавливают, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей, в том числе привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа. Статья 10 Основного закона установила принцип разделения властей: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Таким образом, судебная власть должна действовать самостоятельно и независимо от законодательной и исполнительной.

Суд выполняет особую роль в механизме правового регулирования – он разрешает социально-правовые конфликты, т.е. споры, предметом которых выступают общественные отношения, урегулированные нормами права.

Кроме того, судебная защита выступает главной гарантией прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в случаях, когда они оказываются нарушенными действиями или решениями государственных органов и должностных лиц. Статья 46 Конституции РФ гласит, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Только независимая судебная власть способна реально защитить права и свободы человека и гражданина. Именно поэтому судебная защита выступает вершиной пирамиды общегосударственной функции по защите личности.

Сущностью судебной власти, так же, как и государственной власти вообще, является возможность принудительного регулятивного воздействия на поведение различных субъектов права. Такое воздействие судебная власть, в отличие от других ветвей государственной власти, оказывает не иначе как путем принятия обязательных к исполнению судебных решений, которые выносятся в рамках определенной законом гласной и состязательной процедуры, призванной обеспечить высокий уровень правовых гарантий участникам судопроизводства. Таким образом, судебная власть осуществляется не в произвольной, а в строго регламентированной законом процессуальной форме.

Помимо традиционного представления о суде как государственном органе, наиболее распространенного в отечественной учебной литературе, следует сказать и об иной концепции, истоки которой можно обнаружить еще в трудах Аристотеля и Ш.-Л. Монтескье. Она предполагает двойственную природу суда – с одной стороны, суд – это орган государства, обладающий властными полномочиями, расходы на его содержание ложатся на государственный бюджет, а исполнение судебных решений обеспечиваются «силовой» поддержкой различных государственных органов (судебные приставы, органы исполнения наказаний и т.п.). С другой стороны, суд в демократическом государстве – это институт гражданского общества, который представляет лишь «интерес права», а не интересы власти предержащей, он часто противостоит государственному аппарату в его попытках ограничить права личности, закрепленные Конституцией. Обеспечить же подобную автономию суда по замыслу Ш.-Л. Монтескье должна передача судебной власти представителям народа, привлекаемым для осуществления правосудия. Профессор П.И. Люблинский писал: «По существу идея суда стоит обособленно от государства. Суд есть явление, связанное только с правом. Он стоит вне государства, а порою и над ним». В современной России эту концепцию развивает С.А. Пашин. «Правосудие зародилось вне рамок государства… В древности судьи путешествовали по городам и весям, предлагая свои услуги местным общинам. Разочарованные в казенных судах, германцы создали в средние века Общество вольных судей, в качестве которых выступали и рыцари, и простолюдины. Правители овладевали правосудием, чтобы снискать доверие подданных и представить себя не паразитами, высасывающими и проматывающими чужое добро, но покровителями людей.

Король принимал на себя обязательство говорить посредством судов с народом на языке права, ограничивая тем самым произвол феодалов и двора». «Правосудие отнюдь не выступает отправлением государства, но лишь вверяется судьям, действующим под контролем народа. Представители населения непосредственно вершат правосудие, выступая в роли судных мужей, шеффенов, присяжных заседателей».

На основе изложенного можно сформулировать определение понятия судебной власти.

Судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, одновременно выступающая демократическим институтом гражданского общества, который предполагает осуществление судебной деятельности только специальным органом – судом в лице профессиональных судей и представителей народа, содержанием которой выступает регулирование поведения субъектов права путем принятия обязательных для исполнения решений, призванная разрешать правовые конфликты (споры) в обществе и обеспечивать защиту прав и свобод человека.

Понятие и признаки правосудия

Как уже было отмечено выше, правосудие является важнейшим направлением правоохранительной деятельности. Чтобы дать определение понятию правосудия, необходимо выделить его сущность и признаки, т.е. такие свойства, качества, которые отличают его от совокупности других явлений государственно-правовой действительности вообще и других направлений правоохранительной деятельности в частности.

Сущность любого явления – это его наиболее важный признак, такое его свойство, которое определяет его природу и остается неизменным в течение всего периода существования данного явления. В различные исторические периоды и в различных государствах правосудие имело свои особенности, его остальные признаки видоизменялись, однако сущность правосудия всегда понималась как деятельность суда по справедливому разрешению споров о праве, юридических конфликтов. Сам термин «право» (jus) происходит от латинского justitia, что означает правда, справедливость. Понятие справедливости имеет этическое содержание, которое зависит от менталитета общества, представлений о нравственности и праве. В настоящее время с развитием демократии, расширением прав и свобод человека справедливость в деятельности суда предполагает не только правильное применение закона на основе совокупности доказательств, представленных сторонами и истребованных судом в рамках состязательной процедуры, но также применение общеправовых принципов, закреплённых нормами международного права, и, главное, соотнесение всякий раз абстрактной нормы закона с реальной жизненной ситуацией, с личностью, представшей перед судом.

Глава 7 Конституции РФ посвящена, прежде всего, принципам правосудия, т.е. его основополагающим началам, важнейшим правилам осуществления. В этой главе Основного закона закреплены, в частности, такие принципы, как осуществление правосудие только судом, независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, гласность судебного разбирательства, осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.

Принципы правосудия закреплены и в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ». Помимо указанных в главе 7 Конституции РФ принципов, в нем содержатся нормы, посвященные таким принципам, как самостоятельность судов, обязательность судебных постановлений, равенство всех перед законом и судом, принцип государственного языка судопроизводства и др. Такое подробное конституционно-правовое регулирование принципов организации и деятельности не свойственно каким-либо другим органам государственной власти, что говорит о высочайшей ценности суда для гражданского общества. Именно судебная власть является главным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав. Поэтому укрепление судебной власти и совершенствование судопроизводства – основные вехи на пути построения правового государства.

Можно выделить следующие признаки правосудия.

1. Правосудие есть правоприменительная деятельность, в ходе осуществления которой выносятся промежуточные и окончательные решения (судебные акты), определяющие права и обязанности участников процесса и других лиц.

2. Эта деятельность осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых к осуществлению правосудия представителей народа. Любой суд осуществляет в пределах своих полномочий судебную власть посредством правосудия, будь то суд, рассматривающий дело по существу, либо суд вышестоящей инстанции при проверке решений нижестоящих судов.

3. Правосудие осуществляется не иначе как в процессуальной форме, т.е. в рамках определенной процедуры, подробно регламентированной процессуальным законом. Эта процедура призвана, в первую очередь, обеспечить правовые гарантии защиты прав и законных интересов участников судопроизводства.

4. Правосудие осуществляется на основе демократических принципов, установленных нормами международного и внутреннего права. Эти принципы определяют построение правосудия и судопроизводства в целом, обуславливают его отнесение к определенному историческому типу (форме), например, такие модели уголовного процесса, как инквизиционный и состязательный основаны на различных системах принципов правосудия.

5. Правосудие призвано осуществлять справедливое разрешение споров о праве, т.е. гражданских, уголовных и административных дел, а также дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.

Таким образом, правосудие – это правоприменительная деятельность суда, осуществляемая на основе совокупности демократических принципов путем рассмотрения правовых споров в процессуальной форме и разрешения их посредством принятия итоговых и промежуточных решений (судебных актов).

Весьма дискуссионным является вопрос о так называемых формах осуществления судебной власти. В настоящее время в учебной и научной литературе, посвященной проблемам судебной власти, сформировалась теоретическая конструкция, именуемая «формами осуществления судебной власти». Авторами выделяется несколько различных форм осуществления судебной власти, в частности такие, как:

Ряд ученых, включая автора данного учебника, подвергли сомнению такой подход и обосновали вывод о том, что судебная власть может осуществлять посредством единственно возможной формы – правосудия. Представляется, что любая деятельность суда по реализации судебной власти отвечает признакам правосудия.

Понятие судопроизводства. Виды судопроизводства

В нормативных актах и литературе часто употребляется термин «судопроизводство», который является более широким по объему, чем понятие правосудия и включает в себя, помимо правосудия, деятельность не только суда, но и других государственных органов, должностных лиц, физических и юридических лиц, действующих в рамках общественных отношений, регулируемых процессуальным законом, причем не только в рамках судебного разбирательства, но и на других стадиях процесса.

Фактически термин «судопроизводство» равнозначен термину «процесс» (гражданский, уголовный, административный и т.д.). Например, п. 56 ст. 5 УПК РФ определяет понятие уголовного судопроизводства как досудебного и судебного производства по уголовному делу. Соответственно уголовное судопроизводство представляет собой деятельность не только суда, но и прокурора, следователя, дознавателя и других участников уголовного процесса, поскольку все они обладают определенными правами и обязанностями, т.е. являются субъектами процессуальных правоотношений.

В любом виде судопроизводства центральное место занимает вполне определенный круг участников процесса, от которых зависит возбуждение, движение и разрешение дела. Это суд, разрешающий дело по существу, и стороны, отстаивающие в процессе противоположные интересы и наделенные широкими правами по доказыванию тех обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений. Кроме того, среди всех участников судопроизводства особо выделяются органы и должностные лица, обладающие государственно-властными полномочиями и осуществляющие правоприменительную деятельность, в связи с чем их еще именуют органами и лицами, ведущими процесс. К ним относятся, прежде всего, суд как орган правосудия, а в уголовном процессе также прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания и дознаватель, обладающие полномочиями по уголовному преследованию.

Таким образом, судопроизводство можно определить как деятельность суда и других государственных органов, должностных лиц, физических и юридических лиц, являющихся субъектами общественных отношений, урегулированных процессуальным законом, и направленную на возбуждение, расследование и разрешение судебных дел.

Виды судопроизводства перечислены в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Следует обратить внимание на термин «административное судопроизводство». В теории нет единого его понимания. Традиционно, в советской процессуальной науке административное судопроизводство не рассматривалось как самостоятельное, а лишь как разновидность гражданского судопроизводства наряду с исковым и особым производствами. При этом выделялось понятие производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в том числе и судами, в случаях, установленных КоАП РФ. Однако в последние годы, с принятием новых процессуальных кодексов, данная позиция была поставлена под сомнение. Этому, безусловно, способствовало указание в тексте ч. 2 ст. 118 Конституции РФ на административное судопроизводство наряду с гражданским и арбитражным и принятие 8 марта 2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ(далее – «КАС РФ»).

Как видно из текста данной конституционной нормы в ней не указано такого вида судопроизводства как «судопроизводство по делам об административных правонарушениях». Пристальный сравнительно-правовой анализ норм раздела III АПК РФ и КАС РФ позволяет утверждать о высокой специфике процессуально-правового регулирования производства, возникающего из публично-правовых отношений и рассматривать его именно как административное судопроизводство, имеющее свои самостоятельные (отличные от гражданского и арбитражного судопроизводства) задачи и цели, равно как и свои специфические способы регулирования. В рамках административного судопроизводства суды осуществляют рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, дел о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ, дел о взыскании с физических лиц налогов и других обязательных платежей и санкций за их неуплату и др. Рассмотрение же судами дел об административным правонарушениях, урегулированное нормами раздела IV КоАП РФ, а также обжалование постановлений о наложении административных взысканий также представляется возможным признать частью (разновидностью) административного судопроизводства, что позволило бы в перспективе создать единый кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий административный процесс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *