Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции

Понятие и структура правовой информации

(актуально на 28.10.2021)

Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов см. справочную информацию

Условия и порядок вступления в силу международных договоров Российской Федерации. Порядок их опубликования см. справочную информацию

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД ).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);

2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

а) круга государственных органов, организаций, учреждений;

б) круга должностных лиц;

в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);

г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);

д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Указанные признаки также приведены в Разъяснениях Минюста России о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации с ссылкой на п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ принимаются в виде:

— законов РФ о поправках к Конституции РФ;

— федеральных конституционных законов;

— федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ в форме постановления и распоряжения. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты Правительства РФ по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ ( ст. 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ).

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора..

Дополнительно см. Порядок подготовки текстов международных договоров Российской Федерации.

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

— ненормативные акты общего характера;

— акты официального разъяснения;

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

1.3. Виды правовых актов

Существует зависимость вида акта от его нормативного содержания и органа принятия.

Нормативные правовые акты принимаются (издаются) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, в виде законов, указов, постановлений, приказов, правил, инструкций, положений и т.д.

Так, например, согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается». Минюст России в Разъяснениях о применении указанных Правил, также подчеркивает, что НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в указанном виде, акты, изданные в ином виде, (например, НПА Банка России либо акты рекомендательного характера) не должны содержать предписания нормативно-правового характера.

Нормативные акты Банка России могут быть изданы в форме указаний, положений и инструкций ( п. 1.4 Положения о правилах подготовки нормативных актов Банка России, утв. Банком России 22.09.2017 N 602-П). При этом в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Муниципальные правовые акты принимаются в виде решений, постановлений, распоряжений, приказов. Виды правовых актов муниципального образования определяются в соответствии с требованиями устава муниципального образования в зависимости от полномочий субъектов по их принятию (подробнее см. Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, утвержденных Минюстом России).

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты принятые на местном референдуме, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

имеющая юридическое значение

— жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

— направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

— материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

— материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);

— материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);

— образцы деловых бумаг;

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» Высший Арбитражный Суд РФ был упразднен, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, были переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Источник

ЛЕКЦИЯ 2. ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

1.Правовая информация – часть социальной информации

2.Понятие правовой информации

3.Виды правовой информации

Принято считать, что к основным видам правовой информации относятся нормативная и ненормативная правовая информация.

Ненормативная правовая информация.
К этому виду относятся официальные акты и сообщения, принятые органами власти и судебными органами в ходе осуществления ими правоприменительных функций. То есть, функций, непосредственно связанных с реализацией норм права. Именно поэтому они относятся к правовой информации. К ним относятся постановления и распоряжения органов исполнительной власти, на основе которых реализуются права и интересы субъектов права; акты правосудия.
К ненормативной правовой информации относится также огромный массив неофициальной информации правового характера судебных органов (официально опубликованные обобщения и обзоры судебной практики). Такая информация относится к правовой в силу того, что она обобщает официально принятые акты правосудия, ориентирует судебные и иные правоприменительные органы на наиболее правильную правовую квалификацию многочисленных жизненных обстоятельств, т.е. правильное применение действующего законодательства.
Кроме того, к ненормативной правовой информации относятся сообщения (документы) о результатах юридической деятельности правоохранительных органов, которые имеют правовое значение (в которых дается правовая оценка действий и деятельности субъектов права) в существующей действительности или в будущем времени. Это могут быть постановления правоохранительных органов, в которых дается правовая оценка событий жизни. Например, при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного или административного производства по нереабилитирующим основаниям, когда признается факт деяния и усматривается вина субъекта, однако в силу малозначительности причиненного вреда лицо освобождается от уголовного или административного преследования. Такие постановления могут иметь правовое значение в случае их использования, например, в гражданском судопроизводстве при решении вопроса о возмещении материального или морального вреда.
К ненормативной правовой информации могут относиться официальные (документально оформленные) заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных органов, а также доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
2. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О связи» (в ред. от 02.11.2004 N 127-ФЗ).
3. Указ Президента РФ от 28.06.93 № 966 «О концепции правовой информатизации России».
4. Указ Президента Российской Федерации от 19.10.93 № 1665 «О информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами-членами Содружества Независимых Государств».
5. Указ Президента Российской Федерации от 20.01.94 № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации».
6. Указ Президента Российской Федерации от 23.04.93 № 477 «О мерах по ускорению создания центров правовой информации».
7. Указ Президента Российской Федерации от 28.01.94 № 223 «Об образовании Федеральной комиссии по правовой информатизации при Президенте Российской Федерации».
8. Указ Президента Российской Федерации от 03.12.94 № 2147 «О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации».
9. Указ Президента Российской Федерации от 04.08.95 № 808 «О президентских программах по информатизации».
10. Указ Президента РФ от 05.10.2002 N 1129 «О классификаторе правовых актов».
11. Указ Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации».
12. Постановления Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 226 «О Государственном учете и регистрации баз и банков данных» (в ред.) от 02.03.2005 N 101.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.94 № 1319 «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации».
14. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти».
15. Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ».
16. Приказ Министра юстиции от 23 декабря 1997 г. № 19-01-189-96 «Об организации автоматизированного учета правовых актов субъектов Российской Федерации».
17. Приказ Минюста РФ от 21 января 2000 г. N 10 «Об утверждении Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации».

Рекомендуемая литература основная

Рекомендуемая литература дополнительная

1. Волкова О. Н. Вопросы правового регулирования отношений при использовании Государственной автоматизированной информационной системы РФ «Выборы» в избирательных процессах. НТИ, сер. 1 № 9, 2001.
2. Бачило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации. // Государство и право. 2001. № 2, с. 14.
3. Венгеров А. Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. – М.: 1978.
4. Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. // Юридическая книга, М., 1998.
5. Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 2-е изд. – М.: Аванта+, 2001.
6. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации, одобренной Комитетом Государственной Думы от 15 октября 1998.
7. Морозов А. В. Система правовой информации Минюста России: Монография. – М.: Триумф, 1999.
8. Морозов А. В. Правовая информатика. Монография. – М.: Министерство юстиции Российской Федерации, Российская правовая академия, 1999.
9. Право и информатика / Под ред. Е. А. Суханова. М.: МГУ, 1980.
10. Рассолов М. М., Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Элементы высшей математики для юристов // Юристъ, М., 1999.
11. Сб. «Правовая кибернетика. Проблемы правовой кибернетики». – М.: Наука, 1970.
12. Сб. «Правовая кибернетика». – М.: Наука, 1973 и др.
13. Стрельцов А. А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под. Ред. В. А. Садовничего и В. П. Шерстюка. М.: МЦНМО, 2002.
14. Судебная практика в российской правовой системе. – СПб.: Питер, юридический факультет СПбГУ, 2003.
15. Халипова Е. В. Правовая информатика: коэволюция и интеграция. М.: Диалог-МГУ, 1998.
16. Шебанов А. Ф., Шляхов А. Р., Москвин С. С. Правовая информация. – М.: Изд.-во «Наука», 1974.

Источник

Понятие и сущность правовой информации

Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Смотреть фото Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Смотреть картинку Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Картинка про Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Фото Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Смотреть фото Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Смотреть картинку Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Картинка про Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Фото Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Смотреть фото Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Смотреть картинку Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Картинка про Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Фото Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Смотреть фото Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Смотреть картинку Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Картинка про Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Фото Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции

Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Смотреть фото Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Смотреть картинку Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Картинка про Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Фото Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции

Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Смотреть фото Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Смотреть картинку Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Картинка про Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Фото Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции

До начала 70-х гг. прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» практически не использовалось, как и вообще термин информация до недавнего времени не использовался в сфере общественных отношений. С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной деятельности постепенно стала наполняться терминами «информация», «информационная сфера», «информационные процессы» и др., поэтому в систему правовых знаний были привнесены новые понятия, связанные с информацией.

При этом следует заметить, что в текстах законов и других нормативных правовых актов до сих пор отсутствует определение понятия «правовая информация». Это дает возможность по-разному понимать его содержание.

Профессор О. А. Гаврилов относит к правовой информации «любые сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения практических задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности» (99, 13-14).

Трудно не согласиться с каждым из приведенных мнений, поскольку все они дополняет друг друга. Действительно, можно допустить, что и информация нормативного правового характера в источниках права, и сведения о правовой сфере, используемые для принятия решений юридического значения, и результаты юридической деятельности доктринального характера имеют признаки правовой информации.

Однако для того, чтобы понять смысл названного понятия, необходимо все же обратиться к ее содержанию, т.е. попытаться определить существенные признаки.

Для этого нам необходимо обратиться к пониманию информации как категории, поскольку правовая информация является ее разновидностью.

Любая информация вторична, не может она существовать в отрыве от отражаемого в ней объекта или явления, она есть их образ, отраженный в сознании человека и выраженный в определенной форме на материальном носителе.

Одним словом, информация всегда жестко связана со своим источником (объектом действительности), сознанием человека и формой (материальным носителем).

Как же правовая информация связана со своим объектом, сознанием и формой?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к описанной в юридической литературе «информационной концепции права», которая объясняет происхождение права сквозь призму теоретических концепций о сущности информации. Природа правовой информации и сущность права с информационной точки зрения имеют общие содержательные признаки.

Обратимся к основным положениям информационной сущности права, которые помогут сформулировать модель понимания правовой информации.

Вместе с тем, необходимо напомнить и о том, что в период расцвета кибернетики многие юристы, идя в ногу со временем, участвовали в дискуссиях по поводу проблем кибернетики и информатики в праве (102), изучали проблемы соотношения управления и права (103), использования кибернетических методов в исследовании проблем права 104).

Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Смотреть фото Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Смотреть картинку Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Картинка про Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции. Фото Для чего нужно правовое определение информации в юриспруденции

В разное время учеными-юристами проводились фундаментальные исследования проблем влияния теории информации на формирование и реализацию норм права, а также использования информационного подходов при описании природы права (105).

Например, информационный подход использует в анализе правовых феноменов А. Ф. Черданцев, который на основе метода моделирования и теории информации рассматривает проблемы генезиса юридических конструкций и первичной (элементарной) модели нормы права – «мысли, выраженной в языке» (106).

Специальные исследования информационной концепции права провел Ю. В. Кудрявцев, который подробно остановился на природе правовой информации и изложил в своей работе ее основные положения (107).

Напомним, что сущность информации определяется ее природой, которая проявляется в свойстве отражения полученных образов о жизни, на основе которых человек адаптируется в окружающей его обстановке. Заметим, что правовое регулирование либо саморегулирование поведения человека также основано на этом же принципе, о чем будет упомянуто ниже.

Важное значение имеет также вывод о том, что норма права является абстрактной моделью идеальных правил поведения, в них не только воплощена идея (образ) правильного поведения, но она еще и выражена в определенной форме (конструкции). По меткому выражению А.Ф.Черданцева, нормы права – это «в известном смысле, образы, модели реального поведения людей, предназначенные для их будущей реализации» (109, 27-39, 126-154). Волевой и образный характер норм права проявляется и в том, что они являются результатом отражения информации об обществе на уровне сознания на уровне законодателя (110, 16-28).

Следовательно, имеются достаточные основания рассматривать с помощью информационного подхода сущность правовой информации, ее место в правовой системе, а также влияние теории информации на развитие права.

Сущность правовой информации проявляется в соотношении юридической действительности, отражении ее образа в правовом сознании законодателя, а также оформлении этого образа в норме права.

Рассмотрим отдельные структурные элементы информационно-правового обмена или процесса формирования правовой информации.

1. Исторически обусловленная правовая действительность.Действительность как правовая категория тесно связана с философской категорией бытия. Вфилософии действительность понимается как структурносложное явление, состоящее из нескольких форм бытия: бытия вещей, бытия человека, бытия духовного и бытия социального (112, 350).

Определяющим фактором, тесно связанным с природой права, является реальный мир, окружающий человека в ходе реализации его интересов. Здесь имеется в виду не только уже «выбранная» или «опредмеченная» правом действительность как совокупность общественных отношений, но и взятая в более широком смысле окружающая человека событийная обстановка, осмысленная преобразовательная человеческая деятельность субъектов, интересы которых остро нуждаются в правовой защите.

Чаще всего существующая действительность определяется в качестве реальной совокупности общественных отношений, которые, применительно к праву, обычно рассматриваются под углом зрения правоотношений: либо они предназначены к преобразованию в правовые отношения, либо уже урегулированы правом (113).

Глубокие исследования действительности как окружающего человека мира и предмета социальных наук мы находим у дореволюционных правоведов. Содержание фактических отношений, т.е. событий окружающей правовой среды определяются «выражением порядка, установленного природой для проявления взаимного воздействия лиц и предметов или, другими словами, выражением естественных законов материальной и духовной природы» (114, 62 – 63).

Социальную потребность и необходимость в принятии общих правил поведения определял выдающийся отечественный юрист и мыслитель И. А. Ильин, выделяя главное свойство жизненных ситуаций и социальных проявлений существующей действительности по мере своего развития и активного их отражения в нормах права: «Борьба за обеспеченное и приятное существование человека достигает иногда большой остроты; подчас может казаться, что общественная жизнь действительно превратилась бы, по меткому слову английского философа Гоббса, в «войну всех против всех», если бы не было сдерживающих и организующих общественную жизнь правил поведения» (115, 78.)

Таким образом, в существующей действительности берет свое начало право, именно она является первопричиной и первым условием рождения правил поведения, а конфликт интересов субъектов общественных отношений становится фактором, определяющим необходимость принятия правил поведения, первопричиной формирования правовых норм.

Прежде всего, отметим такие признаки норм права, как высокая степень абстрактности и формальная определенность. Высокая степень абстрактности или обобщенности нормы права направлена на создание такого ее масштаба, который способствует применению формы правила поведения не для одного случая, а для большого их числа.

Формальная определенность нормы права связана с ее текстовым оформлением, что тоже объединяет ее с информацией, символы которой имеют также текстовую форму.

В литературе по теории права прямо указывается на информационные признаки нормы права (117; 118; 119).

Наиболее определенно высказывается о природе норм права А. Ф. Черданцев, выделяя не только их информационность и модельную форму отражения общественного бытия и языкового выражения «определенного рода мысли», но и более глубокое информационное значение норм права, «которые, будучи отражением действительности, сами находят отражение в различных формах общественного и индивидуального сознания». В этом он усматривает всеобщее значение результатов отражения для права в целом (120, 101-102).

Подобный вывод сделал и Н. Неновски, модельно описывая ту же формулу коммуникативного процесса природы права: «Познавательное содержательное права определяется как информация, т. е. сведения, сознательно и целенаправленно подобранные и включенные в правовые нормы, чтобы служить их адресатам для ориентации, строго практическим нуждам регулирования» (118, 53).

3. Правосознание как признак правовой информации.Правосознание тесно связано с таким существенным признаком природы права, как наличие государственной воли властвующего субъекта, без учета которого, как известно, нормы права не принимаются.

В литературе мы наблюдаем примерное сходство во взглядах авторов на правосознание: это совокупность представлений, чувств, эмоций, взглядов, оценок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву (121; 122).

Отдельные авторы, характеризуя правосознание, отмечают специфичность его функций: моделирование правил поведения (123, 478), восприятие правовой действительности в мыслительных и чувственных образах (124, 206), формирование правовых образов и представлений о реальных или воображаемых правовых ситуациях (125, 267), отражение правовой действительности в форме юридических знаний и оценок с выделением информативной функции правосознания (126, 194).

Несмотря на важность выделяемых структурных элементов правосознания (идеологический, онтологический, психологический, аксиологический и др.), приоритетным все же остается интеллектуальное его значение (деятельное отражение существующей действительности), поскольку оно наиболее отвлечено от субъективных особенностей субъектов права и идеологических подходов. Категориальный смысл правосознания заключается в том, что оно вбирает в себя множество разнообразных самостоятельных правовых категорий и средств, так или иначе связанных с мыслительной деятельностью человека как субъекта права.

Наибольшее значение в данном контексте имеют работы выдающегося русского юриста и философа И. А. Ильина, который во всех работах, посвященных праву и государству, выделял их волевые начала в правосознании. В его понимании правильному правосознанию как категории придается духовный смысл всего того, что составляет основу организации разумного общества. Источник своего метода исследования сущности правосознания И. А. Ильин видит в единстве естественного начала объективно необходимого образа будущих норм права и создаваемого образа правовых норм объективного (положительного) права с участием воли властвующего субъекта. Он рассматривает естественность природы человека как заданный абсолютно каждому еще в зачатке «особый способ жизни души, предметно и верно переживающей право в его основной идее и в его единичных видоизменениях (институтах)» (131, 166).

Следовательно, для понимания природы права особое значение имеет наличие особой духовной среды, в которой формируются основные руководящие начала (условия) для законодателя и уполномоченных им субъектов. Правосознание как состояние, как духовные условия формирования и развития права включает в себя как правосознание законодателя, так и разработчиков проектов норм права.

Властвующий субъект (носитель государственной воли), выступающий в роли законодателя в структуре природы правовой информации выполняет функцию управляющего субъекта или главного субъекта отражения правовой действительности в норме права. Именно в его сознании отражается необходимость правового регулирования и окончательный абстрактный образ нормы права. В формировании образа будущих правовых норм участвуют не только парламентарии и профессиональные работники законотворческих органов властвующего субъекта, но и юристы-эксперты, ученые. Они с помощью специальных приемов и способов (юридической техники) преобразуют правовую информацию в символьную форму, сохраняя при этом «модель реального поведения людей» для будущей реализации их интересов и одновременно интересов властвующего субъекта.

Для формирования норм права (как образа, модели правила поведения) важное значение имеет правотворческое сознание властвующего субъекта (законодателя), которое складывается из индивидуального сознания отдельных выборных представителей нормотворческих органов (депутатов) и профессиональных юристов законодательных органов, а также экспертов в области юриспруденции. Правотворческое сознание представляет собой, таким образом, духовно-волевую среду отражения юридической действительности и правового бытия.

Таким образом, сущность правовой информации проявляется в трех содержательных ее признаках:

1) правовая действительность как источник и решающий фактор формирования правовой информации;

2) нормы права как образ и форма правовой информации, главный институциональный ее элемент;

3) правосознание законодателя как один решающих факторов формирования правовой информации.

Исходя из природы правовой информации, можно определить ее как образ правовой действительности, отраженный в сознании властвующего субъекта (правосознании законодателя) и выраженный в форме нормы права.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *