Для чего нужно свидетельство пенсионера
О выдаче «Свидетельства пенсионера»
Свидетельство пенсионера содержит следующую информацию: фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, страховой номер индивидуального лицевого счета, вид пенсии и срок, на который она установлена, а также фотографию гражданина.
Для получения свидетельства пенсионера гражданином предоставляются следующие документы:
— специалисты территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно изготовят фотографию. Гражданин, при желании может предоставить фотографию лично, в этом случае требуется одна фотография размером 21 на 30 мм в черно-белом или цветном исполнении без светлого уголка;
— документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя (при обращении за услугой законного представителя).
На фотографии гражданин должен быть изображен строго анфас, смотрящим вперед, без головного убора. Допускается использование фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, по религиозным убеждениям. Фон фотографии должен быть белым, без полос, пятен, изображения посторонних предметов и теней. Глаза должны быть открытыми, волосы не заслонять их. Изображение лица на фотографии должно соответствовать возрасту гражданина на день подачи запроса.
Свидетельство пенсионера оформляется и выдается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту подачи запроса в день обращения гражданина.
Для обеспечения мер по предупреждению коронавирусной инфекции прием граждан в органах Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется только по предварительной записи. Записаться на приём можно также через электронный сервис «Запись на прием» на сайте ПФР — ES.PFR.GOV.RU либо по телефону 8-800-600-04-17 (звонок бесплатный).
Новые пенсионные удостоверения имеют особые важные функции
Выпуск и выдача новых пенсионных удостоверений началась летом текущего года, однако многие пенсионеры до сих пор не знают об их дополнительных важных функциях. Рассмотрим подробнее.
Новое пенсионное удостоверение имеет некоторый ряд преимуществ и новых функций, в сравнении с прежним вариантом документа. По сути, новое удостоверение позволяет получать пенсионеру все полагающиеся ему выплаты и льготы, в том числе и те, о существовании которых он даже не знает.
Оформить новое пенсионное удостоверение можно в отделении ПФР абсолютно бесплатно, принеся с собой готовую фотографию размером 21 х 30 мм, не имеющую светлого угла. Изготовление удостоверения не занимает много времени, и, как правило, выдается на руки уже в день обращения.
Однако после получения документа необходимо обратиться в соцзащиту по месту жительства. Сделать это лучше сразу же, чтобы специалисты инстанции проверили все положенные пенсионеру выплаты и льготы.
Сотрудники соцзащиты заносят информацию о пенсионере и выданном документе в Единую систему межведомственного взаимодействия и делают необходимые запросы. После этого программа выдает полный список положенных пенсионеру выплат и льгот, а также прочих существующих мер социальной поддержки. Это очень удобно, просто, и не требует беготни по инстанциям, не требует сбора огромного количества документов.
Однако есть здесь и важный момент. Процесс проверки и выявления положенных выплат и льгот нельзя пускать на самотек. Сотрудникам соцзащиты, по сути, все равно, все ли положенные меры поддержки отразила программа. Формирование списка мер происходит автоматически по результатам полученных сведений, по ФИО пенсионера и данным СНИЛС. И сотрудники соцзащиты не будут перепроверять эту информацию. Поэтому перепроверить эти данные нужно самостоятельно.
В некоторых случаях сотрудники соцзащиты могут запросить дополнительные сведенья о пенсионере. Например, об условиях его проживания, о наличии семьи, о том, с кем проживает пенсионер. Это может потребовать дополнительного времени – до 10 рабочих дней.
Однако, в целом, новая система и новые функции пенсионных удостоверений нового образца позволяют во многом упростить оформление и назначение мер социальной поддержки, и позволяют получить их в положенном объеме.
В России сначала отменили, а с 2021-го снова вернули пенсионные удостоверения. Как оформить и нужно ли оно?
Пенсионное удостоверение теперь называется свидетельство пенсионера, и подтверждает право на определенные меры социальной поддержки. Однако само по себе удостоверение почти ничего не значит – вся информация давно перенесена в цифровой формат. Стоит ли оформлять новый документ и как это сделать?
Удостоверения до 2015 и после
Пенсионеры в России – самая массовая категория льготников, хоть и кроме самих пенсий этот статус дает не так уж и много льгот. Например, пенсионеры могут не платить налог на недвижимость за один объект, в некоторых регионах они могут бесплатно пользоваться общественным транспортом, а также получать скидки в некоторых предприятиях торговли.
При этом право на получение мер социальной поддержки, как и в случае с другими льготами, нужно чем-то подтверждать. До 2015 года российские пенсионеры получали пенсионные удостоверения – книжечки установленной формы, которые несколько раз менялись. Так, на одних документах значится орган выдачи – Министерство социальной защиты населения РФ (оно существовало до 1996 года), на следующих – просто Пенсионный фонд РФ, а до 1991 года это было Министерство социального обеспечения РСФСР.
Форма удостоверения была примерно одна и та же – красная книжечка, внутри фотография (или без фото), ФИО пенсионера, тип его пенсии, ее сумма и срок, с которого и по который она назначена.
С 2015 года в пенсионной системе России произошла большая реформа – вся система перешла к начислению пенсий через пенсионные баллы, добавились некоторые «бонусы» (вроде доплат за нестраховые периоды), но также были упразднены пенсионные удостоверения. Работала система так:
Справку же можно получить прямо в день обращения, это просто лист формата А5 с основными данными о пенсионере. При желании ее можно заказать заранее через сайт Пенсионного фонда.
Такое «упрощение» было связано с тем, что сами по себе удостоверения были практически не нужны – все данные о пенсионере и так есть в электронной системе, а между разными органами власти налажено межведомственное взаимодействие. Соответственно, вместо серьезного документа теперь можно выдавать просто выписку из базы – как это стало с ЕГРН, ИНН, а недавно – и со СНИЛС
Еще важно знать, что СНИЛС – это не пенсионное удостоверение. Это номер человека в системе обязательного пенсионного страхования – соответственно, он есть у всех, даже тех, кто еще не вышел на пенсию.
Кроме того, выдаваемые органами власти регионов карточки и другие удостоверения – тоже не могут считаться пенсионными. Они, как правило, нужны для льготного проезда в транспорте (чтобы пенсионер не возил с собой справку из ПФР и оригинал паспорта).
Как получить удостоверение сейчас
Вероятно, многим российским пенсионерам не нравилось, что их оставили без пенсионных удостоверений, поэтому еще с прошлого года разные ведомства начали готовиться к возврату этого документа. Сначала появился проект постановления, в котором прописывались не только удостоверения на материальном носителе (карточка, книжка), но и в электронном. Как предполагалось, удостоверение можно будет загрузить через Госуслуги на смартфон, и потом предъявлять по необходимости. Потом, судя по всему, в Минтруде оценили процент пенсионеров со смартфонами и решили вернуть и «материальную» форму удостоверения.
Документ был принят, и с начала 2021 года пенсионеры могут оформить пенсионное удостоверение в виде электронного или материального носителя. В нем будет прописана такая информация:
Сумму пенсии в удостоверении больше указывать не будут.
Оформить документ может любой пенсионер по желанию, сделать это можно лично в клиентской службе ПФР или в МФЦ. Пока подать заявление через Госуслуги нельзя – эта услуга отображается в перечне как неэлектронная. При этом результат (само свидетельство пенсионера) выдается, в том числе, и через портал государственных услуг.
Само свидетельство пенсионера будет выполнено на комбинированной основе, а по размеру оно соответствует банковской карте (85,5 на 54 мм). Присутствуют все необходимые защитные средства – в том числе рельефная сетка, микротекст, бесцветные краски и другие способы защиты.
Несмотря на то, что новый приказ действует уже более месяца, найти фотографии свидетельства пенсионера нам не удалось. На «Госуслугах» в приложении к приказу есть только условный макет.
Что дает свидетельство пенсионера
Как уже было сказано, сейчас все основные данные о получателях мер социальной поддержки оцифрованы и передаются по системе межведомственного электронного взаимодействия. Это означает, что само по себе свидетельство не дает никаких дополнительных прав – и лишь в некоторых случаях оно подтверждает, что его предъявитель имеет льготы пенсионера.
Кроме прочего, это могут быть такие льготы:
Чаще всего это касается права на бесплатный проезд. Дело в том, что перевозчики на улицах российских городов преимущественно частные, а компенсации за перевозку льготников до них доходят не всегда. Поэтому из-за бесплатного проезда часто возникают конфликтные ситуации – а благодаря наличию специального документа их удастся избежать.
Правда, до этого многие регионы и так выдавали собственные удостоверения – как раз для подтверждения права на бесплатный проезд. Но теперь и от них власти постепенно отказываются – теперь в регионах право на льготный проезд «привязывается» к карте МИР, а оплата проезда идет через валидатор.
Поэтому смысла срочно оформлять свидетельство пенсионера просто нет – его с успехом заменит региональное удостоверение или справка из ПФР. Но если пенсионер и так по какой-то причине обратится в Пенсионный фонд, заодно можно оформить и новый документ – лишним он все же не будет.
Что такое свидетельство пенсионера
С начала 2021 года представители ПФ выдают гражданам на основании их письменного заявления специальные свидетельства, подтверждающие наличие статуса пенсионера.
Ранее данный документ заменялся справкой. С помощью данного удостоверения пенсионер сможет доказать, что получает государственное пособие, поэтому не составит труда оформить разные льготы или выплаты.
Бесплатно по России
Что это за документ
С 1 января 2021 года начал действовать приказ Минтруда, по которому любой пенсионер на основании официального заявления может получить свидетельство, подтверждающее его статус. Документ оформляется как на бумаге, так и в электронном виде. Он содержит основную информацию о гражданине.
Сейчас данный документ не требуется для оформления различных льгот или преференций. Это обусловлено тем, что разные государственные учреждения самостоятельно направляют запросы в ПФ, после чего получают полную информацию о каждом гражданине. Поэтому за счет межведомственного взаимодействия не требуется подготавливать людям подтверждения своего статуса. Благодаря этому удостоверение теперь предлагается в электронном формате.
Если запрашивается электронная документация, то она формируется в личном кабинете на сайте ПФ или портале Госуслуг. Но если гражданин желает получить свидетельство на материальном носителе, то достаточно для этих целей посетить отделение ПФ или МФЦ. Независимо от формы выпуска документ содержит фотографию пенсионера, а также другие важные сведения.
Правила получения
Для оформления свидетельства пенсионеру нужно подготовить следующую документацию:
Фотография делается только анфас, а также запрещено наличие головных уборов.
Заказать документ можно разными способами:
Сроки выдачи
Если обращаться за документом напрямую к работникам ПФ, то свидетельство выдается в день обращения. Если же пользоваться услугами посредника, представленного МФЦ, то срок увеличивается до трех дней за счет пересылки документов между разными государственными учреждениями.
Если необходим электронный документ, то он формируется практически мгновенно в личном кабинете.
Какую содержит информацию
Свидетельство включает следующие данные:
Не указывается размер пенсии, поскольку она индексируется ежегодно, что ведет к ее регулярному увеличению.
Полезное видео
Дополнительная информация в видео:
Заключение
Любой пенсионер может получить у работников ПФ свидетельство, подтверждающее его статус. Процесс выполняется не только при личном посещении учреждения, но и дистанционным способом. Документ может выдаваться в электронном или бумажном виде.
Новое свидетельство пенсионера в 2021 году: как получить? Как выглядит? Нужно ли менять старое?
С 1 января 2021 года в России появится новый документ для пенсионеров. В Пенсионном фонде будут выдавать свидетельство пенсионера.
Что это за документ
Пенсионное свидетельство предъявляется во всех случаях, когда нужно подтвердить, что гражданин является пенсионером.
Форма свидетельства может быть бумажной, пластиковой или электронной. Электронное свидетельство на руки не выдается, оно формируется в системе Пенсионного фонда и при необходимости запрашивается учреждениями для оформления льгот и выплат.
Пластиковая форма пенсионного свидетельства будет выглядеть как банковская карта с фотографией гражданина размером 21 х 30 мм в черно-белом или цветном исполнении и данными о его пенсии. Если гражданин является получателем двух видов пенсий, в свидетельстве пенсионера указываются сведения о двух получаемых видах пенсий. Кроме того, указывается страховой номер индивидуального лицевого счета, информация о виде назначенной пенсии и сроке, на который она оформлена.
Размер пенсии в свидетельстве указываться не будет. Эта информация, как и раньше, будет содержаться в справках ПФР о назначении пенсии.
Кому выдается свидетельство
Новый документ полагается россиянам-пенсионерам, независимо от даты выхода на пенсию. За документом можно будет обратиться лично или по доверенности в ПФР, МФЦ, либо оставить заявку на получение на портале госуслуг.
Нужно ли менять пенсионное удостоверение на свидетельство
Обменивать справки или пенсионные удостоверения на новое свидетельство не нужно. Все ранее выданные документы останутся действительными.
Как выглядит свидетельство пенсионера
Необходимые документы
Сроки оказания услуги
Срок действия и стоимость
Действительно в течение срока, на который установлена пенсия, указанного в свидетельстве. Выдается бесплатно.
Как получить свидетельство пенсионера через Госуслуги
При формировании запроса в личном кабинете на Едином портале гражданину предоставляется возможность выбора способа получения результата предоставления государственной услуги: в форме электронного документа на Едином портале или на материальном носителе в территориальном органе ПФР.