Для чего нужно трудиться
Для чего нужно трудиться
«90% взрослых проводит половину своего времени бодрствования, занимаясь вещами, которые им не нравятся, в местах, где им не хочется быть».
Работа не просто функциональна
Самая большая ошибка, которую совершают люди — путают список должностных обязанностей с сутью своей должности. Должностная инструкция описывает только функциональную сторону работы, но не затрагивает важный аспект: что мотивирует людей выполнять работу. Вряд ли бы вы стали публиковать описание своих рабочих обязанностей в соцсетях и хвастаться этим.
Не сюрприз, что, обсуждая будущее рынка труда, часто используют тот же утилитарный подход: люди скоро легко будут заменены роботами и технологиями.
Но как насчет значимости работы? Ведь абсолютно любая работа несет какой-то смысл как для того, кто ее выполняет, так и для того, кто получает от нее выгоду. И тот, кто работает, и тот, для кого работают, получают социальные и эмоциональные преимущества в результате взаимодействия.
Я хочу поговорить не о «технология протии людей», а о том, как заставить их сотрудничать на рабочем месте.
Но для начала надо разобраться, каким мы хотим видеть рабочее место (или вообще мир) будущего. Многие организации утверждают, что они компании с миссией, но не могут создать человекоцентричное рабочее место.
Ваша работа несет смысл
Даже в самое незначительной работе есть смысл. Например, возьмите уборщика. Он выполняет, казалось бы, невидимую работу, не отвлекая «важных» людей от их «серьезных» задач.
На первый взгляд, должностные обязанности уборщика очевидны: помыть пол, подмести, вынести мусор, пополнить запасы мыла и туалетной бумаги и т.д. Казалось бы, с этим отлично справится и машина. Зачем тут человек?
Однако психологи были поражены, когда пообщались с больничными санитарами. Об этом рассказывает Бэрри Шварц в своей речи на TED Talk.
Исследователи поговорили с Майком, который рассказал, что перестал мыть пол, потому что пациент мистер Джонс встал с кровати, чтобы размяться и пройтись по коридору туда и обратно. Шарлин рассказала, как (нарушая распоряжение) не пропылесосила зал для посетителей, потому что родственники одного из пациентов провели у него целую ночь и теперь спали там. Люк признался, что помыл пол в палате пациента в состоянии комы дважды подряд, потому что отец пациента не видел, как пол был помыт первый раз, и разозлился.
Такие поступки помогают людям чувствовать себя лучше. Так «просто уборщики» улучшают качество жизни пациентов и их родственников.
Смысл — в глазах смотрящего
Когда у санитаров спросили, чем сложна их работа, они признались, что она требует большого опыта. И речь шла не о понимании, как правильно помыть пол. Речь шла о том, как заботиться о пациентах.
Выходит, хорошие санитары находят значимость даже в самом рутинном на первый взгляд труде, проявляют доброту, заботу, эмпатию. Хотя в их должностных обязанностях ни слова не сказано про других людей.
Работа — это не столько что именно мы делаем, сколько влияние, которое мы оказываем на других людей, и мотивация, которая заставляет нас выполнять эту работу.
Зачем мы работаем?
Вы работаете, потому что надо или потому что хотите?
Исследования показывают, что чем больше необходимость работать обусловлена вешними факторами, тем менее значимым становится труд для работника и тем заметнее снижается его общая продуктивность.
Источник мотивации
Косвенные мотивы работать подпитываются извне, и если это главная мотивация, вскоре вы перестаете чувствовать какую-либо связь со своей работой. Тут существуют три главных мотиватора:
Прямые мотивы
Мотиваторы, которые относятся к этой группе, уже несут смысл и удовлетворение от работы.
Когда вы на своем месте, продуктивность труда — это субпродукт, а не главный результат. Позволить людям чувствовать значимость, потенциал и удовольствие от своего труда — прямой путь к повышению продуктивности на рабочем месте.
К сожалению, большинство менеджеров ставят во главу угла именно продуктивность, не позволяя сотрудникам развиваться на рабочем месте и восполнять через труд свою нужду в самоактуализации.
В поисках поисках ценности и удовольствия
Все люди хотят зарабатывать деньги, но они не хотят работать только ради денег. Это нюанс, который упускают из виду все, кто ратует за введение безусловного базового дохода. Люди хотят гордиться тем, что делают, а не сидеть дома в ожидании денежного перевода. Внутренняя мотивация более эффективна и приносит удовлетворение.
Но важно отметить что мало найти свое «почему работать». Хотя без цели успех и не возможен. Дэниел Пинк в бестеллере «Движение: неожиданная правда о том, как мотивировать нас» называет три ключевых составляющих мотивации: автономность, мастерство, цель.
Цель — это не просто «почему» (что двигает нас вперед), но и «зачем» (какое влияние мы окажем через свой труд). Возвращаясь к тем же санитарам, в их случае это забота о людях.
Можно зарабатывать огромные суммы, но чувствовать себя несчастным, потому что у вас в коллективе царит токсичная атмосфера или вам приходится делать что-то, что идет в разрез с вашими ценностями.
Мастерство — это возможность развиваться и улучшать свои навыки и расширять знания изо дня в день. Это когда вы постоянно учитесь новому на работе. Становиться мастером в своем деле — вот что превращает работу в «игру», в дело, которое приносит удовольствие.
Делать, что любишь, или любить то, что делаешь?
Я бы сказал, что нужно делать и то, и другое одновременно. Стоит учитывать, что, ставя в приоритет только цель и значимость работы, иногда можно загнать себя в тупик. Порой необходимо учиться любить то, чем занимаешься. Как говорится, вам никто не обязан дать приносящую удовольствие работу, вы должны сами ее заслужить. Так или иначе, чтобы найти смысл и ценность своей работы, нужно приложить усилия, а не пассивно ждать, когда подвернется «та самая» вакансия.
И вот тут вступает в игру третий элемент мотивации: автономность. Всем нам важно осознавать, что от наших решений что-то зависит, определять, что именно мы делаем, с кем мы это делаем и каким образом мы это делаем.
Работники хотят ощущения контроля. Указывать кому-то, как им нудно работать, убивает всю мотивацию. Мудрый человек знает, когда можно нарушить правила, как те санитары, которые адаптировали свои обязанности под нужды пациентов. Нарушение правил с большой целью в уме ради всеобщего блага не приносит хаоса.
Человекоцентричные технологии
Итак, мне кажется, разрабатывая технологии, которые должны облегчить труд человека, нельзя концентрировать внимание только на утилитарной стороне работы, чтобы автоматизировать лишь функциональную его составляющую.
Как вложить мудрость и сострадание в такую бесчувственную, неэмпатичную вещь, как технологии? Другими словами, как вымыть полы в больнице, параллельно улучшив для кого-то день хотя бы немного? Это дилемма, которую надо решить.
Важно сознавать, что ни одна должность не подразумевает сугубо функционального подхода к работе. Ключевой вопрос: в каком мире мы хотим жить? И искать на него ответ нужно каждый день, в том числе и на рабочем месте.
Внеклассное занятие «Зачем человеку труд?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Зачем человеку труд?»
Расширить представление детей о значении труда в жизни общества;
Познакомится с многообразием мира профессий;
Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера как, трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, любознательность.
привить уважение и любовь к труду и людям труда;
показать необходимость труда в жизни человека;
убедить учащихся в том, что их главная цель – учеба.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор.
Проблемная ситуация. «Два плуга».
Мини-лекция «Зачем человеку труд».
Игра «Окончание пословицы».
Игра «Радуга профессий».
Игра «Угадай профессию».
Подведение итогов (рефлексия).
Проблемная ситуация. «Два плуга»
— Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, к нам в гости пришли воспитатели из других групп. Не волнуйтесь, пожалуйста. Давайте поприветствуем их.
Дети приветствуют взрослых
— А сейчас сядьте правильно и будьте внимательны. Тема нашего занятия «Зачем человеку труд». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа Константина Дмитриевича Ушинского, который называется «Два плуга». Послушай те, пожалуйста, этот рассказ, нам его прочитает Ткаченко Денис.
Ученик читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего занятия.
— Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как сереб ро? (Потому что он трудился.)
— Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потем нел и покрылся ржавчиной.)
— Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушин ский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
— Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей:
— Труд красит человека, а безделье его уродует.
— Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
— Только в труде человек может раскрыться.
— Без труда человек заржавеет и заболеет.
Стихотворение читает наизусть Московченко Вадим
Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
Мини-лекция «Зачем человеку труд?»
Игра «Окончание пословицы».
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?
Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Читаю пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах, . (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд. (все перетрут).
Под лежачий камень. (и вода не течет).
Маленькое дело. (лучше большого безделья).
В большом деле и маленькая. (помощь дорога).
Не везде сила: где уменье, . (а где и терпенье).
Делу время. (потехе час).
Без труда…( не выловишь и рыбку из пруда)
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны вправо-влево).
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед).
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, ( Приседания).
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга . (Вращение туловищем вправо).
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой . (Вращение туловищем влево).
А часы идут, идут, (Ходьба на месте).
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы).
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте).
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются).
Игра «Радуга профессий».
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Все завтраки, обеды?
С огнем бороться мы должны
Мы смелые и храбрые,
Мы очень людям всем нужны.
Кладет кирпич за кирпичом –
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом.
Всех отвозить по утрам на работу.
Кто нас одевает в красивые платья,
Кто шьет нам наряды,
Мастер, мастер, помоги –
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости!
Поет рожок, поет рожок!
Мы гоним стадо на лужок.
Пасем коров мы целый день,
Лишь станет жарко – гоним в тень.
Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать.
Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно?
Чтение стихов наизусть подготовленными учениками.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Дело нужное и полезное.
Всегда найдётся дело
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Телёнка надо напоить
Котёнка надо накормить
Не трудно, но всё таки надо уменье
За что ни возьмись-
Нужно мастером стать
И дело любое умей выполнять.
Всё делать должны сами,
Не даётся без труда.
Игра «Угадай профессию».
Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите имя царя и не менее 5 ремесел, которыми он владел? Петр 1 – плотник, кораблестроитель, кузнец, оружейный мастер, маляр…
— Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
— Это самое нужное искусство, оно необходимо и царю, и вельможе, и бедняку, и нам с вами.
— Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать.
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
Конкурс Аукцион профессий».
— Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
Кисти, краски, мольберт, палитра. (художник)
Парик, костюм, грим, сцена. (актёр)
Молоток, гвозди, рубанок. (столяр)
Овощи, кастрюля, плита. (повар)
Расчёска, ножницы. (парикмахер)
Письма, газеты, телеграммы, сумка. (почтальон)
Градусник, шприц, белый халат. (врач)
Просмотр мультфильма Ох и Ах (8 мин)
— Как вы считаете, чему учит сюжет этого мультфильма?
— Опишите настроение Оха и Аха? Чем отличаются друг от друга?
— Какой вывод можно сделать после просмотра?
Подведение итогов (рефлексия).
Читает подготовленный ученик – Ткаченко Денис
Слушайте, смотрите, мотайте на ус-
Выбирайте работу по душе на любой вкус!
Да нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Стать полярником отважным,
К дальним звездам улетать.
Самым важным сразу стать.
Каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
Мы будем трудиться,
Могла бы гордиться!
Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
— Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться. Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
— И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«Землю солнце красит, а человека-труд».
Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.
Статья : «Труд в жизни человека»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Статья : «Труд в жизни человека»
Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана вся жизнь каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Труд в жизни каждого начинается еще в самом юном возрасте, когда дети идут в школу. Их труд состоит в получении знаний. Это необходимо для того, чтобы получить образование и специальность, которые помогут устроиться в дальнейшей жизни. Каждая профессия очень важна, поэтому совсем не имеет значения кем трудиться. Каждая профессия приносит пользу людям и позволяет решать различные их проблемы.
Строитель трудится для того, чтобы были новые здания: больницы, школы, жилые дома. Шахтер в шахте добывает уголь, чтобы могли работать котельные и у нас была горячая вода и тепло. Работа парикмахера также необходима каждому человеку, потому что всем нам нужно иметь опрятный вид и красивую прическу. Каждая профессия незаменима. Не может быть магазинов без продавцов, школ без учителей, больниц без врачей. Все трудятся на благо других людей и своей семьи. Каждый труд оплачивается по заслугам. Получив зарплату за свою работу, человек может купить себе и своей семье необходимые вещи, продукты питания, может оплачивать счета за квартиру, за свет, газ и воду.
Как у военных существуют различные звания, от лейтенанта до полковника и генерала, так и в любой профессии есть возможность роста и продвижения. Все начальники и директора когда-то начинали трудиться обычными рабочими. Они старались, и это дало им возможность через несколько лет стать руководителями и управлять такими же простыми рабочими, которыми раньше были они сами.
Труд развивает человека, позволяет учиться чему-то новому, повышать уровень своего развития и умения. Многие люди осваивают в своей жизни ни одну, а две, три и больше профессий. Имея разные специальности можно работать на совершенно разных предприятиях и остановить свой выбор на той работе, которая окажется наиболее подходящей и будет любимой. Продавец может стать учителем, а сантехник может стать ученым. Все находится в руках каждого человека. Каждый сам выбирает свою профессию и где ему трудиться.
Все чаще мы слышим слово «трудолюбие» как дома, в школе, так и на работе. Но все ли понимают истинное его значение?
Черта характера человека, который положительно относиться к процессу труда в любом его отношении;
Способность отдавать большое количество времени и собственных сил труду;
Не просто трудиться сутками, но и получать удовольствие от процесса труда и последующего вознаграждения;
Синонимами слова являются – усидчивость, старательность, прилежность, усердность.
Развивать в себе такое качество, как трудолюбие, значит прокладывать себе путь к успеху и удачной жизни.
Трудолюбивый человек получает настоящее наслаждение от работы и от результата.
Как правило, любая работа не будет его угнетать;
Трудолюбие помогает достичь высочайших результатов и высот;
Любовь к труду заряжает человека положительной энергией;
Трудолюбие подталкивает нас к совершенству и новым открытиям;
Трудолюбивый человек – ответственный. А значит, ему можно доверять работу любой сложности, не боясь просрочек или некачественного выполнения.
Поговорки и пословицы о трудолюбии:
Не котёл варит, а стряпуха (русская народная пословица)
Что сделано сегодня, о том нет заботы на завтра (русская народная пословица)
Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. ( Аристотель)
Труд — целительный бальзам, он — добродетели источник. ( И. Гердер)
В Словении рабочий день начинается в семь часов утра, поэтому в десять ночи города замирают, т.к. жители уже давно легли спать.
Самые трудолюбивыми из всех живых существ на планете оказались пчелы и муравьи.
Труд как средство удовлетворения общественных нужд стал для передовых советских людей первой потребностью. Передовой советский человек трудится с подлинным энтузиазмом, презирает бездельников, лентяев, не мирится с формальным отношением к труду не только у себя, но и у других людей.
Трудолюбивые ученики так характеризуются учителем: «Учится с видимым удовольствием, даже наслаждением. С любовью выполняет каждое задание, часто трудится сверх положенного. По нескольку раз переделывает работу, добиваясь хорошего выполнения. Рабочее место в школе и дома содержит в образцовом порядке». «Не любит сидеть без дела. Вечно чем-нибудь занят. Очень усерден: никогда не выполняет работу наспех, небрежно, как-нибудь».
В 17 в на Руси было всего 200 разных профессий. Теперь только в промышленности и строительстве насчитывается 3 тыс. А ведь это не считая сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания. Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 40 тыс. различных профессий и специальностей.
И совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор.
Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив. Творческая мысль людей не дает ему «окаменеть». Одни профессии отмирают, другие появляются, объединяются, разделяются. Название профессий может сохраняться старым, а содержание труда сильно изменяется. Изменяется настолько, что человек практически несколько раз как бы меняет профессию.
Мир профессий многообразен. И здесь каждый должен быть сам разведчиком.
Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготавливать одежду, строить жилище, защищаться от врагов.
По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди стали заниматься преимущественно скотоводством, другие – земледелием. Скотоводство и земледелие не могли обойтись друг без друга.
Затем выделились различные ремесла, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность. Это второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.
Постепенно обмен разнообразными продуктами становится все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену – торговцы, купцы.
Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовным ценностей (научных, художественных от материальных).
В современном обществе существует, как мы уже сказали раньше, более 40 тысяч родов деятельности.
Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.
Профориентационная игра спасатели.
Эта специальность становится все популярнее. Это и не удивительно, ведь представители данной почетной профессии помогают людям справиться с той или иной сложной ситуацией.
Материалы: бинты, бумага, карандаши, детская игровая аптечка в которой игрушечные медицинские инструменты.
1. Для проведения игры нужно выбрать независимое жюри и разделиться на две команды- спасателей и людей, которых нужно спасать.
2. Далее спасателям предлагается несколько ситуации, в которых они должны проявить свою смекалку:
Ситуация №1 :Несколько человек пострадали в небольшой аварии на шоссе, до ближайшего населенного пункта далеко, спасателям необходимо оказать первую помощь( при ушибах царапинах и растяжениях).
Ситуация №2 :Несколько дачников попали в наводнение, спасателям нужно придумать несколько способов переправы.
Можно придумать еще несколько критических ситуаций, в которых спасатели могли бы себя проявить. Главное спасатели должны справиться с проблемой весело и с выдумкой.
Итог: В процессе игры ребята научились согласовывать свои действия, работать в команде, принимать совместное решение. После окончания игры в совместном обсуждении ребята сделали акцент на том, что играть было не легко и что работа спасателя более ответственная, чем думали ребята.
Профориентационная игра журналист.
Цель: данная игра способствует развитию умения работать в группе, развивает воображение, способствует установлению положительных отношений в группе, знакомит с особенностями профессии.
Участникам этой игры предлагается сыграть роль журналиста, который берет интервью у какой либо известной личности.
Материалы: Бумага, ручки, микрофон (игрушечный).
Ребята распределили между собой роли и брали интервью у Штирлица, всем известного Вовочки, у учителя математики на тему ЕГЭ.
Итог: В этой игре ребята были очень активны, многие заметили что когда брали интервью им не всегда хватало воображения и и умения получить желаемый результат, в завершение всеми был сделан вывод что даже самые простые на первый взгляд профессии имеют свои особенности.
1.Макаренко А.С. Воспитание в труде // Соч.: В 7 т. М., 1957. Т.4.
2.Матушкин С.Е. Воспитание трудолюбия: содержание, поиски / Че- ляб. гос. ун-т. Челябинск, 1988.
3.Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к тру- ду. М., 1959.
4.Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – Минск., 1977. – 256 с.