Для чего нужны были совнархозы

История создания совнархозов. Деятельность и ликвидация совнархозов

Совнархоз (СНХ) – территориальный госорган, управлявший народным хозяйством в советское время. Свою деятельность они осуществляли в 1917-1932 и 1957-1965 гг. Рассмотрим кратко особенности работы этих органов.

Для чего нужны были совнархозы. Смотреть фото Для чего нужны были совнархозы. Смотреть картинку Для чего нужны были совнархозы. Картинка про Для чего нужны были совнархозы. Фото Для чего нужны были совнархозы

Создание совнархозов

Впервые эти территориальные органы стали появляться после Революции. В 1917, в декабре был сформирован ВСНХ (Высший совнархоз) при СНК (Совете народных комиссаров).

23 декабря было утверждено Положение о с оздании совнархозов во всех уездах, районах, губерниях. Они были призваны проводить политику Высшего совета на местах.

Состав

В 1917 году создание совнархозов проходило стихийно. Эти органы работали под общим контролем ВСНХ и совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов.

Его члены выбирались на съездах и конференциях. В состав совнархозов входили представители фабзавкомов, профсоюзов, кооперативов, земельных комитетов, управления предприятий. Численность членов определялась решением территориального совета солдатских, крестьянских и рабочих депутатов.

Задачи

Создание совнархозов имело большое практическое значение для советской власти. Основной задачей данных органов являлось восстановление разоренного хозяйства. Ключевые направления деятельности СНХ были следующими:

Для чего нужны были совнархозы. Смотреть фото Для чего нужны были совнархозы. Смотреть картинку Для чего нужны были совнархозы. Картинка про Для чего нужны были совнархозы. Фото Для чего нужны были совнархозы

Структура

Создание совнархозов в СССР проходило по единому плану. В каждом СНХ создавались секции, отвечавшие за следующие направления:

При необходимости могли формироваться и другие секции. В каждой из них действовало 4 отдела:

Задачи последнего состояли в управлении, финансировании и техническом оснащении предприятий. Руководящим органом в СНХ был исполнительный комитет с президиумом. Постановления совнаркома являлись обязательными для деятельности всех предприятий и учреждений. Их мог отменить только ВСНХ.

Централизация власти

После революции страна взяла курс на национализацию. По ходу нее расширялся перечень предприятий государственного сектора экономики. Соответственно, на них распространялся контроль совнархозов.

Для чего нужны были совнархозы. Смотреть фото Для чего нужны были совнархозы. Смотреть картинку Для чего нужны были совнархозы. Картинка про Для чего нужны были совнархозы. Фото Для чего нужны были совнархозы

В результате все управление государственными промышленными предприятиями страны сосредоточилось в одном центре. Это позволило развивать экономику государства в едином направлении.

Преобразование органов

К концу 1920-х гг. совнархозы стали постепенно терять свое значение. Усилилось управление по отраслевому принципу; госконтроль над промышленностью был централизованным.

Было решено преобразовать республиканские советы и ВСНХ в наркоматы промышленности. Местные совнархозы, в свою очередь, стали промышленными отделами исполкомов.

1957 год

Создание совнархозов спустя почти 30 лет с момента их преобразования было связано с необходимостью реформирования системы управления. В ходе него территория страны была разделена на административно-экономические районы. В каждом из них был сформирован совнархоз.

Образование районов осуществляли республиканские верховные советы. Они утверждали председателей СНХ, заместителей и членов. Руководили деятельностью совнархозов советы министров, в состав которых могли входить и председатели СНХ.

Для чего нужны были совнархозы. Смотреть фото Для чего нужны были совнархозы. Смотреть картинку Для чего нужны были совнархозы. Картинка про Для чего нужны были совнархозы. Фото Для чего нужны были совнархозы

Децентрализация

Большая часть общесоюзных и республиканских министерств была упразднена в ходе реорганизации системы управления, прошедшей в 1957 г. В основном реформа коснулась ведомств, занимавшихся проблемами строительства и промышленности. Организации и предприятия, подконтрольные им, были переданы в подчинение местным совнархозам.

Оставшиеся министерства, занятые преимущественно планированием и обеспечением высокого технического уровня производств, координировали работы соответствующих предприятий через СНХ. 10.05.1957 г. был издан соответствующий закон. О создании совнархозов в нем говорилось, как о формировании звеньев системы, не связанных ведомственными барьерами.

Основным достоинством территориальной административной системы инициаторы реформы считали приближение руководства строительством и промышленностью к предприятиям и организациям, занятым в этих отраслях. Предполагалось, что совнархозы смогут обеспечить комплексное решение вопросов по развитию территорий. Это было крайне важно особенно для отдаленных, экономически отстающих районов страны.

Дальнейшее развитие СНХ

Совнархозы можно считать коллегиальными органами. Сначала их аппарат был небольшим. В первые годы реформирования немногочисленность составов СНХ позволила уменьшить и аппарат республиканских, и союзных управленческих структур.

По ходу развертывания преобразований аппарат и структура СНХ стали расширяться. Начали возникать функциональные и отраслевые отделы.

Структура СНХ определялась особенностями экономического района, в котором он действовал. При этом организация совнархозов по всей стране осуществлялась по единому принципу. Основу каждого органа составляли функциональные и отраслевые отделения.

Для чего нужны были совнархозы. Смотреть фото Для чего нужны были совнархозы. Смотреть картинку Для чего нужны были совнархозы. Картинка про Для чего нужны были совнархозы. Фото Для чего нужны были совнархозы

В его структуру были включены отделы:

Кроме того, в структуре СНХ были управления по промышленным отраслям, в числе которых:

Областные СНХ были, по сути, министерствами промышленности только в миниатюре. Большая часть министерских аппаратных работников просто пересела из кресел упраздненных органов на места в совнархозах центральных регионов Союза. При этом, как правило, они были повышены в должности.

Для чего нужны были совнархозы. Смотреть фото Для чего нужны были совнархозы. Смотреть картинку Для чего нужны были совнархозы. Картинка про Для чего нужны были совнархозы. Фото Для чего нужны были совнархозы

Новый виток централизации

Он начался в 1960 г. К ноябрю 1962 был образован СНХ СССР. В декабре этого же года стали формироваться более крупные административно-экономические районы. В них включалось несколько упраздняемых территорий. В каждом районе формировался совнархоз. Количество районов и, соответственно, органов управления существенно сократилось. Сначала их было 104, а по ходу реформы стало 43. В РСФСР из 67 районов было создано 47.

В 1963 году, в феврале по указу ВС СССР был сформирован Среднеазиатский административно-экономический район на базе районов Туркменской, Таджикской, Киргизской и Узбекской республик.

В марте того же года был сформирован ВСНХ Совета Министров Союза.

Для чего нужны были совнархозы. Смотреть фото Для чего нужны были совнархозы. Смотреть картинку Для чего нужны были совнархозы. Картинка про Для чего нужны были совнархозы. Фото Для чего нужны были совнархозы

Свертывание реформы

Оно началось в 1964 году. Прекращение реформирования системы управления было связано с отставкой Хрущева. Спустя год после этого события партийное руководство государства приняло решение отказаться от территориальной административной системы и вернуться снова к отраслевому принципу управления.

Сформированные при Хрущеве совнархозы были ликвидированы, а экономические районы – упразднены. Вместо них были вновь организованы промышленные министерства.

Источник

СОВЕТЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (СОВНАРХОЗЫ)

Органы территориального управления советским хозяйством в 1917-1932 и 1957-1965 гг.

В ходе Октябрьской революции 1917 г. совнархозы стали создаваться советами для управления хозяйством, проводили на местах политику Высшего совета народного хозяйства. В 1932 г. их функции переданы подразделениям экономических наркоматов. Централизауция управления экономикой в 30-50-е гг. привела к росту бюрократизации, отрыву управления от местных нужд. Размещение новых предприятий часто было непродуманным – предприятия–смежники располагались за тысячи километров друг от друга, и продукцию приходилось возить через всю необъятную страну.

14 февраля 1957 г. пленум ЦК КПСС постановил “осуществить мероприятия по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью и строительством. имея в виду приближение руководства к экономическим районам. ” После дискуссии в прессе о принципах управления 10 мая 1957 г. была осуществлена реформа управления. Если раньше предприятия подчинялись министерствам, организованным по отраслям, то теперь они поступали в ведение территориальных органов управления – совнархозов. Министерства распускались, и на их месте оставались только небольшие комитеты, отвечавшие за общее планирование, научно-техническую политику в той или иной отрасли и общую координацию работы предприятий одной отрасли.

Переход от министерств к совнархозам обеспечил более рациональное расходование ресурсов регионов и размещение предприятий. Но поскольку политическая система СССР оставалась авторитарной, не удалось приблизить чиновников к нуждам населения, сделать их зависимыми от него. Зато теперь хозяйственные органы попали в полную зависимость от территориальных партийных организаций. Подчинение экономики регионам ослабляло межрегиональные связи в СССР, способствовало местничеству, то есть преобладанию региональных интересов над общенациональными. Но Хрущев считал, что еще большей опасностью является ведомственность, то есть преобладание интересов центральной отраслевой бюрократии.

После отстранения Хрущева от власти новое руководство во главе с Л. Брежневым и А. Косыгиным сочло, что местничество – более серьезная проблема, и вернулось к отраслевой системе управления.

Источник

СОВНАРХО́ЗЫ

Том 30. Москва, 2015, стр. 561-562

Скопировать библиографическую ссылку:

СОВНАРХО́ЗЫ [Со­ве­ты на­род­но­го хо­зяй­ст­ва (СНХ)], 1) в РСФСР и СССР – ме­ст­ные ор­га­ны по управ­ле­нию нар. хо­зяй­ст­вом (1917–20), про­мыш­лен­но­стью (1920–32). Под­чи­ня­лись Выс­ше­му со­ве­ту на­род­но­го хо­зяй­ст­ва (ВСНХ), дей­ст­во­ва­ли под кон­тро­лем Со­ве­тов ра­бо­чих, крас­но­ар­мей­ских и кре­сть­ян­ских де­пу­та­тов. Об­ра­зо­ва­ны в со­от­вет­ст­вии с по­ло­же­ни­ем ВСНХ от 23.12.1917. Под­раз­де­ля­лись на об­ла­ст­ные (ох­ва­ты­ва­ли тер­ри­то­рию не­сколь­ких гу­бер­ний, уп­разд­не­ны в дек. 1918, за ис­клю­че­ни­ем Тур­ке­стан­ско­го СНХ и СНХ Се­вер­но­го р-на), гу­берн­ские [с 1929 об­ла­ст­ные (крае­вые) и ок­руж­ные] и уезд­ные, в ря­де про­мыш­лен­но раз­ви­тых об­лас­тей дей­ст­во­ва­ли так­же го­род­ские СНХ (напр., Моск. гор­сов­нар­хоз, 1918–20). В отд. слу­ча­ях вме­сто го­род­ских соз­да­ва­лись СНХ в рай­онах го­ро­да (Пет­ро­град). Не­ред­ко фор­ми­ро­ва­лись на ба­зе ор­га­нов зем­ско­го са­мо­управ­ле­ния, а так­же быв. гос. и не­пра­ви­тель­ст­вен­ных уч­ре­ж­де­ний. Ряд СНХ об­ра­зо­ван во­ен. вла­стя­ми – рев­во­ен­со­ве­та­ми ар­мий и фрон­тов (Уфим­ский, Тю­мен­ский, Ом­ский гу­берн­ские СНХ). Об­щая чис­лен­ность ра­бот­ни­ков СНХ ус­та­нав­ли­ва­лась ре­ше­ни­ем Со­ве­та де­пу­та­тов, в со­став СНХ вхо­ди­ли пред­ста­ви­те­ли управ­ле­ний пред­при­ятий, а так­же ли­ца, из­бран­ные от проф­сою­зов, фаб­зав­ко­мов, зе­мель­ных ко­ми­те­тов, коо­пе­ра­ти­вов. Пред­се­да­те­ли СНХ всех уров­ней на­зна­ча­лись, как пра­ви­ло, из чле­нов ис­пол­ко­мов Со­ве­тов де­пу­та­тов. Ру­ко­во­ди­те­ля­ми круп­ных СНХ бы­ли из­вест­ные дея­те­ли РКП(б): Я. Э. Руд­зу­так (Моск. об­ла­ст­ной СНХ), В. М. Мо­ло­тов (СНХ Се­вер­но­го р-на) и др. Функ­ции СНХ: из­да­ние обя­зат. по­ста­нов­ле­ний и рас­по­ря­же­ний по во­про­сам ме­ст­но­го хо­зяй­ст­ва в пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции; на­цио­на­ли­за­ция пред­при­ятий и управ­ле­ние ими и их объ­е­ди­не­ния­ми; кон­троль над дея­тель­но­стью ча­ст­ных коо­пе­ра­ти­вов и кус­тар­ных пред­при­ятий; со­став­ле­ние про­из­водств. про­грамм и смет по от­рас­лям пром-сти; рас­пре­де­ле­ние от­пус­кае­мых ВСНХ кре­ди­тов; снаб­же­ние пред­при­ятий сырь­ём и то­п­ли­вом; рас­пре­де­ле­ние про­из­водств. за­да­ний ме­ж­ду пред­при­ятия­ми и др. В 1932 СНХ уп­разд­не­ны, часть их функ­ций пе­ре­шла к пром. от­де­лам Со­ве­тов де­пу­та­тов, часть – к пром. от­де­лам при гор. ко­ми­те­тах ВКП(б).

Источник

Совнархозы

Совнархо́зы, сове́ты наро́дного хозя́йства (СНХ) — органы государственного управления во всех сферах народного хозяйства СССР.

В советской истории совнархозы существовали в течение двух периодов, разделённых по времени.

Содержание

Совнархозы в 1917—1932 годах

Главной задачей ВСНХ и совнархозов было возрождение разорённого разрухой народного хозяйства, в частности:

Положение предусматривало создание в каждом местном совнархозе 14 секций: государственного хозяйства и банков; топлива; по обработке металлов; по обработке волокнистых веществ; бумажных изделий; дерева; минеральных веществ; химического производства; строительных работ; транспорта; сельского хозяйства; продовольствия и потребления. При необходимости могли быть образованы и другие секции.

Каждая секция имела 4 главных отдела: организационный (его функции — управление, финансирование, техническая организация предприятий); снабжения и распределения; труда; статистики. Совнархоз избирал исполнительный комитет и его президиум в качестве руководящего органа. Постановления совнаркома были обязательны для исполнения всеми учреждениями и предприятиями; отменить их мог только ВСНХ.

Для выработки принципиальных решений и координации работ проводились съезды совнархозов. На первых трёх таких съездах (с мая 1918 по январь 1920 года) выступил председатель Совнаркома В.И. Ленин. По мере проведения в стране национализации расширялся круг предприятий, попадавших в государственный сектор экономики и тем самым входивших в сферу влияния совнархозов.

Аналогичные системы совнархозов существовали во всех советских республиках. В соответствии с Договором об образовании СССР был создан Высший совет народного хозяйства СССР как союзно-республиканский наркомат, руководивший деятельностью ВСНХ союзных республик. Таким образом управление государственной промышленностью всей страны было сосредоточено в едином центре, что давало возможность проводить единую экономическую политику на всей территории СССР.

Совнархозы в 1957—1965 годы

Децентрализация управления

Для чего нужны были совнархозы. Смотреть фото Для чего нужны были совнархозы. Смотреть картинку Для чего нужны были совнархозы. Картинка про Для чего нужны были совнархозы. Фото Для чего нужны были совнархозы

Для чего нужны были совнархозы. Смотреть фото Для чего нужны были совнархозы. Смотреть картинку Для чего нужны были совнархозы. Картинка про Для чего нужны были совнархозы. Фото Для чего нужны были совнархозы

По мнению инициаторов реформы, главным преимуществом территориальной системы управления было приближение руководства промышленностью и строительством к низовым звеньям экономической системы — предприятиям и объединениям. Также предполагалось, что совнархозы, будучи не связаны ведомственными барьерами, обеспечат комплексный подход к развитию территорий, что имело немаловажное значение, особенно для отдалённых от центра, экономически неразвитых регионов.

Укрупнение

Начиная с 1960 года в системе совнархозов начался процесс централизации:

Источник

В 1917 году в стране устанавливается советская власть. В целях эффективного управления хозяйством и проведения на местах своей политической линии в декабре этого же года образовывается Высший совет народного хозяйства. Он контролируется Советом рабочих, красноармейцев и крестьянских депутатов.

На совете утверждается положение от 23.12.1917года на основании которого будут сформированы подведомственные ему советы народного хозяйства.

Совнархозы – это орган государственного управления народным хозяйством на территории страны. В советской истории рассказывается о существовании совнархозов, разделяемых по времени на 2 периода: 1917 – 1932гг., 1957 – 1965гг. В их функции входит проведение политической линии ВСНХ на разных региональных уровнях – в областях, уездах, губерниях, районах.

Главная задача – восстановление разрушенного в результате революции и гражданкой войны хозяйства страны.

Согласно положению во всех местных совнархозах создаются четырнадцать отделений, занимающихся решением вопросов различного характера. Устанавливается численный состав совета.

Для решения важных задач организовываются съезды. Вырабатываются принципиальные решения, координируется работа. С мая 1918г. по январь1920 г. на съездах выступает председатель Совнаркома В. И. Ленин.

С 1923 года работа республиканских совнархозов проводится под руководством созданного Высшего совета народного хозяйства СССР. Это создает положительные условия для проведения единой экономической политики в Советском союзе.

Постепенно, в конце двадцатых годов, роль совнархозов снижается. И с 1932г. окончательно упраздняется. Принято решение о преобразовании Высших и республиканских советов в наркоматы, местных в исполкомы.

Под управлением И.В.Сталина, государство берет курс управления страной по отраслевому принципу.

Второй этап создания совнархозов

По инициативе Н.С.Хрущева в 1957 году в стране начинается масштабная экономическая реформа. Основная задача – децентрализация. Переход от отраслевой системы управления к региональной. Распускались министерства. Оставались небольшие комитеты, отвечающие за составление общих планов.

Происходило разделение территории страны на административно-экономические районы. Во главе образованных районов – совнархозы. Руководство работой находится под контролем Совета Министров. В его состав имели возможность входить председатели СНХ.

Цель создания – приблизить руководство к важному производственному звену. Обеспечение комплексного подхода к развитию всей территории страны. С особым вниманием к отдаленным районам.

Данная реформа позволила рациональнее использовать ресурсы регионов. Но так и не удалось решить важные хозяйственные вопросы, которые оказались в ведомстве местных партийных элит. Ослабление межрегиональных связей привело к местничеству, интересы регионов преобладали над общенациональными. Значительно возрос бюрократический аппарат.

Новое руководство во главе с Л.И.Брежневым, делают выводы о структуре совнархозов, как не оправдавшей себя. И намечают новый курс развития страны. Органы территориального управления промышленности(совнархозы) упраздняются в 1965 году. На смену им приходят отраслевые министерства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *