Для чего нужны чеканы

Чекан

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Разновидностью чекана был клевец, но в отличие от него чекан проламывал и прорубал, а не протыкал щиты и извлекался легче. Велика была и его пробивная сила против доспехов, — в отличие от клевца он обладал «противорикошетными» свойствами, — не соскальзывал. Не мог он также сломаться или согнуться при ударе о сталь.

Иногда чекан ошибочно называют разновидностью боевого молота.

Существовал также тип боевых топоров, известных как топор-чекан и имевших боевую часть в виде узкого топора, закреплённую проушиной на прямом топорище, а обух в виде молотка.

Примечания

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Чекан» в других словарях:

чекан — чеканная вещь: на коей положен чекан, тамга, знак завода и мастера, меченая (Даль, чека) См … Словарь синонимов

чекан — 1. ЧЕКАН, а; м. 1. Проф. = Чеканка (1 2 зн.). Монеты старого чекана. Запустить в ч. юбилейные значки. Ч. плохо виден на стёршейся монете. 2. О специальном инструменте (зубиле, штампе) для выбивания изображений на поверхности металлических изделий … Энциклопедический словарь

ЧЕКАН — то же, что клевец … Большой Энциклопедический словарь

ЧЕКАН — 1) стальной пестик с усаженным мелкими шипами шарообразным концом. Употребляется в гравюре на металле для нанесения точек2)] Металлический молоточек для чеканки … Большой Энциклопедический словарь

ЧЕКАН — ЧЕКАН, чеканка, муж. (спец.). 1. только ед. Действие по гл. чеканить, то же, что чеканка. 2. Штемпель с вырезанным на нем изображением, выдавливаемым на поверхности металлических изделий (монет, медалей и т.п.). Резать чеканы. || Самое это… … Толковый словарь Ушакова

ЧЕКАН 1 — ЧЕКАН 1, а, м. (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЧЕКАН — (Stamp, coin) инструмент, напоминающий по форме зубило, при помощи которого производят чеканку заклепочных швов. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Источник

Чеканка по металлу своими руками

Выбивание рельефных изображений или надписей на поверхности металла называется чеканка по металлу. Этот вид прикладного искусства дизайнеры применяют для создания эксклюзивных декоративных предметов интерьера, украшений, посуды и пр. В прежние времена в казначействах были мастерские по чеканке монет.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Основы процесса

Изображение создают ударами молотка по инструменту, приложенному к поверхности металла. Конфигурация оттиска зависит от формы рабочей части инструмента. Затем его последовательно переставляют и повторяют операцию до тех пор, пока не будет выбит весь рисунок. Сложные изображения чеканят несколькими инструментами с рабочей частью разной формы.

В зависимости от предпочтений чеканку металла выполняют в разных стилях:

Качество изображений зависит от степени подготовки чеканщика.

Независимо от стиля у каждого мастера свой «почерк» выполнения работы. Несмотря на кажущуюся сложность освоить чеканку по металлу своими руками нетрудно.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Виды чеканки

В зависимости от формы предмета и сложности рисунка чеканка бывает:

Используемые материалы

Ювелирные изделия с чеканкой традиционно делают из серебра и золота. Большинство же мастеров работают с более дешевыми металлами:

На металле для чеканки не должно быть вмятин, царапин, пятен, расслоений. Если чеканка будет проводиться на смоляной подложке, потребуется битум №4 или 5, а для его удаления керосин или машинное масло. В качестве альтернативы использую пластилин, березовые или липовые чурбаки, войлочные или резиновые маты, свинцовые плиты. Шлифовку и полировку выполняют кварцевым песком и порошкообразной пемзой. Химическую обработку проводят:

Оборудование и инструменты

Рабочее место чеканщика кроме верстака оборудуют слесарными тисами, электрическим точилом, шкафом или стеллажом для складывания инструментов, материалов, реактивов и пр. Набор оборудования дополняют:

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Основные инструменты для чеканки называют чеканами. Их делают из высокоуглеродистой стали в виде квадратных или круглых стержней длиной 12 — 18 см разного сечения. Нижнюю часть называют боем. Средний участок утолщают, чтобы было удобней удерживать в руке. В зависимости от формы боя чеканам даны названия:

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Чеканы из твердой древесины выполняют те же функции что и металлические, но по размерам больше. Для работы с ними потребуется деревянный молоток (киянка). Такие чеканы используют для создания крупных рисунков с глубоким рельефом. Металлическими молотками выбивают крупные изображения и наносят удары по чекану. Поэтому одну сторону делают сферической, а другую плоской.

Разметку и механическую обработку выполняют:

Технология чеканки

Работу выполняют в следующем порядке:

На завершающем этапе проводят декоративную отделку:

До начала декоративной обработки изделие промывают, обезжиривают, сушат в древесных опилках.

Процесс чеканки своими руками

Учиться искусству чеканки начинают с простых изображений, которые нетрудно найти через интернет в свободном доступе. После освоения навыков работы с разными типами чеканов переходят к сложным композициям. Для выполнения первых объемных изображений лучше выбрать медь.

Важно сразу научиться правильно вести чекан. Его держат, немного отклоняя назад, пальцами левой руки, не используя мизинец. Чтобы не ограничивать свободу движений руку держат на весу, не опираясь локтем на столешницу. Инструмент продвигают вперед после нанесения отпечатка нужной глубины. При выполнении чеканки по меди своими руками рекомендуют наносить на поверхность заготовки тонкий слой пластилина, чтобы чекан лучше скользил.

Чтобы улучшить пластичность, лист металла отжигают. Чеканку начинают с нанесения наружных контурных линий на лицевой поверхности. С изнанки контур вытягивают после набивки внутренних линий. Затем набивают и выравнивают основной рельеф. Работу завершают декоративной обработкой.

Поскольку финишную отделку выполняют токсичными веществами при работе в домашних условиях необходимо соблюдать правила техники безопасности обращения и хранения агрессивных жидкостей. Обработку проводят внутри вытяжного шкафа или обеспечивают эффективную вентиляцию помещения. Емкости с реактивами закрывают хорошо притертыми пробками.

В настоящее время чеканка очень популярна. Поэтому после освоения этого вида художественной обработки металла можно организовать прибыльное дело. Тематические рисунки можно легко найти в интернете и на их основе создавать оригинальные композиции.

Источник

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Чеканка по металлу

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыЧеканка представляет собой способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят изображение в виде неглубокого рельефа, выполненное с помощью специальных инструментов, имеющих наконечники различной формы.

Искусство чеканки было известно человечеству с древнейших времен, когда искусные мастера делали удивительно красивые чеканные браслеты, чаши, подносы, а также пояса из чеканных пластин. Но постепенно чеканку заменили другими, более простыми в изготовлении изделиями. И только в середине XX века началось возрождение этого старинного декоративно — прикладного искусства.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыЧеканка по металлу

Технология выполнения чеканки состоит в нанесении рисунка или надписи путем выбивания заданного изображения на металлической пластине. До наших дней сохранились удивительно красивые изделия древних мастеров, которые заложили основы оригинальной техники чеканки.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыНа сегодняшний день чеканка представляет собой обширный раздел художественной обработки металлов, в который входит изготовление разнообразных изделий: от круглых фигурных композиций до рельефных орнаментов на плоскости; от линейных графических рисунков до трехмерных объемных скульптурных изделий.

Чеканка по металлу считается самым сложным видом чеканного искусства, так как в процессе работы с металлическим листом возникает необходимость создания рисунка и рельефа. При этом нужно обязательно учитывать фактуру и особенности свойств каждого металла и знать качественные характеристики всех используемых материалов.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыМедная чеканка

Материалы

Раньше для изготовления чеканных изделий чаще всего использовали драгоценные металлы — золото и серебро. На сегодняшний день мастера отдают предпочтение более дешевым и доступным видам металлов.

Среди самых распространенных материалов, которые используются для изготовления чеканки, можно назвать следующие:

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыМедная чеканка

Латунь легко режется, полируется и отлично сваривается разными видами припоев. На латунный лист хорошо наносятся чеканные изображения, хотя она несколько тверже и уступает меди по пластичным качествам.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыЛатунная чеканка » Георгий Победоносец».

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыПамятная медаль » Экспедиция на ледоколе » Владивосток» ( томпак, чеканка).

Чистый алюминий и различные сплавы на его основе чеканятся очень легко, однако требуют соблюдения мер предосторожности в процессе отжига. Это обусловлено тем, что для алюминия характерна низкая температура плавления, и тонкие детали изделия могут деформироваться.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыПанно » Львы» ( художественная чеканка, алюминий, чернение).

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыЧеканка на жести

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыЧеканка на нейзильбере

Именно поэтому никелевые сплавы пластичны, отлично полируются, легко подвергаются разнообразным видам отделки и принимают различные оттенки в результате воздействия растворов гипосульфита натрия и уксуснокислого свинца.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыОбразец чеканного изделия

При умелой обработке поверхности эти дешевые материалы могут приобретать вид то древней патинированной бронзы, то блестящую золотую или искрящуюся серебряную поверхность.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыОбъемная чеканка по металлу

Все эти металлы и сплавы при выколотке легко принимают заданную форму и позволяют создать любой задуманный рельеф. При выборе той или иной пластины нужно следить, чтобы она обязательно была качественной. Лист не должен расслаиваться, иметь пузыри, выбоины, пятна и царапины.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыЧеканка на металле

Для выполнения чеканки на смоляных подложках — подушках применяется смола. Чаще всего это искусственная смола — битум, который получают путем перегонки нефти. В зависимости от степени вязкости битум различается по номерам. Для изготовления чеканки используются смолы № 4 и 5.

Для химической обработки поверхности металлической пластины потребуются следующие виды реактивов:

Чтобы придать металлу приятный оттенок и сделать его более светлым, используют кварцевый песок и порошок пемзы. Для удаления смолы и протирки чеканной пластины после химической обработки используется машинное масло или керосин.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыЧеканное изображение на металле

Техника чеканки

Что касается особенностей техники нанесения чеканных изображений, то она мало изменилась со времен своего изобретения. Обычно металлический лист кладут на эластичную подложку из свинца или смолы. С обратной стороны мастер с помощью специальных инструментов выбивает молотком общий рисунок фигур, а затем уже по лицевой стороне чеканом наносит контуры и отдельные части рельефа.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыПанно » Георгий Победоносец» ( 1993 год). Алюминий, латунь, медь, чернение.

Обработка готового изделия

Нанесение изображения на металлический лист проводится в несколько этапов, каждый из которых имеет собственные характерные особенности:

I этап — создание эскиза рисунка на листовом металле

II этап — выполнение чеканного изображения

III этап — проведение окончательной отделки

Среди основных видов финишной обработки чеканных изделий можно назвать следующие:

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыОбразец техники тауширования.

Виды чеканки

В процессе изготовления чеканных изделий мастера используют несколько традиционных видов нанесения изображения на металл, среди которых можно назвать следующие:

При этом получаются тонкие ажурные металлические перегородки, которые требуют особенно осторожного обращения при отжиге, чтобы не расплавить их и не повредить фактуру изделия. Чаще всего ажурная чеканка выполняется на готовых объемных предметах в качестве финишной отделки изделия.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыАжурная чеканка по металлу

Контурная чеканка применяется для различных видов работ, однако чаще всего подобная техника используется для декорирования предметов интерьера и создания выразительных орнаментов.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыЧеканка объемных изделий

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыРельефная чеканка

Заключительным этапом работы является окончательная прочеканка изделия, которая направлена на создание завершенного вида изделия.

Фон и фактура чеканных поверхностей также играют огромную роль в придании изделию дополнительного блеска. Весьма утонченно смотрится сочетание нескольких орнаментов, выполненных на матовых и гладких поверхностях, а также комбинация других стилистических приемов.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыЧеканка по металлу

Оборудование и рабочее место

Это может быть настенная или подвесная лампа, установленные на расстоянии 30 — 50 см от рабочей поверхности стола. Таким образом рабочее место будет освещаться ровно и правильно. Глаза мастера не будут уставать, а на поверхности будущего изделия не возникнут резкие тени, мешающие работе.

На рабочем столе инструменты и необходимые в данный момент материалы нужно располагать как можно удобнее, потому что они должны быть всегда под рукой мастера.

Необходимо также помнить о том, чтобы в рабочем помещении всегда был чистый и свежий воздух, поэтому в комнате нужно периодически производить влажную уборку, протирать пыль, выбрасывать ненужные отходы, чтобы не загромождать рабочую зону.

Также нужно соблюдать правила техники безопасности во время работы с различными режущими инструментами и механическим оборудованием.

Для выполнения чеканных работ потребуется и специальное оборудование:

Только при наличии всего необходимого для работы оборудования мастер может приступать к изготовлению высокохудожественных чеканных изделий.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыХудожественная чеканка

Инструменты для чеканки

Основными инструментами мастера чеканки являются различные чеканы, пуансоны и специальные молотки — металлические или деревянные.

Длина стержня составляет 120 — 180 мм в зависимости от сечения. Металлические стержни обычно утолщены в средней части, а их сечение представляет собой четырехгранник. Подобные чеканы легко держать в руке, ими удобно работать, потому что данные особенности конструкции исключают возникновение вибраций в процессе нанесения ударов по металлической пластине.

Штихель можно изготовить из пружины от старого матраса. Для этого отрезают кусок пружины длиной 80 — 100 мм, накаляют на огне, а после распрямляют.

После этого выпрямленные конец опять накаляют на огне, и расплющивают легким молотком — эта часть и будет рабочей частью штихеля. Ей придают вид двугранной или трехгранной пирамидки. Для придания дополнительной прочности штихель можно снова накалить, а затем насадить на него деревянную ручку.

Деревянные чеканы представляют собой четырехгранные брусочки с обработанной рабочей частью, по форме близкой к форме металлических чеканов, но при этом гораздо больших размеров.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканыРельеф на металле

Стили чеканки

Высокие декоративные свойства чеканных изделий позволяют мастерам — чеканщикам создавать новые уникальные образцы в различных стилях, среди которых можно назвать следующие:

Темы изображений

Тематика чеканных изображений может быть самой разнообразной, и затрагивать самые различные сферы жизни и деятельности человека. Среди наиболее распространенных тем изображений на чеканке можно назвать следующие:

Чеканные изделия

Среди всего разнообразия изделий, украшенных чеканным изображением, можно назвать следующие:

Чеканка по металлу : 3 комментария

Чеканные изделия получаются удивительно красивыми, и что самое главное — долговечными в использовании. Современную чеканку обрабатывают антикоррозионными растворами, после чего она может служить долгие годы без потери качественного внешнего вида.

Рельеф на листовом металле создают с помощью специально изготовленных инструментов — чеканов и выколоточных молотков, которые изготовляют как из металла так и древесины.

Источник

4.5. Инструменты, процесс чеканки

4.5. Инструменты, процесс чеканки

Рельеф на листовом металле формируют с помощью специальных инструментов – чеканов и выколоточных молотков, большинство из которых мастера изготовляют сами. Постепенно у чеканщика накапливается несколько десятков чеканов самых различных форм и размеров.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Рис. 4.24. Насмолка металлической пластины.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Рис. 4.25. Чеканы: а – расходники; б – лощатники; в – бобошники; г – пурошники; д – канфарник; е – пуансон; ж – трубочка.

Но, несмотря на большое разнообразие, чеканы в зависимости от формы бойка и назначения можно разделить на семь основных видов – это расходники, лощатники, бобошники, пурошники, канфарники, зернильники – трубочки и пунсоны (рис. 4.25).

Расходник напоминает зубильце или отвертку с притупленным концом. На металле он оставляет след в виде узкого желобка. Именно с него и начинается непосредственная работа над рельефом. Расходником углубляют контуры рисунка, нанесенного на металл.

Штихель, как и расходник, служит для нанесения линейного рисунка на металл. Гравируют штихелем прямо от руки без молотка. Штихель можно изготовить из старой матрацной пружины или стальной проволоки диаметром 3–4 мм. Отрезают кусок пружины, проволоки длиной примерно 80 мм, накаляют на огне и осторожно расплющивают легким молотком, этот конец проволоки будет рабочей частью штихеля: ему придают вид двухгранной или трехгранной пирамидки. Для прочности штихель можно закалить, а затем на него насаживают деревянную ручку.

Лощатник имеет почти плоский боек или «бой» в виде квадрата или прямоугольника с закругленными углами, он предназначен для осаживания (опускания) фона.

Пурошник имеет боек формы шара. Применяют его в тех случаях, когда на рельефе необходимо получить сферические углубления или выпуклости.

Канфарник напоминает тонкий пробойник. Только конец его не острый, а скругленный. Он не пробивает металл, а делает на нем мелкие сферические вмятины в виде точек. Канфарник служит для переведения рисунка с бумаги на металл, а также для нанесения на участки фона многочисленных точечных углублений, придающих фону матовую фактуру.

Пуансон – это металлический стержень, на бойке которого выточен рельеф в виде звездочки, ступенчатой пирамидки, треугольника, лепестка и т. п. С помощью пуансона на металл наносят простейшие узорные бордюры, в которых в определенной последовательности сочетаются одинаковые элементы.

Металлический выколоточный молоток имеет с одной стороны широкий, плоский (круглый, квадратный) боек, а с другой стороны – шаровидный. Плоским бойком при работе ударяют по ударной части чекана, а сферическим выколачивают крупные элементы рельефа. Ручку молотка делают из древесины твердых пород, придав ей полукруглую форму с утолщением на конце (см. рис. 4.26 и 4.27).

Кроме металлических чеканов и молотков, применятся также деревянные, которые изготавливают из древесины твердых пород – дуба, бука, граба, березы в виде цилиндрических стержней с боковыми срезами по всей длине. Форма боевых частей деревянных чеканов такая же, как и у металлических (рис 4.28). Применяют деревянные чеканы для выколачивания высокого рельефа, опускания и выравнивания фона, особенно при работе с мягким алюминием и медью. Деревянным молотком или киянкой правят на правильной плите листовой металл, загибают (отбортовывают) края готового рельефа.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Рис. 4.26. Выколоточиые молотки для чеканки.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Рис. 4.27. Чеканный молоток (размеры в мм).

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Рис. 4.28. Чеканы: металлический – 1; деревянные – 2.

Для резания тонких листов металла нужны ножницы, разрез ими можно сделать гораздо быстрее и чище, чем зубилом. Ножницы для металла отличаются от обыкновенных своей большой прочностью. Для небольших листов толщиной 0,2–0,4 мм можно использовать медицинские ножницы с прочными губками. Для распиловки металла служит слесарная ножовка. Очень важным инструментом для изготовления и отделки пластин является напильник.

Для закрепления пластины на деревянной подложке (в виде фона для готовой чеканки) потребуется пробойник – небольшой стальной стержень с закаленным концом.

Из измерительного и разметочного инструмента понадобятся стальная линейка, складной метр или рулетка, рейсмус, стальной циркуль, кронциркуль, металлический или деревянный угольник.

Теперь разберем подробнее, что же представляет собой чекан? Это отрезок стального прутка длиной от 120 до 150 мм и диаметром от 2 до 20 мм. Изготавливают чеканы из углеродистой качественной стали с содержанием углерода от 3 % и выше или углеродистой инструментальной стали марок У7, У8, У10, У13. Чеканы можно изготовить из старых напильников, слесарных зубил, кернеров, пробойников и других, подходящих по форме и размерам инструментов. Прежде чем приступить к изготовлению чеканов, сталь надо отжечь, раскалив ее докрасна, а затем постепенно охладить.

Нарежьте пруток на отрезки необходимого размера с помощью ножовки по металлу. Если диаметр прутка небольшой, напильником снимите фаску, сформируйте рабочую часть. Если же диаметр выбранного вами прутка больше 10 мм, гораздо проще выточить рабочую часть чекана на токарном станке.

После этого вооружаются надфилем и выпиливают на торце рабочей части тот узор, который чекан будет воспроизводить на изделии. Очень важно, чтобы рабочая часть была совершенно гладкой, без выступающих острых частей. Острые части будут оставлять на изделии следы, засоряющие общий вид рисунка, а очень тонкий металл могут даже повредить. Поэтому после выполнения основных работ по формированию рабочей части чекана надо тщательно отшлифовать ее мелкой шкуркой, а затем отполировать войлочной тряпочкой с нанесением на нее пастой ГОИ.

Теперь можно переходить к закалке. Это процесс укрепления металла, в ходе которого он приобретает твердость. Разогрейте инструменты в муфельной печи, следуя инструкциям по технике безопасности и технологии. Инструменты извлекайте из печи кузнечными щипцами с длинными ручками (не забудьте перед этим надеть защитные рукавицы). Если чеканы сделаны из углеродистой качественной стали, их накаляют до светло-красного цвета (850 °C) и быстро охлаждают, погрузив в машинное масло. Чеканы из инструментальной стали достаточно нагреть до вишнево-красного цвета (770 °C) и также быстро охладить в масле.

После закалки инструмент становится слишком хрупким. Этот недостаток устраняют отпуском металла на газовой горелке. Необходимо внимательно следить за цветами побежалости. Как только металл приобретет желто-соломенный цвет, отжиг прекратите. После постепенного охлаждения инструментов их боевые части отполируйте с пастой ГОИ.

Облегчают труд мастера накатки и чекан-трещотка. Накаткой, закрепленной в специальной ручке, проводят, с легким нажимом, по поверхности листа и получают полосу или ряд элементов, изображенных на самой накатке (см. рис. 4.29).

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Рис. 4.29. Накатки: а – расходиик; 6 – пуансон; в-трубочка; г – пурошник.

Специальный двухколенчатый чекан-трещотка используется для выколачивания выпуклостей на поверхности объемных изделий после выколотки (дифовки), см. рис. 4.30, а, б.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Рис. 430. Работа трещеткой: а – без указателя; б – с указателем подъема рельефа.

Процесс чеканки.

По виду чеканка, как и резьба по дереву, может быть плоскорельефной, когда чеканное изображение находится в одной плоскости с фоном металлической пластины, рельефной, когда изображение выступает над фоном пластины, и объемной, когда чеканное изображение не связано с фоном и существует само по себе, т. е. представляет собой объемное скульптурное изображение.

По приемам выполнения чеканку можно поделить на контурную, плоскорельефную, заоваленную с подобранным фоном, рельефную с прорезью, или ажурную, и чеканку накладную (см. описание «Виды чеканных работ»). Выколачиванием плоской пластины металлу придают разнообразную выпуклую форму. Удобнее всего выколачивать рельеф на оправке – матрице или на мягких подложках (подушках) – смоляных, резиновых, на мешках с песком. Иногда подложкой служит свинцовая плита (главу «Басма» см. ниже).

Матрицей может служить толстая доска средней твердости, в которой полукруглой стамеской выбирают углубления, необходимой формы (обратное изображение). На тщательно зачищенную доску – матрицу помещают металлическую пластину, закрепляют ее на доске, а затем круглым молотком или киянкой выколачивают самое большое углубление, постепенно переходя к меньшей глубине. Выколачивание на матрице производят до тех пор, пока не получится правильно оправленная поверхность углублений без морщин.

При выколачивании на мягких подложках благодаря пластичности материала чеканку можно осуществить сравнительно быстро и чисто. В частности, смоляная подушка, растекаясь под ранее выколоченные формы, при дальнейшей работе хорошо предохраняет от деформации. Кроме того, такая подложка значительно смягчает звук от удара молотка о металл.

Технология и технические приемы изготовления чеканного изображения во многом зависят от тех задач, которые ставит перед собой исполнитель, но во всех случаях необходимо поддерживаться определенного технологического режима, строгой последовательности намеченных операций. Мы предлагаем на начальной стадии обучения один из технологических процессов чеканки плоскорельефного и невысокого рельефа изображений на мягких подложках, наиболее часто встречающиеся в практической работе чеканщиков.

Подготовка рисунка и лепной модели. Особенностью плоскорельефной и рельефной чеканки является выразительность формы. Подборка (опускание) фона на большую глубину способствует лучшему выявлению формы орнамента, обогащает игру светотени, повышает декоративные качества материала. Чеканка рельефа требует от исполнителя не только твердой руки и верного глаза, но и большого художественного понимания выражаемой формы, высокой техники владения инструментом.

Лучшему исполнению чеканки поможет тщательная подготовка к выполнении композиции рисунка и модели орнамента. Работу над композицией начинают с натурных зарисовок, составления эскизов, с поиска наиболее выразительных и оригинальных решений. Зарисовку ведут карандашом, фломастером или углем. Размеры эскизов могут быть небольшие, но обязательно связаны с масштабом, с размерами будущей чеканной пластины. Наиболее удачное решение, отвечающее замыслам композиции, увеличивают до размеров пластины, уточняют детали и доводят рисунок до полной законченности.

Но как бы хорошо не был решен рисунок, он не сможет заменить модели, изготовленной из глины или пластилина. Лепка рельефа для будущей чеканной работы поможет лучше прочувствовать форму, понять художественный смысл создаваемой вещи на металле. Для изготовления модели потребуется скульптурная глина или одноцветный пластилин, деревянные лопаточки (стеки и доска или многослойная фанера, на которой будет выполнена модель. Глину лучше применить для лепки крупных, а пластилин – для лепки мелких моделей.

Глина должна быть сырой, хорошо промятой, очищенной от различных примесей и не должна липнуть к рукам.

Из подготовленной глины можно приготовить пластилин. Дав глине несколько подсохнуть, в глиняное тесто начинают лить глицерин и тщательно перемешивают его с глиной до однородной массы. Глицерин льют до тех пор, пока глиняная масса почти перестанет прилипать к рукам.

Для придания лепной скульптуре необходимой формы, кроме собственных пальцев, пользуются деревянными лопаточками (стеками). Обычный размер стека 25–30 см.

Приступая к выполнению модели, поудобнее располагают рисунок-оригинал, глину или пластилин, стеки. Берут в левую руку кусок материала, правой небольшими кусочками начинают постепенно наращивать высоту рельефа. Сначала ищут объем общих форм и характер модели, стараясь вести лепку широко, касаясь всех частей модели. Найдя соотношение всех частей композиции, переходят к лепке деталей, стремясь подчеркнуть декоративные особенности модели. Закончив лепную модель, готовят пластину к чеканке.

Подготовка пластины к чеканке. Начинают с разметки и раскроя пластины (медной, латунной, алюминиевой и т. д.). Эта работа требует особой внимательности и аккуратности. Пластину обрезают с некоторым запасом по сравнению с величиной рисунка, а затем выкраивают плоскую открытую коробку. При раскрое учитывают площадь дна и высоту стенок. Рейсмусом прочерчивают линию сгибов. Перевернув лист пластины на доску, носком молотка отсекают углы по биссектрисе примерно до границы будущих стенок. Снова перевернув пластину, на ребре куска железа загибают киянкой бока. Образованные стенки коробки будут прочно держать пластину на смоле. Далее на поверхности пластины карандашом намечают осевые линии, которые в дальнейшем будут служить ориентиром при переводе рисунка на металл. На этом подготовка пластины заканчивается.

Разметка и гравировка рисунка. Рисунок на металл переводится только после того, как смола полностью остынет, его можно перевести двумя способами. Первый способ заключается в том, что на поверхность металла наносится кистью или тампоном тонкий слой белой или желтой гуаши. После высыхания краски на пластину кладут копирку и лист бумаги с рисунком композиции, прикрепив их к металлу небольшими комочками пластилина. Переведенный рисунок на металле закрепляют прозрачным быстросохнущим лаком.

Можно использовать и такой прием по копировальным линиям, оставшимся на металле после перевода: рисунок гравируют заостренным стальным штихелем, можно процарапать шилом, а затем краску смывают.

Делают и иначе: металл не тонируют, а рисунок с сильным нажимом переводят через копирку на блестящую очищенную поверхность тупым концом заточенной палочки или твердым карандашом. По полученным темным линиям процарапывают заостренным штихелем.

Затем штихелем гравируют нанесенный на пластину рисунок. Инструмент продвигают равномерно; указательный палец позволяет управлять движением и не даст сдвинуться в сторону с намеченной линии. Нужно стараться намечать линии с одного прохода, не останавливая штихеля, добиваясь одной глубины во всех частях рисунка.

Другим способом – рисунок с бумаги на металл переводят с помощью канфарника. Установив боек канфарника на контур рисунка, ударяют молотком по ударной части. На поверхности металла остается углубленная точка. Точки наносят на небольшом расстоянии друг от друга по всем контурам. При этом чекан держат с небольшим наклоном от себя, чуть приподняв переднюю часть боя. Для удобства разметки рисунка следует поворачивать весь ящик на необходимый угол. После снятия бумаги на металле остается пунктирный рисунок.

При переводе особо точных рисунков бумагу с рисунком наклеивают на металл мыльной пеной, дают высохнуть и канфарником проходят по всем очертаниям.

Перед тем как приступить к чеканке рельефа, нужно чеканы поставить в банку боевыми частями вверх – по ним легко и быстро можно будет отыскать необходимый чекан. Банка с чеканами должна находиться слева, а выколоточные молотки – справа. Таким образом, инструменты будут находиться всегда под рукой.

Подбор (опускание фона). Закончив разметку и гравировку рисунка композиции на пластине, приступают к чеканке рельефа. С чего же начинать работу над рельефом? Прежде всего, отыщите в банке самый широкий чекан-расходник, у которого сплюснутый, как у зубильца или отвертки, боек. Поставьте боек расходника на контур рисунка и несколько раз ударьте по чекану молотком с такой силой, чтобы на пластине осталась достаточно глубокая вмятина. Глубина ее на всех контурах должна быть одинаковой. Поэтому, передвигая расходник по контуру рисунка, старайтесь силу и число ударов сохранять постоянными. Контуры рисунка углубляйте, не отрывая бойка от поверхности металла – он должен как бы скользить по ней. При углублении кривых линий один конец бойка приподнимают больше или меньше в зависимости от их крутизны. Когда возможности расходника с широким бойком будут исчерпаны, более мелкие элементы рисунка углубите расходниками с узкими бойками.

Теперь берут чекан-лощатник. Установив его боек на один из участков фона, опустите фон до уровня углубленного контура. Передвигая лощатник, постепенно опустите все участки фона. Там, где лощатник с широким бойком не проходит, применяйте более мелкие чеканы. На этой стадии чеканку с лицевой стороны на время прекращают по двум причинам. Во-первых, в процессе обработки в металле образуется наклеп, от которого он теряет пластичность и становится жестким, а во-вторых, поднять выпуклые участки рельефа можно только с обратной стороны (рис. 4.31).

На рисунке 4.32 показаны некоторые схемы фактур: 1 – фактура набивается с помощью пурошника (трубочка) небольшого размера; 2 – фактура изготавливается хаотической набивкой небольшим (150?200 мм) личным напильником; 3, 4, 5, 6-фактура сделана с помощью трехгранного надфиля, острого расходника и канфарника (см. далее 7); 8 – делается надфилями с последующей шлифовкой, применяется для проведения «дорожек»; 9 – фактура набивается пурошником большого диаметра, после набивки мелкой шкуркой смягчаются образовавшиеся ребра, которые создают рисунок, напоминающий соты пчел. Такой чекан служит для проведения различных «дорожек» при чеканке орнамента.

Круглые и прямые обжимки (рис. 4.34) могут быть левыми и правыми и служат в основном для прочеканки «веревочки», т. е. витого шнура.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Рис. 4.31. Последовательность выполнения чеканки: 1 – перевод рисунка на металл канфарником; 2 – углубление контуров расходником; 3 – опускание фона лощатником; 4 – выколотка рельефа с обратной стороны бобошниками и пурошниками; 5 – проработка деталей различными чеканами с лицевой стороны; 6 – канфарение или зернение фона. Рисунок Г. Я. Федотова.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Рис. 4.32. Отпечатки рабочих поверхностей фактурных чеканов и рисунок фактур.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Рис. 4.33. Чеканы с насечкой: 1 – дубовый лист; 2 – полукруглая сечка; 3 – прямая сечка.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Рис. 4.34. Обжимки: 1 – косые; 2 – круглые.

Для чего нужны чеканы. Смотреть фото Для чего нужны чеканы. Смотреть картинку Для чего нужны чеканы. Картинка про Для чего нужны чеканы. Фото Для чего нужны чеканы

Рис. 4.35. Чекан «Сапожок».

Чекан «сапожок» (рис. 4.35) относится к чеканам специального назначения. Он служит для образования поднутрений на рельефе, для прочеканки труднодоступных мест, т. е. узких и глубоких мест рельефа. Сапожок – не совсем обычный чекан благодаря своей причудливой форме.

Его конструктивные особенности заключаются в усилении всей изогнутой части, где толщина самая большая, тогда как другие чеканы усилены в средней части. Усиление этой части вызвано большим напряжением металла во время работы «сапожком». Следует обратить внимание на его рабочую часть, которая представляет лощатник прямоугольной формы.

Фигурные чеканы (пуансоны). К специальным чеканам относятся фигурные или пуансоны. На их рабочей поверхности граверной техникой выполнены фрагменты орнамента – завитки, листы, буквы, цифры, розетки и др. Древнерусские чеканщики применяли также пуансоны с изображением рук, глаз и т. п. Вообще пуансоны изготовляют в тех случаях, когда необходимо чеканить большое количество одинаковых деталей изображения. Изготовление пуансонов для работы по листовому металлу подобно изготовлению чеканов.

Деревянные чеканы также часто применяются при выколотке общего рельефа. При работе деревянными чеканами металл или вытягивается или садится, т. е. уплотняется и делается толще, но меньше подвергается наклепу и нагартовке, чем при работе металлическими чеканами. Делаются эти чеканы из более твердых пород дерева с утолщением в средней части остова. Для изготовления чеканов больше всего подходят следующие породы деревьев: ясень, рябина, граб, клен, но можно применить бук, березу, дуб и др. Чеканы могут быть прямыми плоскими, круглыми, а также острыми в своей рабочей части. По деревянному чекану можно наносить удары как металлическим, так и деревянным молотком.

При работе деревянным молотком чеканы меньше разбиваются, но работать удобнее металлическим, так как его размеры меньше, чем у деревянного. Поскольку деревянные чеканы менее долговечны, их обычно заготавливают в большом количестве, чем это нужно для данной операции. Деревянные чеканы изображены на рисунке 4.28 (металлический чекан показан для сравнения).

Прочие инструменты.

На различных этапах работы с заготовкой и чеканкой вам понадобятся для работы с мягкими металлами деревянные молотки, изготовленные из прочных сортов древесины, например дуба или березы. С их помощью проводят более мягкие линии, так как сила удара таким молотком гораздо меньше.

Необходимы и некоторые слесарные инструменты. Среди них надо упомянуть те, которыми изображение переносится с бумаги на металл: кернер, циркуль по металлу, линейка и т. д. Понадобятся и ножницы по металлу, напильники, рашпили и пр. Для отделения чеканки от отливки при отжиге используются кузнечные клещи, если их не отказалось под рукой, можно использовать плоскогубцы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4.1.2 Процесс адаптации

4.1.2 Процесс адаптации Основные работы, которые должны быть выполнены при адаптации настоящего стандарта к условиям конкретного программного проекта, определены в приложении А. Краткое руководство по адаптации требований настоящего стандарта приведено в приложении В;

5.2 Процесс поставки

5.2 Процесс поставки Процесс поставки состоит из работ и задач, выполняемых поставщиком. Процесс может быть начат с решения о подготовке предложения в ответ на заявку на подряд, присланную заказчиком, или с подписания договора и вступления с заказчиком в договорные

5.3 Процесс разработки

5.3 Процесс разработки Процесс разработки состоит из работ и задач, выполняемых разработчиком. Процесс включает работы по анализу требований, проектированию, программированию, сборке, тестированию, вводу в действие и приемке программных продуктов. В данный процесс могут

5.4 Процесс эксплуатации

5.4 Процесс эксплуатации Процесс эксплуатации состоит из работ и задач оператора. Процесс охватывает эксплуатацию программного продукта и поддержку пользователей в процессе эксплуатации. Так как эксплуатация программного продукта входит в эксплуатацию системы, работы

6.4 Процесс верификации

6.4 Процесс верификации Процесс верификации является процессом определения того, что программные продукты функционируют в полном соответствии с требованиями или условиями, реализованными в предшествующих работах. Для оценки эффективности затрат и выполняемых работ

6.7 Процесс аудита

6.7 Процесс аудита Процесс аудита является процессом определения соответствия требованиям, планам и условиям договора. Данный процесс может выполняться двумя любыми сторонами, участвующими в договоре, когда одна сторона (ревизующая) проверяет другую сторону

7.1 Процесс управления

7.1 Процесс управления Процесс управления состоит из общих работ и задач, которые могут быть использованы любой стороной, управляющей соответствующим процессом(ами). Администратор отвечает за управление продуктом, проектом, работами и задачами соответствующего

7.3 Процесс усовершенствования

7.3 Процесс усовершенствования Процесс усовершенствования является процессом установления, оценки, измерения, контроля и улучшения любого процесса жизненного цикла программных средств.Список работ. Данный процесс состоит из следующих работ:1. создание процесса;2. оценка

7.4 Процесс обучения

7.4 Процесс обучения Процесс обучения является процессом обеспечения первоначального и продолженного обучения персонала. Заказ, поставка, разработка, эксплуатация и сопровождение программных продуктов в значительной степени зависят от квалификации персонала.

8.1 Процесс документирования

8.1 Процесс документирования 8.1.1 Общие положения Процесс документирования должен быть выполнен в два этапа в последовательности, представленной на рисунке 1 в затененных прямоугольниках. Поэтапные работы не выполняются одновременно. На отдельных этапах работы могут

4.4. Материалы для чеканки

4.4. Материалы для чеканки Решающим элементом во внешнем виде вашего будущего изделия станет, конечно же, материал. От правильного его выбора зависит не только цвет изделия, но и то, на сколько плавными получатся контуры, насколько рельефной будет поверхность, удастся ли

4.10. Бухарские чеканки

4.10. Бухарские чеканки Старинную узбекскую металлическую посуду, украшенную изящным чеканным орнаментом, теперь можно встретить в основном в музеях. Но когда-то она была необходимой утварью каждого узбекского дома. Всякая металлическая посуда имела строго определенное

4.11. Станок для чеканки

4.17. Применение художественной чеканки

4.17. Применение художественной чеканки В настоящее время художественная чеканка применяется в областях серийной или массовой продукции, выполненной литьем. Иногда это может быть небольшая проработка – подчеканка рельефа, подчеркивание отдельных элементов расходкой,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *