Для чего нужны дидактические игры
Зачем нужны детские дидактические игры?
Евгения Епифанова
Зачем нужны детские дидактические игры?
Неоспорим тот факт, что игра имеет огромное, если не решающее значение в развитии любого ребёнка. Играя, он познаёт мир, учится общению с себе подобными, подражает поведению взрослых, выбирает, что ему нравится или не нравится, наконец, пытается проявить себя и найти своё место в социуме., зная об этом, теми или иными увлекающими методами можно не только воздействовать на общее развитие малыша, но и успешно корректировать его характер. Мягко направлять неутомимую энергию в нужное русло, превращая, к примеру, излишнюю агрессивность в умение постоять за себя, воспитывая в маленьком человеке внимательность, любознательность, инициативность, смекалку….
Развивающим занятиям в сложном процессе воспитания отводится едва ли не решающая роль. Именно к ним и относятся детские дидактические игры.
Дидактические детские игры отличаются от прочих детских игр наличием основной, обыкновенно поставленной воспитателем или педагогом задачи, на решение которой и направлены все усилия игрового коллектива. Сложность задачи напрямую зависит от возраста детей и решение её, как правило, преследует чёткие цели познания окружающей среды и взаимодействия игроков.
Главное отличие дидактических детских игр от стандартного процесса обучения заключается в том, что игровой способ решения предлагаемой задачи превращает весь процесс в увлекательное действо, интересное каждому участнику и заставляющее его проявить себя.
Детские игры с «парашютом» Детские игры с «парашютом» Цель: вырабатывать согласованность движений, внимание, вызывать положительные эмоции. Задачи: 1. Формировать.
Детские игры: «Тувинские народные игры» ТУВИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ Мы считаем, что детей надо воспитывать в лучших традициях своего народа. Одна из них национальные игры. У тувинцев,.
Детские подвижные игры 1. Гуси летят. Вожаком выбираем ребенка,который знает больше названий животных и птиц. Он придумывает названия летунов. «Утки летят»,»Гуси.
Консультация для родителей «Любимые детские народные игры» Любимые детские народные игры. Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины,.
Консультация для родителей «Зачем нужны сказки?» Зачем нужны сказки? 1. Объясняют мир. Через сказку ребенку проще разобраться в повседневных, но важных вещах. Добро и зло, жадность и щедрость,.
Семейный проект «Зачем нужны насекомые?» Над проектом работала вся наша семья я, муж и сын 4 лет с дочерью 11 лет Вид проекта: долгосрочный проект с заданным результатом и элементами.
Познавательное занятие с детьми подготовительной к школе группы «Зачем нужны часы» Цель: развитие поисковой деятельности. Задачи: развитие представлений о днях недели, временах года, частях суток. развитие представлений.
Конспект ОД по ПДД в старшей группе «Зачем нужны дорожные знаки?» Конспект ОД по ПДД в старшей группе «Зачем нужны дорожные знаки?»Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: Формирование целостной картины.
Дидактические игры, их значение и применение
Светлана Красникова
Дидактические игры, их значение и применение
Значение дидактических игр в педагогическом процессе
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.
Дидактические игрыв педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знании В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.
Структурные элементы игры
Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры.
Задача. В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.
Задачи дидактическихигр сводятся к нескольким видам:
1. Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).
2. Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они изготовлены.
3. Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.
4. Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определенный состав предметов, группу игроков и пр. и определить изменение, которое произошло в их отсутсвие.
Действие. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.
Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:
а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;
б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.
В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.
Правило: деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок охотно подчинялся правилам.
Результат, заключение игры: результат игры – это решение задачи и выполнение правил.
Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя. Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.
Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты. В конце некоторых дидактических игр нужно наградить её участников, похвалить детей либо поручить им ведущие роли в игре.
Виды дидактических игр
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками.При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда.Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.
Дидактическая игра
по ознакомлению с природой
• Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;
• Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук;
• Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.
Необходимый инвентарь: Вырезанные из картона изображения животных, приклеенные на внешнюю сторону спичечных коробок, изображения еды животных, приклеенные внутри коробок.
Играть можно двумя способами:
1. Подбирать животному угощение, например, «Ребята, коровка хочет есть, давайте найдём для неё угощение, что любит есть корова?»
2. Искать, кто из животных любит выбранное угощение, например, «Так, это у нас морковка, кто любит кушать морковку, кого накормим морковкой?»
Дидактическая игра «Собери картинку», или «Пазлы» является прекрасным помощником в развитии у деток памяти и мышления. Я предлагаю игру, в ходе которой нужно правильно подобрать части и собрать целую картинку.
Целью занятия является научить малышей умению правильно собирать целое изображение из отдельных кусочков.
Перед ребенком раскладываются разрезанные изображения. Он должен, сравнивая с образцом, собрать их правильно.
Д/И »Наряди матрёшку»
Дидактические игры Уважаемые коллеги, хочу представить на ваш суд дидактические пособия из бросового материала для детей. 17 февраля 2017 г в нашем детском.
Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1) Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма.
Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.
Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.
«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.
Мои дидактические игры Мои дидактические игры. «Какие цвета использованы» Цель: Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающие.
Развивающие игры и их значение для детей Всестороннее развитие ребенка закладывается ещё в первые годы жизни, поэтому вовремя начатое развитие и воспитание обеспечивает стабильное.
Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.
Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.
Консультация
Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе
Значение дидактических игр в педагогическом процессе
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.
Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в этом случае воспитателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.
В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.
Руководство дидактическими играми
В руководстве играми следует выделить три этапа: подготовка, проведение, анализ результатов.
1. В подготовку к игре входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во внеучебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.); определение количества участников (вся группа, подгруппа, один ребенок).
В подготовку к игре входит также отбор необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала).
Воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает сама и приглашает детей.
Младший возраст: наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.
Средний возраст: разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.
Старший возраст: словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.
2. Если воспитатель тщательно подготовится к игре, то само её проведение не вызовет затруднений. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение.
Воспитатель контролирует процесс игры, закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.
Младший возраст: воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе игры связывает игровые действия с правилами.
Средний возраст: воспитатель действует через правило и прямо игровые действия не подсказывает.
Старший возраст: правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.
3. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему).
Структурные элементы игры
Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры.
Задача. В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.
Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам:
Действие. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.
Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:
а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;
б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.
В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.
Правило: деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок охотно подчинялся правилам.
Результат, заключение игры: результат игры – это решение задачи и выполнение правил.
Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя. Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.
Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты. В конце некоторых дидактических игр нужно наградить её участников, похвалить детей либо поручить им ведущие роли в игре.
Виды дидактических игр
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами: для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д.
Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.
Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.
Консультация для воспитателей «Дидактические игры в жизни детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение
центр развития ребенка № 58 «Белочка»
Подготовила воспитатель :
Арутюнян Гаяне Арутюновна
Консультация для воспитателей
Дидактические игры в жизни детей дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме дидактическая игра как средство всестороннего развития детей младшего возраста.
Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педагогике получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.
Фридрих Фребель разработал систему дидактических игр, в которую вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки.
По мнению Е. И. Тихеевой дидактические игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи дидактической игры предусматривают формирование мыслительных операций, совершенствование речи, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.
Другие ученые указывают, что в процессе дидактической игры формируется познавательная деятельность ребенка. А на базе игровых интересов формируется умение самостоятельно мыслить. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует.
Как отмечает Е. О. Смирнова, роль педагога в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка. У детей развиваются сенсорные способности, знакомятся с цветом, формой, величиной предмета. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение. В игре ребенок на сенсорном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдельной.
В любом случае, игра представляет попытку детей организовать свой опыт.
По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающий запросам и влечениям самого ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому.
Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно –действенной форме: ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию. Многие дидактические игры побуждают детейпревращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т. д. дети выполняют роль «знатоков».
Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева, Е. И. Удальцова и др.). К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога.
Современные подходы к проблеме.
В стандартах прописаны те требования, которые необходимо соблюдать при составлении дидактических игр, организации предметно-пространственной среды, которая строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребенка.
Необходимо грамотно оснащать центры и зоны видов деятельности в детском саду. Это способствует воспитанию самостоятельности и развитию личности ребенка. В работе с детьми дошкольниками дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.
*Дидактическая игра как игровой метод обучения
Рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
*Дидактическая игра как форма обучения детей
Содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
*Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.
Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей например, в дидактической игре «Уложи куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна.Таких игр в младших группах проводится несколько: «День Рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати».
*Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
Умственное воспитание позволяет воспитателю открыть путь к познанию действительности. Дидактическая игра не только закрепляет знания, полученные детьми, но и развивает самостоятельность мышления, сенсорные способности, активизирует речевое развитие, стимулирует развитие любознательности.
Нравственное воспитание связано с освоением ребенком норм поведения, оно способствует приобщению к моральным ценностям общества. В дидактической игре формируются представления о взаимоотношениях людей, появляется опыт взаимодействия, который ориентирует ребенка а взрослого, сверстника.
Трудовое воспитание.
Многие дидактические игры позволяют вызвать у детей интерес и уважение к труду людей. Для ребенка всегда привлекательна игровая ситуация, связанная с трудом.
Эстетическое воспитание.
Дидактическийматериал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.
Физическое воспитание, как одна из сторон личностного развития, связано с здоровьем, физическим и душевным состоянием ребенка.
Существуют разные классификации дидактических игр:
дидактические игры делятся на:
игры по ознакомлению с окружающим,
формированию математических представлений,
музыкальные игры и др.
По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на:
игры-занятия
автодидактические (самообучающие)игры.
По наличию игрового материала игры делятся на:
игры с предметами и игрушками,
А. И. Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр:
Все дидактические игрыможно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
• В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, уста-навливать сходство и различие предметов.С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классификацию.
• Настольные печатные игры, также как и игры с предметами основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей.Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
• Словесные игры построены на словах и действиях играющих.
В них дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развитии мышления, так как в них дети учатся высказывать са-мостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли.
Следовательно игра является важнейшим средством разностороннего воспитания ребёнка.
Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.
Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении и воспитании дошкольников является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Приемы и методы руководства дидактическими играми:
— привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т. д.);
— краткость и ясность речи воспитателя;
— активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает);
По мнению педагогов и психологов, в подготовку к проведению дидактической игры входят:
— отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
— установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
— определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
— выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
— подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
— подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
— подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровой задачи.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений, на разном материале, что немаловажно для развития памяти детей.
Работа с родителями.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.Выбор игрушек и игр часто бывает стихийным: либо ребенку что – то приглянулось в магазине, и родители рады угодить ему, либо они сами присматривают ему игрушку, игры в соответствии с ее внешним видом, размером и ценой. Отсутствие осмысленных критериев в качестве ориентиров при выборе игрушек, приобретение по принципу «чем больше, тем лучше» приводят к бессистемной массовой закупке. В результате детская комната оказывается, завалена однотипными и бесполезными, а иногда и вредными игрушками, а те, что действительно важны для развития ребенка, среди них, к сожалению, отсутствуют. Взрослые должны отдавать себе отчет в том, что игрушка нужна вовсе не для того, чтобы доставить ее обладателю мимолетную радость обладания.
Взаимодействие с родителями – важный этап в развитии детей. Содержание любой программы развития включает сотрудничество воспитателя и семьи. Я оказываю квалифицированную педагогическую помощь и поддержку родителям, создаю условия для их активного участия.
Я решила использовать различные формы работы с родителями.Одна из них:
• Консультативно – рекомендательная
В помощь родителям регулярно помещаю в родительский уголок консультации, например, «Значение дидактических игр в воспитании детей». Раскрывая перед родителями значение дидактических игр, подчеркиваю, что в таких играх у ребят развиваются не только мышление, речь, память, произвольное внимание, но и такие важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность. Я стараюсь, чтобы родители после встреч унесли не только устную информацию, но и памятку, которая поможет им дома восстановить материал консультации.
• Проведение мастер- классов для родителей
Так я провела мастер – класс на тему «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
Познакомила родителей с играми и упражнениями по сенсорному развитию детей, учила родителей взаимодействовать с ребенком. Родителям было очень интересно участвовать. Мы пришли к выводу, что через игру ребенок познает окружающую мир, что именно в младшем дошкольном возрасте происходит всестороннее развитие детей. Поэтому я хочу помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны создаваться все условия для этого.
• Индивидуальные беседы с родителями
• Совместные проведения с детьми праздников, утренников.
Благодаря участию родителей в совместной деятельности, конкурсах, как правило, у пап и мам возрастает интерес к жизни детского сада, а общение с педагогом приобретает более открытый и дружеский характер. Много положительных эмоций вызвала совместная работа над творческим проектом «Моя любимая игрушка»
• Нетрадиционные формы работы с родителями.
Нетрадиционные формы работы положительно влияют на эмоциональное состояние родителей. Организовала «семейную кофейню».Родители вечером пьют чай или кофе. На таких встречах в непринужденной обстановке родители легко раскрепощаются и с готовностью обсуждают и делятся своими проблемами, радостями.
Конечно, все это требует сил и времени, но только доверительное и живое заинтересованное общение взрослых поможет в развитии наших детей
«Собери пирамидку»— Побуждать детей к результативным действиям, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, воспитывать положительное отношение к ООД. Пирамидки из трех колец по количеству детей.
«Отгадай кто позвал?» Развивать у детей слуховое восприятие, совершенствовать навык звукоподражания, воспитывать внимательность Ширма,перчаточный или игрушечный театр: собачка, кукла Таня.
«Найди по звуку» Формировать слуховое восприятие, развивать ориентировку в пространстве, отрабатывать правильное произношение звуков [п], [п’], воспитывать положительный интерес к занятиям. Кошка, ширма, мышка.
«Протолкни круглый предмет» Формировать у детей представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий, развивать зрительно-двигательную координацию, воспитывать положительное отношение и интерес к ООД.Коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной, кубик и шарик (шарик не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик в круглое окно).
«Кто в домике живет» Формирование речевого слуха, развитие собственной активной речи, совершенствование силы голоса и воспитание положительного интереса к занятиям. Домик (из дерева или картона);игрушки: собачка, кошка, мишка, лиса, зайка.
«Название колец» Формировать представление о величине предметов, учитывать ее при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький, воспитывать положительный интерес к занятия Пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера (диаметр большого кольца — 4,5 см, маленького — 3 см) им количеству детей
«Найди желтый листочек», Формировать цветовое восприятие, побуждать детей участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, желтые, красные, вьются, летят, воспитывать любовь к окружающей природе.Фланелеграф и фигурки к нему: красные, желтые листья, вазочка, котенок и собачка – игрушки.
НЕДЕЛЯ ТЕМА ЦЕЛЬ ФОРМЫ РАБОТЫ
«Собери башню из двух колец», Побуждать детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке, понимать слово кольцо и название цвета, воспитывать интерес к занятию Одноцветные, окрашенные в основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый) башни резко контрастные по размеру по количеству детей
«Нанизывание колец одного цвета», Побуждать детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками и формировать умение правильно ориентироваться на слова большой и маленький Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера.
«Кто как разговаривает» Формировать слуховое восприятие, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подражания звукосочетаниям и простым словам. Кубики, игрушки собачка, кошечка.
«Башня из кубиков» Формировать навык у детей вертикально накладывать кубик на кубик,понимать слова: сделай, башня, развивать внимание и воспитывать аккуратность действий. По 4 кубика одинаковой величины на каждого ребенка.
«Грибочки по местам» Побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия стола и различать основные цвета, воспитывать положительное отношение к занятиям.
Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.
Консультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» Видео Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящике с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на развитие творческого мышления,.
Консультация для родителей «Дидактические игры в жизни детей» «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ» Консультация для родителей Мышление ребёнка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно – образное,.
Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей: «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Умение плавать – это такой навык,.
Консультация для воспитателей «Дидактические игры для детей своими руками» Дидактические игры для дошкольников – это игры обучающие. Это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию,.