Для чего нужны экскурсии
10 причин, почему стоит ездить с детьми на экскурсии
Дети с восторгом принимают уроки-экскурсии. Но среди родителей и даже среди педагогов зачастую бытует мнение, что это всего лишь дань моде. Иногда просто говорят, мол, учителю неохота работать, вот он и ушел на экскурсию. Нужны ли уроки-экскурсии? Какая от них польза? Какие есть причины, чтобы водить детей на экскурсии? Попробуем разложить по полочкам.
Предметные знания
Некоторые школьные предметы просто невозможно представить себе без экскурсий, на которых расширяются и углубляются знания детей, полученные на обычных уроках. География не существует без экскурсии по улицам своего населенного пункта, без составления его плана, без изучения ближайших географических объектов: реки, холма, оврага, завода и др. Биология не может существовать без изучения растений и животного мира своей местности. Многие уроки истории требуют проведения их в музеях. Первые знания по астрономии дети могут получить в планетарии. И вариантов проведения уроков-экскурсий очень много. Можно сказать, что в этом случае экскурсии выступают как наглядное пособие к школьным предметам.
Познание мира непосредственно, «на ощупь»
На экскурсии дети узнают новое, открывают для себя мир. Но в отличие от урока, здесь они могут собственными глазами увидеть предмет исследования, разглядеть его в деталях, со всех сторон, потрогать, понюхать и даже попробовать на зуб. Изученное таким способом запоминается гораздо лучше.
Расширение кругозора
Выходя за пределы класса и школы, дети получают не только дозированный объем учебного материала, но и те знания, что изначально не входили в план. Хороший педагог использует и путь к объекту экскурсии и обратно, чтобы рассказать детям что-то новое, связанное с темой похода.
Общение детей
В ходе экскурсии, задавая вопросы экскурсоводу, дети учатся общаться. Предваряющие экскурсию задания требуют от них точно сформулировать вопросы. Обсуждая увиденное, делясь впечатлениями, подводя итоги, они учатся говорить, выражать свое мнение, отстаивать его, выделять главное. При этом они выслушивают других, сравнивают их мнение со своим и т. д. То есть у детей развиваются коммуникативные способности.
Социализация детей
На экскурсиях дети учатся правилам поведения в разных ситуациях. Как вести себя в транспорте, в музее, в театре, на природе? Они начинают понимать, что правила поведения придуманы для удобства людей и их безопасности. Если в первый раз с поведением могут быть проблемы, то в следующий ─ уже легче, позднее эти правила станут привычными.
У ребенка формируются модели поведения в разных условиях. И он уже гораздо увереннее чувствует себя в обществе. Ученики становятся более самостоятельными, сознательно соблюдают дисциплину, меньше теряются в незнакомых ситуациях. И им проще наладить общение с незнакомыми людьми.
Развитие творческих способностей
Впечатления от экскурсии должны быть обобщены. Для этого учитель дает творческие задания: написать сочинение, нарисовать иллюстрацию, создать презентацию, фотоотчет, карту, выпустить стенгазету и др. Ученик должен иметь возможность выбрать задание по своим интересам. И поверьте, он постарается вложить душу в свою работу.
Стремление к новым знаниям
Чем больше знаешь, тем больше интересного открывается, тем больше хочется узнать еще. Знания, полученные на экскурсии, могут стать трамплином для дальнейшего изучения: темой ученической исследовательской работы, проекта, интереса к предмету. А в дальнейшем могут повлиять и на выбор профессии.
Изучение реальной жизни
Экскурсии — это способ показать детям, как интересен и разнообразен мир. Это возможность оторвать их от модных гаджетов, вытащить из виртуального мира в реальный, научить их видеть прекрасное в окружающем их пространстве, заинтересовать прошлым, настоящим и будущим страны и мира.
Положительные эмоции
Хорошая экскурсия вызывает у детей самые различные чувства: радость открытия, восхищение красотой, удивление, любознательность, удовольствие, предвкушение новых ощущений, вдохновение. Согласитесь, в обычной жизни таких эмоций маловато. А все, что связано с положительными эмоциями, в том числе и предмет экскурсии, запоминается человеком надолго.
Воспитание патриотизма
Чтобы осознать себя гражданином, человек должен чувствовать сопричастность к судьбе своего народа. Без знаний о своей родине, о ее природе, населении, истории, культуры такая сопричастность не появится. Получая эти знания в ходе экскурсий, человек учится гордиться своей Родиной, ценить, любить и уважать ее.
Выражаясь словами Юрия Ефремова, «Люблю и знаю, Знаю и люблю! И тем сильней люблю, Чем больше знаю!».
Читайте также:
Об авторе: Гайша Камалетдинова, учитель географии, стаж работы более 20 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Для чего нужны экскурсии по городу
Каждый город имеет интереснейшую историю, каждая его улочка, дом, закоулок. Порой эта информация не является общеизвестной и владеют ей лишь некоторые люди. Чтобы лучше узнать место, где человек находится, увлекательно и познавательно провести время, а также получить положительные эмоции и впечатления, стоит отправиться на экскурсию по городу.
Множество различных вариантов по доступным ценам можно найти в агрегаторе экскурсий https://findgid.com/.
Зачем проводятся экскурсии?
Зачастую слово «экскурсия» у людей возникает ассоциация монотонно говорящего человека, который вещает неинтересную информацию, а все его слушатели занимаются своими делами или попросту спят. В связи с чем возникает вопрос, а действительно ли нужны экскурсии.
Конечно, да! Ведь проведение таких туров имеет несколько функциональных назначений.
В первую очередь, это обучающая функция. Даже при прогулке по достопримечательностям собственного края или родного города можно узнать большое количество новой информации, узнать об истории этого места, а иногда и лично прикоснуться к многовековым объектам.
Во-вторых, отдых. Нельзя не отметить, что посещение экскурсии – это всегда смена обстановки, попадание в другие условия, знакомства с новыми людьми и переключение рутинных мыслей на волну познавания информации. Время на отдых и релакс просто жизненно необходимы любому работающему человеку, поскольку только так можно постоянно оставаться в ресурсе.
В-третьих, это внутреннее развитие. В процессе изучения новой информации, ознакомления с историческими фактами, жизнью людей и прочими событиями, человек развивается, формирует мировоззрение, принципы, выбирает идеологию. Такое времяпрепровождение обязательно для любого здравомыслящего человека, ведь учение и узнавание нового всегда полезны и несут в себе только положительное.
Экскурсии по городу – это необязательно набор большого количества исторических мест и достопримечательностей, которые необходимо обойти за короткий промежуток времени. Такой вариант досуга может проходить и в форме прогулки с непринужденной беседой, в процессе которой можно узнать много нового.
Туры, представленные на сайте агрегатора экскурсий FindGid, отвечают всем вышеперечисленным функциям. Здесь можно подобрать программу любой тематики, направленности, продолжительности и формата. Это может быть традиционная групповая экскурсия по обзору города или индивидуальный гастрономический вечер с посещением главных ресторанов и кафе.
В процессе жизни человеку необходимо постоянное развитие и узнавание нового. Со временем многое меняется: мода, взгляды, тренды и т.д. Неизменным остаётся одно – история. Её невозможно переписать или изменить. Но её нужно знать. Только так можно построить цивилизованное грамотное сильное общество, которые будет стойко переживать все грядущие изменения и выдержит любое их количество.
Зачем вообще нужны экскурсии Вашему ребёнку?
Во-первых, экскурсии учат. Каждая экскурсия включает в себя как минимум два урока, содержащие множество информации. Обучение начинается уже в автобусе, когда ваш покорный слуга рассказывает детям о предстоящей экскурсии. Обычно я успеваю провести не меньше одного весёлого урока по теме экскурсии, будь-то дворянская культура XVIII века, динозавры, народная глиняная игрушка или космические полёты. А если ехать приходится дольше, то находится время и для второго занятия.
Есть даже специальные, предметные экскурсии, которые так любят заказывать учителя, использующие такие поездки как дополнение к своим урокам в школе: биологи, физики, географы, учителя русского языка и литературы. На каждый предмет найдётся несколько музеев, так что мы можем разработать полный цикл экскурсий, сопровождая уроки по предмету и год, и даже несколько лет.
Поэтому, в заключение, я хочу признать, что экскурсии делают самое главное. Они воспитывают. Посещение достопримечательностей истории и культуры, прогулки под древними стенами пятисот и тысячелетней давности, не только развивает у школьника чувство прекрасного, одновременно пополняя его художественные и исторические знания, но воспитывает в нём уважение к памятникам, то есть, к памяти, к нашим предкам. А это уже патриотизм.
Прошу меня понять. Я говорю сейчас не о квасном, искусственном и вульгарном патриотизме, патриотизме лозунгов и деклараций, патриотизме биения себя в грудь, громких слов, и отсутствия дел. Я совсем о
другом толкую. Я имею ввиду патриотизм настоящий, идущий от души, патриотизм глубоко чувственный, естественно просыпающийся в ребёнке, органически вырастающий из гордости за свою страну и свой народ, построивший такие красивые дворцы, крепости, монастыри, храмы, особняки. Да, экскурсии, показывая детям всё, чем славится Россия, постепенно, раз за разом, воспитывая их и закаляя, помогают всем: родителям, учителям, даже сверстникам.
Чего и вам желаю. Искренне ваш, АА, ваш экскурсовод
Почему мы путешествуем и для чего нужны экскурсии?
Несмотря на существующий уже несколько месяцев неудобный порядок жизни, перечеркнувший наши привычки и радости, нельзя отрицать тот факт, что с начала 20 века человечество преуспело в таком виде развлечения, как путешествия. Сейчас непростое время как для всех нас, так и для индустрии путешествий и связанными с ней бизнесами по продаже счастья и воздуха. Это, однако, не мешает нам рассуждать о наших будущих путешествиях и строить соответствующие планы.
Не буду говорить о вторичных вещах: о том, когда откроют границы или когда появится совесть у авиаперевозчиков. Есть темы для размышления более интересные, например, почему начинание Томаса Кука получило такое бурное развитие во всем мире и очень быстро захватило умы широких слоев населения.
Интереса ради я пробежался взглядом по нескольким статьям о путешествиях с первых позиций поисковой выдачи. Результат можно разделить на две категории: первая — это пафосные статьи с рекламой, написанные на заказ, а вторая — рассказы туристов, их личный опыт, который эмоционально передается в тексте. В целом картина такая, что отношение современников к путешествиям — как к повседневному элементу нашей жизни, так сказать, как к обычному товару.
Однако, интересен тот факт, что массовый туризм — направление очень молодое. Начавшись столетия назад и продолжаясь на протяжении столетий, в аристократических кругах существовала культура путешествий. Можно сказать, сословных путешествий. Хорошо заметным такое явление стало примерно с 16 века. В то время получили распространение так называемые образовательные путешествия — Гран Туры. Оканчивающая своё обучение в университетах европейская молодежь должна была завершать полученное образование своего рода практикумом — поездкой по местам Европы и Средиземноморья для знакомства с культурным наследием, языками, обычаями населения и природным разнообразием. Но в первую очередь именно с культурными объектами, начиная с самых древних (произведения архитектуры, скульптуры, живописи, литературы и пр.). Но, конечно, люди начали путешествовать гораздо раньше, разыскивая новые подходящие для охоты земли, прокладывая торговые пути, завоевывая новые территории и исследую неизвестность, спрятанную от цивилизованного мира за океанами.
А вот массовым туризм стал совсем недавно, практически в наше время. Первое туристическое агентство было открыто англичанином Томасом Куком в 1841 году. Начинался массовый туризм под руководством Томаса Кука как комфортные поездки по железной дороге и последующие прогулки. Затем была организация путешествий по Англии, а потом и за её пределами. Агентство предоставляло почти все современные (по сегодняшним меркам) возможности: разнообразная тематика туров, бронирование проездных билетов, резервирование номеров в отелях, организованные прогулки и экскурсии по музеям.
Это было славное начало. Агентство Кука установило основные принципы организации массового туризма и задало вектор развития этой отрасли.
Печально, но в 2019 году эта знаковая компания была разорена и перестала существовать.
Уже в первой половине 20 века туристические услуги стали очень востребуемы. Люди активно проявляли желание выезжать за пределы мест, в которых проживали. Туристический бизнес рос. Формировалось общественное осознание благотворного влияния путешествий и их ценности для людей. Оказалось, что при наличии средств, сюжеты модных приключенческих рассказов можно было реализовать наяву, а себя сделать главным героем. В то время это было развлечением с высочайшим уровнем впечатлений. Телевидение, да и вообще вся развлекательная медиасфера, возникшая позже, оттянула часть внимания путешественников на себя, но не заменила настоящие путешествия. Просто заняла свою нишу.
Сейчас мы путешествуем даже не задумываясь о предыстории массового туризма и не размышляя, зачем человеку потребовались эти регулярные перемещения. Хотя это любопытно. В природе миграции обусловлены движением за благоприятными сезонными условиями для питания и размножения. А человеку, за исключением ряда древних племен, для выживания не было нужды мигрировать каждый сезон. Да и не настолько мобилен человек для этого. Для человека была характерна оседлость, приспосабливаемость, а также максимально возможная трансформация среды обитания под свои нужды.
Очень много за последние столетия изменилось в материальной культуре человека. Пассажирские перевозки начинали становиться масштабными с 19 века. Благодаря промышленной революции и разработке двигателей люди, помимо перемещения в военных, торговых и колонизационных целях, стали путешествовать и ради удовольствия. А вследствие накопления частного капитала возникло масштабное производство личного автотранспорта. Возникающие технические возможности живо подхватывались человеческим спросом и формировали новый формат жизни современного человека.
Думаю, что на этом с ретроспективой пассажирских перевозок мы закончим.
Вернемся в наше время к обычным мотивам современного человека.
Приближается отпуск или каникулы, а вместе с этим мы становимся все ближе к своей мечте. Мечты эти очень разнообразны. Например, Люди, живущие на крайнем севере, мечтают о тепле и о море, о жарких странах где есть это самое море, об экзотике юга. Часто к этому прибавляется забота о здоровье. Исцеляет море, морской воздух, солнечные лучи, синтезирующие витамины группы В и прочее. Я часто вижу туристов, приезжающих за всем этим и не покидающих неделями побережье. И прекрасно их понимаю.
Для других предстоящее путешествие это в первую очередь метод смены обстановки, способ обнуления. Отстранения от рабочей рутины и от всего, что может о ней напомнить. В этом случае распространенные туры на пляжные курорты могут оказаться не так эффективны, как специальные приключенческие туры, особые путешествия, погружающие в новую обстановку. Чаще они популярны у работников интеллектуального труда.
Путешествия могут быть имиджевым элементом, элементов новизны, традицией, способом поиска вдохновения, способом создания особой обстановки (есть, к примеру, такое явление как корпоративные туры). Существуют и другие мотивы.
Но это всё осознанные или неосознанные мотивы, которые сами по себе не являются главной причиной того, почему современный человек развлекает себя путешествиями.
Мы ранее говорили про быстрое развитие материальной культуры человека. Психологам, социологам и этологам хорошо известно насколько ниже скорость биологической эволюции нашего вида, чем скорость развития нами технологий и совершенствования качества нашей жизни.
Это хорошо поддается иллюстрированию примерами, если изучать нашу историю.
Давайте определимся с двумя тезисами:
Даже в сравнении с совсем недавним прошлым, человек стал жить дольше.
А ещё, человек стал жить быстрее. С пониманием этого тезиса проблем возникнуть не должно. Просто представьте насколько быстрее человек стал перемещаться благодаря транспорту (а скорость его постоянно увеличивается). Информация передается за доли секунд в любую точку мира. Видеосвязь позволяет присутствовать в нескольких местах на планете одновременно. Приводить такие примеры можно пока не устанешь.
Но также у современного человека тут возникают и проблемы. Дело в том, что важные биологические сценарии жизни становятся гораздо короче в сравнении с увеличивающейся продолжительностью и скоростью жизни. Например, быстрее происходит обучение многим профессиональным навыкам, из-за увеличивающейся продолжительности жизни воспитание детей занимает уже небольшую часть нашей жизни, а возраст высокой деловой и физической активности в наше время вообще наводит на мысли, что расцвет этой активности у современного человека наступает ближе к 50 годам.
То есть, результат, к которому нас движут законы природы, наступает раньше предусмотренного срока. И это изменение порядка нашей жизни — причина возникновения очередного типа личностных кризисов. И людьми, как всегда, в очередной раз был найден хитроумный способ преодоления этих кризисов. Своего рода инженерное решение, позволяющее обходить их.
Преодоление кризиса может быть реализовано легко — с помощью различных, не имеющих отношения к обычной деятельности человека, активностей. Например, различные хобби. Очень эффективной профилактической активностью стали путешествия. Каждое путешествие в разной степени, конечно, помогает нам сделать одну и ту же вещь — прожить маленькую параллельную жизнь. И вот сегодня для нас так приятны и желанны эти маленькие параллельные жизни, позволяющие не только отдохнуть от работы, высокого темпа жизни, от привычного нам общества, но и помогающие предотвратить личностные кризисы и застрессованность человека.
К пониманию этого механизма можно очень легко прийти сейчас, когда возможности путешествий сильно ограничены, а ещё совсем недавно многим приходилось переживать длительное ограничение свободы. И, кстати, суррогат медийного производства до сих пор не может заменить нам настоящих путешествий. Человеческий мозг предъявляет такие высокие требования, к соответствию которым технологии даже не приближаются.
Продолжить рассказ я хочу обратившись к тому, чем занимаемся я и мои коллеги.
Мы осознанно следуем концепции “путешествия как маленькие жизни”. И в соответствии с ней создаем экскурсии. Важная задача, которая решается каждый раз — захватить все внимание путешественника тематикой экскурсии, погрузить его в неё. И превратить его день отдыха в историю, которая проживется ярко и останется в памяти надолго. Т.е. в одну из тех самых микро-жизней. Параллельно, мы выполняем задачу сделать события такого дня максимально приятными и полезными.
Попробуйте представить себя на месте путешественника.
Экскурсия это не только поездка по знаменитым и красивым местам.
Хорошая (правильная) экскурсия даёт Вам возможность расширить кругозор, поднять свой уровень знаний и приобрести полезный опыт. К примеру, всего лишь обзорно знакомясь с нашим небольшим островом, уже многое узнаёшь об истории великих Империй (Римской, Византийской, Османской, Британской) и находишь иллюстрации связанных с ними событий на Кипре. Это только один пример. Есть много возможностей узнать новое и из других областей жизни.
А кроме этого, экскурсия по Кипру незаметно сделает для Вас этот остров привычным и понятным. Речь идёт о понимании местной жизни. Оно складывается из особого настроения и ритма жизни, из нахождения в особом окружении, даже из вкусов местных блюд и местных запахов.
Вы можете подумать, что всё это непростая задача. Да и отдыхать мы едем не для того, чтобы изучать историю или местную культуру. Появляются два вопроса: не “сложно ли это всё?” и “зачем это мне?”.
Ну, во-первых, может быть это и не простое дело, но только не в формате экскурсии. Экскурсия как раз и нужна для того, чтобы Вы быстро и легко почувствовали причастность к нашей земле, культуре и истории.
Во-вторых, представьте себе — Вы можете своими глазами увидеть то, что происходило века и тысячелетия назад. А ещё, каждая наша экскурсия проходит в атмосфере захватывающих историй (факты, даты, имена — всё это тоже присутствует, но без сухого академического повествования). И не только историй. Можно в буквальном смысле прикоснуться к древним уникальным артефактам. Познакомиться с местными жителями и послушать старые кипрские легенды.
Вы считаете, что эти знания — пустая трата времени? Тогда позвольте мне такую точку зрения: человеческий мозг как компьютер накапливает получаемую информацию. Весь приобретенный нами опыт, будь он хороший или плохой, в итоге превращается в материал, который в будущем будет востребован. Чем больше у нас будет опыта, тем удачнее мы сможем его применить к нашим проблемам или возможностям. Накопление опыта — это образ жизни. Это жажда знаний, любопытство, желание попробовать жизнь во всех её проявлениях. Если всё это Вам знакомо, то, скорее всего, опыт помогает Вам преуспевать в вашем деле. А если это пока для Вас не очевидно, то Вы на правильном пути своего развития, раз дослушали мой рассказ до этой части.
Роль экскурсии в развитии личности ребёнка.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Роль экскурсии в развитии личности ребёнка.
Экскурсия как метод диагностики личности.
Правильно организованная и проведённая экскурсия — уже сама по себе такой волшебный способ и диагностики, и воспитания, с помощью которого можно очень хорошо рассмотреть и скорректировать проблемы поведения детей, которые, возможно, не всегда видны во время обычных занятий. Это замечательный повод использовать метод включённого наблюдения. Во время экскурсии видны особенности и каждого ребёнка, и детского коллектива в целом. Именно во время экскурсии, когда дети находятся не в привычной обстановке, можно увидеть недочёты профессиональной деятельности воспитателя. Кстати, как показывает практика, они, по большому счёту, одни и те же во всех детских коллективах. Дети часто не способны видеть людей вокруг себя, у них нет навыка предоставления другим жизненного пространства (попросту, они не понимают, когда надо подвинуться, чтобы коллега по экскурсии мог тоже подойти поближе к осматриваемому объекту, дабы лучше всё увидеть. Они и попросить-то других об этом не умеют — просто стоят и не двигаются). Опыт и практика проведения многочисленных экскурсий показывают, что эта проблема отсутствует в группах детей, занимающихся дополнительным образованием: хореографических и театральных коллективах, гимнастических и футбольных секциях — везде, где детей учат чувствовать партнёра по сцене, спортивному залу, игровому полю. Вывод — дополнительное образование, в тех моментах, которые касаются развития личности, пожалуй, должно быть основным.
Экскурсия — это, в первую очередь, информация. Но: дети очень часто не воспринимают смысл слов, просто пропуская их мимо ушей. Получается бессмысленность проведения данной формы работы, так как они не способны воспринимать вербальную информацию. Так называемое клиповое восприятие должно рано или поздно заставить-таки педагогов переписать всевозможные методики обучения.
Ещё одна часто встречающаяся проблема, созданная педагогами: многие детские группы не совсем понимают, что на свете есть места, где надо вести себя тихо, культурно и интеллигентно, в этом поможет экскурсия.
Экскурсия для воспитателя: отдых или работа?
Грех не использовать гигантский потенциал экскурсии. Ведь она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.
Методика требует, чтобы интерес к экскурсии, её теме и содержанию формировался педагогом, собирающимся использовать эту великолепную форму работы в своей практике, заранее, перед мероприятием. Роль педагога в том, что он должен создать у группы детей интерес к ожидающему их экскурсионному материалу, обеспечить организацию внимания и направление психической деятельности экскурсантов. Любая экскурсия предполагает усилия её участников для сохранения внимания, работы памяти.
Важно, чтобы педагог и все участники экскурсии уже перед её началом понимали: то, как она пройдёт, понравится ли им, зависит не только от выбора объекта осмотра, уровня профессионального мастерства экскурсовода, но и от того, какой вид поведения группа и отдельные её члены выберут для данного мероприятия. Дети (и воспитатели!) должны понимать: если экскурсовод будет большую часть своих усилий прикладывать к тому, чтобы сохранить дисциплину в рядах группы экскурсантов (особенно соблюдение техники безопасности важно на экскурсиях по производству), он будет вынужден делать это за счёт информационной части экскурсии.
К сожалению, иногда педагоги забывают о том, что это мероприятие — не развлекательная прогулка для взрослого, что в первую очередь, они должны заботиться о дисциплине во вверенном ему коллективе детей. Особенно, если группа не без проблем. Рекомендация: не забывать в ходе экскурсии о детях с девиантным поведением и во избежание эксцессов держать их под своим строгим контролем. Бывает очень жаль детей, которые из-за неадекватного поведения своих товарищей не могут в полной мере насладиться содержанием предлагаемого им материала.
Для чего ходить на фабрику?
Мотивировать детей на правильное восприятие экскурсии можно разными способами, но делать это нужно обязательно. Предупредив детей о том, что после посещения предприятия им предстоит осмыслить ещё раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии, педагог тем самым активизирует их внимание во время процесса. В каких формам это сделать? Можно провести конкурс рисунка, рассказов, стихов по теме экскурсии. Сделать с помощью родителей компьютерную презентацию.
Уже в дошкольном возрасте, лет с шести, детей обязательно надо водить на производственные экскурсии. Чем раньше мы сформируем у ребёнка интерес к различным профессиям, уважение к труду работников фабрик, разных других учреждений, тем больше вероятность, что окончив основное обучение, ребёнок выберет для себя рабочую профессию.
Так, в процессе производственной экскурсии, например, на фабрику игрушек, дети могут запомнить названия профессий работников фабрики, уточнив, кто из них какой вклад вносит в создание кукол. Таким образом, решается задача профессиональной ориентации. Производство куклы — процесс очень сложный. Чтобы кукла принесла ребёнку радость, в создании этой радости участвуют люди 95 профессий: художники, дизайнеры, химики-технологи, литейщики, прессовщики, швеи, разрисовщики, лакировщики, оформители, сборщики, упаковщики.
Производственная экскурсия на фабрику игрушек важна не только в профориентационном, но и в эмоциональном плане, в процессе посещения фабрики у детей развивается эмпатия, формируется чувство прекрасного, уважение к труду людей, создающих красивые, яркие, качественные изделия. Дети знакомятся не только с процессом производства игрушек, но с тем, как достигается качество продукции. Рассказ экскурсовода об ответственности производителя за качество выпускаемых для маленьких потребителей изделий, о социальной ответственности бизнеса помогает формированию этого важного качества и в юных экскурсантах.
Проведение производственных экскурсий важно и в краеведческом плане. В частности, побывав на фабрике игрушек, дети проникаются гордостью за свой город, за свою страну: фабрика начала свою работу в военном 1942 году, когда в город были эвакуированы дети из блокадного Ленинграда. В тяжелейшее время взрослые думали о детях, о том, чтобы их детство стало немного счастливее. Предприятие росло и развивалось, менялись технологии, но всегда оставалась основная идея: дарить радость детям своей качественной продукцией. Современные успехи предприятия также формируют в детях гордость за свою малую родину, желание продолжать образование и дальнейшую трудовую деятельность в родном регионе.
Главное, оставить след в душах
Сохранить детство в себе — наверное, это очень важно. Ещё важнее — дарить детство другим. Когда видишь, как делаются куклы, не покидает ощущение сказки. Люди, делающие кукол, напоминают волшебников — в их руках кукла становится практически живой, красивой, начинает ходить, разговаривать. Видя пример того, что труд действительно приносит радость и тем, кто трудится, и тем, для кого производится продукция предприятия, дети, прошедшие через производственную экскурсию на фабрику, лучше начинают понимать, зачем и почему надо трудиться.
Любая экскурсия будет полезна только тогда, когда она оставит свой след в душе человека. Методически правильно организованные и проведённые производственные экскурсии на предприятия, которые интересны детям прежде всего своей продукцией — игрушками, мороженым, сладостями — могут принести очень много пользы для развития подрастающего поколения.
Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.). Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца.
Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.
Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.); мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); воображения и творческих способностей.
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
Подготовка к экскурсии.
Экскурсии проводят по определенной системе. Проводить их целесообразно на одних и тех же объектах в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, весной с детьми старшего дошкольного возраста следует провести три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий – знакомить с весенними изменениями, развивать умение их видеть и понимать причину происходящего в природе.
Экскурсию организовать значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при том условии, что проведена тщательная подготовка.
Заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.
Подготовка детей к экскурсии. За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель – дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать. При подготовке к экскурсии следует обратить внимание на одежду детей – она должна соответствовать сезону и погоде. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице. Хорошо привлечь к его подготовке детей.
Также полезно привлечь детей к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения для размещения собранного материала в уголке природы и на участке детского сада. Это пробуждает интерес к предстоящей экскурсии.
Ниже приводится примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:
Оборудование для сбора растений:
Лопатки или совочки для выкапывания растений — 3.
Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника — 1.
Папки для растений — 2.
Корзиночки для шишек, листьев — 2.
Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов — 2.
Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений — 2—3.
Оборудование для сбора животных:
Сачки воздушные для ловли насекомых в воздухе — 1—2.
Сачки водяные для вылавливания животных из водоема — 1—2.
Коробки с отверстиями для переноски животных — 4—5.
Посуда для переноски водных животных — 2—3.
Всё оборудование должно находиться в определённом месте. Перед экскурсией воспитатель должен тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой.
Организация и методика проведения экскурсий.
Экскурсии, как форма образовательной деятельности, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах не реже 1 раза в месяц.
По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:
• природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру;
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды. Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог актуализирует представления детей о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.
К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует формированию у них познавательного интереса к предстоящей экскурсии.
Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.
Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.
Природоведческая экскурсия включает в себя
— индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
— сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом.
Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель помогает детям увидеть характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Повышению уровня познавательной активности способствуют беседы познавательного характера, из личного опыта, проблемные ситуации и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? » и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая «этажи» парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.
Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину» и др.
Важное место отводится на экскурсиях вопросам, побуждающим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.
По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.
Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д.
Таким образом, экскурсии помогают формировать представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов, сформировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду. Экскурсии – форма познавательного развития детей, прежде всего, решаются задачи образовательной области «Познавательное развитие» (пункт 2.6. ФГОС ДО) :
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
Образовательной области «Речевое развитие»
— владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Работа после экскурсии.
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.
Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.
Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.