Для чего нужны федеральные округа россии
Леонид Драчевский: федеральные округа предотвратили развал страны
Федеральные округа, десятилетие которых отмечается в этом году в мае, до сих пор вызывают споры и дискуссии о своей эффективности и целесообразности. В интервью корреспонденту РИА Новости Александру Куприянову вице-президент группы «ОНЭКСИМ», а 10 лет назад полпред «первого призыва» в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский, подвел главные итоги десятилетия округов, рассказал о возможных путях их развития, а также вспомнил, как это было в мае 2000 года.
— Леонид Вадимович, как вы считаете, в чем главный результат создания федеральных округов?
— Сейчас очевидно, что это было абсолютно оправданное и необходимое решение со стороны федеральной власти, со стороны президента, которое позволило упорядочить систему управления страной. Это было очень своевременное решение, потому что в 2000 году было очень непросто.
Страна, на мой взгляд, ходила по опасной границе, когда мог наступить распад (государства), когда были массовые проявления недовольства, которые могли привести к печальным последствиям. Надо было действовать быстро, надо было действовать эффективно, нужно было, чтобы народ почувствовал, что есть такие силы, которые могут защитить, которые следят, чтобы жизнь людей не ухудшалась, а становилась лучше.
Институт полпредов в то время сработал эффективно и конструктивно, и мне так представляется, что в той ситуации это был шаг абсолютно оправданный и абсолютно необходимый.
Я горд, что был в то время в числе первых полпредов, которые сделали эту не совсем простую, но необходимую черновую работу.
— А что вызывало наибольшую обеспокоенность у федеральной власти?
— Множество вопросов. Одна из главных задач, которая была поставлена перед полпредами – привести законодательство в регионах в соответствие с федеральным. Разногласия были вопиющие. Например, в Туве конституция была принята раньше, чем конституция Российской Федерации. В этой связи никакого приведения в соответствие быть не могло. Это были просто два разных документа. Мы тогда сумели найти общий язык, обеспечить согласие в тувинском обществе. И новую Конституцию приняли, между прочим, самым демократическим образом – с широким обсуждением.
Хочу еще маленькими мазками продемонстрировать, как это тогда было.
И он уже практически начинался. Ни на Кавказе, ни в Калининграде, а у нас (в Сибири), в ряде регионов, были выстроены шлагбаумы на административных границах. Шлагбаумы и для того, чтобы не ввозили товары, которых якобы и так много, и для того, чтобы не вывозили дефицит. Все это оправдывалось (благовидными) причинами, а на самом деле за каждым шлагбаумом стояли люди, которые требовали деньги, чтобы открыть его или закрыть. То есть, все продолжали ввозить, но все стало стоить дороже. С введением института полпредов это быстро прекратилось.
Мне один из знакомых в Сибири сказал, что уже сам факт назначения полпредов как-то привел в чувства региональные власти и шлагбаумы были сняты в большинстве мест. Заранее. Ну, а кто (из губернаторов) не понял, тот это понял позже под влиянием разъяснительных бесед. Иногда такие беседы приходилось проводить лично.
Это несколько маленьких примеров, иллюстрирующих то положение, которые было в стране.
Хотя, надо отдать должное региональным руководителям, с которыми мне довелось работать в Сибири: несмотря на начальные расхождения, с большинством из них легко было находить общий язык, потому что было объединяющее чувство ответственности за регион, за людей, живущих в нем.
— Так оно и было. Страна стояла на грани распада, страна была после тяжелейшего дефолта (1998 года). Мы были в очень непростых условиях по всем направлениям: вспомните хотя бы зарплаты, когда ее не выплачивали, вспомните размеры этой зарплаты.
Когда мы разрабатывали стратегию развития Сибири, у меня на встрече с журналистами спросили, что надо сделать, чтобы не было оттока населения. Я ответил: «Необходима достойная заработная плата». Меня спросили: «Что вы называете достойной заработной платой». Я ответил, что она должна быть у рабочего не меньше 10 тысяч рублей, что тогда было в 4 раза больше, чем в среднем по Сибирским регионам. Никто ничего не сказал, но я понял, что меня сочли за мечтателя. Сейчас эти цифры звучат смешно, но это замечательное свойство человеческой памяти – запоминать хорошее и освобождаться от тяжести.
— Зачем вообще нужны округа, если есть федеральная власть, региональная, прокуратура, в конце концов?
— Все тогда понимали, что нужны контрольные системы, системы предохранителей, которые могут держать местные власти не только в рамках закона, но и в рамках приличий. Может быть, лучше, когда такой баланс достигается также как и в развитых демократиях. Но пока мы идем в этом направлении, вопрос контроля за поведением власти по отношению к своим гражданам должен существовать.
— Как, по-вашему, будет меняться функционал полпредов в федеральных округах?
— В первое время полпредства были ориентированы на решение политических задач. Но, наверно, со временем функции полномочных представителей должны меняться. И они меняются. Им больше придают экономический вектор…
— Дмитрий Козак, зампред правительства, об этом говорил…
— И, наверно, это правильно. Округа, все-таки, составлены таким образом, что они представляют собой экономико-географическое образование. Это не просто географическая нарезка, регионы в них достаточно гармонично связано. Назначать сейчас полпредами экономистов – это абсолютно правильно.
— Как вы оцениваете успехи полпредов в деле борьбы с коррупцией? Полпредам хватает власти для этого, как вы думаете?
— Я думаю, что у полпредов есть все инструменты для эффективной борьбы с коррупцией. Причем есть все полномочия не только для борьбы с коррупцией, но и вообще для защиты всех прав человека.
Но нам в наше время приходилось многие инструменты создавать на ходу – жизнь требовала. Так появились управления МВД по округам, подразделения генеральной прокуратуры.
Но решение здесь не только в силовых методах. Чего нам тогда точно не хватало – это экономических рычагов. Тогда полпредства были сконцентрированы скорее на решение внутриполитических вопросов, нежели экономических.
— Как вы считаете, нужно ли ограничивать срок пребывания полпредов на своем посту?
— Трудно сказать. Это все зависит от человека. Есть люди, которые через четыре года, как ваш покорный слуга, уже чувствуют, что повторяются, чувствуют, что уже не так эффективны, как могли бы быть. Тут надо как-то изменить направление работы. С другой стороны, есть люди, которые много эффективно и плодотворно работают на одном месте.
Хотя на самом деле для власти сменяемость вопрос важный и серьезный.
— Кто и как вам озвучил предложение возглавить Сибирский федеральный округ?
Прилетев уже в Узбекистан, увидел, что пресса сообщила об этом назначении.
— Вы спрашивали тогда у президента: «Почему я?»
— Чтобы посеять сомнение? (смеется). Нет, я не задавал такого вопроса. Я понимал прекрасно, если такое назначение случилось, значит так надо. Времена были серьезные и раз президент, с которым многие связывали надежды на стабильность и порядок в государстве, мне предлагает… Я просто сказал «да», и мы пошли работать.
Содержание:
Создание федеральных округов было направлено на укрепление административной иерархии путем создания института ответственных федеральных контролеров по отдельным географическим блокам российских регионов.
Федеральные округа Российской Федерации созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе». Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и созданы по аналогии с военными округами и экономическими регионами, но не были равны по численности и составу. Данный нормативный указ имеет принципиальное значение и расположен на стыке конституционного и административного права, он призван усилить вертикаль развития и функционирования исполнительной власти, укрепить федеральную власть и ее взаимодействие с региональными органами власти, с властными структурами субъектов Российской Федерации.
Полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе является представитель Президента Российской Федерации и сотрудник Администрации Президента Российской Федерации.
Глава округа является главой субъекта федерации и не имеет конституционных полномочий, а соответствующих ведомственных.
Каждый из этих депутатов назначается Президентом и несет ответственность только перед ним. В обязанности этого чиновника входит, прежде всего, организация контроля за выполнением решений федеральных органов власти в федеральном округе, представление регулярных отчетов Президенту о ситуации в регионе, посредничество во взаимодействии президентских структур с органами государственной власти субъектов федерации. Еще одним шагом на пути консолидации президентской власти в России стало введение института полномочных представителей президента на базе федеральных округов. Исходя из этого, мы должны рассматривать функции и обязанности полномочных представителей как те, которые направлены, прежде всего, на выражение воли Президента. Основные задачи и функции Уполномоченных Президента Российской Федерации в федеральных округах определяются положениями о Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе
Состав федеральных округов
На момент создания Федеральных округов 13 мая 2000 года их было семь. Единственным изменением названий округов стало переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года. 19 января 2010 года указом президента Дмитрия Медведева количество федеральных округов было увеличено до восьми путем выделения Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа.
Концепция федерального округа
Федеральный округ (ФО) является расширенной административно-территориальной единицей, состоящей из нескольких регионов.
В Бразилии, Мексике и США ФО подчиняются непосредственно федеральному правительству. Федеральный округ является частью унитарного государства с собственным местным самоуправлением. Как правило, ФО создаются с целью повышения эффективности государственного регулирования экономических, политических и социальных процессов. Разделение на административные единицы осуществляется в странах с федеральной структурой.
Сами государства имеют единую административно-территориальную структуру. Они подчиняются местным органам власти и подчиняются специальным законам.
На сегодняшний день в России восемь федеральных округов:
К ним относятся области, республики, края, города федерального значения и автономные округа. Иначе эти субъекты называются федеральными субъектами. Помимо разделения на федеральные округа, Россия также имеет разделение на экономические округа. Их больше, чем федеральных штатов.
Федеральные округа могут выступать в качестве самостоятельных субъектов международных отношений. Они имеют право заключать договоры с иностранными государствами. Например, Дальневосточный округ строит отношения с азиатскими странами путем интеграции в экономику этого региона. Взаимодействие с соседними странами осуществляется также на уровне отдельных регионов и субъектов Федерации. Беларусь имеет соглашения с Москвой, Санкт-Петербургом и Тюменской областью.
Результат разделения на федеральные округи
Россия пережила ряд экономических потрясений в ходе перехода от командно-административной к рыночной модели отношений. Диспропорции, образовавшиеся в плановом распределении производительных сил. Фокус региональной политики сместился в сторону федеральных вопросов. Другим изменением стало формирование новых федеральных отношений, что позволило учесть интересы регионов, согласовать их с общими интересами государства. Также стало возможным распределение функций между федеральным и региональным уровнями власти.
Можно назвать положительный результат деления на федеральные штаты:
На уровне федеральных округов в соответствии с общенациональной политикой и законодательством реализуются различные экономические и социальные программы. Разделение на федеральные округа позволяет государству более целенаправленно решать национальные проблемы. Например, они могут решать проблемы демографического кризиса, регулировать миграционные потоки и улучшать качество экономической и социальной жизни в регионах. Это увеличивает возможности создания и развития инфраструктуры с учетом потребностей территории, обеспечения свободного перемещения готовой продукции и стимулирования перераспределения выгод.
Цель разделения территории на федеральные округа
Национальная экономика страны определяется эффективностью организации производственного процесса, распределения товаров, их восстановления и потребления. Крупные страны используют административно-территориальное деление на регионы для улучшения управляемости территорий и экономических отношений. Более того, разделение на регионы дает им автономию в организации собственного функционирования.
Разделение на федеральные округа позволяет проводить региональную экономическую политику. Она включает в себя все формы государственного вмешательства для улучшения территориального распределения экономической деятельности. В развитых странах региональная политика позволяет исправить перекосы, имевшие место в период свободной торговли. В их число входит и построение этого направления политики:
Для правильной идентификации региона используются следующие параметры. Сначала выбираются существующие административно-территориальные единицы, которые могут стать объектом региональной политики. Затем определяется комплекс социально-экономических показателей, на основании которых территория присваивается конкретному региону. Вводится типология региона, необходимая для правильного выбора инструментов экономической политики. Затем определяются полюса роста и определяется количество регионов, которым оказывается помощь, т.е. доля населения, проживающего в регионах, которым оказывается помощь. Если проведенное разделение не приносит положительных результатов, могут быть применены механизмы перераспределения действующего административно-территориального деления, используется специальная сетка регионов.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
В ряде государств федеральный округ – это административно-территориальная единица, и на ее территории размещается столица федерации. В Аргентине, к примеру, эта территориальная единица называется федеральным столичным округом, в Австралии – столичной территорией. Округ может наравне с другими субъектами входить в федерацию, а может быть ее частью.
Федеральные округа России
В 2000 году в РФ было образовано 7 федеральных округов (в скобках указаны города-центры), а позже образовалось еще два:
Во главе каждого из них находится представитель Президента РФ. Стоит отметить, что округ не затрагивает конституционное территориальное деление страны и является инструментом укрепления вертикали власти. 7 округов были созданы указом Президента В. В. Путина №849 от 13 мая 2000 года, позже добавились еще два. Вообще, количество и состав ФО может меняться по причине географического удобства, политических изменений. Округ является настолько удобным для власти, насколько это возможно. Однако нельзя утверждать, что он таким останется в будущем.
По сути, округ представляет собой макрорегион, который создан по аналогии с военными округом или экономическим районом. В каждом из них есть определенный город-центр – в нем располагается представитель президента и его аппарат контролирующих и руководящих органов.
Практически все ФО состоят из краев и областей. Исключением является только Северо-Кавказский округ, в состав которого входят национальные республики. Кстати, именно здесь город-центр (округ Пятигорск) не является административным центром или городом.
Необходимость
Развитие экономики России очень тесно связано с историческими, природными и региональными особенности этой страны. Здесь огромнейшая территория и большие запасы природных ресурсов, большинство из которых могут оставаться до сих пор неизведанными. Следовательно, роль централизованного управления власти всегда была высокой. Кроме границ и центра, также необходимо иметь ячейки для управления на всем пространстве страны. Учитывая очень большое количество регионов, а также их стремление к расширению суверенитета, что ослабляет власть, было принято решение создать отдельные центры управления регионами, которые руководились бы непосредственно Москвой.
Произвол регионов
Государство – это не только географическое пространство с четко определенными границами, где работают и живут граждане. Прежде всего, это законы, дисциплина и порядок. Недопустимо, когда принятые в регионах правовые акты противоречат основному закону страны, а конституции республик вообще расходятся с ним, между областями и краями устанавливаются пограничные столбы, торговые барьеры. Это может повлечь за собой серьезные последствия. Конечно, необходимо было предпринять какие-либо действия, ведь следить за 89 регионами из столицы было невозможно. Особенно подобное решение выглядит актуальным, поскольку некоторые регионы вообще вводили свои постановления и распоряжения, которые могли противоречить не просто федеральным законам, но и Конституции. Следовательно, после распада СССР в России практически не существовало эффективных инструментов для управления отдаленными регионами. Управляемость была близкой к нулевой.
Также стоит учитывать межэтнические конфликты и агрессивные планы зарубежья по дроблению и разрыву экономических связей между отдаленными регионами и центральными. В результате назрел вопрос о создании новой формы государственного управления на федеральном уровне. Так в крупных административно-территориальных образованиях (в федеральных округах) появились полномочные представители государственной власти, что не противоречит Конституции.
Из истории
Управлять огромной территорией России всегда было сложно. Даже при Российской Империи у императора наблюдались проблемы с контролем процессов, происходящих в государстве. В результате были предприняты попытки проведения реформ. Так, уже при Петре Великом страна была поделена на губернии, в каждой из которых находился губернатор. Но и тогда некоторые области по площади превосходили многие европейские государства, поэтому даже введением нового звена управления удерживать власть было сложно. Потребовалось разделение на более мелкие губернии, что в итоге дало возможность центру оперативно и эффективно управлять даже отдаленными регионами. Но даже тогда не существовало четкой структуры подчинения.
Нынешнее деление России на федеральные округа – это всего лишь один из этапов истории, когда власть пытается создать удобное управление регионами путем введения своих непосредственных представителей в крупных городах-центрах. И ничего принципиально нового в этом нет.
Современность
13 мая 2000 года был издан Указ Президента Путина «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе». Это позволило повысить эффективность работы органов государственной власти.
Федеральные округа Российской Федерации имеют чрезвычайно важное государственное значение. Они предназначаются для решения общенациональных задач, а также «цементируют» экономическое и политическое пространство. Они представляют собой базовые структуры, на которые опираются федеральные центры при взаимоотношениях с территориями. Итак, теперь мы понимаем, что это – федеральная округа.
Функции представителя
Стоит отметить, что никаких конституционных полномочий для представителя Президента в ФО не предусмотрено. Он является просто работником администрации Президента и его представителем. Вне зависимости от того, какой федеральный округ представляет тот или иной представитель, его функции следующие:
Естественно, все эти функции возлагаются на представителя, который может действовать только в территориальных рамках округа. То есть представитель Центрального федерального округа может лишь сотрудничать с представителем другого округа, однако принимать непосредственное участие в жизни его региона он не может.
Часто имеют место противоречия между регионами и центром, однако благодаря делению страны на округа острота этих противоречий существенно снизилась.
Что это – федеральные округа простыми словами?
Если очень сильно обобщить, то страну поделили на 9 больших кусков с целью обеспечить более удобное и эффективное управление регионов. Каждый «кусок» является федеральным округом, который имеет свой центр (крупный город). В этом городе есть представитель Президента со своей структурой, задача которого заключается в том, чтобы следить за выполнением указов Президента и распоряжениями Правительства. В теории это обеспечивает более эффективное выполнение регионами указов Москвы, а также способствует росту социального и экономического развития, хотя ощутить на себе работу нового аппарата каждый отдельный житель вряд ли способен.
Недостатки
Некоторые эксперты считают, что деление на ФО – это способ сделать Президента более доступным для граждан. И хотя для этого потребовалось введение дополнительного звена, это немного помогло, так как в регионах представителя Президента ранее не было.
С другой стороны, подобное нововведение требует дополнительных государственных расходов, так как на содержание представителей в округах и их аппаратов требуется финансирование. Также важным маркером является тот факт, что результаты деления страны на регионы не сильно афишируются, из-за чего многим гражданам до сих пор непонятно, для чего подобное деление было осуществлено. Также это наталкивает на определенные мысли по поводу неэффективности внедрения подобной идеи.
В заключение
Все же, большинство экспертов утверждает, что существующая сегодня система трехуровневого контроля является достаточно эффективной. Благодаря ей центр получил возможность управления отдаленными регионами, чего ранее не было. Сегодня в РФ существует 9 ФО, хотя совсем недавно их было 7. Так что нельзя предположить на будущее, что их количество вновь не будет изменено, а их состав пересмотрен. Все существующие 9 подразделений подчиняются представителю президента и на данный момент такая система управления полностью устраивает власть.
Для чего образованы федеральные округа?
В моем понимании федеральные округа нужны для более сбалансированного, упорядоченного правления такой огромной страной, как Россия именно ее президентом. Можно ли обойтись без них, и для чего вообще они образованы?
Что такое «федеральные округа»
Понятие «федеральный округ» вошло в жизнь россиянина с началом 21 века и одним из указов президента о его полномочном представителе. В этом документе нет трактовки того, чем в политическом или юридическом смысле является федеральный округ. В указе дан только перечень таких округов с входящими в них областями и автономиями. Ясно только одно: инициатором создания федеральных округов является гарант конституции.
Для чего созданы федеральные округа
Итак, федеральный округ – объединение территориальных единиц РФ. Подобные объединения в основном создаются для совместного решения органами власти ряда вопросов, касающихся ее нормального функционирования в государстве. Значит, федеративные округа созданы с целью:
Из всего изложенного ясно одно: для политического управления такой огромной территорией, учреждение федеральных округов не просто жизненная необходимость, а закономерность. Федеральные округа – следствие не качественного управления президента, а реальных условий, в которые поставлена Россия. Такие территориальные образования естественны для того, чтобы жила и развивалась самая большая страна в мире.