Для чего нужны и для чего используются журналы учета отходов

Назначение журнала учета движения отходов и его ведение

Для чего нужны и для чего используются журналы учета отходов. Смотреть фото Для чего нужны и для чего используются журналы учета отходов. Смотреть картинку Для чего нужны и для чего используются журналы учета отходов. Картинка про Для чего нужны и для чего используются журналы учета отходов. Фото Для чего нужны и для чего используются журналы учета отходов

При визите инспектора Росприроднадзора на предприятие, он потребует на проверку журнал учета движения отходов. Субъекты хозяйствования обязаны его вести, вносимые данные должны соответствовать реальному положению на производстве. При несоответствии, выявленных нарушениях как организация, так и должностные лица привлекаются к административной и материальной ответственности.

Зачем нужен журнал учета движения отходов?

Безотходное производство невозможно по определению. Это касается как субъектов хозяйственной деятельности, так и домохозяйств. Для последних вводятся нормы образования мусора, которые в разных регионах отличаются, им не нужно вести какие-либо документы учета.

Субъекты хозяйствования, наоборот, обязаны вести журнал учета образования отходов. Это касается как юридических лиц, так и физических, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Ведь в ходе деятельности каждого из них образуются отходы, относящиеся к любому из пяти классов опасности.

Полное название документа – журнал учета образования и движения отходов. В него вносятся сведения не только о количестве и виде появляющегося мусора, но и о его транспортировке и утилизации.

Где учитываются собранные данные?

Журнал учета отходов производства ведется не только и не столько для контролирующих органов. Информация, которая в нем содержится, используется в производственных процессах, а именно:

То есть, журнал учета отходов по 721 приказу необходим для сбора первичной информации. Она учитывается в других процессах, направленных на как улучшение экологической обстановки, так и для бизнес-планирования.

Что вписывается в журнал учета образования отходов?

Журнал должен вестись так, чтобы в нем отображались полноценные сведения об обращении отходов, а именно:

При этом в документ вносятся сведения о лицах, которые вели записи при складировании, приема-передаче отходов. В случае с опасными и чрезвычайно опасными отбросами (1-4 класс) такие сотрудники проходят специальную подготовку, получают соответствующий сертификат, назначаются приказом по предприятию.

Как заполнить журнал учета образования отходов? Образец

В указанном выше приказе расписано ведение журнала учета отходов. Например, в нем регламентируется, что при наличии в организации филиалов, каждый из них ведет собственный учет отходов, заводит индивидуальный журнал.

В документе заполняются таблицы с количеством образуемых отходов или которые были приняты для дальнейшего обращения. Тут же записываются организации, занимающиеся переработкой и уничтожением этого мусора. С этими фирмами у компании должны действовать договоры на вывоз, переработку и утилизацию отходов.

Журнал должен обязательно содержать:

После окончания отчетного месяца все страницы журнала за этот период сшиваются вместе с титульной обложкой. Данные о количестве отходов вписываются округленно, в зависимости от класса опасности:

Как только завершается квартал, в документ заносятся обобщенные сведения. А по завершению года суммируются все ранее внесенные данные за 4 квартала.

Информация заносится в журнал на основании фактически проведенных измерений или документов, которые подтверждают объемы или вес отходов. Журналы обязаны сохраняться на протяжении 5 лет.

Скачать журнал движения отходов по приказу 721

Скачать образец журнала учета отходов можно вместе с указанным выше приказом. Он находится в открытом доступе, является приложением к этому нормативно-правовому документу.

Для пользователей сайта Vyvoz.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций в крупных (и не только) городах России, которые оказывают услуги по ведению журнала учета, образования и движения отходов:

Ответственность за нарушения ведения журнала

За отсутствие журнала на предприятии или его неведение – основание для привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. При этом штраф налагается как на должностных лиц – до 30 т.р., так и на саму организацию – до 250 т.р.

Если к ответственности привлекают индивидуальных предпринимателей, максимальный размер штрафа 50 т.р. В определенных случаях инспекторы могут приостанавливать деятельность предприятия на срок до 3 месяцев.

В целом ведение рассмотренного журнала не представляет особого труда. Другие документы бухгалтерского учета, с которыми постоянно приходится сталкиваться субъектам хозяйственной деятельности, более сложные. Поэтому, чтобы избежать санкций, включая приостановку работы, рекомендуется изначально назначить и обучить ответственного работника, периодически контролировать его исполнительность.

Источник

Нужен ли журнал отходов в 2021 г.?

Так называемые твёрдые коммунальные отходы (сокращенно ТКО) образуются от деятельности практически всех предприятий. Со временем проблема их утилизации в мире становится всё более острой. В связи с этим в законодательстве многих стран, в том числе законодательстве РФ, формируются правила для утилизации отходов и контроля этой утилизации, разрабатывается множество документов, направленных на отслеживание отходов предприятий. Один из таких документов — журнал движения отходов.

Все образуемые отходы делятся на пять классов, где I класс — чрезвычайно опасные, содержащие самые вредные для экологии и здоровья человека элементы, II — высокого класса опасности, III — умеренно опасные, а IV — малоопасные. V класс состоит из отходов, признанных неопасными для окружающей среды и человека.

В документе фиксируются отходы всех классов, их количество и производимые с ними мероприятия: утилизация, вывоз, переработка и т д.

Всем ли предприятиям нужно вести журнал отходов?

Ранее учёт движения отходов на предприятии контролировался приказом министерства природы РФ № 721. Сейчас сам документ иногда называют “Приказ №721”, но непосредственно его положения более недействительны. На их место пришёл приказ МинПрироды № 1028, срок действия которого — с первого января 2021 года по первое января 2027 года. Основные различия касаются:

По положениям Приказа №1028, журнал учёта отходов должен оформляться всеми лицами, в процессе деятельности организации которых образуются отходы с I по V класс опасности.

Подробная информация по обращению с отходами содержится в следующих НПА:

Фактически, любая организация и ИП должны заполнять подобный журнал, вписывая туда абсолютно все отходы, кроме радиоактивных, медицинских и биологических.

Нужно подготовить журнал отходов

Цели и задачи составления журнала отходов

Данный журнал является основой для рассчитывания платы за вывоз и утилизацию образующихся на предприятии отходов. Данный вопрос подробно рассмотрен в письме Ростехнадзора № 04-09/673 (4 июня 2007 года).

Кроме того, собранные в журнале данные могут использоваться для:

То есть, содержащиеся там данные служат основой для решения многих задач как предприятия, так и государства.

Что содержится в журнале учёта отходов

Все отходы, которые были образованы на предприятии и впоследствии обезврежены, размещены на хранение, утилизированы, переданы в другую организацию либо были получены из другой организации, должны фиксироваться предприятием.

Непосредственно в журнал заносится информация касательно:

Сведения должны вноситься в журнал сразу же после того, как те или иные события, касающиеся возникновения отходов или производимых с ними действий, произошли. Отчетный период — ежеквартальный, в конце года данные обобщаются. Информация должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями не позднее 25.01 того года, который следует за отчётным. Заполненный журнал учёта движения отходов должен храниться на протяжении 5 лет.

Лицо, ответственное за заполнение и правильное оформление журнала учёта образования и движения отходов, обозначается соответствующими приказами внутри организации.

Процесс заполнения журнала отходов

Первое, что нужно учитывать — журнал учёта отходов ведётся не только по предприятию в целом, но и по каждому объекту негативного воздействия на окружающую среду в отдельности.

С 1 января 2021 года в журнале отображается вся информация о том или ином типе отходов в соответствии с данными, указанными в его паспорте.

Учёт не производится заблаговременно — только по факту возникновения отходов или проведённых с ними мероприятий.

Носитель для информации может быть электронным или бумажным. Обязательным условием является лишь распечатка и подпись ответственным лицом уже обобщённых данных.

Подробно правила ведения журнала учёта образования отходов представлены во всё том же Приказе №1028. Главные из них таковы:

Схематическая последовательность шагов при заполнении:

Предпочтительнее хранить журнал движения отходов в электронном виде, лишь по необходимости его распечатывая. Это связано с удобством, экологичностью и экономией места для хранения журналов, накопившихся за последние 5 лет.

Штрафы за отсутствие журнала отхода?

Журнал движения отходов относится к «лёгкой» экологической документации. Однако это не отменяет обязательности его наличия для всех организаций, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V класса. Соответственно, при невыполнении данного требования разрабатываются штрафные санкции. Они подробно описаны в статье 8.2 КоАП России.

Общие положения можно сформулировать следующим образом:

Для избежание подобных санкций рекомендуется либо крайне ответственно и внимательно относится к заполнению соответствующего журнала, либо нанимать надёжных специалистов.

Источник

Для чего нужны и для чего используются журналы учета отходов

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 декабря 2020 года N 1028

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

24 декабря 2020 года,

регистрационный N 61782

УТВЕРЖДЕН
приказом Минприроды России
от 8 декабря 2020 года N 1028

Порядок учета в области обращения с отходами

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу, со сбросами вредных веществ в составе сточных вод в водные объекты, с веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).

4. Учету в области обращения с отходами подлежат:

все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели;

все виды отходов I-V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

5. Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:

обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами;

расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

6. Организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.

7. При организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:

выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений;

выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;

Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (зарегистрирован Минюстом России 08.06.2017, регистрационный N 47008), с изменениями, внесенными приказом Росприроднадзора от 20.07.2017 N 359 (зарегистрирован Минюстом России 01.09.2017, регистрационный N 48070), приказом Росприроднадзора от 28.11.2017 N 566 (зарегистрирован Минюстом России 24.01.2018, регистрационный N 49762), приказом Росприроднадзора от 02.11.2018 N 451 (зарегистрирован Минюстом России 26.11.2018, регистрационный N 52788).

По результатам учета отходов формируется состав образующихся видов отходов, подлежащих учету, который включает в себя:

наименование вида отхода;

класс опасности вида отхода;

происхождение и условия образования вида отхода;

агрегатное состояние и физическую форму вида отхода;

химический и (или) компонентный состав вида отхода.

Рекомендуемый образец состава образующихся видов отходов, подлежащих учету, приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку.

При оформлении состава образующихся видов отходов, подлежащих учету:

в столбцах 2 и 3 приложения N 1 (таблица 1) к настоящему Порядку указываются наименование вида отходов и код в соответствии с ФККО. Для отходов, не включенных в ФККО, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также реквизиты письма хозяйствующего субъекта, направленного в территориальный орган Росприроднадзора для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды;

в столбце 5 приложения N 1 (таблица 1) к настоящему Порядку указывается происхождение или условия образования отходов производства, которые определяются по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу: происхождение отходов потребления определяется по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которой они произошли.

в столбце 7 приложения N 1 (таблица 1) к настоящему Порядку указывается химический и (или) компонентный состав отходов, который устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава отходов.

8. Учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В случае отсутствия средств для проведения измерения фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, учет ведется с использованием расчетного метода, в котором используются сведения из технической и технологической документации, данные учета рабочего времени, результаты бухгалтерского учета, показатели нормативов образования отходов, вместимость мест (площадок) накопления отходов, мощности объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и их загрузка, иные данные, характеризующие деятельность, связанную с образованием и обращением с отходами, на основании которых может быть рассчитано количество образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов.

9. Учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов.

Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержащиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продублированы на электронных носителях информации, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель.

10. Все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются:

11. Данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту НВОС, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом в табличной форме.

Рекомендуемые образцы обобщенных данных учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов приведены в приложениях N 2 и N 3 к настоящему Порядку.

12. Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года включают в себя:

а) титульный лист, оформляемый в свободной форме;

Источник

Первичный учет отходов на предприятии

Для чего нужны и для чего используются журналы учета отходов. Смотреть фото Для чего нужны и для чего используются журналы учета отходов. Смотреть картинку Для чего нужны и для чего используются журналы учета отходов. Картинка про Для чего нужны и для чего используются журналы учета отходов. Фото Для чего нужны и для чего используются журналы учета отходов

В соответствии с Приказом Минприроды РФ № 721 от 01.09.2011 г. «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»

Первичный учет отходов ведется в специальных журналах, сведения в которые вносятся в течение каждого месяца и обобщаются ежеквартально до 10 числа месяца, следующего после каждого отчетного квартала.

В конце года проводится обобщение сведений за календарный год (до 10 января следующего года).

Порядок ведения журналов, правила документирования и первичного учета, необходимость ведения первичного учета отходов, образовавшихся на предприятии, и их дальнейшего поэтапного движения представлены в Приказом Минприроды РФ № 721 от 01.09.2011 г. «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Вы можете воспользоваться нашими услугами по ведению первичного учета отходов. Мы гарантируем соответствие актуальным требованиям законодательства в сфере экологии.

Наименование работСроки выполнения
1Внесение сведений об учете принятых и переданных отходов, учете в области обращения с отходами20 дней
2Оформление журналов о движении отходов

Результатом работы являются заполненные по форме журналы, содержащие, в свою очередь, сведения учета принятых и переданных отходов, и учета в области обращения с отходами.

Форма получения: электронные документы, оформленные в соответствии с Приложениями к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.

Краткое описание

Отходы – неизменная составляющая любых процессов на предприятии, начиная с обычной офисной деятельности и заканчивая масштабным производством продукции. Многие полагают, что маленькие офисы с небольшим количеством сотрудников отходов вовсе не образуют. Тем более, что сейчас все настолько компьютеризировано, что, на первый взгляд, создается ощущение полного отсутствия таких побочных эффектов – бумага, ручки, папки и прочая канцелярская мелочь сейчас практически не в ходу, оргтехника служит долго, документы хранятся в электронных архивах… помилуйте, ну о каких отходах можно говорить?! А вот и можно! И даже очень нужно, поскольку безотходной деятельности не существует (даже так называемые «безотходные» технологии в прямом смысле таковыми не являются, поскольку образующиеся от них отходы попросту возвращаются обратно в процесс).

Выпили в офисе кофе и выбросили стаканчик, смяли цветной листочек старой записки-напоминалки, изредка вызвали электрика заменить перегоревшую лампочку, а то и клавиатуру с «мышкой» пришлось заменить на новые по причине упорного отказа нормально работать, но старые то тоже надо куда-то пристроить… ерунда в каждодневном смысле, но если посмотреть в разрезе месяца или года, то получаются зачастую очень солидные объемы. И раз они все же образуются, пусть и минимально, то понятно, что с ними надо что-то делать – мусор вывозить, лампы сдавать и т.д., иначе остро встанет вопрос как минимум отсутствия пустых корзин для мусора, поскольку гора старых бумажек и пустых картонок в углу офиса рабочему процессу совершенно не способствует и бодрости рабочим утром не добавляет.

Во избежание таких проблем отходы вывозятся, причем в строгом соответствии с конечной целью – на обезвреживание, на утилизацию или переработку, для размещения на полигонах ТБО и т.д., для чего заключаются договора с различными (и обязательно лицензированными) организациями. А если есть договор, то будут и соответствующие документы к нему о выполнении работ – акты, накладные и т.д., по которым предприятие оплачивает данные услуги. Изначально все просто – договор предприятия с перевозчиком, договор перевозчика с контрагентом, который непосредственно занимается определенным видом утилизации, обязательно их лицензии (ну куда же без них).

А теперь представьте, что отходов много, перевозчики разные и их может быть несколько, утилизаторы тоже, плюс по какой-либо причине кто-то из них или несколько в течение года больше не сотрудничают с вашим предприятием и на его место пришел новый. А это новая цепочка документов в довесок к прежней. И вот чтобы не запутаться во всем этом – кому, сколько, для чего и в какой период было передано, и существует ведение первичного учета, ласково называемый «первичкой». Она выглядит как несколько таблиц (форма их утверждена Приказом МПРиЭ РФ № 721 от 01.09.2011 г.), в которые заносится подобная информация – кто-то делает это ежемесячно, кто-то ежеквартально, как в электронном виде, так и вручную – это обычно зависит от количества отходов и связанной с ними документацией, но раз в квартал все объемы суммируются и сшиваются в единый документ.

Кому нужно вести учет

Иметь такую документацию необходимо абсолютно всем и каждому, вне зависимости от формы деятельности и категории НВОС. Никаких исключений, образуешь отходы – веди их учет, как настоятельно требует того наш путеводитель в лабиринтах экологии 89-ФЗ от 24.06.1998 г., а в частности ст.19, п.1.

Полезная информация

Правильно и аккуратно заполненная «первичка» очень полезна, поскольку является краеугольным камнем для создания любой отчетности по отходам любого предприятия всех категорий НВОС и различных уровней сложности технологий. Нужно сделать форму 2-ТП (отходы) или расчет платы за негативное воздействие? Заполнить Декларацию о воздействии на ОС или разработать проект НООЛР? Оформить техотчет или подготовить материалы для КЭР? Сравнить уровни образования отходов и, соответственно, затрат на обращение с ними в связи с внедрением новых технологий? В любом из этих случаев «первичка» Вам в помощь, в ней найдется ответ на очень и очень многие вопросы. Конечно, она требует обработки зачастую солидного объема документации, но куда проще и привычнее делать это за месяц или за квартал, нежели утонуть в море годовой документации. Да, неспециалисту сразу в подобных таблицах разобраться не всегда легко, но в этом случае можно обратиться либо к из расшифровке в самом приказе, либо к профессионалам-экологам. Кстати, «первичка» учитывает весь цикл обращения с отходами как в целом по предприятию, так и по отдельным филиалам (обособленным подразделениям, цехам, промплощадкам и т.д.), для чего в ней предусмотрена отдельная таблица, что особенно удобно при передаче с одной площадки на другую (например, на одной площадке производится снос бетонных конструкций, а на другой имеется дробилка для производства щебня). Также в ней содержится информация о контрагентах, с которыми вы работали в этой сфере в течение года – благодаря еще одной таблице вы всегда можете сказать кому, зачем и на основании какого документа был передан тот или иной отход в определенный период времени. Что немаловажно, «первичку» по отходам не надо утверждать и согласовывать ни в каких госорганах, она просто должна быть на предприятии. И это очередной факт, подтверждающий, что соблюдение требований законов, приказов и распоряжений в сфере экологии, создавая элементарные алгоритмы «от простого к сложному», значительно облегчает работу предприятия как природопользователя. И не зря говорят китайские мудрецы (в частности, Лао-Дзы): «Даже дорога в тысячу ли начинается с первого шага».

Ответственность

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *