Для чего нужны картинки в букваре

Тема: Внетекстовые элементы букварей. Дидактическая игра в период обучения грамоте

1. Роль внетекстовых элементов азбуки.

Кроме текстового материала, азбука содержит разнообразные внетекстовые элементы. В целом, весь иллюстративный материал можно разделить на три группы: 1-ая группа – художественно-образная иллюстрация: 1) тематические, крупномасштабные развороты; 2) сюжетные рисунки; 3)ситуативные рисунки; 2-ая группа – предметная иллюстрация: изображения отдельных предметов; 3-я группа – графическая иллюстрация: 1) схемы-модели слов, 2) схемы-модели предложений. Они способствуют не только выработке у детей техники чтения, но и развитию их речи и мышления.

Художественно-образные иллюстрации занимают основное место в учебнике. Малыш, открывая книгу, видит прекрасно выполненные крупномасштабные развороты. Это сюжетно-тематические иллюстрации, которые несут большую функциональную нагрузку. Так, они служат для рассматривания, сопоставления ответов на вопросы учителя, ответов на вопросы учеников, пересказа по вопросам, составления предложений, связного рассказа.

Сюжетные картинки. Сюжетные картинки используются для со­ставления предложений, рассказов, выступают в качестве источника для аналитико-синтетических упражнений, а также для соотнесения тек­ста и иллюстрации. В первой половине азбуки тексты небольшие и бедны по словарю, картинки на этих страницах дополняют и развивают содержание читае­мого. На страницах азбуки третьей и четвертой ступени обучения грамоте больше текстов, чем картинок, но и здесь последние играют боль­шую роль в иллюстрировании текстов, создавая красочный, живой коло­рит, повышающий эмоциональность восприятия текста.

Сюжетные картинки составляют неразрывное целое с текстом. По­этому работу с ними необходимо, прежде всего, подчинить чтению тек­ста. Сюжетные рисунки должны содействовать прояснению прочитан­ного, стимулировать проведение многократного чтения (в частности, в форме выборочного чтения, чтения про себя и пр.) и помогать развитию мышления учащихся. Наиболее рациональной является такая последова­тельность в работе: чтение отдельных слов, текста, работа по сюжетной иллюстрации и снова чтение текста.

Ситуативные картинки присутствуют почти на всех страницах «Азбуки». Они встреча­ются и используются на всех этапах обуче­ния грамоте, служат для составления предложений, направлены на отработку краткого описания, воссоздающего какой-то определенный эпизод, ситуацию. Эти картинки заставляют малыша «пережить» и оценить ситуацию, учат рассуждать, что очень важно при формировании осознанности в период обучения грамоте.

Предметные картинки. Предметные картинки имеют разное на­значение. Одни служат для звуковой работы, например, с опорой на предметные рисунки проводится слого-звуковой анализ исходных слов, завершившийся выделением изучаемых звуков. Картинки могут исполь­зоваться для словарной работы: дети знакомятся со значением нового слова или уточняют понимание значения уже известного слова, состав­ляют с ним словосочетание. Группа картинок служит для логических уп­ражнений. Например, вот как проводится словарно-логическое упражне­ние на стр. 11. — Назовите только птиц. Как одним словом назвать ос­тальных? (Звери). Как отличить птиц от зверей? Упражнение может быть выполнено в форме игры «Кто здесь лишний?» Предметные кар­тинки дают возможность решать задачи познавательного характера. На­пример, готовясь к записи клички Барсик, дети с помощью, учителя выясняют, каких котят называют Барсиками, почему? Рассматривают предметную картинку и находят сходство со снежным барсом. Думают над вопросом, а каких людей называют барсами? Почему? Другой при­мер. Познавательные вопросы ставят любимые герои детей Незнайка, Буратино, а учащиеся «помогают» им ответить на вопрос, решить ту или иную задачу: составить слово Буратино, обратить внимание на раз­личие слов в зависимости от замены одной буквы (плоды, плоты) или на написание слова: столбы — столб. Таким образом, предметные кар­тинки могут быть использованы для звуковой, словарной, логической и познавательной работы.

Серии рисунков. Для упражнения в связном рассказывании в азбуке специально помещены серии рисунков. Методика работы с ними такова: дети рассматривают рисунки; учитель ставит к каждому рисунку по одному вопросу, на каждый из которых учащиеся отвечают несколькими предложениями. Затем, руководствуясь рисунками как планом, учащиеся связно передают содержание изображенного по порядку

В азбуке схемы-модели появляются на первом безбуквенном этапе подготовительного периода и встречаются на протяжении многих страниц, хотя они даны и не до конца всего периода обучения грамоте. Это не значит, что работа с ним не должна проводиться. Она предполагает научить детей выполнению двух действий: соотносить слово со схемой и подбирать к схеме слово (картинку). Схема-модель помогает ребенку более конкретно представить себе состав предложения, то, что оно состоит из слов, выражающих определенную мысль, имеет такие важные пpизнаки, как начало и конец. Дети должны с опорой на схему научиться делить слово на слоги, выделять ударный слог, ставить ударения, а на более поздних этапах уметь выделять твердые и мягкие согласные и т.д. В этой же роли выступает «лента букв», которую можно рассматривать в качестве своеобразной опоры и систематизации пройденных букв и звуков.

Источник

Материалы букваря, виды и приемы работы с ними

Таблицы слогов-слияний(помогают осознавать роль новой буквы, ее место в слоге).

Виды слоговых таблиц: 1) с пропущенными слогами; 2) лучеобразные; 3) стрелочные; 4)цепочные.

Приемы работы: а) чтение слогов сверху вниз и наоборот; б) чтение слогов с твердыми мягкими согласными; в) чтение слогов со звонкими и глухими согласными; г) чтение слога и договаривание его до полного слова; д) последовательное чтение двух – трех слогов так, чтобы получилось новое слово; е) показ и чтение слога (слогов), услышанных в произнесенных словах.

Упражнения в чтении: 1)чтение с предварительным анализом по графическим пометам (Сколько слогов? Прочитайте слияние. Прочитайте первый слог, второй, слово в целом); 2) чтение и объяснение лексического значения; 3)чтение слов в прямом и обратном порядке; 4) выборочное чтение (имена людей, клички животных, названия растений и т.д.); 5)чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом; 6) чтение слов и подбор синонимов, антонимов; 7) чтение слов, являющихся ответом на вопросы типа “Что растет в лесу?”.

Различные приемы чтения слов помогут избежать их заучивания, будут способствовать сознательному, многократному прочтению.

Для работы со столбиками слов можно предложить пропедевтические задания, предполагающие элементарные наблюдения над фонетическими, графическими, лексическими, грамматическими, словообразовательными признаками.

Если в колонках есть слова разных частей речи, необходимо использовать их для формирования у учащихся соответствующих морфологических умений: можно предложить детям поставить вопросы к таким словам:

с.53 космос с.82 единый с.84 лебеди

косили еловый белые

косилка ерши вишни

Можно использовать также слова-названия предметов для формирования у первоклассников практического представления о роде, числе имен существительных, формировать умение подставлять к каждому названию предмета слова он, она, оно, они; можно также провести первичное ознакомление с различением названий живых и неживых предметов по вопросам кто? что?.

Сознательным речевым действиям первоклассников, связанным с формированием у них грамматически правильной речи, будут способствовать упражнения в чтении предложений, сконструированных из слов и предметных рисунков, использованных вместо слов, которые дети еще не умеют прочитать. Слово, которое добавляет ученик в предложение в процессе его чтения вместо изображенного предмета или условного обозначения, что также символизирует слово, он должен поставить в необходимую грамматическую форму.

В отдельных случаях ученикам приходится дополнять предложения антонимичными, синонимичными формами, правильно сочетать глаголы с другими словами.

Связные текстыиспользуются для отработки навыка чтения и формирования элементарных умений анализировать текст. Приемы работы с текстом можно использовать такие:

1. Чтение по предложениям «цепочкой».

2.Выборочное чтение предложений в качестве ответов на вопросы, подписей к картинкам.

3.Пересказ прочитанного.

4.Подбор заглавия к тексту.

5.Составление рассказа по аналогии с прочитанным.

6.Чтение текста и работа над выразительностью.

7.Ответы на вопросы по содержанию в целях проверки сознательности чтения.

8.Чтение текста после беседы по сюжетной картинке.

9.Чтение текста и лексическая работа.

Для работы с текстом обязательна подготовительная работа к восприятию; показательное чтение текста учителем; использование дополнительных материалов для индивидуального чтения; печатанье текста на доске; многократное прочтение как по слогам, так и целыми словами и предложениями; еженедельные 20-минутные занятия с детской книгой.

Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста и для работы по развитию речи. Упражнения для работы с сюжетными картинками: 1)ответы на вопросы (беседа); 2)составление предложений; 3)составление связных текстов

Серии сюжетных картинок используются для составления предложений к каждой, а затем для объединения предложений в связный рассказ.

Предметные картинкимогут быть использованы для звуковой работы (называют предмет, анализируют звуковой состав слова; называют предметы и сравнивают звучание слов, определяют наличие изученного звука), а также для лексической (называют предмет, объясняют его лексическое значение; наблюдают явление многозначности; сравнивают слова, являющиеся названиями предметов или признаков, наблюдают над синонимами, антонимами).

Группы предметных картинокслужат для словарно-логических упражнений: 1)на различение родо-видовых понятий (как назвать одним словом?); 2)классификацию предметов (какой предмет лишний и почему?); 3)сопоставление слова со звуковой схемой; 4) обобщение (Чьи вещи? Где растут деревья?).

Схемы-моделииспользуются для аналитико-синтетической работы:

— проводится звуковой анализ слов с опорой на данную схему (можно предложить такие задания: соотнеси картинки и схемы; соотнеси схемы и слова; соотнеси картинки, схемы, слова);

— звуковой анализ и составление схемы;

— сопоставление звукового состава слова с несколькими схемами и выбор соответствующей;

— анализ структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы;

— чтение предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывание предложений»;

— составление предложений по схемам.

Лента (таблица) букв может быть использована на этапе повторения, изучения новогоматериала, закрепления новых звуков и букв. Приемы работы с «лентой букв» на этапе повторения пройденного:

1) Ежедневное хоровое и индивидуальное проговаривание букв и звуков с опорой на «лент букв» по плану:

— прочитайте гласные, обозначающие мягкость (твердость) согласного звука;

— прочитайте гласные буквы, которые обозначают два звука;

— прочитайте согласные буквы (в порядке следования на «ленте букв», парные прочитываются парами);

— прочитайте непарные звонкие (глухие) согласные;

— назовите согласные, которые являются всегда мягкими (твердыми);

— какие буквы звуков не имеют? Для чего используется мягкий знак?

Для индивидуального опроса используются задания выборочно.

2) Характеристика отдельных букв с опорой на «ленту букв»:

— гласная: назвать звук; обозначает мягкость — твердость; может обозначать два звука в начале слова и после гласных;

— согласная: назвать правильно букву; назвать пару звуков по глухости — мягкости (если есть); парный — непарный, звонкий — глухой, назвать пару по звонкости — глухости (для парных).

Выбор букв для характеристики определяется исходя из темы урока (для характеристики берутся буквы, сходные по характеристикам с изучаемыми на данном уроке).

Работая с лентой букв на этапе изучения нового материала, можно использовать такие приемы:

1. Определение места буквы на «ленте букв».

2. Характеристика звуков, которые обозначаются данной буквой.

3. Найти буквы, которые имеют похожие характеристики: обозначают два звука, непарные по глухости, обозначают мягкость согласного.

На этапе закрепления и обобщения: для работы с лентой (таблицей) букв используются такие приемы:

1. Игра «Что изменилось?» Дети закрывают глаза. Учитель меняет некоторые буквы на «ленте букв» местами и отвечают на вопрос: Какие буквы стоят не на своих местах? Докажите.

2. Игра «Отгадайте букву».

1 вариант: Учитель дает характеристику букве: «Эта буква обозначает мягкость согласного, но не является гласной». Ученики называют букву.

2 вариант: К доске вызывается ученик, который встает к доске спиной. Учитель показывает молча букву. Характеристику дают дети. Вызванный к доске ученик должен назвать или показать букву.

С этой целью учитель может предложить ученикам индивидуальные карточки или таблицу на доске со словами, которые читались на предыдущих страницах букваря.

Задание: прочитайте сначала не спеша, а потом как можно быстрее.

Такие таблицы можно предлагать ученикам для чтения после каждой 5-6 изученной буквы. Отрабатывая чтение таким способом, будем работать над усовершенствованием навыка чтения, что важно в букварный и послебукварный периоды обучения.

В работе с первоклассниками большое внимание надо уделять разнообразным видам чтения: чтению вслух и молча, цепочкой, выборочно, хором, с интонацией. Тексты с диалогами можно читать в лицах, что позволит отрабатывать выразительное чтение повествовательных, вопросительных, побудительных предложений, предложений с восклицательной интонацией.

Для развития самостоятельности учащихся в чтении необходимо практиковать самостоятельное чтение вполголоса, во время которого каждый ученик сможет активно включиться в процесс чтения на уроке.

Образец выразительного чтения стихотворения или художественного прозаического текста учитель дает сам или использует ТСО.

Сознательность чтения формируется на основе выполнения разных заданий, построенных на материале букварных страниц:

1. Определите, к какому рисунку относится предложение.

2. Назовите действующих лиц, о которых идет речь в тексте.

3. Найти слова, которые передают названия изображенных предметов.

4. Рассказать, кто что делает в прочитанном тексте.

5. Прочитать начало сказки и подумать, как ее продолжить.

6. Составить предложения со словами, данными в столбиках.

7. Напечатать слова в тетради.

Первоклассникам надо также предлагать материал, который имеет коммуникативную направленность: короткие инструкции к игровым и учебным заданиям, тексты поздравлений, пожеланий, написанных учителем или одноклассниками, чтение подписей под серией картинок, аннотацию к книге, которую надо прочитать.

Такие задания помогут первоклассникам осознать важность и полезность навыка чтения.

Чтобы проверить навык чтения текста, необходимо предлагать варианты текстов, чтобы избежать заучивания их наизусть.

Источник

Для чего нужны картинки в букваре

если в ней нет ни картинок, ни разговоров?»( Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране чудес»)

Книга для ребенка начинается с иллюстрации, она служит стимулом для освоения ᴨȇрвых навыков чтения, а затем и для их совершенствования.

В нашей работе речь пойдёт о первом иллюстрированном русском букваре и его авторе Карионе Истомине.

Актуальность темы: немногие из нас слышали о Карионе Истомине и знают о том, что именно он создал удивительный учебник с картинками, по образцу которого создаются и наши современные буквари и азбуки. Уникальный опыт этого педагога актуален и в наше время. Хотя его букварь был издан в 1694 году, но уже тогда Карион Истомин заложил в него всё то, что станет неотъемлемой частью книги и будет иметь влияние на последующие учебные издания: наглядность, занимательность, познавательность – всё, что помогает успешному усвоению материала.

Проблема: роль воспитательного потенциала, заключённого в букваре Кариона Истомина.

Гипотеза: если использовать иллюстративный материал, то это будет способствовать прочному усвоению знаний.

Цель работы: выявить воспитательные возможности иллюстративного материала в букваре Кариона Истомина.

Задачи исследования:

— рассмотреть сущность понятий «иллюстрация», «иллюстративный материал»;

— раскрыть функции воспитательных возможностей иллюстративного материала;

— изучить биографию Кариона Истомина и проанализировать особенности построения его букваря;

— рассказать сверстникам о Карионе Истомине и его букваре;

— систематизировать результаты анкетирования и наблюдений.

Методы исследования:

— поиск и изучение научной литературы по теме исследования;

— анализ базовых понятий;

— ознакомление с букварём Кариона Истомина;

-проведение анкетирования по теме исследования и обобщение результатов.

Объект исследования: иллюстрации в букваре Кариона Истомина.

Предмет исследования: воспитательный потенциал, заложенный в букваре Кариона Истомина.

Глава I. ЧТО ТАКОЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ И ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

Определение понятия

Что же такое иллюстрация? В Большом Энциклопедическом словаре: ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. «illustratio» – освещение, наглядное изображение); 1) объяснение с помощью наглядных примеров; 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунок, фотография, карта, схема и т.п.); 3) Область изобразительно искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений. Первоначальные рукописи иллюстрировались миниатюрами; после изобретения книгопечатания иллюстрация стала областью печатной книжной графики.

Иллюстрация в учебнике – это изображение, объясняющее, истолковывающее или дополняющее текст с помощью наглядных образов. Это одно из самых распространённых средств применения наглядности в обучении.

Под иллюстративным материалом при этом понимается цветное или черно-белое изображение, которое реализует дидактические (т.е. поучающие) задачи, заложенные в учебнике. Иллюстративный – т. е. служащий иллюстрацией; наглядный материал. Такое понятие нам даёт толковый словарь Ушакова.

Иллюстрация и иллюстративный материал – это, по существу, синонимы.

Раскрывая сущность понятий, мы сделали вывод, что любая детская книга, в том числе и учебник, должна быть наполненной иллюстрациями. Они могут быть крупными или мелкими, цветными или чёрными, но понятными и выразительными должны быть обязательно.

Воспитательные возможности иллюстрации

Народная мудрость гласит: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В учебниках почти по всем предметам есть иллюстрации, они выполняют важные и разнообразные функции:

— обогащают чувственный опыт учеников образами, которые нужны для формирования необходимых представлений об окружающем мире и формирования понятий. Дополняя созданный на основе образа текст, иллюстрации уточняют, делают его более зримым, играют большую роль в развитии мышления;

— иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала, что способствует развитию у школьников аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала;

— помогают ученикам разобраться в неизвестных словах, обозначающих явления или предметы;

— способствуют более прочному запоминанию и усвоению знаний и т.д.

Подводя итог всему вышеизложенному, приходим к выводу, что благодаря использованию иллюстрационного материала активизируется внимание, память учащихся, развивается их интерес к учебному процессу, а значит, растёт и уровень качества обучения.

Облик той иллюстрированной детской книги, который существует сейчас, возник сто лет назад, в конце XIX века, но отсчёт стоит начать ещё на двести лет раньше. В России первые иллюстрации в учебниках появились в «Азбуке» Василия Бурцева и в «Букваре» Кариона Истомина.

Глава II. КАРИОН ИСТОМИН – СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОГО ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО БУКВАРЯ

2.1. Биография Кариона Истомина

Одним из образованнейших людей последней четверти XVII века заслуженно считается Карион Истомин. Это яркий представитель русского просвещения, педагог и переводчик. Он был иеромонахом Московского Чудова монастыря, т.е. священником, вместе с тем известным поэтом, художником, книжных дел мастером. Его работы в разных областях сохранились и дошли до нашего времени, однако, информации о нём самом не так много.

Родился Карион Истомин в Курске – в 1640 году, умер предположительно в 1717 или 1725 году. Мирское его имя неизвестно.

Долгое время был придворным поэтом и учителем детей царской фамилии. Карион Истомин по праву считался первым русским писателем для детей. Любимое детище автора – «Лицевой букварь».

2.2. История создания «Букваря в лицах»

Лицевой – это значит иллюстрированный, с картинками. Именно то, что в нём появляются иллюстрации, которые были вспомогательным средством в учебном процессе, и является отличительной особенностью данного учебного издания, он стал самым замечательным учебником XVII-XVIII вв., резко нарушившим предыдущие традиции.

Сначала Истомин изготовил букварь в двух рукописных экземплярах.

А в 1694 году тиражом 106 экземпляров Истомин выпускает печатную версию своего труда. «Лицевой букварь» имел 44 листа и открывался фронтисписом, на котором текст в фигурной рамке пояснял содержание и назначение книги. Ново и смело звучало обращение автора к ученикам. «Букварь» Кариона Истомина впервые был адресован не только мальчикам, но и девочкам. А ведь тогда считалось, что девочек обучать грамоте ни к чему. В период, когда о женском равноправии не могло идти речи, появление учебника для девочек в том числе, было прогрессивным явлением.

2.3. Особенности строения букваря Кариона Истомина

Как же был построен этот «Букварь»? Он отличался от предшествующих и по содержанию, и по структуре. Отсутствовало слогосочетание, из церковных текстов включены только молитвы.

Эта книга не походила ни на какие другие учебники. Всё в ней было наглядно, красиво, живо и увлекательно. Карион Истомин считал, что наглядность как метод обучения поможет гораздо быстрее «отрокам и отроковицам» научиться читать.

Каждой букве посвящалась особая страница, которая расширяла представление ребёнка об окружающем мире. Сам принцип построения иллюстраций букваря имеет следующую последовательность: на каждую букву алфавита первоначально идёт изображение в виде образа человека в доспехах, поза которого напоминает начертание буквы. Далее – следует изображение этой же буквы в формате печатного оттиска. Затем идут образцы написания буквы в разных стилях, а дальше следует соответствующая ей буква латинского, греческого и польского алфавита. Под различными вариантами написания одной и той же буквы следует несколько изображений, наименование которых начинается с данной буквы. Рисунки растений и животных, построек и предметов быта, «звездозаконника» со зрительной трубой, «историографа» с книгой и чернильницей в руках так гармонично сочетаются со следующими ниже стихами, включающими названия изображений, что оставляют яркое зрительное впечатление у детей и способствуют лучшему усвоению материала и запоминанию.

Рассмотрим внимательно страницу, посвящённую букве «А». Как же хороши и затейливы заглавные и строчные буквы «А»! Они то с завитками, то с лихими росчерками, то совсем скромные. Буквы здесь из латиницы, из греческого, из польского языков. Зачем иностранные буквы здесь, в русском букваре? Это как бы подготовка к усвоению иностранных языков. Когда царский или княжеский отпрыск начнёт их постигать, буквы и некоторые слова уже будут ему знакомы.

Запоминать слова помогала картинка. Середина каждой страницы отведена нарисованным предметам с подписями к ним. Вот Адам, первый человек, возносит молитву Богу. Адам как бы соединяет Небо и Землю. Над ним «Априлий-месяц». Сам месяц выглядывает из-за облаков, обратившись лицом к Адаму. Завязывается цельная композиция. Рядом с месяцем знаки небесных планет – Афродита (Венера) и Ареа планета, т.е. Марс.

Како кто хощет видом си познати

В первых вещей сил будет то писати.

Киты суть в морях, кипарис на суше,

Юный, отверзай в разум твоя души.

В колесницу сядь, копием борися,

Конём поезжай, ключом отоприся.

Корабль на воде, а в дому корова,

И кокошь в требу, и людем здорова.

Отложи присно тщеты недосуги,

Колокол слушай, твори в небе други.

Здесь изображены: кит, кипарис, колесница, копьё, конь, ключ, корабль, корова, кокошь (курица), колокол. Такая композиция иллюстрации способствует лучшему усвоению материала и запоминанию. С каждой буквой ассоциируется несколько образов.

Всего в «Букваре» более 400 иллюстраций. Все они помогали в обучении грамоте, в быстром усвоении материала, поскольку дело касалось тех предметов, которые встречались учащемуся каждый день. А, например, изображения животных, не встречавшиеся русскому человеку в родных краях, показывали всё разнообразие животного мира, что пробуждало в школьнике интерес к изучению нового, а яркий образ способствовал лучшему запоминанию букв.

Это была первая в России печатная книга для детей с картинками, да ещё цветными! Карион Истомин впервые на Руси провозгласил истину: малый ребёнок вначале смотрит, а потом читает. Спустя 200 лет поэт Александр Блок подтвердит это тонкое психологическое наблюдение: «Словесные впечатления более чужды детям, чем зрительные. У детей слово подчиняется рисунку».

Глава III. Букварь в цифрах и мнениях (опрос по теме исследования)

Мы решили узнать, а как оценивают роль иллюстрации ребята из моего 5 класса. С этой целью мы провели анкетирование, где предложили ответить на пять вопросов. В опросе принимали участие 25 человек.

На вопрос «Что такое иллюстрация?» все ребята из моего класса ответили правильно. Они знают, что это картинка или рисунок к тексту. А вот внимание на иллюстрацию в учебнике обращают 80% класса. Тогда мы спросили: «Как вы думаете, зачем нужна иллюстрация?» (Рис.1) Вот что нам ответили мои одноклассники: 76%, а это 19 человек, считают иллюстрацию важной и нужной, она помогает им лучше воспринимать информацию в тексте. Три человека, или 12%, наверное, это были девочки, ответили, что иллюстрация нужна для красоты. И это тоже правильно, ведь иллюстрация должна вызывать добрую улыбку и отличное настроение. То, что иллюстрация необходима для привлечения внимания, считают 8%, и лишь 4%, т.е. 1 человек, не знает, для чего же она нужна. Ответы на этот вопрос мы оформили в виде диаграммы.

Следующий наш вопрос звучал так: «Как вы считаете, помогают ли иллюстрации лучше усваивать учебный материал?» (Рис.2) Большинство опрошенных уверяют: «Да, конечно», это 84% класса, 21 ученик из 25. 12%, а это 3 человека, считают, что помогают, но иногда, и 4% отрицают роль иллюстрации как помощника.

Как выяснилось из следующего вопроса, большинство моих сверстников, это 56% (14 человек) всё-таки учитывают наличие иллюстраций при выборе книги для чтения. Не всегда учитывают – 16% (4 человека) опрошенных, а для 28% (7 человек) иллюстрация не имеет значения.

Кроме того был проведён опрос и заданы такие вопросы: «Слышали ли вы о Карионе Истомине?» и «Почему букварь может называться лицевым?» Никто из ребят не ответил на эти вопросы. Тогда на ближайший классный час я принёс букварь Истомина, и мы стали его рассматривать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русь была безграмотною встарь,

Не хватало книг, чтобы учиться.

Истомин Карион создал «Букварь»,

Сначала преподнёс его царице.

Был «Букварь» тот назван «лицевым»

Буквы в нём изображались в лицах,

Автор много дней провёл над ним,

Написал чудесные страницы.

С помощью затейливых фигур

Каждая из букв изображалась,

Более четырехсот гравюр

На страницах книги помещалось.

Слово назови и напиши,

С чувством рассмотри изображение,

Сколько здесь работы для души,

Для ума и для воображенья!

Дети узнавали в «Букваре»

О предметах из другого мира:

В море кит, кентавр на горе,

Птица Феникс есть и птица Сирин,

Есть другие земли и моря,

Есть другие страны и народы,

Как прекрасна Божия земля,

Как богата тайнами природа!

320 лет с тех пор прошло.

Тот «Букварь» в архивах сохранился.

Я считаю: очень хорошо,

Что труд Истомина доныне не забылся!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII: Москва, Педагогика, 1985.-544 с.

Большой энциклопедический словарь. – М.: Советская Энциклопедия, 1993.

В помощь учителю Букварь. Карион Истомин Методическое пособие М.:ООО Печатная слобода, 2014;

Гетьман Н. Курские корни «Лицевого букваря» / Н.Гетьман// Гор. Известия. – 2004.-23окт. –с.5.

История русской детской литературы: М.: Просвещение, 1990.-218с.

Монтессори М.Дети – другие. Методика раннего развития: АСТ, 2015.-288 с.

Российская педагогическая энциклопедия, том1, М.: Изд-во Большая российская энциклопедия, 1993.

Толковый словарь русского языка. Том I. Под ред. Д.Н.Ушакова. – М.: ООО «Издателство Астрель», 2000.-848 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *