Для чего нужны классификации методов обучения
В преподавании особое место занимают методы обучения. Они представляют собой взаимосвязанные техники коммуникации между учителем и обучающимися. Несмотря на отсутствие единого определения данного понятия, сегодня существует множество систем и классификаций методов обучения. Рассмотрим их детально.
Классификация методов обучения в педагогике
Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.
Словесные
Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.
Наглядные
Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения.
Условно наглядные варианты можно подразделить на:
применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;
использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;
видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.
Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.
Практические
Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее.
К примерам реализации вовлечения относятся:
тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;
игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.
Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.
Современные методы обучения и преподавания
Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.
Рассмотрим, какие способы передачи знаний и их усвоения применяются современными обучающими центрами.
Деловая игра
Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса.
У игры всегда есть теория, то есть описание персонажей и событий, предшествующих конкретному отрывку. Героям необходимо не только выполнить задание, но и сыграть роль выдуманного персонажа или даже реального человека, поставить себя на его место.
Учебная игра
Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний.
К базовым принципам учебной игры относятся:
Моделирование – наложение реальных ситуаций на игру.
Наличие проблемы – ученики должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.
Совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию.
Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.
Метод погружения
Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.
Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.
Метод опережающего обучения
Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:
комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет;
использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика;
перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы;
сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному.
Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.
Эвристический метод
Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели.
Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные.
Метод синектики
Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя.
Методы обучения по ФГОС
Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.
Пассивные
Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого.
Активные и интерактивные
Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа.
Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС.
Кейс-метод
В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке.
Метод проектов
Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений. Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу.
Эвристический
В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности.
Проблемный
В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога.
Исследовательский
В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению.
Модульного обучения
В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме.
РКМЧП
Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики.
Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.
Памятка Классификации методов обучения
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Орский технический техникум имени А.И. Стеценко»
Классификации методов обучения
Автор-составитель: А.А. Грецкая,
преподаватель высшей кв.категории
Классификации методов обучения
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.
Наиболее обоснованными на сегодняшний день являются следующие классификации методов обучения.
1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово, книга, безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов : практический – опыт, упражнение, учебно-производительный труд; наглядный – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; словесный – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т. д.; работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование и т. д.; видеометод – просмотр, обучение, контроль и т. д.
– формирование умений и навыков;
– проверка знаний, умений, навыков.
3. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:
– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
– методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:
– методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, – информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод;
– методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.), – упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.
5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных (М.И. Махмутов) и полинарных (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук) классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков.
Бинарная классификация методов обучения построена на сочетании:
В полинарной классификации методов обучения в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания.
Польский ученый К. Сосницкий считает, что существует два метода учения, а именно искусственное (школьное) и естественное (окказиальное), которым соответствуют два метода обучения: преподносящее и поисковое.
Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются.
Данная Памятка составлена в помощь преподавателям при написании технологичеких карт и плано-конспектов учебных занятий.
I . Классификация по источникам знаний:
• словесные методы (лекция, рассказ преподавателя, беседа, работа с книгой, учебным текстом);
• наглядные методы (демонстрация картин, муляжей, кинофильмов и видеофильмов; демонстрация приемов действий, наблюдение, иллюстрация и т. д.);
• практические методы (выполнение опытов, экспериментов, исследовательской работы, лабораторной работы; упражнения; составление таблиц, графиков, схем, диаграмм; выполнение измерений; изготовление приборов и т. д.).
II . Классификация по характеру познавательной деятельности обучающихся и усвоению содержания образования:
• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения обучающимися знаний в готовом виде. Учитель (преподаватель) сообщает информацию с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция), печатного слова (книги, учебники), наглядных средств и практического показа;
• репродуктивный метод, главным признаком которого является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям педагога;
• проблемное изложение заключается в том, что учитель (преподаватель) ставит проблему и показывает путь ее решения. Данный метод используется в ходе работы с книгой, на лекции, в ходе экспериментирования;
• частично поисковый или эвристический метод состоит в том, что педагог организует участие обучающихся в выполнении отдельных этапов поиска;
• исследовательский метод определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них проблем.
III . Методы теоретического обучения
1. Словесные методы (источником знания является устное или письменное слово).
Рассказ — это монологическое изложение учебного материала в повествовательной форме с подробными пояснениями, сравнениями и сопоставлениями, обоснованиями, выводами закономерностей и т.д. Сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Ведущая функция рассказа – обучающая.
По целям выделяется несколько видов рассказа:
• рассказ-вступление (подготовка обучающихся к изучению нового материала);
• рассказ-повествование (служит для изложения намеченного содержания);
• рассказ-заключение (подводит итог по изученному материалу).
Беседа — диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки перед обучающимися вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит обучающихся к определенным выводам, составляющим сущность нового учебного материала.
Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, повышает внимательность и интерес учащихся, стимулирует их активную работу, обеспечивает осознанное усвоение знаний на уроке и облегчает домашнюю работу.
Главная функция беседы — побуждающая.
Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего обучающиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы состоят еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил, создает условия для оперативного управления процессом познания.
По назначению выделяются беседы:
• вводные, или организующие беседы (проводится обычно перед началом учебной работы и позволяет выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать.);
• сообщающие новые знания: сократические беседы (проводится в мягкой, почтительной форме, допускающей сомнения и возражения), эвристические (ставящей обучающихся перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные преподавателем вопросы) и др.;
• синтезирующие, или закрепляющие (служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний);
• контрольно-коррекщюнные (применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющимися у обучающихся знаниями).
Лекция – монологический способ изложения учебного материала.
Лекция от других методов словесного изложения отличается более строгой структурой; логикой изложения учебного материала; обилием сообщаемой информации; системным характером освещения знаний.
Ведущая функция – обучающая.
Сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.
По назначению выделяются:
— лекции бинарные (лекция-диалог) предусматривают изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например ученого и практика, представителей двух научных направлений.
— лекции визуальные предполагают визуальную подачу материала средствами ТСО, аудио-, видеотехники, с кратким комментированием демонстрируемых материалов.
— лекции проблемные – предполагают изложение материала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуаций. Процесс познания происходи через научный поиск, диалог, анализ, сравнение различных точек зрения и т.д.
— лекции-консультации предполагают изложение материала по типу «вопросы – ответы» или «вопросы – ответы – дискуссия».
— лекции-конференции проводятся как научно-практические занятия с заслушиванием докладов и выступлений слушателей по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы.
—лекции-провокации – это лекции с заранее запланированными ошибками. Они рассчитаны на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок.
— лекциия вводная открывает лекционный курс по предмету. На этой лекции показывается теоретическое и прикладное значение предмета, его связь с другими предметами, роль в понимании (видении) мира, в подготовке специалиста.
— лекция заключительная завершает изучение учебного материала. На ней ранее изложенный материал обобщается на более высоком теоретическом уровне, рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки.
— лекция обзорная содержит краткую, в значительной мере обобщенную, обзорную информацию по пройденному материалу. Эти лекции чаще используются на завершающих этапах обучения.
— лекция установочная на установочной лекции преподаватель знакомит обучающихся со структурой учебного материала, основными положениями курса, организацией самостоятельной работы, особенностями выполнения контрольных заданий, т.е. дает установочную информацию по последующей работе.
Учебная дискуссия – коллективное обсуждение какой-либо проблемы, темы и т.п., повышающее интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
Главная функция учебной дискуссии — стимулирование познавательного интереса.
Вспомогательными функциями являются – обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.
2. Работа учащихся с книгой
Данный метод успешно выполняет все функции: обучающую, развивающую, побуждающую, контрольно-коррекционную.
Выделяют следующие виды работ с книгой:
•Конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного.
•Реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания.
•Составление плана текста – после прочтения текста необходимо разбить его на части и озаглавить каждую из них.
•Цитирование – дословная выдержка из текста.
•Аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
• Рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
• Составление формально-логической модели — словесно-схематическое изображение прочитанного.
• Составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу, всей дисциплине.
3. Наглядные методы (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия).
Важнейшим из органов чувств, с помощью которого человек воспринимает окружающую действительность, является зрение. Учеными установлено, что через органы зрения в мозг поступает от 80 процентов информации из окружающего мира. До 80 процентов всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.
Все это определяет необходимость умелого включения в процесс восприятия средств обучения, связанных с органами зрения, прежде всего средств наглядности.
Ведущая функция – побудительная и обучающая.
Сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, контрольно-коррекционная.
Демонстрация как метод обучения предполагает показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, диафильмов, компьютерных программ и пр.
Иллюстрация предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п.
При использовании этих методов следует соблюдать определенные требования:
• наглядные методы применять в сочетании с другими методами обучения;
• согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием материала;
• демонстрируемый предмет должен быть хорошо виден всем обучающимся;
•необходимо четко выделять главное, существенное в демонстрируемом объекте.
IV . Практические методы (источником знаний и умений являются практические действия)
Упражнение – многократные повторения определенных действий в целях их сознательного совершенствования.
Упражнения можно свести к трем основным типам:
— репродуктивные упражнения – это в основном задачи на выделение, понимание и выражение определенного содержания (обучающийся по рисунку (схеме) изображенного предмета должен указать назначение, название, расположение отдельных его узлов, деталей и т.п.);
— творческие упражнения – задачи, при которых обучающиеся используют полученные знания и умения в различных комбинациях, учатся самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач, способы действия, приобретают умения решать субъективно новые для них проблемы познавательного и практического характера (при изучении специальных предметов большое применение находят упражнения в планировании (проектировании) технологических процессов обработки, изготовления, ремонта, сборки, наладки, регулировки и т.п.);
— поисковые упражнения – это тоже упражнения в творческом применении полученных знаний и умений, но проводимые на более высоком уровне мыслительной активности учащихся, в нестандартной или не известной для них ситуации.
Лабораторно-практические работы – метод основан на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, с применением специального оборудования.
При этом с одной стороны, достигается закрепление и совершенствование знаний учащихся, с другой — у них формируются определенные профессиональные умения, которые затем применяются в процессе производственного обучения.
Дидактические игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых обучающимся предлагается найти выход.
В условиях подготовки квалифицированных рабочих и специалистов широкое применение находят деловые игры. Основная их цель — формирование и отработка конкретных умений действовать в четко определенных ситуациях. В ходе проведения деловых игр учащиеся в специально смоделированных условиях обучаются оперативно анализировать заданные производственные условия (вплоть до аварийных) и принимать оптимальные решения, вести поиск неисправностей на основе заданных параметров, выбирать наиболее целесообразный технологический процесс, решать экономические проблемы и т.п.
Показ приемов трудовых действий – этот метод имеет целью создание в сознании учащихся точного и четкого зрительного образа трудовых действий, с которым они сравнивают свои действия в процессе упражнений по отработке (разучиванию) соответствующих приемов и способов работы.
Самостоятельные наблюдения учащихся – целенаправленное восприятие действий, процесса, явления.
Наблюдения проводятся учащимися самостоятельно, но под присмотром мастера и по его заданиям. В задании обычно ставится цель самостоятельных наблюдении, указывается порядок их проведения, даются указания по оформлению результатов наблюдений.
Инструктаж – метод профессионального практического обучения, предполагающий описание и показ содержания предстоящей практической деятельности и ее составных компонентов (результат труда, способы действия, предмет и средства труда).
Инструктирование связано с использованием на различных инструктивных учебных документов, являющихся самостоятельными источниками информации.
Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции,
Технологические карты (инструкционно-технологические) раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические требования, средства выполнения учебно-производственных работ.
Учебные алгоритмы применяются при обучении учащихся обслуживанию, наладке, диагностике неисправностей, регулировке сложного оборудования; они содержат четкие правила выполнения работ в различных типичных ситуациях.