Для чего нужны кнопки на светофорах
Нажми на кнопку… Но где же результат?
Автор фото, Thinkstock
Ранним вечером в четверг поезд метрополитена прибывает на одну из оживленных лондонских станций. На платформе уже скопилось порядочное количество возвращающихся с работы людей, а из поезда готовится выйти не меньшее число пассажиров. Все они ждут, когда откроются двери вагонов. Кто-то не выдерживает и нажимает квадратную кнопку в зеленой окантовке на двери вагона. Через секунду, к удовлетворению всех, двери открываются. Входящие и выходящие на мгновение смешиваются, а потом продолжают следовать по своим делам. В этой ситуации интересно то, что на самом деле нажатие кнопки не произвело на механизм открывания дверей ни малейшего эффекта.
Некоторые психологи могут возразить на это, что такие кнопки действительно обладают эффектом – только влияют они не на светофор, а на пешеходов.
Чтобы понять, как это работает, необходимо перенестись в начало 1970-х гг. В то время психолог Эллен Лангер, ныне профессор Гарвардского университета, была студенткой последнего курса в университете Йеля. Как-то за игрой в покер она сдала карты, не соблюдая порядок очередности.
Автор фото, Thinkstock
Если зажглась надпись «Ждите», то совсем не обязательно, что это от вашего нажатия. Но все равно приятно
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Разумеется, это заблуждение, и большинству людей будет достаточно простого объективного доказательства, чтобы их переубедить. Но Лангер этого было недостаточно. Ей убежденность игроков в своей правоте не казалась чем-то тривиальным.
Иллюзия контроля
В 1975 г. Лангер написала научную работу, сделавшую ее знаменитой. Она ввела в обращение термин «иллюзия контроля», объясняющий причины подобного поведения. Экспериментально Лангер продемонстрировала этот феномен, попросив добровольцев сыграть в лотерею. Часть испытуемых имела возможность выбирать билеты, на некоторых из которых были нанесены более или менее знакомые им символы. Факт наличия символа на билете никак не увеличивал вероятность выигрыша, но испытуемым, по всей видимости, представлялось, что это именно так. Те, кто выбрал билеты с узнаваемыми символами, были гораздо менее склонны расстаться с ними, обменяв на непомеченные билеты, чем те, кто с самого начала выбрал билеты без символов.
Автор фото, Thinkstock
В лифте кнопки настоящие. Впрочем, насчет кнопки связи с лифтером есть некоторые сомнения.
Кроме того, когда пешеходы, вместе стоящие на перекрестке, по очереди с нетерпением жмут на кнопку, между ними возникает чувство общности, которого в противном случае не возникло бы. Все эти факторы позитивно влияют на наше умственное состояние и даже помогают укреплять социальные связи.
Ложные шумы
Что такое вызывной светофор и как он работает?
Пешеходу нужно нажать кнопку и дождаться разрешающего сигнала светофора.
В конце сентября на перекрестке федеральной трассы М8 и улицы Кольцевой установили светофор с кнопкой для пешеходов. После этого к нам в редакцию стали поступать звонки от жителей с просьбой рассказать принцип работы нового устройства. А некоторые водители, в свою очередь, опасаются за здоровье пешеходов. По словам автовладельцев, нажав кнопку, многие не дожидаются разрешающего сигнала и переходят дорогу на красный сигнал светофора.
Давайте вместе разберемся, что такое вызывной светофор, и как он работает? Вызывные светофоры обычно устанавливают на небольших улицах, в таких местах, где есть пешеходный переход, но людей, которые пользуются этим переходом, немного. Чтобы пешеходам было удобно, с обеих сторон перехода устанавливают простое устройство с кнопкой. А светофор постоянно включен на зеленый сигнал, так что автомобили в этом месте не останавливаются и проезжают свободно. Но если с одной из сторон перехода кто-то захочет перейти улицу, он нажимает на кнопку, и тогда через небольшой промежуток времени для автомобилей включается красный свет, а для пешехода – зеленый. И зеленый свет будет гореть для пешехода столько, сколько нужно, чтобы спокойно перейти улицу. После этого светофор переключается на прежний режим. Но если сразу после этого нажать кнопку, она не сработает – должно пройти некоторое время. Поэтому бывает около кнопки скапливается несколько человек, и потом, когда кнопка начинает работать, все они дружно переходят улицу. Такой режим меньше затрудняет автомобильное движение, особенно в ночное время.
Итак, на первый взгляд кажется, что светофор с кнопкой – полезное и нужное устройство: поток без нужды не тормозит, а когда надо безопасно перейти дорогу, нажал кнопку и перешел. Все это правда, но только до тех пор, пока светофором пользуются правильно.
Давайте рассмотрим, в чем заключается опасность неправильного использования.
Единственный способ использовать его неправильно – не нажать кнопку для перехода. Те, кто пользовался таким светофором, знают, что процесс переключения происходит не сразу. В момент нажатия на кнопку светофор получает команду на включение «зеленого». Далее все зависит от ситуации. Если 15 секунд назад прошел предыдущий пешеход, то «красный» для машин не включится незамедлительно, так как алгоритм светофора предполагает тайм-аут между переходами, и придется ждать некоторое время. Если дорогу давно никто не переходил, и светофор приступил к переключению на «зеленый» для пешехода, этот процесс тоже займет некоторое время. «Зеленый» для автомобилей не может погаснуть мгновенно, он должен замигать, потом перейти на «желтый», затем – на «красный», и только после этого включится разрешающий сигнал для пешеходов.
Как следствие, человек, который хоть единожды пользовался кнопкой, знает, что процесс правильного перехода потребует от него остановки и ожидания, как минимум 10-15 секунд. Если поток плотный и непрерывный, деваться некуда, и пешеход ждет, но вот если машины едут с «окнами», то он принимает решение просто перебежать. Вся проблема и опасность этого маневра состоит в восприятии водителем.
Автомобилист едет и видит зеленый светофор. Его логика проста и понятна: если светофор зеленый, значит можно двигаться с разрешенной в данной местности скоростью. Он не предполагает, что в этот момент кто-то может начать переходить дорогу. Если на нерегулируемом переходе водитель осознает тот факт, что может появиться пешеход, которого он будет обязан пропустить и морально готов к этому, то в случае, когда горит зеленый свет, он останавливаться не планирует и абсолютно не готов к торможению. Именно поэтому светофор с кнопкой наиболее опасен, чем простой переход. Поэтому пешеходу, даже в случае если он сильно торопится, категорически нельзя перебегать дорогу на таком светофоре.
Какой вывод можно сделать для пешехода. Запомните, водитель видит зеленый, он не планирует тормозить. Пешеходу нужно нажать кнопку и дождаться разрешающего сигнала светофора. Помните, в большинстве случаев именно пешеход может предотвратить ДТП со своим участием, так как его «тормозной» путь, в отличие от автомобиля, составляет несколько сантиметров.
Что сказать водителям? Довольно трудно упрекнуть в чем-то водителя, который едет на зеленый свет. Совет такой: все мы большую часть пути проезжаем по одним и тем же известным нам маршрутам вроде «дом-работа», «дом-магазин» и т.п.
Просто привыкните к светофору с кнопкой на вашем пути и относитесь к нему как к обычному нерегулируемому переходу, на котором внезапно может появиться человек. Это не настолько сложно или обременительно, надо лишь отпустить газ и внимательно осмотреть пространство вокруг перехода/светофора, особенно ночью и в дождь. Помните, все мы в ответе за себя и друг за друга.
Светофоры с кнопками — новая порча московских улиц
Очень бесит просто стоять на красном, когда нет пешеходов. Это логичное чувство, ведь время каждого из нас ограничено. Могу с уверенностью сказать, что пешеходов тоже бесит стоять на красном, когда нет машин, но чаще всего подобные разговоры всё же ведутся в отношении водителей и машин.
Логичным продолжением подобного разговора, чаще всего, служит единственный выход из проблемы — установка кнопки: пусть зелёный горит тогда, когда есть кому переходить дорогу. Логично? А вот и нет.
Установка датчиков и режима работы светофора — всегда индивидуальная задача. Но если подняться на уровень выше и посмотреть на задачу комплексно, то подобный процесс закрепляет в глазах окружающих и самого города приоритет автомобиля на улицах. Иными словами, если ты не в машине, то человек второго сорта и должен просить о возможности перейти улицу.
Знаю, звучит немного надуманно, но можете ли вы представить подобные кнопки для автомобилистов? Нет, это сразу кажется идиотизмом — вот тут-то и кроется неравенство, просто мы к этому привыкли.
На западе подобная тема поднимается довольно давно, поэтому в развитых странах кнопки чаще всего ставят не для вызова фазы для пешеходов, а для ускоренного включения зелёного или же трещотки для слепых с удлинённой фазой.
Кроме политического контекста, есть и другой: психологический и физический. Если на столбе висит кнопка и человек её нажал, но светофор не переключился на зелёный, то возникнет простая мысль: он сломан. Бытовая логика строит очень простую взаимосвязь, поэтому задержка вызовет желание просто перебежать улицу. Многие города попадали на эти грабли (Великобритания и США).
Если человек не заметил кнопку, то долгое ожидание вызовет желание перебежать. Иногда кнопки включают лишь в ночное время — это ломает привычные сценарии и вызывает «синий экран смерти» в голове. Также усложняется процесс перехода улицы для детей и маломобильных — нужно не только дождаться зелёного, но и нажать какую-то кнопку, которая есть далеко не всегда. В общем, простое правило становится сложным, люди начинают тупить, а городская среда становится враждебнее.
С физической проблемой всё проще, тут уже у самой Москвы большой опыт: кнопка ломается, вы не можете перейти безопасно улицу. Приходится или перебегать, или кричать людям на другой стороне про кнопку. Сам попадал в подобную ситуацию — крайне неприятно.
Значит ли это, что кнопки вызова зелёного для пешеходов вообще нельзя ставить? Не совсем. Если мы говорим о светофоре в промзоне или в пригороде, где пешеходов почти нет, то такое решение допускается — там действительно приоритет скорее у автомобилей. Но в программу светофора всё равно нужно встроить фазу для пешеходов на случай поломки кнопки или датчика.
В других ситуациях избежать пустого простоя можно с помощью изучения потоков и синхронизации с другими светофорами. Стоять на красном всё равно придётся, даже без пешеходов — в городе много других светофоров, где машины должны проезжать. Это не так очевидно, но если вам горит красный на пустом перекрёстке, то через квартал по вашему направлению тоже горит красный, чтобы пропустить поток с перпендикулярной улицы. То есть стоять всё равно придётся, кнопки — не панацея.
Дальше становится сложнее — светофор регулирует разные потоки, но у нас чаще всего ориентируются лишь на автомобили. Подобное варварство имеет ряд причин, останавливаться на них не хочется. Но в нормальной ситуации нужно изучать интервалы общественного транспорта, потоки пешеходов и велосипедистов — кто и сколько здесь ходит, учитывать эти потоки и настраивать светофор с учётом терпеливого времени ожидания. Если на небольшой улице красный людям горит более 30 секунд, то вероятность перебегов на красный увеличивается — это научный факт.
Простое правило: светофор подстраивается под людей, а не люди под светофор.
Иными словами, каждая кнопка для пешеходов должна иметь научное обоснование, это исключение из правил. В Москве же такие кнопки стали устанавливать повсеместно. Часто при этом даже игнорируют ГОСТы.
В общем, мы опять наткнулись на очень простую ошибку: инструментами надо уметь пользоваться, умные программы не заменяют компетенцию самих людей. И классическая тайна: сколько было потрачено миллионов на такой улучшайзинг, никто не говорит.
Нажми на кнопку – получишь несправедливый и опасный город
Вчера Аркадий Гершман обратил внимание на новую глупость. Вернее, глупость-то старая, просто она начала стремительно расползаться по Москве, будто вспышка коронавируса.
Это магические кнопки вызова зелёного сигнала светофора для пешеходов.
Казалось бы, невероятно удобная штука: нет пешеходов – едут машины, есть пешеходы – они нажимают на заветную кнопку и спокойно переходят дорогу. Удобно, да? Надо скорее установить эти кнопки на всех переходах, ведь мы так заботимся о пешеходах и их безопасности! Вот только у таких переходов есть подводные камни, и их довольно много.
Во-первых, установка такой кнопки сразу подчёркивает приоритет автомобиля в городе. Пешеход должен как бы просить разрешения перейти улицу. Можете себе представить, чтобы было наоборот? Подъезжает такой водитель к перекрёстку, высовывается из машины и тянется к кнопке, будто к паркомату в аэропорту, только чтобы включить себе зелёный свет, а перед ним идёт нескончаемый поток пешеходов. Звучит довольно глупо, правда? Но почему тогда пешеходы должны играть по правилам автомобилистов?
Во-вторых, кнопки, как и внеуличные переходы, стимулируют людей нарушать правила и перебегать улицу на красный. Происходит это обычно из-за того, что зелёный свет загорается далеко не сразу после нажатия кнопки. К тому же, иногда система тупо неисправна, а иногда кнопки включают только в ночное время. В итоге пешеход часто стоит на красный перед пустой дорогой, пока наконец не решается её перебежать. Понятно, что это опасно.
В-третьих, в Москве кнопки устанавливают где придётся, игнорируя даже ГОСТы, столь любимые чиновниками и гаишниками. Согласно ГОСТу Р 52289–2004, кнопку вызова зелёного сигнала светофора надо устанавливать на дороге «с числом полос две и более в каждом направлении». У нас же их можно встретить и на узких улицах.
Значит ли это, что надо совсем отказаться от идеи кнопок? Тоже нет. Логично оборудовать ими те переходы, на которых поток людей совсем небольшой. Например, где-нибудь на пустой улице в промзоне.
В остальных случаях лучше использовать обычные светофоры. У многих водителей, конечно, ужасно бомбит, когда надо стоять на красный, но тут уж ничего не поделаешь. Это у нас ещё большинство пешеходных фаз нормально не отстроено.
В общем, если в вашем городе стали повсеместно устанавливать кнопки на светофорах – это признак нездорового перекоса в сторону автомобилей. Такие кнопки надо устанавливать избирательно, с предварительным изучением пешеходных и автомобильных потоков.
«Полный бред»: зачем урбанисты Москвы объявили войну светофорам с кнопкой
Столичные урбанисты объявили войну светофорам с кнопками: в Рунете ведется беспощадная информационная кампания с привлечением экспертов и популярных блогеров.
«Ридус» разобрался в деталях крестового похода урбанистов на пешеходные светофоры.
Первым об опасности светофоров с кнопками сообщил в своем блоге «Малолетний урбанист» Алексей Радченко. Блогер раскрыл тайный заговор столичных властей по распространению на всю Москву «кнопочной чумы», возникшей в Зеленограде. Причина — в деньгах, убежден урбанист.
Ну, а кто будет смотреть на нормативы и удобство пешеходов, когда появляется такая удобная возможность установить много кнопок по всему городу на несколько миллиардов рублей? Вот такая вот печальная история, — сокрушается Радченко.
Следом о «новой порче московских улиц» рассказал читателям своего блога урбанист Аркадий Гершман. Он сопроводил свой рассказ об опасности светофоров с кнопками сокрушительным аргументом. Вот таким:
Если посмотреть на задачу комплексно, то подобный процесс закрепляет в глазах окружающих и самого города приоритет автомобиля на улицах. Иными словами, если ты не в машине, то человек второго сорта и должен просить о возможности перейти улицу. Знаю, звучит немного надуманно, но можете ли вы представить подобные кнопки для автомобилистов? Нет, это сразу кажется идиотизмом — вот тут-то и кроется неравенство, просто мы к этому привыкли, — утверждает урбанист.
Чтобы закрепить эффект, на борьбу со светофорами с кнопками призвали ветерана урбанистических войн Илью Варламова. «Нажми на кнопку — получишь несправедливый и опасный город», — утверждает блогер. Главный аргумент Варламова — пресловутое неравенство среди горожан. В целом, вся эта публикация выглядит довольно ленивым рерайтом текста Гершмана:
Установка такой кнопки сразу подчеркивает приоритет автомобиля в городе. Пешеход должен как бы просить разрешения перейти улицу. Можете себе представить, чтобы было наоборот? Подъезжает такой водитель к перекрестку, высовывается из машины и тянется к кнопке, будто к паркомату в аэропорту, только чтобы включить себе зеленый свет, а перед ним идет нескончаемый поток пешеходов… Звучит довольно глупо, правда? Но почему тогда пешеходы должны играть по правилам автомобилистов? — вопрошает Варламов.
Вишенка на торте — к информационной кампании против светофоров с кнопками подключилась депутат Мосгордумы Дарья Беседина:
Ожидаемо, набор аргументов Бесединой идентичен предыдущим публикациям:
Пешеходу становится нужно спрашивать разрешения, чтобы перейти дорогу! Кнопки как бы говорят нам: в городе машины главные, а вы постойте и подождите, ведь машинам надо ехать! Кнопки же для машин сделать что-то никто не додумался, — пишет Беседина.
Директор фонда «Городские проекты» Максим Кац и вовсе назвал нажатие пешеходом на кнопку «подачей заявления перед переходом улицы».
Казалось бы, ничего особенного: заскучавшие в самоизоляции урбанисты выдумали себе нового врага. Но дело в том, что все они, включая депутата МГД Беседину, по мнению экспертов, озвучивают москвичам полную противоположность реальности.
«Это — полный бред», — отреагировал, в частности, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов в беседе с «Ридусом». По его словам, урбанисты перепутали абсолютно всё.
«Стоит им напомнить о том, как вообще работает светофор с кнопкой. Когда пешеход к нему подходит и нажимает на кнопку, светофор для него загорается зеленым через шесть секунд. Если это обычный светофор, то пешеходу нужно ждать до полутора минут. Для урбанистов это покажется невероятным, но именно пешеход у этого волшебного светофора в приоритете», — подчеркивает Шкуматов.
Если бы Дарья Беседина вышла на улицу и с просила у своих избирателей, что они об этом думают, она бы услышала, что пешеходы довольны светофорами с кнопкой, потому что они не заставляют их ждать. И автомобилисты довольны светофорами с кнопкой, на это есть две причины. Во-первых, если пешеходов на переходе нет, то можно ехать — автомобилисты тоже экономят время. Во-вторых, когда пешеход есть, то для водителя загорается красный свет: даже в плохую погоду, ночью, водитель видит сигнал гораздо четче, чем пешехода на переходе. Поэтому такой переход еще и гораздо безопаснее. Иными словами, ни одного минуса у светофоров с кнопкой просто нет.
Шкуматов признается, что не имеет представления о том, откуда урбанисты вообще взяли эту проблему:
Давайте назовем их «организованным депутатским сообществом», ОДС. Члены этого сообщества посидели в зум-конференциях, покреативили — и решили наехать на светофоры с кнопкой. Не разбираясь в проблеме, не спрашивая у людей, просто ни во что не вникая, они зарядили по светофорам с кнопкой из всех своих информационных орудий.
О том, что на самом деле думают москвичи об установке светофоров с кнопкой для пешеходов, красноречиво свидетельствуют результаты соцопроса, организованного «СпецДорПроектом»:
На деле же установка светофоров с кнопками является частью системы «Умный светофор», которая включает в себя несколько компонентов:
Тестирование «Умного светофора» началось в 2018 году: для пилотного проекта был выбран один из наиболее проблемных перекрестков города Москвы — пересечение Симферопольского и Чонгарского бульваров. По результатам эксперимента, среднее время прохождения перекрестка общественным транспортом сократилось до 45%, а время ожидания для пешеходов сократилось в среднем на 16%.
Адаптивные светофоры применяются во всем мире: доказано, что их использование повышает безопасность и время прохождения перекрестка. Остается только гадать, зачем урбанистам из «ОДС» понадобилось объявлять войну столичным автомобилистам и пешеходам, защищая менее эффективные и устаревшие светофоры с таймером.