Для чего нужны контурные карты
Для чего нужны контурные карты
Правила работы с контурной картой в обучении географии
В. Л. Марков, С. В. Жукова, М. А. Седелкин,
методисты Городского Методического Центра
Знание карты и умение работать с ней в современном мире не менее важно,
чем знание грамматики и математики.
1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу.
2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.
3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.
4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.
5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.
6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.
7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.
8. Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.
9. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.
10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами), и их названия подписывают в условных знаках.
11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.
12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) – синим.
13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту «лишней информации». Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена лишняя информация.
14. В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах (смотрите карты в атласе).
15. Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!
16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.
17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.
18. Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например, вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.
19. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.
20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а в легенде дана расшифровка: 1 – оз. Ильмень).
21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.
22. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.
23. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно в указанный срок.
Примечание
Не используйте для заполнения контурной карты краски. Обычно контурные карты делаются на такой бумаге, которая очень плохо впитывает воду. Кроме того, ошибки на раскрашенных красками картах труднее исправить.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.
Учителю на заметку
На все виды контурных карт, предназначенных для практических занятий учащихся с целью закрепления знаний по географии и истории в объеме программ общеобразовательных учреждений, распространяются технические условия согласно нормам Федеральной службы геодезии и картографии России (с 15 июня 2003 г.).
Технические требования к контурным картам
1. Издаваемые контурные карты должны соответствовать требованиям технических условий и выпускаться в трех видах: отдельными листами, в виде брошюры, вшитыми в учебные атласы.
3. Для обложек контурных карт, выпускаемых в виде брошюр, должна использоваться картографическая бумага (ГОСТ 1339-79) либо мелованная бумага (ГОСТ 21444-75 массой 80–100 г/м 2 ). Допускается для обложек использовать другие виды бумаги, в том числе писчую.
4. На контурных картах должно быть обеспечено пропечатывание всех элементов; не должно быть рваных или раздавленных мест на картографическом изображении.
5. Краска на всем картографическом изображении должна быть отпечатана ровным, плотным слоем. Изображение должно четко и без затруднений читаться во всех деталях.
6. Все линии, штрихи и точки должны быть четкими, с резкими неразмытыми краями, не раздавленными при печати.
7. Текст на контурной карте должен быть четким, без пятен и грязи. Шрифты должны соответствовать государственным правилам и нормативам (СанПиН 2.4.7.702-98).
9. Контурные карты, выпускаемые отдельными листами, должны быть ровно обрезаны, иметь поля не менее 10 мм.
10. Качество изготовления обложки контурных карт и внешний вид брошюры определяются визуально.
Подробнее со стандартом можно ознакомиться на портале нормативных документов (перейти).
Памятка по истории. Как работать с контурной картой.
Памятка по истории. Как работать с контурной картой.
Просмотр содержимого документа
«Памятка по истории. Как работать с контурной картой.»
Памятка учащимся для работы с контурной картой.
Что такое контурная карта?
— Контурные карты называются так потому, что на них обозначены только общие очертания тех или иных объектов.
Зачем нужно выполнять задания в контурной карте на уроках истории?
— Заполнять контурные карты на уроках истории учащимся задают для того, чтобы они лучше усвоили материал;
— Задания, выполняемые в контурной карте, развивают память, внимание, художественное воображение и пространственное восприятие;
— Задания, выполняемые в контурной карте, способствуют запоминанию картографического содержания.
Легенда карты – это перечень используемых на карте условных знаков и объяснения к ним. Легенда должна содержать все использованные на карте условные знаки, которые должны быть расположены в таком порядке, чтобы из чтения легенды можно было составить представление о содержании карты, не глядя на нее. Изображения знаков в легенде и на карте должны быть одинаковыми.
Порядок выполнения работы в контурной карте.
При выполнении задания в контурной карте, как правило, используется атлас или карта учебника.
Прежде чем приступить к работе, необходимо определиться с темой и периодом, по которому будете выполнять задания. Каждая контурная карта и карта атласа имеют название. Необходимо по теме контурной карты найти соответствующую карту атласа.
Прочитайте задания, которые необходимо выполнить в контурной карте и проанализируйте карту атласа, ее легенду, найдите соответствующие обозначения, определитесь, как и где вы будете наносить обозначения на карте. Для того, чтобы определить, как расположить тот или иной объект, в контурных картах есть подсказки: подписаны реки, территории государств условно обозначены контуром, подписаны и обозначены моря.
Заполнение контурной карты необходимо делать цветными карандашами, подписывать города, государства и т.п. или остро заточенным карандашом, или ручкой (но не гелевой). Категорически запрещается использовать фломастер, краски, гуашь.
Обозначения должны наноситься правильно, как в легенде карты атласа (в легенде четко указано, как обозначить ту или иную битву, границы, зависимость территорий от других государств и т.д.).
В контурной карте необходимо заполнить условные обозначения, т.е. вы создаете легенду своей контурной карты. Без заполнения условных обозначений будет непонятно, как вы выполнили задания и что, где обозначили.
В контурной карте выполняются только те задания, которые даны или в самой контурной карте, или учителем. Лишние обозначения, закрашивания не делаются.
Если подписи городов или других объектов слишком длинные и занимают много места, поставьте цифру и поясните ее в легенде карты, надписи не должны выходить за территории названия, также не должны наслаиваться друг на друга, должны быть четкими. Большие города пишутся более крупными буквами, маленькие менее крупными. Как правило, используются печатные буквы.
контурная карта
Смотреть что такое «контурная карта» в других словарях:
контурная карта — Учебная бланковая немая карта. [ГОСТ 21667 76] Тематики картография Обобщающие термины некоторые виды отраслевых, тематических и специальных карт и атласов … Справочник технического переводчика
контурная карта — Вид бланковых карт, содержащих элементы географической основы и координатную сетку и предназначенных для обучения … Словарь по географии
КАРТА ГЕОФИЗИЧЕСКАЯ КОНТУРНАЯ — результативная карта геофиз. исследований, выполненных тем или иным методом (реже комплексом методов). На ней выявленные геофиз. аномалии показывают их контурами, внутренняя площадь которых заштрихована или закрашена. Геологический словарь: в 2 х … Геологическая энциклопедия
Line map — Контурная карта … Краткий толковый словарь по полиграфии
ко́нтурный — ая, ое. Представляющий собой контур (в 1 знач.). Контурный рисунок. ◊ контурная карта географическая карта, на которой нанесены очертания суши и водоемов без названий их. контурная линия прерывистая, состоящая из точек линия … Малый академический словарь
КОНТУР — КОНТУР, а, муж. Внешнее очертание чего н. Контуры рисунка. К. здания. Контуры фигуры. | прил. контурный, ая, ое. Контурная карта (географическая карта, на к рой нанесены только очертания суши и водных пространств). Контурная линия (прерывистая,… … Толковый словарь Ожегова
Симферопольское водохранилище — Координаты: Координаты … Википедия
контурный — ая, ое. contour m. Отн. к контуру; имеющий вид контура. Контурное изображение. БАС 1. Контурный рисунок. Контурное изображение. Уш. 1934. ♦ Контурные перья. Наиболее сложные из них <перьев>носят название контурных. потому что, находясь… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Электронная теория химической связи — Рис.1. Электронная теория химической связи была предложена и развита американским физикохимиком Льюисом Г.Н в 1912 1916 гг[1] … Википедия
КК — Кубок Канады Канада, спорт КК коммутируемый канал связь КК казачий корпус КК коммутация каналов … Словарь сокращений и аббревиатур
что такое контурная карта
Контурная карта — особый вид учебных бланковых немых географических карт, содержащих элементы географической основы и координатную сетку. Он предназначен для выполнения учебных заданий по географии, истории и астрономии учащимися. На такие карты нанесены только контуры стран, основные объекты, процессы или явления. Они позволяют выполнить задания путём нанесения условных обозначений. Контурные карты также используются как географическая основа для создания оригиналов тематических карт.
Контурные карты обычно предназначены для использования школьниками и издаются в комплекте с учебным атласом и школьным учебником, они согласованы с ними по масштабам, проекциям, густоте картографической сетки. Выделяются также немые и полунемые карты. Контурные карты используются и в старших классах (на их основе составляются картосхемы для показа взаимосвязи явлений и процессов). Работа над контурными картами даёт возможность лучше запомнить информацию, развить внимание и логику. Они способствуют запоминанию картографического содержания. Оформление контурной карты требует точности и аккуратности, соблюдения ряда правил. В СССР была детально разработана методика работы учащихся с контурными картами. Среди правил:
Заполнение по требованию учителя.
Перед началом работы продумать, чтобы надписи и знаки не мешали друг другу.
Использование цветных карандашей, а не фломастеров. Окраска ровным бледным цветом.
Надписи делать шариковой ручкой или пером. Границы и направления походов обозначать более ярким и тёмным цветом в сравнении с окраской территории государств.
Условные обозначения должны соответствовать каждому заданию.
При выполнении заданий обращаться к соответствующим картам атласа и учебнику.
Существуют также настенные контурные карты, которые носят название индукционные. Они применяются для объяснения нового материала учителем и инструктирования учащихся по выполнению заданий по контурным картам. Они издаются на специальной синтетической основе, это позволяет, пользуясь специальными маркерами вычерчивать на такой контурной карте выполняемые задания. Надписи маркером легко удаляются с поверхности, благодаря этому её можно использовать снова. В книгах по методике преподавания в средней школе, изданных в 1960-х годах, предлагалось изготовить такие карты самому учителю. В качестве материалов основы предлагались линолеум или тёмного цвета клеёнка. На лист размером не менее 1,5 X 1 метра белой краской должны были быть нанесены контуры. Изображения, носившие временный характер предлагалось наносить с помощью цветных мелков или с помощью заготовок-аппликаций из кусков плотной цветной бумаги определенной формы, прикрепляемых кнопками. Рекомендовалось иметь в кабинете несколько подобных карт различного содержания [8].
Контурные карты применяются также в работе со студентами, однако проходит она по картам, предназначенным для средней школы или созданным преподавателями вуза для проведения занятий со своими студентами. Контурных карт для высших учебных заведений крупные издательства не выпускают.
Использование контурных карт на уроках географии
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Абрамова Ольга Владимировна, учитель географии МАОУ Лицей № 88 г Екатеринбурга
Использование контурных карт на уроках географии
В современном мире нет обособленных уголков. Расширяются международные экономические и культурные связи. Авиатранспорт сблизил между собой разные уголки Земли. Но даже космонавтам необходимо около полутора часов для облета Земли. Между тем человек давно владеет замечательным средством, открывающим взору всю нашу планету или дающим детальную картину ее отдельных частей, их природу, население, культуру. Это средство – географическая карта. Поэтому совершенно логично что одной из целей изучения географии в современной школе на базовом уровне является «овладение умением ориентироваться по карте».
Я уделяю особое внимание работе учеников с контурной картой. Контурная карта – это одно из необходимых пособий по географии. Работа с контурными картами активизирует педагогический процесс, способствует формированию конкретных представлений о связях между отдельными географическими явлениями и прочному закреплению полученных знаний у учеников, что значительно повышает успеваемость. Значение контурных карт отмечено в программе по географии, на мой взгляд, их следует использовать:
для закрепления знаний по географии;
при выполнении домашних заданий;
при проведении контрольных и проверочных работа как одной из форм оценки достижений обучающихся. При проведении таких проверочных работ я использую как контурные, так и знаковые карты. Использование последних можно проводить на каждом уроке в зависимости от изучаемой темы, это занимает около 7 минут урока.
В последнее время среди ученых и практиков проводятся дискуссии по использованию знаковых карт. Некоторые считают, что такие карты тренируют лишь наблюдательность и зрительную память и «в этом смысле ничуть не более способствуют развитию молодого человека, чем опознание на ощупь пойманного партнера при игре в жмурки». Я считаю, что тренировка зрительной памяти, логическое запоминание развивает моторико – сенсорную память, внимательность, что полезно. Да, работа со знаковой картой мало нацеливает ученика на развитие собственно географического мировоззрения, но это не копирование содержания карты, то есть не переписывание ее. Поэтому я считаю возможным частично заменить традиционное оформление контурных карт знаковым. Действительно, у некоторых учащихся возникает отторжение, связанное со сложностью запоминания, для таких учащихся существуют другие способы реализовать себя в данном предмете, а именно презентации, решение проблемных вопросов, пересказ, сообщения, рисунки. Если работу по знаковым картам проводить в системе с обучающимися с 6 по 11 класс, то со временем придет интерес, а вместе с ним и успех.
Рассмотрим несколько вариантов использования контурных (цифровых) карт на уроках. В ходе изучения темы «Современная политическая карта» (10 класс) можно использовать такие карты на каждом уроке, постепенно усложняя задания, например, на первых уроках задавать вопросы о странах, входящие в число самых больших по площади, самых многонаселенных, часто упоминаемых в новостях в настоящий момент, и т.д., а затем усложнять задачу, спрашивая менее известные, небольшие страны. Вариантов может быть множество.
Как видно из таблицы цифры записываются в столбик, чтобы рядом записывался ответ, перечисляются не по порядку. Это усложняет задачу и мотивирует учеников к осознанному запоминанию. В наборе для 10, 11 классов, который мною используются на уроках, есть несколько карт, например, карты отдельных регионов, где они представлены крупнее, но оторваны от общего положения этих стран на мировой карте.
При изучении «Географии материков» в 7 классе можно проверять знания береговой линии, рельефа, рек, озер, крайних точек материков. Мною даются задания на определение географических координат (карты № 3,4,5,6)