Для чего нужны партии в россии политические
Нужны ли в России политические партии?
Традиционно политические партии всегда выполняли роль организаций, объединяющих различные группы граждан страны в борьбе за власть, возможность управления государством и достижения намеченных целей.
С ростом глобализации и информатизации, созданием глобальной цивилизации в государстве все более стираются грани между соперничающими идеологиями и представляющими их партиями. Программы и цели партий все более конвергируются, противоречия между ними стираются, а само соперничество сводится к борьбе их лидеров за власть.
Существующий пропорциональный принцип выборов в ГД предполагает голосование избирателей за какой-то темный, постоянно меняющийся партийный список, рождающий после выборов «сплоченные» партийной дисциплиной фракции, подавляющие личность. Партийные фракции, состоящие из отдельных думающих людей с собственным мнением по обсуждаемым вопросам (хотелось бы верить), превратились в бюрократический аппарат единомнения с претензией на монополию на истину.
Ладно бы, если партии варились в собственном котле и мечтали о «светлом будущем», никому не мешая, так нет – партийцы определяют всю законодательную власть, а законы, выходящие из-под думского «бешеного принтера» только тормозят развитие страны и имеют четкую направленность на сохранение и укрепление существующей власти.
Усилиями парламентских партийцев душатся политическая оппозиция и инакомыслие, произвольно меняется конституция, принимаются репрессивные законы.
Людей никогда нельзя звать назад, а политические партии постоянно демонстрируют в обществе свою несостоятельность, дискредитировали и изжили себя.
Совсем не случайно многие политические деятели России отказываются от участия в партийной деятельности, стремятся избавиться от скомпрометировавшего себя наименования «партия» и придать им другую окраску в виде движений, платформ, и блоков. Поэтому необходимо изменить законодательство с тем, чтобы в парламентских выборах участвовали не только политические партии (которые сохранятся еще какое-то время) и партийные блоки, но и общественные объединения различного вида.
Тенденцию отказа от политических партий во власти подтверждают другие институты власти (аппарат Президента, Совет Федерации, Правительство), в которых отсутствуют партийные структуры.
Дело за Госдумой. ПАРЛАМЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ БЕСПАРТИЙНЫМ!
Начинать такую борьбу нужно уже сейчас. Представительская власть, выбранная народом и состоящая из достойных специалистов, а не из партийных функционеров, станет способной преобразовать другие ветви власти и обеспечить развитие страны.
Политические партии современной России и их цели
Политические партии России сегодня отличаются не только идеологией, но и ролью в жизни государства. Часть из них оказывает непосредственное влияние на принятие политических решений, это те, кто входит в состав Государственной Думы. Некоторые представляют собой оппозицию — неотъемлемую составляющую демократической страны.
Известные российские политические партии
Российская Федерация — это государство, в котором развит политический плюрализм, то есть допустимо и реально существует несколько партий и движений. Каждая организация представляет собой сообщество людей, выражающих мнение целой категории граждан.
Отличительными особенностями партий от движений являются: наличие организационной структуры; сформированные документы в виде устава и программы; стремление захватить власть. Первые политические партии появились в начале девяностых годов. Признаются партиями только те, кто официально зарегистрированы. Рассмотрим список партий в современной России и их позицию в системе органов управления. Перечислить политические группы целесообразно в рамках классификации. Партийная система может быть подразделена по нескольким видам сообществ. Приведем некоторые из них ниже.
Либеральные
Либеральные сообщества продвигают идею прав человека в максимально возможном масштабе. Как правило, представляют обеспеченные слои населения. Примеры:
«Гражданская платформа» – создана в 2012 году Михаилом Прохоровым. В 2018 лидером является Рифат Шайхутдинов. Идеология основана на экономическом либерализме.
Социалистические
Социалистические — идеология основана на всеобщем равенстве как в правах, так и в обязанностях. В большинстве случаев борются за привилегии для пролетариата. Примеры:
«Справедливая Россия» — образована в конце октября 2006 года. Это левоцентристская социал-демократическая партия. Ее основателем и лидером является Сергей Миронов.
«Яблоко» — была образована в 1993 году как движение, а сформировалась только в 2001. Основателем партии является Григорий Явлинский, а современный лидер – Эмилия Слабунова. Идеология основана на взглядах социал-либералов и социал-демокатов.
Демократические
Основаны на реализации положений совершенной демократии. Примеры:
«Демократическая партия России» была образована в начале 1990 года, но с 2008 по 2012 года не занималась активной деятельностью. Основателем является Николай Травкин, а текущим лидером – Тимур Богданов, появились и другие новые лица. Основной своей идеологией они называют консерватизм.
Националистические
Эти партии ставят в приоритет защиту интересов определённой нации, как правило, являются оппозиционными, защищающими интересы узкой категории граждан. Примеры:
«ЛДПР» — была образована в апреле 1992 года. Основатель и лидер партии – Владимир Жириновский. Сейчас происходит серьезное обновление состава. Приверженцы выступают за национализм, основанный на либеральном консерватизме.
Радикальные
Партии радикального типа всегда выступают за коренные преобразования в политической жизни страны. Их идеология во многом зависит от исторического периода. В современной России нет ярко выраженных радикальных партий, зато существует больше двадцати движений. К ним относятся: «Народное ополчение имени Минина и Пожарского»; «Другая Россия»; «Русский Фронт Освобождения «Память».
Правящие
К правящим относятся те, которые победили на выборах и определяют государственную политику страны, они оказывают решающее воздействие на принятие и исполнение законов. Правящая партия в современной России — «Единая Россия».
Оппозиционные
Оппозиционные — это группы, представляющие интересы меньшинств. Во многом их политика основана не столько на продвижении своих идей, сколько на критике правящих элит. К оппозиционным относятся все существующие партии, кроме «Единой России». Самой сильной является КПРФ, так как именно эта группа набирает наибольшее количество голосов, то есть находится на втором месте в Государственной Думе.
Правые
Они отстаивают в первую очередь интересы буржуазии и неприкосновенность личности и собственности, наряду с сильной государственной властью. Примеры:«Гражданская платформа».
«Правое дело» — основана в 2008 году, а в 2016 преобразована в «Партию Роста». Основателями и лидерами являются: Бовт, Гозман и Титов. Придерживаются идеологии национал-демократии.
Центристские
Центристские стремятся найти баланс между интересами правых и левых. Пример — «Единая Россия».
Левые
Такие партии продвигают интересы рабочего класса и других трудящихся. Считают, что все должно быть равным и общественным. Примеры:КПРФ. «Родина» — основана в 2003, но новое возрождение произошло в 2012 году. Основатели – Рогозин и Глазьев, а лидер – Алексей Журавлев. Идеология – национал-консерватизм.
Парламентские
Парламентскими считаются те, кто представлен хотя бы минимальным числом в Государственной Думе. Пример: «Единая Россия»; «Справедливая Россия»; КПРФ; ЛДПР. В общей таблице они представлены в соответствии с количеством голосов. Действующая многопартийная система сегодня выглядит как одна группа, занимающая большую часть и несколько небольших.
Непарламентские
Непарламентские — это группы, имеющие официальный статус партии, но не перешагнувшие барьер, необходимый для попадания в нижнюю палату Федерального Собрания. Примеры: «Родина». «Яблоко». «Гражданская платформа».
Кадровые
Кадровые — это объединение политических деятелей вокруг определённого лидера с целью его локального продвижения. Они носят элитарный характер, а активная деятельность происходит в период выборов. Примеры: «Гражданская сила»; «Патриоты России».
Массовые
Массовые — это централизованные многочисленные организации, работающие постоянно.
Их отличительными чертами являются: конкретная идеология; постоянная пропаганда, направленная на привлечение новых сторонних и удержание старых членов. В отличие от кадровых, стремятся к мобилизации большого количества граждан, а не узкой элиты. К их числу допустимо отнести все парламентские сообщества, а также ряд непарламентских.
Роль политических партий в России
Многообразие политических сил — это неотъемлемая черта демократии. В РФ пока не в полной мере выражен плюрализм, но, несмотря на это, уже есть определённая конкуренция. Уточняя, сколько партий в России, стоит отметить, что их много, но парламентских всего четыре. В составе Госдумы присутствуют представители нескольких групп, то есть выражается мнение не только большинства граждан, но и определенных (достаточно многочисленных) групп. Для того, чтобы система распределения политических сил была более похожа на развитые демократии, необходимо повышать политическую культуру граждан и развивать гражданское общество.
Политические партии. Зачем они нужны.
Однако только в условиях демокра-тии политическая деятельность осуществляется на основе публичной конкуренции между различными социальными группами, добивающимися доминирования своих интересов. И победителя в кон-курентной борьбе определяет избиратель на выборах. А партии объединяют интересы соци-альных групп и тем самым структурируют электоральное поле, облегчая избирателю выбор.
Таким образом, можно сказать, что профессия полити-ка заключается в представительстве интересов. Вот по-чему депутатские ассамблеи (парламенты) любого уров-ня называются представительными органами. А резуль-татом профессиональной деятельности депутата являет-ся законодательство, которое должно реализовывать ин-тересы граждан, которых данный депутат представляет. В условиях современного общества именно пропорцио-нальная избирательная система наилучшим образом по-зволяет учитывать интересы больших социальных групп и тем самым облегчает политику-депутату осуществле-ние его профессиональных обязанностей.
Если депутаты представляют общество, то исполни-тельная власть правит им. Вот почему если особенно-стью представительной власти является более или менее подробное отображение социальных интересов, су-ществующих в обществе, то особенностью исполнительной власти является в первую очередь ориентация на интересы большинства.
Как и любая профессиональная деятельность, пар-тийно-политическая деятельность имеет свои особен-ности.
Особенности политических отношений
Само по себе это переключение не стоит понимать как факт конъюнктуры. За этим стоит профессиональная способность знать и чувствовать разные политические эпизоды и в соответствии с их природой и содержанием уметь выстраивать линию своего поведения. В этом смысле политические отношения представляют постоянный калейдоскоп отношений политика то с гражданами, то с журналистами, то с работниками государственного аппарата, то с политиками собственной и иной политической партии. Все эти локальные ситуации, предельно различные по своему содержанию и состоянию, политик должен уметь преодолевать. Суть же такой коммуникации состоит в том, чтобы в максимальной степени способствовать переводу состояния «до» в состояние «после».
Политика всегда плюралистична, то есть строится на спо-собности политического деятеля предлагать иное, чем другой политический деятель или другая политическая организация. Политика для того и существует, чтобы создавать и привносить новые образцы общественной жизни (даже если они основаны на глубоком и принци-пиальном традиционализме). Поэтому появление общественно-нового есть важнейший фактор политики.
Человек идет в политику тогда, когда предметом его личного интереса становятся интересы группы граж-дан. Причем возможны два случая.
Во-первых, эти интересы могут быть привязаны к месту жительства: село, поселение, город, область, республика, страна в целом. Во-вторых, речь может идти об интересах больших или малых социальных групп: наемные работники, предприниматели, крестьяне, врачи, учителя, военнослужащие.
В этом смысле политика есть борьба целостных противоположностей, борьба противоположных ценностных рядов. Как писал известный русский социолог Питирим Сорокин, «в любом обществе постоянно идет борьба между силами политического выравнивания и силами стратификации. Иногда побеждают одни силы, иногда верх берут другие». В этом смысле политика не есть власть, хотя, конечно, через власть проще и лучше всего реализовывать свои идеи по преобразованию общества.
Политика более плюралистична, чем власть. И сов-сем не обязательно заниматься политикой только посредством институтов власти. Политически можно работать и влиять на общество через создание и продвижение различных идеологий и теорий общест-венного развития и т.д. Традиционно все эти формы ра-боты концентрируются в таком едином институте, как политические партии.
Каждый из политиков интуи-тивно или на базе политологиче-ского знания пытается предугадать сценарии мирового, госу-дарственного или регионального развития. Для этого создаются политические программы, мани-фесты, уставы, декларации. Для этого организуются конференции, форумы, саммиты, съезды, партийные дискуссии и круглые столы. Поскольку настоящее ча-ще всего не соответствует видению будущего полити-ками, то вполне естественна и их принципиальная не-удовлетворенность существующим положением дел. Этим объясняется то обстоятельство, что партийные дискуссии всегда проходят ожесточенно, а партийные лидеры всегда предельно амбициозны.
Идеи обрастают людьми и организациями. Одним они нравятся, многие за них могут жизнь отдать. Дру-гим не нравятся, и их критики переходят в оппозицию. Но их новизна означает возможность захватить или, если выражаться более мягко, за-нять то или иное еще пустующее властно-политическое место.
Именно за счет того, что поли-тик имеет самостоятельное мне-ние по любому вопросу и готов его энергично и целеустремленно реализовывать, он и воспринима-ется как деятель, способный ре-ально улучшить жизнь людей.
Применение современных PR-технологий создает у многих ил-люзию того, что политиком может стать каждый, кто будет следовать PR-плану, разработанному политтехнологами. Но каждый политик любого уровня дол-жен понимать, что даже если «свита делает короля», то все равно главная роль остается за самим деятелем, ко-торой должен понимать, что он «король», и действовать соответственно.
Идеи политика воплощаются в макеты общественно-го устройства, которые каждый гражданин должен иметь возможность представить как нечто конкретное и осязаемое. Политик не будет восприниматься населе-нием до тех пор, пока гражданин собственными рука-ми не потрогает «образец будущего».
Политику важно создавать ситуацию контраста по отношению к своим политическим оппонентам, по-скольку только в этом случае можно надеяться на на-родную поддержку. Одновременно создается реальная альтернатива выбора.
В политике уважают сильных, последовательно реа-лизующих политические инициативы, направленные не только на граждан, но и против политических оппо-нентов. При этом важно понимать, что внутрипартий-ная и межпартийная конфликтность как неизбежный процесс, связанный с обсуждением одного и того же вопроса с разных политических платформ, существен-но повышает публичную популярность и публичное восприятие политика.
Партийный политик должен понимать, что в ситуации беспрерывного информационного потока и обмена не может быть раз и навсегда созданной программы, кото-рая определяла бы цели и смыслы общественной жизни. Так же как не может быть универсальной теории, указы-вающей путь развития общества. Любые правильные политические выводы и концепции при изменении си-туации или восприятия граждан могут стать уже неправильными. Поэтому при изменении политической ситу-ации не надо боятся менять свои позиции. Подход, который применялся к ситуации «X», далеко не всегда приме-ним к ситуации «Z», а потому так важно уметь менять угол зрения. Многие опытные политики специально вы-страивают свои действия так, чтобы происходила регу-лярная смена типов их реакций на происходящие собы-тия. Так они сохраняют интерес к себе граждан и прес-сы, а также сами не дают себе закоснеть в политическом догматизме и потерять чувство реальности.
Политик должен уметь, что бы ни случилось, всегда найти аргументы и факты, чтобы доказать: то, что произошло, замышлялось вначале как идеал будущего. В политике важно не только достигнуть цели, но и убе-дить себя и граждан в том, что достигнутое состояние общественной жизни и есть желаемый результат работы. Поэтому в политике не только то ценно, что сдела-но, но и то, как это понято гражданами. При этом apriori известно, что воспринято будет только ценное, масштабное и значимое.
Зарождение современной российской многопартийности
Политические партии современной России возникали в условиях эрозии насильственного однопартийного ре-жима. После того как во второй половине 1980-х годов ру-ководство КПСС вынуждено было признать необходи-мость перестройки системы управления страной, советское общество очень быстро подошло к созданию много-партийности как института гражданского общества.
В Западной Европе и Северной Америке генезис и становление политических партий проходили в течение длительного периода формирования рыночной экономи-ки, в среде сложно структурированного гражданского общества и в условиях представи-тельной демократии. В Советском Союзе (России) становление всех этих институтов происходило одновременно и в крайне сжатые сроки, однако и в этих условиях, пусть и в «калейдоскопическом» режиме, в истории возникновения партийной системы можно найти все основные сюжеты развития многопартийности, характерные для стран с давними демократическими традициями.
Прообразами первых политических партий стали не-формальные (1986-1988) общественно-политические кружки и дискуссионные клубы. Этапным моментом для превращения неформальной дискуссионной деятельно-сти в политическую стал 1987 год, когда январский пле-нум ЦК КПСС провозгласил новый курс партии на демо-кратизацию общества.
Формирование партий в 1990-1993 годах
Выборы народных депутатов СССР весной 1989 года превратили неформальное движение в мощную полити-ческую силу, способную вовлечь сотни тысяч людей в политическую деятельность. Группы поддержки депута-тов демократической ориентации становятся центром кристаллизации неформального движения. На съезде народных депутатов СССР летом 1989 года была образована Межрегиональная депутатская группа, которую воз-главили А.Д.Сахаров и Б.Н.Ельцин, как прообраз оппо-зиционной парламентской фракции. Одновременно происходила и кристаллизация группировок, привер-женных ортодоксальной коммунистической идеологии. Так, в июле 1989-го был создан Объединенный фронт трудящихся. Размежевание происходило и внутри КПСС, в которой четко обозначились различные идейно-поли-тические течения: реформистское крыло, демократиче-ское крыло в лице «Демократической платформы в КПСС» и ортодоксально-коммунистическое крыло.
Сразу после отмены в январе 1990 года съездом народ-ных депутатов СССР шестой статьи Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС в системе государственного устройства, пошел процесс создания новых политиче-ских партий.
Одновременно происходила и структуризация съездов на-родных депутатов СССР и РСФСР. На съезде народных депу-татов СССР в декабре появилось четко определившееся кон-сервативное крыло в лице группы «Союз». Образовавшие еще во время предвыборной кампании весной 1990 года из-бирательный блок «Демократическая Россия» кандидаты демократической ориентации получили около трети мест на съезде народных депутатов РФ. В октябре 1990-го все демократические партии объединились в единую коалицию на базе движения «Демократическая Россия». Отделения «Де-мократической России» были созданы более чем в 300 насе-ленных пунктах Российской Федерации, заявленная численность «ДемРоссии» достигала не менее 200-300 тысяч человек.
Партии в условиях Второй российской республики
Период 1994-2003 годов, включивший в себя четыре из-бирательных кампании в Государственную думу (1993, 1995, 1999 и 2003), продемонстрировал относитель-ную устойчивость сложившейся партийной системы.
Наконец, в IV Думе подавляющее большинство получи-ла проправительственная «Единая Россия», левый фланг Думы раскололся на КПРФ и вновь созданную «Родину». ЛДПР вновь вошла в Думу и даже усилилась. Но не про-шли «демократы». Фактически их нишу заняла «Единая Россия».
Можно, однако, сказать, что пока не произошло форми-рования устойчивой и самодостаточной партийной систе-мы. Опыт деятельности партий в этот период выявил незаинтересованность политико-административных и бизнес-элит в формировании независимых и влиятельных обще-ственно-политических структур, а также глубокое недоверие к партиям со стороны граждан.
Даже КПРФ, несмотря на массовость и разветвленность организационной структуры, успехи на губернаторских вы-борах во второй половине 1990-х годов, в основном демонстри-ровала свои возможности в публичных дискуссиях в Думе.
Партии, освоив механизмы парламентской законо-творческой работы, не превратились в основной инструмент борьбы за исполнительную власть, не смогли вы-полнить функции социального представительства и со-циальной интеграции, обеспечить через свои структуры политическое рекрутирование, формирование полити-ческой и правящей элиты страны. Партии, поддерживающие власть, не смогли существенно влиять на ее курс, а оппозиция не смогла предложить обществу значимой альтернативы этому курсу. Во многом подобное состояние партий было связано с организационной рыхлостью самих партий, порождав-шей безответственность и партийных лидеров, и депута-тов, избранных от партий, и партийных аппаратов перед избирателями.
Правовой режим деятельности партий в Российской Федерации
Изначально вопросы правового режима деятельности партий были закреплены еще союзным законом 1990 года, в мае 1995 года вступил в силу Закон РФ «Об об-щественных объединениях». В этот период статус по-литической партии почти не отличался от статуса лю-бой иной общественной организации, а право участия в выборах могло иметь любое общественное объедине-ние, имеющее общероссийский статус и соответствую-щую запись в уставе. Введение института выборов в Государственную ду-му по партийным спискам (в 1993 году), с одной стороны, укрепляло роль партий в полити-ческой системе, но, с другой стороны, ничего не меня-лось в механизмах их функционирования и взаимодей-ствия с государственными и общественными институ-тами, так как законодательство позволяло практически любой организации принимать участие в выборах. Поправка 1997 года, тре-бовавшая от общественных объединений внести предусмотренные изменения за год до выборов, также принципиально ничего не изменила. Даже принятие в 2001 году закона «О политических партиях», ужесто-чившего организационный режим функционирования партий и определившего их уникальный статус в обще-ственно-политической системе общества, а также внесение соответствующих поправок в избирательное законодательство не привело к существенному уменьшению числа избирательных объединений и блоков (23 против 26 в 1999 году).
После избрания в 2000 году на пост президента страны Владимира Путина начинается принципиально новый этап реформирования российской государственности на основе восстановления конституционной законности и управляемости, а также изменений во взаимоотношениях власти и общества на базе политики содействия формиро-ванию институтов гражданского общества и создания действенных механизмов защиты и соблюдения прав че-ловека. В этих реформах особая роль отведена политиче-ским партиям, на которые возложена миссия интеграции гражданского общества и выработки демократических институтов и процедур взаимодействия этого общества и открывающегося перед ним государства.
По инициативе президента в 2001 году был принят, а в 2004-м доработан федеральный закон «О политических партиях». Этот закон фактически направлен на создание трех-четырехпартийной системы как основы партийно-политической «вертикали власти», а также на преодоле-ние административно-управленческой и законодатель-но-правовой фрагментированности страны. Во-первых, закон устанавливает довольно жесткие критерии обра-зования политической партии: она должна иметь регио-нальные отделения более чем в половине субъектов РФ, причем в каждом из них может быть создано только од-но отделение; в ней должно состоять не менее 50 тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов РФ она должна иметь региональные отделения численно-стью не менее 500 членов.
В 2004 году Государственная дума поддержала предложение президента о полном переходе на пропорциональ-ную систему выборов депутатов. Переход к пропорциональной системе выборов в Государ-ственную думу, введение смешанной системы на выборах в представительные органы в регионах, непосредственное участие региональных депутатов в выборах руководите-лей исполнительной власти в регионах, закрепление за партиями преимуществ при выдвижении кандидатов при одновременном существовании жестких требований к их образованию и функционированию должны обеспечить развитие крупных и ответственных перед избирателями политических партий, содействовать формированию зре-лой партийной системы.
Надо отметить, что, несмотря на все сложности переходного периода, в России сложилась устой-чивая партийно-политическая система, отвечающая всем критериям демократического общества. Партии пе-рекрывают весь общераспространенный в мире идеоло-гический спектр: от крайне левых до крайне правых. В принципе любой гражданин, желающий участвовать в партийной деятельности, может найти партию по своему вкусу. Тенденции партийного развития тоже вполне впи-сываются в общемировые. Как и во всем мире, центри-сты пользуются наибольшим влиянием. Как и во всем мире, наблюдается рост влияния умеренных национали-стов. Как и во всем мире, младшее поколение избирате-лей значительно менее идеологизировано, чем старшее.
Российские партийная и избирательная системы про-ходят сложный путь становления. На этом пути еще немало трудностей. Преодолению этих трудностей содействуют формирующееся гражданское общество и последовательная политика реформаторских политических лидеров страны. Зрелость политических партий в каж-дой стране и их подотчетность перед своими членами и избирателями во многом определяется готовностью пос-ледних активно участвовать в политике, сполна реализуя свои политические права и свободы.