Для чего нужны постоянные эпитеты в былине
Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств
В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.
Обычно былина начинается с короткого вступления. – зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.
Как во славном городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира
Было пированьице – почестен пир…
После зачина следует основная часть – повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация – наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия – поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:
Тут Илье и славу поют…
Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин – частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца – более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.
В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:
Прямоезжая дорожка заколодила,
Заколодила дорожка, замуравила…
Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:
Да У славной У речки У Смородины…
ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…
Другая примечательная особенность былин??–??постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце – красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец – добрый. Богатырь – святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля – так ласково называют герои былин свою родину.
Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.
А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелк?вая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.
В былинах также часто используются гиперболы – преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.
С таким же преувеличением изображаются в былинах враги. Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых «серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».
И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.
Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.
Работа над былинным эпитетом в начальных классах
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Работа над былинным эпитетом в начальных классах
Словарная работа в ходе анализа текста предполагает наблюдение за изобразитель- но-выразительными средствами языка про- изведения. При выборе методических прие- мов для работы на уроке над фольклорными произведениями учитель должен руковод- ствоваться жанровой природой текста, осо- бенностями художественных средств языка. Работа над языком былины на уроках лите- ратурного чтения актуальна для раскрытия ее жанровых особенностей и идейно-худо- жественного смысла, а также должна орга- нично вплетаться в систему анализа текста, подчеркивая его идейное содержание. На- личие эпитетов, сравнений, фольклорных формул, свойственных языку традицион- ных текстов, позволяет школьнику не толь- ко определять изучаемый жанр, но и способ- ствует развитию его ассоциативного мыш- ления, творческого воображения.
Остановимся подробнее на специфике изучения эпитета в процессе анализа бы- линного текста на уроках литературного чтения. В былине представлены эпитеты, относящиеся к конкретным понятиям и предметам, явлениям природы, действую- щим лицам.
Задание 1. На этапе анализа былины учащимся предлагается найти эпитеты, вы- яснить их значение и роль в тексте (учеб- ник М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой «Родная речь») [1, 2]1.
1.1. Эпитеты, характеризующие действу- ющих лиц былины.
— Найдите в тексте былины определе- ния к словам: молодец — (добрый), бога- тырь — (сильный, могучий, храбрый, славно- русский, старший), витязь — (молодой, сильный), Батый — (поганый, лихой), Свя- тогор — (русский, могучий), Добрыня Ники- тич — (молоденький, молодешенький, ласко- вый, обходительный), Садко — (богатый, новгородский), Владимир — (Красно Сол- нышко, стольнокиевской), жена — (верная), матушка — (родна), вдова — (честная), де- вица — (красивая, приветливая, угодливая, ласковая, красная).
Как вы понимаете значение сочетания слов добрый молодец, верная жена, чест- ная вдова, сильный богатырь, славнорус- ский богатырь, Садко, купец богатый нов- городский и т.д.? Как выявленные опреде- ления характеризуют действующих лиц былины? В каких эпизодах былины встре-
1 В квадратных скобках указан номер работы из списка «Использованная литература». — Ред.
чаются сочетания слов добрый молодец, честная вдова, славнорусский богатырь, Владимир Красно Солнышко, поганый Ба- тый? Прочитайте понравившиеся эпизо- ды былины. Какие эпитеты, характеризую- щие действующих лиц былины, являются общефольклорными?
Кого называют богатырем? Как характе- ризуется богатырь в былине (внешность, богатырские качества, поступки)? («В пле- чах широк, тонок в поясе, брови черные, со- болиные, глаза зоркие, соколиные, кудри ру- сые, с лица бел да румян, ноги резвые; сила непомерная, ухватки богатырские; сильный, храбрый, могучий; ласковый, обходитель- ный, добрый».) Кто такой Батый? Каким он представлен в былине? Знаете ли вы что- нибудь о монголо-татарском нашествии на Русь? Расскажите.
1.3. Эпитеты, относящиеся к предметам одежды, обуви.
— Найдите в тексте былины определе- ния к словам: одежда (одежа) — (дорож- ная), рубашечка — (тоненькая, полотня- ная), шуба — (кунья), шляпа — (пуховая), платок — (шелковый), чеботы — (зелен сафьян).
Что обозначают выявленные определе- ния? (Эпитеты указывают на: материал, из которого предметы изготовлены: «кунья шуба (из меха куницы), рубашечка полот- няная, платок шелковый»; цвет материала:
«чеботы зелен сафьян»; качество материала:
«рубашечка тоненькая»; главную функ- цию: «одежа дорожная»). В каких эпизодах былины встречаются сочетания слов то- ненькая полотняная рубашечка, одежа до- рожная? Прочитайте отрывки из былины.
1.4. Эпитеты, относящиеся к конкрет- ным понятиям и предметам, явлениям при- роды.
— Найдите в тексте былины определения к словам: поле — (чистое), земля — (киев- ская), гора — (дальняя, Сорочинская), город Муром, Киев-град — (славный), пещеры, но- ры — (змеиные), палаты — (белокаменные), двор — (широкий, просторный), конюшня — (стоялая), дорога — (прямоезжая).
Как вы понимаете сочетания слов поле чистое, гора дальняя, Сорочинская, земля киевская? В каких эпизодах былины встре- чаются эти определения слов? Прочитайте понравившиеся отрывки из былины. Как сочетания поле чистое, гора дальняя, Соро- чинская, славный Киев-град характеризуют путь богатыря? Что происходит с героем былины в чистом поле, в славном Киеве- граде?
Задание 2. Учащимся читаются отрыв-
. (храбрым) из богатырей земли … (киев- ской)» («Исцеление Ильи Муромца»).
Учащимся можно предложить вопросы, которые способствуют пониманию жанро- вой природы былинного текста.
— Вспомните, что такое былина. Как ее раньше исполняли?
О чем повествуют былины? Приведите примеры прочитанных былин.
Кого называют богатырем? Назовите имена героев прочитанных былин. С кем вступают в бой Добрыня Никитич и Илья Муромец? («Стал Добрыня Никитич на добром коне в чисто поле поезживать да малых змеенышей резвым конем потап- тывать». «Повалился Соловей с дуба на землю. Пристегнул его Илья Муромец к своему стремени булатному и дальше по- ехал».)
Назовите помощников богатырей. (У Добрыни Никитича — добрый конь, паро- бок (оруженосец), у Ильи Муромца — бо- гатырский конь, калики перехожие.)
Какие эпитеты показывают четкое про- тивопоставление персонажей сражающих- ся сторон? (Былина «Илья Муромец и Со- ловей-разбойник»: «славный Киев-град, добрый молодец» — «рассказ страшный, крик звериный»; былина «Ильины три поез- дочки»: «славнорусские богатыри, добрый молодец, светлый месяц, русский право- славный закон» — «туча черная, люди чер- ные, псы ночные, поганый закон». С одной стороны, славные города и вся земля свято- русская — воплощение света, чистоты и славы, а с другой — черные силы противни- ка — воплощение всего отрицательного, не- навистного человеку.)
Как описываются внешность и богатыр- ские качества героя? Как вы понимаете со- четания слов молоденький Добрыня Ники- тич и старший Илья Муромец? (В былине сочетание старший богатырь имеет значе- ние главный среди русских богатырей. Илье Муромцу как главному, самому опытному принадлежит во всех ситуациях неизменно ведущая роль. Добрыня Ники- тич, Алеша Попович, Самсон Самойлович и другие герои постоянно упоминаются как
«вторые», младшие богатыри, и в этой ро- ли — верные соратники Ильи Муромца. Добрыня Никитич постоянно называется молодым или младшим богатырем. Таким образом, эпический возраст героя остается неизменным.)
Что вы заметили схожего и различного в прочитанных сказках и былинах? Можно
ли назвать Никиту Кожемяку или Ивана- царевича богатырем? Почему?
Задание 3. С целью сравнения фольк-
лорных жанров можно предложить задание обобщающего характера.
— Выберите сказочные и былинные эпи- теты из предложенных сочетаний: «Славно- русский богатырь, честная вдова, добрый конь, красна девица, Садко новгородский, гу- селки яровчатые, поле чистое, море синее, зелена трава». Какие из них встречаются в текстах разных фольклорных жанров? В каких ситуациях в сказках и былинах встречается сочетание чистое поле? Почему в былине подробно описывается, где соби- рались богатыри на совет? Подтвердите свои слова текстом былины.
Задание 4. По предложенным словосо-
четаниям учащимся предлагается опреде- лить жанр и назвать изученную волшебную сказку или былину: «Садко новгородский, богатый гость, гуселки яровчатые» (были- на «Садко»); «золотые яблоки, серый волк, конь златогривый, Елена Прекрасная» (сказка «Иван-царевич и Серый волк»);
«беленький козленочек, лошадиное копытце, козье копытце, красная девица, сети шелко- вые» («Сестрица Аленушка и братец Ива- нушка»); «мужички черниговские, стрела каленая, прямоезжая дорога, добрый моло- дец, славный Киев-град» (былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
Таким образом, эпитеты, встречающие- ся в былинных текстах, четко характеризу- ют внешность, богатырские качества героя, а также вводят в предметный и простран- ственный мир конкретного жанра.
Для былины характерны изобразитель- ные эпитеты, которые яркими красками характеризуют фон деятельности богатыря: пейзаж Русской земли (поле чистое, темны лесушки, дороженька широкая, кустики ни- зовенькие), место действия в городе (двор широкий, дворцы островерхие, столовая горница). С помощью эпитетов, раскрыва- ющих сюжетную линию повествования, достигается зрительная яркость изображае- мого (сыра земля, туча темная, светлый ме- сяц, красно солнышко).
Эпитеты в тексте не применяются изо- лированно, они рассматриваются в сочета- нии с определяемым словом. Смысловая и выразительная емкость таких сочетаний позволяет судить об отношении исполните- ля к действующим лицам, к событиям и от- дельным фактам, к месту действия и дета- лям обстановки. С помощью данных изоб- разительно-выразительных средств былина
способна делать широкие обобщения, выра- жать глубину народной мысли, создавать монументальные и в то же время удиви- тельно жизненные образы.
1. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климано- ва Л.Ф. Родная речь: Учеб. для учащихся началь- ной школы: В 3 кн. Кн. 2. Ч. 1. М.: Просвещение, 1995. 240 с.
2. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климано- ва Л.Ф. Родная речь: Учеб. для учащихся началь- ной школы: В 3 кн. Кн. 3. Ч. 1. М.: Просвещение, 1994. 255 с.
3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в на- чальных классах. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 464 с.
4. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи. М., 1976.
Эпитет как одно из основных изобразительных средств эпоса
Слово – средство отчеканки образа, и певец им дорожит в высшей степени. Этому стремлению к точности отвечает другой прием художественной изобразительности, а именно – эпитет. Можно сказать, что эпитет есть одно из основных изобразительных средств эпоса.
Просмотр содержимого документа
«Эпитет как одно из основных изобразительных средств эпоса»
Эпитет как одно из основных изобразительных средств эпоса
Слово – средство отчеканки образа, и певец им дорожит в высшей степени. Этому стремлению к точности отвечает другой прием художественной изобразительности, а именно – эпитет. Можно сказать, что эпитет есть одно из основных изобразительных средств эпоса. В то время как метафорические обороты представляют редкое явление, эпитетами обильно пересыпана художественная речь решительно всех певцов.
Здесь необходимо внести терминологическое уточнение. Мнение, будто поэтический эпитет служит «украшению» речи, не может быть принято многими отечественными исследователями. Распространенное учение об эпитетах сводится к тому, что признается в основном два главных вида эпитетов:
1) «украшающие» эпитеты; они же признаются собственно-поэтическими. Эти эпитеты не устанавливают для определяемого предмета нового признака, а фиксируют признак, который входит в понятие предмета. Например, «славный стольный Киев-град», [9: 177], «могучеё Иванище», «божьим церквам…» [9: 146] и др.
2) эпитеты, определяющие или необходимые, сообщающие о предмете нечто, не входящее в его понятие. Например, «…Ай же Бурушко мой маленький косматенький!...» [9: 179], «скочил-то на резвы́ ножки…» [9: 181] и др. Эпитет придает существительному точную зрительную или иную определенность, заставляя слушателя и читателя видеть или воспринимать предмет так, как этого хочет певец, как это нужно для данного повествования.
Следует отметить, что многие из эпитетов имеют целью превратить неопределенное, аморфное представление в определенный зрительный образ. Например:
…Пробудился он звону от крестового,
Ай вскинул-то свои да ясны очушки,
Как над верхом стоит поленичища удалая,
На добром коне на богатырскоем,
Бьет рогатиной звериной по белой груди.
Тут скочил-то как Илья да на резвы́ ноги,
А схватил как поленицу за желты́ кудри…
«Илья Муромец и дочь его» [9: 184].
…Оставлен есть оставеш на дороженьке».
Как царь Костянтин Боголюбович
Насыпал ему чашу красна золота,
А другую чашу скатна жемчугу,
Третью чашу чиста серебра… [9: 162]
Данные эпитеты определяют предмет не только со стороны его окраски и материала, но со стороны любых других ярких отличительных признаков, приведение которых способствует мгновенному чувственному восприятию предмета. Например, в былине «Илья Муромец и идолище в Царьграде»: «по красному солнышку…», «по камню самоцветному…» [9: 155], «чисто поле…» [9: 156] и др.
Особо следует отметить эпитеты, приложенные к явлениям природы, которые показывают, как тонко певец чувствует природу. Например, в былине «Илья Муромец и идолище в Царьграде»: «…В осенню ночь…» [9: 155]. Следует отметить, что описаний природы в русском эпосе нет. Но певцу достаточно сказать два-три слова, и мы, как живую, видим пред собой русскую природу с ее бесконечными просторами, извилистыми реками, темными лесами, мягкими возвышенностями, хлебородными пашнями.
Подобными же меткими эпитетами характеризуется не только природа, но все, что окружает певца: люди, постройки, вся обстановка жизни, вплоть до таких деталей, как скамейки, окна, замки и т.д. Перечисление подобных эпитетов заняло бы целые страницы.
В былинах основой являются постоянные эпитеты – это слова-определения, устойчиво сочетающиеся с тем или иным словом-определяемым. Обозначает характерный, всегда наличествующий признак.Этот вид эпитетов характерен для употребления в текстах произведений устного народного творчества. В тестах былин мы можем необнократно встретить такие эпитеты как:
…Как это сильное могучее Иванище
Хватил-то он татарина под пазуху,
Вытащил поганого на чисто поле
А начал у поганого доспрашивать…
«Илья Муромец и идолище в Царьграде» [9: 157],
«силушка великая» [9: 177]., « …Да спустила-то на матушку сыру землю…» [9: 181] и др.
Соответственно все, что певец в жизни любит и принимает, изображается как превосходное и лучшее; соответствующая группа эпитетов, которые можно назвать эпитетами оценочными, чрезвычайно богата. Свою родину, Русь, певец обозначает не иначе, как святая. Ее герои – святорусские могучие богатыри. Герой обладает великой силой, физической и моральной; о его сердце говорится, что у него сердце богатырское, неуимчивое; у него «ретивое сердучушко». Он поводит могучими плечами, вскакивает на резвы ноги, у него буйная головушка. Характерен эпитет «добрый», прилагаемый к слову «молодец», что означает не доброту, а совокупность всех тех качеств, которыми должен обладать истинный герой.
Соответственно у героя всегда лучшее вооружение: у него черкасское седло, седло кованое, причем седлание обычно описывается очень подробно. У героя всегда вострая сабля, тугой лук с шелковой тетивой и калеными стрелами, у него «богатырский конь»:
…Становили добрых коней богатырскиих,
Говорили-то они да промежду собой:
«Еще как-то нам у друг друга-то силушки отведати?
Надо биться-то нам боем-рукопашкою,
Тут у друг друга мы силушки отведаем»…
«Илья Муромец и дочь его» [9: 170]
Неизмеримо беднее подбор эпитетов, которыми обозначаются явления отрицательного порядка. На них певец долго останавливаться не любит. Есть только неизменное и постоянное слово, которым певец обозначает и врагов своей родины и свое отношение к ним. Это слово – «поганый»:
…Как было еще во Царе́-граде
Наехало поганое Идо́лище,
Одолели как поганые татаровья:
Святые образа были поколоты,
Да в черны грязи были потоптаны,
В божьих-то церквах начали коне́й кормить.
Как это сильное могучее Иванище
Хватил-то он татарина под пазуху,
Вытащил поганого на чисто поле
А начал у поганого доспрашивать:
«Ай же ты татарин да неверныий.
«Илья Муромец и идолище в Царьграде» [9: 156].
Списки эпитетов и формальная классификация эпитетов существуют, но такого рода списки мало дают для понимания их художественного значения, которое состоит, как выразился молодой Добролюбов в одной из своих наиболее ранних статей, в «стремлении к изобразительности и живости впечатлений» [1: 176].
Эпитет – это то, что усиливает выразительность, образность языка произведения, придаёт ему художественную, поэтическую яркость; то, что помогает увидеть авторское понимание окружающего мира и выразить мировоззрение народа, его отношение к миру, его оценку окружающего. Так, обращение к эпитетам показало, что каждому слову придается определенность и вес.
С какой целью употребляются в былине гиперболы, повторения, эпитеты?
С какой целью употребляются в былине гиперболы, повторения, постоянные эпитеты?
Средства художественной выразительности, такие как гиперболы, эпитеты и прочее, в былинах используются с такой же целью как и в других жанрах литературы. То есть, для более красивого звучания текста; точной передачи мысли; развития воображения у читателей.
Угол между асимптотами гиперболы определяется соотношением ее полуосей. Гиперболы называют коэффициенты a и b, входящие ее каноническое уравнение: x^2/a^2 − y^2/b^2 = 1. Через эти коэффициенты угол между асимптотами гиперболы выражается следующим образом:
Гипербола оказывается тесно связанной с жанром гротеск, в котором написано произведение Салтыкова-Щедрина «История одного города». Все, что описывает писатель предстает перед нами в искаженном, преувеличенно уродливом облике. Будь то сами глуповцы, чья глупость была выше всего на свете, это явное преувеличение и следовательно гипербола, или будь то многочисленные градоначальники, каждый из которых был по своему оригинальным.
Но обратимся непосредственно к тексту произведения и подтвердим эту мысль цитатами о подвигах, которыми так гордились глуповцы:
Обратная гипербола (или литота) представляет собой литературный прием, предполагающий усиление значения слова за счет двойного отрицания. В качестве примера можно привезти слово «небезизвестный».
Гипербола и гротеск используются создания определенного комического эффекта. Роли этих фигур речи могут варьироваться, в зависимости от авторского замысла. Чаще всего их используют для:
Устойчивые эпитеты, часто использующиеся в былинах, какие перечислите?
Задание по Литературе, 4 класс
Устойчивые (или постоянные эпитеты) являются одним из отличительных признаков жанра. Они кочуют из одной былины в другую. Для тех, кто знаком с былинным творчеством, вспомнить или найти их в тексте не составляет никакого труда.
Попробуем перечислить постоянные эпитеты (но не те, которые сразу приходят на ум, а более редкие), обратившись к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».
В былине «Добрыня и змей» можно встретить целый ряд устойчивых эпитетов:
Еще несколько постоянных эпитетов, встречающихся в былине «Садко», перечислены в этом моем ответе.
Красна девица,солнце ясное,злой враг,кровь горячая
Стихотворение «Учись у них» как мне кажется Фет писал в состоянии душевного беспокойства, возможно находясь в любовных переживаниях, и именно поэтому в этом стихотворении поэт радуется весне и надеется на какие-то изменения к лучшему.
Найдем средства художественной выразительности, которые использует Фет в своем стихотворении.
Эпитеты: Жестокая (по отношению к поре), Напрасные (слезы), Лютый (холод), Скорбящая (душа).
Олицетворения: Слезы как у человека застывают на коре Дуба и Березы; Метель сердито рвет, как живое существо; Холод хватает за сердце, словно рукой; Деревья молчат, опять как живые существа; верь весне, призыв верить весне как живому существу.
Эпитеты, характеризующие это дерево:
липа чудная, душистая, цветущая,
ароматная, благоухающая, щедрая, стройная,
красивая, курчавая, развесистая, пышная,
раскидистая, тонкоствольная, изящная,
медоносная, лечебная, живительная, тенистая,
летняя, зеленая, тонкая, густая, ветвистая,
молодая, старая, корявая, желтая,
осенняя, засохшая, погибающая, пожелтевшая,
срубленная, сломанная, упавшая,
столетняя, вековая, древняя, толстая, огромная,
низкая, высокая, широкая, городская,
прибрежная, лесная, покосившаяся,
многолетняя, садовая, остриженная,
трухлявая, восточная, европейская,
русская, золотая, приятная, темная, чистая.
Эпитеты к слову «зарево»: вспыхнувшее, красное, ночное, неяркое, голубоватое, потухающее, зыбкое, янтарное, чистое, предутреннее, светлое, жуткое, золотистое, уходящее, густое, многоцветное, тусклое, сказочное, вишневое, вечернее, блистающее, огромное, гаснущее, зловещее, отдаленное, алое, лиловое, слепящее, электрическое, слабое, знойное, пестрое, рыжее, серебристое, мутное, странное, ослепляющее, зеленоватое, теплое, сумеречное, багровое, утреннее, сияющее, оранжевое, тревожное, удивительное, огненное, кровавое, пунцовое, пугающее, невероятное, закатное, страшное, красноватое, розовое, приближающееся, белое, туманное, желтое.
Постоянные эпитеты как изобразительно-выраз ительные средства являются неотъемлемой частью фольклора: они встречаются в сказках, народных песнях, былинах.
В былинах у героя добрый конь богатырский, седелышко черкасское, тетива шелковая, меч булатный, калёна стрела, лук тугой разрывчатый.
А вот уздечка тесмяная (тесьмяная).
Находим в былине «Три поездки Ильи Муромца»:
В былине «Как Илья испытывал молодого Добрыню Никитича»: