Для чего нужны психологические тесты
Зачем нужны психологические тесты?
В современном мире среди «моря» людей, от нас внешне мало отличающихся, мы живем «отдельным островом». Наши личностные качества помогают или препятствуют в каких-то жизненных ситуациях. Плывем ли мы по течению реки бытия или строим мост и перебираемся с его помощью на другой берег – выбор за нами. Наступают моменты, когда возникает острая необходимость задать себе вопросы: «Кто я? Какой меня потенциал? Что я смогу сделать для ощущения полноты жизни?».
Вот здесь и придет на помощь возможность ознакомиться с наукой психологией через ее популярную часть – психологические тесты, составленные профессионалами для рядового читателя, заинтересованного в углубленном самопознании. Так зачем конкретно нужны психологические тесты?
Чаще всего их используют в научных целях: при изучении возможно большей массы людей. Полученные результаты дадут максимально достоверную общую картину, но не всегда пригодную для оценки отдельно взятого индивидуума.
Для самопознания каждый человек тоже может воспользоваться некоторыми из тестов. Их цель – ознакомить человека и дать возможность изучить себя глубоко и разносторонне. Ответив на комплекс вопросов, вы узнаете, например, каков ваш темперамент, интеллект, состояние здоровья и сможете определить некоторые черты своего характера и многие другие параметры своей личности. Так же сможете произвести самооценку: каковы ваши воображение, внимание, грамотность, объем памяти, ориентации в пространстве и т. п. Результаты могут удивить вас, показаться неправдоподобными. Все так, потому что, себя мы видим «изнутри» (субъективно).
Тесты делятся на два типа: научные (для профессионалов) и популярные (для развлечения).
Те варианты тестов, что публикуются в журналах, в изданиях для широкого круга читателей предназначены для людей, желающих познать себя для общего развития, результаты их приблизительны, границы параметров размыты. С проблемными моментами психологического дискомфорта стоит пойти на прием к специалистам психологам или психотерапевтам. Именно для них разработана основная масса профессиональных тестов, выводы из прохождения которых, будут ясно показывать им пути работы с пришедшим к ним за помощью человеком. В этом случае тест – это метод изучения пациента, а общение с ним – шаги по решению проблемы, приведшей его на прием. Интерпретация полученных результатов требует от специалиста профессионального теоретического и практического опыта работы и только тогда она будет достоверной и объективной.
Вопросники и тестирование хорошо зарекомендовали себя в среде дошкольников, школьников и студентов. Разнообразные тесты расскажут специалистам о психологическом климате в детском коллективе, о склонностях школьников к определенным сферам будущей профессиональной деятельности, о наличии качеств лидера у учащегося, выявят всевозможные аспекты человеческого характера, например: общительность, уверенность в себе, доверчивость, и т.д. Тест несуществующее животное расскажет профессиональному психологу о внутреннем мире, психическом состоянии человека на данный момент. Объективные выводы, сделанные на основании результатов тестирования, помогут педагогам в их работе.
Прохождение тестов с претендентами на должность работодатели заказывают психологам для подбора необходимых им специалистов не только по традиционным параметрам, но и личностным характеристикам пришедшего. Результаты тестирования ответят на вопросы: как он «впишется» в коллектив, какую должностную нишу займет, какие показатели сможет показать при работе.
В любом случае, то, что вы, как человек-личность желаете «узнавать» себя через прохождение все большего количества тестов стоит приветствовать: совершенствуйтесь и развивайтесь!
Зачем нужны психологические тесты
Психолог нередко применяет в своей работе психологические тесты. Какую информацию можно получить с их помощью? Действительно ли путем тестирования можно понять человека, изучить его личность?
Что такое психологическая диагностика? Как появились и стали использоваться психологические тесты?
Психодиагностика – область психологической науки и практики, которая разрабатывает теорию, принципы и методики для измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Первые тесты появились в конце XIX века, но они не были в полном смысле психологическими – например, измерялись способности людей к различению цветов и промежутков времени, сила удара. Потом появились тесты на измерение интеллекта – памяти, внимания, воображения. Такие тесты использовались в прикладных целях: например, в 1905 году во Франции по заказу министерства образования были разработаны тесты, позволяющие отделить детей с нарушениями развития от «ленивых». В 1919 году появился первый личностный опросник – для выявления и «отсеивания» с военной службы лиц, страдающих неврозами. К 20-м годам прошлого века количество используемых тестов превысило тысячу. Большинство из них было разработано в США, то есть родина психологического тестирования – Америка.
Развивалась психодиагностика и в России. Особенно много надежд на тестирование возлагали педагоги: они надеялись с помощью тестов получить сведения о степени одаренности учащихся, осуществить диагноз и прогноз их психического развития. У тестов были свои сторонники и противники. Их противостояние закончилось тем, что в 1936 году в СССР было запрещено использование тестов. Так продолжалось до 1969 года, а первый серьезный учебник по психодиагностике появился только в 1989-м – всего лишь три десятилетия назад.
С чем же был связан запрет на проведение психологического тестирования? Дело в том, что самыми распространенными и востребованными в то время были тесты, измеряющие интеллект. С одной стороны, повальное тестирование, проводимое часто с нарушением научных норм, привело к тому, что большое количество детей безосновательно зачислялось в категорию «трудных», даже умственно отсталых. С другой стороны, при проведении массовых обследований оказалось, что у крестьян и пролетариев (и, соответственно, их детей) уровень интеллекта ниже, чем у тех, кто был родом из дворянства, духовенства, купечества. Тестирование было запрещено постановлением партии.
Сегодня психодиагностика возрождается, появляются новые, научно обоснованные психологические тесты.
Что обычно измеряют психологи с помощью тестов?
По содержанию в первую очередь различают тесты интеллекта и личностные тесты. Первые предназначены для изучения особенностей познавательных процессов – мышления, памяти, внимания. Именно такие тесты часто используются в школе для диагностики готовности к школе и в процессе обучения – для определения способностей учащихся.
Один из самых известных тестов – Школьный тест умственного развития (ШТУР). Он включает 119 заданий, которые должны быть выполнены за 44 минуты. Этот тест показывает степень усвоения знаний, полученных на уроках, а также уровень развития у учащихся тех или иных способностей (лингвистических, математических или технических). Можно увидеть степень осведомленности школьника в различных областях знания, его умение решать сложные теоретические задачи, логически рассуждать, делать выводы.
Вот примеры некоторых заданий из теста ШТУР.
1. К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, то есть синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.
Аргумент – а) довод; б) согласие; в) спор; г) фраза.
2. Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.
3. Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.
а) очерк; б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.
4. Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.
2 3 5 6 8 9.
10 12 9 11 8 10.
1 3 6 8 16 18.
3 4 6 9 13 18.
Тесты на интеллект могут выглядеть как рабочие тетради с набором упражнений, похожих на школьные, а могут представлять собой и комплекты карточек с различными картинками или заданиями для диагностики памяти, внимания, пространственного мышления.
Что представляют собой личностные тесты?
С их помощью можно изучать особенности темперамента, характера, поведения, эмоциональной и волевой сферы, настроения.
Как правило, это опросники. Они состоят из множества вопросов – в среднем около 60–80; есть большие тесты, которые содержат более 500 вопросов. Такие опросники, многосторонне описывающие личность, используются в серьезных целях – например, для диагностики в медицинских учреждениях или при трудоустройстве.
Особенно интересны тесты, направленные на изучение характера (они, кстати, часто востребованы подростками, активно интересующимися своим внутренним миром, ищущими ответы на вопросы «кто я?», «какой я?»). Такие тесты действительно могут дополнить знания подростка о себе самом.
Еще есть тесты, изучающие особенности семейных взаимоотношений – супружеских или детско-родительских. Изучать можно и отношения в коллективе, например, в школьном классе.
Часто психологи на приеме предлагают нарисовать что-нибудь. Например, автопортрет, или семью, или целую серию картинок на какую-либо тему. Это тоже тесты.
Эти тесты называются проективными – то есть представляют собой проекцию (отражение, перенос) внутреннего состояния, настроения, взаимоотношений со значимыми людьми. Психолог, изучающий особенности семейных отношений, может попросить ребенка, или подростка, или даже взрослого нарисовать свою семью. Например, если рисунок выполнен в мрачных тонах, имеет множество зачеркиваний или стираний, если отсутствует кто-то из членов семьи, либо члены семьи разделены преградами, или находятся на большом расстоянии друг от друга, можно предположить наличие некоторого неблагополучия.
Есть ли какие-то правила для психологов, использующих в своей работе психологические тесты? Ведь такой специалист буквально заглядывает в душу другому человеку. Не может ли это как-то повредить тому, кого тестируют?
В психодиагностике существуют серьезные этические стандарты, правда, к сожалению, они носят рекомендательный характер и не закреплены законодательно. Но настоящие профессионалы обязательно придерживаются этих стандартов.
Например, принцип соблюдения тайны предполагает неразглашение результатов диагностики без согласия клиента. При проведении психологической диагностики несовершеннолетних для разглашения результатов требуется согласие родителей или заменяющих их лиц. Исключение могут составлять случаи, когда диагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и здесь не следует указывать в публикациях имена испытуемых.
Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты диагностики ни в коем случае не будут использованы во вред клиенту.
Принцип объективности выводов требует, чтобы все выводы из результатов тестирования были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, полученных с применением надежных методик, а не зависели от субъективных установок лиц, проводящих тестирование или пользующихся его данными.
Принцип добровольности: человека нельзя подвергать обследованию вопреки его воле. Исключение составляют случаи из судебной и медицинской практики, оговоренные законом. Любой человек имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, кем и как они могут использоваться. Результаты тестирования предоставляются клиенту в форме, доступной для верного понимания.
В ряде стран с достаточно стабильной общественно-экономической системой существуют государственные, юридически оформленные ограничения на распространение и применение тестов. Большинство тестов, предназначенных для профессионального отбора и экспертизы, запрещены для открытой публикации в средствах массовой информации – для предотвращения их применения малоквалифицированными людьми; психологи, занимающиеся тестированием, должны иметь диплом о высшем психологическом образовании или ученую степень по психологии.
В России сегодня психологические тесты доступны не только специалистам, но и всему населению. Можно купить сборник психологических тестов. Публикуются они в популярных журналах и в Интернете. Насколько достоверны такие тесты? Нужно ли иметь специальную психологическую подготовку для того, чтобы ими пользоваться?
В популярных журналах и публикуются тесты популярные, то есть ненаучные. Служат они в основном для развлечения, результаты их весьма приблизительны. Такие тесты и названия имеют ненаучные: «Подходите ли вы друг другу?», «Какая вы жена?», «Сможете ли вы стать миллионером?». В сборниках психологических тестов могут встретиться разные методики – как научные, так и популярные (порой есть и в них зерно истины). И все-таки для того, чтобы правильно понять результаты диагностики, необходимо быть психологом, соблюдать правила предъявления тестов, правильно обрабатывать и интерпретировать методики, ведь среди них есть сложные, требующие дополнительных психологических знаний.
Действительно ли путем тестирования можно понять человека, изучить его личность?
Есть серьезные тесты, позволяющие провести достаточно глубокую психологическую диагностику. Конечно, на основании одних только тестов нельзя делать однозначные выводы о душевном состоянии или особенностях взаимоотношений в семье. Результаты тестирования обязательно должны быть дополнены наблюдением, беседой. Личность человека настолько сложна и изменчива, что ее невозможно описать с помощью даже самого совершенного психологического теста.
«Познай самого себя», – гласит надпись на Дельфийском храме Аполлона. Это можно делать и с помощью психологических тестов под руководством специалиста-психолога.
Тест-игра «Какой я родитель?» 1
Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой я родитель?». Именно поэтому мы предлагаем вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.
Сколько раз тебе повторять?
Посоветуй мне, пожалуйста!
Не знаю, что бы я без тебя делал(а)!
И в кого ты такой уродился?!
Какие у тебя замечательные друзья!
Ну на кого ты похож(а)?!
Ты моя опора и помощник (помощница)!
Ну что за друзья у тебя?
О чем ты только думаешь?
Какая (какой) ты у меня умница!
А как ты считаешь, сынок (доченька)?
У всех дети как дети, а ты…
Какой (какая) ты у меня сообразительный(ая)!
Подсчитайте общее число баллов.
Если вы набрали 5–7 баллов – значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, о непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!
Тест «Какой я учитель?» 2
Просьба ответить на вопросы одним из вариантов: да, скорее да, скорее нет, нет. Обведите соответствующую цифру в графе ответов.
Считаю ли я себя сформировавшейся личностью или у меня еще есть резервы роста?
Доволен (довольна) ли я собой в целом?
Способен(на) ли я выслушать другую точку зрения, проявить гибкость, принимая другого с его позицией?
Переношу ли я критику в свой адрес, необходимую для моего профессионального и личностного роста?
Знаю ли я, как мои ученики видят меня? Могу ли я взглянуть на себя их глазами?
Интересуют ли меня люди с их проблемами больше, чем мои и их профессиональные дела и обязанности?
Ищу ли я причины затруднений учащихся в учебе, пытаюсь ли менять характер урока, задания, если не вижу у учеников ожидаемых результатов и реакций?
Пробуждает ли мой стиль преподавания любовь к учебе, интерес к предмету у школьников?
Знаю ли я, как мои ученики видят мир, что любят, во что верят?
Считаю ли я, что причины невысоких успехов школьников в учебе состоят в их неспособности?
Подсчитайте общее число баллов.
75–100 баллов. Вы правильно понимаете требования к учителю и работаете в основном согласно этим требованиям. Вы уверены в себе, считаете себя способным изменяться, работать над собой, видите основные причины затруднений учащихся в качестве обучения, интересуетесь личностью ученика, а не «прохождением» программы, стремитесь сделать учение интересным.
55–75 баллов. Такие профессиональные качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ученика, стремление изменять его, а не только «проходить» программу и стремление изменяться самому развиты в вас чуть ниже желательного уровня. Вам, вероятно, следует чаще задавать себе подобные вопросы, выявлять проблемы профессионального роста и решать их.
Ниже 55 баллов. Очевидно, вы многое в профессиональном труде учителя понимаете не совсем верно. Следует задуматься, проанализировать свою работу, ее результаты, вашу удовлетворенность ею и многое другое. Впрочем, возможно, наш тест не совсем точно работает. Тогда ваши поправки и пожелания помогут его улучшить. Благодарим за участие и помощь.
1 Из книги Е.Ю. Севостьяновой «Дружная семейка: программа адаптации детей к ДОУ»).
Для чего нужны психологические тесты
А вот личностные тесты изучают и помогают определить особенности характера, тонкости темперамента, поведения, эмоциональную сферу, настроение, силу воли.
Чаще всего эти тесты выглядят как опросники. В среднем в них семьдесят-девяносто вопросов, но бывают и большие анкеты, в которых более пятисот вопросов. Чем больше вопросов, тем более точно можно описать особенности личности, рассчитать на основании их вероятность поведения в тех или иных ситуациях, спрогнозировать совместимость человека с другими членами коллектива, нащупать основные психологические проблемы, комплексы, а также положительные качества. Такие тесты часто применяются при приеме на работу, во время диагностики в медучреждениях.
Также эти тесты используются психологами, работающими с подростками, которые находятся в процессе поиска собственного я, собственной идентификации, помогают им лучше понять собственный характер.
Есть еще тесты, которые помогают понять психологическое настроение в коллективе – трудовом, школьном классе или же в семье, как между супругами, так и между родителями и детьми.
Бывают тесты, когда психолог просит тестируемого нарисовать что-либо (например, домик, членов семьи, дерево и т.д.), и по этим рисункам опытный врач тоже может сделать выводы о настроении, о проблемах во взаимоотношении с другими членами семьи или коллектива, и даже о тревожности и депрессии.
Тесты являются не единственным, но достаточно значимым способом психодиагностики, и с успехом применяются разными психиатрами. Как правило, их результаты (которые все же можно интерпретировать по-разному) должны подкрепляться и другими данными.
Для чего нужны психологические тесты
Для чего нужны психологические тесты
Для чего нужны психологические тесты. В своей работе психологи применяют разнообразные психологические тесты для определения проблемы, возникшей у человека и его общего психологического состояния.
Чаще всего для диагностики применяют два вида тестов, позволяющие определить уровень развития личности и интеллекта человека. С помощью тестов на интеллект определяются когнитивные способности человека.
Такие психологические тесты внешне напоминают задачи, для выполнения которых приходится выполнять математические действия. Также бывают тесты на интеллект с текстом или картинками. С их помощью психологи определяют степень подготовленности ребенка к школе или его интеллектуальные способности в целом.
Личностные психологические тесты помогают специалисту определить характер человека, особенности его поведения, темперамент. С помощью личностных тестов определяется эмоциональная сфера, волевые качества, настроение и в целом психологический тип личности. Такое тестирование помогает психологу подобрать наиболее эффективные способы работы с той или иной личностью.
Личностное тестирование чаще всего бывает в форме опросника. Зачастую в таком тесте содержится от 70 до 90 вопросов. Но бывают опросные, содержащие до 500 вопросов. Большое количество вопросов дает возможность максимально точно определить личностные особенности человека.
С помощью такой психологической диагностики личности можно спрогнозировать поведение человека в коллективе, особенности совместимости, поведение в той или иной ситуации. Личностные тесты позволяют выявить положительные и отрицательные стороны человека.
Поэтому такое тестирование очень часто используют при приеме на работу новых сотрудников, при медицинской диагностике или при комплектации рабочей группы.
Детские психологи применяют личностные тесты при работе с различными возрастными категориями детей. Особенно они полезны при работе с подростками. Личностные психологические тесты помогают подростку лучше понять самого себя в непростой период самоидентификации личности.