Для чего нужны районы
География
Часть V
ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
Районирование России
§ 18. Зачем районировать территорию страны?
Из личного опыта мы знаем, что различные участки поверхности Земли непохожи друг на друга. Причин, порождающих эту неоднородность, много. Во-первых, разнообразна сама природа отдельных территорий: климат, рельеф, растительность и животный мир, набор природных ресурсов и т. д. Во-вторых, на территорию накладывает отпечаток история ее развития, связанная как с ее природными изменениями, так и с человеческой историей. В-третьих, облик многих участков земной поверхности определяется жизнью и хозяйственной деятельностью людей. Одни пространства люди распахивают для выращивания сельскохозяйственных культур, на других строят жилье и предприятия, третьи используют для отдыха.
Что лежит в основе физико-географического районирования? Какие крупные природные комплексы выделяются в России?
Таким образом, в ходе своего существования люди не только постоянно сталкиваются с неоднородностью земной поверхности. Они вынуждены учитывать ее и приспосабливаться к ней. Так исторически у человека возникла потребность выявлять, описывать и оценивать непохожие друг на друга территории—районы.
Район—это территория (или акватория), отличающаяся от других особенностями происхождения, природы, населения и хозяйства.
Метод деления территории по определенным признакам на отдельные части (районы) называется районированием. Районирование применяется различными науками (историей, биологией и т. д.). География—единственная наука, для которой этот метод является основным.
Для чего нужно районировать Россию? Познать такую огромную страну, как Россия, страну, чрезвычайно разнообразную по природе, историческим особенностям, экономике и жизни людей, невозможно без изучения ее отдельных районов.
Это понимали виднейшие ученые страны: В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, К. И. Арсеньев, П. П. и В. П. Семеновы-Тян-Шанские, Д. И. Менделеев и др. Они разработали более 50 вариантов районирования России.
У районирования две основные взаимосвязанные группы задач: научные и прикладные.
С научной точки зрения районирование—один из методов изучения разнообразия поверхности Земли. С его помощью все различия между отдельными участками Земли могут быть учтены, описаны и отображены на картах. Таким образом, районирование—это инструмент упорядочивания, систематизации данных, накопленных людьми.
Прикладные задачи районирования многообразны. Один из самых древних видов прикладного районирования—деление земной поверхности на страны. Его логическое продолжение—деление стран на части (области, края, земли, штаты). В современной жизни все большее значение приобретают новые виды прикладного районирования: экологическое, ресурсное и др. Многие виды прикладного районирования возникают «на стыках» наук (медико-географическое, эколого-экономическое, агроклиматическое и др.).
Рассмотрим разные виды районирования.
Во-первых, районирование различается по набору признаков, на основании которого оно проводится.
Частное районирование осуществляется на основе изучения отдельных компонентов природы (климатическое, почвенное и т. д.), населения (плотность населения) или хозяйства (ресурсов, отраслей и пр.).
Общее районирование базируется на совокупности признаков. Например, по сумме всех физико-географических характеристик (географического положения, рельефа, климата и т. д.) всю территорию страны можно подразделить на физико-географические районы. Подобное районирование можно провести и по социально-экономическим признакам. Наконец, можно синтезировать (объединить) обе группы признаков и подразделить Россию на комплексные районы с учетом их и природных, и хозяйственных особенностей.
Используя карты учебника и атласа, приведите примеры общего и частного, сплошного и выборочного видоврайонирования.
Во-вторых, районы неодинаковы по характеру учета используемых признаков. В однородных районах признаки их выделения считаются одинаковыми в каждой их точке. Например, металлургические районы выделяются на основе одного признака — наличия на этих территориях предприятий металлургии. Этот признак одинаков на всей выделяемой территории.
В узловых районах отчетливо выделяются места (узлы) наибольшей концентрации рассматриваемого явления: крупнейшие городские агломерации на картах населения, центры наибольших загрязнений на экологических картах и т. п. В узловые районы включаются не только сами узлы, но и те территории, на которые они оказывают влияние. При этом в узловых районах степень выраженности явления обычно уменьшается по направлению от узла к периферии (рис. 27).
Рис. 27. Виды районирования
В-третьих, районирование может быть сплошным и выборочным. При сплошном районировании территория делится на районы так, что между ними не остается свободных пространств. Выборочное районирование охватывает только те части территории, где данный признак (или набор признаков) встречается.
В-четвертых, районирование различается по направлению деления территории. Территории больших стран, таких как Россия, чаще всего районируют «сверху», т. е. единую большую территорию подразделяют на более мелкие участки (природные, административные, экономические и т. д.). Подобное районирование многоступенчато, так как каждый крупный район, в свою очередь, можно подразделить на более мелкие. Так, примером административного деления «сверху» может служить деление территории России на восемь федеральных округов.
Вспомните из курса 8 класса, на какие федеральные округа делится территория нашей страны. Покажите их на карте, назовите столицы.
Однако при таком подходе очень сложно учесть все особенности небольших территорий. Поэтому наряду с районированием «сверху» все шире начинает применяться районирование «снизу». Оно отражает те реальные процессы и проблемы, которые возникают в том или ином конкретном месте: экологические, социальные, экономические.
Примером районирования «снизу» может служить возникновение в России региональных ассоциаций экономического взаимодействия. Для координации своей хозяйственной деятельности субъекты Российской Федерации объединились в восемь таких ассоциаций: «Северо-Запад», «Ассоциация городов и областей Центральной России», «Черноземье», «Северный Кавказ», «Большая Волга», «Большой Урал», «Сибирское соглашение», «Дальневосточная ассоциация» (рис. 28).
Рис. 28. Региональные ассоциации экономического взаимодействия
Вы будете изучать крупные районы России, которые сформировались в ходе ее исторического развития. Поэтому их можно называть историко-географическими. Они формировались на протяжении длительного времени, поэтапно, по мере расширения государственной территории страны. При этом на каждом историческом этапе происходили изменения не только в жизни и хозяйственной деятельности людей, но и в природе.
Определите по карте, какие районы относятся к европейской и азиатской частям России.
Для выделения этих районов использовалось районирование: а) общее, комплексное, учитывающее районные особенности и природы, и населения, и хозяйства; б) сплошное; в) «сверху», т. е. подразделяющее территорию страны на отдельные, непохожие друг на друга части. Подобное районирование многоступенчато, так как каждый крупный район, в свою очередь, можно подразделить на более мелкие.
Рис. 29. Карта исторических, физико-географических и социально-экономических районов
Районы России вы будете изучать по следующему примерному плану:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Информация
Бизнес
Образование
Окский Курьер
А зачем вообще нужен район?
Так в ходе пресс-конференции вопросом на вопрос ответил глава города Павел Залесов на просьбу одного из журналистов прокомментировать перспективу объединения города и района. И пояснил:
— К этой идее я отношусь отрицательно. Кого объединять? Чиновников? Я вообще не понимаю, зачем нужен район. Есть муниципальные образования Васильевское, Пролетарское… У них есть главы и депутаты. Непонятно, почему они должны делегировать свои права и полномочия какому-то районному начальству. Говорят, что муниципальные районы оставлены в законе только на переходный период – как память о коммунизме.
— Когда будет построена ГЭС?
— Этот вопрос надо задавать не мне – я-то готов. Нужно политическое решение о допуске нашей генерации в сети (МОЭСК) и установление для производимой энергии нормального тарифа (Энергосбыт). Во всем мире производство энергии на альтернативных возобновляемых источниках поддерживается, дотируется государствами. У нас монополисты диктуют свои порядки. Ожидаю приезда в Серпухов областного министра, отвечающего за энергетику. Он заинтересовался нашим проектом, хочет посмотреть на месте. Мы платим 120 млн. рублей в год за освещение улиц, зданий администрации, бюджетных учреждений. Если бы на эти цели мы могли использовать собственную энергию, наш проект стал бы быстро окупаемым.
— Впечатляет объем привлеченных из вышестоящих бюджетов средств. Этому способствуют внешние причины: прошлый предвыборный год, окончание кризиса, улучшение финансового положения Московской области…?
— Я бы назвал другие: настырность, компетентность, самоотверженность специалистов управления здравоохранения. Екатерина Огнева – удачное кадровое приобретение. Если в среднем по области по программе модернизации муниципалитетам досталось по 1000 рублей на душу населения, то нам – по 3600. Участие в госпрограммах – дело тяжелое, чреватое жестким контролем. Некоторые муниципалитеты не захотели с этим связываться.
— Шойгу ушел и увел с собой целый ряд министров. Это большая потеря?
— Ушел премьер областного правительства Андрей Шаров – исключительно компетентный, прекрасно анализирующий, понимающий специалист. Ушел компетентный министр имущественных отношений. Идет перераспределение функций. Очень жаль.
— Глава района утверждает, что 250-й завод находится на территории района…
— В открытом доступе есть закон Московской области о границах муниципальных образований. Там есть описание и карта – видно, что граница проходит по внешнему забору завода. Еще есть допсоглашение, подписанное Шестуном и Ждановым.
— Районные власти уже делят доход, полученный от перерегистрации «Ратепа».
— Я видел: 12 млн. пойдут на новогодние елки, на приобретение огромного экрана, чтобы было еще лучше видно светлую личность.
— …Еще на котельную в Турове. Байбаков говорит, что завод ушел в район потому, что город не дал земли под строительство домов для молодых специалистов, а район дал.
— Я бы хотел увидеть хотя бы одно письменное обращение «Ратепа» на выделение земельного участка. Чего врать-то?
— Как политическая обстановка влияет на инвестиционную привлекательность?
— Информационная война не красит. Занимайся своими делами, не надо смотреть за соседом. Надоело вранье: журналисты честные, Шестун не стоит у них за спиной, не диктует. А я финансирую синий «МИГ». Как? Окулов как писал 8 лет назад про районные земли, так и сейчас пишет. Я при чем?
— Вы готовы встретиться с главой района в прямом эфире?
— Хотел. А теперь прежде серьезно подумаю.
— Но вы реально собирались? И где были?
— Собирался. Но был приглашен к генералу Маркову – руководителю Следственного комитета по Московской области. От таких приглашений не отказываются. Я загодя письменно предупредил, что не смогу быть. Считаю, что поупражняться в интеллекте, народ посмешить лучше не в рабочее время, а в субботу. И желательно на нейтральной площадке. А они меня ждали, звали, как Деда Мороза. Эфир я не слушал, а в газетах почитал. Шоу. А о вопросах, которые действительно стоило бы обсудить, по одной строчке. В теннис я с ним играть не собираюсь. Но хочу спросить: Александр Вячеславович, работать не хотите попробовать?
— Ваши приоритеты на следующий год?
— Привокзальная площадь. Нужно переделать все: транспортную схему, архитектурное решение. Убрать ярмарку за Эльдорадо – восстановить стоянку транспорта. Сделать одностороннее движение с турникетами для диспетчерского контроля автобусов и такси, чтобы не было левых рейсов и мордобоя. Пока не раскрою всех секретов, но следующим летом пруд и больничный сад на Ногинке не узнаете. Работаем над организацией развязки на въезде на Ногинку – сложное решение.
— Будет ли казенное предприятие заниматься ритуальными услугами?
— На Советской положили светящийся переход. Красиво. Но выдержит ли эта красота мороз?
— Собираетесь ли строить морг?
— Как вы относитесь к конкурсу красоты?
— Положительно. Красота городу нужна. Но я против конкурса уродов и политических клоунов.
— Как вы думаете, за сколько лет муниципальный служащий может забронзоветь?
— Ну, не знаю, каждый по-своему. Я вот в отпуск уезжаю, надеюсь вернуться побронзовевшим.
— Это снаружи, а главное – что не внутри.
Районирование
Районирование — деление территории или акватории на части (районы), различающиеся между собой и в чем-то однородном внутри себя.
Содержание
Виды районирования
Признаки, по которым выделяются районы, могут быть различны по характеру, по широте охвата признаков, по цели районирования. Например: Полесский и Центральный экономический район
Выделяют
— по общности целей и задач совместной разработки и осуществления региональных программ социально-экономического развития и повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений на территории субъектов федерации:
— по условиям изучения и контроля природно-климатических, экологических и геологических параметров местности, в том числе на территориях государственных природных заповедников и национальных парков:
— по условиям осуществления технического надзора за строительством и использованием основных фондов, в том числе на объектах, требующих обеспечения сейсмической и радиационной безопасности:
— по условиям обеспечения государственного таможенного контроля за внешнеторговыми операциями:
— по характеру и степени дискомфортности условий жизнедеятельности населения, в том числе в районах проживания малочисленных народов России:
Федеральные округа
Министерство обороны
II. Экономические регионы России
Общероссийский классификатор экономических регионов ОК 024-95 (ОКЭР)
Экономические районы
Список ЭР [1]
Крупные макроэкономические районы
Ассоциации
С Кавказ= СК ЭР +Калмыкия
Северо запад =Северозап окр +Кировская
Сибирское согл =Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский
Уральский регион = ур район и ур окр
Центральная Россия — центр эр
ЦЧ = ЦЧ ЭР+Курск+Орел+Новгород [2]
Территории с особым экономическим статусом
Экономическая Зона Бам
Крайний Север
Заповедники
Метео округа
Горные округа
Таможенное управление
Радиации и ядерной безопасности
Природные ресурсы
Лесные районы
Приказ МПР 68 от 28 −03-2007
лесные районы делятся на территории, (несколько муниципальных районов)
Пенсионный фонд
Российские железные дороги
В селекции
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Районирование» в других словарях:
РАЙОНИРОВАНИЕ — (zoning) Процесс территориального распределения различных видов экономической деятельности органами государственной власти в пределах имеющиеся у них полномочий по управлению землепользованием. Как правило, с помощью районирования создают жилые,… … Политология. Словарь.
районирование — я, ср. rayon m.> нем. rayonieren. нов., офиц. Административно территориальное разделение страны на районы. Р. областей. Уш. 1939. Действие по знач. гл. районировать. Экономическое районирование страны. Районирование агро климатическое. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РАЙОНИРОВАНИЕ — РАЙОНИРОВАНИЕ, районирования, мн. нет, ср. (неол. офиц.). Административно территориальное разделение страны на районы. Районирование областей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
районирование — зонирование Словарь русских синонимов. районирование сущ., кол во синонимов: 4 • зонирование (1) • … Словарь синонимов
районирование — РАЙОНИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Районирование — административно территориальное. К февралю 1917 территория Петрограда в административно полицейском отношении делилась на 12 полицейских частей (Адмиралтейская, Александро Невская, Васильевская, Выборгская, Казанская, Коломенская, Литейная … Санкт-Петербург (энциклопедия)
РАЙОНИРОВАНИЕ — англ. division into districts; нем. Rayonierung; Gebietseinteilung. 1. Деление территории страны на районы по определенным признакам (природным, экон., административно полит., нац. и т. д.). 2. Распределение по отдельным районам. Antinazi.… … Энциклопедия социологии
РАЙОНИРОВАНИЕ — совокупность действий по выявлению территориальной дифференциации и интеграции географической оболочки или ее участка, а также природных и социально экономических процессов взаимодействия общества и природы. Экологический энциклопедический… … Экологический словарь
районирование — Система территориального деления на районы. Примечание Признаки, по которым выделяются районы, могут быть различны по характеру, по широте охвата признаков, по цели районирования. [РД 01.120.00 КТН 228 06] Тематики магистральный нефтепроводный… … Справочник технического переводчика
районирование — Выделение по принятым критериям (как естественным, так и антропогенным) на исследуемой территории (акватории) районов таким образом, чтобы в их пределах рассматриваемое явление или процесс было достаточно однородным, но заметно отличалось от… … Словарь по географии
В России появятся муниципальные округа. Последствия для местного самоуправления
Зачем нужен новый вид муниципального образования
8 мая 2019 года Федеральным законом от 01.05.2019 № 87-ФЗ введен новый вид муниципального образования — муниципальный округ. Условия создания городских округов стали более конкретными. По мнению инициаторов этих новаций, муниципальные округа необходимы, чтобы обеспечить большее разнообразие подходов к осуществлению местного самоуправления с учетом особенностей территорий.
В последние годы многие регионы стремились упростить систему местного самоуправления и перейти к его одноуровневой модели. Чтобы оптимизировать управление территориями и достичь экономии бюджетных средств, в некоторых субъектах РФ начали преобразовывать муниципальные районы в городские округа. При этом зачастую не учитывались особенности малонаселенных территорий, а также территорий, где большинство населения придерживается сельского уклада жизни и деятельности.
Важный документ: Изменения внесены в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ
ПРИМЕР 1. Территории Магаданской и Сахалинской областей в результате решений региональных властей оказались полностью разделенными на городские округа. При этом значительная часть этих городских округов по-прежнему состоит из небольших, в основном сельских населенных пунктов, окруженных тайгой. Так, Сахалинская область состоит из 18 муниципальных образований. Все они наделены статусом городского округа. Однако только в одном из них — Южно-Сахалинске — плотность населения соответствует новым критериям отнесения муниципалитетов к городским округам. Она равна 200,8 чел./кв. км.
В Магаданской области только два населенных пункта имеют статус города (Магадан и Сусуман). Однако по инициативе региональных властей всю территорию Магаданской области поделили на девять городских округов. При этом значительная часть населения области живет на малонаселенных территориях в 54 сельских населенных пунктах, а также в 24 рабочих поселках или поселках городского типа, где уклад жизни еще далек от городского. Кроме того, здесь только в одном городском округе (Магадане) плотность населения превышает среднюю по России.
Форсированное преобразование муниципальных районов в городские округа привело к тому, что в ряде субъектов РФ стали появляться городские округа, в границах которых нет ни городов, ни городских населенных пунктов.
25,7 тыс. человек — численность населения недавно созданного Шаховского городского округа Московской области
ПРИМЕР 2. В результате проводимой реформы в Московскую область теперь входят 65 муниципальных образований, но только 6 из них сохранили статус муниципальных районов. Все остальные преобразованы в городские округа, хотя доля сельских жителей в общей численности населения Подмосковья превышает 18,1 процента (1,37 млн человек).
25 апреля 2019 года Московская областная дума приняла закон, которым преобразовала Лотошинский муниципальный район в городской округ. При этом в новом муниципальном образовании из 124 населенных пунктов только один имеет статус рабочего поселка — Лотошино с населением 10,4 тыс. человек. Все остальные — сельские населенные пункты. Плотность населения нового «городского» округа составляет всего 16,47 чел./кв. км. 31 процент общей площади этого муниципального образования занимают особо охраняемые природные территории: национальный парк «Завидово», заказники и заповедные леса.
В недавно созданном Шаховском городском округе Московской области нет ни одного города, а самый крупный населенный пункт — это рабочий поселок с населением 10,6 тыс. жителей. При этом общая численность населения этого городского округа составляет 25,7 тыс. человек. Всего же в нем 152 населенных пункта, разбросанные на площади 121 888 га. Это ненамного меньше Санкт-Петербурга с площадью 143 900 га и населением 4,8 млн человек.
Рузский городской округ Московской области, созданный в 2017 году на базе одноименного муниципального района, включает в себя только один город. Это Руза с населением всего лишь 13,4 тыс. человек. Еще 18,4 тыс. человек проживают в рабочем поселке Тучково. Половина населения округа (31 тыс. человек) проживает в 228 сельских населенных пунктах и традиционно придерживается сельского уклада жизни. Жители сельских населенных пунктов, включенных в состав таких городских округов, только формально стали горожанами, а фактически остались сельскими жителями.
Чтобы в административно-территориальном устройстве муниципальных образований не возникали подобные перекосы, законодатели повысили требования к городским округам.
Что такое муниципальный округ
Муниципальный округ — это несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, которые не являются муниципальными образованиями (подп. 3.4 ч. 1 ст. 11 Закона № 131-ФЗ). Их население осуществляет местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные и иные органы. Перечень вопросов местного значения муниципального округа соотнесен с аналогичным перечнем для городского округа. Кроме того, органы местного самоуправления муниципального округа смогут осуществлять отдельные государственные полномочия, которые им передали федеральные и региональные власти.
На заметку: На территориях с низкой плотностью сельского населения, в отдаленных и труднодоступных местностях субъектам РФ разрешено создавать муниципальные округа из населенных пунктов, не объединенных общей территорией, а также в одном населенном пункте
Основная особенность муниципального округа — это одноуровневость организации местного самоуправления на его территории. Новый вид муниципального образования обеспечивает возможность консолидации представительских и административных ресурсов, в том числе на сельских территориях, для оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления. Создать одноуровневую систему местного самоуправления теперь можно будет там, где это целесообразно.
Каким критериям теперь должен соответствовать городской округ
Для городского округа установлены три новых критерия. Они создадут барьеры для повсеместного создания городских округов и введения в их состав большого количества сельских поселений.
1. Преимущественно городская инфраструктура. Не менее двух третей населения городского округа должно проживать в городах или иных городских населенных пунктах (абз. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ).
2. Площадь сельских территорий и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры, входящих в состав городского округа, не должна превышать площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов в составе этого городского округа в два раза и более (п. 3.3 ч. 1 ст. 11 Закона № 131-ФЗ).
3. Высокая плотность населения. На территории городского округа плотность населения должна превышать среднюю плотность населения по России в пять раз или более.
Что будет с городскими округами, которые не отвечают новым требованиям
Городской округ должен соответствовать указанным требованиям, установленным в статье 11 Закона № 131-ФЗ:
— к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах;
— площади территории городского округа;
— плотности населения.
До 1 января 2025 года нужно пересмотреть границы муниципальных образований, привести статус городских округов в соответствие с законом
Если городской округ не соответствует этим критериям, регион своим законом наделит его статусом муниципального округа. Преобразование всех подобных городских округов в муниципальные должно завершиться не позднее 1 января 2025 года. Муниципальные округа окажутся наиболее востребованными там, где в силу неразвитости городской инфраструктуры и низкой плотности населения стало невозможно создавать городские округа. Это прежде всего малонаселенные северные, дальневосточные и иные удаленные от центра России регионы.
Как будут создавать муниципальные округа
В Законе № 131-ФЗ установлены два способа образования муниципальных округов.
1. Статусом муниципального округа можно наделить городской округ, созданный в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2017 № 62-ФЗ.
2. В муниципальный округ могут объединиться все поселения, входящие в состав муниципального района. При этом поселения и муниципальный район утратят статус муниципального образования. Для объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, необходимо согласие населения. Его должны выразить представительные органы поселений и муниципального района.
Раньше при преобразовании муниципальных районов в городские округа бывали случаи, когда население не выражало согласие через представительные органы. В законах не было установлено, как выходить из подобных ситуаций. Поэтому они разрешались не в пользу населения и без учета его мнения.
ПРИМЕР 3. 24 марта 2017 года совет депутатов сельского поселения Борисовское Можайского района отклонил инициативу объединения в городской округ. 27 декабря 2017 года еще одно сельское поселение Можайского муниципального района — Порецкое — отозвало свое согласие на объединение и вхождение в городской округ. Несмотря на это, 18 января 2018 года Московская областная дума приняла закон, которым преобразовала Можайский муниципальный район в городской округ.
Совет депутатов города Электроугли Московской области своим решением от 04.05.2018 № 350/52 также отказался от преобразования всех муниципальных образований Ногинского муниципального района в один городской округ. Однако это преобразование все равно было осуществлено.
На заметку: Поправки к Закону № 131-ФЗ призваны упорядочить сложившуюся неоднородную практику территориальной организации местного самоуправления и устранить противоречия, возникающие вследствие объединения поселений в городские округа
Теперь в Законе № 131-ФЗ есть норма, которая запрещает объединять все поселения, входящие в состав муниципального района, если население двух или более поселений не выразило свое согласие на это в установленной форме (ч. 3.1–1 ст. 13 Закона № 131-ФЗ). Отказ населения лишь одного из поселений муниципального района от объединения в единый муниципальный округ не будет препятствием для укрупнения муниципалитетов.
Как разделить городской или муниципальный округ
Появилась возможность преобразовывать городские и муниципальные округа путем их разделения. Разделение, которое приводит к образованию двух и более муниципальных или городских округов, осуществляется с учетом мнения населения. Его должен выразить представительный орган муниципального или городского округа (ч. 5.1 ст. 13 Закона № 131-ФЗ).
МИХАИЛ ГАЦКО, член Экспертного совета при Московской областной думе, заслуженный юрист Московской области