Для чего нужны считалочки

Народные считалки

Для чего нужны считалочки. Смотреть фото Для чего нужны считалочки. Смотреть картинку Для чего нужны считалочки. Картинка про Для чего нужны считалочки. Фото Для чего нужны считалочки

Русские народные считалки для детей.

Русские считалки относятся к одному из видов устного народного творчества. Они появились далеко в древности. В то далекое время повседневная работа в основном несла опасность жизни не только ребенка, но даже взрослого.

Добровольцев выполнять такую работу просто не было. И на помощь пришли считалки. Оказывается, в древности на выполнение опасной работы выбирали посредством русских народных считалок.

С течением времени жизнь людей естественным образом менялась. Многие переставали испытывать страх перед окружающим миром и природой. В то время веселыми считалками во время игр стали пользоваться дети.

Как сегодня используются считалочки?

На сегодняшний день детские считалки используются в играх для распределения ролей. Делается это весело и, как правило, никто из ребят не обижается. Основным назначением считалки является установление очередности в играх. Она помогает определить кому начать водить в игре.

Считалки способствуют развитию памяти и формированию ритма. Взрослые, которые разучивают со своим ребенком различные считалочки, также улучшают возможности своей памяти. Одновременно с ребенком тренируя чувство ритма.

Очень часто считалки придумываются в течение игрового процесса самими детьми. В этом дети отличаются своей безграничной фантазией и изобретательностью. На сегодняшний день детские считалки сочиняются профессиональными поэтами. Они разрабатывают правильную рифму и смысл в считалках. Тем не менее наше устное творчество сохранило много русских считалок, сочиненных еще нашими предками.

Зачем нужны считалки

Считалка в процессе игры произносится ведущим. Во время ее прочтения происходит указание на каждого из участников, а тот, на кого выпадают последние слова, тот считается водящим. Но это не единственный вариант выбора с помощью считалки.

Бывают считалки, которые в конце указывают не на воду, а на того, кто должен выйти из круга счета. И один за другим участники выходят, а последний оставшийся и начинает водить в игре.

Выучивание считалок наизусть помогает:

Благодаря детским народным считалкам дети получают всестороннее развитие. Коллективная детская игра стимулирует заучивание считалок. А когда происходит выбор ведущего в игре, дети приучают себя сами все делать честно. Зарождается уважение к коллективу, потому что соблюдаются правила.

Источник

Что такое считалки, как они появились и какие бывают

Для чего нужны считалочки. Смотреть фото Для чего нужны считалочки. Смотреть картинку Для чего нужны считалочки. Картинка про Для чего нужны считалочки. Фото Для чего нужны считалочки

Умение играть является важнейшей составляющей гармоничного развития ребёнка. Особенно замечательны коллективные игры. Часто там требуется выбрать водящего, на роль которого претендуют многие ребята. И тогда на помощь приходит считалка — уникальный фольклорный жанр. Что он из себя представляет? Как много значит для детского развития?

История появления считалки как литературного жанра

Считалка — это жанр детского фольклора, представляющий собой рифмованные строки или белые стихи, которые играют роль прелюдии к игре. Чаще всего это маленький законченный рассказ с шутливым содержанием.

История считалки уходит в далёкое прошлое. И у учёных-литературоведов есть свои версии их появления (в том числе разных видов этого произведения):

Для чего нужны считалочки. Смотреть фото Для чего нужны считалочки. Смотреть картинку Для чего нужны считалочки. Картинка про Для чего нужны считалочки. Фото Для чего нужны считалочки

По мнению исследователей, изначально считалки появились как способ распределить трудовые функции

С течением веков законы природы стали для людей понятными, усовершенствовались орудия труда. Чем менее в жизни оставалось места для сверхъестественного, тем быстрее старые формы поведения превращались в забаву. И современные считалки используются главным образом в детских играх и носят весёлый и безобидный характер.

Считалки в их современном виде стали известны относительно недавно — примерно с 19 века. Как и прочие фольклорные жанры, их стали активно собирать и записывать. В каком виде они существовали ранее, можно лишь догадываться, поскольку более ранний фольклор зафиксировать не удалось. Однако же типы считалок, отмеченные ещё в 19 столетии, во многом напоминают те, которые используют современные дети.

Значение считалок для детского развития

Непосредственное назначение современной детской считалки — распределить роли в игре. При этом художественный текст помогает сразу выбрать конкретного водящего или же указать на того ребёнка, который выбывает из круга (повторяется несколько раз, пока не останется один участник — водящий). Этот фольклорный жанр сплачивает детский коллектив, устанавливает в нём дружеские контакты, формирует чувство товарищества, а также такие важные качества, как честность, справедливость, дисциплинированность.

Ребёнок, который произносит считалку, дотрагивается до груди всех участников игры. Это своеобразный ритуал, который завораживает детей и создаёт атмосферу доверия.

Однако на этом развивающие свойства считалок не заканчиваются. Они гораздо шире:

Для чего нужны считалочки. Смотреть фото Для чего нужны считалочки. Смотреть картинку Для чего нужны считалочки. Картинка про Для чего нужны считалочки. Фото Для чего нужны считалочки

Ребёнок, который знает много считалок, всегда популярен среди сверстников

Источник

«Что такое считалочки? Зачем они нужны?»

«Что такое считалочки? Зачем они нужны?»

Консультация для родителей

«Что такое считалочки? Зачем они нужны?»

Для чего нужны считалочки. Смотреть фото Для чего нужны считалочки. Смотреть картинку Для чего нужны считалочки. Картинка про Для чего нужны считалочки. Фото Для чего нужны считалочки

Считалочки — это забавные детские стихи, которые помогают выбрать водящего в игре или разделиться на две команды. Обычно один участник произносит стихотворение, указывая на остальных по очереди, а тот, на ком считалка закончится, оказывается водящим.

Иногда поступают по‑другому: в конце выходит не водящий, а один из игроков — и так, пока не останется тот, кто будет водить. Для считалок очень важен ритм, поэтому в их текстах часто встречается счёт («Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять») или повторяющиеся слова («Аты‑баты, шли солдаты, аты‑баты, на базар»).

Первоначально, маленькими детьми запоминаются короткие считалки, которые состоят из трёх-четырёх слов. После этого их игровой репертуар пополняется всё новыми и новыми считалками, которые со временем удлиняются, а также, в некоторых вариантах встречаются сложные слова.

С раннего возраста для детей полезно изучать и регулярно произносить считалки. Помимо развития памяти, это помогает в формировании образного мышления, способствуют обучению счёту в первом классе, и помогает быстрее усвоить алфавит. С их помощью вырабатывается чувство ритма, тренируются голос и дыхание.

Предлагаем вашему вниманию считалочки для разного возраста:

3-4 года

Вот берёзка, вот трава,

Выходи-ка ты, дружок.

Завтра с неба прилетит

Трынцы, брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!

Катилося яблоко мимо сада,
мимо сада, мимо града,
Кто поднимет, тот и выйдет.

Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

В даль бежит река лесная,

Вдоль неё растут кусты.

Всех в игру я приглашаю,

Собирались на горе

Голубь, гусь и галка

Вот и вся считалка.

Чтоб лететь нам на планету,
Смастерили мы ракету.
Раз, два, три —
Полетишь сегодня ты!

Дети этого возраста уже приобретают навыки счета, поэтому им можно предложить считалки со счетом до 5.

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать;

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами – щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Кинул я свой мяч легко.

Но упал мой мяч с небес,

Закатился в темный лес.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы выходим поиграть.

Надо воду выбирать,

Будем мы тогда считать.

Водой точно будешь ты.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

Вышла мышка как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышка дёрнула за гири.
Вдруг раздался сильный звон.
Выходи из круга вон.

Наша Маша рано встала
Кукол всех пересчитала:
Две матрёшки на окошке,
Две Танюшки на подушке,
Две Иринки на перинке,
А Петрушка в колпачке
на зеленом сундучке.

Для детей старшего дошкольного возраста можно заучивать считалки более длинные и сложные по содержанию, со счетом до 10.

Раз, два, три, четыре.

Кот живет у нас в квартире.

Пять, шесть, семь, восемь,

На обед мышей он носит.

Девять, десять, пять и пять,

Я успел вас посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять

Я хочу с тобой играть.

Заходи скорее в круг,

Будем веселиться друг.

У ребят мы спросим:

«Кто быстрее и ловчее,

Тот и выйдет поскорее».

Заяц, белый,
Куда бегал?
— В лес зелёный.
— Что там делал?
— Лыки драл.
— Куда клал?
— Под колоду.
— Кто украл?
— Родион.
— Выйди вон!

Гном копал в горе тоннель,
Входа два, одна лишь дверь.
Но зато войдут быстрей
Много птичек и зверей.
Ёж с Лисой пришли на пир,
Принесли калач и сыр.
Все плясали на столе,
А дары отдали мне.

Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять.

Десять, двадцать, тридцать, сорок
Всем сорокам сорок корок!
Сорок, сорок, сороков —
Выходи, и будь таков!

Немного особняком стоят считалки, состоящие из «абракадабры» — слов, не существующих в природе. Но их также стоит изучать и рассказывать ребёнку, ведь такие считалки развивают память (запомнить слово без привязки к образу труднее), а также, благодаря специфическому набору звуков, активно тренируют дикцию малыша.

Ёка, ока, эка, бум,
Тирли, вирли, окатум,
Шеки, рэки, шики, шум,
Тирли, вирли, бирли — дрюм!

Торба, орба, сервилоб,
Буги-вуги, туки-топ,
Эни, бэни, бумирон —
Выходи из круга вон!

Эни, бэни, рики, таки,
Буль, буль, буль, кораки, шмаки.
Эус, бэус, краснадэус — батс!

Источник

Откуда взялись считалки и зачем они нужны детям?

Для чего нужны считалочки. Смотреть фото Для чего нужны считалочки. Смотреть картинку Для чего нужны считалочки. Картинка про Для чего нужны считалочки. Фото Для чего нужны считалочкиПо некоторым мнениям считалки еще в древние времена помогали справедливо распределять работу. Другие предполагают, что наши предки, боясь обидеть могучие силы природы, предпочитали пересчитывать добычу в иносказательной форме, чтобы не вызвать зависть богов и не накликать беды на следующей охоте.

Представляя собой рифмованный короткий стих с ярким ритмом, считалки используются детьми для распределения ролей в играх, помогают определить, кто должен «водить» или наоборот кто должен покинуть игру и т.п.

Когда и как появились многочисленные популярные считалки, которыми пользовалось поколение современных родителей, остается открытым вопросом, однако очевидно, что сегодняшние считалки гибко изменяются, отражая интересы и знания современных детей. Это дает возможность предположить, что считалки являются фольклорным жанром, который и сегодня продолжает распространяться «из уст в уста».

Имеет ли смысл считалка, или это скорее «засорение» детской памяти ненужной информацией?

Безусловно, считалка помимо своего прямого назначения – «распределять роли», отыгрывает важную роль в развитии ребенка.

Для чего нужны считалочки. Смотреть фото Для чего нужны считалочки. Смотреть картинку Для чего нужны считалочки. Картинка про Для чего нужны считалочки. Фото Для чего нужны считалочкиПрежде всего, считалки активно используют современные родители и педагоги для обучения и развития детей младшего дошкольного возраста. Казалось бы, зачем учить считалки, если дети такого возраста еще не играют в коллективные и ролевые игры? Однако ритм и смысловая нагрузка считалок позволяет в игровой форме знакомить малыша с математическим счетом, вырабатывать ощущение ритма, развивать память. Проговаривание детских считалочек, дополненных определенными движениями, способствует развитию координации движения и моторики детей. Существует множество считалочек обучающих счету. Пересчитывая с ребенком окружающие предметы можно легко обучить количественному счету.

Образы, разворачивающиеся в сюжете считалки, стимулируют креативное мышление ребенка, который включает свою фантазию и рисует в воображении яркие картинки.

Появление подвижных и ролевых игр в жизни ребенка требует от него умения сопоставлять свои желания с правилами, установленными коллективом. Считалка готовит ребенка к тому, что принятие определенных правил, умение находить компромиссы и действовать в соответствии с ними, является законами социума.

Ребенок, знающий множество считалок, а особенно, так званные «длинные» формы считалок, оказывается в особом положении, и может проявить себя в роли лидера и организатора детских игр.

Еще одним интересным наблюдением психологов является особая форма проведения ритуала «считалки». Часто дети при пересчете по очереди дотрагиваются до груди каждого участника, что способствует формированию дружеского расположения и доверительных отношений.

Принимая правила игры, выпавшая не очень приятная «игровая роль» учит ребенка активизировать волевые усилия, выполнять взятые на себя обязательства.

Использование игр-считалок, способствуют тренировке памяти и внимания малышей.

Считалки на иностранных языках позволяют ребенку в игровой форме с удовольствием получать знания и обогащать словарь.

Источник

Считалки. Нужны ли они ребенку в наши дни?

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Считалка. Нужна ли она ребенку в наше дни?

И так, начнем разбираться.

Но это было давно. А егодня дети сами придумывают считалки и используют их в играх. С помощью считалок дети устанавливают очередность при выполнении каких-либо действий, в играх или при распределении каких-либо заданий. Со временем считалочка полностью перешла в детскую игру, да так и сохранилась до сегодняшнего дня.

— дети используют считалки в играх: их помощью выбирают ведущего и делать это по справедливости, честно, без обмана (ведь на ком остановится считалочка, тот и будет водить);

— при проведении выбора при помощи такого стишка дети дотрагиваются до каждого участника игры, что помогает устанавливать дружеские и доверительные отношения в коллективе. Чем больше считалочек знает малыш, тем больше у него шансов стать лидером в игре, а в последующем и во всем коллективе.

— участвуя в подвижных и ролевых играх, он учится сопоставлять свои желания с общепринятыми правилами, это позволяет ему научиться находить компромиссы и подчиняться законам общества.

— как правило, при заучивании считалочек выполняются различные движения, способствующие развитию координации и моторики у детей;

— хорошо развивают память (ребенок учит наизусть веселый ритмичный стишок);

— происходит совершенствование чувства ритма;

— развитие внимательности (с помощью считалочки вовлечение ребенка в любую игру и научение его концентрировать внимание на различных ее моментах).

— есть считалочки, обучающие счету. Ребенку легче выучить цифры, повторяя их в забавном детском стишке.

— каждый стишок – это ряд образов, которые способствует развитию креативного мышления и фантазии у ребенка. Множество различных образов появляются в мыслях при повторении любого из них. В большинстве своем это сказочные персонажи или забавные и милые животные.

Нужны ли считалки или нет? Конечно, ДА! Ведь считалка не только позволяет распределить роли, она необходима для полноценного развития малыша. Их используют все родители, они начинают рассказывать считалочки своему малышу, когда он еще только начинает учиться говорить. Рифмованные стишки становятся самыми первыми выученными наизусть стихами.

Считается, что устное народное творчество постепенно изживает себя на смену ему приходят компьютеры и планшеты, ТВ заменившие детям все и даже книги. Но на самом деле это не так.

Современные дети не только не забыли старых считалочек, но и в новых стишках смогли сохранить все их свойства. Самое главное их достоинство – это вариативность, подвижность самого текста.

Далее приведем небольшой подборку считалок. Надеемсь, какие-то стишки-считалки понравятся Вам, и Вы будете их использовать в своей работе с детьми.

Сидел петух на палочке, Черепаха хвост поджала

Считал свои булавочки: И за зайцем побежала.

— Раз, два, три, Оказалась впереди,

В этот счет выходи! Кто не верит – выходи!

— Заяц белый, Белка прыгала, скакала

Куда бегал? И на ветку не попала,

— В лес зеленый. А попала в царский дом,

— Что там делал? Где сидели за столом:

Лыки драл. Царь, царевич,

— Куда клал? Король, королевич,

— Под колоду. Сапожник, портной.

— Кто украл? Кто ты будешь такой?

— Родион! Выбирай поскорей,

— Поди вон Не задерживай добрых и мудрых людей!

Кувырком! Катилось яблочко

За каким-то интересом. Тот уйди.

Выйди, вон! Скачет всадник на коне,

*** На ретивом скакуне,

Вышел месяц из тумана, Королю везет поклон,

Вынул пышку из кармана – Передаст и выйдет вон.

Буду деточек кормить, ***

А тебе, дружок, водить! Раз, два, три, четыре, пять

*** Нам друзей не сосчитать,

Ехала телега, И без друга в жизни туго,

Сломалось колесо. Выходи скорей из круга.

На починку пошло? «А» и «Б» сидели на трубе.

Говори поскорей – «А» упала, «Б» пропала.

Не задерживай добрых Кто остался на трубе?

Люди ждут тебя! Летела птичка через сад,

Шла машина мимо леса Кто его поднимет,

За каким-то интересом. Тот из кона выйдет.

За высокими горами Шли бараны по дороге,

Ходит Мишка с пирогами. Промочили в луже ноги.

— Миша, Мишенька-дружок, Раз, два, три, четыре, пять,

Сколько стоит пирожок? Стали ноги вытирать,

Дай отведать пирожок! Кто платочком, кто тряпицей,

— Пирожок не дорог – Кто дырявой рукавицей.

*** Раз, два, три, четыре,

Катилась торба Жили мышки на квартире.

С великого горба. Чай пили, чашки мыли,

В этой торбе: По три денежки платили.

Хлеб, соль, вода, пшеница, Кто не хочет платить,

С кем ты желаешь поделиться? Тому и водить.

Не задерживай добрых и честных людей. ***

Три копейки – медный грош, Шла Марфушка по тропинке

Выбирай кого ты хощь! И несла в руках корзинку.

Три копейки по рублю, В этой маленькой корзинке

Выбирай кого люблю! Есть различные цветы:

*** Роза, ландыш, незабудки,

— Зайчик, зайчик, где ты был? Голубые васильки.

— Я на речке хвостик мыл. ***

Вымыл, вылез да упал, Шла коза по мостику

Снова хвостик замарал. И виляла хвостиком.

*** Зацепила за перила,

Поклевала всю рассаду. Бух!

Отжимай один кулак!»

*** Раз, два, три, четыре пять,

— Кан, кан, капитан, Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Чем коней ты пропитал? Выплывает белый месяц.

— Я не житом, не овсом, Кто до месяца дойдет,

Только белым калачом. Тот и прятаться пойдет!

Из копыта под копыта, ***

Из телеги прямо в грязь, Ехал Туз на бочке,

Оставайся белый князь. Продавал цветочки:

*** Синий, красный, голубой,

Шел котик по лавочке, Выбирай себе любой.

Шел по скамеечке – Раз, два, три, четыре, пять,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *