Для чего нужны синонимы и антонимы
Зачем нужны синонимы и антонимы в русском языке
Русский язык богат на звуки, сложные в понимании и неоднозначные слова, а также лексические обороты. Однотипное явление можно описать совершенно по-разному. При этом каждое из описаний получится уникальным и оригинальным. Синонимы и антонимы делают речь более красноречивой. Они помогают отразить весь спектр эмоций, более точно определить суть и расставить акценты. Эти слова крайне важны, поскольку они делают словарный запас отдельного человека богаче. Давайте более детально рассмотрим, что собой представляют синонимы и антонимы.
Общаться было бы несоизмеримо скучно, если бы отдельный предмет можно было назвать только одним словом. Гораздо интересней, когда можно найти альтернативу, которая будет в большей степени применима в том или ином случае.
Иногда не хочется останавливаться на чём-то одном. К чему это делать, если можно подобрать сразу несколько слов, которые максимально точно описывают объект или предмет. Для этой цели и нужны синонимы. Их может быть очень много. Это слова, которые имеют одинаковое значение, но при этом произносятся по-разному – словарь синонимов. При этом в каждом из контекстов нужны свои «двойники». Не всегда синонимы подходят по смыслу. Тут необходимо быть избирательным
Антонимы являются своеобразным противовесом синонимам. В этом случае речь идёт о словах, которые имеют совершенно противоположный смысл. При этом они также пишутся по-разному. К примеру, наиболее популярным сочетанием можно назвать антонимы «чёрное и белое». Понятно, что антонимами люди пользуются реже. При этом каждый должен понимать суть противостояния и уметь подбирать таковые. В ином случае в некоторых ситуациях будет сложно правильно сформулировать свою мысль. Словарь антонимов русского языка.
Синонимы и антонимы очень нужны и играют порой ключевую роль. Они помогают вникнуть в детали и описать объект максимально точно. Кроме того, поиск синонимов и антонимов может оказаться крайне увлекательным. В этом случае есть и выраженная польза для развития. Онлайн-словари помогут найти сходные или противоположные значения слов всего за несколько секунд.
Презентация к уроку родного русского языка Для чего нужны синонимы Для чего нужны антонимы
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Для чего нужны синонимы?
Для чего нужны антонимы?
Урок родного русского языка
во 2 классе
Учитель: Шкунова Вера Владимировна
МБОУ СОШ № 6 г. Саяногорска
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
ВРАЧ ДОКТОР ЛЕКАРЬ
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Сегодня холодный день. Небо ненастное. Дует сильный ветер. Тускло светит солнце.
Описание слайда:
Сегодня тёплый день. Небо ясное. Дует слабый ветер. Ярко светит солнце.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данная презентация в игровой форме поможет второклассникам уточнить представления о синонимах и антонимах и их использовании в родном русском языке. Так же с её помощью учащиеся могут выполнить самопроверку. Гиперссылки помогут перенестись из «картинной галереи» на слайды с отдельными картинами и проверить правильность подбора синонимов. Если картина выбрана ошибочно и у слова нет синонимов, то детей ожидает опечаленный смайлик. управляющие кнопки осуществляют передвижение по слайдам.
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока родного русского языка вуо 2 классе Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?
Презентация по русскому языку «Рисование бордюров» (1 класс)
Презентация по математике «Многоугольники» (1 класс)
Презентация по математике на тему » Увеличить на, уменьшить на. «
Внеклассное мероприятие ко «Дню матери». Подборка стихов.
Презентация по русскому языку «Строчная и заглавная буква Вв»
Презентация по русскому языку на тему «Гласный звук У буква У» (1 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5438655 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по русскому языку на тему «Для чего нужны в речи антонимы и синонимы»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Исследовательский проект Антонимы и синонимы в художественной и разговорной речи Выполнила ученица 5 «Б» класса Мардер Серафима Руководитель Смурыгова Л.Н.
Задачи: выяснить, что такое синонимы и антонимы, почему они возникают; отличить синонимы друг от друга; правильно подбирать антонимы; исследовать роль синонимов и антонимов в языке художественных произведений
Синонимы Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение!
Зачем в текстах нужны синонимы?
Зачем в речи используются синонимы? Близкие значения синонимов позволяют употреблять одно слово вместо другого, что делает речь разнообразной, дает возможность избежать назойливого употребления одних и тех же слов.
Антонимы Слова одной части речи различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения
Зачем в речи нужны антонимы? В обычной речи они помогают добиться большей художественной выразительности. Так, с помощью антонимов то или иное понятие не просто называется, но гораздо точнее характеризуются его признаки и свойства.
Повторение Это синонимы Это антонимы
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-151416
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока родного русского языка вуо 2 классе Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок родного русского языка 2 класс
Учитель: Шкунова Вера Владимировна
МБОУ СОШ №6 г. Саяногоска
Высшая квалификационная категория
Тема: Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?
Цель: содействие развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса; развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.
Продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы».
Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.
Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Формировать представление о богатстве родного языка.
Личностные УУД : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Познавательные УУД : систематизация материала, полученного на уроке, работа с разными видами заданий.
Знать : значение и роль синонимов и антонимов в речи.
Уметь: находить синонимы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи; выбирать т точно использовать антонимы.
Личностные : умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение, формирование позитивно-ценностного отношения к родному русскому языку.
Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать успешность достижения целей учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; самостоятельное формулирование проблемной ситуации;
Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение правильно построить высказывание.
Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке.
Тип урока : закрепление знаний
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Содержание:
Синонимы
Многообразие лексики русского языка определяется наличием синонимов. Слов, которые одни и те же предметы, признаки и действие называют по-разному. Используя синонимы, можно одно и то же сообщение выразить разными словами.
Отметим, что общий смысл предложений первой и второй групп одинаков, но выражен различными словами, но эти взаимозаменяемые слова относятся к одинаковым частям речи. Таким образом, синонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют разное звучание и написание, но одинаковое или близкое по смыслу лексическое значение.
Слово «синоним» заимствовано из греческого языка, происходит от слова – «συνώνυμος», что переводится как – «одноименный».
Появление синонимов в русском языке обусловлено разными причинами. Основных четыре: заимствование, словообразование, переосмысление, проникновение слов из диалектной, профессиональной, жаргонной лексики.
Все синонимы по значению можно разделить на группы.
Первую составляют абсолютные синонимы – одинаковые по лексическому значению и по экспрессивной (эмоциональной) окраске: бегемот – гиппопотам.
Ко второй относятся – стилистические синонимы. По значению они одинаковы, но по стилю изложения – разные: петух – кочет.
Третья группа – смысловые синонимы: ярость — гнев.
Четвертая – синонимы, имеющие одинаковые корни: неинтересный – безынтересный.
Кроме того, существуют синонимы-фразеологизмы (синтаксические синонимы): дать маху – ошибиться, бездельничать – бить баклуши.
Синонимы образуют синонимический ряд, совокупность синонимов во главе с доминантой – (стилистически нейтральным словом): лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс.
Примеры синонимов
Работать с огоньком – работать, засучив рукава; бить баклуши – гонять лодыря.
Антонимы
Антонимы – это слова одной части речи, с противоположным значением.
Слово «антоним» заимствованное, происходит от древнегреческого – «ἀντί)», что в переводе на русский значит – «против», и – «ὄνομα» – имя.
Различают антонимы языковые и речевые.
Антонимы бывают:
Антонимы имеются не у всех частей речи. Их нет у имен числительных, собственных имен существительных.
Примеры антонимов
Антонимы-наречия:
Омонимы
Омо́нимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но имеют разное значение.
Термин имеет греческие корни, образован от слов: «òμός» – «одинаковый» и «όμονα» – «имя». Своим появлением в русском языке омонимы обязаны заимствованию из других языков, случайному совпадению, потерей смысловой связи, историческому изменению, сленговому образованию. Все эти процессы этапы исторического развития и обогащения русского языка.
Омонимы делятся на подгруппы. Различают две подгруппы –
Все термины греческого происхождения, в них присутствует общее – «ὁμός» «одинаковый» и другие слова «γράφω» – «пишу», «φωνή» – «голос», «μορφή» – «форма». То есть, эти слова можно заменить русскими выражениями: «одинаковые по написанию», «одинаковые по звучанию», «одинаковые по форме»: за́мок (рыцаря) — замо́к (дверной); груздь (гриб) — грусть (печаль); не моя вина – бокал вина.
Примеры омонимов
Синонимы, антонимы и омонимы широко используются носителями русского языка. Они усиливают выразительность речи, придают ей красочность и неповторимость.