Для чего нужны суффиксы 3 класс родной язык
Презентация по русскому родному языку для 3 класса к теме «Для чего нужны суффиксы?» (2 урок)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Русский
родной язык
3класс
Описание слайда:
Из большого предмета маленький.
Стол, нос, гриб, рот, лист, лоб, лес, сугроб, дуб.
Описание слайда:
Я живу в многоэтажном …
(домике, доме, домище)
Какие слова вы выберете?
доме.
Описание слайда:
Какие слова вы выберете?
носик.
У моего братика маленький …
(носик, нос, носище)
Описание слайда:
Какие слова вы выберете?
Сестра взяла в библиотеке толстую …
( книжечку, книгу, книжище)
книгу.
Описание слайда:
Суффикс – важная часть слова,
Им кончается основа.
После корня он стоит,
Превращая дом в домишко,
А ружьё, друзья, в ружьишко.
Кота Мурзика в котенка,
А собаку в собачонку.
Описание слайда:
Упражнение 5 (стр. 91 – 92)
Мышь — мышка, Белозубка — Белозуб, лопаточка — лопата.
Описание слайда:
Упражнение 8
Волга-матушка, Дон Иванович, Кубанушка, Енисеюшка.
Описание слайда:
Закончите фразу :
• Я сегодня на уроке узнал…
• Самым интересным на уроке было…
• Мне больше всего понравилось…
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока по башкирскому государственному языку на тему «Русская матрешка»
Презентация по чеченскому языку на тему «Чолхе-карара предложенеш» (9 класс)
Рабочая программа «Родной (русский) язык»
Рабочая программа по родному русскому языку 1 класс
Презентация по родному языку на тему «Аат тыл туьуктэниитэ» (4 класс)
Дәрестең темаһы. Хайуан ҡушаматтары. Уҡыу-методик комплект: УМК “Башҡорт теле” (авт. Сынбулатова Ф.Ш. һ.б.).
Дәрестең темаһы.Баш хәреф. Исем-фамилияларҙың яҙылышы.Уҡыу-методик комплект: УМК “Башҡорт теле” (авт. Сынбулатова Ф.Ш. һ.б.).
Дәрестең темаһы. Һүҙҙе юлдан юлға күсереү.Уҡыу-методик комплект: УМК “Башҡорт теле” (авт. Сынбулатова Ф.Ш. һ.б.)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5438715 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по русскому языку
Тема: Значение суффиксов
Количество часов: 1 час
Цель:совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
выделять в словах суффиксы
образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов
на основе наблюдений выделять значения суффиксов
понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя
делать выводы по наблюдениям
находить общий признак, выделять лишнее
проявлять интерес к русскому языку
Ребята, для чего нам нужно изучать различные правила русского языка?
Правильно, чтобы наша речь была грамотная, красивая и смысл, сказанных нами слов, был понятен окружающим.
Так давайте изучим еще одно правило, чтобы разнообразить нашу речь.
Откройте тетради, запишите число, сегодня 17ноября, классная работа.
(1слайд) А теперь посмотрите на слайд и по цепочке читаем слова, называя суффиксы.
Что такое суффикс? Для чего он служит?
Молодцы, а что такое приставка? Для чего она служит? Приведите слова в пример с приставкой.
-(слайд2) Посмотрите на экран. Кто это?
— Как сказать, что это большой кот?
-Какая часть слова нам помогла превратить кота в котище?
— С помощью какого суффикса мы превратим большого кота в маленького? Какое слово получится?
— Какие значения придали каждый из этих суффиксов словам?
— Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?
Итак, тема урока: значения суффиксов.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
О значении суффиксах
Освоение новых знаний и применение их на практике
Коля,Вова, лиса, соловей, слово.
Вам надо образовать из данных слов однокоренные слова при помощи суффиксов: (-еньк-,
Скажите, что же послужило для образования данных слов?
Как изменилось значение слова?
-Помните, что каждый суффикс имеет свое значение. Большую строительную работу выполняет суффикс.
Так вот давайте теперь выполним с вами в учебнике на странице 91 номер 169 устно. Читаем задание. Что нам надо тут сделать?
Теперь открываем с вами страницу 92 и выполняем номер 171. Что нам тут надо сделать? Правильно, выполняем.
Упражнение 172. (раздаточный материал)
Во поле б е рёзонька(оньк) (словарь) стояла.
С листьев д о ждинки(дождь)(инк) скатываются на тр а винки(инк)(травушка).
Плывет кораблик на в о сток.(словарь)
А теперь с вами поиграем в хитрые вопросы.
В каком слове нет суффикса –ИК?
1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик
4) борщик
В каком слове есть суффикс –ИК-?
1) финик, 2) веник, 3) блокнотик,
4) дворник
В каком слове есть суффикс – ИК?
1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик
Выводы и обобщения
Что общего между суффиксом и приставкой?
Какая была цель урока?
Записывайте домашнее задание.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-102830
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка 3 класс на тему «Суффикс и его роль в слове»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 Курского муниципального района Ставропольского края учитель: Давыдова К.Г.
Тема: Суффикс и его роль в слове
– дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове;
– развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительности, увеличительности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее значение слова.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
2. Минутка чистописания:
— Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и «Классная работа».
3. Словарная работа
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)
— Зачем нужны кормушки?
— Что страшнее для птиц зимой: голод или холод?
— Посмотрите на кормушку (изображение кормушки на доске)- Какие птицы прилетели к кормушке? Запишите их названия.
Синица, сорока, ворона, воробей, снегирь
Посмотрите, что птицы нам принесли в клювиках.( СУФФИКС)
Познавательные УУД
1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. П редставлять информацию в виде схемы.
3 . Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
4. Работа над темой урока
ЧАСТЬ СЛОВА, СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ,
В СЛОВЕ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ
-Какие же задачи мы поставим на этом уроке? (вспомнить, что такое суффикс, где находится, роль в слове).
— Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках
— Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки.
Изменяемая часть слова – это…
Неизменяемая часть слова – это…
Разделительный Ъ знак пишется после…
В слове переходы – ход – является…, а ы – это…
Для нашего гостя СУФФИКСА мы проведём небольшую экскурсию по нашему селу. Осматривая наш посёлок, мы с вами будем находить друзей суффиксу.
-Давайте отправимся на нашу речку. Какая река протекает в нашем селе?
Возможно, здесь мы найдём новых друзей.
Запишите слова и разберите (работают в тетрадях).
Выделите в них суффиксы. Какой суффикс нашли? (Рассматриваются два ответа: сильного и слабого ученика).
Почему у нас получились разные ответы? (мы не умеем выделять суффикс)
4.2 Составление алгоритма.
-Какая же задача стоит перед нами? (научиться выделять суффикс)
Что мы должны с вами составить? (мы должны составить алгоритм). (По ходу составления алгоритма, я буду выставлять его на доске).
С чего же мы начнём?
Давайте вспомним из каких двух частей состоит любое слово? (изменяемой части и неизменяемой).
— Назовите изменяемую часть. (окончание)
— Итак, какой же первый шаг алгоритма? (найти изменяемую часть – окончание)
Найти изменяемую часть
— А неизменяемая часть это что? (основа).
Найти неизменяемую часть
— Какой третий шаг? (подобрать однокоренное слово и найти корень)
Какой следующий шаг? (найти ту часть, которая добавилась)
Определить какая часть добавилась
И какой же будет последний шаг? (выделить значком)
Найти изменяемую часть (окончание)
Найти неизменяемую часть (основу)
Подобрать однокоренное слово, выделить корень.
Определить, какая часть добавилась.
Молодцы! Мы составили алгоритм. Какой суффикс нашли? (суффикс ЕНЬК).
Теперь по алгоритму будем искать суффиксы дальше.
4.3 Коллективный разбор слова РЕЧУШКА.
Какой суффикс нашли? (суффикс УШК)
Какое значение этого суффикса?
Регулятивные УУД
1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Практическая часть урока: (начало формирования умений)
Работа в группах Игра «Побудь волшебником» Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова.
1 группа будет превращать слова в названия маленьких предметов
3 группа-…в ласковые слова
Вывод: по группам (Суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение, увеличительное и т.д)
— Используете ли вы в речи такие суффиксы?
— Назовите своего соседа ласковым именем.
Работа с учебником.
– Давайте поищем друзей нашему гостю в учебнике.
— Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? (Стих-е)
— В какое время происходят события? Почему? (Докажите строчками из стих-я)
— Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку?
— Какие это чувства? (Доброта, любовь, сочувствие)
— Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку?
— Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)
Выпишите и разберите эти слова по составу.
— Чем будете пользоваться?
Коммуникативные УУД
1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3 . Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
7. Подведение итогов
-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?
Молодцы. Ребята, посмотрите, сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли.
О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили?
— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания
Назовите уменьшительно-ласкательные суффиксы. (УШК, ЕНЬК, ОЧК, ИЧК, ИК…)
Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)
Суффикс, который всё увеличивает? (ИЩ….)
Мы нашли ему много новых друзей. Но их поиск вы продолжите и на последующих уроках.
-Какое настроение у вас после урока? Покажите с помощью смайликов. (Дети выбирают один из трёх смайликов)
Вы большие молодцы. И суффикс очень благодарен вам за помощь.
А я вам за вашу работу поставлю оценки, когда проверю ваши тесты.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-276682
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Тема. Значение суффиксов.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами, объяснять смысл суффиксов, различать суффиксы с различным смысловым значением.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Суффикс, корень, образование слов.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим рисунки. Люди каких профессий здесь изображены? Как образовались эти слова?
На этой иллюстрации изображены люди разных профессий. Рассмотрим, как образовались некоторые профессии:
В каждом из этих слов можно найти разную часть слова после корня, разные суффиксы, но все они указывают на принадлежность к определённой профессии.
Вспомним, суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.
Суффиксы могут много рассказать нам о слове. По суффиксам можно определить часть речи.
Какое смысловое значение могут иметь суффиксы?
Слова с суффиксом –ищ- называют место: пожарище, убежище.
Суффикс –ство- указывает на совокупность лиц по какому-нибудь признаку: студенчество, учительство.
Слова, имеющие суффикс –ит-, обычно называют драгоценные камни: лазурит, александрит, селенит.
Есть суффиксы ягод – ик-: черника, голубика, земляника.
Суффикс –ин- обозначает мясо: баранина, свинина, говядина.
Укажите наиболее полное и правильное определение суффикса.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Укажите слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Трусишка, мёд, медовый, лесной, перебежка, тракторист.
Укажите значение данных суффиксов в словах:
Банщик, текстильщик, вратарь, аптекарь, печник.
Указывают на профессию.
Укажите значение данных суффиксов в словах:
Белизна, голубизна, красота, краснота, терпимость.