Для чего пушкин использует устаревшие слова
Историзмы и архаизмы в «СКАЗКЕ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А.С. Пушкина
Ключевые слова: историзмов; архаизмов; рукописи; образование; формирование культуры; анализ произведения, роль слов; устаревшие слова; исторический колорит; лексика.
Для решения данной цели мною были поставлены следующие задачи исследования:
— изучить историю создания «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина;
— проанализировать устаревшие слова в «Сказке о царе Салтане»;
— выявить роль устаревших слов в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина.
Объектом исследованиявыбрана«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.
В качестве методов исследования использовались: изучение литературных источников, поиск и сравнение, анализ лексики, систематизирование и обобщение информации, оформление результата.
Для человека двадцать первого века, не всегда понятен смысл слов, который употреблял поэт почти два столетия назад. Именно поэтому актуально исследовать произведение А.С.Пушкина и найти в нём устаревшие слова, объяснить их значение и происхождение.
История создания «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.
В основном Пушкин использовал народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», записанную им конспективно в 1828 году. В произведении использовались и персонажи, заимствованные из других народных сказок, например, волшебный образ Царевны Лебедя, имеющий отклик в образе Василисы Премудрой.
Считается, что первую запись, связанную с сюжетом будущей сказки, Пушкин делает в 1822 году в Кишинёве. Это короткая схематическая запись, которая представляет собой, конспект литературного, западноевропейского источника, о чём свидетельствуют такие детали, как «оракул», «ладья», «буря», объявление войны и другое. Разобраться в этой схематичной записи сложно из-за путаницы в персонажах. Следующая краткая запись сказки была сделана Пушкиным в 1824—1825 гг., во время пребывания в Михайловском. Эта запись восходит, как предполагаются, к няне Арине Родионовне и находится среди записей, известных под условным названием «Сказок Арины Родионовны»[5].
Сказка была завершена летом-осенью 1831 года, когда Пушкин жил в Царском Селе на даче А.Китаевой. В этот период он находился в постоянном общении с В.Жуковским, с которым вступил в соревнование, работая над одним и тем же «русским народным» материалом. Жуковский предложил написать каждому по стихотворной переработке народной сказки. Он тогда работал над сказками «О спящей царевне» и «О царе Берендее», а Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане» и «Балду».
Анализ и роль устаревших слов в «Сказке о царе Салтане»
Архаизмы и историзмы используются, как изобразительное средство в произведениях художественной литературы, где они способствуют воссозданию той или иной исторической эпохи. Они используются также в научно-исторической литературе.
В «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкин использовал очень большое количество архаизмов и историзмов. Количество архаизмов и историзмов, оказалось, что в сказке они составляют 8 %. Было определено значение 50 слов, среди них 33 архаизма и 17 историзмов.
Презентация на тему «Устаревшие слова в произведениях А.С.Пушкина»
Описание презентации по отдельным слайдам:
МБОУ СШ №32 «Эврика-развитие» г. Волжский Волгоградской области Тихонова О.В., учитель русского языка и литературы
Актуальность: На уроке по творчеству А.С.Пушкина мы начали рассуждать о том, какое влияние оказывают устаревшие слова на восприятия читателей, с какой целью автор употребляет их в большом количестве. Таким образом, было решено создать данный проект. На наш взгляд, он является актуальным, так как позволяет современным школьникам понять художественную идею произведений, написанных почти 200 лет назад.
Цель: Изучение материала об устаревших словах, их разновидностях, определение значения устаревших слов в произведениях А.С.Пушкина Задачи: Провести лингвистический эксперимент с целью выявления актуальности проблемы. Познакомиться с материалом о пассивной лексике русского языка. Познакомиться с эпохой 19 века, о которой повествуется в произведениях Пушкина. Найти устаревшие слова в текстах Пушкина, определить их значение по словарю. Составить «Словарь устаревших слов произведений Пушкина» для облегчения восприятия будущим читателям.
При чтении произведений русских классиков, мы удивляемся художественному совершенству, богатству их языка, преклоняемся перед образностью выражений, используемых авторами. Язык не стоит на месте: он живет, в нем появляются новые слова, исчезают или вытесняются другими старые. Чем же так привлекателен для современного читателя язык 19 века? Не только образностью и богатством, но и обилием слов, рисующих тогдашнюю русскую жизнь, непонятную современному читателю.
19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Он был великим человеком, который не только написал огромное количество произведений, обогатил русскую поэзию, но и создал литературный язык тех времен. Людям двадцать первого века, не всегда понятен смысл слов, которые поэт употребил почти два столетия назад. Ежегодно на уроке литературы мы изучаем произведения А.С. Пушкина. Во время чтения у нас возникает немало вопросов. Почему так странно говорят некоторые герои? Только ли нам не понятны эти слова? Почему они вызывают трудности для понимания? И главное, зачем Пушкин использовал их в своем произведении? Чтобы ответить на все эти вопросы, мы решили провести лингвистический эксперимент, понаблюдать за данными словами в текстах, заглянуть в прошлое – эпоху Пушкина. Необходимо исследовать произведения Пушкина и найти в них устаревшие слова (вышедшие из активного употребления и в современном языке), объяснить их значение и происхождение.
Гипотеза: Пушкин использует устаревшие слова в своих произведениях, чтобы воссоздать колорит эпохи 19 века и как средство создания характера. Его произведения привлекают внимание читателя XXI века своей самобытностью и оригинальностью, но при чтении мы не можем обойтись без специальных словарей. Объект исследования: произведения А.С.Пушкина. Предмет исследования: предметом лингвистического анализа являются устаревшие слова в произведениях автора. Методы исследования: сбор информации об устаревших словах, лингвистический эксперимент, анализ текстов, обобщение собранных результатов. Продукт: словарик, Web-сайт
Лингвистический эксперимент Проблема непонимания – это одна из центральных проблем современного мира вообще. В ходе прочтения художественных произведений XIX века, рассказывающих о событиях «старины глубокой», современные школьники сталкиваются с непониманием значения устаревших слов, что влечет за собой трудности в осознании идеи писателя. В нашем эксперименте приняли участие 30 человек в возрасте от 10 до 15 лет. Им было предложено объяснить лексическое значение отдельных устаревших слов, взятых из текстов А.С.Пушкина, и их же значение в контексте.
Устаревшие слова в творчестве А.С.Пушкина можно условно разделить на три группы: собственно устаревшие слова, то есть архаизмы и историзмы, слова, в которых произошло чередование звуков, устаревшие грамматические формы.
Вывод: Анализ результатов лингвистического эксперимента показал, что многие школьники испытывают трудности при чтении текста из-за непонимания значения слов, относящихся к пассивной лексике русского языка. Роль устаревших слов в русском языке разнообразна. Историзмы в литературе используются для наиболее точного описания эпохи. В произведениях художественной литературы архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей.
Пушкин в своих произведениях рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве. Во время чтения перед нами возникают картины жизни провинциального дворянства: обеды, отдых, охота, прием гостей. Речь главных героев, элементы одежды помогают понять и представить образ людей того давнего времени, что позволяет Пушкину осуществить художественный замысел использования в произведении устаревшей лексики.
Заключение В ходе исследования мы убедились, что язык изменяется, но изменяется медленно. С времён Пушкина лишь малая часть слов полностью вышла из активного словарного запаса, а остальные продолжают функционировать с другими значениями, с другими корнями. Устаревшие слова как разряд лексики имеют свои специфические черты, представлены в словарях устаревших слов. В них можно найти не только толкование непонятного слова, встретившегося в изучаемом на уроках литературы художественном произведении, но и расширить свои знания об ушедших эпохах, почерпнуть много интересных и занимательных сведений по истории и культуре. Тема функционирования устаревших слов в произведениях писателей 18 – 19 веков необычайно интересна, сложна и многопланова. Жизнь слова не менее увлекательна, чем жизнь человека, и в данной проблеме больше вопросов, чем ответов. Эта работа отражает лишь маленький эпизод этой жизни.
Назначение Материалы можно использовать на уроках литературы, русского языка, словесности, на классных часах, во внеклассных мероприятиях. Компьютерная презентация позволит обеспечить школьникам мобильный доступ к справочным материалам и позволит правильно понять авторский замысел.
Рефлексия Во время работы над проектом мы научились: Проводить эксперименты Анализировать полученные результаты Работать с дополнительными источниками информации Делать выводы на уровне полученной нами информации Использовать Интернет в более широких целях Создавать презентации Оценивать и анализировать свою работу и работу своих партнеров Нам понравилось работать над проектом, мы узнали много нового, познавательного и интересного.
Проект » Устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина»
Содержимое разработки
Исследовательский проект «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина»
Выполнили: обучающиеся 4 «А» класса МАОУ СОШ № 21 ГОЩ
Руководитель: Мокрушина С.Н.
А.С. Пушкин использует устаревшие слова в своих сказках, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.
Объект исследования: сказки А.С.Пушкина Предмет исследования: устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина
Цель исследования: познакомиться с устаревшими словами и их разновидностями
Узнать, что такое устаревшие слова. Провести опрос учащихся с целью выявления: знают ли они устаревшие слова. Прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова. Составить «Словарь устаревших слов по сказкам А.С. Пушкина»
Теоретическая значимость проекта: изучены устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина
Практическая значимость проекта:
Создан «Словарь устаревшей лексики сказок А.С.Пушкина»
Большая часть ребят затрудняется в определении понятия «устаревшие слова»
К ним относятся слова, обозначающие особые вещи, должности, явления, которые перестали существовать в современном мире, но имели место раньше. Пример таких слов – боярин, воевода, сенная девушка, поместье. Они не имеют синонимов в современном языке, а узнать их значение можно только из толкового словаря. Вот несколько примеров предложений, содержащих устаревшие слова.
«Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце» ( на троне и в короне )
Это тоже слова, вышедшие из употребления. Но основное их отличие в том, что их можно заменить синонимами, которые употребляются в современной речи. Вот примеры архаизмов: ланиты, персты, чупрун. Соответственно, их современные аналоги – щёки, пальцы, чуб.
А вот примеры предложений, содержащих архаизмы:
«Перед нею усердные слуги; она бьёт их, за чупрун таскает.» ( чуб, чёлка )
Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина
В рамках данного проекта мы исследовали устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и о семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»
Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания : царь, царица, бояре, чернавка. Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц : алтын, грош, полушка, гривна, полтина.
По ходу чтения сказки мы выписали все устаревшие слова. Затем выписали их значения из «Толкового словаря живого великорусского языка» Даля.
«Издалеча наконец» – из далекой наконец
«Правду молвить, молодица» – правду говорить, молодая женщина
Замена слов в оригинальном тексте на слова синонимы
«Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.»
«Правду говорить, молодая женщина Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, упряма Своенравна и ревнива.»
«И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой.»
«И царевна очутилась В светлой комнате; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с выжженным выступом.»
С помощью толкового словаря живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля и сети Интернет мы выяснили толкование непонятных устаревших слов. В результате у нас получился «Словарь устаревшей лексики сказок А.С.Пушкина» (Приложение 4)
В ходе своего исследования мы убедились, что в произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен.
В процессе этой работы мы научилась проверять свои идеи, подбирать научную литературу по интересующему нас вопросу, проводить эксперименты. А главное, мы составили «Словарь устаревшей лексики сказок А. С. Пушкина», который поможет нам с ещё большим удовольствием читать эти замечательные сказки.
Исследовательская работа. Тема: «Архаизмы и историзмы в сказках А. С. Пушкина»
Муниципальное автономное образовательное
Тема: «Архаизмы и историзмы
в сказках А. С. Пушкина»
Оглавление
Так же, как из году в год меняют леса свои листья,-
Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие.
Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. Прошло уже 218 лет со дня рождения Пушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его все растет. Пушкина не только читают, но и старательно изучают.
На уроке литературы мы читали сказки Александра Сергеевича Пушкина. Во время чтения у меня возникло много вопросов. Мне были непонятны многие слова. Я решил прочитать другие сказки А.С.Пушкина. При их чтении у меня так же возникло много вопросов. Почему так странно говорят некоторые герои? Только ли мне непонятны эти слова? И главное, зачем Пушкин использовал их в своем произведении? Таким образом, мною была сформулирована гипотеза, а также поставлена цель и определены задачи данной работы.
А.С. Пушкин жил и творил в начале IXX века. С тех давних времен прошло много времени, далеко вперед шагнуло человечество в своем развитии, поэтому в сказках Пушкина присутствует большое количество слов, которые не употребляются в современной речи и их можно отнести к устаревшей лексике. Данный факт свидетельствует о необходимости растолковать значение устаревших слов. Разбираться в понятии «устаревшие слова» необходимо для того, чтобы не допускать ошибок в употреблении историзмов или архаизмов, связанных с незнанием их лексического значения.
Объект исследования: сказки А.С.Пушкина.
Предмет: устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина
Гипотеза исследования: А.С. Пушкин использует устаревшие слова в своих сказках, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.
Цель исследования: познакомиться с устаревшими словами и их разновидностями
• Узнать, что такое устаревшие слова.
• Провести опрос учащихся с целью выявления: знают ли они устаревшие слова.
• Прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.
• Составить словарь устаревших слов по сказкам А.С. Пушкина.
• Разделить слова на группы (архаизмы и историзмы).
• Проанализировать слова с точки зрения морфологии.
Глава 1. Теоретическая часть.
Устаревшие слова.
Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления, называются устаревшими словами. Устаревшие слова возникают в связи с выходом из обращения предметов быта, одежды, явлений и представлений, которые эти слова называют. Лексические значения устаревших слов часто забываются людьми. Устаревшие слова можно встретить в художественной литературе, пословицах и поговорках, исторических фильмах, научных статьях, описывающих быт людей в прошлом.
Больше всего устаревшие слова-историзмы встречаются среди названий, связанных с военной тематикой, а также имеющих отношение к хозяйственным предметам и одежде: кольчуга, забрало, сорочин, армяк, камзол. Вот несколько примеров предложений, содержащих устаревшие слова.
«Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка…» «здравствуй, барыня сударыня дворянка!» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце («Сказка о Царе Салтане…»)
К устаревшим относят слова, которые более не употребляются в обыденной речи. Они делятся на две группы: Историзмы – это устаревшие слова, которые вышли из активного употребления в связи с исчезновением предметов, явлений, понятий, обозначавшихся этими словами: вече, уезд, аршин, дилижанс и др.
Иногда слова, ставшие историзмами, возвращаются в активное употребление. Условием этого служит возрождение предметов, явлений, которые обозначаются данными словами. Так произошло, например, со словами гимназия и лицей, которыми сейчас называют разновидности современных учебных заведений, с должностью губернатор.
Историзмы — устаревшие слова, полностью вышедшие из употребления, так как вышли из употребления предметы и явления, которые эти слова называли. В отличие от архаизмов, историзмы не имеют синонимической замены в настоящем. Примеры историзмов: кокошник, шушун (одежда), алтын (денежная единица), дворянин, граф (титулы), кольчуга, забрало (военное снаряжение). Изменилась система образования в России – ушли из нашей речи слова институт благородных девиц, классная дама, реалист (учащийся реального училища), институтка. Примерами историзмов служат слова советских времён, которые были в употреблении в прошлом веке: продотряд, махновец, буденовка, авоська
Таким образом, историзмы занимают в языке совершенно особое положение, являясь единственными наименованиями давно ушедших из нашего обихода предметов. Поэтому у историзмов нет и не может быть синонимов.
Архаизмы – устаревшие слова, которые были вытеснены из активного употребления синонимами.
По способу устаревания и замене архаизма новым словом выделяются следующие группы:
• Собственно лексические архаизмы — полностью вышедшие из употребления слова, на их смену пришли слова с другими корнями (ветрило, шуйца, длань);
• Лексико-семантические архаизмы — потерявшее одно или несколько лексических значений (живот в значении «жизнь», негодяи в значении «негодные к воинской службе», истукан в значении «статуя»), а также получившие новое значении (позор — значение «зрелище» изменилось на «стыд», урод — значение «красота» изменилось на «с физическими недостатками»);
• Лексико-фонетические архаизмы — поменявшие фонетическое звучание слова за счёт замены, отпадания отдельных звуков (нумер — номер, зерцало — зеркало, нощь — ночь). Выделяются акцентологические архаизмы, у которых изменилось место ударения в слове (музы́ка — му́зыка, филосо́ф — фило́соф);
• Лексико-словообразовательные архаизмы — устаревшие слова, из которых появились новые путём прибавления к корню устаревшего слова новых словообразующих морфем (дружество — дружба, фантазм — фантазия).
Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время они ещё понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя в повседневной речи уже не используются. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометкой «устар». Процесс возникновения архаизмов называется архаизацией.
В художественной литературе архаизмы широко используются как стилистическое средство для придания речи торжественности, для создания колорита эпохи, а также в сатирических целях. Язык, как система, находится в постоянном движении, развитии, и самым подвижным уровнем языка является лексика: она в первую очередь реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами. В то же время наименования предметов, явлений, не получающих более применения в жизни народов, выходят из употребления.
При работе с различными источниками информации в результате исследования были изучены понятия архаизмы и историзмы. Перечитывая сказки А.С. Пушкина, выписал устаревшие слова и классифицировал на группы: историзмы и архаизмы. Их значения нашёл с помощью «Школьного словаря устаревших слов русского языка» Р. П. Рогожниковой и «Толкового словаря русского языка» В.И. Даля. В результате получился словарь архаизмов и историзмов по сказкам А.С. Пушкина, которым может воспользоваться любой ученик нашей школы. \
Я провел опрос среди одноклассников «Что такое устаревшие слова?», для этого составил анкету.
Знаете ли вы, что такое устаревшие слова?
Знаете ли вы, что такое архаизмы?
Знаете ли вы, что такое историзмы?
Где будете искать помощь в толковании слов?
Результаты исследований представлены на диаграмме
Проведенный опрос позволил сделать вывод, что большая часть ребят, затрудняется в определении этого понятия. Я решила узнать подробнее об устаревших словах и познакомить с этим своих одноклассников.
2.2 Словарь устаревших слов. Историзмы и архаизмы в сказках А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане …»
2. «Сказка о рыбаке и рыбке»
3.«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
4. «Сказка о попе и работнике его Балде»
5. «Сказка о золотом петушке»
2.3. Морфология и устаревшие слова.
В процессе составления словаря у меня возник вопрос.
Какие части речи встречаются чаще среди устаревших слов? Составил таблицу и вот что получилось.
маковка, на посылках.
3. Молодица, черница,