Для чего разработана стратегия гарантированного обеспечения безопасности движения
Утверждена стратегия безопасности дорожного движения до 2024 года
CrispyPork/ Shutterstock.com |
Стратегия безопасности дорожного движения до 2024 года определяет приоритеты в области безопасности дорожного движения, направления и способы их достижения до 2024 года (распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 года №1-р 1 ).
В числе основных направлений стратегии:
В рамках работы по развитию системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате ДТП планируется разработать регламенты взаимодействия заинтересованных служб при получении сигнала о возникновении аварии, о координации действий при выезде на место ДТП и непосредственно на месте происшествия. Кроме того, согласно документу, будут разработаны меры по обеспечению бесперебойного движения автотранспорта оперативных служб при выезде на место происшествия и расширена практика использования авиационной техники для прибытия на место ДТП и доставки пострадавших в лечебные учреждения.
При этом в рамках стратегии предполагается повысить безопасность дорожного движения, а также стремиться к показателю социального риска, составляющего не более 4 погибших в ДТП на 100 тыс. населения и нулевой смертности – к 2030 году.
Документы по теме:
Читайте также:
Это 79% от общего количества вынесенных постановлений в 2017 году.
Самой суровой санкцией может стать лишение права управления транспортными средствами на 3 года.
Это может быть куртка, жилет или жилет-накидка с полосами световозвращающего материала.
Однако пропущенный срок нужно будет восстановить.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Утверждена Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы
На официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 года №1-р, которым утверждена Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы.
Повышение безопасности дорожного движения, направленное на сохранение жизни и здоровья граждан, является одним из приоритетных направлений государственной политики и важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны.
Стратегия разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации,данного по итогам заседания президиума Госсоветаи составит основу государственной политики по повышению безопасности дорожного движения на среднесрочный период планирования. При ее подготовке были учтены положения стратегических документов в областях национальной, экономической, общественной, транспортной безопасности, внешней, миграционной политики, а также социально-экономического развития.
Необходимость её принятия подкрепляется аналитически обоснованными выводами о том, что прогнозные значения основных показателей аварийности могут иметь тенденцию к росту, если не будет разработан и реализован системный комплекс мер, направленный на предотвращение негативных трендов.
Принятая Стратегия ставит задачу создать рамочную основу для организации системной работы по повышению безопасности дорожного движения. В период с 2018 по 2020 годы будет наращиваться соответствующий потенциал в рамках выполнения мероприятий федеральной целевой программы. С2021 по 2024 годы предполагается реализация комплекса практических мер, оказывающих непосредственное воздействие на безопасность дорожного движения.
В Госавтоинспекции отметили, что принятие Стратегии и ее реализация совместно с федеральной целевой программой позволит сохранить тенденцию к сокращению дорожно-транспортного травматизма.
Стратегия гарантированной безопасности и надежности перевозок
ОАО «РЖД» переходит к проактивной политике в области безопасности движения. Актуализированная Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса ОАО «РЖД», разработанная в 2012 году и утвержденная в начале 2013 года, предусматривает создание эффективной системы предупреждения технологических сбоев и отказов. Система менеджмента безопасности ОАО «РЖД» нацелена также на укрепление культуры безопасности и вовлечение в этот процесс как можно более широкого круга работников Группы.
Приоритет безопасности перевозок железнодорожным транспортом повышается, эта тенденция отчетливо прослеживается как на глобальном уровне, так и в требованиях регулирующих российских органов.
ОАО «РЖД» дополнительно усиливает внимание к безопасности перевозок в связи с изменениями в структуре Группы, переходом на управление по видам бизнеса и развитием новых направлений — скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, интенсивного тактового внутригородского и пригородного пассажирского сообщения, тяжеловесных грузовых перевозок, — а также в связи со значительным износом технико-технологической базы железнодорожного транспорта и сокращением контроля за соответствием продукции и услуг со стороны государства.
Актуализированная Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса ОАО «РЖД» принята в развитие соответствующей Функциональной стратегии, действовавшей с 2007 по 2013 годы, и исходит из современного представления о системности причин нарушений безопасности движения. Превалирующий принцип обновленной Стратегии — «предвидеть и предупреждать».
Стратегия предусматривает дополнительные мероприятия не только в отношении надзора за соблюдением правил безопасности и по устранению последствий нарушений, но прежде всего меры предупреждения нарушений и повышения надежности перевозочного процесса.
Расширяется использование методологий оценки и управления рисками, методов факторного анализа, методик оценки влияния надежности технических объектов на безопасность движения, систем поддержки принятия управленческих решений. Эффективным инструментом повышения надежности перевозочного процесса становится внедренная в 2012 году УРРАН (Система управления ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла), которая обеспечивает анализ состояния, надежности и функциональной безопасности технических средств, объектов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава.
Главное место отводится повышению эффективности Системы менеджмента безопасности (СМБД), гармонизированной с международными стандартами безопасности, действующими на железных дорогах стран Европейского союза. СМБД обеспечивает единство подходов и скоординированное взаимодействие между всеми филиалами, структурными подразделениями, дочерними и зависимыми обществами Группы, участвующими в перевозках или обеспечивающими их. В числе важных новаций Стратегии стоит отметить введение внутреннего аудита СМБД, а в перспективе и внешнего аудита системы менеджмента безопасности и ее сертификацию.
Базовым элементом СМБД является Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД», отвечающий за вопросы оперативной безопасности движения, транспортной и пожарной безопасности, контроль метеорологических условий. В 2012 году были утверждены документы, регламентирующие деятельность Ситуационного центра в штатном режиме и в режиме ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а также его оперативное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и сторонними организациями.
Целевые (контрольные) показатели безопасности движения
Поскольку на государственном уровне не разработана номенклатура целевых показателей безопасности движения, надежности перевозок и допустимых уровней рисков, с 2010 года эти показатели и их значения устанавливаются корпоративными документами ОАО «РЖД» и утверждаются правлением Группы.
В 2012 году важнейшие показатели — отношение абсолютного числа всех событий к общему поездообороту в миллионах поездо-километров — были актуализированы и рассчитаны с учетом темпов снижения аварийности, заданных в Транспортной стратегии и Стратегии развития железнодорожного транспорта: к 2015 году — 66 % от уровня базового 2007 года и от базового уровня к 2030 году. На период с 2011 по 2015 годы показатели рассчитаны ежегодно, а на 2016, 2020 и 2030 годы — с учетом инновационного и энергосырьевого сценариев развития железнодорожного транспорта. Показатели установлены как для ОАО «РЖД» в целом, так и для всех филиалов, структурных подразделений и дочерних обществ Группы, деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения. Задача ОАО «РЖД» и подразделений — не превышать установленные целевые значения показателей.
Формирование культуры безопасности
С 1 сентября 2012 года вступили в силу новые правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте. ОАО «РЖД» организовало изучение и проверку знания нового документа для более чем 600 тыс. работников Группы и свыше 20 тыс. работников сторонних организаций, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой и выполнением строительных работ на инфраструктуре ОАО «РЖД».
Переход к позитивной культуре безопасности, обучение сотрудников являются важной частью Стратегии, поскольку упор на административные меры и наказание виновника конкретного происшествия (будь то железная дорога, хозяйство или конкретный исполнитель) не способствует росту мотивации и инициативности персонала и в конечном счете минимизации влияния человеческого фактора на безопасность движения.
Стратегия предполагает, в частности, введение оценки профессиональных качеств работников с учетом их готовности соблюдать требования безопасности, быстро адаптироваться к новым требованиям; расширение доступа к информации по вопросам безопасности, вплоть до неограниченного распространения сведений о нарушениях и мерах по ликвидации их последствий; дополнение процедур служебного расследования событий и происшествий процедурами выявления причинно-следственных связей, предшествующих их возникновению, и анализ этих связей.
Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса ОАО «РЖД»
Гарантированное обеспечение заданного уровня безопасности жизни и здоровья людей, природы, материальных ценностей и технических комплексов при реализации перевозочного процесса на всех его стадиях, а также заданного уровня надежности выполнения перевозочного процесса
Для чего разработана стратегия гарантированного обеспечения безопасности движения
от 8 января 2018 года N 1-р
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 6-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии;
включать в государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации данные о ходе реализации Стратегии.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при решении задач в области безопасности дорожного движения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 8 января 2018 года N 1-р
Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения на федеральном, региональном, муниципальном и межотраслевом уровнях.
Стратегия разработана в целях определения приоритетов в области безопасности дорожного движения, направлений и способов их достижения, а также для формирования у участников правоотношений в области безопасности дорожного движения представлений относительно перспектив и ориентиров состояния обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации на среднесрочный период.
Общий подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения базируется на решениях органов государственной власти, в соответствии с которыми безопасность дорожного движения является важной государственной задачей, так как речь идет о сохранении жизни и здоровья граждан страны, фактически о повышении качества жизни. В связи с этим для безопасности дорожного движения необходимо привлечение усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных институтов, субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, а также структур российского бизнес-сообщества.
Стратегия является основой планирования при реализации политики в области обеспечения безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы, обеспечивает целостный (системный) подход к решению проблемы дорожно-транспортного травматизма.
Стратегия включает в себя результаты анализа состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также совокупность мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения и снижение смертности в данной сфере, сформированных на системной основе.
Концептуальная модель Стратегии базируется на балансе целей, задач и интересов государства и общества, а также на эффективном использовании финансово-экономических, материальных и людских ресурсов в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Стратегия учитывает предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных организаций, субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, структур российского бизнес-сообщества и общественных организаций.
Основные понятия, используемые в Стратегии:
II. Оценка современного состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации
Повышение безопасности дорожного движения, направленное на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан Российской Федерации, является одним из приоритетных направлений государственной политики и важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны.
Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России и обществу в целом колоссальный социальный, материальный и демографический ущерб. В Российской Федерации с 2007 по 2016 год в дорожно-транспортных происшествиях погибло 271 тыс. человек, 2,5 млн. человек были ранены, пострадали 227 тыс. детей в возрасте до 16 лет, из них 9 тыс. получили травмы, несовместимые с жизнью. Треть погибших в авариях на автомобильных дорогах составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет). Около 20 процентов пострадавших становятся инвалидами.
Ежегодные экономические потери страны от дорожно-транспортных происшествий составляют около 2 процентов валового внутреннего продукта и сопоставимы в абсолютных показателях с валовым региональным продуктом таких субъектов Российской Федерации, как Краснодарский край или Республика Татарстан.
В 2016 году произошло 173694 дорожно-транспортных происшествия, в которых пострадали 241448 человек, из них 20308 человек погибли.
В целях выработки приоритетных направлений реализации Стратегии проанализирован массив статистических данных, характеризующих состояние дорожно-транспортного травматизма. Результаты этого анализа позволяют выделить проблемные зоны, на которые в первую очередь должны быть направлены усилия.
Так, состояние безопасности дорожного движения во многом определяется дисциплиной и уровнем профессионального мастерства водителей. В России более 85 процентов дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. На долю таких происшествий приходится более 80 процентов погибших и более 90 процентов раненых. Сопоставительный анализ статистических данных об аварийности в зависимости от стажа управления транспортным средством позволяет отнести к группе риска водителей, получивших право на управление транспортными средствами менее 2 лет назад. В 2016 году из-за нарушений правил дорожного движения такими водителями совершено каждое тринадцатое дорожно-транспортное происшествие (7,9 процента), в них погибли 1154 человека и ранены 16953 человека. Эти данные свидетельствуют о необходимости комплексного совершенствования процесса допуска водителей к участию в дорожном движении, главным образом с точки зрения подготовки и приема экзаменов. В 2016 году в каждом десятом случае водитель автомототранспортного средства, нарушения которого стали причиной дорожно-транспортного происшествия, находился в состоянии опьянения (10,4 процента). Важно отметить, что число погибших в дорожно-транспортных происшествиях из-за нарушений правил дорожного движения водителями в состоянии опьянения за последние 10 лет увеличилось в 1,8 раза (увеличение на 78,8 процента в 2016 году к 2007 году), в то время как общее число погибших на дорогах страны сократилось на 39 процентов за рассматриваемый период. Данный факт позволяет сделать вывод о необходимости целевого воздействия на указанную проблему. Начиная с 2013 года растет количество происшествий, совершенных из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, и число раненых в них людей. В этой связи объектом воздействия должны стать организации различных форм собственности, эксплуатирующие транспортные средства.
Рассматривая структуру аварийности, следует отметить, что основными видами дорожно-транспортных происшествий в России остаются столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. В общей сложности на них приходится более 70 процентов всех происшествий и пострадавших в них.
Пешеходы являются наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения. За последние 10 лет на улицах и дорогах страны погибли 86498 пешеходов и ранены 629183 пешехода. В 2016 году произошло 53420 наездов на пешеходов (30,8 процента общего количества происшествий), в которых 5931 человек погиб (29,2 процента общего количества погибших) и 49979 человек были ранены (22,6 процента общего количества раненых). При этом наезд на пешехода характеризуется особенно высокой тяжестью последствий (11 погибших на 100 пострадавших). Данная проблема обусловлена комплексом причин, поэтому требует системного подхода к своему решению. Так, следует отметить, что более 40 процентов погибших пешеходов относятся к старшей возрастной группе участников дорожного движения (от 55 лет и старше). Две трети пешеходов (68,3 процента) погибли из-за наезда транспортных средств в темное время суток. Более половины происшествий в результате наезда на пешеходов совершаются из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств (57,6 процента дорожно-транспортных происшествий в 2016 году). Обращает на себя внимание проблема аварийности на пешеходных переходах, связанная в основном с низкой дисциплиной водителей и самих пешеходов. Здесь совершается треть от количества наездов на пешеходов, из них более 80 процентов происшествий происходят из-за несоблюдения правил дорожного движения водителями автомототранспортных средств (84,2 процента в 2016 году). Две трети наездов и пострадавших в них приходятся на нерегулируемые пешеходные переходы. Особо следует отметить, что доля дорожно-транспортных происшествий из-за наезда на пешеходов именно на пешеходных переходах и пострадавших в них пешеходов ежегодно увеличивается и за 10 лет возросла более чем в 2 раза. Приведенные факты позволяют выделить основные направления работы для решения проблемы обеспечения безопасности пешеходов.
Несмотря на положительные тенденции, дорожно-транспортный травматизм остается одной из острых социально-экономических и демографических проблем в России, требующих активизации усилий государства, бизнес-сообщества и граждан в воздействии на ключевые факторы аварийности, оказывающие влияние на гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях. Недостаток внимания к этой проблеме может привести к росту основных показателей аварийности уже в ближайшие годы.
Вместе с тем результаты анализа динамики основных показателей аварийности и достигнутых результатов, а также опыта экономически развитых государств свидетельствуют о том, что дорожно-транспортные происшествия можно и следует предупреждать, а если все же происшествие случается, то максимально снижать его негативные последствия для жизни и здоровья граждан.
В течение последнего десятилетия работа по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации осуществлялась на программно-целевой основе. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» позволила переломить негативные тенденции развития ситуации с аварийностью и смертностью в Российской Федерации, сложившиеся в стране к 2005 году. По экспертным оценкам, за годы реализации Программы в нашей стране сохранены жизни более 35 тыс. человек. Суммарное снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях по сравнению с 2004 годом, принятым в Программе в качестве базы сравнения, превысило цель на 17 процентов. Следует отметить, что снижение смертности было нестабильным. Положительная динамика в 2006-2010 годах сменилась ростом аварийности в 2011-2012 годах. В первые годы реализации Программы фактическое число погибших в дорожно-транспортных происшествиях было существенно ниже установленных целевых значений, а целевые задания на 2011 и 2012 годы достигнуты не были, что свидетельствует о многофакторности решаемой задачи. Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечением снижения ее показателей, в настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
Результаты анализа тенденций изменения показателей состояния безопасности дорожного движения демонстрируют их тесную взаимосвязь с показателями социально-экономического развития государства. Вследствие этого улучшение экономической ситуации повлечет за собой рост покупательского спроса на продукцию автомобильной промышленности, повышение уровня мобильности населения, увеличение объема грузо- и пассажироперевозок, что в случае ослабления целенаправленной работы по профилактике аварийности на автомототранспорте может негативным образом сказаться на состоянии безопасности дорожного движения. Таким образом, требуются усиление системной работы по реализации соответствующих мероприятий, выработка и осуществление новых подходов по приоритетным направлениям деятельности с учетом складывающейся ситуации в рассматриваемой сфере и имеющих место ресурсных ограничений.
III. Цели, основные направления, задачи, принципы и показатели реализации Стратегии
Целями Стратегии являются повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году.
В качестве целевого ориентира на 2024 год устанавливается показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тыс. населения.