Для чего самокаты на улицах
Кикшеринг в России: как работает и сколько стоит
В современном мире вопросы мобильности и экономии времени особенно важны. Не зря говорят, что время – деньги. Но в больших городах, которые перегружены автомобилями, можно провести в пробке ни один час. Именно поэтому все большую популярность набирает одна из разновидностей шеринга – кикшеринг. Об этом мы и поговорим более детально, разберем в каких городах доступна такая услуга и что она из себя представляет.
Прокат самокатов. Кикшеринг – что это и как работает
Кикшеринг – система предоставления в краткосрочную аренду самокатов или электросамокатов. Безусловно, это средство передвижения вполне удобно, но не в любое время года проедешь на таком виде транспорта.
Сейчас модно жить в аренду: люди снимают квартиры, пользуются услугами такси или каршеринга вместо личного транспорта, даже музыку многие предпочитают слушать по подписке. В 2017 году аренда самокатов накрыла волной популярности всю Европу, а буквально через год кикшеринг появился и в нашей столице. Разберем, как функционирует эта система.
Кикшеринг может работать с привязкой к станции проката или по системе «dockless». Это значит бесстанционно. Действуют система краткосрочной аренды по следующему принципу: самокат можно арендовать через мобильное приложение, а оплатить необходимо за фактическое время использования. Это может быть поминутная, получасовая или часовая оплата.
Важно! Клиент не оставляет за пользование транспортом залога и может завершить продолжительность аренды в любой точке города.
Электросамокаты отлично подходят для преодоления коротких расстояний. Но даже если предстоит длительная поездка в метро или автобусе, не будет проблемой взять достаточно легкий транспорт с собой. Средство передвижения имеет следующие характеристики:
Для того чтобы читатель легко мог понять как работает система кикшеринга, представим пошаговую инструкцию:
Обратите внимание! Некоторые компании требуют оставлять транспорт исключительно на специально отведенных станциях, а кому-то достаточно будет того, чтобы самокат после использования разместили на муниципальной велопарковке.
Компании. Условия и тарифы
Буквально недавно кикшеринговых компаний в России было немного, но ежегодно их список пополняется. Теперь услугами краткосрочной аренды можно воспользоваться не только в Москве, но и в других городах нашей страны. Ознакомимся с наиболее успешными и крупными представителями такого бизнеса, изучим их тарифы и условия:
Кикшеринг, или Как угнать электросамокат
Летом на улицах Кемерова появились электросамокаты, пристегнутые к фонарным столбам, светофорам и другим металлическим конструкциям, причем за ними никто не присматривает. Акт доверия кемеровчанам или новые возможности проката? Большая мобильность или еще одна причина аварий? Читайте о кикшеринге в материале журналиста VSE42.RU.
Жители нашей страны знакомы с электросамокатами не первый год: они попали в пункты проката и магазины спорттоваров еще несколько лет назад и сразу же завоевали огромную популярность среди граждан. Это мобильный, легкий и экологичный транспорт, который если и не заменит автомобиль, то станет отличной альтернативой велосипеду.
Популярность – большая сила, а большая сила – большая ответственность. Десятки случаев ДТП с участием электросамокатов случались в последние несколько лет в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах. Власти культурной столицы, как сообщает «Новая газета», ввели ряд запретов, касаемых пользования этим видом транспорта.
Цены на электросамокаты «кусаются»: сложно найти хорошую модель дешевле 25 тысяч рублей, а в пункт проката из-за сегодняшней пандемии коронавируса решится войти не каждый. Поэтому в Кемерово пришло такое новшество, как «кикшеринг» или «самокатшеринг» – краткосрочная «бесконтактная» аренда электросамоката с помощью мобильного приложения. «Шеринг» – от английского «обмен», потому что у самоката нет владельца и, арендуя его, вы обмениваетесь с тем, кто пользовался им до вас.
Но не приведет ли такая популяризация и доступность этого транспорта к волне ДТП, подобно тому, как случилось в Санкт-Петербурге? В последнее время в Северной столице участниками аварий нередко становятся «самокатчики».
Подробнее о том, как и где искать самокаты, основные правила, безопасность и, наконец, можно ли угнать этот транспорт, VSE42.Ru рассказал один из сотрудников компании, занимающейся кикшерингом.
– Как давно в стране и в Кемерове появился кикшеринг? Много ли желающих воспользоваться этой услугой?
– В 2018 году. Сначала, конечно, в столице и крупных городах: в Москве, Санкт – Петербурге. В Кемерове только этим летом. Желающих в нашем городе пока не так много, потому что людям в новинку такая франшиза. Все привыкли, что нужно идти куда-то в прокат, оставлять залог… Наверное, люди даже побаиваются этих самокатов!
-Хочу прокатиться. Где найти самокат?
– Обычно их несложно увидеть просто на улицах: в центре, в парке Жукова, в Комсомольском парке, насколько я помню, есть точки, где их паркуют. Или же посмотреть в специальном приложении, где стоит ближайший самокат.
– Что нужно для того, чтобы воспользоваться этой услугой? Есть ли возрастные ограничения?
– Нужно скачать приложение. На самокатах есть бирка с названием. Скачиваете, привязываете банковскую карту, сканируете QR-код (он тоже есть на бирке). Выбираете тариф, он зависит от срока аренды и от скорости, с которой вы поедете. Все подробности есть в приложении, не думаю, что кто-то запутается. Еще нужно убедиться в том, что телефон заряжен, чтобы вы смогли завершить аренду. А насчет возрастных ограничений: они есть, пользоваться услугой можно только с 18 лет.
– Как долго можно пользоваться самокатом?
– Опять же, все зависит от тарифа. Можно арендовать поминутно, можно на несколько часов. На сутки вряд ли получится, вы просто устанете. Плюс за остановки тоже придется платить. Получится достаточно большая сумма. Самокат – он, скорее, для отдыха с друзьями или семьей в центре города где-нибудь, а не для туризма.
– По окончании езды куда надо вернуть самокат? Что будет, если человек бросит его в лесу, например?
– В приложении на карте парковочные места выделены специальными значками. Обычно эти точки – велопарковки, заборы, светофоры и прочее. Должна быть замкнутая металлическая конструкция, чтобы пристегнуть замок. Вы не сможете оставить самокат в неположенном месте. По окончании поездки нужно прислать нам фотографию, и, если самокат припаркован неправильно или в неположенном месте, вам будет грозить штраф.
– На какие расстояния я могу ездить? Можно ли, например, выезжать за город?
– Снова возвращаемся к карте в приложении. Можно ездить только в пределах зоны, которая обозначена зеленым цветом. За город выехать не получится. Но, поверьте, тесно вам точно не будет.
– Мое местоположение отслеживается? Если да, то как?
– Да, разумеется, мы видим каждый самокат. В них есть GPS – трекеры.
– Были ли случаи воровства самокатов?
– У нас пока не было, не слышал, но, я уверен, что в других городах такое случается. И чаще всего это даже не воровство, а просто неправильная парковка, например. Украсть самокат у вас не получится, потому что мы видим, где вы находитесь. Если вы покинете зеленую зону, то колеса самоката просто заблокируются и вы не сможете ехать дальше. Не понесете же вы его в руках, он не слишком-то легкий! Да и мы тут же узнаем, что вы нарушаете наши правила. Домой тоже не заберете, по этой же причине. А насчет «потерять», не представляю, как такое может случиться. В любом случае, за порчу имущества и тем более кражу, даже за попытку, вы будете оштрафованы.
– Что будет с другими способами проката, где оставляют в залог деньги или документы, чтобы взять на пользование транспорт? «Подвинет» ли кикшеринг этот формат проката?
– Не в ближайшее время точно. Люди слишком привыкли к классическому прокату. Я ведь уже говорил, что кикшеринг пока не слишком популярен в Кемерове. Может, в крупных городах сдвиг произойдет быстрее.
– Слышали о ДТП с самокатами в Санкт-Петербурге? Как избежать таких трагедий в нашем городе?
– Да, слышал. Вряд ли избежать происшествий получится полностью, но, если соблюдать ПДД и прочее, то вы обезопасите себя: носить шлемы и прочую защиту во время езды. Кроме того, безопасная скорость. Не стоит разгоняться слишком и ездить по неровным дорогам. Еще масса нюансов, все эти правила важны для безопасности и самокатчиков, и пешеходов.
Самокаты Whoosh в Екатеринбурге теперь не привязаны, а просто стоят на улицах. Как это работает?
На днях в Екатеринбурге открылся сезон аренды электросамокатов Whoosh, но в этом году они не привязаны — крепить их замком и тросом больше не нужно. Это стало возможным на новых моделях, которые оснастили специальной системой, способной отслеживать их местонахождение и состояние по всему городу. Об этом It’s My City рассказала представитель команды сервиса аренды самокатов Whoosh Юлия Камойлик.
По словам Камойлик, на новых самокатах установили сенсоры, GPS и GSM модемы, которые сообщают о любой нестандартной ситуации, к примеру, если самокат попытаются украсть. В этом случае на место мгновенно выезжает служба безопасности сервиса. Кроме того, электроника позволяет вести постоянный мониторинг самокатов и при необходимости ремонтировать и заряжать их.
«Весь сервис — набор технологических решений, мы написали шеринговую платформу, разработали электронику самоката и прочее. Сервис Whoosh превратил самокаты в устройство интернета вещей (IoT) — они всегда на связи с облачной шеринговой платформой», — объяснила Камойлик.
Более того, новая модель стала безопаснее. Так, теперь на самокатах будет действовать ограничение скорости до 15 км/ч в специальных гео-зонах — местах скоплений людей. Это должно снизить риск аварий.
Изменилась и конструкция самоката: на нем больше нет узла складывания стойки, что делает его прочнее. Кроме того, появился двойной амортизатор над передним колесом, что обеспечивает мягкий ход.
Как воспользоваться самокатом?
Самокаты Whoosh равномерно расставлены по городу, любой из них можно на время арендовать при помощи приложения и завершить поездку на парковке, которые отмечены специальными точками на карте, где самокаты не будут мешать движению людей и машин. Арендовать самокат можно через приложение для iOS и Android. Регистрация в приложении занимает минуту — нужно лишь ввести почту, телефон и подтвердить способ оплаты. Для начала поездки необходимо отсканировать приложением QR-код на руле самоката.
Докатились. Чем обернутся гонения на электросамокаты в российских городах
Что случилось
Весной 2021 года произошёл целый ряд громких инцидентов с участием водителей электросамокатов. Многие из них завершились травмами и даже гибелью.
«Ситуация с прокатом самокатов и с ездой на велосипедах по тротуарам идёт по восходящей и не поддаётся никакому описанию. Эту вакханалию надо прекращать», — заявил вице-спикер новосибирского заксобрания Андрей Панфёров. Местные единороссы направили премьер-министру РФ Михаилу Мишустину письмо с просьбой разрешить ситуацию на федеральном уровне и наконец определить статус электросамокатов на дороге.
Проблема в том, что про электросамокаты не говорится ни в ПДД, ни в законах. В ПДД есть упоминание лишь об обычных самокатах: люди на них, а также на роликах и инвалидных колясках приравниваются к обычным пешеходам. В то же время из документа следует, что двухколёсные транспортные средства с электродвигателями «номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт» приравниваются к мопедам. Это значит, что для управления ими нужны права, а двигаться на них нужно по проезжей части, а не по тротуарам.
Неоднозначность оставляет сотрудникам ГИБДД пространство для творчества: осенью 2020 года в Казани за езду в нетрезвом виде на электросамокате у местного жителя забрали автомобильные права — его транспортное средство признали мопедом. У судов не было однозначного мнения на этот счёт: в первой инстанции победили гаишники, во апелляционной — водитель.
Что собираются делать власти
Ещё в сентябре 2020 года Минтранс предложил внести поправки в ПДД, которые вводят понятие средств индивидуальной мобильности (СИМ). Ранее в МВД предлагали отнести к этой группе электрические и обычные самокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколёса, скейтборды и ролики. В Минтрансе предложили:
До сих пор эти поправки не приняты. Однако уже звучат новые идеи, как приструнить электросамокатчиков. Глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников предложил обязать их надевать каски. Руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов пошёл дальше и направил письмо на имя главы Минтранса Виталия Савельева с идеей обязать граждан использовать защитную амуницию во время езды на электросамокатах.
К вопросу подключился даже Совет по правам человека.
Столица электросамокатов: сервисы аренды открыли сезон в Петербурге
Компактный транспорт становится всё более популярным в Северной столице
В конце марта на улицах города снова появились скутеры, доступные через приложение на смартфоне. Рассказываем, сколько это стоит и почему электросамокаты могут стать новым трендом в Петербурге. Или уже стали.
Кикшеринг – относительно новое веяние для Северной столицы, но одно из самых перспективных в плане развития транспорта. Массово мигрировать из центра в спальные районы электросамокаты начали только в прошлом году, но уже этой весной могут окончательно стать частью городского ландшафта.
Самокаты по осени считают
В общей сложности, по подсчётам Metro, к осени число электросамокатов на дорогах и тротуарах города может заметно превысить 10 тыс. штук. В Urent обещают 6,5 тыс. в течение сезона, который обычно заканчивается в ноябре (2,5 тыс. уже запаркованы и доступны для заказа). Другой крупный игрок рынка Whoosh, который первым пришёл в Петербург в 2019 году, планирует довести количество до 4 тыс. (сейчас в эксплуатации находится около половины).
Также на рынок в прошлом году вышли бренды Molnia, Bolt, Red Wheels, но там масштабы гораздо меньше. К примеру, Red Wheels анонсировал в 2020 году 80 скутеров. При этом, как отметили представители компании, точное число не разглашается до запуска, а он состоится «не раньше мая». Аргументируют это тем, что аккумуляторы самокатов плохо переносят низкие температуры.
Система работы у сервисов краткосрочной аренды электросамокатов схожая. Для того чтобы ими воспользоваться, нужно установить приложение, найти на карте ближайшую парковку и разблокировать транспорт с помощью смартфона. По каждому доступен уровень заряда (с расчётом потенциального километража и времени), а также цена. В среднем это 50 рублей за старт и 5–6 рублей за километр пути.
Так выглядит карта самокатов в приложении.
Два важных момента. Во-первых, укатить на своём скутере на другой конец города не получится. Есть не только «мёртвые зоны», куда система не пустит (их немного), но и зонирование в целом. Ориентироваться можно по карте в приложении. Как только вы приблизитесь к границе, самокат звуковым сигналом даст знать, что лучше развернуться.
Во-вторых, в конце пути нужно найти ближайшую парковку, отмеченную на карте, отключить таймер (а то «машина» продолжит съедать ваш бюджет) и оставить транспорт на зарядке.
От каршеринга к кикшерингу
Небольшие компании с ограниченным числом самокатов стараются разместить их в центре либо в одном районе (к примеру, Приморском). Большие игроки, напротив, стараются рассредоточить их по городу, делая упор на крупные транспортные узлы и станции метро. И даже за городом: электротранспорт, в частности, появился в Кудрово.
По её словам, часть пользователей электросамокатов отказываются от автомобиля летом, пересаживаясь на кикшеринг.
Самокаты ставят рядом с достопримечательностями.
Самокаты тянутся к мостам
Как отмечает основатель Urent Андрей Колесник, прошлый год показал, что Петербург вполне может стать самокатной столицей России наравне с европейскими мегаполисами, где кикшеринг очень развит, – в частности, Стокгольмом, Осло, Хельсинки.
Петербуржцы очень любят оставлять и пристегивать самокаты на мостах, приводит забавный факт Андрей Колесник.
– Не до моста, не после, а именно на самом мосту. А закрепленные таким образом самокаты довольно быстро срезала и эвакуировала специальная городская служба. У нас нельзя завершать поездку на мосту в приложении, но пользователи пытались это делать, – комментируют в сервисе.